Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации

В современных условиях восстановления экономики после глобального финансово-экономического кризиса проблема формирования доходной базы бюджетной системы Российской Федерации является крайне важной. На основе проведенного анализа налоговой задолженности разработаны меры по повышению эффективности налогового администрирования, способствующие устойчивому развитию экономики и пополнению бюджетов различных уровней.

Taxadministration in the conditions of the astable economic situation.pdf 1. ВведениеВ кризисный период произошло существенноеснижение налоговых поступлений, особенно в до-ходной части региональных и местных бюджетовРоссийской Федерации. Проблема повышенияэффективности налоговой системы, способству-ющей устойчивому развитию экономики, в насто-ящее время занимает особое место в экономиче-ской науке и практике.2. Влияние финансово-экономического кри-зиса на налоговые доходыУспешность мобилизации налоговых доходовзависит от способности налоговой системы обе-спечить своевременность и полноту поступленияналоговых платежей в бюджетную систему стра-ны, а снисходительное отношение к выполнениюналоговых обязательств [1. Т1. С.50], как отчетли-во показала мировая практика, отрицательно ска-зывается как на бюджетной системе, так и на эко-номике в целом. Финансовая независимость госу-дарства обеспечивается в первую очередь за счетустойчивого прироста поступлений в бюджет, по-зволяющих покрывать расходные обязательства,поэтому сокращение налоговых поступлений рас-сматривают как угрозу финансовой безопасности.Последствия финансового и экономическо-го кризиса глубоко отразились на поступленияхбюджетов всех стран-членов Европейского союза.Приняв широкий пакет антикризисных налоговыхмер за период 2008-2010 годов, акцент налоговойполитики в нескольких государствах-членах те-перь ясно переносится на очень насущную про-блему - консолидации публичных финансов. Вфинансовых отношениях ответственных странЕС, таких как Испания, лишние сберегательныересурсы оказались сконцентрированы в частномсекторе и часто инвестировались в высокодоход-ные ипотечные кредиты, позднее ставшие «пузы-рями», как только начали появляться первые не-плательщики и стоимость недвижимости сталападать. Разрыв этих «пузырей» создал угрозу бан-кротства для банков, а вызванная неплатежами ре-цессия, крах кредитных институтов и финансоваянестабильность подорвали и экспортные опера-ции, что привело к взрыву бюджетных дефицитови к полноценному финансовому кризису.В финансовых отношениях расточительныхстран ЕС, таких как Греция, цепь событий быланесколько короче. Здесь лишние сбережениябыли, главным образом, заимствованы правитель-ством, непосредственно приводя к финансовомукризису. Рост долгов приобрел катастрофическиепропорции после финансового кризиса 2008 года,и как следствие спад привел к решительным со-кращениям частных расходов и автоматическомузахвату правительством избыточных сберегатель-ных ресурсов.Глобальная финансовая катастрофа и долго-вой кризис еврозоны пролили свет на проблемырегулирования международной политики, в част-ности проблемы управляемости потоков между-народных финансов, связанные с неустойчиво-стью в объединенных экономических системах[2. Т. 1. С. 1-4].Налоговое законодательство РФ совершен-ствуется, упрощены процедуры уплаты налогов,но, несмотря на это, налоговая задолженностьпродолжает накапливаться, а уровень собираемо-сти налогов, как известно, один из ключевых по-казателей эффективности налоговой системы.3. Анализ налоговой задолженности в раз-резе субъектов РФПо состоянию на декабрь 2011 г. сумма задол-женности по налогам и сборам составила 692,58млрд руб., при этом половина этой суммы - поналогу на добавленную стоимость. Если сопо-ставить с ростом поступлений по НДС, то следу-ет выделить фактор улучшения качества админи-стрирования данного налога.Рис. 1. Динамика задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федера-ции в разрезе субъектов за период 2008-2011 гг.За период с 2008 по 2011 год объем задолжен-ности вырос в целом на 23 % (рис. 1) и в два разаувеличились реструктурированная задолженностьи отсроченные платежи.44,63 % накопленной налоговой задолжен-ности приходится на Центральный федеральныйокруг, а порядка 20 % - на организации в При-волжском и Сибирском федеральных округах(рис. 1). За период 2008-2011 годов удельныйвес задолженности по налогам и сборам в Цен-тральном федеральном округе увеличился с 35,57до 44,63 % от всей задолженности по субъектамРоссийской Федерации, или с 198,86 млрд руб. до309,07 млрд. руб.Если сопоставить эти данные с ростом про-сроченной кредиторской задолженности органи-Рис. 1. Динамика задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федера-ции в разрезе субъектов за период 2008-2011 гг.заций, то получатся следующие данные [3. Т. 1.С. 641]: в 2010 году объем просроченной креди-торской задолженности составил 1006 млрд руб.,в том числе 82 млрд руб. (или 8,2 %) перед консо-лидированным бюджетом и 36 млрд руб. (3,6 %)перед государственными внебюджетными фонда-ми. При этом более половины всей задолженно-сти накоплено предприятиями ключевых видовэкономической деятельности: обрабатывающегопроизводства, добычи полезных ископаемых, про-изводства и распределения электроэнергии, газа иводы, а также оптовой торговлей, включая торгов-лю через агентов.Темп прироста налоговой задолженности в це-лом по Российской Федерации за 2008-2010 годысоставил 25,9 %, в то время как просроченная кре-Таблица 1. Общая характеристика задолженности по налогам и сборам отдельных видов экономи-ческой деятельности в 2010 годуВид экономической деятельности Сумма налоговойзадолженности,млрд руб.Поступилоплатежей, млрдруб.Удельный вес задолженностив сумме поступлений по видудеятельности, %Обрабатывающие производства 125,99 1342,02 9,39Добыча полезных ископаемых 34,12 1893,68 1,80Строительство 73,66 412,51 17,86Оптовая и розничная торговля,ремонт 168,92 787,20 21,46Финансовая деятельность 52,07 362,68 14,36Операции с недвижимымимуществом, аренда ипредоставление услуг52,99 868,20 6,10диторская задолженность организаций выросла на1,2 %. Наибольший удельный вес задолженностиприходится на обрабатывающие производства,что говорит о достаточно сложном положении,в котором находятся отрасли промышленности(рис. 2).Сопоставив величину налоговой задолжен-ности и объем поступлений от различных видовэкономической деятельности (данные табл. 1), мыполучаем вывод: повышенный уровень задолжен-ности в оптовой и розничной торговле, строитель-стве и финансовой деятельности. Если говоритьоб организациях финансового сектора, то тутосновные неплательщики сосредоточены в Цен-тральном федеральном округе.Подавляющая часть задолженности по нало-гам и сборам в бюджетную систему РФ приходит-ся на федеральные налоги и сборы (более 81 %).В то время как доля задолженности по региональ-ным налогам и сборам составляет 11 %, менее 5 %по местным и более 2 % по налогам с использова-нием специальных налоговых режимов1.В структуре задолженности по федеральнымналогам и сборам основная доля приходится наналог на добавленную стоимость (НДС) по това-рам (работам, услугам), реализуемым на террито-рии РФ (55 %) и налог на прибыль организаций(29 %)2. Высокая доля НДС в задолженности объ-ясняется в первую очередь проблемами его адми-нистрирования.В части задолженности по отдельным видамналогов не наблюдается значительной дифферен-циации между округами. По налогам на добавлен-ную стоимость и на прибыль наибольшая величи-1 Рассчитано по отчету формы 4-НМ Т1 по состояниюна 01.12.2011 г.Таблица 2. Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по видам на-логов в разрезе субъектов Федерации на 1 декабря 2011г., %ФедеральныеокругаВсего в том числе пофедеральным региональ-нымместным налогамВсего из них со СНРналог наприбыльорганизацийНДС платежи запользованиеприроднымиресурсамипроч.РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ 100 100 100 100 100 100 100 100 100Центральный 44,63 46,79 63,53 44,06 15,16 26,26 36,97 31,4 34,62Северо-Западный 8,27 7,29 5,24 7,81 12,08 9,06 14,34 7,46 11,12Северо-Кавказский 5,08 5,49 1,84 4,08 12,89 17,51 2,87 4,53 3,53Южный 5,85 5,55 4,83 6,12 4,35 4,94 6,08 9,94 7,35Приволжский 13,09 12,43 8,29 13,76 6,5 15,9 15,6 17,54 14,74Уральский 7,50 6,93 5,34 7,59 5,98 7,61 9,56 10,62 10,43Сибирский 11,50 11,47 8,12 12,05 31,49 14,55 10,18 15,21 12,63Дальневосточный 4,10 4,05 2,81 4,53 11,55 4,17 4,4 3,3 5,58Таблица 3. Структура динамики налоговой задолженности за 2006-2011 гг.