Особенности учёта и распределения доходов вАлтайском крае: операционные риски и внутреннийконтроль
Для предотвращения ошибок учёта и распределения доходов, возникающих вследствие несовершенства программно-прикладного обеспечения, в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю разработан Перечень операционных рисков, позволяющий повысить качество текущего контроля и сократить количество ошибок при исполнении доходной части бюджетов.
Characteristics of accounting and income distribution in theAltai region: transaction risks and internal supervision.pdf В соответствии с приказом Федерального каз-начейства от 03.03.2011 № 53 «Об организацион-но-штатной структуре управлений Федеральногоказначейства по субъектам Российской Федера-ции» учёт и распределение поступлений междубюджетами бюджетной системы Российской Фе-дерации является одной из основных функцийУФК по Алтайскому краю.На 10.01.2012 Управление осуществляло вза-имодействие с 1144 администраторами доходовбюджета по 1892 лицевым счетам. По данным за2011 год, на счёт 40101 поступило с учётом вне-банковских операций более 161 млрд руб. Воз-вращено плательщикам доходов около 6 млрдруб. В федеральный бюджет перечислено 9,4 %поступлений, в бюджет субъекта Российской Фе-дерации - 40,4 %, в местные бюджеты - 25,3 %,в бюджеты государственных внебюджетных фон-дов - 24,9 %.Среднемесячное количество осуществленныхплатёжных операций по учёту поступлений и ихраспределению между бюджетами бюджетнойсистемы Российской Федерации в 2011 году пре-высило 6 438 тыс. Ежедневно в среднем проводи-лось около 16 203 операций по возврату денежныхсредств плательщикам доходов и 3 366 внебанков-ских операций.С 03.05.2011 УФК по Алтайскому краю при-ступило к промышленному использованию ППО«АС ФК». Разработчики данной программы из-начально предусматривали её постоянное обнов-ление и доработку в процессе эксплуатации. Этовызвано рядом причин. К числу основных можноотнести изменение налогово-бюджетного законо-дательства и устранение недочётов, выявляемыхпри использовании программы.Для предотвращения ошибок учёта и распре-деления доходов, возникающих вследствие не-актуальности отдельных записей в нормативно-справочной информации, а также некорректнойработы программы, в Управлении разработанПеречень операционных рисков при учёте посту-плений на счёте 40101 и проведении операций налицевых счетах администраторов доходов бюдже-тов.В перечень включены следующие риски:1. Риск двойного перечисления плательщикуденежных средств по Заявке на возврат, Уведомле-нию о межрегиональном зачёте, предоставленнымадминистратором доходов бюджета.2. Риски некорректной обработки выпискибанка.3. Риск несоблюдения законодательно уста-новленных нормативов при распределении дохо-дов между бюджетами бюджетной системы Рос-сийской Федерации.4. Риски при формировании бухгалтерскойотчётности.5. Риски наличия расхождений данных реги-стров аналитического учёта с итоговой выпискойбанка со счёта 40101.6. Риски при формировании и актуализациисправочников ППО «АС ФК».7. Риск несвоевременного формирования до-кументов для администраторов доходов бюдже-тов, финансовых органов.8. Риск несвоевременной передачи информа-ции администраторам доходов бюджетов, финан-совым органам.9. Риск несвоевременного исполнения доку-ментов администраторов доходов бюджетов.10. Риск несвоевременной передачи Протоко-лов администраторам доходов бюджетов.11. Риск несоответствия регистров аналити-ческого учёта установленным формам.12. Риск необоснованного отнесения посту-плений от сдачи в аренду имущества, находяще-гося в оперативном управлении федеральных ор-ганов государственной власти и созданных имиучреждений, и доходов от привлечения осужден-ных к оплачиваемому труду на невыясненные по-ступления.13. Риск некорректного классифицированияпоступлений от сдачи в аренду имущества, на-ходящегося в оперативном управлении федераль-ных органов государственных власти и созданныхими учреждений, и доходов от привлечения осуж-денных к оплачиваемому труду.14. Риск нарушения законодательно установ-ленного порядка возврата сумм невыясненныхпоступлений, ошибочно перечисленных на счёт40101.15. Риск некорректной простановки кодов це-лей.16. Риск нарушения установленного порядкавзыскания из местных бюджетов межбюджетныхсубсидий и остатков непогашенных кредитов.