Hardiness and Self-activation of Russian and Belarusian Youth in Transitive Society
The article presents research data on the personal resources of young people from Belarus and Russia, who grew up in new cultural and historical conditions after the collapse of the Soviet Union. The study involved 206 participants, 104 of them from Minsk and 102 from Moscow aged from 17 to 26 years. The groups did not differ by gender and age, and no age differences were found between the representatives of the female and male samples. The age range corresponds to the period of the autonomous development of two countries: Russia and Belarus (from 1991 to the present) and is considered sensitive for the formation of macro-social identity in modern conditions. Personal resources include self-activation for studying independence, physical and psychological activation; hardiness for studying commitment, control, and challenge; personal dynamism for studying a person's readiness for changes, aspirations for transformation and creating new relations with the world; self-control for studying personal and motivational resources to regulate impulsive desires. The analysis of the similarities and differences in the manifestation of the personal resources of Belarusians and Russians showed that young Belarusians have a lower level of all personal resources in contrast to Russians. To study and to compare the structures of personal resources, we used cluster analysis (k-means method) and multidimensional scaling. The results of statistical analysis demonstrate that hardiness is distinguished in the structure of personal resources of young Belarusians; self-control and self-activation are associated with personal dynamism; independence is related to self-control, risk taking, involvement and psychological activation. In the structure of personal resources of young Russians, the hardiness is consistent with personal dynamism; self-activation is related to self-control; independence as one of the characteristics of self-activation is connected with risk acceptance, involvement, psychological activation and control. The similarity of both structures is found in the allocation of such components as independence and physical activation (characteristics of self-activation). These characteristics as components of self-activation that contribute to the realization of opportunities in a modern environment can become key features for the youth of Russia and Belarus. Thus, we can conclude that personal resources are a flexible and dynamic system that can vary significantly depending on cultural and historical conditions. The transitivity of modern world is becoming not only an external, but also an internal, psychological problem, and requires the activation of many personal resources of youth, among which the key resources are hardiness and self-activation. The prospects for this research are the study of hardiness, self-activation and other personal resources of different generations of Belarusians and Russians.
Keywords
transitivity,
hardiness,
self-activation,
youth,
Belarusians,
RussiansAuthors
Odintsova Maria A. | Moscow State University of Psychology and Education | mari505@mail.ru |
Radchikova Nataliya P. | Moscow Pedagogical State University; Moscow State University of Psychology and Education | nataly.radchikova@gmail.com |
Kozyreva Nina V. | Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank | kozyreva_nina@tut.by |
Всего: 3
References
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 116-125. DOI: 10.17759/chp.2018140113.
Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2014v7n36/1018 (дата обращения: 23.02.2020).
Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. URL: http://psystudy.ru/num/ 2016v9n49/1332 (дата обращения: 23.02.2020).
Мариютина Т.М. Индивидуальная адаптируемость в транзитивном обществе // Пси хологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2018v11n57/1526-marutina57.html (дата обращения: 23.02.2020).
Одинцова М.А. , Семенова Е.М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 82-89.
Кириенко В.В. Интеграционные процесс в восточнославянском приграничье: мен тальные основы // Российско-белорусское приграничье: двадцать лет перемен. Смоленск : Универсум, 2012. С. 219-252.
Кириенко В.В. Белорусское студенчество в ментальном измерении // Менталитет сла вян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф., Гомель, 21-22 мая 2015 г. Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. С. 22-30.
Латова Н.В. Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе кон цепции Г. Хофстеда) // Вестник социологии. 2016. № 4. С. 156-179. DOI: 10.19181/vis.2016.19.4.433.
Леоненко Н.О., Панькова А.М. Этнопсихологические особенности и условия развития жизнестойкости студентов : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 173 с.
Лемещенко П.С., Сидорова А.М. Неформальные институты и рыночная реформа в Беларуси: эволюция, противоречия, стратегия. Минск : Мисанта, 2013. 99 с.
Машарская О.С. Сравнительный анализ представлений российских, американских и белорусских студентов о благополучии // Вестник Псковского университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 147-151.
Машарская О.С. Культурно-ценностные ориентации студентов разных национальностей // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. С. 60-62.
Гриценко В.В. Кухтова Н.В. Сравнительная характеристика универсальных и культурно-специфических особенностей и просоциальных тенденций белорусов, проживающих на территории своего этноса и за его пределами // Весттк Вггебскага дзяржаунага ушверсггэта. 2014. № 3 (81). С. 87-94.
Бражник Ю.В. Гриценко В.В. Социальные представления русских и белорусов о мужских ролях в зависимости от связи с психологическими измерениями культуры // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журнал. 2012. № 2 (10). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17854803 (дата обращения: 23.02.2020).
Сидорова А.М. Влияние неформальных институтов на выбор вектора внешнего развития республики Беларусь // Экономическая наука сегодня. 2016. № 4. С. 287-299.
Егоров А.Г., Сухова Е.Е. Трансформация смыслообразующих доминант ценностных ориентаций российских и белорусских студентов // Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского приграничья : материалы междунар. науч.-практ. заочной конф. Витебск : Витебский гос. ун-т им. П.М. Ма-шерова, 2017. С. 72-74.
Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами про-социального поведения русских и белорусов // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 56-67.
Чернобровкина Н.Ю. Структурная организация мотивационной сферы белорусской и российской молодежи // Психология и психотехника. 2012. № 3 (42). С. 54-58.
Филинская Л.В., Морозов С.А. Идентификационные стратегии белорусской молодежи и инклюзивная культура: векторы и точки пересечения (социологические заметки) // Социология. 2016. № 2. С. 45-56.
Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсяников А.А. Молодежь на обломках СССР (19912013) // Наука и школа. 2015. № 2. С. 121-138.
Овсянников А.А. Новое поколение: долгая дорога в поисках новых идеалов и смыслов жизни // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1 (09). С. 78-97.
Сапронов Д.В., Леонтьев Д.А. Личностный динамизм и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 66-84.
Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. № 12 (2). С. 46-58. DOI: 10.17759/chp.2016120205.
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165.
Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Козырева Н.В. Методика самоактивации личности: адаптация на белорусской выборке // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е. 2017. № 15. С. 77-82.
Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка методики самоактивации личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2018v11n58/1558-odintsova58.html (дата обращения: 23.02.2020).
Денисова Н.Ф., Лашук И.В., Мицкевич О.Н. Базовые ценности белорусского общества: функционально-ориентирующие кластеры и вариативность ценностных структур // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4 (140). С. 37-53. DOI: 10.14515/monitoring. 2017.4.04.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
Фомченкова Г.А. Институционализация безопасности молодежи в условиях трансформации российского общества : дис.. д-ра социол. наук. CH6., 2014. 410 с.
Болотова А.К., Хачатурова М.Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 69-76.
Пергаменщик Л.А., Новак Н.Н. Социально-психологические условия психологического благополучия личности, пережившей кризисное событие // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 4. С. 161-169.
Белинская Е.П., Литвина С.А., Муравьева О.И., Стефаненко Т.Г. Тихомандрицкая О.А. Политическая культура: установки на патернализм в ментальности россиян // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 63-70.
Литвина С.А., Муравьева О.И. Установки на патернализм по отношению к политической власти и их взаимосвязи с ценностями в ментальности россиян // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. С. 298-313.