Трудовая деятельность в пенсионном возрасте: с чего начать?
Рассматриваются социальные проблемы людей пенсионного возраста, их место в современном обществе, взаимоотношения с другими возрастными группами, происходящие с возрастом изменения характера, способностей, потребностей, интересов, практические меры, необходимые для продления.ктивного периода полноценной трудовой деятельности пенсионеров.
Labour activity at pension age: how to start?.pdf Как уже отмечалось [1], альтернативой грубойадминистративной мере - «механическому» (безучёта реальных индивидуальных особенностейи возможностей конкретных людей) увеличениюпенсионного возраста - является создание усло-вий для добровольного продолжения гражданамитрудовой деятельности после наступления пенси-онного возраста. В этом нуждаются и государство,и пенсионеры. Но сегодня по разным причинам игосударство, и работодатели, и в немалой степенисами пенсионеры оказались не готовы в массовомпорядке к продолжению трудовой деятельности запенсионным порогом, по крайней мере, с эффек-тивностью, общественной полезностью работни-ков в расцвете сил. Одна из этих причин - про-фессиональная неполноценность людей пенси-онного возраста, обусловленная устареваниемранее полученных знаний и необходимостью ихкачественного обновления.Практическое решение проблемы продолже-ния трудовой деятельности за пенсионным по-рогом требует выделения финансовых ресурсов вобъёме, адекватном тому значению, которое госу-дарство придает процессу массового вовлеченияпенсионеров в продолжение эффективной трудо-вой деятельности. Это предполагает включениев число бюджетных расходов соответствующейстатьи на организацию полноценного и эффектив-ного труда в пенсионном возрасте. Каковы требу-емые объемы финансовых ресурсов, источники,каналы финансирования и т.д. - ответы на эти во-просы может дать изучение объекта финансирова-ния, проведение исследований основных вопро-сов, связанных с решением поставленной задачи.Напомним, что продолжительность жизнилюдей неуклонно увеличивается, в экономиче-ски и социально благополучных странах - болеезаметно, в других - менее. Период жизни послевыхода на пенсию становится дольше, а вызыва-емых этим явлением проблем - больше. Увеличе-ние трудностей пенсионной системы - лишь однаиз проблем, создаваемых ростом продолжитель-ности жизни. Созидательный выход здесь можетбыть только один - массовое и на добровольнойоснове вовлечение пенсионеров в продолжениеобщественно полезной трудовой деятельности.Что же необходимо для того, чтобы добро-вольное продолжение гражданами эффективнойтрудовой деятельности после наступления пен-сионного возраста сделать массовым явлением?Какие стимулы, условия, гарантии, законодатель-ные акты, организационные меры и т.д. нужныдля того, чтобы это продолжение стало привле-кательным и для пенсионеров, и для работодате-лей, полноценным для граждан, эффективным длягосударства? Сегодня на эти вопросы готовых от-ветов нет.Социальные проблемы людей пенсионноговозраста, их место в современном обществе, вза-имоотношения с другими возрастными группами,происходящие с возрастом изменения характера,способностей, потребностей, интересов, возраст-ные ограничения и необходимые условия для нор-мальной жизни наравне с другими возрастнымикатегориями - всё это ещё не стало предметомспециальных исследований. Интерес к подобнойтематике стал возрастать лишь в последнее времяв связи с глобальными демографическими пере-менами.Какие практические меры сегодня необходи-мы для продления активного периода полноцен-ной трудовой деятельности пенсионеров? Дляполучения ответа на этот вопрос, необходимопроведение специальных исследований с цельюопределения хотя бы минимального комплексамер, условий, стимулов, критериев и т.д., позво-ляющих приступить к практическому решениюзадачи организации труда пенсионеров в ближай-шее время, оставляя тщательную проработку во-просов на последующие этапы работы.На наш взгляд, прежде всего, необходимо ис-следование реальных психофизических возмож-ностей людей пенсионного возраста, выражаю-щих желание пройти переобучение и продолжитьактивную трудовую деятельность; их способно-стей к восприятию новых знаний, к сохранению иразвитию интереса к учебному процессу и после-дующей работе; факторов и условий, влияющихна эффективность учебного и трудового процессапенсионеров; и т.д.Известны многочисленные примеры того, чтолюди преклонного возраста добиваются большихуспехов в различных сферах деятельности. Иногдатакая успешная деятельность у них и начинаетсяили достигает расцвета, когда им уже за 60 и 70.Так, Рональд Рейган, признанный лучшим прези-дентом США после Рузвельта, был избран в пре-зиденты в 70 лет. А генералиссимус А. В. Суворовв этом же возрасте совершил с российскими вой-сками знаменитый альпийский переход в 1799 г.Многие ли представители «трудоспособного воз-раста» способны и в расцвете сил повторить это?В 73 года Галилео Галилей сделал свои ре-шающие открытия в астрономии. Уинстон Чер-чилль был премьер-министром Великобританиив 80 лет. Джузеппе Верди закончил одну из луч-ших своих опер «Фальстаф» накануне 80-летия, аИоганн Вольфганг Гёте завершил работу над «Фа-устом» в 82 года.Композитор Франсуа Обер, автор знаменитойоперы «Фра-Дьяволо» («Fra-Diavolo»), которая исегодня не выходит из репертуаров мировых опер-ных театров, в 87 лет написал комическую оперу«Мечта любви» («Rêve d'amour»). А Великий ма-стер чайных церемоний в Японии Гэнсицу Сэн вэтом же возрасте преподаёт в университете, про-водит мастер-классы в разных странах, много пу-тешествует, выполняет дипломатические функцииПосла доброй воли ООН и обязанности почётногоконсула ряда стран в Киото [2].До последнего дня своей жизни не снижалитрудовой активности английский философ Бер-тран Рассел, скончавшийся на 98-м году жизни, ихудожник эпохи Возрождения Тициан, дожившийдо 99 лет.Отмеченный в «Книге рекордов Гиннеса» какстарейший в мире оперирующий хирург акаде-мик Ф. Г. Углов, продолжал работать в столетнемвозрасте [3]. Кинорежиссер Мануэль Оливейрав таком же возрасте продолжает снимать новыефильмы и строить новые творческие планы [4]. Вэтом же возрасте или в его преддверии продолжа-ли активнуюматься как фактическое увеличение пенсионногопорога) с дорогостоящим качественным переоб-учением, необходимо с помощью хотя бы огра-ниченных экспериментов получить объективныеданные о возможности, экономической целесо-образности, необходимых условиях для массовогововлечения пенсионеров в продолжение трудовойдеятельности, на основе которых уже можно бу-дет принимать взвешенные политические, финан-совые, организационные решения, исключающиесоциальные волнения, неоправданные материаль-ные и моральные затраты.Для принятия подобных решений далеко недостаточно одних теоретических рассуждений,основанных на давно сложившихся и уже успев-ших устареть представлениях, не соответству-ющих нынешним реалиям. Вследствие новизныобъекта исследования для формирования обо-снованного решения недостаточно только анализапрошлого опыта, экстраполяции, аналогий, экс-пертных оценок и т.п.Для практического решения задачи массовогона добровольной основе вовлечения людей пен-сионного возраста в продолжение эффективной иполноценной трудовой деятельности необходимопроведение экспериментальных исследований не-посредственно объекта исследований - возможно-стей и способностей людей пенсионного возрас-та - методом «непосредственного наблюдения»(в социологии это называется «полевым исследо-ванием»). Нужна «свежая» объективная экспери-ментальная информация. Необходимо проведениеэкспериментов, независимо от того, к какой на-учной дисциплине их следует приписать, какому«экспертному сообществу» «надлежит ведать»подобными исследованиями.Поскольку речь может идти только о добро-вольной основе, необходимо выявление сово-купности факторов, формирующих потребность,желание, заинтересованность в продолжении тру-довой деятельности у самих пенсионеров. Необ-ходимо понять, как можно усилить их действие,как развивается мода на сохранение здоровья иподдержание физической формы, на продолжениеработы в общественном производстве; как можноповысить престижность труда в пенсионном воз-расте; как воздействовать на восприятие трудапенсионеров работодателями, трудовыми коллек-тивами, средствами массовой информации, обще-ством, государством; как изменить нынешнее не-гативное отношение к труду пенсионеров на по-зитивное.В определённой степени нуждается в измене-нии и менталитет, по крайней мере, части пенси-онеров. Хотя одна из теорий старости - так назы-ваемая «теория активности» [8] - справедливо по-лагает, что, вступая в старость, люди сохраняют теже потребности и желания, что и в более раннихвозрастах, и всячески сопротивляются любым на-мерениям исключить их из общественной жизни.Но, с другой стороны, людям с детства внушаетсяустановившаяся в обществе возрастная периоди-зация (младенчество, детство, юность, зрелость,старость), определённые разными давно сфор-мированными классификациями временные гра-ницы каждого периода. Установившиеся в обще-стве представления диктуют членам общества«нормы» приличествующего соответствующемувозрасту поведения, выражения эмоций, речи,движения, одежды и т.д. Нередко случается, чтопожилые люди ведут себя не так, как они на са-мом деле себя чувствуют, могут, хотят, а так, какэтого требуют внушённые им с детства «нормы»возрастного поведения, представления о длитель-ности жизни, человеческих возможностях, шкалеценностей и другие общественные установки.Такому поведению многих пожилых людей внемалой степени способствует постоянно усили-вающееся ощущение своей профессиональнойнеполноценности. Реальное снижение профес-сионального уровня, объективно обусловленноеускоряющимся устареванием ранее полученныхзнаний, многими людьми в этом возрасте субъек-тивно воспринимается как свидетельство насту-пления биологической старости.Продолжение профессиональной деятельно-сти для большинства пенсионеров является прак-тически единственным способом улучшения ихматериального благосостояния, сохранения неза-висимости и, что гораздо важнее, интересаского и иного обслуживания, необходимого длямаксимального продления активной трудовой де-ятельности пенсионеров; и т.д.Иначе говоря, необходимо определить, какиенужны изменения в государственной политике вотношении пожилых людей вообще и организа-ции эффективного труда людей пенсионного воз-раста в частности, и предпринять реальные шагив этом направлении.Вовлечение пенсионеров в продолжение тру-довой деятельности - процесс постепенный идлительный. Понятно, что решение этой задачинадо начинать с контингента пенсионеров, наибо-лее подготовленных (профессионально, мораль-но, физически) к процессу переобучения и мак-симально эффективной и продолжительной тру-довой деятельности после успешного окончанияучебного процесса. Для выявления кандидатов напереобучение необходимо знание критериев отбо-ра кандидатов, ограничений на выбор вида трудо-вой деятельности, условий обучения и труда, и т.д.Социологические исследования свидетель-ствуют о том, что более 70% опрошенных людейпенсионного возраста считают прекращение про-фессиональной деятельности вынужденным, по-скольку они получали удовольствие от трудовогопроцесса и не хотели уходить из активной жизни.Среди пенсионеров с высшим образованием про-должают профессиональную деятельность 35 %,со средним специальным - 24 %, средним общим -15 %, незаконченным средним - 11 % [9].С точки зрения эффективности учебного про-цесса и трудовой деятельности людей пенсион-ного возраста наибольший интерес представляеткатегория пенсионеров с высшим образованиемс достаточно большим стажем работы по специ-альности. Представители именно этой категориипенсионеров в наибольшей степени сохраняют всебе потребность в продолжении профессиональ-ной деятельности и активной общественной жиз-ни, накапливают жизненный и профессиональныйопыт, приобретают развитые интеллектуальные,аналитические, адаптационные способности. Этикачества полезны во многих видах профессио-нальной деятельности. Поэтому, по крайнейи продолжения их трудовой деятельности сталаэкономически целесообразной. В какой конкретностепени это применительно к среднестатистиче-скому пенсионеру предстоит выяснить.Немаловажный вопрос - оптимальные воз-растные границы для переобучения (в том числеполучения второго высшего образования). Длякого-то оптимальным моментом будет выход напенсию, однако потребность в кардинальном об-новлении знаний (вузовском переобучении) мо-жет возникнуть гораздо раньше, когда организа-ция или сам работающий в ней специалист ощу-тит реальное несоответствие ранее полученныхзнаний изменившимся условиям.