Риск двойного перечисления плательщикуденежных средств по Заявке на возврат, Уве-домлению о межрегиональном зачёте, предо-ставленным администратором доходов бюдже-та, обусловлен возможностью повторной загрузкив рабочую программу документов на проведениеопераций по возврату денежных средств. С цельюпредотвращения ошибки ежедневно в процессемоделирования операционного дня специалистомпо осуществлению возвратов и ответственнымспециалистом за операционный день производит-ся сверка количества и объёма исполненных За-явок на возврат, Уведомлений о межрегиональномзачёте.Риски некорректной обработки выпискибанка связаны с необоснованным отнесениемплатежей на невыясненные поступления. В част-ности, вследствие невнесения в банковскую выпи-ску информации из платёжных поручений, предо-ставленных на бумажных носителях; незакрепле-ния кода бюджетной классификации за админи-стратором доходов бюджета; неверного внесения/отсутствия ИНН и КПП администратора доходовбюджета в Сводном реестре/Перечне участни-ков бюджетного процесса; отсутствия нормати-вов распределения доходов между бюджетами всправочнике ППО «АС ФК»; неосуществленияпереработки поступлений субсидий, субвенций изфедерального бюджета по выписке банка. Пред-упреждение указанных ошибок обеспечиваетсявизуальным контролем всех платёжных поруче-ний, автоматически отнесённых к невыясненнымпоступлениям приРиски при формировании и актуализациисправочников ППО «АС ФК» связаны с об-новлением записей в справочниках: «Бюджеты»,«ОКАТО», «Сводный реестр участников бюджет-ного процесса», «Перечень участников бюджетно-го процесса», «Коды бюджетной классификации- Доходы», «Ведение лицевых счетов», «Закре-пление кодов бюджетной классификации за адми-нистраторами доходов бюджетов».В соответствии с Технологическим регламен-том «Ведение нормативно-справочной информа-ции» большая часть справочников обновляется ав-томатически и централизованно. На уровне УФКвозможно: добавление записей; добавление от-дельных признаков и информации по кодам бюд-жетной классификации, участникам бюджетногопроцесса; архивирование, актуализация записей всправочниках. При очередном централизованномобновлении произведенные дополнения могут несохраниться. Проверка справочников по мере ихобновления позволяет предупредить ошибки учё-та и распределения доходов, связанные с некор-ректным заполнением справочной информации.Риск несвоевременного формирования до-кументов для администраторов доходов бюдже-тов, финансовых органов основан на возможно-сти несвоевременного формирования и подписа-ния пакета документов по итогам операционногодня. Сопоставление даты формирования докумен-тов и отчётной даты позволяет выявить отклоне-ние в сроках подготовки информации участникамбюджетного процесса.Риск несвоевременной передачи информа-ции администраторам доходов бюджетов, фи-нансовым органам обусловлен вероятностьюнеполучения участниками бюджетного процес-са подготовленной информации в срок. С цельюпредупреждения данного риска ежедневно осу-ществляется контроль своевременного экспортадокументов в ППО «СЭД-АП».Риск несвоевременного исполнения доку-ментов администраторов доходов бюджетовсвязан с нарушением сроков исполнения Заявокна возврат, Уведомлений об уточнении вида ипринадлежности платежа, Уведомлений о меж-региональном зачете, других документов, предо-ставленных в УФК администраторами доходовбюджетов.До проведения предварительного этапа мо-делирования операционного дня осуществляетсявизуальная проверка статусов документов, полу-ченных от администраторов доходов бюджетов. Вслучае необходимости уточняются причины не-принятия документов к исполнению. Документы,прошедшие контроль, направляются на подписа-ние и регистрацию.Последующий контроль заключается в сопо-ставлении даты получения документов админи-страторов доходов бюджетов в ППО «СЭД-АП» идаты экспорта в ППО «АС ФК». Своевременностьисполнения Заявок на возврат также контроли-руется по базовым показателям эффективностиУФК.Риск несвоевременной передачи Протоко-лов администраторам доходов бюджетов обу-словлен возможностью непредставления инфор-мации в нормативно установленный срок. С цельюконтроля своевременности передачи документовадминистраторам доходов бюджетов ежедневнов ППО «АС ФК» и ППО «СЭД-АП» проверяютсястатусы сформированных Протоколов.Риск несоответствия регистров аналитиче-ского учёта установленным формам возможенпри обновлении версии (патча) ППО «АС ФК».По мере обновления программы осуществляетсясверка структуры и содержания регистров анали-тического учета с формами, установленными при-казом Министерства России от 05.09.2008 №92н.Риски необоснованного отнесения посту-плений от сдачи в аренду имущества, нахо-дящегося в оперативном управлении феде-ральных органов государственных власти исозданных ими учреждений, и доходов от при-влечения осужденных к оплачиваемому трудуна невыясненные поступления, некорректногоклассифицирования таких поступлений воз-никают при отсутствии признака «Аренда» у со-ответствующих кодов классификации доходов всправочнике «Коды бюджетной классификации- Доходы», а также в случае неверного определе-ния типа документа в ППО «АС ФК». Следствиемявляется некорректное формирование Выписки излицевого счёта получателя бюджетных средств.Проверка обоснованности отнесения платежейна невыясненные поступления по главам 167,187, 320, контроль присвоения типа документа поарендным платежам в ППО «АС ФК» позволяетпредупредить указанную ошибку.Риск нарушения законодательно установ-ленного порядка возврата сумм невыясненныхпоступлений, ошибочно перечисленных на счёт40101, обусловлен представлением плательщика-ми доходов в УФК Заявлений на возврат денеж-ных средств, являющихся бюджетными доходами.Контроль обоснованности и правильности оформ-ления Решения Администратора доходов по главе100 «Федеральное казначейство» о возврате по-ступлений (код формы по КФД 0531805) позволя-ет не допустить проведение подобной операции.Риск некорректной простановки кодов це-лей связан с неверным определением/неопреде-лением кода цели при обработке платёжного по-ручения, проведении внебанковской операции,операции по возврату денежных средств. Про-верка кодов целей по проведённым операциям дозакрытия операционного дня способствует досто-верному отражению информации в регистрах ана-литического учёта, корректному формированиюВыписки из лицевого счёта администратора дохо-дов бюджета (код формы по КФД 0531787).Риск нарушения установленного порядкавзыскания из местных бюджетов межбюджет-ных субсидий и остатков непогашенных креди-тов возникает вследствие возможности неверногорасчёта суммы взыскания из местного бюджета,несвоевременного выполнения соответствующихрешений администрации субъекта РоссийскойФедерации. Контроль обоснованности проведе-ния операций и правильности расчёта сумм взы-сканий при подготовке платёжных поручений наперечисление денежных средств на единые счетаместных бюджетов позволяет оперативно выявитьи исправить ошибки.Таблица 1. Перечень операционных рисков при учёте поступлений на счёте 40101 и проведенииопераций на лицевых счетах администраторов доходов бюджетовОперационныйрискПериодичностьпроведенияконтроляОтветственныеисполнителиОтветственныйпо внутреннемуконтролюСпособ проверки1……16…Таблица 2. Журнал операционных рисковОперационныйрискПериодичностьпроведенияконтроляДатаоперационногодняДатаоперационногодняДатаоперационногодня…1… Ф.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролюФ.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролюФ.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролю…… … … … …16… Ф.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролюФ.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролюФ.И.О. ответ-ственного повнутреннемуконтролю…ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ:ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬРассмотренный перечень операционных ри-сков не является закрытым. По мере возникнове-ния новых критических ошибок при учёте и рас-пределении доходов в ППО «АС ФК» осуществля-ется дальнейшая детализация
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 254
Ключевые слова
казначейство, учёт доходов, операционный риск, внутренний контроль, treasury, income accounting, transaction risks, internal supervisionАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Бутакова Оксана Владимировна | Алтайский государственный университет (г. Барнаул) | доцент кафедры «Финансы и кредит» | oks-butakova@ yandexl.ru |
Ссылки
Приказ Федерального казначейства от 03.03.2011 № 53 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации»
Приказ Министерства России от 05.09.2008 № 92н.
