Taxation issues and financial results of the oil and gas enterprise.pdf Россия, крупнейший мировой производительнефти, в 2010 году поставила рекорд для постсо-ветской эпохи по годовой добыче нефти-сырца.По данным отдела статистики CDU - TEK ми-нистерства энергетики, добыча нефти в Россиив прошлом году увеличилась на 2,2 % и достигласреднегодового уровня 10,15 млн баррелей в день- самой высокой величины после распада Совет-ского союза в 1991 году. В 2009 году Россия до-бывала 9,93 млн баррелей нефти в день, и такаяежедневная добыча возможна в течение не менеедесяти лет. В советскую эпоху уровень добычисырой нефти в России достиг своего пика в 1987году, составив 11,48 млн баррелей в день, по дан-ным BP Plc.Министерство экономического развития РФповысило прогноз по добыче нефти в России в2011 г. с учетом итогов работы нефтяной отрасли вянваре - июне 2011 г. на 0,8 % - до 509 млн т. Объ-ем добычи нефти, включая газовый конденсат, вРФ в январе - сентябре 2011 г., по данным Росста-та, вырос на 0,8 % по сравнению с аналогичнымпериодом 2010 г. и составил 380 млн т, по даннымCDU ТEК, - на 1,23 % - до 381,45 млн т. Добычанефти в РФ по итогам 2010 г. составила 505,2 млн т(по данным Минэнерго РФ).Годовая добыча природного газа в прошломгоду возросла на 12 %, и составила 650,3 млрдкуб. м, по сравнению с 582 млрд куб. м в 2009 году,сообщает отдел статистики. России принадлежаткрупнейшие в мире газовые месторождения, и онаявляется крупнейшим поставщиком энергоноси-телей в страны Европы.Поскольку уровень добычи газа в России име-ет сезонные колебания и может сильно варьиро-ваться в течение года, сравнение одних и тех жепериодов разных лет информативнее, чем сравне-ние уровней добычи в течение двух следующихподряд друг за другом месяцев.В 2010 году Газпром, самый крупный постав-щик газа, добыл в целом 508 млрд куб. м энерго-носителей, что на 10 % выше, чем в предшеству-ющем году. Это увеличение добычи энергоноси-телей отражает постепенное нарастание спросапосле глобального финансового кризиса.Несмотря на позитивную информацию многиесерьезные аналитики говорят об ожидаемом спадев сегменте разведки и добычи нефти в ближайшеевремя (1 - Экспертниже 450 млн т уже к 2015 году, а еще через 15 летупадет до 300 млн т в год.Спад в нефтяной отрасли приведет к сниже-нию нефтегазовых доходов бюджета: к 2020 годупоказатель сократится до 13 % ВВП с 17 % ВВП в2009 году, заявил А. Кудрин (http://www.sitebs.ru/blogs/3422.html).Осенью прошлого года эксперты Междуна-родного валютного фонда прогнозировали: в 2011году стоимость российской нефти должна удер-живать отметку 70 дол. за баррель, а в 2014 годуожидается в пределах 82 дол. Другие западныеаналитики уверены, что цена на сырье будет растиболее стремительно и достигнет к середине года90 дол., а к 2012 году - 200 дол. за баррель, другиеаналитики считают, что стоимость может упастьдо 60 дол. [1]. Снижение стоимости нефти до этойвеличины потребует от России секвестированиябюджета.Вторым фактором спада может стать истоще-ние месторождений в Западной Сибири и другихрегионах; отсутствие стимулов для использованияновых, более сложных и, значит, более дорого-стоящих методов добычи трудноизвлекаемых за-пасов можно отнести ко второй группе факторов.Эта группа факторов требует другого налоговогоподхода, другой финансовой политики.По данным Юрия Шафраника, бывшего главыМинтопэнерго, руководившего в 1990-е годы ре-формированием энергетических отраслей страны,поступления от наших нефтегазовых компанийсоставляют более 50 % бюджета РФ.Третьим фактором являются незаконченныеинвестиционные решения по разработке новых,уже разведанных месторождений в ВосточнойСибири, на Каспийском и Черном морях, арктиче-ском шельфе и Ямале. Исследования показывают,их разработка нерентабельна в связи с удаленно-стью от существующей инфраструктуры и слож-ными геологическими условиями. Текущие став-ки вывозных таможенных пошлин, отсутствиельгот в виде снижения ставок экспортных пошлинусугубляют эту проблему.Минэнерго считает приоритетом номер одинне шельф и Восточную Сибирь, а Западную Си-бирь, где можно получать наибольшую отдачу вближайшее время. Среди новых проектов Мин-энерго делает ставку на освоение месторожденийЯНАО, Ямала и севералающие их эксплуатацию в рамках действующейналоговой системы убыточной для компаний. Насегодняшний день обеспеченность рентабельны-ми в разработке запасами (аналог доказанных из-влекаемых запасов по западной классификации) вцелом по России не превышает 20-25 лет, а по не-которым компаниям - 15-20 лет, что соответству-ет средней продолжительности разработки одногонебольшого месторождения или порядка двух ин-вестиционных (разведка плюс освоение) циклов.На протяжении длительного периода временироссийское законодательство о налогообложениинефтяной отрасли было нацелено на обеспечениелюбой ценой должного уровня налоговых посту-плений в бюджет. Экономическая эффективностьналогообложения при этом уходила на второйплан. Следствием этого стал сложившийся крайненеблагоприятный налоговый климат, препятству-ющий интенсивному развитию отрасли и повыше-нию ее эффективности.В свое время Россия была поставщиком нетто -экспортером нефтяных технологий. Сейчас дляРоссии особенное прикладное значение имеютинновации в создание сервисных подразделений,вторичных и третичных методов отдачи пласта,рост коэффициента извлечения нефти, техноло-гии сжижения газа, производство синтетическоготоплива, добычу трудноизвлекаемых углеводоро-дов, технологическую оснащенность, сегментынефтепереработки. Но расходы на инновацион-ную деятельность можно относить на себестои-мость только если от момента научной разработкидо внедрения пройдет не больше года, эти затра-ты не уменьшают налогооблагаемую прибыль ифинансируются из чистой прибыли. Следует от-метить, что в мировой нефтегазовой отрасли на-блюдается технологический прорыв, в результатекоторого три четверти мирового шельфа становят-ся достижимыми, идет добыча газа не только изкарбонатных, но и из пород с низкой проницаемо-стью (unconventional.gas), добыча сланцевого газаи нефти.Российские компании, занимающиеся добы-чей нефти и газа, уплачивают следующие налоги:- налог на прибыль по ставке 20 % (мини-мальная ставка может составлять 15,5 %);- налог на добавленную стоимость (НДС)(стандартная ставка НДС - 18 %);- налог на добычу полезных ископаемых(НДПИ);- платежи за пользование недрами;- прочие налоги в отношении юридическихлиц (включая налог на имущество и отчисления всоциальные фонды);- таможенные платежи.Основу налоговой нагрузки на российскиекомпании сегмента разведки и добычи составля-ют НДП и вывозная таможенная пошлина. Ком-пании, осуществляющие деятельность в сегментепереработки и сбыта, не облагаются НДПИ и пла-тежами за пользование недрами, но уплачиваютакцизные сборы на нефтепродукты.Вывозные таможенные пошлины на сыруюнефть и товары, выработанные из нефти, подпада-ют под действие режима «60-66».Ставка вывозной таможенной пошлины уста-навливается российским правительством (в дол-ларах США за тонну) и корректируется ежеме-сячно. Каждый месяц правительство определяетсреднюю цену сырой нефти марки «Юралс» намировых рынках нефтяного сырья (средиземно-морском и роттердамском).Предельная ставка вывозной таможенной по-шлины на сырую нефть рассчитывается в соответ-ствии с положениями закона Российской Федера-ции «О таможенном тарифе» (таблица).