ИЗУЧЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. Констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся.
THE STUDY OF THE PICTURE OF THE WORLD INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS.pdf Ключевые слова: интеллектуальная одаренность; картина мира; одаренные учащиеся. Изучение картины мира интеллектуально одаренного ребенка позволяет реализовать целостный, системный подход к его психологическим особенностям, добавляет новое важное «измерение» в методологическом осмыслении одаренности и открывает новые практические возможности. Вопросы адаптации личности к социальной действительности, ее оптимальной интегрированности, психологического обеспечения процессов обучения, проектирования деятельности, регуляции поведения необходимо решать, в том числе и в контексте картины мира человека. В отечественной психологии изучению картины мира как особой психологической реальности посвящен целый ряд исследований [1-5, 7-10, 12]. Представление о мире является основой психической жизни и предметной деятельности субъекта: человек моделирует действительность, образы самого себя, других людей, социальных систем и др. В результате моделирования создается картина мира, включающая научные знания, житейский опыт субъекта, жизненные ценности культуры, к которой он принадлежит, и личностные смыслы самого субъекта, которые индивидуализируют его мировосприятие [9]. Картина мира синтезирует все образы и понятия, о которых у человека есть какие-либо представления. Эта многослойная конструкция является основой мировосприятия человека. В. Д. Шадриков справедливо отмечает, что внешний мир во внутреннем пространстве разных субъектов представлен не тождественно [13]. Репрезентация внешнего мира наделена личностным смыслом и переживаниями. Конечная цель отражения различных сторон объективного мира состоит в формировании единой картины мира у человека. Репрезентация внешнего мира не ограничивается ощущениями и восприятиями. Содержание картины мира связано с потребностями человека и насыщено личностными смыслами и переживаниями, а также может включать в себя различные виды деятельности, быть представлена в знаниях и символах, имеющих различные смыслы и эмоциональное содержание, различное словесное описание. 39 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. В течение последних десятилетий интерес к интеллектуально одаренным детям ощутимо возрос как в нашей стране, так и за рубежом. Бесспорно, что реализация творческого потенциала одаренной личности - залог благополучия и благосостояния государства. Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей картины мира интеллектуально одаренных учащихся. Исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений «Лицей Иркутского государственного университета» и «Гимназия № 44 г. Иркутска». Использовались комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных учащихся; различные источники информации об одаренных детях (экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение, беседа, анализ реальных достижений учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах); валидные методы психодиагностики. На первом этапе было организовано диагностическое обследование с применением теста интеллекта Р. Кеттелла. По результатам исследования были отобраны учащиеся с коэффициентом интеллекта от 120 IQ. На втором этапе эти респондеты участвовали в комплексном психологическом обследовании с применением модифицированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса; оценивались реальные их достижения - победы на различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. На третьем этапе, опираясь на положения, представленные в «Рабочей концепции одаренности» [11], из контингента интеллектуально одаренных учащихся были сформированы две группы: учащиеся с явной формой одаренности (I группа) и учащиеся со скрытой формой одаренности (II группа). Кроме того, была сформирована III группа, в которую вошли обычные учащиеся. Для изучения особенностей картины мира интеллектуально одаренных учащихся была применена разработанная в соавт. с Т.А. Кли-монтовой графическая методика [6]. В таблице представлены данные, отражающие различия в содержании картины мира у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности личности, а также обычных детей. Параметр Средние значения в группе H P I II III 1 Абстрактные понятия 2,448 4,055 3,406 6,865 0,03 2 Взаимообратные связи 13,758 6,861 7,187 8,115 0,017 3 Прямые связи 1,206 6,472 5,03 10,029 0,007 Примечание. Н - значение критерия Крускала-Уоллиса; р - вероятность допустимой ошибки. Статистически достоверными (Н = 6,865 при р = 0,03) являются различия по количеству выделенных учащимися разных групп абстрактных понятий, при этом анализ средних значений позволяет говорить о том, что испытуемые со скрытой формой одаренности выделя 40 Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся ют больше абстрактных понятий в сравнении с испытуемыми, имеющими явную форму одаренности, и среднеинтеллектуальными детьми. Обращают на себя внимание различия, установленные по количеству взаимообратных связей между объектами картины мира у испытуемых. Принимая во внимание среднестатистические значения и установленные достоверные различия, можно констатировать, что интеллектуально одаренные учащиеся, выделяя большее количество связей между объектами картины мира, осознают: окружающая действительность сложна и многомерна, мир обладает свойствами системы, где все явления находятся по отношению к друг другу если не в прямой, то в опосредованной зависимости. В доказательство можно привести комментарий одной испытуемой из группы интеллектуально одаренных учащихся, которая, работая с методикой, сказала, что если все объекты связаны между собой в мире, то объект «я» связан со всеми ними опосредованно. Обсуждаемый факт согласуется с различиями, выявленными по параметру «прямые связи». Анализ среднестатистических значений позволяет утверждать, что наименьшее количество связей такого рода между объектами наблюдается в группе интеллектуально одаренных с явной формой, в отличие от испытуемых других выделенных групп. Это говорит о том, что учащиеся с явной интеллектуальной одаренностью осознавая сопряженность явлений и событий мира не используют односторонние связи для отражения существующих между объектами отношений, в отличие от обычных учащихся и учащихся со скрытой формой одаренности, в картине мира которых преобладают односторонние связи. Картина мира респондентов I группы имеет более целостный характер - все взаимосвязано, но все отдельно и четко обозначено. При этом можно говорить о большей вариативности объектов - они взаимно связаны друг с другом и обусловливают, обогащают друг друга. Актуализация одного из объектов картины мира неизбежно влечет за собой актуализацию взаимосвязанных с ним в той или иной степени объектов. Высокая степень ассоциативности есть следствие преимущественного наличия взаимообратных связей. При этом категоризация -необходимое условие для четкого восприятия носителя такой обогащенной картины мира. Сталкиваясь с реальной действительностью, респонденты I группы соприкасаются с ней не только той стороной своего внутреннего мира, которая необходима в данный момент для решения насущных задач; благодаря взаимосвязям между объектами картины мира актуализируются все объекты внутренней модели мира. Картина мира интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности в большей степени вариативна - объекты взаимосвязаны и четко классифицированы. Картина мира респондентов II группы имеет более абстрактный, разрозненный характер. Объекты меньше дифференцированы. Больше 41 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. сил и времени они затрачивают на обработку поступающей из окружающего мира информации. Можно предположить, что испытуемые оценивают картину мира как набор абстрактных объектов, не связанных друг с другом или связанных напрямую - линейно. Картина мира имеет фрагментарный характер, т.е. признаки калейдоскопичности. Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют особенности картины мира интеллектуально одаренных учащихся в сравнении со среденеинтеллектуальными. Полученные результаты изначально имели практическую направленность и легли в основу разработки и апробации программы по развитию картины мира одаренных учащихся.
Ключевые слова
интеллектуальная одаренность,
картина мира,
одаренные учащиеся,
intellectual talent,
the picture of the world,
gifted studentsАвторы
Лола Елена Вячеславовна | Сибирская академия права, экономики и управления | аспирант кафедры общей и прикладной психологии | el.lola@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. 350 с.
Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М. : Педагогическое обще ство России, 2001. 46 с.
Величковский Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А.Н. Леонтьев и современная психология: сб. статей памяти А.Н. Леонтьева / под ред. А.В. Запорожца. М., 1983. С. 155-162.
Зинченко В.П. Миры и структура сознания // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 15-36.
Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Воронеж : МОДЭК., 2001. 192 с.
Климонтова Т.А., Лола Е.В. Графическая методика изучения картины мира одаренных учащихся // Психология детской одаренности и творческих способностей. Иркутск : ВСАГАО., 2009. Ч. 2. С. 86-93.
Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения : в 2 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. С. 251-261.
Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности : избр. психол. тр. Москва ; Воронеж: МОДЭК., 1999. 562 с.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.
Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 13-21.
Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М. : Магистр, 1998. 68 с.
Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Мос. ун-та. 1981. Сер. 14. № 3. С. 15-29.
Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. М. : Университетская книга, Логос, 2006. 392 с.