Концепция трудностей как выражение неспецифических опасностей домохозяина и его домохозяйства. Постановка вопроса
Развивается тема безопасности домохозяйств, точнее, дается определение трудностей и проводится описание неспецифических опасностей в концепции трудностей по Р. Фарсону.
The conception of difficulties as expression of nonspecific dangers of the householder and his household: position the q.pdf Однажды мы обращались к вопросу безопасности домохозяйства [16], по преимуществу речь шла о достаточно узком классе опасностей - тип перехода из зоны высокого риска в зону смертельного риска (ВУР ^ СУР). В данной работе обратимся к более широкой сфере опасностей для более точной характеристики её структуры и содержания. Постараемся наметить общие очертания направления «безопасности домохозяйств» в широком смысле понимания опасности не только как возможности получения ущерба, убытков, потерь, но и как «упущенной выгоды». Так как в обществе и природе нет междисциплинарных границ, домохозяин может выжить, воспринимая все доступные для него грани окружающего мира и изменяя некоторые. Ключевое слово «доступный» имеет ряд значений: знание об аспекте, его присутствие в субъективном мире, представление механизма его функционирования, из которого вытекает наличие (отсутствие) инструментов его целенаправленного изменения. Естественно, мы понимаем неохватность и безграничность поля исследований, постараемся составить непротиворечивый, предварительный обзор. Применим важнейший методологический подход, развиваемый в классической работе Р. Фарсона. «Один из ценнейших уроков (среди прочих важных) я получил от философа Абрахама Каплана: Не путай проблему и трудность. Проблемы могут быть решены - с трудностями можно только ладить. Большинство наших дел в жизни... является сложными, неизбежными дилеммами - трудностями, в которых ни один из вариантов не кажется вполне подходящим или лучше других. Проблема возникает, когда что-то делается неправильно либо как следствие ошибки, изъяна, болезни или недостатка опыта. Когда причина обнаружена - ситуацию можно исправить [43. С. 62]. Трудности же, как ни парадоксально это может прозвучать, чаще всего создаются обстоятельствами, имеющими для нас большую ценность. Именно поэтому с трудностями можно только ладить. Трудности усугубляются, когда мы путаем их с проблемами (с. 63). Трудности требуют применения истолковательного способа мышления. Когда имеешь дело с трудностями, необходима способность очертить более широкие границы вокруг ситуации, понять её во всех проявлениях, чтобы осознать её глубокие и часто парадоксальные причины и следствия. Увы! С трудностями никогда не удается поладить до конца (с. 64). Относительно терминологии. В нормативной сфере одним из обобщающих источников является «Словарь терминов в области промышленной безопасности и в смежных областях» [36]. Подходящее определение: безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (или опасностей) (с. 72). По сути, проблемы человеческого развития, прав человека и безопасности личности разрабатываются в одном «концептуальном поле» [15. С. 130]. В докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала 1994 г. в концепции безопасности личности выделено два взаимосвязанных фактора: 1. Защита от неожиданных и пагубных нарушений повседневного образа жизни («свобода от страха»). 2. Защита от постоянных угроз голода, болезней, преступлений и подавления («свобода от нужды»). Выделено 7 отдельных компонентов безопасности личности: • экономическая (гарантированный минимальный доход); • продовольственная (физическая и экономии-ческая доступность продуктов питания); •для здоровья (относительная свобода от заболеваний и заражений); • экологическая (доступность чистых воды и воздуха, система землепользования, сохраняющая плодородие почвы); • личная (свобода от физического насилия и угроз); • меньшинств (сохранение культурного своеобразия); • политическая (защита основных прав человека и свобод) (с. 136). Существует солидная по объему литература, рассматривающая безопасность в разных сферах. Психологическая безопасность - отсутствие угрозы психическому здоровью человека, его адаптивности, активности и продуктивности психологической деятельности [29. С. 93]. Безопасность необходимо рассматривать в том числе как устойчивость социального порядка в условиях инновационного развития общества или в условиях одобряемой девиации. Общество как система характеризуется незыблемым противоречием между интересами личности и социальным порядком. Свобода человека выражается в том, что он независимо от многих обстоятельств отстаивает, прежде всего, свои интересы [9. С. 82]. Социальную безопасность мы предлагаем рассматривать через анализ и сопоставление понятий «социальный порядок» и «девиантное поведение». Тем самым безопасность трактуется как свойство социального порядка сохранять и развивать самое себя в условиях девиантного поведения социальных акторов. Упорядоченность системы общества всякий раз затрудняет реализацию интересов различных субъектов, но одновременно является основанием их «онтологической безопасности». Социальную безопасность возможно трактовать как устойчивость социального порядка в условиях инновационного развития общества или в условиях одобряемой девиации (с. 87). Практически большая часть публикаций относится к иному, чем домохозяйство, микроуровню. Попытаемся сосредоточиться на нем. По аналогии с правом: общая часть теории опасностей и особенная. Обратимся вначале к общей части, к многочисленным трудностям, которые, с одной стороны, составляют нераздельное содержание жизни любого человека (домохозяина), его самого и окружают его со всех возможных сторон. Позднее мы обратимся к особенной части, к проблемам домохозяина в разных сферах жизни, в том числе и финансовой. Итак, как пишет Р. Мэй, если человек болен физически, ему требуется врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии), если же у человека личностные проблемы, которые являются психологическими, и не имеют физических оснований, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или непрофессиональному психотерапевту - «Zay» psychotherapist (немедику). Если человек незрелый и неопытный, он нуждается в обучении и наставнике [37. С. 8]. Личность подобна паутине, так как она состоит из нитей напряжения между бесконечно большим числом точек, причем эти напряжения и точки их соединения подвержены постоянным изменениям. Человек не может освободиться от внутреннего напряжения, даже если захочет этого. Следует особо подчеркнуть, что источник личностных проблем - это регуляция внутренних напряжений индивида (с. 20-21). Возможность регулирования личностных напряжений - величайший подарок природы. Это означает возможность роста развития, реализации потенциала личности. Чем глубже и тоньше человек чувствует внутренний баланс напряжений, тем большим творческим потенциалом он обладает (с. 30-31). Личность - это актуализация жизненного процесса в независимой индивидуальности, которая социально интегрирована и обладает духовными напряжениями (с. 35). Окончательная целостность человеческой личности не является ни возможным, ни желательным состоянием. То, к чему мы стремимся, -это установление нового и конструктивного баланса напряжений, а не некая абсолютная целостность (с. 60). Очень важный момент: разница между безопасностью как реальностью и как ощущением. «По мере роста требований к безопасности полетов в гражданской авиации, которые год от года становились все более и более изощренными... их критики настойчиво повторяли, что логика, лежащая в их основе, имеет существенные изъяны. У террориста, сознательно идущего на самоубийство, всегда будет преимущество перед обычными людьми, не готовыми к смерти. Брюс Шнайер (Bruce Schneier) - один из наиболее яростных противников кампании по закручиванию гаек, начавшейся после 11 сентября [6. С. 126]. По его мнению, невозможно сделать воздушные путешествия существенно безопаснее, запрещая все новые предметы, которые могут использовать террористы или которые потенциально могли бы быть им полезны. Для чего правительства продолжают навязывать эти дорогостоящие и трудоемкие ограничения? На этот вопрос есть много вариантов ответов, которые связаны с желанием политиков и служб безопасности показать активность и оправдать своё существование и зарплату в глазах избирателей и нанимателей. Но главная причина, по мнению Шнайера, - базовая человеческая потребность чувствовать себя уверенно и защищенно, даже если это чувство имеет очень отдаленное отношение к состоянию уверенности и защищенности. Для мер, которые изобретаются и воплощаются большей частью для того, чтобы заставить людей чувствовать себя в безопасности, а в действительности никак не способствуют повышению её уровня, Шнайер изобрел термин «театр безопасности» (Security Theater - книга Beyond Fear (2003) (с. 127). Он считал, что этот театр на самом деле делает нас беззащитнее, и в какой-то степени его мнение недалеко от истины. «Театральная» обстановка поглощает средства, которые с большим толком можно было бы использовать в борьбе с терроризмом. (с. 128). Не все стратегии, направленные на укрепление чувства безопасности, действительно обеспечивают нашу безопасность. Они могут оказывать и прямо противоположное действие. По словам Шнайера, «безопасность означает и ощущения, и реальность, а это не всегда одно и то же». Разница между безопасностью и ощущением безопасности вполне понятна и конкретна. Часто упоминаемые в последние годы когнитивные искажения, т. е. то, каким именно образом наши представления о действительности отличаются от нее, во многом объясняют типичные заблуждения относительно безопасности. Неподконтрольных ситуаций (например, положение пассажира в самолете) мы страшимся больше, чем тех, которые, как нам кажется, контролируем (например, вождение автомобиля) (с. 131). Особенно тяжело воспринимаются трудности, связанные с психикой, своей или другого. Здесь много причин, одну из них рассмотрел Г. Винч [8]: спросите десятилетнего мальчика, что нужно делать при простуде. Он без колебаний ответит. Но спросите взрослого, что следует делать для снятия острой боли в результате отвержения, острой тоски в случае одиночества или горького разочарования из-за неудачи, - и, скорее всего, вы не получите вразумительного ответа, поскольку люди просто не знают, как лечить эти широко распространенные психологические травмы (с. 5). Причина, по которой мы почти не предпринимаем решительных действий по лечению психологических ран, заключается в отсутствии инструментов для такого вмешательства. В любом доме обязательно есть аптечка с множеством бинтов, мазей и обезболивающих для лечения физических болезней. Но для обработки небольших психологических ран, которые являются частью повседневной жизни, такой аптечки нет. Применение средств первой психологической помощи может воспрепятствовать обострению проблем и их переходу в хроническую стадию (с. 6). Расхождение между нашим искусным обращением с физическими недугами и полной безграмотностью в отношении душевного здоровья является весьма прискорбным (с. 7). Каждая глава этой книги описывает типичные психологические раны, предлагая средства первой психологической помощи для облегчения душевной боли и профилактики осложнений (с. 8). Они подходят для самостоятельного использования. пора сделать психологическую гигиену таким же элементом нашей жизни, каким является забота о здоровье тела (с. 9). Кроме психологической гигиены, которой при известной информированности и подготовке может заниматься практически каждый, есть огромное поле психологических трудностей, выявить и купировать которые может только профессионал. Эта сфера профессиональной, помогающей деятельности отличается невыразимым многообразием подходов не только к описанию психологических трудностей, но и к методам их преодоления. Представление об этом даст специальный выпуск Psychologies (психология) [39] - Путеводитель по психотерапии (50 видов психотерапии), справочник психотерапевтов и психологов. Самоубийство в буквальном и широком смыслах, по Меннингеру: совершенно очевидно, что человек в течение всей жизни в той или иной мере занимается самоуничтожением. Способы саморазрушения многообразны, и именно им посвящены страницы этой книги [35. С. 5-6]. В первом разделе книги анализируются глубинные причины самоубийства в привычном смысле этого слова. Во втором разделе рассматриваемые причины не так очевидны. В третьей части внимание акцентируется на тех случаях самоубийства, где признаки хронических искажений имеют косвенную направленность. В четвертом разделе автор делает попытку соотношения теории саморазрушения и клинических патологий, хотя как таковое это допущение следует считать гипотетическим. Содержание. I. Разрушение. II. Самоубийство. III. Хроническая форма самоубийства (аскетизм и мученичество; неврастения; алкогольная зависимость; антиобщественное поведение; психоз). IV. Локальное самоубийство (членовредительство; симуляция; полихирургия; преднамеренные несчастные случаи; импотенция и фригидность). V. Органическое самоубийство (целостный подход в медицине; психологический фактор органического заболевания; выбор наименьшего зла). VI. Восстановление (с. 16). Многие авторы определяют безопасность через интересы, поэтому начнем с потребностей, движущей силы любого поведения, формой которых и являются интересы. Традиционной является теория А. Маслоу - 5 групп базовых потребностей: Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на которое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно удовлетворено, на передний край третье и т. д. Само по себе наличие потребности уже свидетельствует о факте удовлетворения иных потребностей. . мы имеем два важных обстоятельства: 1) Человек никогда не бывает удовлетворен, разве что относительно или частично. 2) Потребности, по-видимому, организованы сообразно своего рода иерархии или степени доминирования [33. С. 51]. Иерархия базовых потребностей: 1) Физиологические потребности. Потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения. Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими (с. 6061). Если все потребности находятся в неудовлетворительном состоянии и, следовательно, начинают доминировать физиологические потребности, все остальные потребности могут попросту прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Другая специфическая особенность человеческого организма состоит в том, что в то время, когда в человеке доминирует определенная потребность, меняется вся его философия будущего (подчеркнуто мной. - А.З.) (с. 62). Очень важно последнее положение - изменение представления о будущем удовлетворением потребностей. 2) Потребность в безопасности. Если физиологические потребности относительно удовлетворены, появляется новая группа потребностей, которые мы можем с некоторым приближением отнести к категории потребностей в безопасности (защищенность; стабильность; зависимость; защите; отсутствие страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре , порядке, законе и ограничениях; силе покровителя и т.д.) (с. 63). Однако здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили свои потребности в безопасности. В обстановке, лишенной таких крайностей, мы можем обнаружить появление потребностей в безопасности только в редких случаях, например: стремление получить постоянное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, потребность в различных видах страхования (медицинском, зубоврачебном, на случай безработицы, нетрудоспособности, старости) (с. 64). Потребности в безопасности могут стать весьма настоятельными всякий раз, когда на социальной сцене возникает реальная угроза закону, порядкам, властям общества (с. 65). Самое фундаментальное последствие удовлетворения любой потребности - это переход потребности на задний план и при этом появление новой потребности более высокого уровня (с. 81). В более поздней работе классик выделил людей, удовлетворивших базовые потребности. Самоактуализирующиеся личности (т.е. более зрелые, более человечные), по определению, уже достигли достаточного удовлетворения своих базовых потребностей, и теперь ими движет мотивация более высокого порядка, которую мы будем называть «метамотивация» [34. С. 332]. Следует провести границу между обычными мотивами людей, не достигших уровня самоактуализации, -т. е. людей, движимых базовыми потребностями, -и мотивами людей, достигших достаточного удовлетворения всех базовых потребностей и, таким образом, мотивируемых в первую очередь не ими, а скорее мотивами более высокого уровня. Можно назвать эти присущие самоактуализирующимся людям мотивы и потребности более высокого порядка «метапотребностями» и разделить категории мотивации и «метамотивации». Удовлетворение базовых потребностей является не достаточным условием, а, скорее, необходимой предпосылкой метамотивации. Похоже, что ме-тамотивация не является автоматическим следствием удовлетворения базовых потребностей. Самоактуализирующаяся личность: а) в достаточной мере свободна от болезни; б) в достаточной степени достигла удовлетворения базовых потребностей; в) она позитивно использует свои возможности; г) мотивирована некоторыми ценностями, к которым она стремится, которые она ищет и которым она предана (с. 334). В идеальной ситуации внутренняя необходимость совпадает с необходимостью внешней, «я хочу» совпадает с «я должен» (с. 336). Иерархия базовых потребностей выступает доминантной по отношению к метапотребностям. Базовые потребности и метапотребности существуют в одной иерархической структуре, т. е. лежат на одном континууме, находятся в одной области познания. И те и другие обладают общим свойством быть «потребными» (необходимыми, нужными человеку) в том смысле, что их депривация приводит к «болезни» и атрофии, а их «насыщение» благоприятствует развитию в направлении к большей человечности, большему счастью и большей радости, к психологическому «успеху», к большему числу пиковых переживаний и в целом к большей жизни на уровне Бытия [34]. Безопасность личности определяется особенностями и взаимодействием трех факторов: личностного (реакция человека на опасность), фактора среды или источника опасности (включающего социальный, психологический и физические страты) и факторы защищённости (готовность или неготовность к использованию средств защиты от тревожных и опасных ситуаций) [29. С. 95]. Другой серьезнейший срез - неоднородность, нелинейность окружающего мира, в том числе и опасностей, что означает большее значение, удельный вес одних сфер перед другими, выражающееся в принципе 80/20: то, что в любой статистической совокупности одни факторы, как правило, более значимы, чем другие. За точку отсчета или за основу принимается то, что 80 % результата или получаемого конечного продукта является следствием всего лишь 20 % причин. По-настоящему эффективные люди и успешные организации используют немногие действительно важные силы и заставляют их работать на себя [26. С. 16]. Теория хаоса утверждает, что за внешним беспорядком кроется логика самоорганизации, предсказуемая нелинейность. Эту логику описать труднее, чем обнаружить ее присутствие. И теория хаоса, и принцип 80/20 утверждают (имея существенные эмпирические доказательства), что Вселенная несбалансированна, что мир нелинеен, а причина и следствие редко бывают равнозначными (с. 35). Обе эти теории придают огромное значение самоорганизации: одни силы всегда бывают мощнее других: они всегда постараются захватить большую, чем им положено, долю ресурсов. Принцип 80/20 как теория хаоса базируется на идее нелинейности. Многое из того, что происходит вокруг нас, незначительно и может быть проигнорировано. Тем не менее всегда имеется несколько сил, влияние которых значительно превосходит их количество. Именно эти силы необходимо выявлять и отслеживать. Если они полезны, нужно их приумножать. Если нежелательны для нас, надо хорошенько подумать, как их нейтрализовать (с. 36). Одна из трудностей и одновременно подход к анализу проблем домохозяйства вытекает из сути технологии комплаенс, означающей обеспечение уверенности в том, что организация соответствует всем относящимся к ней нормам и правилам, а управление бизнесом осуществляется на высоком уровне этики и добропорядочности (определение Международной комп-лаенс-ассоциации). Базельский комитет по банковскому надзору определяет комплаенс как набор конкретных технических функций, реализация которых позволяет управлять правовым, репутационным и некоторыми операционными рисками, которые в совокупности называются комплаенс-рисками [42. С. 47, 50]. Применительно к домохозяйствам: рассмотрение соответствия процесса функционирования домохозяйства в плане его соответствия многочисленного нормативным требованиям: гражданским, уголовным... В работе Ф. Капра [22] обозначены оригинальные неординарные требования к науке: «Новая, рождающаяся на наших глазах парадигма может быть описана различными способами. Ее можно назвать холистическим мировоззрением - видением мира как единого целого, а не набора отдельных частей. Ее можно назвать экологическим мировоззрением. 