Набор ролей домохозяина в психической структуре личности | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Набор ролей домохозяина в психической структуре личности

Работа продолжает исследования автора, обобщенные ранее [5], в разделе «Проблемы финансового менеджмента персоны». Термин «домохозяин» употребляется в смысле входящий в домохозяйство», без гендерной оставляющей.

Set of the householder roles in mental structure of the personality.pdf Значимая особенность финансов домохо-зяйств, отличающая их от финансов организаций -отсутствие организационной структуры. Но таккак этот аспект финансов существует в ФДХ поопределению, должна быть замещающая органи-зационную структуру сущность, связанная с чело-веком.Обратимся к структуре психического, опира-ясь на идеи К.Г. Юнга. В основу статьи положенаобзорная работа юнгианца М. Стайна [9].Несколько основополагающих выводов:I. Полицентричность психического, что озна-чает определенную конкуренцию за контроль надповедением различных психических центров илисубличностей [13].«Психическое полицентрично, его разныецентры обладают собственной энергией, целямии даже некоторым сознанием. При таком спосо-бе осмысления личностной организации ЭГО -комплекс оказывается одним из многих. КаждыйПсихическое Персона ТеньСознание БессознательноеКомплексы ЭГО СамостьАнима/анимус Либидо (энергия) АрхетипРис.1. Основные элементы системы К. Г. Юнга (по М. Стайну)комплекс при этом имеет собственный специфи-ческий квант энергии» [9. С. 51].«Комплексы могут быть представлены какличностные фрагменты или субличности. Каждыйвзрослый человек в определенной степени спосо-бен к дезинтеграции, потому что он как личностьорганизован из различных фрагментов» [9. С. 58].«В определенных измененных состоянияхможно найти в себе подсознательную часть илинекоторую внутреннюю фигуру, которая не явля-ется Эго, но демонстрирует интенциональность иволю» [9. С. 104].То, что психика состоит из нескольких частейс центром в сознании, явилось одним из самыхранних наблюдений Юнга. Говоря о человеке, мыподразумеваем его личность, но фактически име-ем дело с множеством субличностей. По существу,мы состоим из потенциально разнонаправленныхустановок, которые легко вступают в противоре-чие друг с другом, создавая основу для конфликта[9. С. 114].Человеческая психика по природе такова, чтоможет быть разделена на бесконечное множествосубличностей, называемых частями (у большин-ства клиентов количество осознаваемых и ис-пользуемых в терапии частей варьирует от 5 до15). Эти части можно представить себе как насе-ляющих внутренний мир людей разного возраста,темперамента, с разными способностями и склон-ностями; все вместе они образуют внутреннююсемью или общину. Субличности, потенциальныеили актуальные, существуют с самого рождения.Множественность заложена в природу психики[13. С. 88].II. Важнейшее значение имеет качественнаянеоднородность психического, включающего: со-знание (сознательное) и бессознательное, приво-дящая к неполной рациональности поведения:Люди далеко не всегда действуют рациональ-но и в соответствии с собственными интересами.«Рациональный человек», на котором основы-ваются экономические теории, в лучшем случаетолько частично описывает реально существую-щих людей [1, 2]. Мы - создания, ведомые эмо-циями и фантазиями в той же мере, в какой мырациональны и приспособляемы к окружению.Мы мечтаем столько же, сколько и размышляем, ачувствуем, возможно, много больше, чем думаем.По крайней мере, многие мысли окрашены эмо-циями, и большинство наших рациональных рас-четов служат нашим страстям и страхам [9. С. 41].III. Несовпадение главных психологическихзадач первой и второй половины жизни человека,кризисный переход (кризис «среднего возраста»)[8].«Самым важным делом первой половиныжизни является развитие Эго и Персоны до точкииндивидуальной жизнеспособности, культурнойадаптации и взрослой ответственности за воспи-тание детей. Любая культура ожидает и требует отмолодого человека развития Эго и адаптации» [9.С. 188].Главная психологическая задача второй поло-вины жизни состоит в том, чтобы сформироватьмировоззрение, личную философию жизни, кото-рая должна соединить и рациональные и иррацио-нальные элементы [9. С. 222].Психологические задачи влияют на все эле-менты жизни, на ее основы, определяют жизнен-ный путь, что требует их учета при планировании.IV. Наличие у индивида одного тела и множе-ства ролей, требующих его целиком: энергетиче-ские проблемы (физическая энергия, психическаяэнергия). Единственность тела, противостоящаямножественности психического, приводящая кмежличностным проблемам, связанным с невер-ной идентификацией данномоментной роли и со-ответствующим поведением. Кто вы сейчас? И какя должен себя вести сейчас? Субличности - нечтовнутреннее, но проявляются внешне, иногда вухудшении функционирования роли.Итак, первый элемент - ЭГО:- Термин происходит от латинского слова,означающего Я - сложное, специфическое свой-ство психики [9. С. 22].- Переживание себя как центра воли, жела-ния, размышления [9. С. 24].- Какое-то содержание отражается ЭГО ихранится в сознании, где в дальнейшем его можноисследовать и контролировать, в то время как дру-гое психическое содержание пребывает вне созна-ния - временно или постоянно [9. С. 25].- Сознание похоже на комнату, которую вре-менно заполняет психическое содержание. И со-знание предшествует Эго, которое затем можетстать его центром [9. С. 27].- ЭГО подобно зеркалу или магниту, чтоудерживает содержимое в фокусе осознанности.Но оно также проявляет волю и действует. Будучиживотворным центром сознания, оно предшеству-ет обретению языка, персональной идентичностии даже осознанию личного имени. По сути Эго -это виртуальный центр осознанности, которыйсуществует, по крайней мере, с рождения, око, ко-торое смотрит и всегда смотрело на мир из этогопункта наблюдения, из этого тела, с этой индиви-дуальной точки зрения [9. С. 28].ЭГО - топографический, динамический иэнергетический центр, центр принятия решенийи свободной воли, мобилизует физическую и эмо-циональную энергию, необходимую для выпол-нения задания. Оно - руководитель, который уста-навливает приоритеты внутри и вне себя. ЭГО яв-ляется нравственно нейтральным [9. С. 29].- Структура ЭГО: центр - личность № 1,врожденное ядро Я, а оболочка - личность № 2,культурно приобретенный слой, который увели-чивается со временем [9. С. 32].- ЭГО базируется на двух основаниях - со-матическое (телесное) и психическое. Каждое изэтих оснований имеет много уровней и частичносуществует в сознании, но большей частью в бес-сознательном. В верхних слоях своей структурыЭГО рационально, когнитивно и ориентированона реальность, но в более глубоких и скрытыхслоях оно подвержено потоку эмоций, фантазий иконфликтов, а также вторжениям из физическогои психического слоев бессознательного - ЭГО неполностью контролирует сознание [9. С. 38].- То, что заставляет ЭГО расти, - это «кол-лизии», столкновения. Другими словами, кон-фликт, тревога, боль, печаль, страдание. Именноони заставляют ЭГО развиваться [9. С. 39].Следующий элемент - комплексы, нас ониинтересуют в связи с ЭГО:- Существуют две группы факторов, влияю-щих на ЭГО - внешние и внутренние (комплексы)[9. С. 41].- Комплексы - некие психические образо-вания за пределами сознания, которые существу-ют как спутники ЭГО - сознания, при этом ониспособны вызывать удивительные, иногда простодраматические возмущения ЭГО [9. С. 4].- «Констелляция» - выражает факт, чтовнешняя ситуация разблокирует психический про-цесс, в котором определенное содержание собра-но воедино и готово к действию, человек находит-ся под угрозой потери контроля над эмоциями идо некоторой степени упорядоченного поведения,человек оказывается захвачен демонами, сила ко-торых превышает его индивидуальную волю [9. С.50].- Реакции, продиктованные комплексом,абсолютно предсказуемы [9. С. 50].- Комплекс - это внутренний объект, и всвоем ядре он является образом [9. С. 55].- Комплекс - одушевленный чуждый орга-низм или инфекция [9. С. 56].Важнейший элемент в аспекте нашего иссле-дования: Персона. 2 варианта поведения:- «Юнга интересовало, как люди приходятк определенным жизненным ролям, приспоса-бливаются к коллективным нормам, следуют со-циальным и культурным стереотипам вместо того,чтобы осознать свою уникальность и жить соглас-но ей [9. С. 121].Пара дивергентных (противостоящих другдругу) субличностей: Тень и Персона.Персона обязана своим названием маске акте-ра в Древнем Риме; это личина, которую мы на-деваем при встрече с другими или с окружающимнас миром [9. С. 115]. Надевая маску, актер при-нимает на себя определенную роль в драме [9. С.119].Тень и Персона - обе эти «личности» чуждыеЭГО - существуют в психике наряду с осознавае-мой личностью, которой, по нашему мнению, мыявляемся. Официальная, «публичная личность»- Персона, более или менее тождественна ЭГО-сознанию и формирует психосоциальную иден-тичность человека [9. С. 118]. Персона - это таличность, которой мы становимся в результатеаккультурации, обучения и приспособления к на-шему физическому и социальному окружению [9.С. 119].С психологической точки зрения Персона яв-ляется функциональным комплексом, чья функциясостоит как в утаивании, так и в демонстрации со-знательных мыслей и чувств человека другим. Каккомплекс, персона обладает значительной автоно-мией и не находится под полным контролем ЭГО[9. С. 120].Два источника Персоны: 1-й - ожидание и пре-бывание окружения - включает необходимостьбыть человеком определенного сорта, вести себясогласно социальным обычаям группы, а такжеиметь некоторые представления о природе реаль-ности. 2-й - социальные стремления и амбициисамого человека [9. С. 125]. Для того чтобы обще-ство могло влиять на поведение и установки чело-века, он должен стремиться принадлежать к обще-ству. Эго должно быть мотивировано приниматьтакие роли и черты, которые общество требует ипредлагает, в ином случае их просто избегать. Длятого чтобы начала формироваться Персона, междучеловеком и обществом должно быть достигнутосогласие [9. С. 126].Как быть независимым, уникальным, индиви-дуальным и одновременно быть принимаемым ижеланным для других людей, соответствовать ихвзглядам и потребностям? Между развитием Эгои Персоны коренится источник фундаментально-го конфликта [9. С. 127].В развитии Персоны есть две потенциальныеловушки. Первая - это чрезмерная идентифика-ция с ней. Человек считает, что этот сотворенныйимидж и есть вся его личность. Вторая - человекне уделяет достаточно внимания внешнему миру,интересуясь происходящим исключительно вну-три него [9. С. 128-129].И все-таки для каждого Персона должна свя-зывать его с объектами и защищать субъект. Вэтом ее двойная функция [9. С. 130].Архетипическое Ядро Эго со временем не ме-няется, но персона может модифицироваться мно-го раз в течение жизни в зависимости от способ-ности ЭГО воспринимать изменения в окружениии от его способностей взаимодействовать с по-следними. Компетентное ЭГО встречает каждоеиз этих изменений соответствующей переменой вЯ-концепции [3] и в самопрезентации Персоны [9.С. 131]. «Существует множество ролей, которыеможно играть» [9. С. 126].Основополагающие аспекты Я-концепции,как совокупности всех представлений индивида осебе, сопряженных с их оценкой. Описательнуюсоставляющую Я-концепции часто называют об-разом Я, или картиной Я. Составляющую, свя-занную с отношением к себе или к отдельным сво-им качествам, называют самооценкой, или приня-тием себя [3. С. 30-31].Применительно к Я-концепции элементыустановки можно конкретизировать следующимобразом:1. Образ Я-представление индивида о самомсебе.2. Самооценка - аффективная оценка это-го представления, которая может обладать раз-личной интенсивностью, поскольку конкретныечерты образа Я могут вызывать более или менеесильные эмоции, связанные с их принятием илиосуществлением.3. Потенциальная поведенческая реакция, тоесть те конкретные действия, которые могут бытьвызваны образом Я и самооценкой [3. С. 32].Я-концепция - динамическая совокупностьсвойственных каждой личности установок, на-правленных на саму личность [3. С. 37].Развернутое определение К. Роджерса:Я-концепция складывается из представлений особственных характеристиках и способностях ин-дивида, представлений о возможностях его взаи-модействия с другими людьми и с окружающиммиром, ценностных представлений, связанных собъектами и действиями, и представлений о целяхи идеях, которые могут иметь позитивную или не-гативную направленность. Это сложная структу-рированная картина, существующая в сознаниииндивида как самостоятельная фигура или фон ивключающая как собственно Я, так и отношения, вкоторые оно может вступить, а также позитивныеи негативные ценности, связанные с воспринима-емыми качествами и отношениями Я в прошлом,настоящем и будущем [3. С. 38].Таким образом, важнейшим элементом психи-ки является Эго, как сознательный центр управле-ния индивидом, испытывающий многообразныевлияния других субличностей, в том числе и Пер-соны, которая, с одной стороны, создается Эго, ас другой - является в некотором плане независи-мой, включающий в себя много различных ролей.Рассмотрим гнездо понятий.Роль. Слово, пришедшее из раннего француз-ского театра, где ролью назывался рулон бумаги,на котором была написана партия актера. В соци-альной психологии это обычно относится к любоймодели поведения, включающей некоторые права,обязательства и обязанности, которые ожидаютсяот индивида, которым его обучают и поощряютвыполнять в данной социальной ситуации [Ребер,208].Набор ролей - понятие, которое подчеркива-ет представление, что функционирующая груп-па индивидов внутри организации представлена,прежде всего, ролевыми отношениями, имеющи-мися между набором индивидов [7. С. 207]. Роле-вая теория предусматривает осознанное ролевоевзаимодействие, прописанное в сценариях ролей,или проистекающее из обычая. Взаимодействияпреподавателя и студента на лекции, экзамене ит.д. вытекают из Роли I (преподаватель) и Роли II(студент), если же они встречаются на переменев буфете, то это будет другое взаимодействие -рефлексивное двух разновозрастных граждан,отягощенных в «уме» ролями. Часто проблемывозникают из-за несоответствия поведения однойстороны ролевым ожиданиям другой. В ряде слу-чаев ролевые сценарии не прописаны, что ведетк разногласиям (роль эксперта в диссертационномсовете и автора диссертации). Роль, по крайнеймере, в сфере профдеятельности, - это нечто, вы-полняемое за деньги (поэтому куратор ролью неявляется) или, в крайнем случае, бесплатно, но до-бровольно. Формальное взаимодействие (в соот-ветствии со сценарием) и неформальное (исходяиз определенных человеческих понятий)Статус. Достаточно четко определенное по-ложение в социальной иерархии группы или об-щества. Статус здесь может характеризоватьсялюбым из 2 способов: а) в терминах прав, приви-легий, престижа, власти и т.д. относительно дру-гих в социальной иерархии; и/или б) в терминахролей, социально принятых и ожидаемых паттер-нов поведения, первое значение имеет тенденциюподчеркивать позицию или расположение в соци-альной структуре и часто называется социальнымСтатусом, последнее имеет тенденцию подчер-кивать обязательные модели поведения человекас определенным статусом [7. С. 311]. Для наше-го исследования второй способ более адекватен,более того, статус - это потенциальное явление,чтобы оно стало реальным, надо принять на себяроль [4].Стереотипы. Термины из полиграфии, где онозначал твердую матрицу или «пластину», кото-рую, если она уже набрана, трудно менять.1. Сохраняя эту этимологию, термин обычноиспользовался в социальных науках для обозначе-ния набора довольно устойчивого, упрощенногообобщения относительно группы или класса лю-дей. Здесь подчеркиваются отрицательные, небла-гоприятные характеристики, хотя некоторые авто-ры рассматривают положительные, но предвзятыеи неточные убеждения как компоненты стереоти-пов [7. С. 313].2. В культуре - набор широко распространен-ных обобщений относительно психологическиххарактеристик группы или класса людей. Этонейтральное определение предпочтительнее, таккак оно: а) предполагает, что стереотипы могутизменяться, мы знаем, что это так; б) предполага-ет включение положительных и точных характе-ристик; в) подчеркивает, что стереотипы должныбыть широко распространенными наборами убеж-дений [7. С. 314].Таким образом, у свободного человека выборлинии поведения происходит на основе информа-ции, рассматриваются только законно-традицион-ные воздействия. Индивид, озабоченный потреб-ностью (ИОП), понимает, что как человек свобод-ный он не продается (целиком) - в отличие от ра-бовладения или иных форм личной зависимости,но не имея запасов эквивалентов или натуральныхпредметов потребностей, в условиях рынка ондолжен продать что-то или какую-то часть себя.В самом простом виде он нанимается (прода-ется) как носитель какого-либо полезного природ-ного свойства на определенное количество часовв день (грузчик - сила). Такие свойства являютсядостаточно распространенными, не требуют спе-циальной подготовки, поэтому они не особо вы-соко оплачивается. Особенностью физическоготруда (при хорошем администрировании) являет-ся вытеснение других форм жизнедеятельности(кроме основного обмена), наличие мыслитель-но-организационных моментов приводит к пре-рыванию трудового процесса (Штурман - Ралли).Тейлор прежде всего упростил Роль грузчика,убрав все административные элементы и потери,повысив интенсивность затрат энергии, за счетупрощения содержания труда, нормирования исамоуправления (сдельщина). В таких условияхроль доминирует над ИОП, не позволяя ему раз-виваться.Постепенно трудовой процесс становитсясложнее, особенно после распространения функ-циональной структуры управления. Это изменяеттребования к ролевому набору свойств, которыйдолжен включать определенные знания, навыки,умения и т.п. Роль исполнителя (особенно специ-алиста) требует, кроме врожденных свойств, ещеи приобретенных (знания, умения…). Нормирова-ние усложняется, как и модель типичного работ-ника.Царь, как и студент, это не человек, а роль,диктующая индивиду правила поведения (вопре-ки его желаниям). Иерархия - вытеснение неглав-ных (в этой ситуации) ролей и выделение в опре-деленный момент времени доминирующей роли.Кроме чисто биологических ролей, практическивсе социальные роли имеют достаточно сложнуюструктуру требуют затрат на свое создание, функ-ционирование и ликвидацию: плановых, мысли-тельных, организационных, денежных и т.д. По-следнюю можно представить как определенныеэтапы:- Плановый (мыслительный). Нужна линам эта роль, её требования, отдача. Очень важ-на мотивация. Рассматриваются элементы, их до-ступность, нахождение.- Реальный:а) организация - элементы объединяются всистему;б) овладение - время + деньги;в) эксплуатация - получение результатов, втом числе доходов;г) ликвидация.Для эффективного создания роли требуетсявыделить для этого время и энергию, другимисловами, забрать их у другой роли (ролей). «Еслик чему-либо утрачивается или уменьшается инте-рес, то высвободившееся количество энергии об-наруживается в другом месте [9. С. 86].В процессе эксплуатации роли требуется мно-го специфической информации, умение быстропринимать решения в условиях наличия рисков инеопределенности. Некоторые сферы деятельно-сти высокопрофессиональны, другими словами,монополизированы профессионалами, которыене заинтересованы в проникновении в их вотчину(медики), язык используется специфический (про-фессиональный жаргон). Требуются посредники(переводчики), методики их оценки для выборалучшего и т.д.Перераспределение энергии является осно-вой финансового менеджмента. Центральнымявляется положение о конечности личной силы(энергии), способах ее повышения. Направленийрасходования много, есть две крайние стратегии:от «размазывания» (стихийно-равномерной) до«фанатической» (одна цель). Баланс work-life естьподход обычных людей, у которых Work и Life раз-делены и есть редкое исключение как в ту, так и вдругую сторону: максимум Work - в этом смыслжизни, возникают проблемы в семейно-личност-ной сфере, максимум Life требует наличия состоя-ния, спонсоров либо минимизации потребностей.Применяются следующие методы:а) «воздушного шара» - сбросить балласт; чточеловек считает балластом, зависит от его шкалыценностей;б) «передача несущественных действий»(субъективно) для выполнения другим (зависи-мым) людям (члены семьи, сотрудники), хорошийобразец - фильм (именно, а не книга) - «Дьяволносит Prada»;в) «трансцендентности». А. Менегетти, каче-ство предпринимателя № 6: одиночное пребыва-ние в трансцендентности функционального ути-литаризма [6. С. 80-81]. Это означает находитьсяв определенной ситуации, не погружаясь в неё це-ликом. В любой момент, в любой ситуации ум ли-дера должен оставаться свободным, что позволяетдостичь «видения» - У. Беннис: «Управляющиедействуют по правилам, лидеры действуют пра-вильно (Managers do things right, Leaders do righttings)» [11. С. 22].Кризис идентичности наступает, когда человексталкивается с утратой целостного представленияо своем месте среди других, о личной ценности исмысле социальной общности, к которой он при-надлежит [14].В основе кризиса идентичности находятся покрайней мере два существенных момента - по-нимание недостаточности личных возможностейдля соответствия своей роли или понимание соб-ственного нежелания в этой роли находиться [14].Два типа людей, которые отличаются отноше-нием к своему социальному осуществлению, -личностный и ролевой. Для личностно ориенти-рованного человека социальная роль только ин-струмент, при помощи которого он может осуще-ствить свои представления о благе для себя и длядругих. Для человека с ролевой ориентацией ос-новным побуждением является желание соответ-ствовать роли, пребывание в каковой ему кажетсясамоценным [14].Переживание кризиса идентичности являетсядвижущей силой личных изменений [14].Роль - это элемент Персоны. В момент предъ-явления другому роль относится к форме. Роль -это лик Самости. Пример: человек собирается вотпуск, осваивает роль пассажира самолета, ку-пил билет, собрал и упаковал «правильные вещи»,вовремя приехал в аэропорт, рамка регистрации,досмотр, посадка, полет, получение багажа, выходиз аэропорта. Но летит человек, он и боится, по-этому читает специальную литературу и прини-мает успокоительное.Образ мышления человека относится к егожизненной позиции. Жизненный путь личности =смысл жизни конкретной + жизненная позиция +путь личности (поступки). Жизненная позиция: втом числе выбор ролей, поступков из множествавозможных. То есть грамотность финансовая от-носится к содержанию, а роли - к форме.Двойственность является сущностной харак-теристикой индивида, так как он потребитель, тов доходном поведении видит расходные момен-ты и наоборот. Калькулятор. Тупо делает тольконеобходимое. Если такой подход господствует,то необходимы фонды и администрирование дляосуществления общих функций (притча о вине) =одна вода. Или остановка. В любом государствегражданам предоставлен набор гражданско-пра-вовых статусов. Это возможности, теоретическидоступные всем гражданам, кроме ограниченныхзаконом [4]. Роль - это осуществленный статусдля достижения личностью значимой цели, дляэтого требуются определенные условия, ресурсы.Пример. Статус № 39 - вкладчик. Доступенлюбому гражданину. Но чтобы получить рольвкладчика, надо выполнить определенные дей-ствия, имея требуемую сумму [4. С. 23]. Любаяроль включает в себя определенный уровень (раз-мер, величину) риска. Можно говорить об объ-ективном значении риска для роли вообще (рольводителя), а можно о субъективном (водителяПетрова). Между этими значениями есть спрэд.Роль водителя-любителя требует определенногоуровня здоровья (мед. справка), формально под-твержденных навыков вождения и знание ПДД(права), наличие транспортного средства (ПС илидоверенность), а также полиса ОСАГО. Если рольосуществляется за границей, последствия будутиными, что связано с другой системой права.Планирование. Выбор множества возможныхтраекторий поведения и желаемых, и концентра-ция на них ресурсов (время, деньги, связи).В свою очередь, поведение - это последо-вательность событий, действий, относящихся кразным ролевым траекториям, под руководствамЭГО. Осуществление серии действий и сравнениерезультатов с плановыми показателями и реакци-ей ЭГО, может быть коррекция.У каждого человека существует ролевой пор-трет на определенную дату - перечень ролей раз-ного типа (доходных, расходных, доходно-рас-ходных), портрет может быть количественным: врублях, во временных единицах, в единицах ин-тенсивности.О многих ролях (распространенных) суще-ствует определенное мнение (информирован-ность) в обществе, хотя и не всегда адекватное (отсессии до сессии… это о роли студента).Поэтому чтобы конкретизировать ролевыетребования, на ФБД ВШБ ТГУ существует «Па-мятка студенту ФБД», а для усиления значимоститемы - и курс, называемый «Введение в специаль-ность» (ВВС), «в специальность» студента.Эта памятка содержит объем основной инфор-мации, позволяющей думающему студенту выде-лить и купировать основные риски, которые мог-ли бы помешать окончанию официальной карьерыстудента, т.е. получению диплома о высшем обра-зовании и становлению специалистом, бакалав-ром или магистром.Основные блоки: структура ФБД - ВШБ -ЭФ, координаты преподавателей и сотрудников;компетенция сотрудников ФБД; дипломирование;курсовые работы; структура учебного года; осно-вания для отчисления и т.д.Итак, практические выводы:1. Роль - это совокупность действий, по-ступков, подразумевающих определенный резуль-тат, различающийся для участников: Актора и Ад-министратора.Результат Актора прямой, не в процессе, а ввознаграждении, некая сумма благ (продуктов)материальных и не только (эквивалентов). Цель -это идеальный результат, сначала получаем ре-альный, а потом сравниваем их. Результат для Ад-министратора: продукт, услуга, непосредственновлияющие на его вознаграждение. Ответствен-ность.2. Персона - это сумма ролей.Цель персоны определяется через ролевой на-бор, на который влияют: ограничения моральные,ресурсные, возрастные, профессиональные. Сле-довательно, цель персоны «свертывается» в роли,любая роль несет в себе цель, то есть являетсясредством. Любая роль протекает во времени илиберется «на время».