Система эффективного обновления знаний не-обходима не только для людей пенсионного воз-раста, но и, например, для людей, в силу травм,болезней и по другим причинам вынужденныхкардинально изменить сферу деятельности. Илидля женщин, 10-15 лет посвятивших воспитаниюдетей (уходу за больными и т.д.), которые хотелибы возобновить или заново заняться профессио-нальной деятельностью после того, как дети вы-росли. А полученное ранее высшее образование,хотя и, несомненно, сыграло свою роль в процессевоспитания детей, но для возобновления профес-сиональной деятельности уже требует серьёзногообновления.По мнению психологов, у людей с высшимобразованием, особенно связанных с творческимтрудом, к 38-45 годам наступает кризис само-определения. Рекомендуемый ими путь его пре-одоления - профессиональное переобучение (по-лучение новых знаний по прежней профессии илидаже кардинальная смена сферы деятельности). Итак далее.Разумеется, когда речь идёт о бесплатномвтором высшем образовании, приоритетными ввыборе специальности должны быть интересыгосударства. Каково в этом случае оптимальноесочетание интересов государства с интересамииндивидуума - вопрос для исследования.Решение задачи по привлечению российскихграждан к продолжению трудовой деятельностипосле выхода на пенсию требует кардинальногоизменения отношения в обществе к труду пенсио-неров. Позитивное отношениеопределённый практический опыт, есть основадля развития и совершенствования, превращенияединичных случаев в массовое явление, неизбеж-ное в силу увеличения продолжительности жизнилюдей и продления периода их трудовой активно-сти, выходящего далеко за рамки норматива тру-доспособного возраста.Конечно, разработать теоретические, право-вые, организационные, экономические, социаль-но-психологические и прочие аспекты возраст-ного резервирования учебных и рабочих местнесравненно труднее и затратнее, чем просто при-нять закон о повышении пенсионного возраста.Но, во-первых, такой закон все равно не сможетзаставить работать тех, кто уже и к нынешнемупенсионному возрасту успел израсходовать пси-хофизические ресурсы своего организма и про-должать трудиться не в состоянии. Государствувсё равно придётся содержать таких граждан Рос-сийской Федерации, если не как пенсионеров, токак инвалидов… если, конечно, власти будут оста-ваться людьми.Во-вторых, для тех, кто хочет и способен про-должать трудовую деятельность за пределаминынешнего пенсионного порога, принятие законао повышении пенсионной планки не заменит ниобновления профессиональных знаний, ни ре-зервирования рабочих мест, соответствующих ихвозрасту, профессии и квалификации, ни созданиядругих условий, необходимых пожилым работни-кам для эффективной, полноценной трудовой дея-тельности на благо государства и хозяйствующегосубъекта.А тех пенсионеров, которым посчастливилосьсохранить за собой удовлетворяющее их рабочееместо, нет никакой необходимости принуждать ктруду ни законом о повышении пенсионного воз-раста, ни иным законодательным кнутом. Они исами никогда не покинут своё рабочее место пособственной воле. И для этого у них есть множе-ство причин.Кроме того, простое «зачисление» (в связис принятием закона о повышении пенсионноговозраста) части нынешних реальных и потенци-альных пенсионеров в «расширенный трудоспо-собный возраст» ничего не изменит и по другойпричине. Реальная
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 241
Ключевые слова
пенсионный возраст, трудовая деятельность, pension age, labor activityАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Беляев Юрий Александрович | Журнал «Финансы» (г. Москва) | кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного редактора | yurybelyaev@yandex.ru |
Ссылки
Беляев Ю. А. Увеличение продолжительности жизни и проблемы пенсионной системы // Проблемы учёта и финансов». - 2011. - № 1.
Российская газета. - 14 окт. 2010.
Советская Россия. - 28 июня 2008.
ТВ-канал «Евроньюс», 12.12.2008. 19:10.
ТВ-канал «Первый», 23.03.2009. 07:15.
Российская газета. - 2 сент. 2010.
МК-Воскресенье. - 3 окт. 2004.
Смелзер Нейл. Социология. - М.: Феникс, 1994. Гл. 12. Возраст и неравенство.
Социологическая информация // Пожилые в России: современная ситуация. http://cspi.org.ru/ rus/old1/htm.
Российская газета. - 22 июня 2007.
Литературная газета. - 28 февр. - 6 марта 2007.
Российская газета - Неделя. - 13 июля 2007.
Аргументы и факты, № 4. - 2011. - С. 3.
