МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕПО ВАРИАНТУ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ
Анализируется феномен гиперсоциализации и его значение для личностного развития молодых людей. Представлены основания для разработки модели личностного развития по варианту гиперсоциализации и дано описание этой модели.
MODEL OF GIPERSOCIALISATION PERSONAL DEVELOPMENT IN YOUTH.pdf Для того чтобы подойти к рассмотрению феномена гиперсоциализации, необходимо определиться с основными понятиями. К ним относятся понятия социализации и социальной адаптации. В литературе можно найти разграничение этих двух во многом сходных процессов. Так, С.И. Розум отмечает, что социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах. В процессе онтогенетической социализации, с одной стороны, общество путем социального наследования постоянно сохраняет и воспроизводит себя, а с другой - происходит духовное обогащение отдельного субъекта, развитие его как социального существа. Социализация представляет собой, таким образом, двунаправленный процесс удовлетворения взаимных требований, предъявляемых субъектом и обществом друг к другу: общество возобновляется, если удовлетворяет требованиям индивида, индивид развивается и превращается в личность только при выполнении им требований, предъявляемых обществом.Социальная адаптация представляет собой процесс, во многом сходный с процессом социализации. В процессе социальной адаптации происходит установление относительно взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды. Результатом социальной адаптации является достижение состояния социальной адапти-рованности - относительной гармонии между потребностями и стремлениями личности и требованиями социальной среды. Следует иметь в виду, что адаптация не самоцель для индивида, она выступает в качестве необходимого условия достижения человеком личностно-значимых целей и решения личных задач. Считается, что процесс адаптации запускается при возникновении противоречий между указанными взаимными требованиями [9].Социализация и социальная адаптация - сходные и взаимосвязанные процессы. Т. Шибутани прямо указывает, что социализация является формой социальной адаптации [14]. В связи с этим онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механиз-мы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие личностные особенности, которые в целом имеют адаптивное значение. Человек социализируется, активно адаптируясь к требованиям социальной среды, а эффективная адаптация во многом определяется успешностью предшествующей социализации. Социализация и социальная адаптация представляют собой длящийся всю жизнь процесс согласования представления о самом себе, своих возможностях, ценностях, целях, планах с представлениями об окружающем человека мире [9].Термин «гиперсоциализация» можно встретить в социальной психологии и психологии развития. Феномен гиперсоциализации, рассматриваемый в рамках социальной психологии, обозначает повышенное, возможно, болезненное желание быть принятым в какой-либо социальной группе, адаптироваться к ней. В частности, наличие гиперсоциальных установок при взаимодействии с другими людьми можно определить с помощью теста диагностики межличностных отношений (ДМО). Доминирование восьмого октанта в структуре межличностного взаимодействия позволяет говорить об «ответственно-великодушном» типе отношений, который как раз и является одним из критериев гиперсоциальной установки.В психологии развития феномен гиперсоциализации, как правило, анализируется при характеристике детско-родительских отношений. Например, в исследованиях А.Я. Варга и В.В. Сталина гаперсоциализа-ция выделена как один из типов родительского отношения к ребенку. Авторы говорят об авторитарной гиперсоциализации, инициированной требованиями родителей безоговорочного послушания и дисциплины со стороны ребенка. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует от него достижения социального успеха, стараясь во всем навязать ему свою волю. В то же время за проявление своеволия ребенка сурово наказывают.На наш взгляд, сущность понятия гиперсоциализации не раскрывается в достаточной мере. Она рассматривается как некий статический феномен психической жизни человека, либо как специфический способ взаимодействия взрослого и ребенка, либо как характеристика межличностных отношений.Мы попытаемся рассмотреть феномен гиперсоциализации шире, как динамическую характеристику55№26Сибирский психологический журнал2007г. особенностей развития человека. Гиперсоциализацию мы определяем как такой вариант индивидуального развития человека, в котором динамическое равновесие между потребностями и стремлениями личности и требованиями социальной среды смещается в сторону среды. Исходя из такого понимания этого феномена, гиперсоциализацию можно считать специфической формой социальной адаптации или даже отнести к нарушению процесса социальной адаптации. Причем как и социализация, гиперсоциализация - процесс, длящийся всю жизнь. В ходе его идет согласование представлений о самом себе, своих возможностях, ценностях, целях и планах с представлениями об окружающем мире. Иными словами, можно говорить о специфической линии длящегося всю жизнь процесса смыслообразования, психологическим «центром тяжести» которого являются социум и его отношение к индивиду.