Spatial and Temporal Characteristics of the State of Involvement: Problems of Diagnosis and Management | Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian Journal of Psychology. 2022. № 85. DOI: 10.17223/17267080/85/4

Spatial and Temporal Characteristics of the State of Involvement: Problems of Diagnosis and Management

The paper substantiates the need to systematize engagement research on a unified methodological basis, reflecting on its various spatial and temporal characteristics. For the methodology, the author used systemic anthropological psychology, the foundations of which are spelled out in the works of Tomsk scientists (V.E. Klochko, E.V. Galazhinsky, O.M. Krasnoryadtseva, O.V. Lukyanov). This is a model of involvement as a state that arises in the space of interaction between a person and the environment as proposed, provided that they correspond. Described as short-term (in solving a specific problem), medium-term (in professional / educational activities) and long-term (in the process of life) involvement, their psychological characteristics, possible diagnostic and optimization methods. Styles and predictors of involvement were determined from a sample of 388 students from their 2nd and 3rd years of study from universities in the Russian Far East. It was found that the short-term involvement of the majority of respondents is moderate, as are most indicators of medium-term involvement (e.g., intrinsic motivation, self-efficacy, metacognitive involvement, self-organization, confidence in one's own ability to control the current situation). Indicators of long-term involvement (psychological well-being, life satisfaction, resilience, productive reflection), on the contrary, were weakly expressed in a significant part of the students. Based on the factor analysis of the data, four styles of involvement were identified: “Satisfaction with achievements and saturation of life” and “Personal growth” reflect ways of life that go beyond the current situation, “Involvement in activities” is typical for medium and short-term involvement, “Reflection of involvement” - reflects the situation of understanding activities performed. As the main predictors of involvement as an actual state, metacognitive involvement, the use of external means of planning activities, the meaningfulness of life, the absence of external motivation and transsituational variability are identified. Separate components of involvement are also determined by the general background of mood and trans-situational mobility. Based on a comparison of the data obtained with the research of specialists in the field of engagement, a conclusion was made about the relevance of the model of involvement used for the tasks set; and directions for further research was identified.

Download file
Counter downloads: 275

Keywords

involvement, short-term, medium and long-term involvement, styles of involvement, predictors of involvement, life fulfillment, university youth, systemic anthropological psychology

Authors

NameOrganizationE-mail
Pavlova Ekaterina V.Amur State Universitykatal75@mail.ru
Всего: 1

