Представлен сравнительный анализ валютного регулирования в странах ЕАЭС. Выявлены основные недостатки союза, препятствующие дальнейшей интеграции. Рассмотрены политики стран-участниц и предпринимаемые меры, направленные на урегулирование и согласование валютного и криптовалютного регулирования внутри союза. Дана оценка перспектив дальнейшей валютно-финансовой интеграции стран ЕАЭ.
Foreign Exchange Regulation in the countries of the Eurasian Economic Union.pdf В условиях современной эпохи всемирной глобализации за последние несколько десятилетий резко усилились интеграционные процессы между странами - региональными экономическими партнерами, так как это позволяет повышать их конкурентоспособность и наращивать темпы экономического роста. Евразийский экономический союз является «молодым» союзом, официально он существует с 2015 г. На данный момент странами-членами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Одним из важных и наиболее сложных вопросов в рамках ЕАЭС является вопрос валютного регулирования. При дальнейшем развитии интеграции стран ЕАЭС в валютный союз острота данного вопроса будет только возрастать в силу необходимости создания оптимального валютного режима. Кроме того, активная цифровизация экономик стран ЕАЭС ставит вопрос о предпочтительности проектов по созданию валютного союза, основанного на наднациональной криптовалюте и использовании других цифровых инструментов, а это, несомненно, потребует изучения вопросов криптовалютного регулирования как на уровне союза, так и на уровне стран-участниц. Поэтому целью нашего исследования являются выявление и сравнение проблем и перспектив развития валютного регулирования в странах ЕАЭС, в том числе в сфере криптовалютных отношений. Валютное регулирование в каждой из стран ЕАЭС базируется на соответствующих законах о валютном регулировании. Органы, осуществляющие регулирование, субъекты и объекты в валютных системах стран ЕАЭС схожи, но не являются идентичными (таблица). Принципы и направления валютной политики устанавливаются каждой страной самостоятельно, но в соответствии со ст. 64 Договора о Евразийском экономическом союзе. Приоритетным направлением является повышение доверия к национальным валютам стран-участниц [1]. Самой консервативной в плане валютного регулирования является Республика Беларусь. Государственный контроль в данной республике наиболее ощутим по сравнению с остальными странами-участницами ЕАЭС и проявляется в многочисленных валютных ограничениях, таких как обязательная продажа валютной выручки, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и др. Наиболее либеральным является законодательство Республики Кыргызстан, поскольку валютные ограничения в данной республике практически отсутствуют. В целом валютно-финансовые системы стран-участниц ЕАЭС можно охарактеризовать как системы с высокой степенью конвергенции, поскольку они достаточно синхронно отвечают внешним вызовам посредством монетарного и валютно-финансового регулирования. Системы органов валютного регулирования стран-участниц ЕАЭС различаются составом и распределением полномочий и обязанностей, что обусловливает необходимость проведения работ по согласованию законодательства и установлению унифицированных правил совместного наднационального валютного регулирования для поддержания политики, направленной на разработку и введение оптимального валютного режима ЕАЭС. Серьезным недостатком, препятствующим интеграции данного союза, является отсутствие наднационального органа монетарного и валютно-финансового регулирования. Для решения этой проблемы в перспективе предлагается использование подхода, применяемого при создании Единого эмиссионного центра Союзного государства Россия-Беларусь [2]. Кроме того, среди проблем валютного регулирования стран ЕАЭС можно выделить нестабильность курсов национальных валют, что влечет за собой «эффект ожидания» экономики, который проявляется в долларизации экономик [3]. В 2015 г. в Казахстане в корпоративном сегменте доля валютных депозитов составила 58,7%, а в розничном -76,7%. В Армении в 2016 г. данное явление достигло отметки 74%. Вместе с этим негативное влияние также оказывает устойчивая девальвация валют стран союза, что, в свою очередь, усугубляется сильной взаимозависимостью экономик некоторых стран-участниц, приводящей к торговому дисбалансу внутри союза ЕАЭС [4]. Отсутствие согласованности политик центральных банков и единых подходов в сфере ва-лютно-финансового регулирования способствует дисбалансу экономических циклов стран-участниц союза. Отсутствие общих торговых целей и единого внешнеторгового механизма ставит страны на противоборствующие позиции. Так, например, Россия и Казахстан - экспорто-ориентированные страны, а Армения и Киргизия - импорто-ориентированные. Страны-участницы регулярно принимают меры по устранению возникающих проблем. К 2025 г. будет учрежден единый регулятор. Предполагается, что он будет располагаться в столице Республики Казахстан Астане. Согласно Приложению №17 к Договору о Евразийском экономическом союзе к 2020 г. государства-члены ЕАЭС планируют гармонизировать политику в сфере функционирования общего финансового рынка (включая формы и виды валютного контроля). Уже есть некоторые положительные сдвиги в области гармонизации валютного законодательства. Республика Армения внесла изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствии с требованиями ЕАЭС. Республика Казахстан внесла коррективы в некоторые законодательные акты относительно валютного контроля, а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля через утверждение новых Правил в соответствии с методикой ЕАЭС. Российская Федерация дополнила Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому функции по контролю за осуществлением валютных операций некредитными финансовыми организациями переданы Центральному банку РФ. Указом Президента Республики Беларусь внесены необходимые изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций. В сфере криптовалютного регулирования можно отметить, что все страны-участницы ЕАЭС настроены на применение современной технологии блокчейн в валютных отношениях, ведется изучение возможности введения криптовалюты и создания основ ее регулирования. Так, в Республике Беларусь в декабре 2017 г. Президентом подписан декрет «О развитии цифровой экономики», который легализовал майнинг, блокчейн, деятельность криптобирж и иные операции с криптовалютами. Сравнительный анализ валютного регулирования в странах-участницах ЕАЭС Критерий сравнения Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Кыргызстан Российская Федерация Закон о валютном регулировании Закон Республики Армения «О валютном регулировании и валютном надзоре» от 24.11.2004 ЗР-135-Н Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 № 226-З Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 № 57-Ш Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16.12.2016 № 206 Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173- ФЗ Национальная валюта Драм Белорусский рубль Тенге Киргизский сом Рубль Органы валютного регулирования Центральный банк; Уполномоченный орган управления государственными финансами; Уполномоченный орган Правительством Республики Армения Совет Министров Республики Беларусь; Национальный банк Национальный банк Республики Казахстан; Правительство Республики Казахстан; иные государственные органы Национальный банк Центральный банк Российской Федерации; Правительство Российской Федерации Субъекты валютного регулирования Лица, осуществляющие операции с валютой и контролирующий государственный орган Лица, регламентирующие и осуществляющие валютные операции. К ним относятся: Совет Министров, Национальный банк; Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет; органы государственного управления Физические и юридические лица, которые, в свою очередь, подразделяются на резидентов и нерезидентов Лица, осуществляющие операции с валютой и контролирующий государственный орган Резиденты (юридические и / или физические лица); нерезиденты (юридические и / или физические лица); эмиссионные (центральные) банки; экспортеры и импортеры; девизные (уполномоченные) банки; инвесторы (резиденты и / или нерезиденты); правительства (исполнительные органы) Данный декрет легализует гражданам самостоятельное владение криптовалютами, их добычу, обмен, покупку и продажу за белорусские рубли и валюту, а также разрешает дарить и завещать криптовалюту. Юридические лица для осуществления операций с криптовалютами должны обращаться за помощью к белорусскому парку высоких технологий (ПВТ). Также декрет подразумевает льготное налогообложение до 2023 г. Резиденты ПВТ за операции с криптовалютами не облагаются НДС и налогом на прибыль, физические лица -подоходным налогом, в том числе и за майнинг. Также операции с криптовалютами не предполагают получения специальной лицензии [5]. Более того, здесь уже создана и функционирует первая национальная криптовалюта - талер. Талер является децентрализованной криптовалютой, не имеющей единого эмиссионного центра и централизованного управления. Поэтому можно сказать, что Республика Беларусь в криптоиндустрии является наиболее лояльной и продвинутой из всех стран ЕАЭС. В отношении криптовалютного регулирования в России можно отметить следующее. По приказу Президента РФ Правительство и Государственная Дума начали разработку нормативных актов, регулирующих оборот криптовалюты, майнинг и ICO, и в январе 2018 г. был опубликован законопроект «О цифровых финансовых активах». Согласно данному законопроекту цифровым финансовым активом признается имущество в электронном виде, созданное с помощью криптографических средств. Смарт-контрактом признается договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. В рамках проекта лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, имеют право приобрести в пределах одного выпуска токены в размере, не превышающем 50 тыс. рублей. До опубликования оферты о выпуске токенов запрещено рекламировать и предлагать их потенциальным получателям. Любые сделки, связанные с обменом цифровыми финансовыми активами, должны осуществляться только через оператора обмена цифровых финансовых активов при условии регистрации в Банке России. По мнению Минфина, соответствующая мера поспособствует снижению рисков мошенничества, отмывания нелегальных доходов, финансирования терроризма, а также сформирует условия для создания прозрачного налогового режима для операций с криптовалютами, что увеличит налоговые поступления в бюджет РФ. Использования криптовалют в качестве средства платежа не предполагается, так как согласно законодательству РФ рубль является единственным законным средством платежа [Там же]. Также следует отметить, что Банк России считает преждевременным разрешение к обращению криптова-лют и иных финансовых инструментов, связанных с криптовалютами, на территории РФ. Однако можно констатировать, что в России на сегодняшний день сделаны первые шаги к легализации цифровых активов на законодательном уровне. В Казахстане не запрещены добыча и использование криптовалюты, однако сделки с их использованием затруднительны ввиду неурегулированности статуса криптовалюты. Майнеры обязаны самостоятельно исчислять и платить индивидуальный подоходный налог по ставке 10%. Также у них возникает необходимость ежегодного представления декларации о доходах [6]. В октябре 2017 г. Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и инвестиционная компания EXANTE подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого на базе платформы Stasis будет создана новая криптовалюта, обеспеченная традиционными финансовыми активами. Правительство Казахстана нацелилось на технологическую модернизацию экономики, для этого уже создана государственная программа «Цифровой Казахстан» [5]. Инфраструктурой для развития блокчейна в Казахстане и разработкой законодательства, регулирующего криптовалютные транзакции, будет заниматься рабочая группа международного финансового центра «Астана». Республики Армения и Кыргызстан не имеют на сегодняшний день законов в области криптова-лют и рекомендуют гражданам пока воздержаться от операций с ними [Там же]. В сфере криптовалютного регулирования Армения не признает виртуальные валюты электронными деньгами, а также призывает граждан воздержаться от их использования. Центральный банк Армении никак не обозначил свою позицию относительно блокчейна, но словами выразил поддержку стремлению использовать инновационные платежные инструменты [Там же]. Однако оппозиционный парламентский блок Армении предложил к рассмотрению законопроект «О цифровых технологиях» по легализации крип-товалют. В нем изложены следующие предложения: любое физическое лицо по достижении 18 лет, а также юридические лица могут заниматься май-нингом и криптовалютными операциями на территории Армении без дополнительных разрешений и лицензий; до начала 2024 г. добыча криптовалют должна быть освобождена от каких-либо налогов и сборов, а также установлены различные виды таможенных и прочих льгот [7]. Национальный банк Республики Кыргызстан также рекомендует гражданам воздерживаться от использования криптовалют и не принимать их в качестве средства платежа. Тем не менее следует отметить, что Национальный банк Республики Кыргызстан отслеживает складывающуюся в мире ситуацию в сфере цифровой экономики, изучает опыт других стран и перспективы практического использования технологии блокчейн, ее особенности и возможности применения в самых различных сферах. В прессе отмечается, что по мере необходимости в дальнейшем будут рассматриваться различные варианты криптовалютного регулирования в республике [5]. Таким образом, говоря о валютно-финансовой интеграции стран ЕАЭС, необходимо отметить, что разночтения существуют не только в области валютного регулирования и законодательства, как указывалось выше, но и в области криптовалютно-го регулирования. Более того, именно в области криптовалютного регулирования наблюдается отсутствие какого-либо законодательства в некоторых из государств-участников ЕАЭС, что, конечно, является заметной проблемой. Тем не менее многие специалисты, например вице-президент РАКИБ Денис Душнов, положительно оценивают перспективу создания наднациональной криптова-люты [8], и уже предлагаются различные проекты. Так, Банк России совместно с Ассоциацией Финтех прорабатывает возможность использования блок-чейн-платформы Мастерчейн для создания единого платежного пространства в рамках ЕАЭС [9]. Таким образом, на данном этапе страны ЕАЭС имеют множество неразрешенных вопросов как в сфере валютного регулирования, так и в рамках союза в целом, поэтому пока они не готовы к созданию единой валютной зоны. Однако страны ведут деятельность, направленную на устранение разногласий, создание либеральной унифицированной валютно-финансовой и монетарной политики, в том числе и в сфере криптовалютных отношений.
Андриенко Екатерина Владимировна | Томский государственный университет | студент кафедры финансов и учета Института экономики и менеджмента | e.v.andrienko98@mail.ru |
Ильина Татьяна Геннадьевна | Томский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета Института экономики и менеджмента | ilinatg@mail.ru |
Филатова В.В. Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2 (79). С. 94.
Навой А.В. Валютно-финансовые критерии конвергенции в ЕАЭС // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 7-8.
Кабзиманян М.Г. Проблемы и перспективы валютного регулирования в условиях ЕАЭС // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 127.
Искаджян С.О. Проблемы и перспективы валютного регулирования в ЕАЭС // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов : Саратов. Соц.-экон. ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 23.
Регулирование криптовалют. URL: http://www.eura siancommission.org/ (дата обращения: 13.05.2018).
Все о цифровой экономике и ИКТ-политике. URL: https://digital.report/kazahstan-regulirovanie-kriptovalyut/ (дата обращения: 13.05.18).
Армения рассматривает вопрос легализации крипто-валют // Bitcoin : русскоязычный информационный сайт о криптовалюте. URL: https://bits.media/news/armeniya-rassmatrivaet-vopros-legalizatsii-kriptovalyut/ (дата обращения: 13.05.2018).
Гладышева Т. ЕАЭС унифицирует подход к регулированию криптовалют и ICO Известия. URL: https://iz.ru/737376/tatiana-gladysheva/eaes-unifitciruet-podkhod-k-regulirovaniiu-kriptovaliut-i-ico (дата обращения: 13.05.18).
ЦБ предложил использовать блокчейн-платформу Финтеха в ЕАЭС // ТАСС : информационное агентство России [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/ekonomika/ 5089860 (дата обращения: 13.05.18).