20 Экологическая осведомленность в этом расши ренном смысле означает признание фундаментальной взаимозависимости всех явлений и вложенности всех индивидов и обществ в циклический процесс природы. Мистицизм, или вечная философия». представляет наиболее последовательную философскую основу для новой научной парадигмы. (с. 386). Предлагается шесть критериев нового мышления в науке; первые два относятся к взглядам на природу, остальные четыре - к эпистемологии, и эти шесть критериев являются общими для всех наук признаками мышления в новой парадигме. 1. Отношение между частью и целым более симметрично. Мы считаем, что если свойства частей дают определенный вклад в наше понимание целого, то и сами эти свойства могут быть полностью поняты только через динамику целого. Целое первично, и если вы понимаете динамику целого, то можно - по крайней мере в принципе -вывести из нее свойства и паттерны взаимодействия всех частей (с. 388). Что бы мы ни называли «частью», это фактически всего лишь паттерн, который обладает некоторой устойчивостью и только поэтому привлекает наше внимание. Все сущее - это взаимозависимые, неразделимые и вместе с тем преходящие паттерны одной и той же высшей реальности. 2. Переход от мышления в терминах структуры к мышлению в терминах процесса. процесс мыслится как первичная категория и любая структура, которую мы наблюдаем, есть проявление лежащего в ее основе процесса (с. 389). Признание того факта, что масса есть форма энергии, привело к исключению из научного тезауруса таких понятий, как материальная субстанция и фундаментальная структура. Субатомные частицы не состоят из какого-то материала: это паттерны энергии. Энергия же ассоциируется с активностью, с процессами и означает, что природа субатомных частиц принципиально динамична. Представление о Вселенной как о взаимосвязанном динамическом целом, части которого существенно взаимозависимы и должны мыслиться как паттерны космического процесса. Для того, чтобы в такой взаимосвязанной паутине отношений определить какой-то объект, мы обрываем некоторые из взаимосвязей - концептуально, но также и физически - с помощью наших приборов для наблюдения и, поступая таким образом, изолируем некоторые паттерны и интерпретируем их как объекты. Различные наблюдатели могут делать это по-разному (с. 390). 3. Переход от объективной науки к науке эпи-стемной. В старой парадигме научные описания считались объективными, т. е. независимыми от человека - наблюдателя и от процесса познания. Согласно новой парадигме мы считаем, что в описание естественных явлений должна явным образом входить эпистемология - описание процесса познания (с. 391). 4. На протяжении всей истории науки возникло ощущение того, что фундамент знаний сдвигается, а то и рушится, теперь это, возможно, происходит в последний раз, потому что больше не будет никакого фундамента, мы сможем заменить метафору храма метафорой сети. Подобно тому как мы видим окружающую нас реальность как сеть отношений, наши описания (понятия, модели, теории) также образуют взаимосвязанную сеть, отражающую наблюдаемые явления. В такой сети не будет ничего первичного или вторичного, как не будет и никакого фундамента. Джеффри Чу: бутстрап - теория частиц. Согласно этой теории природа не может быть сведена ни к каким фундаментальным сущностям вроде «строительных кирпичиков» вещества; она может быть понятна только через ее самосогласованность (с. 392). Философия бутстрапа отказывается не только от фундаментальных кирпичиков материи, но и вообще от каких бы то ни было фундаментальных сущностей - констант, законов или уровней. Материальная Вселенная выглядит как динамическая паутина взаимосвязанных событий. Ни одно из свойств любой части этой паутины не является фундаментальным: все они вытекают из свойств других частей, и всеобщая согласованность их взаимосвязей определяет структуру всей паутины (с. 393). Все четыре критерия новой парадигмы в научном мышлении взаимосвязаны. Как же превратить философию бутстрапа и паутины в научную теорию? Только приняв тот факт, что существует приблизительное знание. 5. Переход от истины к приблизительному описанию - очень серьезный шаг для всей современной науки. 6. Скорее призыв: переход от философии доминирования и контроля над природой (включая в нее и человеческие существа) к философии сотрудничества и ненасилия (с. 394). В направлении «ФДХ» парадигма приблизительного знания является его фокусом и предпосылкой перехода ДХ на 2-й уровень активного структурирования, так как нереально ожидать от обычного домохозяина, который в лучшем случае является экспертом в одной профессиональной сфере, аналогичного понимания множества других сфер. Поэтому в одних случаях приблизительного знания будут достаточно для совершения правильных действий и принятия решений в других - для адекватного описания задачи эксперту и оценки (понимания) его совета (консультации). Если говорить о конкретной цели самоменеджмента жизни, механизм которого в аспекте несчастных случаев описан через доходно-расходные позиции как возможность перехода в «необычную сферу», можно применить структуру общества по Малевой [31]: 10-70-20, где 10 % -низший класс; 20 % - средний, 70 % - ниже среднего, т.