Модернизация расчета инвестиционных составляющихтарифа субъектов естественных монополий | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Модернизация расчета инвестиционных составляющихтарифа субъектов естественных монополий

Обоснована необходимость перехода от ситуационного ценового регулирования субъектов естественных монополий к регулированию на основе долгосрочной стратегии развития отраслей, внедрению новых принциповрегулирования цен и тарифов. Предложенплан мероприятий, необходимых для осуществления такого перехода.

The rate investment components calculation modernization of natural monopolies subjects.pdf Последнее десятилетие в России характеризу-ется процессом реформирования отраслей есте-ственных монополий: в электроэнергетике достиг-нуты наибольшие результаты (проведена реструк-туризация и либерализация отрасли), определенаконцепция и закончен 3-й этап структурной ре-формы в сфере железнодорожных перевозок, по-степенно происходят изменения в газовой отрас-ли и жилищно-коммунальном хозяйстве. СозданФонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, создаются частныекоммунальные компании, организована конкурен-ция среди компаний, управляющих многоквартир-ными домами, в 82 регионах, согласно данным ГК«Фонд содействия реформированию ЖКХ», при-няты региональные программы по энергосбере-жению и повышению энергоэффективности.В соответствии с Федеральным законом «Оестественных монополиях в РФ» предприятия,подпадающие под регулирование этого закона, яв-ляются локальными монополистами [4]. Это вле-чет необходимость контроля со стороны государ-ства (на федеральном, региональном и местномуровнях) за величиной себестоимости и тарифовна оказываемые услуги. Проблемы коммерциали-зации деятельности естественных монополистовоказывают прямое влияние на систему финанси-рования и заинтересованности администрацииорганизаций, то есть стимулирование поиска вну-тренних резервов повышения эффективности ра-боты, и, как следствие, на порядок ведения учетаконечных финансовых результатов.Сегодняшнее понимание тарифа - компромиссмежду финансовыми возможностями потребите-лей и необходимостью поддержания производствав рабочем состоянии, его дальнейшего техниче-ского развития. На практике формирование тари-фа сводится к простейшему суммированию факти-ческих затрат на производство услуги и установ-ленного уровня рентабельности на уровне 2-5%.Это приводит к неадекватному выражению в де-нежной форме стоимости воспроизводства услугидля потребителя и, как следствие, к отсутствиюсерьезного инвестирования в отрасль, чтотарифного регулирования. В рамках настоящейстатьи под системой тарифного регулированияпонимается совокупность органов регулирова-ния, нормативно-правовой и методической базыгосударственного регулирования цен (тарифов).Главной задачей тарифного регулирования явля-ется достижение баланса экономических интере-сов поставщиков и потребителей, обеспечиваю-щего, с одной стороны, защиту потребителей отнеобоснованного повышения цен (тарифов), а сдругой - создающего необходимые условия дляпривлечения инвестиций в целях развития инфра-структурных отраслей с учетом обеспечения обо-снованного уровня доходности [1-6].Необходимо отметить, что за истекший пери-од реформирования инфраструктурных отраслейсистема тарифного регулирования естественныхмонополий претерпела значительные позитивныеизменения: существенно расширен методологиче-ский инструментарий, внедрено регулирование,основанное на принципах долгосрочности, до-стигнуты определенные успехи в части повыше-ния прозрачности процесса принятия решений,совершенствуются механизмы мониторингов при-нятия решений органами исполнительной властисубъектов РФ, а также рассмотрения разногласий.Тем не менее, по мнению автора, сложившаяся насегодняшний момент в России система тарифногорегулирования не во всем отвечает предъявляе-мым требованиям и, как следствие, не решает всепоставленные перед ней в связи с реформирова-нием задачи.На протяжении последних лет в случае неста-бильной экономической ситуации тарифы субъ-ектов естественных монополий становятся «цен-тром внимания» антикризисных мер. При этомприоритеты правительства смещаются из областистратегических задач в область тактических (взависимости от ситуации: поддержка населения,малого бизнеса, экспортноориентированной про-мышленности, субъектов естественных монопо-лий и т.д.). При подобном ситуационном подходестановится невозможным сбалансированный учетинтересов всех экономических агентов. Проблемарешается откладываниемЗа исключением рынка электроэнергии, прак-тически отсутствуют ценовые стимулы к оптими-зации режимов потребления. Ценообразование нагаз не предполагает удорожание топлива в зимниепики. Двухставочные тарифы в сфере водоснаб-жения и водоотведения могут быть установленытолько для организации в целом, и в случае отсут-ствия возможности корректно определить присое-диненную нагрузку их внедрение хотя бы для от-дельных потребителей становится невозможным.Перекрестное субсидирование для «субси-дируемых» потребителей исключает стимулы кэнергосбережению, для «субсидирующих» - мо-жет привести в отдельных случаях к отказу от по-требления услуг (автономное энергоснабжение),увеличивающему бремя нагрузки на «оставших-ся» потребителей. Здесь также важно отметить,что «субсидируемые» потребители не всегдануждаются в предоставлении субсидии (напри-мер, состоятельные граждане в части платежейза электроэнергию и газ или высокорентабельныепредприятия, расположенные далеко от газодобы-вающих районов, но использующие «лимитный»газ).Во всех сферах услуг, оказываемых естествен-ными монополиями, кроме сферы передачи элек-троэнергии, основным методом регулированияна данном этапе является метод экономическиобоснованных расходов, который не стимулиру-ет регулируемые компании к снижению расходов(поскольку это приведет к снижению тарифов вперспективе) [14-15]. Однако дело не только в ме-тодах расчета затрат, но зачастую в самих прин-ципах определения величины тарифов. Так, рядэлектросетевых компаний обращает внимание накрайние затруднения в борьбе с коммерческимипотерями в условиях, когда для сбытовой компа-нии (проверяющей показания счетчиков) потерив электрических сетях являются полезным отпу-ском - за них оплачивается сбытовая надбавка.Методика учета надежности и качества ока-зываемых услуг при расчете тарифов на услугипо передаче электроэнергии не предусматрива-ет адресного снижения тарифа в зависимости откачества обслуживания конкретного потребителяи предполагает отчетность организации за пока-затели, в большинстве случаев не подлежащиепроверке. В таких условиях методика не содержитреального стимулирующего механизма. В другихсекторах подобная методическая база отсутствует[12].В части стимулов к привлечению инвестицийв инфраструктуру примером может служить методдоходности инвестированного капитала в сферепередачи электроэнергии: норма доходности дляэлектросетевых компаний установлена на уровне12%, срок возврата капитала - 35 лет, тогда как нарынке мощности для новой генерации норма до-ходности составляет 14-15% при сроке возвратакапитала 15 лет [13] (решая вопрос о размещениикапитала, инвестор в таких условиях вряд ли вы-берет инфраструктурный сектор).Для решения указанных проблем нами предла-гается переход от «ситуационного» ценового регу-лирования субъектов естественных монополий крегулированию на основе долгосрочной стратегииразвития отраслей, а именно: разработка сценариев развития электро-энергетики, газового комплекса, железнодорож-ного транспорта и коммунального комплекса сучетом увязки целевых индикаторов развития ука-занных отраслей с тарифными последствиями ихдостижения; выбор оптимального (с точки зрения со-отношения «совокупные затраты бюджета и по-требителей - совокупные эффекты») сценарияразвития отраслей и соответствующее уточнениепрогноза социально-экономического развитиястраны; уточнение документов государственногостратегического планирования в электроэнерге-тике, газовом комплексе, на железнодорожномтранспорте и в сфере жилищно-коммунальногохозяйства по итогам реализации вышеизложен-ных мероприятий; корректировка федеральных законов,определяющих принципы организации отноше-ний в названных отраслях, призванная закрепитьпринцип регулирования цен и тарифов субъектовестественных монополий (как на федеральном,так и на региональном уровне) на базе документовотраслевого стратегического планирования; в условиях временного отсутствия мето-дических документов (алгоритмов принятия ре-шений) закрепление за региональными и муници-пальными регулирующими органами полномочий(и обязанности) по раскрытию порядка принятиясоответствующих решений (на уровне временныхметодических указаний, информационных писеми др.).Для совершенствования (в том числе расши-рение) методологического инструментария госу-дарственного тарифного регулирования с цельюповышения его стимулирующего воздействия, бо-лее полной реализации принципов прозрачностии долгосрочности требуется разработка и утверж-дение методических документов, регламентирую-щих: порядок оценки объемов перекрестногосубсидирования; определение для каждой категории потре-бителей в отдельных регионах уровня доступно-сти товаров и услуг (алгоритмы расчета тарифов,после которых промышленный потребитель от-кажется от услуги ввиду низкой рентабельностисобственного производства или возможности ав-тономного энергоснабжения, население переста-нет услугу оплачивать); определение влияния уровня цен (тари-фов) на состояние экономики предприятий и ре-гионов, в том числе через величину бюджетныхрасходов (на потребление соответствующих това-ров и услуг, на предоставление субсидий); определение программ по поэтапной лик-видации перекрестного субсидирования путемперехода к адресным субсидиям для граждан,получивших статус малоимущих, в части комму-нальных и транспортных услуг или к целевымдотациям для предприятий (в том числе градо-образующих), обосновавших целесообразностьгосподдержки, в части цен на электроэнергию игаз, тарифов на грузоперевозки; принятие решений, связанных с утвержде-нием инвестиционных программ субъектов есте-ственных монополий: оценка инвестиционныхпроектов для принятия решений об учете их фи-нансирования при утверждении тарифов и поря-док отбора приоритетных, учет в тарифах декла-рируемых организацией эффектов от реализацииинвестиционных проектов (или их сохранение втарифах - в зависимости от схемы финансирова-ния инвестиционных программ); порядок оценки экономической и техно-логической обоснованности стоимости инвести-ционных проектов, операционных (эксплуатаци-онных) затрат компаний, показателей ресурснойэффективности (удельные расходы топлива, энер-гии, воды, потери в электрических и тепловых се-тях и водопроводах, производительность труда идругие), показателей надежности и качества ока-зываемых услуг, выбросов загрязняющих веществи т.д.Реализация предложенных мероприятий, бу-дет способствовать достижению баланса экономи-ческих интересов производителей и потребителейв сфере электроэнергетики, газового комплекса,коммунального комплекса и железнодорожныхперевозок, создаст необходимые предпосылки дляинтенсификации инвестиционных процессов какв регулируемых сферах, так и в других отрасляхпромышленности, без чего решение таких задач,как модернизация, энергосбережение и инноваци-онное развитие, не представляется возможным.

Ключевые слова

естественная монополия, инвестиции, государственное ценовое регулирование, эффективность деятельности субъектов естественных монополий, инвестиционные составляющие тарифа, natural monopoly, investments, state price regulation, activity efficiency of natural monopolies, the investment components of rate

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чернявская Елена АнатольевнаФилиал Российского государственного социального университета (г. Сургут)старший преподаватель кафедры экономики
Земцов Анатолий АнатольевичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующийкафедрой денежного обращения и финансов факультета банковского дела Высшей школыбизнесаfbd@bk.ru
Всего: 2

Ссылки

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». [Эл. ресурс]. - URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=117326
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35- Ф3 «Об электроэнергетике». [Эл. ресурс] - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=117502
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117412
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas
Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». [Эл. ре- сурс]. - URL: Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 № 384
Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/c
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=116938
Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consulta
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации». [Эл. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas
Приказ Минэнерго РФ от 29.06.2010 № 296 «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и террито
Приказ ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего
Приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала». [Эл. ресурс]. - URL: http://b
Волкова И. О., Долматов И. А., Шутова М. А. Стимулирование инвестиционной деятельности электросетевых компаний методами тарифного регулирования // Академия энергетики. - 2008. - № 3. - С. 56-60.
Долматов И. А., Шутова М. А., Сальникова Е. А., Белогородов Д. А. Концептуальные предложения по модернизации системы тарифного регулирования отраслей естественных монополий в условиях их реформирования // Экономика и финансы. - 2011. - № 3 (59). - C. 46-5
 <i>Модернизация расчета инвестиционных составляющихтарифа субъектов естественных монополий</i> | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Модернизация расчета инвестиционных составляющихтарифа субъектов естественных монополий | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия