Abilities as explanatory concept in modern psychology
The article is devoted to the discussion of the problem of abilities that are relevant for psychological science. The abilities we consider are in the context of modern theoretical and methodological problems of domestic psychology: the conceptual space of psychology, the definition of the subject and method, and the organization of psychological research. It has been debated for some time (beginning in the 1960s) in Russian psychology, the important methodological significance of abilities in explaining numerous aspects of a person's mental life. During which time, a holistic psychological theory of abilities in domestic psychology was not created. The purpose of this article is a theoretical substantiation of the role and place of concepts of abilities in the construction of modern psychological research. The study used the communicative methodology of psychology, allowing us to better consider the process of psychological research as a transformation of the initial abstraction by the researchers in the direction of choosing: the main idea of the study, the base category and modeling representation. Research methods: are the analysis of the role and place of concept of abilities in the design of modern psychological research from material of empirical and experimental data published in leading peer-reviewed journals of 2010 to 2022. As a result, it was found that domestic psychologists use the concept of ability actively in different ways; this defined the main idea of the study. We used, both subjective (from self-awareness), and objective (from behavior), and complex variants of the correlation of the subject and method of studying abilities. This allows us to assert that the concept of ability has an important methodological significance in terms of constructing modern empirical and experimental research. In addition, it showed that the concept of ability performs an important explanatory function in solving the problems of differentiating subjects according to individual psychological characteristics, as well as in explaining the success of performing different types and types of activities.
Keywords
abilities,
explanation,
concept,
research idea,
base category,
communicative methodologyAuthors
Mazilov Vladimir A. | Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky | v.mazilov@yspu.org |
Slepko Yuri N. | Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky | slepko@inbox.ru |
Всего: 2
References
Акопова, Э. С., Глазунова, О. И., Громыко, Ю. В. (2020). Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр». Психологическая наука и образование, 25(2), 5-18. doi: 10.17759/pse.2020250201
Алфимова, М. В., Лежейко, Т. В., Голимбет, В. Е. (2018). Адаптация шкалы времени переживания удовольствия: кросскультурные и кросс-ситуационные различия. Психологический журнал, 39(1), 115-126. doi: 10.7868/S0205959218010117
Аминов, Н. А., Малахова, В. Р., Чернявская, В. С. (2021). Механизм самораскрытия способностей у подростков как фактор академической успешности. Сибирский психологический журнал, 82, 96-119. doi: 10.17223/17267080/82/6
Андронов, В. П., Ионова, М. С. (2015). Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников. Интеграция образования, 19(1), 118-123. doi: 10.15507/Inted.078.019.201501.118
Аристова, И. Л., Есипенко, Е. А., Шарафиева, К. Р., Масленникова, Е. П., Чипеева, Н. А., Фекличева, И. В., ... Ковас, Ю. В. (2018). Пространственные способности: структура и этиология. Вопросы психологии, 1, 118-126
Аристотель. (2018). Этика. Мудрость - самая точная из наук. М.: Эксмо
Асмолов, А. Г. (2016). Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке. Национальный психологический журнал, 3(23), 33-35. doi: 10.11621/npj.2016.0304
Ветлужская, М. В., Абрамова, А. А., Сердакова, К. Г., Быкова, Е. Е., Хамматова, Р. С., Шурупова, Р. В. (2019). Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза. Интеграция образования, 23(3), 404422. doi: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
Воронин, А. Н. (2014). Методика диагностики дискурсивных способностей на материале повседневной лексики. Экспериментальная психология, 7(2), 94-112
Журавлев, А. Л., Нестик, Т. А., Юревич, А. В. (2016). Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. Психологический журнал, 37(5), 45-64
Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (2021а). Анализ современных понятий в психологии. Часть I. Опыт систематизации понятий. Психологический журнал, 42(3), 5-15. doi: 10.31857/S020595920015130-9
Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (2021б). Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН. Психологический журнал, 42(4), 5-15. doi: 10.31857/S020595920016002-8
Жучков, В. А. (ред.-сост.) (2001). Христиан Вольф и философия в России. СПб.: РХГИ
Иванников, В. А. (2018). О понятийном аппарате общей психологии. Вопросы психологии, 3, 94-104
Кольцовская, И. Г. (2012). Влияние музыкальности на качество песенных импровизаций старших дошкольников. Образование и саморазвитие, 6(34), 82-87
Куравский, Л. С., Юрьев, Г. А., Ушаков, Д. В., Юрьева, Н. Е., Валуева, Е. А., Лаптева, Е. М. (2018). Диагностика по тестовым траекториям: метод паттернов. Экспериментальная психология, 11(2), 77-94. doi: 10.17759/exppsy.2018110206
Леонтьев, А. Н. (1960). О формировании способностей. Вопросы психологии, 1, 13-21
Лиханов, М. В., Цигеман, Э. С., Ковас, Ю. В. (2020). Короткая онлайн батарея пространственных способностей (OSSAB): психометрические нормы для школьников старшего возраста. Сибирский психологический журнал, 78, 117-129. doi: 10.17223/17267080/78/7
Мазилов, В. А. (2017). Методология психологической науки: история и современность. Ярославль: РИО ЯГПУ
Мазилов, В. А. (2020). О психологических понятиях и методологии психологии. Вопросы психологии, 1, 71-83
Мазилов, В. А., Костригин, А. А. (2020). Проблема научного объяснения в современной зарубежной психологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(3), 390413. doi: 10.17323/1813-8918-2020-3-390-413
Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2020). Развитие социальных способностей студентов педагогического университета. Интеграция образования, 24(3), 412-432. doi: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432
Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2021). Развитие психологической системы педагогических способностей студентов - будущих учителей начальной школы. Интеграция образования, 25(3), 463-481. doi: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.463-481
Мелехин, А. И. (2019). Метакогнитивные способности в пожилом возрасте: специфика и предикторы. Экспериментальная психология, 12(3), 47-62. doi: 10.17759/exppsy.2019120304
Моргун, А. Н., Олейник, Ю. Н., Журавлев, А. Л. (2021). Институциональные факторы развития отечественной истории психологии (на материале РИНЦ). Психологический журнал, 42(1), 111-121. doi: 10.31857/S020595920013341-1
Наследов, А. Д., Мирошников, С. А., Защиринская, О. В., Ткачева, Л. О. (2018). Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет. Психологический журнал, 39(6), 59-75. doi: 10.31857/S020595920000832-1
Осаволюк, Е. Ю., Кургинян, С. С. (2018). Когнитивная флексибильность личности: теория, измерение, практика. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(1), 128-144. doi: 10.17323/1813-8918-2018-1-128-144
Пестова, Е. А. (2011). Обучение самоконтролю речевых навыков с учетом индивидуальных языковых способностей (на материале немецкого языка). Интеграция образования, 2(63), 105-110
Попова, С. И. (2017). Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы. Психологическая наука и образование, 22(6), 99-108. doi: 10.17759/pse.2017220609
Рубинштейн, С. Л. (1960). Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 3, 12-23
Рубцов, В. В., Исаев, Е. И., Конокотин, А. В. (2022). Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет. Культурно-историческая психология, 18(1), 28-40. doi: 10.17759/chp.2022180103
Рубцов, В. В., Улановская, И. М. (2022). Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет. Психологическая наука и образование, 27(1), 5-16. doi: 10.17759/pse.2022270101
Рыльская, Е. А. (2011). К вопросу о психологической жизнеспособности человека: концептуальная модель и эмпирический опыт. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 8(3), 9-39
Сериков, А. В. (2017). Способность к игровому переживанию как условие устойчивости личности к психосоматическим расстройствам. Культурно-историческая психология, 13(4), 118-126. doi: 10.17759/chp.2017130413
Смирнова, А. Ю. (2021). Апробация русскоязычной версии методики самовосприятия трудоспособности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(4), 664-684. doi: 10.17323/1813-8918-2021-4-664-684
Соболева, Т. Н. (2021). Формирование профессиональной одаренности в детерминации условиями развития способностей и свободой выбора в деятельности. Организационная психология, 11(3), 11-29
Степанов, С. Ю., Рябова, И. В., Гаврилова, Е. В. (2021). Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников. Вопросы психологии, 1, 61-70
Теплов, Б. М. (1961). Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР
Терещенко, Т. В., Соколов, Р. В., Гончаров, О. А. (2018). Графомоторная адаптация к компьютерным искажениям соотношения между координатами зрительного и моторного полей. Экспериментальная психология, 11(1), 92-113. doi: 10.17759/exppsy.2018110106
Тихомирова, Т. Н., Мисожникова, Е. Б., Малых, С. Б. (2020). Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов общих способностей в старшем дошкольном возрасте. Сибирский психологический журнал, 75, 97-114. doi: 10.17223/17267080/75/6
Фатихова, Л. Ф., Сайфутдиярова, Е. Ф. (2020). Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте. Интеграция образования, 24(2), 252-275. doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.252-275
Фёдоров, А. А. (2018). Типы научной рациональности в психологии: критика подходов. Вопросы психологии, 6, 88-99
Холодная, М. А. (2020). Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия. Психологический журнал, 41(3), 18-31. doi: 10.31857/S020595920009342-2
Холодная, М. А., Трифонова, А. В., Волкова, Н. Э., Сиповская, Я. И. (2019). Методики диагностики понятийных способностей. Экспериментальная психология, 12(3), 105118. doi: 10.17759/exppsy.2019120308
Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н. (2020). Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования). Психологический журнал, 41(6), 35-47. doi: 10.31857/S020595920011082-6
Шадриков, В. Д. (2019а). К новой психологической теории способностей и одаренности. Психологический журнал, 40(2), 15-26. doi: 10.31857/S020595920002981-5
Шадриков, В. Д. (2019б). Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН
Шиян, О. А., Баранова, А. А. (2022). Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников. Культурноисторическая психология, 18(1), 50-59. doi: 10.17759/chp.2022180105
Щебланова, Е. И. (2017). Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков. Вопросы психологии, 3, 16-27
Юревич, А. В. (2006). Объяснение в психологии. Психологический журнал, 27(1), 97106