Актуальные вопросы классификации доходовбюджетов, отражающей финансовую деятельностьгосударства | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Актуальные вопросы классификации доходовбюджетов, отражающей финансовую деятельностьгосударства

Рассмотрены вопросы группировки доходов бюджета (на примере федеральногобюджета), которые должны отражатьфинансовую деятельность государства поформированию доходов бюджета и в связис распоряжением и использованием государственной собственности. Предлагается инаяклассификация групп доходов бюджетов свыделением шести групп доходов, наиболееадекватных разным сторонам финансовойдеятельности государства и запросам общественности.

Social aspects of the budget classification of income.pdf Финансовая деятельность государства тра-диционно трактуется как деятельность государ-ственных органов, уполномоченных и должност-ных лиц по поводу формированию (образования),распределения и использования централизован-ных фондов денежных средств, имеющихся враспоряжении государства. В условиях федера-тивного государства, каким является РоссийскаяФедерация, централизованными на федеральномуровне являются федеральный бюджет (многоце-левой фонд денежных средств) и государственныевнебюджетные фонды, являющиеся социальнымицелевыми фондами.В формировании доходной части бюджетовпринимают участие юридические лица, физиче-ские лица и индивидуальные предприниматели;все они являются налогоплательщиками, пла-тельщиками сборов и пошлин, или налоговымиагентами, деятельность которых подконтрольна иподнадзорна органам специальной компетенции -налоговым и таможенным органам. Ранее мы от-мечали [1], что действующая в России бюджетнаяклассификация доходов не позволяет точно опре-делить вклад населения, индивидуальных пред-принимателей в формирование бюджетов того илииного уровня. Анализ классификации доходов спозиции определения вклада самого государствав доходную часть бюджета и представление этоговклада в доступной форме гражданскому обще-ству показывает, что и здесь классификация дохо-дов может ответить не на все вопросы. С однойстороны, общественность не устраивает информа-ция общестатистического характера, отражающаярост ВВП, динамику инфляции и безработицы,иные показатели макроэкономического характера,так как совершенно ясно, что положительная ди-намика таких показателей во многом не связана сдеятельностью государственных органов. В усло-виях, когда значительная часть федерального бюд-жета зависит от цен на углеводородные сырьё идругие экспортируемые сырьевые ресурсы, стано-вится очевидным, что нельзя, например, рассма-тривать рост доходов этого бюджета только какрезультат финансовой деятельности государства,хотя и сложно элиминировать влияние разныхфакторов на доходы бюджета. С другой стороны,ни сама форма утверждения федерального бюдже-та, ни классификация его доходов не позволяютболее или менее определенно ответить на вопрос:какие доходы главного бюджета страны являютсярезультатом воздействия не зависящих от дей-ствий госорганов факторов (а потому выглядящихобъективными), а какие - всё-таки являются ито-гом усилий государственных органов и должност-ных лиц.Острота вопроса усиливается тем, что на про-тяжении последних пяти лет при принятии про-екта федерального закона о федеральном бюдже-те утверждается только общая величина доходовбюджета Российской Федерации, а в пояснитель-ных материалах рассчитываются и анализируют-ся отклонения от базы данных предыдущих лет.Очевидно, что отсутствие подробной росписи подоходам бюджета является негативным явлениемс разных позиций. С позиций бюджетной отчетно-сти отсутствие «плана», утвержденного федераль-ным законом, делает содержание самой отчетно-сти по доходам (обширной по своему объему),малоинформативным и не подлежащим оценке сточки зрения достижения государством постав-ленных целей в сфере доходных источников. Посуществу отчетность фиксирует, сколько и какихдоходов поступило в федеральный бюджет в раз-резе кодов бюджетной классификации, но эта жеотчетность не дает достаточного материала дляопределения того, насколько далеки или близкиоказались фактические данные от планируемых,где государству необходимо больше прилагатьусилий, в чем причины отклонений и т.п. Без-условно, Правительство РФ имеет значительнобольшие возможности для пополнения бюджетастраны, чем субъекты Федерации или муници-пальные образования, которым недоступны внеш-ние займы, Резервный фонд или эмиссия денег.Тем более странным в этих условиях выглядиттот факт, что все 83 субъекта РФ и более 22 ты-сяч муниципалитетов рассматривают и утверж-дают не только роспись расходов, но и росписьдоходов своих бюджетов. Причин сложившейсяситуации может быть несколько - от невозмож-ности точного прогноза цен на энергоносители донизкого качества прогнозирования, но следствиемявляется ощущение некой фатальности состоянияфедерального бюджета или его предопределенно-сти силами, которые не только не подконтрольныобществу, но и находятся вне его. Именно в такихслучаях наблюдается наибольшее отчуждениеобщества от государства во всех его проявлениях,когда степень доверия общества по отношению кправящей элите снижается и переходит в недове-рие, несмотря на обилие информации, в том числецифровой, которая должна убеждать это обществов том, что госорганы вообще и Правительство вчастности приложили максимум усилий к получе-нию наибольших доходов.Достаточно много вопросов возникает и всвязи с тем, как государством используется госу-дарственная собственность, какие доходы от нееполучает федеральный бюджет. Государственнаясобственность как экономическая категория оз-начает принадлежность имущества российскомународу в лице избранных им представительныхорганов власти, а исполнительная власть, зани-мающаяся вопросами распоряжения и использо-вания этого имущества, должна представлять нарассмотрение и утверждение законодательнойвласти планы по распоряжению и использованиюгоссобственности- доходы от продажи материальных и нема-териальных активов;- административные платежи и сборы;- штрафы, санкции, возмещения ущерба;- прочие неналоговые доходы.Конечно, каждая из выделенных подгруппимеет основания для своего существования ипредставления в самостоятельном виде, но нельзяне заметить, что их природа имеет как общие чер-ты, так и специфические. Так, страховые взносына обязательное социальное страхование являют-ся самостоятельной подгруппой доходов в связи сих особой природой, и в бюджетах (кроме бюдже-тов ГВФ) эти взносы не должны появляться (еслитолько не изменится порядок их зачисления).Также самостоятельной выглядит подгруппыплатежей, связанных с природными ресурсами иих экспортом и являющихся по сути рентнымиплатежами; это доходы от внешнеэкономическойдеятельности (включающие ввозные и вывозныетаможенные пошлины на сырую нефть, природ-ный газ, на товары, выработанные из нефти, а так-же таможенные сборы; доходы от реализации наэкспорт высокообогащенного урана и др.) и пла-тежи при пользовании природными ресурсами (ввиде платы за негативное воздействие на окружа-ющую среду и платежей за пользование недрами,включая разовые и регулярные платежи). Мы счи-таем, что две этих подгруппы должны быть объ-единены в одну группу «Рентные платежи и по-шлины за природные ресурсы».Другой самостоятельной группой должнастать группа, объединяющая доходы от государ-ственной собственности, которую должны сфор-мировать подгруппы доходов от использованияимущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности и доходы от про-дажи материальных и нематериальных активов.Для этой группы возможное название: «Доходыот распоряжения и использования имущества, на-ходящегося в государственной и муниципальнойсобственности».Наконец, еще одной группой доходов можетстать группа «Доходы от деятельности государ-ственных и муниципальных учреждений», кото-рую следует, по нашему мнению, сформироватьиз нескольких видов доходов, имеющих

Ключевые слова

финансовая деятельность государства, федеральный бюджет, классификация доходов бюджета, группы доходов, операций сектора государственного управления, classification of income, individuals, legal persons, individual entrepreneurs, taxes from the population, the middle class

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сагайдачная Надежда КонстантиновнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры финансов и учета экономического факультета_finans_@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

 <i>Актуальные вопросы классификации доходовбюджетов, отражающей финансовую деятельностьгосударства</i> | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Актуальные вопросы классификации доходовбюджетов, отражающей финансовую деятельностьгосударства | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия