The problems of local budgets means forming and use(Bryansk region budget example).pdf Местный бюджет - это централизованныйфонд финансовых ресурсов отдельного муници-пального образования, формирование, утвержде-ние и исполнение, а также контроль за исполне-нием которого осуществляется органом местногосамоуправления самостоятельно.Экономическая сущность местных бюджетовпроявляется в их назначении. Они выполняют сле-дующие функции: формирование денежных фондов, являю-щихся финансовым обеспечением деятельностиместных органов власти; распределение и использование этих фон-дов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной де-ятельностью предприятий, организаций и учреж-дений, подведомственных этим органам власти.Доходы бюджета - денежные средства, посту-пающие в безвозмездном и безвозвратном порядкев соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в распоряжение органов государствен-ной власти Российской Федерации, органов госу-дарственной власти субъектов Российской Феде-рации и органов местного самоуправления. До-ходная часть местных бюджетов состоит из соб-ственных доходов и поступлений. К собственнымдоходам местных бюджетов относятся местныеналоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисля-ются налогоплательщиками в местные бюджеты.Расходы бюджета - денежные средства, на-правляемые на финансовое обеспечение задач ифункций государства и местного самоуправления.Расходная часть местных бюджетов включаетрасходы, связанные: с решением вопросов местного значения,установленные законодательством РоссийскойФедерации; с осуществлением отдельных государ-ственных полномочий, переданы органам местно-го самоуправления; с обслуживанием и погашением долга помуниципальным займам.Формирование и исполнение местного бюд-жета осуществляют органы местного самоуправ-ления самостоятельно в соответствии с уставоммуниципального образования.За 2010 год были достигнуты определенныепозитивные сдвиги в экономической ситуации, по-ложительно отразившиеся на объеме налоговых иненалоговых доходов, поступающих в областнойбюджет. Кроме того, дополнительным источникомпополнения областного бюджета стали субсидиииз федерального бюджета. В 2010 году сохраненв действующих размерах объем средств, направ-ляемых на обеспечение социальных обязательств.В связи со стабилизацией экономической си-туации областной бюджет спланирован на тригода по принципу «скользящей» трехлетки.Областной бюджет на 2011-2013 годы харак-теризуется следующими параметрами. В 2011году доходы областного бюджета составят 21 млрд787 млн рублей, ровно столько же составят расхо-ды - на 2011 год планируется сбалансированный,бездефицитный бюджет. В 2012 году ожидаетсяпревышение доходов над расходами на 250 млнрублей, в 2013 году - на 1 млрд 200 млн.В 2011 году планируется увеличение доходовна 2,2 млрд рублей по сравнению с первоначаль-но запланированным объемом на 2010 год, далее- плюс 545 млн и 1,6 млрд рублей на 2012 и 2013год соответственно.Показатели дотационности консолидирован-ного бюджета Брянской области (отношение до-таций к объему доходов бюджета) будут следу-ющими: 2010 год (по первоначально принятомубюджету) - 23,6 %; 2011 год - 21,1 %; 2012 год -17,7 %; 2013 год - 16,5 %.Основные направления бюджетной политикив области расходов на 2011-2013 годы будут свя-заны с реализацией мероприятий по повышениюэффективности использования ограниченных фи-нансовых ресурсов.В 2011-2012 годах Минфином России плани-руется реализация федеральной программы по-вышения эффективности бюджетных расходов.Аналогичная программа будет реализовываться иу нас в регионе.С 1 января 2011 года в рамках проводимой нафедеральном уровне реформы государственныхучреждений финансирование бюджетных учреж-дений будет осуществляться на основе субсидиина выполнение государственного задания, а не посмете.Из всех существующих чуть более 500 уч-реждений только 127 специализированных уч-реждений получат статус казенных и продолжатфинансироваться по смете. Это преимуществен-но учреждения, выполняющие управленческие иконтрольные функции, учреждения, где возмож-ность осуществления коммерческой деятельностиограничена.Что касается особенностей формирования об-ластного бюджета на 2011-2013 годы, то здесь не-обходимо отметить следующие моменты.В бюджете на 2011 год заложено увеличениезаработной платы государственных служащих иработников бюджетной сферы на 10 % с 1 декабря2010 года, а для работников образования предус-мотрена выплата повышенной на 20 % заработнойплаты, в том числе за счет оптимизации расходов.В связи с изменениями в федеральном законо-дательстве с 1 января 2011 года увеличены отчис-ления от заработной платы в бюджеты государ-ственных внебюджетных фондов на 8 %, с 26,2 %до 34,2 %. Это накладывает существенные допол-нительные расходные обязательства на областнойбюджет.Как и в предыдущие годы, в 2011 году основ-ную часть расходов областного бюджета составятрасходы на социальный сектор - социальное обе-спечение, образование, здравоохранение, культу-ру, физическую культуру и спорт. Общий объемрасходов по перечисленным направлениям, с уче-том межбюджетных трансфертов, предоставляе-мых местным бюджетам на те же цели, в2. Государственных средств, передаваемыхфедеральными и региональными органами госу-дарственной власти органам местного самоуправ-ления в виде финансовых ресурсов и доходныхисточников, а также прав установленных законо-дательством.3. Заемных средств. Соотношение этих ос-новных источников финансирования в структуредоходов местных бюджетов характеризует сте-пень финансовой независимости органов местно-го самоуправления.Преобладание в доходах местных бюджетовдвух последних групп источников, как правило,свидетельствует о высокой зависимости местныхорганов от вышестоящих властных структур, а со-ответственно, и об ограниченных возможностяхместного самоуправления как в маневрированиифинансовыми ресурсами, так и в решении акту-альных проблем данного территориального со-общества.В целом же муниципальные образования нерасполагают реальными возможностями форми-рования за счет собственных средств финансовойбазы, способной обеспечить выполнение воз-ложенных на них полномочий в полном объеме.Доходы местных бюджетов не соответствуют по-требностям органов местного самоуправлениядля реализации ими собственных полномочий:осуществления капитальных вложений в развитиеи модернизацию объектов жилищно-коммуналь-ного хозяйства, учреждений здравоохранения иобразования, объектов инфраструктуры. Закре-пленные за местными бюджетами поступления отналогов и сборов не обеспечивают в значительнойстепени расходы местных бюджетов. На сегоднядоходы местных бюджетов позволяют лишь обе-спечить выплату заработной платы муниципаль-ным служащим и оплату коммунальных услуг,удельный вес которых в общем объеме доходовсоставляет в среднем для РФ около 60 %.Для обеспечения соответствия доходных пол-номочий муниципальных образований расход-ным, и создания условий для развития местногосамоуправления в России необходимо создать на-дежную собственную финансовую базу местныхбюджетов. Также должны быть созданы законода-тельные условия для увеличения неналоговых ис-точников местных бюджетов через эффективноеиспользование муниципальными образованиямиземли и имущества. В структуре доходов бюдже-тов муниципальных образований определяющи-ми должны быть не только совместные налоги ифинансовая помощь, а, прежде всего, местные изакрепленные за местными органами самоуправ-ления на долговременной основе федеральные ирегиональные налоги.Среди мероприятий, способствующих укре-плению собственной финансовой базы местныхбюджетов, можно выделить следующие:1. Переход к налогообложению недвижи-мости, взамен существующих налогов: «на иму-щество физических лиц», «земельного налога» и«налога на имущество организаций», при усло-вии рыночной оценки недвижимости и зачисле-нии данного налога по нормативу 100 % в доходыместных бюджетов. Также целесообразно диффе-ренцировать налог на недвижимость по следую-щим категориям: налог на застроенные участки,налог на жилье, налог на строения производствен-ного назначения, налог на лесные угодья, налогна сельскохозяйственные угодья. Ставки этих на-логов должны определяться местными органамивласти при формировании бюджета на будущийгод.2. Целесообразно создать условия для эф-фективного использования системы самообложе-ния населения в качестве дополнительного источ-ника дохода местных бюджетов. В современныхусловиях бурного развития дачных поселков исадоводческих товариществ практически во всехрегионах страны местные органы управленияобязаны принять на себя полномочия по социаль-но-культурному благоустройству застраиваемыхподобным образом территорий, строительствунеобходимых коммуникаций, а также решениюнеизбежных экологических проблем (вывоз му-сора, озеленение, благоустройство придорожнойполосы и т. д.). Целесообразно отчисления отфедеральных и регулирующих региональных на-логов перевести в категорию соответствующихместных налогов, как это принято в некоторыхфедеративных государствах с развитой рыночнойэкономикой, либо законодательно закрепить со-ответствующий процент отчислений от налога надоходы граждан, налога на прибыль предприятий,ряда акцизов, НДС и НДПИ в бюджеты местныхорганов самоуправления. Местные органы само-управления также должны получить право напредоставление скидок и льгот, в рамках полу-чаемых ими фискальных отчислений, стимулиру-ющих развитие местного предпринимательства иучитывающих социальный статус налогоплатель-щика. Это позволит преодолеть оторванность приформировании бюджетов органов местного само-управления от реальной налоговой базы данноготерриториального образования, создать системуфакторов финансового воздействия на ускорениесоциально-экономического развития данной тер-ритории, значительно повысит экономическуюсамостоятельность муниципальных образований.3. Важным и до настоящего времени не пол-ностью использованным источником формирова-ния доходного потенциала субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самофинансирова-ния являются неналоговые платежи за пользова-ние природными ресурсами. Действующей редак-цией Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г.2395-1 к полномочиям субъектов РФ относитсяустановление порядка пользования недрами в це-лях разработки месторождений общераспростра-ненных полезных ископаемых и участками недрместного значения, а также порядка строитель-ства подземных сооружений местного значения.На федеральном уровне должны быть разработа-ны методические указания по оценке права поль-зования участками недр как регионального, так иместного значения, носящие рекомендательныйхарактер, в части, касающейся месторождений об-щераспространенных полезных ископаемых, чтов некоторых субъектах РФ может способствоватьсущественному увеличению неналоговых доходовот предоставления в пользование участков недр.Соотнесение наиболее эффективных, в мак-симальной степени сочетающих интересы членовтерриториального сообщества и центральной вла-сти схем образования доходов местных бюджетовдает нам возможность сформулировать основныеконцептуальные принципы реформирования фи-нансовой базы местного самоуправления:− формирование бюджетов органов местно-го самоуправления в объемах, необходимых дляреализации объективно обусловленных социаль-но-экономических потребностей членов данноготерриториального сообщества и реализации деле-гированных ему из центра управленческих полно-мочий;− формирование финансовой базы местногосамоуправления с учетом вертикального и гори-зонтального финансового выравнивания уровняналоговых доходов системы бюджетов «центр -регион - территории»;− соблюдение принципа единства взиманияи использования налоговых доходов для данноготерриториального сообщества;− использование системы местных налогови сборов в качестве механизма стимулированияпозитивных тенденций в развитии экономики иобеспечения уровня необходимых социальныхгарантий для населения территориальных сооб-ществ.Современное состояние межбюджетных от-ношений в Российской Федерации в значительнойстепени зависит от того, как они складываютсямежду федеральным центром и регионами.Наиболее сложная проблема в бюджетномустройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюд-жетные взаимоотношения центра и регионов. Всоответствии с законодательством РФ доходнаячасть бюджетов бюджетной системы РФ должнасостоять из налоговых и неналоговых доходов,безвозмездных поступлений, кредитных ресур-сов.Основными задачами бюджетных взаимоотно-шений между центром и регионами являются:- ликвидация несоответствия между объ-емом расходных обязательств субфедеральныхорганов власти и величиной закрепленных за бюд-жетами данных уровней доходных поступлений;- сдерживание и сокращение уровня диффе-ренциации регионов в плане социально-экононо-мического развития с целью сбалансированногоэкономического развития, не допускающего силь-ной межрегиональной социальной напряженно-сти;- стимулирование территориальных «на-логовых усилий» (побуждать территориальныеорганы власти к мобилизации дополнительныхбюджетных доходов на основе более полного ис-пользования и развития их собственного доходно-го потенциала;- ориентация бюджетных политик террито-риальных властей на реализацию общегосудар-ственных приоритетов;- устранение недостатков налоговой систе-мы.Все эти задачи решаются непосредственно спомощью механизма межбюджетного выравнива-ния.Основным инструментом механизма межбюд-жетного выравнивания (межбюджетных отноше-ний) между федеральным центром и регионами(так же как между регионами и муниципалитета-ми), как уже было сказано ранее, являются меж-бюджетные трансферты (дотации, субсидии, суб-венции и т.д.).В программных документах по совершенство-ванию системы межбюджетных отношений за-ложены основные принципы к формированию ипредоставлению финансовой помощи бюджетамсубъектов
Ковалерова Людмила Анатольевна | Брянский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита | neoviking@mail.ru |
Федеральный закон от 24.11. 2008 № 204- ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Изд-во Дашков и К, 2009.
Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс‑Академия" - М., 2007.
Дробозина Л. А. Финансы: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Завьялов Д. Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы. - 2008. - №3.
Поляк Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Решение от 29 октября 2008 г. № 1112 «О принятии положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета города Брянска и о порядке осуществления внешней проверки, представления, рассмотрения и утверждения годового отчёта об исполнении бюджета горо
Шишлов А. В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты // Финансы. - 2007. - № 11.