Безусловно, ориентация на социальные нормы и ценности - это неотъемлемая составляющая благополучно развивающегося и социализирующегося человека. Более того, социальные нормы пронизывают все сферы и области психической жизни, зачастую оставаясь для него скрытыми, редко осознаваемыми. Социализация с этой точки зрения - это непрерывно длящийся процесс создания в индивидуальной психике общепринятых значений, посредством которых актуализируются общие для всех идеальные образцы. В связи с тем, что нормированию подвергаются все стороны психической деятельности человека, социализацию следует понимать не как некое неопределенное «усвоение» человеком норм и ценностей группы, а как непрерывный процесс формирования у него правил, образцов, эталонов, регламентирующих все аспекты его психической деятельности.Однако индивид - это не просто система норм, это активный субъект, способный к самоотчету, диалогу с самим собой. С формированием самосознания он в состоянии сопоставлять, анализировать и выбирать предоставляемые ему нормы. Более того, усвоив язык и систему основных норм, он становится в состоянии вырабатывать собственные нормы, служащие регуляторами его собственного поведения. Формирующиеся при этом личностные смыслы становятся личностными нормами. В свою очередь, процесс формирования личностных норм является необходимым условием формирования личностной идентичности, которую можно трактовать как относительно устойчивую систему индивидуальных норм относительно основных мотивов и целей жизнедеятельности, а также ценностных ориентации, определяющих личностное мировоззрение и самосознание [9].С нашей точки зрения, в случае гиперсоциализации нарушается естественный процесс формирования личностных смыслов и норм, а следовательно, нару-шается и формирование идентичности человека. Акцент в ценностно-смысловой сфере человека смещается в сторону доминирования социально значимых и социально одобряемых ценностей. Личностные смыслы, связанные с саморазвитием и проявлением индивидуальности, отходят на второй план или проявляются ровно настолько, чтобы послужить для дальнейшего социального продвижения и одобрения. Иными словами, создаются серьезные предпосылки для формирования диффузной идентичности, которая является признаком личностной незрелости человека и предпосылкой для развития различных девиаций.Таким образом, одно из пониманий сути феномена гиперсоциализации лежит в ценностно-смысловой сфере. Когда личностно значимые смыслы замещаются социально значимыми смыслами, они становятся уже собственными. Иными словами, интро-ект, как некритически усвоенная ценность, но при этом помогающая социальной адаптации, воспринимается уже как собственная значимая ценность и встраивается в общую систему смыслов и ценностей, детерминирующих жизнь и поведение человека.Эмпирические данные, полученные нами, подтверждают вышесказанное. Так, нами были обнаружены факты, свидетельствующие в пользу того, что для лиц, отличающихся гиперсоциальными установками, характерно своеобразие ценностно-смысловой сферы. В частности, для них доминирующей ценностью является собственный престиж, т.е. уважение, признание и одобрение со стороны окружающих.Данные, полученные с помощью методики И.Г. Сенина «ОТеЦ», свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие по варианту гиперсоциализации сопровождается снижением показателей по субшкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», т.е. человек чаще испытывает неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, не видит в ней смысла.По субшкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» представители группы с наличием гиперсоциальных установок демонстрируют меньшую степень удовлетворенности своей жизнью в настоящем, в меньшей степени воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.Данные по субшкале «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» свидетельствуют, что наличие гиперсоциальных установок может влиять не только на ощущение себя в настоящем, но и на оценку прошлого. В частности, обнаружена склонность негативно оценивать пройденный отрезок жизни. Воспринимая процесс адаптации к социуму как естественную и неизбежную часть жизни, человек может остановиться, в силу определенных причин, на этом этапе личностного развития.56Общая психология и психология личностиИными словами, оставаться, по сути, внутри «эпохи детства», если обратиться к периодизации развития человека А.В. Петровского. Этот этап, по А.В. Петровскому, характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией и соответствует становлению социально-типического в человеке.Гиперсоциальная установка индивидуального развития, согласно нашим представлениям, будет вносить существенный вклад в психологическое своеобразие человека, которое мы можем наблюдать на разных уровнях индивидуальности - личностном, интеллектуальном и коммуникативном.Психодиагностика молодых людей, отличающихся гиперсоциальной установкой индивидуального развития, позволила нам выявить их личностные особенности. Так, в частности, с помощью методики Кеттелла у них было обнаружено снижение степени доминантности, настойчивости и независимости. Напротив, они склонны проявлять конформность, зависимость, робость, застенчивость, чувство собственной неполноценности и неуверенность в себе. Как следствие, такие люди скромны, доброжелательны, послушны, тактичны, тяготеют к традиционности, а также осторожны и робки. Они руководствуются мнением окружающих, не умеют отстаивать свою точку зрения, следуют за более авторитетными людьми и легко поддаются их влиянию. Безусловно, данные личностные характеристики не являются отрицательными сами по себе, более того, для успешного вхождения в социум необходимо проявлять доброжелательность, тактичность, уметь уступать в тех случаях, когда это необходимо. Но, как нам представляется, эти качества в случае, если они выражены ярко, могут препятствовать проявлению собственной индивидуальности в социуме вследствие чрезмерно высокой ориентации на него.Также существует взаимосвязь между увеличением коэффициента отклонения между психофизиологическим и коммуникативным типами и снижением таких черт, как оптимистичность, простота и естественность в поведении, снижается легкость в отношении к жизни. С увеличением влияния гиперсоциальной установки индивидуального развития повышаются такие показатели, как тревога за будущее, озабоченность последствиями своих поступков и возможными неудачами и несчастьями. Проявление этих особенностей личности, на наш взгляд, является следствием того, что при сильном различии коммуникативного и психофизиологического типов у человека доминируют устойчивые паттерны взаимодействия с миром, которые являются «чужеродными» для данного человека. Исходя из вышеперечисленных данных, можно говорить о вполне определенном влиянии гиперсоциальной установки индивидуального развития на формирование личности.Социальные установки, как детерминированную социальным ожиданием готовность индивида действовать в социальной среде определенным образом, мы можем отследить в сфере межличностного взаимодействия, или коммуникативной сфере. Ее особенности нами изучались с помощью теста диагностики межличностных отношений (ДМО).Как было установлено, наличие гиперсоциальной установки индивидуального развития способствует формированию у молодых людей «покорно-застенчивого» типа межличностных взаимоотношений, который отражает такие личностные характеристики, как пассивность, повышенная склонность к рефлексии, подчиняемость, неудовлетворенность собой, склонность винить себя во всех неудачах, пессимистическая оценка своих перспектив.Еще одна сфера, в которой были обнаружены психологические эффекты гиперсоциализации, - интеллектуальная. Так, в частности, с помощью интеллектуального краткого отборочного теста (КОТ) было выявлено отрицательное влияние гиперсоциальной установки индивидуального развития в юношеском возрасте на уровень интеллектуальной результативности. Этот факт подтверждается данными по другой возрастной группе - подросткам, где было обнаружено отрицательное влияние гиперсоциализации на эвристичность мышления - одну из составляющих невербального мышления, которая обеспечивает непредвзятость и многогранность подхода к решению проблем (рис. 1) [11].На основе проведенных психологических исследований нами была разработана модель личностного развития молодых людей по варианту гиперсоциализации (рис. 1). Мы, вслед за Б.Г. Ананьевым, рассматриваем психологические последствия гиперсоциализации в виде психологических эффектов. Б.Г. Ананьев использовал понятие «психологические эффекты социализации» для обозначения изменений в психике человека, являющихся следствием систематического общения и совместной деятельности человека с другими людьми на протяжении всей жизни. Он считал, что социализация охватывает весь жизненный путь человека, и к ее психологическим эффектам относил такие социальные установки, как детерминированную социальным ожиданием готовность индивида действовать в социальной среде определенным образом; ценностные ориентации и интересы; характер личности как целостный эффект социализации; интериоризацию умственных действий [1].