Специальные пониженные ставки вывознойтаможенной пошлины были установлены Пра-вительством РФ для нефти, добываемой на от-дельных месторождениях в Восточной Сибири иКаспийском море. Действующая ставка вывознойтаможенной пошлины на сырую нефть с 1 сентя-бря 2011 года составляет 444,1 дол. США за тонну.По состоянию на 1 октября 2011 года Прави-тельство РФ установило предельную ставку вы-возной таможенной пошлины для сырой нефти науровне 60 %.ТаблицаФактическая цена за баррель(дол. США)Пошлина за баррель(дол. США)До 15 0 %От 15 до 20 35 % (фактическая цена - 15)От 20 до 25 1,75 дол. США + 45 %(фактическая цена - 20)Свыше 25 4 дол. США + 65 %(фактическая цена - 25)Основная цель введения режима «60-66» за-ключается в том, чтобы обеспечить скорейшееповышение доходности в сегменте разведки идобычи за счет перераспределения доходов отпервичной переработки нефти, уровень которыхсейчас чрезмерно высок. В тоже время повыше-ние ставки вывозной таможенной пошлины намазут повысит доходность вторичных процессовпереработки (гидрокрекинга и каталитическогокрекинга) и будет стимулировать нефтяные ком-пании к инвестированию средств в модернизациюнефтеперерабатывающих заводов.Ставки вывозных таможенных пошлин на то-вары, выработанные из нефти, также устанавли-ваются Правительством Российской Федерации впроцентном отношении к ставке вывозной тамо-женной пошлины на сырую нефть. ПравительствоРФ принимает постановление, в котором указы-вает максимальные расчетные коэффициенты вотношении каждой отдельной категории товаров,выработанных из нефти.С 1 октября 2011 года вступили в силу следую-щие максимальные расчетные коэффициенты (со-гласно Постановлению № 716):- дизельное топливо и авиакеросин - 66 %;- мазут - 66 %;- масла смазочные - 66 %;- бензин - 90 %.- налог на добычу полезных ископаемыхНДПИ (не подпадает под действие режима «60-66»).С 2002 года были приняты, как предполага-лось, временные меры по изменению порядка на-логообложения нефтедобычи. Введен налог на до-бычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможен-ные пошлины на нефть, что позволило обеспечитьнеобходимые поступления в бюджет и снять про-блему трансфертного ценообразования. С 2012года решением Правительства РФ базовая ставкадля НДПИ в отношении нефти повышается. От-меняются нулевые ставки вывозных пошлин навосточносибирскую нефть. Предполагается со-кращение периода действия льготных ставок поотдельным месторождениям. Предусматриваетсяежегодная индексация ставок акцизов на нефте-продукты.Объектом обложения НДПИ являются добы-тые полезные ископаемые, в частности природныйгаз, газовый конденсат и сырая нефть. Порядокрасчета и уплаты налога одинаков для полезныхископаемых, добытых на участках недр, распо-ложенных как на территории, так и на континен-тальном шельфе Российской Федерации. НДПИучитывается при определении налоговой базы дляцели налога на прибыль организаций. Федераль-ный закон «О внесении изменений в статьи 342 и361 части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации» увеличивает ставки налога на добы-чу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и при-родный газ. В нефтяной отрасли предполагаетсяувеличить базовую ставку НДПИ на 6,5 % с 1 ян-варя 2012 года (с 419 руб. до 446 руб.) и на 5,4 %с 1 января 2013 года (до 479 руб). Текущее значе-ние ставки НДПИ по нефти было зафиксированона 1 января 2007 года и составляет 419 рублей затонну. Оно не пересматривалось вот уже четырегода, хотя инфляция за этот период превысила45 %. Поэтому фактически мы имеем дело с «ин-дексацией» налога. По оценкам Минфина, повы-шение НДПИ в 2012-2013 гг. принесет федераль-ной казне около 230 млрд рублей дополнительныхдоходов. Итоговые выплаты по НДПИ зависяттакже от динамики мировых цен на нефть и сте-пени выработанности конкретного участка недр,однако в данном случае речь идет об общем длявсех плательщиков увеличении.НДПИ на природный газ возрастет гораздобольше - на 61 % с 2011 года, а в 2012 году его ждетдополнительная индексация на 6 %, в 2013-м -еще на 5,6 %. Однако и текущая ставка НДПИ нагаз в размере 147 рублей за 1000 куб. м оставаласьнеизменной с 2006 года. За это время инфляция встране составила 60 %. Поэтому фактически речьо возвращении реальной величины ставки НДПИна газ на тот уровень, который был зафиксированв 2006 году. За три предстоящих года повышениеНДПИ на газ должно принести бюджету около180 млрд рублей дополнительных доходов.Расчет НДПИ: ставка НДПИ для сырой неф-ти, установленная в размере 419 рублей за тоннудобытой нефти (с 1 января 2012 года по 31 дека-бря 2012 года - 446 рублей за тонну, с 1 января2013 года - 470 рублей за тонну) умножается накоэффициент Кц, характеризующий динамику ми-ровых цен на нефть, и коэффициент Кв, характе-ризующий степень выработанности конкретногоучастка недр (т. е. 419 рублей x Кцкретном участке недр (включая потери при добы-че) по данным государственного баланса запасовполезных ископаемых за календарный год, пред-шествующий налоговому периоду, в котором про-исходит применение коэффициента Кв;V - начальные извлекаемые запасы нефти.При степени выработанности запасов конкрет-ного участка более 1,0 значение коэффициента Квопределяется на уровне 0,3.Во всех остальных случаях коэффициент Квравен 1.С учетом вышесказанного ставка НДПИ рас-считывается по следующей формуле:419 рублей x Кц x Кв.Налоговая ставка 0 рублей в отношении коли-чества добытой на конкретном участке недр нефтиприменяется в течение определенного количествалет до достижения установленного накопленногообъема добычи на участках недр, расположенныхполностью или частично в границах РеспубликиСаха (Якутия), Иркутской области, Красноярскогокрая, севернее Северного полярного круга, полно-стью или частично в Азовском, Охотском, Черноми Каспийском морях, на территории Ненецкогоавтономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.Для применения нулевой ставки НДПИ не-фтяные компании, осуществляющие добычу науказанных участках недр, должны удовлетворятьопределенным критериям в отношении лицензиина право пользования недрами, сроков разработкиучастков, степени выработанности и др.С 1 января 2012 года ставка НДПИ рассчиты-вается по следующей формуле:446 рублей x Кц x Кв х Кз,где Кз - коэффициент, характеризующий величи-ну запасов конкретного участка недр, рассчитан-ный в соответствии с порядком, предусмотрен-ным законодательством.Один из главных недостатков системы нало-гообложения нефтяного комплекса заключается внеоптимальности распределения налогового бре-мени по технологической цепочке. Основные пла-тежи приходятся на добывающие (акциз на нефть,плата за недропользование и отчисление на вос-производство МСБ) и нефтеперерабатывающие(налог на ГСМ и акцизы на нефтепродукты) ком-пании. В результате вся тяжесть налогового бре-мени ложитсяни. Особые опасения вызывает возможный ростцен в связи с увеличением налогов.Правительство Российской Федерации счи-тает, что нефтяная промышленность страны вперспективе на десятилетия может сохранить до-стигнутый объем добычи нефти (в 2010 г. - 505млн т) при условии освоения новых ресурсов,более эффективной разработки старых месторож-дений, изменения налогового режима. Нефтедо-бывающая отрасль, являясь центральным звеномв налогообложении нефтяной промышленности,предопределяет формирование и уровень цен навесь спектр готовой продукции комплекса. Задачастабилизации цен на нефть и нефтепродукты присохранении и даже росте налоговых поступле-ний в бюджет страны является первостепенной.