е. задача домохозяйства - попадание в 20 % и удержание его там. «Сила среднего класса и сейчас будет проверяться не количеством денег, а гибкостью и способностью в адаптации в новых обстоятельствах» (с. 26). «Вес» опасностей и их значение для домохозяина зависят от способа жизни «и от сочетания позиций (может быть, ДРП), развить: "мать-студентка", мать "аспирантка", "мать-докторантка"». В классической энциклопедии говорится, что причинами неопределенности являются три основные группы факторов: незнание, случайность и противодействие [46]. Третий фактор очень значим в конкурентных сферах, поэтому его действие прогнозируемо: необходимо знать его проявления и способы противодействия противодействию. Если говорить о противодействии как о структурном явлении, противостоящем домохо-зяйствам, лучше всего подходит концепция «другой жизни» как сложно организованной общности, которая одновременно и обособлена, и распылена в обществе, что мешает и не позволяет не учитывать её влияние на жизнь. А так как по определению «другая жизнь» - это паразит, следует знать средства, помогающие его обезвредить [18. С. 126-131]. Системообразующим является понятие «доверие», без учета которого невозможно выстроить грамотную стратегию защиты от противодействия. Обратимся к работе Р. Крамера: .люди доверчивы от природы - это у нас заложено в генах и упрочено опытом детства, и в целом можно сказать, что доверие - механизм выживания, немало послуживший человечеству. И все же наша доверчивость нередко подводит нас под монастырь [27. С. 52]. Каждому из нас, чтобы выживать по отдельности, надо научиться доверять с умом. Такому доверию - я называю его осторожным -научиться нелегко, но если почаще задавать себе правильные вопросы, у вас получится. Мы по природе своей существа общественные. С самого рождения мы должны и привлекать к себе внимание других, и интересоваться другими - в этом-то главным образом и проявляется доверие. Оно было необходимо нам в борьбе за выживание. В эволюции человека доверие сыграло большую роль. Механизм доверия включает совсем простые сигналы. Мы, например, гораздо больше доверяем людям, которые внешне похожи на нас (с. 53). Доверие вызывается и физическим прикосновением. Доверие редко бывает осознанным. Эта установка - презумпция доверия, имея в виду, что ко многим ситуациям мы подходим с открытой душой. Опыт большинства из нас, с детства и до взрослого возраста, учит, что в основном люди и учреждения заслуживают доверия (с. 54). . правильность наших суждений оказывается сомнительной потому, что мы видим то, что хотим видеть. Психологи называют это установкой на подтверждение. Возможно, в установке на подтверждение и не было бы большого вреда, если бы не сильное влияние стереотипов, которые формируются в процессе общения с себе подобными и крепко сидят у нас в голове. Эти стереотипы основаны на убеждениях (как правило, ошибочных), что видимые характеристики человека: черты лица, возраст, пол, раса и т. д. - соответствуют тем или иным психологическим особенностям - честности, надежности и порядочности. Психологи называют эти убеждения имплицитными теориями и убедительно доказывают, что мы не сознаем влияния этих теорий на свои выводы. Иногда по их милости мы переоцениваем других в ситуации, когда на карту поставлено многое, к примеру наша физическая или финансовая безопасность (с. 55). Дело усугубляется тем, что многие обычно считают себя проницательнее прочих, а свои суждения - например, о том, кому стоит доверять, а кому нет, - более точными. Человек, неадекватно воспринимающий собственное умение разбираться в людях, часто становится легкой добычей тех, кто ловко имитирует внешние признаки порядочности. Мы частенько полагаемся на мнение третьих лиц. Фактически эти третьи лица становятся посредниками, помогая нам «распространять» свое доверие с близких нам людей на шапочных знакомых. К сожалению, перенесенное доверие внушает людям ощущение абсолютной безопасности, иллюзорной на самом деле (пример Б. Мэдоффа) [32]. Две когнитивные «ошибки», из-за которых мы доверяем слишком охотно, безоглядно и подолгу: первая заставляет нас недооценивать вероятность того, что с нами может произойти что-нибудь плохое; тем самым создается иллюзия личной безопасности. Вторая иллюзия, тесно связанная с первой, - необоснованный оптимизм. . люди склонны переоценивать вероятность того, что у них все будет хорошо. пора разобраться с тем, как доверять с умом [27. С. 57]. Никогда нельзя знать наверняка, что у человека на уме, каков его характер, и вообще что он сделает в следующий момент. Приходится просто выбирать - доверять или не доверять. Вот некоторые правила, как дозировать доверие: I. Познайте самих себя. По предрасположенности к доверию люди делятся на две категории. Одни доверяют безоглядно и слишком поспешно. Другие настороженно относятся ко всем и ко всему. Надо оценить, к какой категории вы относитесь. II. Начните с малого. Поверхностное доверие - не утруждающие нас, но необходимые действия, которые свидетельствуют о нашей готовности доверять. III. Подготовьте план отступления. Если у людей есть четкое понимание того, как при желании они смогут выйти из игры, они охотнее взаимодействуют с другими и ведут себя искренне (с. 58). IV. Посылайте сильные импульсы. Посылая сильные и четкие импульсы, мы не только привлекаем к себе людей, не склонных доверять всем без разбору, но и отпугиваем хищников, которые высматривают легкую жертву. V. Признайте дилемму другого человека. Наш мозг устроен так, что мы поглощены собою, на все смотрим со своей колокольни и мерим все на свой аршин. . перед людьми, с которыми мы имеем дело, стоит та же проблема: они не знают, порядочны ли мы, и их надо убеждать в этом. VI. Обращайте внимание не только на людей, но и на их роли. Залог быстрого доверия - четкие, заслуживающие нашего уважения роли. Глубокое доверие к роли восполняет нам личное знакомство. VII. Будьте бдительны и постоянно сомневайтесь. Обманутые, как правило, обнаруживали -слишком поздно, что ситуация изменилась, а они этого не заметили, поскольку им казалось, что они заранее все точно просчитали. Когда наше физическое, психологическое или финансовое благополучие оказывается уязвимым, нам нужно почаще одергивать себя и думать, тем ли людям мы доверяем. Эти правила помогут вам начать. А учиться доверять грамотно и мудро можно всю жизнь (с. 59). Любое ранжирование трудностей будет субъективным, что имеет и достоинство, так как составление своего перечня - творческое занятие и очень полезно для создания внутренней модели. Первейшая трудность: познать себя и реализовать свой потенциал, раскрыть свои таланты. По этому направлению написано множество работ, другая сторона этой трудности - личностное развитие (особая тема). Начнем с XIII в. А.Я. Гуревич излагает проповеди известнейшего францисканского проповедника Бертольда Регенсбурского, в том числе проповедь «О пяти талантах» (или фунтах), которыми Господь наградил человека. Бертольд оставляет в стороне рабов, коим господин дал один или два таланта. Это некрещеные или крещеные дети; его занимает лишь третий раб, получивший 5 талантов, ибо в данном случае речь идет о взрослых и ответственных за свои поступки людях. Творец даровал человеку 5 «талантов»; за эти дары он должен будет дать ему отчет: 1. «Наша собственная персона (persone)», сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная (букв.: «облагороженная» geedelt) свободой воли». Итак, «персона» - не ипостась Бога, но важнейший характеризующий человека признак, неотъемлемый его атрибут. Бертольд дает не перечень неких разрозненных даров, но систему качеств, признаков человека; они между собою связаны в некое единство - ведь все они от Бога. 2. Это твоя должность (служение, признание, «amt»). Каждый занимает определенное социальное и профессиональное положение, какое угодно Богу, а не нам самим, и каждый должен ему соответствовать и в нем пребывать, не пытаясь из него выйти. 3. «Zit» - время, которое отпущено человеку как для его земных дел, так и для того, чтобы успеть спасти свою душу. 4. «Guot» - «имущество», «богатство», доставшееся на долю человека, обязанного его приумножать. 5. Любовь к ближнему, которого надлежит «любить как самого себя». Бертольд имеет в виду прежде всего социальные признаки и члена сословного общества. Я прихожу к предположению, что все дары («таланты»), которые получены человеком от Бога, не просто тесно связаны друг с другом, но представляют собой развернутую характеристику первого «таланта» - «persone». У Бертольда речь идет собственно, не о Боге, а о человеке - «управителе» всех этих даров, полученных от Бога. Творец наделил человека личностью, а личность характеризуется моральной и социальной ответственностью, службой (или призванием, должностью), богатством (или собственностью), временем и любовью к ближнему. Перед нами средневековая личность с характерными именно для нее признаками, а именно - служение, жестко закрепленное место в иерархии, ориентация на христианские ценности, осознание напряженного отношения вечности и времени [12. С. 77-80]. Обратимся к работе Питера Баффета, «знаменитого сына еще более знаменитого отца, который, несмотря на свое прекрасное положение в детстве, смог раскрыть свои таланты». Оглавление: Предисловие. I. Норма - это то, к чему ты привык. II. Никто ничего не заслуживает. III. Миф о равных стартовых возможностях. IV. Многоликое счастье выбора. V. Таинство призвания. VI. Приобретение времени. VII. Мало найти призвание. Надо дать ему осуществиться. VIII. Врата познания. IX. Бойтесь желаний. X. Что такое успех. XI. Опасности успеха. XII. Искусство возвращения долгов. Эпилог. Начинайте прямо сейчас [3]. Эта книга о дарах полученных и дарах, возвращенных миру. О семье, о государстве и о том, как они фор
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 168
Ключевые слова
домохозяин, трудности, безопасность домохозяйства, опасности, householder, difficulties, safety of a household, dangersАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Земцов Анатолий Анатольевич | Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и учета | fbd@bk.ru |
Ссылки
Александров Д.В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социс. 2014. № 8.
Батлер-Боудон Т. 50 великих книг по психологии. М., 2014. 608 с. (особенно: де Беккер, Гэвин. Дар Страха. С. 48-59; Чалдини Р. Психология влияния. С. 134-145; Форуард, Сюзан. Эмоциональный шантаж. С. 200-211; Гладуэлл М. Озарение. С. 262-271; Хоффер Э. Истиннове-рующий. С. 316-323; Милгрэм С. Подчинение авторитету. С. 408-419; Стоун Д. Пэттон Б., Хим Ш. Трудные разговоры. С. 560-573; Стайрон Ч. Зримая тьма. С. 574-585).
Баффет П. Послать деньги на. (Жизнь такая, какой мы ее делаем). М., 2011.
Бек У. Критическая теория мирового общества риска. Космополитический взгляд на проблему // Прогнозис. 2001. № 2.
Билли Б. Курри. Госпожа Удача. Юнгианский анализ игры и игрока. М., 2011.
Буркеман О. Антидот. Противоядие от несчастливой жизни. М., 2014. 240 с. (особенно гл. 6 «Ловушка безопасности»).
Бюттнер Д. Голубые зоны. 9 правил долголетия от людей, которые живут дольше всех. М., 2015. 208 с.
Винч Г. Первая психологическая помощь. Минск, 2014.
Владимирова Т.В. Социальная безопасность: к обоснованию социологической перспективы // Идеи и идеалы. 2011. № 1.
Гилберт Э. Законный брак. М., 2011.
Готтман Дж. Карта любви. М., 2011.
Гуревич А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры // Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
Дейнс К., Феллоуз Д. Ваш знакомый Дьявол. Как распознать психопата. М., 2011.
Деструктивные психотехники. М., 2002.
Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социс. 2005. № 5. С. 114-121.
Земцов А.А. Введение в самоменеджмент здоровья и жизни домохозяина // ПУФ. 2013. № 2.
Земцов А.А. Введение в маркетинг. Организация системы обеспечения качества продукции основного звена. Томск, 1992.
Земцов А.А. Управление экономическим поведением: основные элементы. Томск, 1998.
Земцов А.А. Версия VI. Содержание и структура направления «Финансы домохозяйств» // ПУФ. 2015. № 1.
Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипиче-ские защиты личностного духа. М., 2015. 398 с.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Правила и предубеждения. Харьков, 2014.
Капра Ф. Дао физики. М., 2008.
Касперская Н. Мы все - большие данные // Вестник Науфор. 2014. № 12.
Кастанеда К. Учение Дона Хуана. М., 1998.
Кил, Кент А. Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния. М., 2015. 319 с.
Кох Р. Принцип 80/20. М., 2012.
Крамер Р. Почему мы доверяем // HBR. 2009. № 9.
Курри Б. Госпожа Удача. Юнгианский анализ игры и игрока. М., 2010.
Кыштымова И.М., Басов Д.А. Семантическая оценка нарушения психологической безопасности: культурные детерминанты // СПЖ. 2014. № 52.
Литвинов В.А. О концепции человеческого развития // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 2.
Малева Т. Устойчивая неподвижность // Вестник Науфор. 2015. № 3.
Маркополос Г. Финансовая пирамида Бернарда Мэддоффа. М., 2012.
МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2003.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. 495 с.
Мосин Е.Ф. Система правового обеспечения промышленной безопасности в России // Финансы и бизнес. 2005. № 4.
Меннингер К. Война с самим собой. М.: Эксмо-пресс, 2000.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М., 2010
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы // ПЖ. 2001. № 1. С. 90-91.
Путеводитель по психотерапии. + Справочник психотерапевтов и психологов // PS yCHOLOYLES, 2014. Июнь. Спец. выпуск.
Сениор Д. Родительский парадокс. Море радости в океане проблем. Как быть счастливым на все 100, когда у тебя дети. М., 2015.
Смит Дж. Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд. М., 2015.
Технология комплаенс. Тема номера // БО. 2012. № 12. С. 45-69.
Фарсон Р. Менеджмент абсурда. М., 2002.
Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002.
Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. М., 2006.
Энциклопедия финансового риск-менеджмента. М., 2006.
Ялом И. Дар психотерапии. М., 2013.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.

Концепция трудностей как выражение неспецифических опасностей домохозяина и его домохозяйства. Постановка вопроса | ПУФ. 2015. № 3(19).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 727