Статья посвящена мотивации принятия решения педагогами о переходе на должность директора школы: изучены мотивы и факторы этого решения у учителей и заместителей директоров школ, проведено сравнение с мотивацией принятия решения учителями о переходе на управленческую работу. Проанализированы удовлетворенность работой и мотивация директоров школ и их заместителей к продолжению карьеры в образовании.
MOTIVATION OF DECISION-MAKING BY HEADS OF SCHOOLS ABOUT TRANSITION TO THE FOLLOWING MANAGEMENT LEVEL.pdf Настоящая статья представляет собой вторую часть презентации результатов исследования, посвященного психологии принятия решения о переходе на разные уровни управления работниками средней школы, и является изложением результатов исследования процесса принятия решения педагогами о переходе на должность директора школы. Предметом данной части исследования являлась мотивация принятия решения учителями и заместителями директоров школ о переходе на должность директора общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 39 директоров школ в возрасте от 28 до 66 лет, из них мужчин -3 чел. (7,7%). В выборке директоров оказалось две подгруппы: 1-я (n=30), перешедшие на должность директора с должности завуча, и 2-я (n=9), ставшие директорами, минуя должность заместителя. Для сравнения были взяты результаты 80 заместителей директоров школ по УВР в возрасте от 27 до 63 лет, из них 5 мужчин (6,3%). Результаты изучения мотивации перехода с должности учителя на должность завуча школы подробно описаны в статье, посвященной первой части исследования [2]. Задачи исследования 1. Изучить мотивы и факторы принятия педагогами решения о переходе на должность директора школы. 2. Сравнить мотивацию принятия решения при переходе от педагогической деятельности к управленческой и при переходе педагога на более высокий уровень управления. 3. Изучить удовлетворенность завучей и директоров школ своей деятельностью. 4. Изучить мотивацию руководителей школы разного уровня к продолжению карьеры. 73 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. Основной метод исследования - стандартизированное интервью по специально разработанной программе, состоящее в основном из открытых вопросов. Обработка результатов проводилась методами контент-анализа и математической статистики (критерий Фишера, корреляция по Спирмену). Основные результаты исследования Мотивы принятия педагогами решения о переходе на должность директора школы. Основными мотивами решения стать директором школы являются самореализация (43,5% всех высказываний), вынужденность (33,3%) и желание принести пользу школе (10,3%). Сравнение мотивации перехода на высший управленческий пост школы с мотивацией перехода от педагогической деятельности к управленческой позволило обнаружить отличия в значимости отдельных мотивов принятия решения (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Мотивы принятия решения педагогами о переходе на управленческую работу, % от общего количества высказываний Тип реше ния Мотивы принятия решения Переход на должность: завуча директора школы Кол- во Ранг Общая выборка 1-я подгруппа (из завучей) 2-я подгруппа (из учителей) Кол- во Ранг Кол- во Ранг Кол- во Ранг Вынуж денное Влияние жизненных обстоятельств 10,0 5 2,6 5-8 0 - 11,1 3-4 Нежелание/неумение отказывать 8,9 7 30,7 2 23,3 2 55,6 1 ИТОГО 18,9 - 33,3 - 23,3 - 66,7 - Само- стоя- тель ное Самореализация 17,8 1 43,5 1 50,0 1 22,2 2 Полезность обществу 14,4 2 10,3 3 10,0 3 11,1 3-4 Карьера 13,3 3-4 0 - 0 - 0 - Интерес к управлению 13,3 3-4 2,6 5-8 3,3 5-7 0 - Стремление к новизне 11,1 6 0 - 0 - 0 - Достижения 2,2 8-11 0 - 0 - 0 - Престиж 2,2 8-11 5,1 4 6,7 4 0 - Комфорт 2,2 8-11 2,6 5-8 3,3 5-7 0 - Независимость 0 - 2,6 5-8 3,4 5-7 0 - Повышение зарплаты 2,2 8-11 0 - 0 - 0 - Другое 2,2 12-1 3 0 - 0 - 0 - ИТОГО 81,1 - 66,7 - 76,7 - 33,3 - Первое отличие - большее количество директоров в сравнении с группой завучей, заявивших о вынужденности принятия решения (33,3 и 18,9% от количества высказываний в соответствующей группе). Ос 74 Мотивация принятия решения руководителями школы о переходе новной вклад в повышение доли «вынужденных» директоров вносит подгруппа педагогов, перешедших на эту должность непосредственно из учителей (назовем ее второй подгруппой). Статистически достоверно различие между 1-й и 2-й подгруппами по вынужденному типу принятия решения (критерий Фишера равен 2,89 и 2,38 соответственно; p
Филинкова Евгения Борисовна | Московский государственный областной университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии | jane421@yandex.ru |
Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сиб. психол. журн. 2012. № 44. С. 89-100.
Ващило А.Н. Психологический аспект мотивации власти руководителя территори ального образования : автореф. дис.... канд. психол. наук. Калуга, 2004.