Однако есть основания предположить, что вве-дённые расчеты по формуле НДПИ и шкала воз-росших пошлин приведут к другому результату:изменению экономической сущности ресурсныхплатежей, усилению фискальной составляющейи, соответственно, уменьшению стимулирующейроли налогов. Это снизит эффективность работынефтяной отрасли, выведет за черту рентабель-ной работы ряд месторождений и примерно пя-тую часть эксплуатационного фонда скважин вцелом по стране, сузит налогооблагаемую базу.Предполагается, что дальнейшее снижение нало-говой нагрузки следует провести за счет НДПИв отношении нефти. Целесообразно это сделатьпри введении частично его замещающего налогана дополнительный доход (НДД), при этом соот-ветствующее уменьшение поступлений НДПИ вфедеральный бюджет будет частично компенси-ровано другими платежами в бюджет, посколькув результате увеличения доходов, остающихся вотрасли, возрастут поступления социальных взно-сов в государственные внебюджетные фонды, отналога на прибыль и НДФЛ - в бюджеты терри-торий, где размещаются добывающие и нефтепе-рерабатывающие предприятия. Вместе с тем из-заснижения доли НДПИ в обязательных платежахнесколько снизится зависимость финансовых ре-зультатов в нефтедобыче от конъюнктуры миро-вых цен на нефть.Другой важнойсовместно с нефтяными компаниями в 2011 годуразрабатывают пакет предложений по внесениюизменений в налоговое законодательство РФ пообеспечению баланса интересов бюджета и от-расли. Предполагается, что вопросы измененияналогов должны получить рассмотрение в Госу-дарственной думе, а в конце 2011 г. приняты со-ответствующие законы, предполагается ввестиновую систему налогообложения нефтянки снача-ла на шельфе, разработка которого пока еще толь-ко начинается. Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2011/10/20/903394.html.Решения об индексации и дифференциацииставок акцизов, а также о поэтапном выравнива-нии вывозных пошлин на нефтепродукты явля-ются вполне обоснованными. Соответственно (врамках позиции о целесообразности сниженияналоговой нагрузки на нефтяную отрасль), возни-кает вопрос о том, какие именно налоги следуетснизить. Исходя из приоритета сохранения един-ства налоговой системы в отношении основныхналоговых платежей, «кандидатами» на снижениеостаются НДПИ и вывозные пошлины на нефть,а именно, снижение предельной ставки вывознойпошлины на нефть с 65 до 60 %.Развитию нефтяной отрасли мешает отсут-ствие института ценообразования на внутреннемрынке. Вопросы ценообразования и закрепления«справочной» цены на нефть (на основе котиро-вок Юралс), порядок ее определения и примене-ния обсуждаются достаточно долго и вызываютбольшое количество дискуссий, споров и проти-воречий. Обсуждается, что должно стать основойдля налогообложения: внутренние цены сыройнефти, реальные и справочные, устанавливаемыеисходя из мировых цен (формульные подходы)без пошлин и коммерческих расходов, либо такназываемые цены, относящиеся к административ-ным методам управления. К настоящему временив Минэнерго обсуждают 6 различных вариантовформул расчета цен на нефтепродукты на вну-треннем рынке, основанных на одном из видовэкспортного паритета (net-back):1. Чистый net-back каждого НПЗ (ФАС Рос-сии);2. Net-back с допустимым отклонением +/- 5 %(вариант Минэкономразвития России);3. Премиальный net-back от самого эффектив-ного в части экспорта Киришского НПЗ (ФАС Рос-сии);4. Возможный net-back от маркерного НПЗ(Уфимская группа НПЗ) с дифференциалом, рав-ным +/- 1500‑2000 тыс. рублей (ФАС России);5. Если net-back больше, чем для Московско-го НПЗ, - обычный net-back, если меньше - netbackдля Московского НПЗ. Для неподключенныхк системе магистральных нефтепроводов (СМН)- сумма net-back от ближайшего НПЗ, подклю-ченного к СМН и стоимости транспортировкинефтепродуктов от него до расчетного НПЗ. До-пускается отклонение +/- 20 % от расчетной цены(Минэнерго России);6. Приведенная мировая цена с дифференциа-лом в +/- 20 % (вариант нефтяных компаний).(Сравнительный анализ методик индексногоценообразования российского рынка нефтепро-дуктов vinenergo.gov.ru).Федеральная антимонопольная служба (ФАС)опубликовала свои законопроекты «О рыночномценообразовании на нефть и нефтепродукты» и«Об обороте нефти и нефтепродуктов», они на-правлены на согласование в Минэкономразви-тия и Минэнерго. Первый проект устанавливаетформулы расчета цен при крупнооптовой (с НПЗ)торговле нефтепродуктами вне биржи. ФАС пред-лагает определять цены на 95-й бензин, авиакеро-син, летнее дизтопливо и топочный мазут, исходяиз того, что поставки на внутренний и внешнийрынки должны приносить одинаковый доход. Дляэтого из цены на одном из мировых рынков бу-дут вычитаться расходы на транспортировку, экс-портная пошлина, прибавляются НДС и акцизы.Получившаяся величина может быть изменена неболее чем на 3 %, но не произвольно - этот ко-эффициент устанавливает правительство. Другойпорядок формирования цены предусмотрен длязимнего дизтоплива, аналоги которого на миро-вых рынках не торгуются. Цену на него предло-жено считать, умножая стоимость летнего дизеля(по описанной выше формуле) на определяемыйправительством коэффициент, размер которого неограничен. Именно зимнее дизтопливо дорожалобыстрее других нефтепродуктов в конце прошло-го - начале этого года: по расчетам «Кортеса», за2010 г. бензин подорожал в рознице на 6-9 % взависимости от сорта, что сравнимо с инфляцией,а дизтопливо - на 23 %. Инфляция на бензоколон-ках закончилась третьей волной антимонополь-ных дел против нефтяников, которые еще рас-следуются, и поручениями премьера ВладимираПутина снизить цены.Биржевые цены согласно проекту не могутбыть признаны монопольно высокими, все круп-нооптовые торговцы нефтепродуктами обязаныпродавать на бирже не менее 15 % их выпуска.Ранее такое условие ФАС включала в мировыесоглашения с «большой четверкой» нефтяниковпо делам о злоупотреблении коллективным доми-нированием на оптовом рынке нефтепродуктов в2008-2009 гг.Второй законопроект ограничивает регио-нальную долю одной компании на розничномрынке нефтепродуктов 25 %. После достиженияэтого уровня компании запрещается приобретатьили арендовать заправки, а также покупать зе-мельные участки под них. В случае нарушениязапрета сделка признается ничтожной, а с ис-ком в суд может обратиться не только ФАС, но и«любое заинтересованное лицо», например кон-курент. Компания, контролирующая более 25 %емкости хранилищ моторного топлива в регионе(за исключением хранилищ Росрезерва и Минобо-роны), обязана предоставить конкурентам неди-скриминационный доступ к своим мощностям, впроект ФАС включила и идею разделения юриди-ческих лиц, занимающихся оптовой и розничнойторговлей. Мера предусмотрена программой раз-вития конкуренции, одобренной правительствомеще в 2009 г.Обсуждения «формулы ФАС» для оптовойцены нефтепродуктов на внутреннем рынке, помнению аналитиков, вызывает много нареканий:формула цены препятствует росту конкуренции,может привести к снижению качества нефтепро-дуктов на внутреннем рынке и частичному дефи-циту, это потребует квотирования обязательныхпоставок нефтепродуктов на внутренний рынок,она не обеспечивает контроль завышения цен врознице. В случае перехода от рыночных к адми-нистративным методам управления необходимобудет введение также формулы предельной роз-ничной цены на нефтепродукты. Более «спра-ведливым» административным методом являетсявведение предельной рентабельности с учетоминвестиционных затрат (плюс квотирование), чтопозволит избежать привязки к мировым ценам.С 2013 года, а также в случае снижения ми-ровых цен на нефть и нефтепродукты «формулаФАС» приведет к превышению внутренних ценна нефтепродукты над мировыми из-за высокихставок акцизов. Поэтому «формула ФАС» можетрассматриваться только как временная мера и неможет быть долгосрочной. Тем не менее, несмо-тря на все недостатки введения «формулы цены»,это все-таки лучше, чем совсем ничего. Минэнер-го в 2011 году попыталось провести сравнитель-ный анализ методик индексного ценообразованияроссийского рынкаобложения, какие-то преференции есть, это каса-ется ряда месторождений Восточной Сибири, ноони действовали временно, и в мае этого года ихотменили, преференции у «Лукойла» на Каспии -на определенный период. Учитывая все эти фак-торы, инвестору надежнее пойти в Канаду илиНорвегию.Законодательство должно быть гибким, нужнодумать, как законодательно строить отношения синвестором, чтобы при этом не страдали интере-сы нашего государства и не ущемлялись интересыотечественных компаний, например, при поставкещебня, труб, кабеля, части оборудования и т.д.В случае СРП (соглашения о разделе продук-ции) инвестор сейчас не заинтересован в удешев-лении проекта. Это происходит потому, что в соот-ветствии с соглашением об СРП сторона, котораяпредставляет условия, обязана компенсироватьвсе расходы, а уже потом делиться прибылью.Четкие законы при долгосрочных програм-мах - основа инвестиционной политики. Важно,чтобы основные поступления в бюджет страныформировались за счет специального налога отдобычи нефти или налога на сверхприбыль, рас-пространяемого на все действующие, а не тольконовые месторождения. Это должно происходитьот результатов финансовой деятельности пред-приятий, а не за счет выручки до налогообложе-ния. Для обеспечения оптимального баланса инте-ресов государства и недропользователей наряду свыработкой оптимальной структуры налогообло-жения для новых месторождений и ценообразова-ния необходимы решение об оптимизации нало-говой нагрузки на действующие месторожденияи учет возможности изменения пошлин на нефте-продукты в привязке к срокам модернизации НПЗв соответствии с Техрегламентом.ВыводыВо многом цели, которые ставят перед собойнефтедобывающие компании и правительство,не являются взаимоисключающими. Очевидно,что вполне возможно увеличить эффективностьнефтяного комплекса при одновременном повы-шении поступлений в бюджеты всех уровней иобеспечении внутреннего спроса. Для решенияданной задачи предлагаются следующие меры.Существующая в России налоговая системаделает нерентабельными большинство проектовпо разведке и добыче небольших и средних место-рождений. В качестве приоритетных мер стимули-рования развития отрасли система налогообложе-ния должна: стимулировать деятельность компа-ний, осуществляющих разведку и доразведку за-пасов углеводородов, особенно в районах со сла-боразвитой инфраструктурой, по малодебетным итруднодоступным месторождениям; обеспечиватьдифференцированный подход к налогообложениюдеятельности на новых и старых месторожденияхс учетом объема запасов, структуры их залеганияи удаленности от существующей инфраструкту-ры; мотивировать компании к процессам перера-ботки; исключить протекционизм, заключающий-ся в предоставлении налоговых льгот для отдель-ных компаний.Уровень тарифов естественных монополий,платежи по которым можно приравнять к отчисле-ниям в пользу государства (косвенным налогам),гораздо серьезнее влияет на финансовые результа-ты национальных компаний. При этом иностран-ные игроки считают их неизбежной платой заприсутствие на рынке. Однако представители какнациональных, так и международных компанийобеспокоены постоянным ростом тарифов.