Taxation of government (municipal) institutions in terms of reforming the public sector.pdf Некоммерческие (в том числе бюджетные, ка-зенные, автономные и общественные) организа-ции являются полноправными субъектами нало-гового права. Актуальность статьи определяетсятем, что изменения в правовом статусе бюджет-ных учреждений с 2011 г. автоматически повлек-ли за собой определенные изменения в областиналогообложения бюджетных, казенных и авто-номных организаций.Цель статьи - проанализировать определен-ные изменения в области налогообложения госу-дарственных (муниципальных) учреждений бюд-жетной сферы. Указанная цель определяет основ-ные задачи:- рассмотрение основных налогов, уплачи-ваемых бюджетными, казенными и автономнымиучреждениями;- анализ налогообложения государственных(муниципальных) учреждений.Отличительной особенностью автономных ибюджетных учреждений нового типа является то,что данные учреждения обладают расширеннымобъемом прав, соответственно, эти организацииуплачивают такие налоги, как НДС от платныхуслуг и НДС от аренды, налог на прибыль, налогна имущество, земельный, транспортный и т.д.,но такие учреждения не имеют права применятьупрощенную систему налогообложения. Казенноеучреждение, или учреждение старого бюджетноготипа, уплачивает только НДС от платных услуг,налог на имущество, земельный и транспортныйналоги.В результате проведенного анализа относи-тельно НДС можно прийти к выводу, что автоном-ное учреждение, так же как и бюджетное и казен-ное учреждения, является плательщиком НДС,так как может иметь операции, признаваемые объ-ектом налогообложения.Однако необходимо отметить, что с 1 октября2011 года не облагаются НДС [1. С. 1]:- услуги по социальному обслуживаниюлиц, находящихся в трудной жизненной ситуации(в т. ч. граждан пожилого возраста, инвалидов,безнадзорных детей);- услуги по выявлению лиц, нуждающихсяв установлении над ними опеки или попечитель-ства, услуги по подбору и подготовке граждан, вы-разивших желание стать опекунами или попечите-лями;- безвозмездно оказанные услуги по произ-водству и (или) распространению социальной ре-кламы.Федеральным законом N 83-ФЗ внесены из-менения в ст. 161 «Особенности определенияналоговой базы налоговыми агентами» НК РФ.Согласно ее новым положениям с 2011 года припредоставлении на территории РФ органами го-сударственной власти и управления, органамиместного самоуправления и казенными учрежде-ниями в аренду федерального имущества, имуще-ства субъектов РФ и муниципального имуществаналоговая база определяется как сумма аренднойплаты с учетом налога. При этом налоговая базаустанавливается налоговым агентом отдельно покаждому арендованному объекту имущества. Вэтом случае налоговыми агентами признаютсяарендаторы указанного имущества. Данные лицаобязаны исчислить, удержать из доходов, уплачи-ваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соот-ветствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ вредакции Федерального закона N 83-ФЗ) [2. С .2].С 1 января 2012 года не облагаются работы,услуги государственных и муниципальных учреж-дений в рамках государственного (муниципально-го) задания за счет предоставленных субсидий.Следовательно, налог на добавленную стоимостьне исчисляется по работам (услугам), выполнен-ным (оказанным) начиная с 1 января 2012 годаказенными учреждениями, а также бюджетнымии автономными учреждениями в рамках государ-ственного (муниципального) задания, источникомфинансового обеспечения которого является суб-сидия из соответствующего бюджета бюджетнойсистемы Российской Федерации.Автономные учреждения осуществляют опе-рации, облагаемые НДС в общем порядке, уста-новленном главой 21 НК РФ. Однако в соответ-ствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждениямогут воспользоваться льготой по НДС, а имен-но, льготой могут воспользоваться те автономныеучреждения, у которых за три предшествующихподаче заявления на пользование льготой кален-дарных месяца сумма выручки от реализации непревысила в совокупности 2 млн руб. [3. С. 1].В результате проведенного анализа относи-тельно налога на прибыль можно прийти к вы-воду, что автономное учреждение, так же как ибюджетное, является плательщиком налога наприбыль, так как может иметь прибыль, т.е то, чтоявляется объектом налогообложения по налогу наприбыль организаций.Необходимо отметить, что с 2011 года налогомна прибыль не будут облагаться [4. С. 2]:1) доходы:- в виде лимитов бюджетных обязательств(бюджетных ассигнований), доведенных в уста-новленном порядке до казенных учреждений, атакже в виде субсидий, предоставленных бюджет-ным учреждениям и автономным учреждениям,признаваемых средствами целевого финансирова-ния;- в виде средств, полученных от оказанияказенными учреждениями государственных (му-ниципальных) услуг (выполнения работ), а такжеот исполнения ими иных государственных (муни-ципальных) функций;2) расходы казенных учреждений в связи сисполнением государственных (муниципальных)функций, в том числе в связи с оказанием государ-ственных (муниципальных) услуг (выполнениемработ).К налоговой базе, определяемой организаци-ями, осуществляющими образовательную и (или)медицинскую деятельность, применяется нало-говая ставка 0 процентов с учетом особенностей,установленных ст. 284.1 НК РФ.Согласно п. 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ, средства,полученные от оказания казенным учреждениемгосударственных или муниципальных услуг (вы-полнения работ), выполнения государственныхили муниципальных функций, а также расходыказенного учреждения, связанные с исполнениемгосударственных или муниципальных функций,не учитываются при определении налоговой базыналога на прибыль [4. С. 3].Автономному учреждению, в соответствии стребованиями налогового законодательства, не-обходимо разработать учетную политику дляцелей налогообложения по налогу на прибыль иразработать регистры (счета) налогового учета.Налогообложение коммерческой (внебюджетной)деятельности автономных учреждений по налогуна прибыль не отличается от такого же налого-обложения коммерческих организаций.Образовательные и медицинские учреждениявправе применять нулевую ставку по налогу наприбыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого органи-зации обязаны соблюдать условия, установленныест. 284.1 НК РФ [4. С. 6]:1) деятельность должна быть включена вПеречень видов образовательной и медицинскойдеятельности, установленный ПравительствомРоссийской Федерации. При этом деятельность,связанная с санаторно-курортным лечением, неотносится к медицинской деятельности;2) применение нулевой ставки возмож-но только с начала нового налогового периода.Указанные организации должны подать заявле-ние и копию лицензии на осуществление образо-вательной или медицинской деятельности в срокдо 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1НК РФ);3) организации должны иметь соответствую-щую лицензию;4) доходы от образовательной или меди-цинской деятельности, а также от выполненияНИОКР должны составлять не менее 90 процен-тов всех доходов организации либо отсутствовать;5) в штате организации должно числиться неменее 15 работников;При несоблюдении хотя бы одного из установ-ленных условий с начала налогового периода при-меняется ставка 20 процентов.Организации, которые применяли льготнуюставку и отказались от нее либо утратили право нанее, не вправе перейти на использование нулевойставки в течение пяти лет с года, в котором налогвновь исчисляется по ставкеванием правового положения государственныхи муниципальных учреждений», с 1 января 2011года модернизировал и жизнь автономных учреж-дений в части налогообложения. Согласно п. 4 ч. 6ст. 346.2 НК РФ, как и государственные или муни-ципальные учреждения всех других типов, авто-номные учреждения лишаются права работать поединому сельскохозяйственному налогу.Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют правапереходить на упрощенную систему налогообло-жения следующие категории автономных образо-вательных учреждений:- автономные образовательные учреждения,имеющие филиалы или представительства;- автономные образовательные учрежде-ния, у которых средняя численность работниковза отчетный (налоговый) период превысила 100человек. При этом под численностью в 100 чело-век понимается штатная численность;- автономные образовательные учреждения,у которых стоимость основных средств и НМАпревышает 100 млн руб. (за исключением земель-ных участков).В состав налоговой базы при расчете УСН невключается целевое финансирование и субсидии,выделяемые собственником.Что же касается анализа транспортного нало-га, то необходимо отметить, что автономное уч-реждение, так же как и бюджетное и казенное уч-реждения, является плательщиком транспортногоналога, так как может иметь зарегистрированныетранспортные средства, признаваемые объектомналогообложения.Автономное учреждение, так же как и бюд-жетное и казенное учреждения, является платель-щиком земельного налога, так как может обладатьземельными участками, признаваемыми объектомналогообложения в соответствии со ст. 389 главы31 НК РФ на праве собственности, праве постоян-ного (бессрочного) пользования или праве пожиз-ненного наследуемого владения [5. С. 1].Согласно ст. 388 главы 31 НК РФ не призна-ются налогоплательщиками организации в отно-шении земельных участков, находящихся у них направе безвозмездного срочного пользования илипереданных им по договору аренды [5. С. 2].В соответствии со ст. 395 главы 31 НК РФ ос-вобождаются от налогообложения [5. С. 6]:- организации и учреждения уголовно-ис-полнительной системы Министерства юстиции;- организации - в отношении земельныхучастков, занятых государственными автомобиль-ными дорогами общего пользования;- общероссийские общественные организа-ции инвалидов;- организации - резиденты особой экономи-ческой зоны и т.д.Автономное учреждение, так же как и бюд-жетное и казенное учреждения, является платель-щиком налога на имущество, так как может иметьимущество, признаваемое объектом налогообло-жения в соответствии со ст. 374 главы 30 НК РФ[6. С. 1].Согласно ст. 380 главы 30 НК РФ, налого-вые ставки устанавливаются законами субъектовРоссийской Федерации и не могут превышать2,2 процента, однако допускается установлениедифференцированных налоговых ставок в зависи-мости от категорий налогоплательщиков и (или)имущества, признаваемого объектом налогообло-жения [6. С. 7].В соответствии со ст. 381 главы 30 НК РФ ос-вобождаются от налогообложения [6. С. 8]:- организации и учреждения уголовно-ис-полнительной системы;- религиозные организации;- общероссийские общественные организа-ции инвалидов;- организации, основным видом деятельно-сти которых является производство фармацевти-ческой продукции, - в отношении имущества, ис-пользуемого ими для производства ветеринарныхиммунобиологических препаратов, предназначен-ных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями ит.д.Таким образом, можно сделать вывод, чтоналоговые аспекты деятельности автономных ибюджетных учреждений, имеют некоторые общиечерты, а именно, данные учреждения уплачиваютбольшую часть налогов, которые были проанали-зированы выше, а налогообложение казенных уч-реждений имеет следующие особенности:- лимиты бюджетных обязательств, доводи-мые до казенных учреждений главными распоря-дителями бюджетных средств, согласно подп. 14п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целево-го финансирования и не включаются в состав до-ходов, формирующих налоговую базу по налогуна прибыль;- согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ, рас-ходы казенных учреждений, связанные с оказани-ем ими государственных (муниципальных) услуги/или выполнением ими государственных (муни-ципальных) функций, не учитываются в составерасходов, уменьшающих налоговую базу по нало-гу на прибыль [7. С. 1]. Таким образом, казенныеучреждения должны вести раздельную системуучета затрат, как не включаемых, так и включае-мых в расчет налоговой базы по налогу на при-быль.Особенностью налогообложения казенных уч-реждений является то, что в составе неналоговыхдоходов учитываются в полном объеме доходыот платных услуг и от иной приносящей доходдеятельности. К неналоговым доходам казенныхучреждений относятся: арендная плата от исполь-зования государственного/муниципального иму-щества; от продажи имущества, находящегося вгосударственной/муниципальной собственности;от оказания платных услуг. Все перечисленныевиды доходов не включаются в состав налоговойбазы по налогу на прибыль.Таким образом, в результате проведенногоанализа можно прийти к выводу, что реформиро-вание в бюджетной сфере естественным образомповлияло на налогообложение государственных(муниципальных) учреждений. В основном боль-шая часть налоговой нагрузки приходится на ав-тономное учреждение. Бюджетное учреждениеуплачивает также значительную долю налогов вбюджет. Что же касается казенного учреждения,то здесь необходимо отметить, что данное уч-реждение в основе своей осталось учреждениемстарого бюджетного типа, и его налоговые плате-жи не играют сколько-нибудь существенной ролив системе источников доходов государственно-го бюджета России, что во многом определяетсятеми специфическими целями, для достижениякоторых создаются и функционируют такие орга-низации.
Налоговый кодекс, часть 2, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. у
ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая
ФЗ № 239 от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф,
Налоговый кодекс, часть 2, глава 25 «Налог на прибыль» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
Налоговый кодекс, часть 2, глава 31 «Земельный налог» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
Налоговый кодекс, часть 2, глава 30 «Налог на имущество организаций» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. у
Налоговый кодекс, часть 2, глава 28 «Транспортный налог» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.