Показатель, млн руб.По состоянию на01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12Недоимка 245 184,5 227 424,0 223 495,9 323 387,1 315 489,6 312 630,6темп прироста % -0,5 -7,2 -1,7 44,7 -2,4 -0,9Реструктурированнаязадолженность 15 702,7 11 545,2 38 737,9 31 127,3 25 409,7 8 596,8темп прироста % -27,0 -26,5 235,5 -19,6 -18,4 -66,2Отсроченные(рассроченные) платежи 312,8 416,7 671,9 463,5 815,8 712,2темп прироста % -4,4 33,2 61,2 -31,0 76,0 -12,7Приостановленные квзысканию платежи 119 833,7 90 454,4 65 844,6 72 981,1 60 121,1 45 212,2темп прироста % -75,3 -24,5 -27,2 10,8 -17,6 -24,8Задолженность передбюджетом по налогам исборам - всего757 405,2 574 909,0 559 069,4 698 955,1 704 529,6 698 909,6темп прироста % 0,4 -24,1 -2,8 25,0 0,8 -0,8на задолженности характерна для Центральногои Приволжского округов (табл. 2), в части задол-женности по платежам за пользование природны-ми ресурсами крупнейшими должниками являют-ся Сибирский, Северо-Западный и Северо-Кав-казский федеральные округа.Как отметил В. Г. Пансков [4. Т. 1. С. 26], однимиз наиболее «проблемных» налогов в российскойналоговой системе является НДС. Понимая зна-чимость данного налога как доходного источникафедерального бюджета, поступления от которогоне зависят напрямую от состояния экономики, мысоглашаемся с предложениями профессора Пан-скова по введению механизма так называемыхНДС-счетов, суть которого состоит в том, чтобыполучаемые от покупателя суммы НДС зачисля-лись не на расчетный счет организаций, а на спе-циальный счет, с которого нельзя было бы взятьденьги для иных целей, кроме уплаты НДС по-ставщику, а также причитающихся бюджету НДСи др. налогов.4. Совершенствование налогового админи-стрирования: урегулирование налоговой за-долженностиЗа счет более высокой собираемости налоговможно существенно увеличить поступления вбюджет страны. Единственный путь повышениясобираемости налогов - ужесточение налоговогоадминистрирования с целью снижения задолжен-ности, особенно это касается снижения задолжен-ности по НДС предприятий оптовой и розничнойторговли, строительства и промышленности.В настоящее время негативной тенденцией яв-ляется увеличение доли недоимки и отсроченных(рассроченных) платежей (табл. 3). Что касаетсязадолженности, приостановленной к взысканию всвязи с проведением процедур банкротства, то входе исследования было определено, что реальнойк взысканию может быть только четвертая часть.В условиях нестабильной экономической си-туации объективно необходимым представляетсяиспользование мер, поддерживающих добросо-вестных налогоплательщиков от риска возник-новения банкротства в результате исполненияналоговых обязанностей. Предлагается предоста-вить полномочия по оценке угрозы банкротстваналоговым органам в рамках исполнения госу-дарственной функции уполномоченного органаРФ в делах о банкротстве. Продление срока фи-нансового оздоровления (но не более чем 10 лет)по ходатайству должника, собрания или комитетакредиторов в случае, когда планом финансовогооздоровления предусматривается осуществлениекрупномасштабных мероприятий (перепрофи-лирование производства, освоение новых видовпродукции, пользующихся спросом и т.п.). Участ-никам программы финансового оздоровления пре-доставить права реструктуризации на среднесроч-ный период (4-5 лет) и долгосрочный период (7-10 лет). Создание системы контроля налоговыхорганов за выполнением программ финансовогооздоровления организаций, использующих правона реструктуризацию.В настоящее время анализ эффективности на-логового контроля сводится к определению толькодвух показателей: поступления налогов и сборовна 1 руб. затрат на содержание налоговых орга-нов; затрат на содержание налоговых органов на100 руб. поступлений налогов и сборов. Это яв-ляется не совсем корректным, поскольку эффек-тивность налогового контроля характеризуетсяцелым рядом показателей, в частности уровнеммобилизации налоговых поступлений и сборов вбюджетную систему страны и регионов и уровнемреального доначисления налогов по результатампроведения налоговых проверок (т.е. которые небыли пересмотрены в административном или су-дебном порядке)Главной задачей налоговых органов при осу-ществлении контрольной функции являютсяпроверка поступлений налоговых платежей ииспользование побудительно-обеспечительныхмер, реализуемых с целью получения налоговыхплатежей, не уплаченных налогоплательщикомдобровольно и своевременно. На наш взгляд, вцелях дальнейшего совершенствования функцийадминистрирования задолженности по налогам исборам необходимо реализовать следующие меро-приятия:1. Разработать методологические инструмен-ты, позволяющие осуществлять анализ результа-тов деятельности по принудительному взысканиюнедоимки (в т.ч. за счет расширение форм стати-стической отчетности). Необходимо пересмотретьсистему показателей эффективности налоговогоадминистрирования в части администрированиязадолженности по налогам и сборам.2. Разработать предложения по изменениюгражданского и налогового законодательства в ча-сти порядка принудительно взыскания налоговойзадолженности с учредителей, а при ее отсутствии- с директоров организаций-налогонеплательщи-ков. Это особенно актуально при банкротствепредприятий, поскольку в России историческисложилось, что процент получения задолженно-сти после окончания процедуры конкурсного про-изводства остается крайне низким.Очевидно, что эта сложная задача должнабыть решена при помощи налогового контроля,являющегося необходимым условием функцио-нирования налоговой системы. Естественно, приотсутствии действенного контроля трудно рас-считывать на сознательность налогоплательщиковв вопросе своевременного и в полном объеме ис-полнения своих обязательств.Для функций и задач регулирования налого-вой задолженности характерен ряд общих недо-статков бюджетного процесса:- нечеткость в разделении полномочий в ча-сти прогнозирования, планирования и админи-стрирования бюджетно-налоговой сферы;- отсутствие ясных формулировок целей и ко-нечных результатов направлений деятельности;- преобладание внешнего контроля над соот-ветствием факта плановым показателям, при от-сутствии процедур и методологии внутреннего ивнешнего контроля (мониторинга) обоснованно-сти планирования и результатов направления де-ятельности;- отсутствие системы оценки результата дея-тельности по направлениям;- отсутствие определяемых критериев и про-цедур отбора направлений и мероприятий в соот-ветствии с приоритетами государственной поли-тики.Отмеченные недостатки могут быть преодоле-ны, помимо совершенствования законодательныхактов, регламентирующих вопросы регулирова-ния налоговой задолженности, совершенствова-нием мониторинга финансово-налоговых показа-телей.

Ключевые слова

кризис, налоговое администрирование, налоговая задолженность, урегулирование, налоговая система, crisis, tax administration, tax debts, settlement, tax system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юрченкова Наталия ВадимовнаМосковский государственный университет экономики, статистики и информатикипреподаватель, аспирант кафедры налогов и налогообложенияNYUrchenkova@mesi.ru
Всего: 1

Ссылки

Артёменко Д. А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации. - Ростов н/Д: Содействие - XXI век, 2010. - 351 с.
Yannos Papantoniou. Presentation of the Report: "The Lessons of the Eurozone Crisis that Should Shape the EU's G20 Stance"// Taming the turmoil: New rules for global finance. A high-level roundtable co-organised by Friends of Europe and the Financial Time
Российский статистический ежегодник. Раз- дел «Финансы». 2011.
Пансков В. Г. Администрирование НДС: решение принято, но проблемы остаются // Финансы. - 2010. - № 2. - С. 26-29.
Шувалова Е. Б., Самуйлов И. В. Применение НДС в области инновационной деятельности // Экономика, статистика и информатика. - Вестник УМО. - 2010. - № 4. - С. 82-86.
Шувалова Е. Б., Шувалов А. Е., Солярик М. А., Федоров П. Ю., Ермаков В. В., Аксенова А. А., Самуйлов И. В., Михайловская Д. М. Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации. - М.: МЭ
Tax reforms in EU Member States 2011. Tax policy challenges for economic growth and fiscal sustainability// European economy 5, 2011. Taxation Paper No 28 from DG Taxation and Customs Union.
 <i>Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации</i> | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации | ПУФ. 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия