Представлены результаты исследования особенностей представления об успешности у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, и подростков, воспитывающихся в семьях.
CONCEPTION ABOUT SUCCESS AT TEENAGEERS WHO HAVE DIFFERENT EXPERIENCE OF FAMILY NURTURE.pdf В настоящее время в обществе популярны такие понятия, как «успешный человек», «успешная жизнь» и т.д. В силу ориентации современного человека на успех данное понятие привлекательно для разных социальных кругов, оно популярно среди бизнесменов, политиков, молодежи. Существует огромное количество популярной литературы на тему успешности, существуют различные тренинги и семинары, помогающие человеку стать «успешным». В то же время становится понятным, что у разных социальных групп формируется разное представление как о самом феномене жизненной успешности, так и о способах ее достижения. До настоящего времени в психологии нет единого представления о том, что такое успех.По словам А.С. Белкина, успех с психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её надеждами, ожиданиями, либо превзошел их [3].В.В. Ястребов определяет успех как:•·фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;•·мотив, т.е. порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;•·стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения [3].Абсолютно понятным становится то, что понятие успешности очень индивидуально, его трудно определить, у разных людей слово «успешность» вызывает различные ассоциации, потому что связано с индивидуальной системой ценностей. Представления об успехе и успешности формируют личность, оказывают влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний [3].В связи с этим представляется актуальным изучение преобладающих в молодежной среде представлений о том, что такое жизненный успех, каковы показатели достижения успешности в различных жизненных сферах, какие личностные качества преобладают у успешных людей.Целью нашего исследования, проведенного в марте-мае 2009 г., было выявление представлений о том, что такое успех, с точки зрения современных подростков, и того, насколько представления об успешности различны у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания. Говоря о разном опыте семейного воспитания, мы имеем в виду две категории подростков: 1) подростки, воспитывающиеся в семьях; 2) подростки, воспитывающиеся в детском доме.Как известно, подростковый возраст - последний период пребывания детей в учреждении интернатного типа. В этот момент они готовятся к самостоятельной жизни, к вступлению в новый, незнакомый, зачастую чуждый для них мир. Особая среда, в которой воспитываются подростки, не способствует формированию чувства временной перспективы [2], им сложно представлять будущую жизнь, возможность достичь в ней успехов, т.к. они привыкли жить «по указке» других людей и не готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.Для исследования представления об успешности мы использовали авторский опросник «Представление об успешности», составленный с использованием методического приема неоконченных предложений. Выборка исследования составила 49 подростков в возрасте от 12 до 16 лет (ученики 5-9-х классов). Из них 20 подростков, оставшихся без попечения родителей, 29 - подростки, воспитывающиеся в семьях.Сравнительный анализ их ответов показал, что существуют значимые различия между воспитанниками детских домов и «семейными» подростками.Различия между подростками с разным опытом семейного воспитания были видны уже при заполнении опросника.Если «семейные» подростки задавали мало вопросов, заполняли опросники с энтузиазмом, быстро, то воспитанники детских домов испытывали большие трудности в заполнении: задавали много вопросов, долго думали над каждым предложением, часто говорили, что ничего не понимают и не знают.В связи с этим число ответов «не знаю» в группе подростков-сирот на каждое предложение было велико (до 40%), по сравнению с подростками, воспитывающимися в семьях (из всех предложений только в одном встретились ответы «не знаю»). Уже из этих данных можно сделать выводы о том, что воспитанники детских домов, по сравнению с «семейными» детьми, мало осведомлены о понятии успешности.При анализе ответов становится видно, что дети, воспитывающиеся в семьях, более развёрнуто отвечают на вопросы, используют большое количество определений, не ограничиваются ответом в одно слово, по сравнению с ответами детей-сирот, которые отличаются «скупостью», простотой.Понятие «успешность в жизни» подростки сравниваемых групп понимают по-разному. Для сирот это предложение, по-видимому, оказалось одним из самых сложных (не ответили на него 40% подростков). 20% сирот ответили, что успешная жизнь предполагает наличие счастья, причём следует отметить, что само понятие «счастье» достаточно абстрактное, и не ясно, что подросток под этим словом подразумевает. Конкретных ответов было мало. Работа, учёба, семья - написали обе группы. Интересно то, что если для детей, воспитывающихся в семьях, друзья играют роль в достижении успеха (10%), то среди ответов детей-сирот нет слова «друзья».Казалось бы, в условиях детского дома, в ситуации определенного эмоционального дефицита, нет более близких людей подростку, чем друзья, которые способны скомпенсировать недостаток эмоционального тепла. Тем более в подростковый период ведущей деятельностью является общение со сверстниками [1]. Но, видимо, специфика взаимодействия со сверстниками в условиях детского дома не способствует развитию чувства осознания ценности дружбы.Говоря об успешном человеке, дети-сироты, в отличие от «семейных», мало или совсем не пишут о карьере, только об образовании, что может свидетельствовать о неразвитости чувства временной перспективы, имеющего большое значение для подросткового возраста и дальнейшего развития личности. Подростки же, воспитывающиеся в семьях, часто пишут о карьере, работе. Причём о карьере, работе успешной, хорошей, прибыльной. Это говорит о развитости чувства временной перспективы, способности к планированию, целе-полаганию.Говоря об успешности, дети, воспитанники детского дома, не упоминают о материальной обеспеченности, тогда как «семейные» подростки, имея опыт обращения с деньгами, не забывают про этот аспект жизни.В предложениях об успешной жизни 37,9% из них упоминают о материальных благах. Игнорирование сиротами материальной стороны жизни может свидетельствовать о неумении обращаться с деньгами, что может вызвать трудности при вступлении в самостоятельную жизнь.Перечисляя качества успешного человека, подростки, воспитывающиеся в семьях, в отличие от воспитанников детских домов, называют много разнообразных качеств, причём они называют качества, характеризующие социальные компетенции человека. Воспитанники детских домов таких качеств выделяют мало. Это опять же может свидетельствовать о неразвитости способности к общению, установлению социальных связей.Продолжая предложение «Чтобы достичь успеха в жизни, мне необходимо.» 35% воспитанников детских домов и 45 «семейных детей» отвечают: «учиться». Отличие в том, что подростки, воспитывающиеся в семьях, не ограничиваются только обучением в школе, они прописывают несколько ступеней своего образования, причём для них важно не только «окончить школу, университет», а окончить «хорошо, отлично, с красным дипломом» и потом найти работу, сделать карьеру. Сироты же не видят своих образовательных возможностей за рамками школы.Рассуждая о том, что влияет на успешность, 69% подростков, воспитывающихся в семьях, пишут о чертах характера (самооценка, целеустремлённость, терпение, уверенность в себе, сила воли, ум, волевые качества, авторитет), а 40% сирот затрудняются с ответом на этот вопрос. Это ещё раз подтверждает несостоявшиеся представления об успешности детей-сирот. Тем не менее дети-сироты в большинстве своём считают, что у них есть основания стать успешными, в то время как представление об успешности у них не сформировано.Официальные категоричные нормативы в детском доме, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, отсюда - сниженный уровень инициативности воспитанников детского дома, их безразличное, пассивное отношение ко всему окружающему [2].Таким образом, трудности в понимании феномена успешности, а вследствие этого проблемы в достижении успеха, характерные для воспитанников детских домов, по сравнению с «семейными» подростками, могут быть связаны с такими факторами, как социальный статус «ничейности», - никто ими не интересуется, по существу, они никому не нужны, что порождает состояние незащищённости, неуверенности в себе, в своём будущем.Неуверенность в будущем, отсутствие представлений о том, как его можно сделать успешным, порождает трудности при вступлении в самостоятельную жизнь. И в этот период подросток как никогда нуждается в понимании, поддержке со стороны близких людей, которых у сирот зачастую нет.В этой связи чрезвычайно актуальным представ- разовательного сопровождения этой категории под-ляется организация специальных форм психолого-об- ростков.
Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. С. 321-325.
Прихожан А.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 159 с.
Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 237 с.