Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) | ПУФ. 2013. № 4 (12).

Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС)

Современный этап развития мировой экономики, характеризующийся кризисным состоянием, ограниченностью финансовых ресурсов и доступа к ним, требует от правительств многих государств решения задачи улучшения управления ресурсами и получения высококачественной информации. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций, подготовленная на основе международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС), позволит получить достоверную и надежную информацию о деятельности правительственных организаций и государств в целом, необходимой всем заинтересованным пользователям (правительствам, инвесторам, гражданам и др.).

The improvement of accounting Щ Щ Щ and reporting in the budgetary sphere according to the International Financial Reporting Standards for public sector (IFRS PS).pdf Начало реформе бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере было положено Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. [1]. В качестве главной цели в Концепции было заявлено о создании условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Одним из обязательных условий реформирования бюджетного учета в Российской Федерации предусматривалось приближение национальной бюджетной классификации к требованиям международных стандартов. Современный этап развития бухгалтерского учета в бюджетной сфере, а также направление его развития на перспективу (как минимум до 2020 г.), определены рядом значимых законодательных актов в обозначенной выше сфере, принятых в последние три года. Так, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [2] в качестве одного из основных принципов регулирования бухгалтерского учета определено применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. Необходимо отметить, что сфера действия названного выше закона распространяется на все экономические субъекты, включая государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. В добавление к этому отмечено, что настоящий закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, приводящих к их изменению, а также при составлении бюджетной отчетности. Совершенствование бюджетного законодательства, изменение которого, безусловно, коснется сферы бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы, выражается в том числе в повсеместном внедрении программно-целевого принципа финансирования и дальнейшем усилении контроля за эффективностью использования бюджетных средств. В марте 2013 г. Правительством РФ была утверждена Государственная программа «Управление государственными финансами». Данная Государственная программа включает в себя девять подпрограмм, одной из которых является «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса». Для достижения целей этой подпрограммы сформулированы задачи, обязательные для выполнения, одной из которых является повышение эффективности и прозрачности бюджетной отчетности, совершенствование ее формирования, ориентированные на международные стандарты [3]. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) на данный момент имеют статус официальных документов в Российской Федерации [4]. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет о МСФО для организаций коммерческого сектора. Данные стандарты разрабатываются и вводятся в действие Советом по МСФО (СМСФО), штаб-квартира которого располагается в Лондоне. Совет по МСФО ведет свою деятельность по созданию международных стандартов с 1973 г. (с 1973 по 2000 г. - Комитет по МСФО) по настоящее время. Что касается применения международных стандартов бюджетными организациями во всем мире, то в этом случае речь идет о другом наборе международных стандартов финансовой отчетности, а именно МСФО для общественного сектора (далее - МСФО ОС). Эти стандарты разрабатываются и вводятся в действие Советом по МСФО для общественного сектора, который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров. Во введении к сборнику Международных стандартов финансовой отчетности для организаций общественного сектора на русском языке сказано, что Совет признает значительную пользу от получения единообразной и сопоставимой финансовой информации в разных странах и верит в значительную роль МСФО ОС в реализации этой задачи. Совет по МСФО ОС настойчиво рекомендует правительствам и национальным органам стандартизации участвовать в разработке его стандартов путем представления комментариев относительно вырабатываемых им предложений, приводимых в проектах документов для общественного обсуждения. Международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе начали разрабатываться и применяться в более поздние сроки. Сама Международная федерация бухгалтеров была основана в 1977 г. в Нью-Йорке для решения основных задач по совершенствованию бухгалтерской профессии и координации действий региональных организаций. Деятельность федерации осуществляется через специально созданные комитеты, один из которых, созданный в 1986 г., устанавливает МСФО ОС. Первый из МСФО ОС был принят в 2000 г. В настоящее время разработан 31 стандарт для общественного сектора на основе метода начислений и еще один - на основе кассового метода. Это высококачественные и независимо разработанные стандарты, которые пользуются поддержкой правительств, профессиональных бухгалтерских органов и международных организаций, включая Всемирный банк, Азиатский банк развития, Организацию экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Совет по МСФО и Международную организацию высших ревизионных учреждений. Свою цель Совет по МСФО ОС видит в том, чтобы служить интересам общества. Устанавливая высококачественные стандарты учета в государственном секторе, Совет считает, что тем самым способствует облегчению принятия государственных управленческих решений и их реализации в секторе государственного управления. В добавление к этому разработка и применение единых стандартов будут способствовать повышению качества и согласованности учетной практики во всем мире, а также повышению прозрачности деятельности и укреплению подотчетности государственного сектора. Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора в настоящее время не являются официально признанными документами на территории Российской Федерации. Однако на сайте Министерства финансов РФ они опубликованы на русском языке. Кроме того, в марте 2012 г. начато общественное обсуждение Федеральных стандартов учета и отчетности для государственного сектора, которые разрабатываются на основании Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). Бухгалтерский учет и финансовая отчетность государственных учреждений и организаций традиционно развивались обособленно от общей линии учета в коммерческих организациях. Такое состояние дел характерно практически для всех стран. Однако в последнее время все больше проявляет себя тенденция на сближение учета в бюджетных учреждениях с принципами учета в коммерческом секторе. Это связано как с большим прогрессом в учетных принципах и методах, выработанных к настоящему времени в сфере учета частных предприятий, так и соображениями представления полной и понятной финансовой информации пользователям отчетности. Коммерческий сектор, особенно публичные компании, традиционно ориентированы на частного инвестора, который при принятии решения об инвестировании активов в ту или иную компанию руководствуется прежде всего экономическими выгодами. Собственно этим, в большей мере, и продиктована необходимость раскрытия значительного количества финансовой и нефинансовой информации в финансовых отчетах компании, относящейся к коммерческому сектору. Кроме того, дополнительные и достаточно жесткие требования по раскрытию информации к эмитентам публично размещаемых ценных бумаг предъявляют организованные рынки торговли этими финансовыми инструментами, т.е. биржи. Цель представления и раскрытия большого количества информации в финансовой отчетности коммерческими организациями состоит в представлении пользователям этой информации уместной, достоверной, надежной, объективной, полной, понятной и сравнимой информации о финансовом положении отчитывающейся организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, основываясь на которой, они бы могли принимать взвешенные управленческие решения. Кроме того, что тоже имеет значение, после прочтения информации, содержащейся в финансовой отчетности коммерческой организации, пользователь этой отчетности получает информацию о качестве работы менеджмента отчитывающейся организации, т.е. насколько эффективно менеджмент этой организации управляет ресурсами организации. Международные стандарты финансовой отчетности, как было отмечено выше, в качестве основного пользователя финансовой отчетности рассматривают настоящего (акционера) и/ или потенциального (инвестора) собственника организации. С позиции собственника менеджмент организации эффективно функционирует только при условии приращения «богатства» собственника. Под «богатством» в контексте настоящей статьи необходимо понимать приращение чистых экономических выгод собственников организации за отчетный период. Собственно эти чистые экономические выгоды и представляют собой капитал акционеров (собственников), который определяется как доля в активах организации, оставшаяся после вычета всех обязательств. Другими словами, можно сделать следующий вывод. Эффективно управляемая коммерческая организация - это организация, функционирование которой ведет к росту капитала ее собственников. То же самое утверждение справедливо и для бюджетных организаций, которые используют в своей деятельности государственные средства. Разумеется, бюджетная и коммерческая организации существенно отличаются друг от друга по многим параметрам, например таким, как цели создания организации; собственники, наделяющие организацию имуществом для ее функционирования; право распоряжения этим имуществом, показатели эффективности функционирования организации. Более того, сами бюджетные учреждения отличаются друг от друга (казенные, бюджетные, автономные). Однако эффективное функционирование любого хозяйствующего субъекта сводится к наибольшему удовлетворению потребностей его создателей, либо населения какого-либо административного образования или государства в целом (например, в случае оказания государственных услуг) при условии рационального (минимум затрат, максимум результата) использования ресурсов. Так, эффективность функционирования использования государственных ресурсов, как отмечено в стандарте финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности государственных средств» [5], измеряется такими показателями, как экономичность, продуктивность и результативность использования государственных средств. Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля по проведению финансового аудита, аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств разрабатываются Счетной палатой при участии контрольно-счетных органов, утверждаются Коллегией Счетной палаты и подлежат государственной регистрации в Минюсте. При подготовке данных стандартов также будут учитываться международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности. Необходимо отметить, что интенсификации процесса реформирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере, кроме усилий со стороны Правительства Российской Федерации и других лиц, заинтересованных в успешной реализации процесса совершенствования бюджетного учета и отчетности, безусловно, способствовали и объективно происходящие процессы интеграции экономики России в мировое экономическое пространство. Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Главной задачей реформирования бюджетного процесса является приведение принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности в рыночной экономике. При этом основным инструментом реформирования заявлены Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора. Необходимость представления отчетности бюджетными организациями по международным стандартам для общественного сектора возникла в том числе в связи с активным участием России в международных финансовых организациях. Как отмечалось выше, формирование отчетности по международным стандартам дает возможность получить на качественно новой основе всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления. Для внутренних пользователей такая информация может стать предметом серьезного анализа, на котором будут базироваться планирование и разработка налогово-бюджетной политики, оценка влияния деятельности сектора государственного управления. Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно международным стандартам, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователя. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Следовательно, используя международные стандарты в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, сектор государственного управления не является исключением, речь идет фактически и об использовании большого исторического наследия накопленного опыта в странах с развитыми рыночными системами хозяйствования, где стандартизация бухгалтерского учета развивается с начала прошлого столетия.

Ключевые слова

государственный сектор, бухгалтерская отчетность бюджетных организаций, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, public sector, accounting reports of budgetary organizations, International Financial Reporting Standards of public sector

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ткаченко Людмила ИвановнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета, профессиональный бухгалтер, в том числе по МСФО (уровень САР), аудиторludmila.i.tkachenko@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.
Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013г.№293-р.
Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности государственных средств», утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.06.2009 г., протокол №31К (668).
 Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) | ПУФ. 2013. № 4 (12).

Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) | ПУФ. 2013. № 4 (12).

Полнотекстовая версия