Assessment System for Subjective Well-being of Russian Schoolchildren: a Theoretical and Methodological Rationale
The article considers the meaningful understanding of the category "subjective well-being of Russian schoolchildren" and determines the methodological rationale for developing an assessment system for it. The subjective well-being of Russian students' families is studied through the level of positive/negative emotions and the realization of personal potential, i.e. as satisfaction with such areas of life as family and education. The aim is to describe the methodology for developing an assessment system for subjective well-being of Russian schoolchildren at different stages of education, based on the theoretical analysis of existing meaningful interpretations of the "subjective well-being" category and methods for identifying its level. The task of developing the assessment system for subjective well-being is being solved by identifying and justifying social and psychological factors of family and school environment. Significant factors that affect the children's well-being can include family relationships, spiritual unity, material security, relations with classmates, learning achievements, educational environment. To develop the assessment system we used methods of system analysis, methods of induction and deduction, methods of mathematical analysis, the method of factor analysis and others. The methodology for determining the subjective well-being of Russian schoolchildren includes a criterial framework and assessment tools. Taking into account the identified social and psychological factors of family and school environment, the subjective well-being is studied in criteria of satisfaction/dissatisfaction (positive/negative emotions) and realization of a child's personality potential. The assessment system presents the criteria for identifying the subjective well-being of Russian schoolchildren at different levels of education as two blocks: family and educational well-being. The methodological structuring of the criteria allowed us to develop mathematical formulas which can be used to obtain numerical expressions of both the level of subjective well-being itself and the levels of family and educational well-being.
Keywords
subjective well-being,
family well-being,
educational well-being,
assessment system,
criterion frameworkAuthors
Avalueva Natalia B. | Federal Institute for Educational Development RANEPA | avalueva-nb@ranepa.ru |
Alekseeva Anna S. | Federal Institute for Educational Development RANEPA | alekseeva-as@ranepa.ru |
Alieva Evelina F. | Federal Institute for Educational Development RANEPA | alieva-ef@ranepa.ru |
Всего: 3
References
Антонова, Н. А., Ерицян, К. Ю., Цветкова, Л. А. (2018). Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 187, 69-78
Арчакова, Т. О., Гарифулина, Э. Ш. (2020). Измерение субъективного благополучия детей в России: от локальных социальных практик до федеральной стратегии. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 276-295. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.11
Водяха, С. А. (2017). Психометрические показатели опросника психологического благополучия. Педагогическое образование в России, 4, 32-36
Головей, Л. А., Данилова, М. В. (2019). Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 8(1), 3845. doi: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45
Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Лункина, М. В. (2019). Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы. Психологическая наука и образование, 24(3), 32-42. doi: 10.17759/pse.2019240303
Деменев, А. Г. (2016). Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья. Вестник Волгоградского государственного университета. Философия, 4(7), 7-15. doi: https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.1
Захарова, Ю. П., Любимова, А. И. (2019). Благополучие и неблагополучие семьи и ребенка в нарративах специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 6, 280-294
Канонир, Т. Н. (2019). Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 16(2), 170-182. doi: 10.17323/18138918-2019-2-378-390
Карапетян, Л. В. (2017). Исследование благополучия в отечественной психологии. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2(40), 132-137
Кожанова, Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. (2019). Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании. Перспективы науки и образования, 4(40), 307-321. doi: 10.32744/pse.2019.4.24
Крамаренко, Н. С. (2016). Социокультурная среда цифровой эпохи: от психологических рисков к возможностям развития личности. Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал, 4, 1-10
Кулик, А. А., Акимова, А. А. (2016). Субъективное благополучие молодежи (на примере студентов первых и выпускных курсов). Ученые записки Забайкальского государственного университета, 11(2), 170-177
Лактионова, Е. Б., Матюшина, М. Г. (2018). Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие. Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология, 26, 77-88. doi: 10.26516/2304-1226.2018.26.77
Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1, 14-37. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02
Лето, И. В., Варшал, А. В., Петренко, Е. Н., Слободская, Е. Р. (2019). Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов. Психологический журнал, 40(6), 18-30. doi: 10.31857/S020595920007311-8
Логинова, С. В. (2017). Обзор исследований психологического благополучия детей. Мир науки, культуры, образования, 3(64), 283-286
Любомирски, С. (2014). Психология счастья. Новый подход. СПб.: Питер
Люсова, О. В. (2017). Субъективное благополучие в контексте жизнедеятельности российской семьи. Logos et Praxis, 16(4), 97-104. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.10
Манукян, В. Р., Муртазина, И. Р., Гришина, Н. В. (2020). Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности. Консультативная психология и психотерапия, 28(4), 35-58. doi: 10.17759/cpp.2020280403
Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2018). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 117-142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06
Ослон, В. Н., Семья, Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. (2020). Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Психологическая наука и образование, 25(6), 41-50. doi: 10.17759/pse.2020250604
Пахоль, Б. Е. (2017). Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы. Украинский психологический журнал, 1, 80-104
Плотникова, Е. Е., Быстрова, Н. В., Лисина, Е. И. (2018). Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи. Проблемы современного педагогического образования, 58(2), 188-191
Реан, А. А., Ставцев, А. А. (2021). Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 137-149. doi: 10.21638/spbu16.2021.2
Рикель, А. М., Туниянц, А. А., Батырова, Н. (2017). Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. Вестник московского университета. Сер. 14. Психология, 2, 64-82. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64
Селигман, М. (2013). Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия (Е. Межевич, С. Филина, пер. с англ.). М.: Манн, Иванов и Фербер
Смолева Е.О. (2015). Методологические и методические аспекты оценки субъективного благополучия. Психология, социология и педагогика, 9(48), 93-100
Солдатова, Г. У. (2018). Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 9(3), 71-80. doi: 10.17759/sps.2018090308
Солдатова, Г. У. Войскунский А. Е. (2018). Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 22-43. doi: 10.17759/cpp.2019270303
Солодников, В. В. (2018). Российские социологические и психологические исследования семьи в XXI веке: мета-анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 269-332. doi: 10.11621/vsp.2017.02.64
Сычев, О. А., Гордеева Т. О., Лункина, М. В., Осин, Е. Н., Сиднева, А. Н. (2018). Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников. Психологическая наука и образование, 23(6), 5-15. doi: 10.17759/pse.2018230601
Чернобровкина, С. В., Федорова, Т. В. (2017). Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников. Вестник Омского университета. Сер. Психология, 2, 22-32
Широканова, А. А. (2020). Тренды субъективного благополучия в России: 19982018. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1), 4-24. doi: 10.21638/spbu12.2020.101