ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНОЙ ДИНАМИКИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА
Экспериментальное исследование основывается на понимании периода старения как продолжающегося развития человека, активно взаимодействующего с миром. Предполагается, что творческое отношение к своей жизни является основным условием конструктивного развития личности. С помощью обучающего эксперимента показана эффективность арттерапии как целенаправленного воздействия на творческую и общую активность личности.
CREATIVE ACTIVITY AS PERSONAL DEVELOPMENT POTENTIAL AT THE PERIOD OF LATE ONTOGENESIS.pdf Проблема. Период старения является одним из закономерных этапов онтогенеза. В настоящее время этот возрастной период привлекает к себе внимание исследователей в связи с увеличением продолжительности жизни и тенденцией старения трудоспособного населения. Это объясняет возросший интерес к работам, где объектом исследования является человек в период геронтогенеза [1, 3, 10, 11, 19]. Вхождение человека в период старения, в состояние ограничения социальных взаимодействий сопровождается ситуацией вынужденного выбора, определения вектора и стратегии собственного старения, а также возможности личностного развития. Проблема выбора представляется как неоднозначная и достаточно трудная жизненная ситуация, часто порождающая дестабилизацию жизненного мира, целей и смыслов в атмосфере неопределённости. Л.И. Анцыферова (2001) отмечает, что снятие неопределённости становится сложной жизненной задачей стареющего человека, где от личности требуются мобилизация, совершенствование и дальнейшее развитие субъектных способностей, где необходимо «выбрать сообразно со своими возможностями и желаниями новые роли и принять ответственность за исполнение, поддерживать и расширять межличностные отношения, не бояться экспериментирования и риска при выборе нового образца жизни, переопределить структуру значимостей изменившегося жизненного мира» [3. С. 88]. По мнению ряда исследователей, одной из главных деятельностей периода поздней зрелости является принятие своего жизненного пути [2, 3, 18, 20]. Приобретенные и развитые за годы жизни способно 113 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. сти, навыки, системы знаний и интересы, опыт отношения с миром в целом могут создать основу ресурса личностного потенциала для наполненной смыслом повседневной жизни, для самостоятельного и ответственного планирования собственной жизни и участия в жизни общества [2, 12]. Проблема условий раскрытия личностного потенциала пожилого человека является чрезвычайно актуальной, её решение определяет активность субъекта на этапе поздней зрелости и его позицию в жизни общества, позволяет преодолеть кризис социальной ситуации, помогает пожилым людям определиться с выбором стратегии построения образа жизни как благополучного развития личности человека. Ограничения пожилых людей в самоактуализации и самореализации личности часто связаны не только с возрастными изменениями, но и с противоречием между возможностью продуктивно использовать ресурс и отсутствием или ограничением специально организованных условий их актуализации. Это даёт основание сформулировать проблему исследования, поиск и организация эффективных условий актуализации и последующей реализации ресурсного потенциала. В последние годы в геронтопсихологии всё более активно применяется психотерапия искусством (arts therapies), которую можно рассматривать, как метод мотивирования жизнетворческой активности, мобилизации творческого потенциала пожилых людей и способ сохранения их жизнедеятельности [8, 9, 14, 16, 18]. Цель настоящего исследования - используя специально организованную арт-среду как детерминирующий внешний ресурс мобилизовать и актуализировать латентные личностные ресурсы респондентов на этапе поздней зрелости. Для достижения указанной цели нами была разработана арт-терапевтическая программа, включающая 3 этапа психологической работы. На первом этапе использовались арт-методики, направленные на адаптацию респондентов в группе через стабилизацию эмоционального состояния, активацию рефлексии и креативного потенциала. Второй этап психологической работы фокусировался на мобилизации личностного ресурса посредством стимуляции воспоминания о позитивных событиях, что предполагало адекватное принятие прожитой жизни, обретение согласованного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, получение удовольствия от актуальной жизненной ситуации. Использовался комплекс арт-средств, включающий элементы фототерапии [9], музыкотерапии [18], песочной терапии [14], телесно-ориентированной арт-терапии [10]. На третьем этапе работа была ориентирована на стимулирование конструктивного принятия социальной ситуации развития путем принятия себя в новом статусе, осознания собственной жизненной компетенции, формирования активной жизненной позиции, конкретизации смысла собственной жизни. Здесь применялся комплекс арт-средств, включаю 114 Творческая активность как потенциал личностной динамики щий общение с шедеврами искусства [18], перформанс (литературное, музыкальное или театральное представление, индивидуальное или групповое) [14, 18]. Мы предположили, что заложенное в программе постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и конструктивному развитию личности участников этих занятий. Прогрессивность развития зависит от того, насколько респондент выступает субъектом, созидателем своей жизни, ее смысловой содержательности и пространственно-временной организации. Описание выборки. 120 участников клуба «Общение» в возрасте от 57 до 80 лет. Исследование проводилось на базе Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова и Студии психологического развития г. Петропавловска-Камчатского На первом этапе с целью формирования экспериментальной (Э) группы и группы сравнения (С) был применён комплекс диагностических методик блока I (табл. 1). На основании данных проведенного обследования из общего числа респондентов были сформированы две группы по 40 чел. в каждой. Экспериментальная группа (проходящая арт-терапию) характеризовалась низким уровнем личностной субъектности, группа сравнения - высоким уровнем достижения субъектности. Социальнодемографическая характеристика выборки представлена в табл. 2. Противопоказаниями для участия в Э-группе служили декомпен-сированные хронические заболевания, острые психические расстройства, выраженные расстройства личности и поведения, аффективные нарушения в депрессивной форме с психомоторной заторможенностью или маниакальным состоянием, деменция. Процедура исследования. Исследование было осуществлено в соответствии с планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой [17]. Участники, входящие в состав Э-группы, методом случайных чисел были распределены на 4 подгруппы по 10 респондентов в каждой. Работа осуществлялась с периодичностью два раза в неделю, продолжительность занятий 2 ч. Нами была использована форма арт-терапии в интерактивной группе, что предполагает большую степень организованности, активного привлечения участников к социальному взаимодействию, ориентацию на реальность и постоянно меняющуюся действительность. Это достигалось за счет фокусировки внимания членов группы на определенной теме или техниках изобразительного характера. Порядок работы с темами в Э-группе определялся основными стадиями динамики поведения личности в процессе группового взаимодействия: подготовка, осознание, переоценка и действие. По окончании каждого занятия проводился «опрос обратной связи». Методики. Для оценки личностной динамики до начала и по окончании реализации арт-программы применялся комплекс диагно 115 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. стических методик (II, III, IV) , объединенных в единую программу исследования (см. табл. 1). Т а б л и ц а 1 Программа экспериментального исследования показателей личностной динамики в период позднего онтогенеза Показатель Методы исследования I. Личностная субъектность (адаптивность) А. Рефлексивность Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой [7] Б. Тип локализации контроля «Уровень субъективного контроля» (УСК) (шкала общей интернальности) [17] В. Самопринятие Методика исследования самоотношения (МИС) (шкалы «саморуководство» и «самопринятие») Г. Креативность Методика САТ (самоактуализационный тест) - шкала «креативность» [17] II. Переменные личностного потенциала А. Жизнестойкость Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. [12] Б. Рефлексивность Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой. Метод беседы-интервью [7] В. Копинг-стратегии Методика «Индикатор копинг-стратегий» [ 17] Г. Толерантность к неопределённости Методика определения толерантности к неопределённости С. Баднер в адаптации Г.