Можно выделить основные системообразую-щие роли, связанные между собой: 1) студент какполучатель высшего образования, без которогоневозможно получение хорошей работы (основ-ного источника дохода); 2) наемный работник,для получение работы требуется наличие высше-го образования. Получение приемлемой позициизанимает достаточно длительное время; 3) смыс-лообразующая роль - домохозяин, требующаяобретения жилища. В большинстве случаев до-мохозяйство превращается в семью, но не всегда.Иногда семья создается прежде ДХ. Системообра-зующие роли осуществляются в разном порядке,последовательно или параллельно, что зависит отсубъективных и объективных факторов.Обычно каждая Роль - в 1 экземпляре:3. Роли могут быть актуальными, входя-щими в ролевой пучок (РП). Ролевая линия можетбыть единичной, когда РП=IP или РП≠IP, два водном. Администрирование ролевого пучка: еслирассмотреть ролевой пучок объединенно, то полу-чится последовательность событий, относящихсяк разным ролям.Работа: Роль 1= С11 + С12 +С13 + … t (8-16)Р - рольC - событиеРабота: Роль 1= С21 + С22 +С23 + … t (18-22)О - отдых (легаль-ный, нелегальный)Структурированиер1Ролевой пучок = t (8-16)p2t (18-22)Интересы Администратора и Актора - различ-ные, совпадают внешне:Студентка ФБД, работа, дети, родители.Исполнитель P18-17=ΣC11-n=C11+C12+C13Студентка P218-22=ΣC21-n=C21+C22+C23Жена P322-08=ΣC31-n=C31+C32+C33Дочь P40-24=ΣC41-n=C41+C42+C43Мать P50-24=ΣC51-n=C51+C52+C53Периоды доминиро-вания ролей:Ребенок болеет, P4 = maxСдача отчета, P1 = maxСессия: P2 = maxМуж уходит, P3 = maxПараллельные пучки не пересекаются. Лич-ность P0-24, одновременно.4. Потенциальными, т.е. не осуществляе-мыми, но поддерживаемыми минимальным коли-чеством действий за период. 20 академических ис-пытаний (экзамены и зачеты) за год, 10 за семестр,за 5 месяцев, = 2 в месяц (равномерно) или 10 вмесяц - равномерно, но по-другому (заочники).Если не поддерживать, то отчисление (прекраще-ние роли).5. Роли отличаются по возможностям, дру-гими словами, за выполнение роли осуществляет-ся вознаграждение + контроль, время «невключе-ния», делегирования.6. Возможны варианты нетипичного выпол-нения ролей (подРолей).Персона- сын- отец- администратор- преподаватель- водитель- мужИзменяются риски (курсовая работа из Интер-нета).7. В «голове» идеальные траектории проек-тируются, в жизни осуществляются, одновремен-но держать в голове и реально осуществлять.Способ:а) последовательный (во времени)Tсутки= P1 → P2 → P3 ;б) последовательный - по событиямТ сутки = С1 + С2 + С3 .8. Затраты на роль (эпизод, акт) максималь-ны, если все делаешь сам (командировка - при-мер), или минимальны, почти все делают другие.Если затраты на роль чрезмерны, то они осущест-вляются или за счет других ролей, или за счет орга-низма («Фордовские» покойники). Каждая общаяроль имеет конкретное наполнение, т.е. стратегиюиндивидуальную или групповую. Пример - рольстудента.Плацдарм (минимум 3):а) учеба;б) работа;в) дом.Отсюда 3 основные роли: студент + работник+ человек:Эн. = Э ООБ + Эр + Эс + Э чел ,где Эн - суточные затраты энергии;Э ООБ - энергия основного обмена;Эр - энергия, затраченная на работу;Эс - энергия, затраченная на учебу;Э чел - остальная энергия.Роль накладывает жесткие ограничения на ор-ганизм.Условные обозначения.1. Основная линия - наличие роли (м.б. мас-штаб)2. Двойная линия - получение доходов отроли3. Тройная линия - основной источник до-ходы личности4. Тонкая линия справа от основной - затра-ты времени5. Тонкая линия слева от основной - затратыденегРолевой подход (как инструмент Администри-рования) дает возможность формальных отноше-ний между 2 ролями: Администратора + Исполни-теля конкретного.Как инструмент позволяет получить возна-граждение, но налагает определенные требова-ния, иногда очень жесткие.Набор ролей - отражает ценности личности…Осуществление именно этой роли именно в этотмомент времени - приоритет целевых установок.Нет времени - нет интереса - нет потребностей.И наоборот, нет потребности - нет времени.Очень важное требование: планированиедолжно быть событийным (по операциям). Роле-вой пучок в голове → план → исполнение (самили кто-то).Используя условные обозначения и персо-нальную информацию, можно нарисовать схемуролей любой персоны, причем все роли можнообъединить в несколько групп:а. Доходные. Их специфика зависит от ос-новного типа получаемого дохода (ДР1, ДР2…).б. Расходные. В основном связаны с домаш-ним хозяйством или индивидуальными качества-ми (РР).в. Доходно-расходные. Конкретное значе-ние зависит от этапа жизненного цикла, ситуации(ДРР).Таким образом, ДР1 - это индивид, выполняю-щий доходную роль № 1, допустим, роль наемногоработника (конкретное название), т.е. инструментЭГО, которое изображено в центре схемы, имею-щее 2 основные функции: планера и организатора,а также определяющего, какую роль в данный мо-мент времени выполняет индивид.Схема может иметь конкретно-ролевой вид.Важной и временами очень сложной задачейдля домохозяина является ликвидация ролей, при-чинами которой могут быть:- прекращение контракта в самом широкомсмысле (по преимуществу для формальных ро-лей);- окончание необходимости в конкретнойроли;- превышение количественно-энергетиче-ских пределов набора ролей (см. правило «7+/-ПланерОрганизатор ИдентификаторЭГОДРР1 ДР1 ДР2ДРР2 ДРР3 РР1 РР2Рис. 2. Набор ролей домохозяина2»1), эти пределы могут быть тесно связаны меж-ду собой, порой одна, но энергонасыщенная рольставит под вопрос существование остальных;- ярко выраженный ролевой конфликт, до-пустим работник-студент, который не может бытьрационально разрешен.Люди не знают, когда и как признать пораже-ние. Мы берем на себя слишком много проектов ив конце концов в каждом из них показываем лишьпосредственные результаты, вместо того чтобыдобиться настоящих успехов в одном-двух [12].Как приступить к селекции целей:- Определите, от каких конкретно целейследует отказаться. То, что вы считаете самымважным, что доставляет вам ощущение эффектив-ности и наполненности, - оставьте;- Не теряйте уверенности в своих силах;- Как только вы решили оставить часть це-лей в прошлом, выкиньте их из головы;- Подмените старую цель новой, болееудобной для вас.1 Семь плюс / минус два «магическое число» ДжорджаА. Миллера. Этот термин означает приблизительноечисло дискретных фрагментов информации, котороеможет одновременно сохраняться в краткосрочнойпамяти. Это ограничение основывается на пониманииэтих фрагментов информации как «блоков» иликодированной совокупности, а не просто как суммыобщего количества информации в каждой единице[7. С. 234]. Правило может быть трансформированов диапазон «5-9», означающий минимальное имаксимальное количество ролей, которые можетвыполнять индивид более-менее одновременно,превышение максимума приводит к «выпадению»какой-либо роли из актуального набора.Умение отказываться от целей - один из клю-чевых навыков, необходимых для достиженияуспеха в профессиональной и личной жизни [14].Таким образом, Набор ролей или Персона втерминологии К. Юнга, с точки зрения ФДХ игра-ет ведущую роль в структуре личности, так какобеспечивает (генерирует) финансовые потоки,необходимые для ее существования и развития.

Ключевые слова

роль, набор ролей, домохозяин, психическая структура, личность, role, set of roles, householder, mental structure, personality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земцов Анатолий АнатольевичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой денежного обращения и финансов факультета банковского дела Высшей школы бизнесаfbd@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Ариэли Д. Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков. - М., 2010.
Ариэли Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. - М., 2010.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Земцов А. А. Гражданско-правовые статусы гражданина-домохозяина // Проблемы учета и финансов. - Томск, 2011. - № 4.
Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Финансы домохозяйства. - Томск, 2012.
Менегетти А. Психология лидера - М., 2002.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - Т. 2. - М., 2001.
Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход. - М., 2009.
Стайн М. Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию. - М., 2010.
Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии К. Юнга. - СПб., 2009.
Фарсон Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. - М., 2002.
Халвлрсон Х. Г. Цель на выброс // Ведомости. - 17.01.12.
Шварц Р. К. Семейная терапия субличностей. - М., 2011.
Шмидель Ф. Кризис идентичности // Ведомости. - 20.01.2012.
Якоби И. Психологическое учение К. Юнга // Карл Густав Юнг. Дух и жизнь. - М., 1996. - С. 385-535.
 <i>Набор ролей домохозяина в психической структуре личности</i> | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Набор ролей домохозяина в психической структуре личности | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия