The formation and execution of local budgets(for example, the city of Tomsk).pdf Томск - областной центр, по численности жи-телей относящийся к средним городам России [1].Томск является муниципальным образованием сградообразующим научно-образовательным ком-плексом. Научный потенциал города представленнаучными центрами Российской академии наук, 19организациями отраслевой науки. По концентра-ции научных сотрудников высшей квалификацииТомск занимает одно из первых мест в России. Вструктуре выпуска товаров и оказываемых услуггорода лидирующее место занимает промышлен-ность, доля которой составляет 41 %, доля транс-порта и связи - 20,3 %, торговли - 25 %, операцийс недвижимостью - 5,6 %, строительства - 4,1 %[2]. На протяжении ряда лет бюджет Томска яв-лялся дефицитным, причем не только по исполне-нию, но и в планах. Основным источником покры-тия дефицита бюджета являлись кредиты коммер-ческих организаций и поступления от продажиимущества, а также облигационные займы. Поитогам работы согласительной комиссии доход-ная и расходная части бюджета Томска в 2012 г.увеличены почти на 720 млн рублей [3].Рассмотрим структуру доходов бюджета Том-ска на примере табл. 1.В структуре межбюджетных трансфертов пре-обладают субсидии - 65,9 % в 2012 г., которыенаправляются, прежде всего, на реализацию об-ластной целевой программы «Развитие иннова-ционной деятельности в Томской области» (1 433322,2 тыс. р.), на капитальный ремонт и ремонтавтодорог (478 900 тыс. р.) и на другие цели. Надолю субвенций приходится 23 %, дотаций - 4,3 ииные межбюджетные трансферты - 6,7 % [3].На 427 млн рублей поднят план по собствен-ным доходам, на 292 млн рублей увеличен объембезвозмездных поступлений по итогам работысогласительной комиссии по проекту областно-го бюджета. Благодаря этому удалось сохранитьтекущие расходы практически во всех отраслях,за исключением управления и мобилизационнойподготовки, где запланировано сокращение на20%.Кроме того, на 196,3 млн рублей увеличенобъем финансирования городских целевых про-грамм. В частности, в проект бюджета включенапрограмма «Молодежь Томска» (20 млн рублей),антинаркотическаяТаблица 1. Бюджет г. ТомскаБюджет муниципальногообразования «Город Томск»Годы2011 2012Темпроста2012/20112013 2014Доходы, млн р., в т.ч.: 11 071 7 161,8 0,6 6 593,8 5 617,8Налоговые доходы, млн р. 4 015,7 4 476,2 1,1 4 451,7 4 883,9Неналоговые доходы, млн р. 1 082,8 935,7 0,9 740,4 733,9Безвозмездные поступления,млн р. 5 972,5 1 749,9 0,3 1 401,7 -Расходы, млн р., в т.ч.: 11 936,9 7 612,4 0,6 6 867,1 5 331,7Расходы без учета безвозмездныхпоступлений, млн р. 6 393,7 6 154,7 0,9 5 465,4 5 331,7Дефицит (-), профицит (+), млн р. -865,9 -450,7 х -273,3 286,1и усложнением местного хозяйства. Расходы наблагоустройство составили 478 900 тыс. р., рас-ходы на поддержку муниципального транспорта -325 400 тыс. р.Исполнение бюджета начинается после егоутверждения органом местного самоуправления.В финансовых органах готовится организацион-ный план, в котором предусматриваются задачиподразделений каждого финансового органа пообеспечению выполнения бюджета. Далее прово-дится работа по поквартальному распределениюбюджета, направленная на равномерную мобили-зацию бюджетных доходов и бесперебойное обе-спечение денежными средствами мероприятий,финансируемых из бюджета.Для обеспечения соответствия доходных пол-номочий муниципальных образований расходными создания условий для развития местного само-управления в России необходимо создать надеж-ную собственную финансовую базу местных бюд-жетов. В этой связи предлагается ряд мероприя-тий [1].1. Перевести в категорию местных налоговотчисления от федеральных и регулирующих ре-гиональных налогов либо законодательно закре-пить соответствующий процент отчислений отНДФЛ, налога на прибыль предприятий, ряда ак-цизов, НДС и НДПИ в муниципальные бюджеты.2. Повысить уровень администрированияв сфере налогообложения доходов физических июридических лиц, ужесточить соответствующиезаконодательные нормы.3. Повысить ответственность и ужесточитьзаконодательство в сфере регистрации прав соб-ственности на недвижимое имущество. В россий-ском законодательстве нет норм, устанавливаю-щих сроки, в течение которых застройщик обязанс момента завершения строительства зарегистри-ровать право собственности на свой объект. Про-блема усугубляется и большим объемом незавер-шенного производства в индивидуальном жилищ-ном строительстве.4. Развивать рыночную инфраструктуру му-ниципальной собственности: оптовые рынки, ав-тостоянки и др.5. Устранить существующие проблемы в об-ласти земельных и имущественных отношений:обеспечить инвентаризацию и государственнуюрегистрацию объектов муниципальной собствен-ности, четко определить порядок и права поль-зования данными объектами, привести в соот-ветствие с рыночными ставками ставки аренднойплаты и др. с тем, чтобы повысить эффективностьуправления муниципальной собственностью иувеличить доходы от ее использования.6. Решить проблемы, связанные с нефинан-сируемыми мандатами, т. е. передачей на местныйуровень дополнительных полномочий без соот-ветствующего их финансового подкрепления.7. Более широко использовать неналоговыеплатежи за пользование природными ресурсами.В настоящее время отсутствует методика оценкиправа пользования недрами, что приводит к уста-новлению произвольного и экономически не обо-снованного размера разового платежа за пользова-ние недрами.8. Развивать систему самообложения насе-ления как форму добровольного участия гражданденежными средствами либо безвозмездным тру-дом в мероприятиях местного характера по соци-ально-культурному благоустройству территории,созданию инфраструктуры, ремонту коммуника-ций.9. Развивать муниципальную статистику сцелью предоставления прозрачной и достовернойинформации о деятельности органов местного са-моуправления.10. Разработать и создать систему профессио-нальной подготовки специалистов в органах мест-ного самоуправления.
Казаков Владимир Владимирович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета экономического факультета | fbd@bk.ru |
Антонян Диана Галустовна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | студентка экономического факультета | dian4ik@sibmail.com |
Бюджет города Томска: проблемы формирования и исполнения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - № 12 (114)
У местного самоуправления нет стимулов для «обретения будущего» // Экономика и жизнь. - 2011. - № 17. - С. 22
Официальный сайт администрации г. Томска. http://www .admin .tomsk .ru.