References

Барабанщикова, В. В., Климова, О. А. (2015). Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. Национальный психологический журнал, 1(17). 52-60. doi: 10.11621/npj.2015.0106
Бредун, Е. В., Баланев, Д. Ю., Ваулина, Т. А., Краснорядцева, О. М., Щеглова, Э. А. (2020). Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования. Российский психологический журнал, 17(1), 60-73. doi: 10.21702/rpj.2020.1.5
Бызова, В. М., Перикова, Е. И. (2020). Психология метакогнитивизма: вызовы современности. СПб.: Скифия-принт
Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2014). Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал, 35(4), 98-109
Долженко, Р. А. (2014). Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий. Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 119(9), 157-162
Ерзин, А. И., Епанчинцева, Г. А. (2016). Самоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов). Современное образование, 2, 65-83. doi: 10.7256/2409-8736.2016.2.15968
Изард, К. Э. (1999). Психология эмоций. СПб.: Питер
Ильин, Е. П. (2008). Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер
Карпов, А. В., Скитяева, И. М. (2005). Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН
Киселева, Н. В. (2017). Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса. Психология и Психотехника, 4, 74-81. doi: 10.7256/2454-0722.2017.4.24659
Клочко, В. Е. (2005). Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет
Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В., Краснорядцева, О. М., Лукьянов, О. В. (2015). Системная антропологическая психология: понятийный аппарат. Сибирский психологический журнал, 56, 9-20. doi: 10.17223/17267080/56/2
Коржова, Е. Ю. (2006). Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Русская Христианская гуманитарная академия
Кустубаева, А. М., Камзанова, А. Т. (2013). Влияние стиля мышления на вовлеченность и эффективность выполнения экспериментальной задачи. Теоретическая и экспериментальная психология, 6(2), 6-13
Леонтьев, Д. А. (2002). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл
Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(4), 110-135
Лепешинский, Н. Н. (2007). Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 3, 24-37
Лехциер, В. Л. (2015). Цифровой стиль жизни и академические коммуникации в аудитории: проблема вовлеченности. Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология, 2(18), 38-54
Липатов, С. А. (2015). «Вовлеченность работника в организацию» или «увлечеённость работой»: соотношение понятий. Организационная психология, 5(1), 104-110. https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2015/04/08/1093568830/OrgPsy_2015_1_8(Lipatov)_10 4-110.pdf
Литвинова, Е. Ю., Киселева, Н. В. (2016). Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование. Социальная психология и общество, 7(3), 5-17. doi: 10.17759/sps.2016070301
Литвинова, Е. Ю., Киселева, Н. В. (2017). Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования. Социальная психология и общество, 8(2), 5-20. doi: 10.17759/sps.2017080201
Лифанов, А. Д., Рыжова, А. А. (2017). Вовлеченность студенток в процесс физического воспитания в вузе как фактор сохранения и укрепления их здоровья. Сибирский психологический журнал, 63, 183-198. doi: 10.17223/17267080/63/13
Лукьянов, О. В., Бронер, В. И., Васильев, А. В. (2020). Категориальный аппарат психологии вовлеченности (аутентификации). Сибирский психологический журнал, 75, 39-52. doi: 10.17223/17267080/75/3
Лукьянов, О. В., Волынец К. В. (2015). Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая. Вестник Томского государственного университета, 400, 277-281. doi: 10.17223/15617793/400/44
Малошонок, Н. Г. (2014). Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах. Высшее образование в России, 1, 37-44
Малошонок, Н. Г. (2016). Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения. Вопросы образования, 1, 35-60. doi: 10.17323/1814-95452016-1-35-60
Мандрикова, Е. Ю. (2010). Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2, 59-83
Мандрикова, Е. Ю., Горбунова, А. А. (2012). Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников. Организационная психология, 2(4), 2-22. https://orgpsyjournal.hse.ru/2012-2-4/74462519.html
Маничева, Л. Г., Маничев, С. А. (2015). Организационный контекст как предиктор вовлеченности в работу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика, 1, 53-65
Масалова, Ю. А. (2016). Исследование вовлеченности профессорско-преподавательского состава университета. Университетское управление: практика и анализ, 101(1), 76-82
Моспан, А. Н., Осин, Е. Н., Иванова, Т. Ю., Рассказова, Е. И., Бобров, В. В. (2016). Баланс работы и личной жизни у сотрудников российского производственного предприятия. Организационная психология, 6(2), 8-29. https://www.hse.ru/data/ 2016/08/23/1116578057/OrgPsy_2016_2_1(Mospan_et_al)8-29.pdf
Онучин, А. (2014). Изучение вовлечения; Понедельник начинается в четверг. Недельный цикл вовлеченности персонала. В кн.: Вовлеченность: сборник статей (с. 512; 19-21). М.: ЭКОПСИ Консалтинг
Осин, Е. Н., Рассказова, Е. И. (2013). Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2, 147-165
Остапенко, Д. К. (2019). Ценности подростков, вовлеченных в спортивную деятельность. Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки, 1, 44-49. doi: 10.18384/2310-7235-2019-1-44-49
Павлова, Е. В., Краснорядцева, О. М. (2021). Ресурс вовлеченности как психологическая характеристика степени соответствия человека и образовательной среды. Сибирский психологический журнал, 81, 52-78. doi: 10.17223/17267081/81/3
Панина, Н. В. (1993). Индекс жизненной удовлетворенности. В кн.: А. А. Кроник (ред.), Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути (с. 107-114). М.: Прогресс
Прохоров, А. О., Валиуллина, М. Е., Габдреева, Г. Ш., Гарифуллина, М. М., Менделевич, В. Д. (2011). Психология состояний. М.: Когито-Центр
Россохин, А. В. (2010). Психология рефлексии измененных состояний сознания (на материале психоанализа). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 7(2), 83-102
Смирнов, П. С. (2019). Вовлеченность персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами. Организационная психология, 9(1), 81-95. https://www.hse.ru/data/2019/04/01/1190432614/OrgPsy_2019_1(4)Smirnov (81-95).pdf
Токарева, А. А., Баронене, С. Г. (2019). Методика исследования вовлеченности сотрудников университета. Университетское управление: практика и анализ, 23(1-2), 1132. doi: 110.15826/umpa.2019.01-2.001
Фрумин, И. Д., Добрякова, М. С. (2012). Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности. Вопросы образования, 2, 159-191. doi: 10.17323/18149545-2012-2-159-191
Чеглакова, Л. М., Кабалина, В. И. (2016). Вовлеченность персонала: теоретические подходы, эмпирические результаты. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 1(41), 121-128
Чиксентмихайи, М. (2016). Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл. Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. (1996). Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология, 7, 71-77
Щеглова, И. А., Корешникова, Ю. Н., Паршина, О. А. (2019). Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления. Вопросы образования, 1, 264-289. doi: 10.17323/1814-9545-2019-1-264-289
 Spatial and Temporal Characteristics of the State of Involvement: Problems of Diagnosis and Management | Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian Journal of Psychology. 2022. № 85. DOI: 10.17223/17267080/85/4

Spatial and Temporal Characteristics of the State of Involvement: Problems of Diagnosis and Management | Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian Journal of Psychology. 2022. № 85. DOI: 10.17223/17267080/85/4

Download full-text version
Counter downloads: 334