У. Солдатовой [13] III. Осмысленность жизни и временной перспективы А. Наличие жизненных целей и компетентность во времени Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева [12] (шкалы: «цель в жизни», «процесс жизни и эмоциональная насыщенность», «результативность жизни или удовлетворённость самореализацией»). Методика САТ шкала «компетентность во времени» [17] Б. Самопринятие и позитивные отношения с другими Методика САТ («контактность», «самоуважение», «самопри-нятие») В. Самодетерминация и независимость Методика МИС (шала «саморуководство»). Методика САТ (шкала «опора на себя») Г. Открытость опыту, стремление к саморазвитию Методика САТ (шкалы «креативность», «познавательные потребности») IV. Конструктивное принятие социальной ситуации развития А. Принятие себя в новом статусе Тест СЖО (шкала «процесс жизни») Методика САТ («гибкость поведения») Б. Социальная интеграция и результативность жизни Тест СЖО (шкала «результативность жизни, или удовлетворённость самореализацией», «Локус - Я», «Локус - жизнь») Г. Социальная и творческая активность «Опросник творческих увлечений» А.И. Копытина [9] 116 Творческая активность как потенциал личностной динамики Т а б л и ц а 2 Социально-демографические характеристики респондентов Характеристики Э-группа (n = 40) С-группа (n = 40) Кол-во % Кол-во % Возраст, лет 57-65 19 47,5 18 45 66-75 18 45,0 20 50 76-80 3 7,5 2 5 Пол Женщины 28 70 22 55 Мужчины 12 30 18 45 Образование Среднее 15 37,5 10 25 Среднее специальное 16 40 18 45 Высшее 7 22,5 11 27,5 Неполное среднее 2 0 1 2,5 Семейное положение Состоят в браке, совместное проживание супругов 10 25 15 37,5 Разведенные 5 12,5 10 25 Вдовцы и вдовы 25 62,5 15 37,5 Социальный статус Трудятся на прежнем месте 6 15 22 55 Работают на другом предприятии 6 15 9 22,5 Не работают 28 70 9 22 Результаты исследования переменных личностного потенциала. Статистическая обработка данных по тесту жизнестойкости (табл. 3) выявила, что после применения арт-терапии в Э-группе произошло значимое повышение показателей по шкале общей жизнестойкости и субшкалам. Т а б л и ц а 3 Средние значения и дисперсия по шкалам теста жизнестойкости у респондентов Э-группы до и после применения арт-методов Шкала До После Коэффициент t Ср. зн. Дисп. Ср. зн. Дисп. Жизнестойкость 71,4 195,8 79,0 210,8 2,96* Вовлеченность 31,9 31,7 35,8 44,0 4,17* Контроль 25,5 52,2 28,4 38,0 2,23* Принятие риска 13,8 17,2 15,2 10,6 1,85* * p < 0,05; .= 1,68. Выраженность компонентов жизнестойкости в целом позволяет предположить снижение внутреннего напряжения, получение удовольствия от собственных действий и происходящих вокруг событий. Увеличение показателей вовлеченности и контроля, вероятно, связано с представившейся возможностью быть инициатором личностного выбора, самостоятельно регулировать и планировать творческую деятельность. Рост по шкале «принятие риска» указывает на перспективность активного усвоения новых знаний из приобретенного опыта в 117 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. ходе арт-терапевтических занятии и последующее их использование. Для респондентов Э-группы приобретение новых навыков и умений дает реальную возможность активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширять диапазон социального выбора. С.А. Богомаз [4] отмечает, что «принятие риска», или «вызова», помогает человеку быть открытым окружающему миру и обществу, способствуя восприятию жизненных событий и проблем как вызова и испытания лично для себя, позволяет ему самораскрыться и узнать о себе нечто большее, что крайне актуально для респондентов пожилого и старческого возраста. Анализ данных долевого распределения по общему баллу жизнестойкости в группах Э и С до и после применения арт-методов выявил качественные различия. Так в Э-группе отмечено выраженное снижение доли респондентов с низким баллом общей жизнестойкости и перераспределение в долю респондентов со средним баллом (рис. 1). 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Э - группа Рис. 1. Долевое распределение по общему баллу жизнестойкости в группах Э и К до (штриховая линия) и после (сплошная) применения арт-методов: В - высокий балл; С - средний; Н - низкий Таким образом, рассматривая жизнестойкость как систему взглядов человека на себя, мир, отношения с ним, позволяющих изменить или принять происходящее, и обобщая полученные результаты, можно предположить, что выраженность показателей жизнестойкости у респондентов Э-группы обусловлена включенностью в процесс регулируемой творческой активности. Результаты исследования копинг-стратегий в Э-группе показывают изменения их структуры после арттерапии (табл. 4). По мере знакомства с техниками, ориентированными на стимулирование творческой активности, наметилась тенденция к увеличению уровней активных адаптивных копинг-стратегий - «разрешение проблем» (шкала «социальная поддержка», гэм = 0,41 при p < 0,05), «поиск социальной поддержки» (шкала «вовлечённость», гэм = 0,31 при p < 0,05) - и снижению показателей «стратегии избегания» (шкала «общая жизнестойкость», гэм = -0,36 при p < 0,05; шкала «контроль», гэм = -0,39 при p < 0,05; шкала «принятие риска», гэм = -0,35 при p < 0,05). С С н Н 118 Творческая активность как потенциал личностной динамики Т а б л и ц а 4 Сопоставление средних значений копинг-стратегий у респондентов групп Э и С до и после использования атр-методов Шкала теста Экспериментальная группа Группа сравнения до после коэффициент t до после коэффициент t ср. знач ср. знач ср. знач ср. знач Стратегия разрешения проблемы 22,2 23,0 0,92 24,4 24,6 1,66 Стратегия социальной поддержки 19,5 20,7 1,79* 20,0 21,4 3,91* Стратегия избегания 27,1 25,9 3,20* 19,4 19,3 1,43 * p < 0,05; 1кр=1,68. Анализ индивидуальной меры рефлексивности выявил, что в целом для респондентов Э-группы характерны средние значения, однако отмечены достоверно значимые отличия от результатов до арт-терапии (1эм (1/2) = 5,24 при p < 0,05). Интерес представляет и характер распределения показателей рефлексии в Э-группе: у респондентов после применения арт-терапевтических методов отмечается смещение показателей в зону высоких значений (рис. 2). 35 Рис. 2. Характер распределения рефлективности у респондентов Э-группы до (штриховая заливка) и после (сплошная заливка) прохождения арт-терапевтической программы Учитывая такую направленность, можно рассматривать повышение уровня рефлексии как «важнейшую регулятивную составляющую личности, позволяющую ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность» [7. С. 77]. Тем самым рефлексия способствует процессу осознания и переосмысления своей жизни, переоценки своих отношений с окружающими людьми. 119 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. Анализ результатов исследования толерантности к неопределённости как составляющей личностного потенциала в Э-группе выявляет достоверно значимые различия по шкале «новизна» (1эм (1/2) = 3,69 при p < 0,05). Этот показатель может свидетельствовать о восприятии в тематической арт-группе незнакомой ситуации как стимулирующей и одновременно комфортной (шкала «контактность», гэм = = 0,31 при p < 0,05; шкала «волечённость», гэм = 0,29 при p < 0,1), так как обеспечена возможность творческой свободы и выбора. Результаты исследования осмысленности жизни и временной перспективы приведены в табл. 5. Т а б л и ц а 5 Результаты исследования динамики осмысленности жизни (ОЖ) и временной перспективы Шкала Экспериментальная группа Группа сравнения до после ср. зн дисперсия ср. зн. дисперсия ср. зн ст. откл ОЖ 97,6 140,7 106,6* 113,7 108,75 100,4 Цель 22,9 57,5 25,08* 53,5 28,32 67,0 «Компетентность во времени» 9,72 12,56 10,72* 13,99 11,37 16,44 Самоуважение 8,12 2,98 8,5* 2,15 8,25 2,96 Самопринятие 8, 5 6,66 10,8* 3,44 10,37 8,44 Контактность 7,99 5,27 8,47* 5,07 8,50 9,01 Саморуководство 6,4 2,65 7,07* 3,14 7,35 6,44 Опора на себя 39,7 66,65 41,52* 20,46 42,8 31,13 Креативность 6,3 0,77 6,87* 1,24 6,9 3,42 Познавательные потребности 3,3 1,70 4,7* 3,68 5,6* 3,68 * p < 0,05. У испытуемых Э-группы отмечается увеличение целенаправленности жизни, формирование восприятия жизни как интересного (шкала «вовлечённость», гэмп. = 0,40 при p < 0,05), эмоционально насыщенного (шкала «контактность», гэмп. = 0,34 при p < 0,05) и осмысленного процесса (шкала «цели в жизни», 1эм (1/2) = 1,77 при p < 0,05). Показатели шкал «самоуважение» и «самопринятие» оцениваются как позитивное отношение к себе (шкала «самоуважения» 1эм (1/2) = 1,77 при p < 0,05), уверенность в себе (шкала «шкала локус - я», г эмп. = 0,31 при p < 0,05; шкала «контроль», гэмп. = 0,31 при p < 0,05) и позитивная оценка своего прошлого (шкала «компетентность во времени», гэмп. = 0,41 при p < 0,001). Достоверные различия по шкале «контактность» (1эм(1/2) = 1,69 при 1кр = 1,68 p < 0,05) характеризуют формирование способности к установлению эмоционально насыщенных контактов (шкала «вовлечённость», гэмп. = 0,36 при p < 0,05). Выраженность показателя креативности свидетельствует о способности личности к нестандарт 120 Творческая активность как потенциал личностной динамики ному мышлению (шкала «общая толерантность», гэмп. = 0,39 при p < 0,05) и поведению (шкала «контактность», гэмп. = 0,64 при p < 0,01), а также к осознанию и развитию своего опыта (шкала «самоуважение», гэмп. = 0,31 при p < 0,01; шкала «результат», гэмп. = 0,33 при p < 0,05). Выявлены достоверные различия по шкале «познавательная потребность» (1;эм (1/2) = 3,91 при p < 0,05), так как для участников арт-группы характерна убеждённость в том, что всё происходящее способствует развитию за счёт извлекаемых из опыта знаний и последующего их использования (шкала «принятие риска» гэмп. = 0,31 при p < 0,05). Результаты исследования динамики конструктивного принятия социальной ситуации развития приведены в табл. 6. Т а б л и ц а 6 Результаты исследования динамики конструктивного принятия социальной ситуации развития Шкала Экспериментальная группа Группа сравнения до после ср. зн дисперсия ср. зн. дисперсия ср. зн дисперсия Процесс 19,9 40,9 22,9* 41,8 32,4* 34,1 Результат 23,17 65,3 23,67 20,8 24,72 21,1 Локус -Я 17,6 24,3 19,07* 22,3 24,4* 35,4 Локус - жизнь 21,1 49,1 24,4 35,4 28,25* 81,1 Гибкость поведения 10,45 17,1 11,7* 20,3 13,2* 18,7 * p < 0,05. Восприятие процесса своей жизни респондентами арт-группы характеризуется как включение в окружающую реальность, адекватное своему состоянию, получение удовольствия от собственной деятельности (шкала «жизнестойкости», гэмп. = 0,28 при p < 0,01; шкала «вовлечённость», гэм = 0,29 при p < 0,01, сохранение контроля, позволяющего повлиять на выбор собственной деятельности (шкала «цель», гэмп. = 0,25 при p < 0,01) и результат происходящего (шкала «контроль», гэмп. = 0,29 при p < 0,01; шкала «риск», гэмп. = 0,35 при p < 0,05), осмысленно связывать противоречивые жизненные явления (шкала «синергии», гэмп. = 0,28 при p < 0,01; шкала «осмысленность жизни», гэмп. = 0,36 при p < 0,05). Для респондентов Э-группы выраженность показателя по шкале «локус контроля - Я» свидетельствует о динамике самодетер-минирующегося развития (шкала «саморуководство», гэмп. = 0,31 при p < 0,05; шкала «самопринятие», гэмп. = 0,34 при p < 0,05), как активной личности (шкала «жизнестойкость», гэмп. = 0,41 при p < 0,01), компетентной в личностном выборе (шкала «компетентность во времени», гэмп. = 0,40 при p < 0,01) и способной контролировать его (шкала «контроль», гэмп. = 0,31 при p < 0,05). Анализ данных шкалы «результативность жизни» характеризует выбор этой возрастной группы как поиск продуктивности и осмыслен 121 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. ности прожитой жизни (шкала «осмысленность жизни», гэмп. = 0,39 при p < 0,05), где пережитый опыт может быть использован с другими смыслами и возможностями (шкала «креативность» гэмп. = 0,34 при p < 0,05), как вариант поиска удовлетворённости самореализацией на этапе поздней зрелости. Анализ данных тестирования по «Опроснику творческих увлечений» позволяет предположить, что у респондентов пожилого и старческого возраста после прохождения арт-терапевтической программы появилась творческая активность, трансформировавшая качество жизни. Сравнение названий фотоколлажей на начальных этапах использования арт-методов («Всё будет не так, как я хочу», «Остановка», «Моя память», «Жил как мог, а не как хотелось», «Всё не так») и на завершающем этапе («Посмотри на мир другими глазами», «С улыбкой по жизни», «Моя жизнь - это радость», «Жизнь продолжается», «Мудрая сова и хаос», «Вечность», «Вселенная», «Мудрость», «Добро и зло») свидетельствует о том, что респонденты стали положительно оценивать пройденный путь, осознали его продуктивность и осмысленность и приняли настоящее как возможность жить полноценной и многомерной жизнью. Обсуждение результатов Обобщая данные экспериментальной оценки и опираясь на теоретический анализ, можно говорить о том, что специально организованная арт-среда, ограниченная условиями взаимодействия в закрытой тематической группе и фокусировкой внимания на творческий процесс, стимулируя творческую активность, запускает механизмы мобилизации личностных ресурсов. В ходе арт-деятельности раскрывается творческий потенциал личности, появляется уверенность, что происходящее способствует движению, которое можно контролировать, быть инициатором своей активности, уменьшая стресс и фрустрацию. Арттерапевтические методы, задавая внешне опосредствующие способы, изменяют оценку трудных жизненных ситуаций и жизни в целом, что создаёт мотивацию к трансформационному совладанию. Использование интерактивных процессов группы как активной социальной поддержки позволяет изменить уровни копинг-стратегий в сторону адаптивных. При групповом применении арт-терапии участникам представляется возможность максимального использования интерактивного процесса группы, результатом которого можно считать сплочённость, вселение надежды, состояния переживания универсального опыта, актуализации экзистенциальных вопросов [1-5]. Чем ниже значения пассивного, «непродуктивного», копинг-избегания, тем выше значимость показателей шкал «контроль», «принятие риска» и «жизнестойкость» в целом, что может свидетельствовать об убеждённости пожилого человека в личностной значимости, способствующей его развитию через 122 Творческая активность как потенциал личностной динамики активное усвоение знаний из опыта и последующее их применение. Сочетание информации о прошлом и новой дает возможность организовать процессы в будущем, т.е. прогнозировать и принимать изменения внешнего мира. Выраженность показателей толерантности к не-определённости участников Э-группы свидетельствует о готовности к переструктуризации поведенческих стратегий для активного поиска новых смысложизненных ориентаций и построения способов их реализации. О.А. Лунина [13] рассматривает толерантность как механизм совла-дания с ситуацией (coping styles), в которой присутствуют неблагоприятные для личности факторы. В Э-группе «общий показатель толерантности к неопределённости» и показатель шкалы «неразрешимость» связаны со стратегий «избегания». Возможно, для респондентов «новизна» ситуации неопределенности не оценивается как источник напряжения, и выбор пассивной стратегии является адаптивным, обеспечивая удлинение этапа включения, оценивания и принятия событий. Динамику уровня рефлексии можно рассматривать как межуровне-вую регуляцию, которая способствует переоценке своих отношений с окружающими миром и людьми, осознанию своей жизни. В ходе арт-занятий использовались техники моделирования окружающей среды с включенностью «своего места» в ней. Респондентам представлялась возможность проанализировать «модель своего будущего», реализуя свой творческий замысел по изменению окружающего мира. Тем самым запускался антиципационный процесс, построение краткосрочных планов и перспектив, что относится к источнику прогрессивно развития личности. Эффект усиливался рассмотрением ситуаций «:событий ближайшего будущего», т. е. краткосрочных перспектив, так как именно они позволяют пожилому человеку прогнозировать своё реальное будущее, избегать депрессии и страха смерти, укреплять уверенность в завтрашнем дне [3]. Рефлексия способствует переоценке своих отношений с окружающими миром и людьми, осознанию своей жизни, «выступает смысловым центром внутренней реальности человека и всей его жизнедеятельности в целом» [15. С. 22]. А.В. Карпов считает, что рефлексии присуща трансформационная функция, повышающая меру субъективности регуляции деятельности, поведения, общения, которая может оборачиваться и генеративной функцией, функцией личностного самостроительства [7]. Динамика артгруппы создаёт позитивные условия психологического благополучия. Ю.Б. Дубовик [6], исследуя психологическое благополучие в позднем возрасте, пришла к выводу, что у них на прежнем уровне остаются показатели автономии, управления средой, самопринятия, целей в жизни. Это говорит о компенсаторных возможностях людей пожилого возраста и подтверждает предположение о том, что старение - процесс индивидуальный и вариативный, а возраст не является главным фактором, определяющим психологическое благополучие. Наличие жизненных целей, вовлечённость в процесс жизни, способность целостного при 123 № 49 Сибирский психологический журнал 2013 г. нятия своей жизни и себя в новом статусе, принятие ответственности за свою жизнь в целом и за события, в ней происходящие, открытость новому, стремление к саморазвитию и самореализации, независимости являются источником прогрессивного развития. Заключение. Арт-терапевтические методы, задавая внешние опосредствующие способы, стимулируя творческую деятельность, активизируют личностные ресурсы (жизненный опыт, когнитивные способности) и способствуют формированию новых смысложизненных