Стабильность законодательства и предсказу-емость налогового режима, равно как и уровеньналоговой нагрузки, - наиболее важные факто-ры, оказывающие влияние на стимулированиеинвестиций. Это объясняется тем, что участие вкрупных проектах с многомиллиардными инве-стициями подразумевает необходимость расчетадоходности на длительный срок. Руководителяммеждународных компаний сложно объяснитьсвоим акционерам, почему после принятия инве-стиционного решения доходность проекта можетзначительно снизиться. Национальные компаниинаучились выстраивать бизнес с учетом постоян-но меняющихся условий, однако у этой гибкостиесть известные пределы.Важно, чтобы основные поступления в бюд-жет страны формировались за счет специальногоналога от добычи нефти или налога на сверхпри-быль, распространяемого на все действующие,а не только новые месторождения. Это должнопроисходить от результатов финансовой деятель-ности предприятий, а не за счет выручки до на-логообложения.Для обеспечения оптимального баланса инте-ресов государства и недропользователей нарядус выработкой оптимальной структуры налого-обложения для новых месторождений необходи-мы решение об оптимизации налоговой нагрузкина действующие месторождения и учет возможно-сти изменения пошлин на нефтепродукты в при-вязке к срокам модернизации НПЗ в соответствиис Техрегламентом.В целях повышения конкуренции на внутрен-нем рынке, снижения цен и повышения качестванефтепродуктов необходимо отменить акцизы нанефтепродукты и «плавающую» экспортную по-шлину, снизить НДПИ и ставки вывозной тамо-женной пошлины на нефть и нефтепродукты довеличины, равной сумме ввозной таможенной по-шлины и действующей ставки НДС, восстановитьльготы на реинвестируемую прибыль. Среди мерпо стимулированию инвестиций в отрасль необхо-димо выделить следующие: обеспечение равногодоступа недропользователей к стратегическимзапасам; упрощение процедуры получения ли-цензий; исключение протекционизма в вопросахполучения лицензий; увеличение сроков проведе-ния геологоразведочных работ; прозрачность про-цедур доступа к трубопроводной системе; либера-лизацию экспорта природного газа.В вопросах оптимизации налогообложения иценообразования: перенос основного налоговогобремени с высокотехнологичных звеньев произ-водственной цепочки на сбытовые предприятия,вмененный налог на АЗС; уменьшение доли на-логов с оборота; возвращение части налогов наВМСБ компаниям для реального восполнениязапасов нефти; оптимизация процесса взиманияэкспортных пошлин, учет быстро меняющейсяконъюнктуры нефтяного рынка; введение уско-ренной амортизации инвестиций, направленныхнепосредственно в производство; списание до80 % капитальных вложений на себестоимостьна ранней стадии разработки месторождений, вчастности, в случае финансирования капитальныхвложений из чистой прибыли.Стимулирование внутреннего рынка нефтитребует: более эффективной организации нефтя-ной биржи с обязательной продажей через неевсей нефти и нефтепродуктов, поступающих навнутренний рынок; создание вторичного рынкалицензий на разведку и разработку месторожде-ний, учета лицензий в статье материальных акти-вов баланса компаний.Для повышения управляемости нефтянымкомплексом необходимы увеличение прозрачно-сти публичных нефтяных компаний; ужесточениетребований к срокам и качеству публикуемой от-четности; активное использование антимонополь-ного законодательства для увеличения конкурен-ции в отрасли, расчленение ВИНК в случае пред-намеренного использования своего положения.
www.sitebs.ru/blogs/3422.html.
«Standard & Poor´s Oil And Gas Pricing Assumptions: Short Term Lowered Again, But Long - Term Factors Still Supportive», 21 января 2009 г.; RatingsDirect.
angi.ru; 20.08.2011 г.
www.rosbalt.ru/business/2011/10/20/ 903394.html.
www.ifi.ru. Анализ отраслевых рынков, 11.11.2011 г.
www.minenergo.gov.ru.
www.ey.hu.
www.standardandpoors.com.
Пресс-релизы за 2011 год; Ernst&Young - Россия.