Предлагаемая модель основывается на представлении о социализации как форме социальной адаптации, которая является двунаправленным процессом удовлетворения взаимных требований, предъявляемых субъектом и обществом друг к другу. В нашей модели в результате такого взаимодействия сохраняется ди-57№26Сибирский психологический журнал2007г. гнперсоциалюацнв:•·мякросоцнальные (особенности•детско-родителъских отношений);•макросоцвальяые (культурные и•социально-экономические•характеристики общества)•·Формирование гиперсоцвальвой установи! индивидуального развития•·Сферы становления личности:•·деятельность;•·общение;•·самосознание•·Специфический вариант развития личности•·Изменение типологической принадлежности человека в пользу•коммуникативного типа, в сильной степени отличающегося от базисного,•·пснхофизиологичес-кого типа•·Процесс вхоэкдеиия в социум:•·расширение социальных•связей;•становление•· •·Внутренние условия гнперсоциалязацин:•·генетически обусловленные особенности•ВВД•пластичность психики в детском возрасте;•особенности личности;•врожденная потребность в принадлежности к•социальной группе•·Психологические эффекты гиперсоциализацин:•·ценностные ориентации и установки;•социальные установки;•личностные особенности;•особенности интеллектуальной•деятельностисмыслов;- ориентация в системеРис. 1. Модель личностного развития молодых людей по варианту гиперсоциализациинамическое равновесие между интересами молодого человека и интересами социума. Это динамическое равновесие может нарушаться, и если оно смещается в сторону доминирования интересов общества, то, с нашей точки зрения, можно говорить о процессе гиперсоциализации как основной линии онтогенетического развития. Необходимо уточнить, что предлагаемая модель гиперсоциализации имеет отношение к проблеме внутреннего психологического опосредования социальных влияний на субъекта. Практически все исследователи прямо или косвенно признают наличие внутренних детерминант или внутренних психологических условий, опосредующих социальные воздействия на индивида в процессе социализации и социальной адаптации. В отечественной психологии идея о детерминации психических явлений не только внешними, но и внутренними факторами принадлежит С.Л. Рубинштейну, утверждавшему, что психическое как форма отражения действительности, как форма ее субъективного познания представляет собой активный процесс мысленного восстановления объекта. К числу внутренних условий, опосредующих процесс социализации, относятся генетически обусловленные «воз-растно-половые» и «индивидуально-типические» характеристики человека.Мы, в свою очередь, к внутренним условиям гиперсоциализации относим генетически обусловлен-ные психофизиологические особенности индивида, которые являются основой для эмоционально-динамического паттерна, играющего важную роль в формировании базисных индивидуально-личностных свойств. Структура индивидуально-личностных свойств, которые также относятся к внутренним условиям гиперсоциализации, определяется ведущей тенденцией или несколькими тенденциями, придающими индивидуальную окраску и определенную качественную специфику стилю переживаний, мышления, межличностного поведения и основной направленности и силе мотивации. Более того, формируя характер человека, ведущие тенденции эмоционально-динамического и индивидуально-личностного паттерна в известной мере ограничивают русло, в рамках которого формируются более высокие уровни личностного развития, создавая определенную избирательность и тропизм в отношении тех или иных ценностей, а также возможных вариантов и направлений социальной активности [10].К внутренним условиям гиперсоциализации мы также относим пластичность психики в детском возрасте и врожденную потребность каждого человека принадлежать к определенной социальной группе. Пластичность детской психики, как повышенная готовность откликаться на внешние воздействия, позволяет ребенку гибко реагировать как на положи-58Общая психология и психология личностительные, так и на отрицательные средовые воздействия, что в конечном итоге способствует его социальной адаптации. Врожденная потребность принадлежать к определенной социальной группе, или «врожденный социальный интерес», по Адлеру, является императивом, одним из основных мотивов, определяющим в целом активность ребенка. Согласно идее Л.С. Выготского, развитие ребенка, преобразование социального в индивидуальное происходит только в результате сотрудничества со взрослыми и сверстниками [7]. По Фромму, формирующаяся личность является результатом взаимодействия социальных влияний и специфических человеческих потребностей, первой из которых он выделял потребность в установлении связи с миром людей. Идеальной реализацией этой потребности является «продуктивная любовь» как стремление помогать, заботиться, принимать участие в ком-то [13].На основе полученных данных и с учетом известных в психологии фактов можно утверждать, что более склонны к гиперсоциализации те подростки и юноши, у которых сочетаются низкая сила нервных процессов, высокая эмоциональная чувствительность, высокая пластичность психики и выраженная потребность принадлежать к социальной группе.Внешние условия гиперсоциализации можно разделить на две в равной степени значимые части: микросоциальные (особенности детско-родительских отношений) и макросоциальные (культурные и социально-экономические характеристики общества). Основополагающее влияние родителей на развитие ребенка и формирование его личности является бесспорным и хорошо изученным фактом. В частности, считается, что доминирующий стиль взаимодействия родителей с ребенком может влиять на всю его дальнейшую жизнь, определяя самооценку ребенка и его отношения со старшими и сверстниками, а также отношение к миру людей в целом.Одним из типов отношения родителей к ребенку может быть авторитарная гиперсоциализация, характеризующаяся требованием от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Подобные требования микросоциального окружения могут способствовать формированию гиперсоциальной установки как доминирующей движущей силы развития молодого человека.Как известно, макросоциальные условия влияют на социотипичеекое поведение человека. В этом поведении он выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, которые типичны для данной общности и влияние которых на его деятельность актуально им не осознается и не контролируется [2]. Фромм говорит о том, что различные общества и классы внутри общества обладают своим особым социальным характером и на его основании развиваются и приобре-тают силу определенные идеи... Если взглянуть на социальный характер с точки зрения его функций в социальном процессе, то мы должны будем начать... с утверждения, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, т.е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества [11].В результате определенного взаимодействия внешних и внутренних условий гиперсоциализации, влияющих на развитие ребенка, к юношескому возрасту может произойти отчетливое смещение динамического равновесия между интересами социума и интересами молодого человека в сторону социума. Предлагаемая модель (см. рис. 1) разрабатывалась именно для юношеского возраста как «арены», на которой разворачиваются психологические эффекты гиперсоциальной установки индивидуального развития. Этот возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотъемлемо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний [8]. Понимание же сути феномена гиперсоциализации, как было показано выше, лежит в ценностно-смысловой сфере. Поэтому вполне закономерно ожидать, что именно в этом возрастном периоде можно наиболее отчетливо наблюдать психологические эффекты гиперсоциализации.Следствием возникновения гиперсоциальной установки индивидуального развития в предлагаемой модели, с точки зрения типологического подхода является существенное изменение типологической принадлежности молодого человека: от биологически обусловленного психофизиологического типа к социально обусловленному коммуникативному. Диагностическим критерием принадлежности человека к одному из психофизиологических типов служит индивидуальный набор показателей функциональной асимметрии. Этот набор отражает специализацию полушарий мозга и связан с типичными способами восприятия и переработки информации, а также с основными способами организации активности человека [3,4].Формирование психофизиологического типа, по нашему мнению, происходит благодаря «системному обобщению», первоначально генетически заданной системе индивидуально-биологических свойств (с изначальной метаиерархией потребностей, мета-планом и метаспособом действий), которая, вклю-59№26Сибирский психологический журнал2007г. чаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется. Трансформируясь, она образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических. Типу, формирующемуся в результате этого процесса, свойствен устойчивый набор личностных черт [3, 4], и мы называем его «базовым», так как он является производным от первоначально генетически заданной системы индивидуально-биологических свойств человека.Тем не менее зачастую человек оказывается в таких средовых условиях, когда процесс развертывания генетически обусловленных программ психического развития затруднен. Человеку приходится в большей степени адаптироваться в соответствии со средой, а не трансформировать ее в соответствии со своими целями. В этом случае человек может приобретать иной устойчивый набор личностных черт и поведенческих особенностей, что можно обозначить как изменение типологической принадлежности. Мы считаем, что коммуникативный тип формируется как результат взаимодействия человека с социальной средой, т.е. в процессе его социализации.Мы предполагаем, что специализация полушарий мозга человека может детерминировать его врожденную систему когнитивных ориентации (установок), выступающую в качестве механизма неосознаваемой регуляции поведения и формирующую предрасположенность субъекта к специфическим формам активности. Как следствие человек избирательно по принципу соответствия может легко и прочно ассимилировать те социальные ценности, которые в какой-то мере совпадают с его врожденными установками. Напротив, в случае несоответствия усвоение человеком социальных ценностей может быть поверхностным и нестойким. Очевидно, что в этом случае нестойкой окажется и его мотивация (проблема расхождения декларируемых и реальных ценностей), а определяемое ею поведение будет характеризоваться изменчивостью и низкой степенью предсказуемости [3,4].Следует заметить, что решение проблемы существования врожденных когнитивных ориентации требует надежных подходов к выявлению специализации полушарий мозга человека.С точки зрения психологии личности следствием формирования гиперсоциальной установки индивидуального развития в предлагаемой модели является некоторая деформация структуры личности, про-являющаяся в самосознании, деятельности, общении и ценностно-смысловой сфере. Заметим, что полученные нами данные о личностных особенностях гиперсоциализированных молодых людей находятся в рамках нормативного развития и отражают один из вариантов индивидуального развития. Наличие гиперсоциальной установки не является признаком дизонтогенеза, более того, молодые люди, у которых эта установка присутствует, могут характеризоваться высоким уровнем социальной адаптации. Но вместе с тем у них появляется такая особенность, как чувство непринятия других людей.Получается, что достижение ими определенного уровня социальной адаптации оборачивается формированием негативного отношения к окружающим людям, что следует расценивать как негативное психологическое явление. Оно способно, по нашему мнению, вызвав нарушение психологического взаимодействия между развивающейся личностью и окружающими людьми, спровоцировать некоторую дефицитарность этой личности, несмотря на формальное достижение молодым человеком нормативного уровня социальной адаптации. Мы можем даже предполагать, что непринятие других может не проявляться в повседневной жизни, оказываясь скрытной чертой личности. Тем не менее ее наличие опасно порождением в будущей жизни целого комплекса проблем межличностного характера.Сформированная гиперсоциальная установка, являясь по сути лишь вариантом нормативного развития, может существенно затруднять, с нашей точки зрения, переход молодых людей на следующий этап социализации - активное, творческое преобразование среды. Современному же человеку требуется творчески преобразовывать почти каждую жизненную ситуацию, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Мы можем с высокой долей уверенности предполагать, что такой образ бытия может быть просто труднодоступен для молодых людей с гиперсоциальной установкой развития. И не потому, что ценности самореализации, самоактуализации чужды им, а потому, что у них может недоставать личностного ресурса для выхода на более «продвинутый» уровень развития. Переживание невозможности выхода на уровень личностного самоопределения может, как мы думаем, порождать негативное отношение к себе и окружающим, усугубляя фрустрацию в проблемных жизненных ситуациях и образуя своеобразный «порочный круг», выйти за пределы которого довольно сложно. 60Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект №05-06-06014а).Общая психология и психология личностиЛитература
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 220
Ключевые слова
социальная адаптация, коммуникативный тип, психофизиологический тип, социализация, гиперсоциализация, socially-psychological adaptation, communicative type, psychophysiological type, socialization, hypersocializationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Богомаз Сергей Александрович | Томский государственный университет | доктор психологических наук | |
Тренькаева Наталья Анатольевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук |
Ссылки
Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Учен. зап. ЛГУ. 1971. Вып. 9. С. 144-150. (Человек и общество).
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. 71с.
Богомаз С.А. К проблеме статистической верификации концепции интертипных отношений // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000. С. 48-49.
Богомаз С.А., Тренькаева Н.А. Проблема смыслов сквозь призму типологического подхода // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 97-99.
Богомаз С.А., Тренькаева Н.А. Психофизиологические основания типологии Юнга и представление о психофизиологических и коммуникативных типах // Вестник интегративной психологии. Ярославль, 2005. С. 67-69.
Выготский Л.С. Проблема сознания // Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1. 312 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология // Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.463 с.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006. 362 с.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.48 с.
Тренькаева Н.А., Богомаз С.А. Выявление и оценка психологических эффектов социализации при формировании коммуникативного типа у лиц разного возраста // Менталитет и коммуникативная среда в транзитном обществе: Сб. статей / Под ред.В.И. Кабрина, О.И. Муравьевой. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 244-253.
Фромм Э. Характер и социальные процессы // Психология личности. М., 1982. С. 49-51.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.168 с.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 236 с.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕПО ВАРИАНТУ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 5154