ориентаций, мотиваций, копинг-стратегий, составляющих личностный потенциал субъекта, результатом чего можно считать самопринятие, позитивное отношение к другим, самодетерминацию, открытость новому опыту и, как следствие, более высокий уровень субъектности и психологического благополучия. Эффективность воздействия арттера-пии определяется сочетанием выраженности личностного потенциала, благополучия ситуации социального развития. Прогрессивность развития личности и её самореализация на этом этапе зависят от того, насколько пожилой человек выступает субъектом, созидателем своей жизни, её смысловой содержательности и пространственно-временной организации. Формирование целостности личности является результатом ин-транаправленности ее развития, обращённости к внутренним структурам. Методы арт-терапии путём переноса акцента с внешней цели психологической интервенции на внутреннюю (развитие субъектности) содействуют повышению жизненной удовлетворённости пожилого человека. Взаимосвязь между качеством жизни, жизненной удовлетворенностью, реализацией материальных и духовных потребностей в пожилом возрасте определяется ведущей ролью субъективной составляющей качества жизни - внутренним самочувствием субъекта. Учитывая достоинства арт-терапевтических техник, к которым можно отнести создание среды, способствующей актуализации саморегуляции произвольной активности, раскрытие креативного потенциала личности, определение индивидуально приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме, достижение жизненной компетентности, самоопределения личности, можно прогнозировать эффективность использования методов арт-терапии как средства фаси-литации конструктивного развития личности на этапе поздней зрелости. Арттерапевтические методы могут выполнять функцию внешнего ресурса как катализатора внутренних ресурсов личности, а также функцию ведущего типа деятельности, восполняя дефицитарность межличностного отношения, социальной поддержки, эмоциональной депривации на этапе поздней зрелости.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 237
Ключевые слова
геронтопсихология, конструктивное старение, жизнестойкость, рефлексия, арттерапия, gerentopsychology, successive aging, reflexiveness, life reframing, arttherapyАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Наумова Валентина Александровна | Камчатский государственный университет | старший преподаватель теоретической и прикладной психологии | naumovavalentina2011@mail.ru |
Ссылки
Анцыферова Л. И. Психология старости: особенности развития психологии личности в период поздней зрелости // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 86-99.
Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 60-71.
Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза : дис.. д-ра психол. наук. Москва ; София, 2000. 190 с.
Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы науч.-практ. конгрессов III Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России. М., 2007. Т. 3, ч. 1. С. 23-25.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М. : Академия, 2002. 208 с.
Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : ИПРАН, 2004.
Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. М. : Когито-Центр, 2009.
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М. : Психотерапия, 2011.
Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 18-23.
Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья / под ред. О.В. Красновой. СПб. : КАРО, 2011.
Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.
Лунина О.А. К вопросу о диагностике толерантности. Белгород, 2002. URL: http:// toleration.bsu.edu.ru/_files/public/lunina.doc
Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. СПб. : Речь, 2008.
Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М. : Когито-центр, 2010
Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. 2008. № 2. С. 255-261.
Экспериментальная психология / под ред. В.Н. Дружинина. СПб. : Питер, 2003.
Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности. СПб. : Петрополис, 2005.
Erikson E.H. The life cycle completed. Ne.Y. : Norton, 1982.
Erikson E.H., Erikson J.M., Kivnick H.Q. Vital involvement in old age. N.Y. : Norton, 1986.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНОЙ ДИНАМИКИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА | Сибирский психологический журнал. 2013. № 49.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3720