Налогообложение предприятий в сфережилищно-коммунального хозяйства: вопросыфинансово-правового регулирования | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Налогообложение предприятий в сфережилищно-коммунального хозяйства: вопросыфинансово-правового регулирования

Рассматриваются актуальные вопросы налогообложения предприятий в сфере ЖКХ, как то:особенности субъектов налогообложения (напримере товарищества собственников жилья);правомерность предъявления ресурсоснабжающими организациями платы за коммунальныеуслуги с учетом НДС и другие вопросы. Все правовые ситуации разбираются автором на основании действующего законодательства РоссийскойФедерации и с учетом правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации.

The taxation of enterprises in the sphere of housing and communal services:financial and legal regulation issues.pdf Сегодня одной из наиболее бурно развиваю-щихся отраслей народного хозяйства следует при-знать жилищно-коммунальное хозяйство (далее -ЖКХ). ЖКХ по своей сути есть одна из отраслейв сфере услуг и прежде всего в сфере созданиякомфортных и безопасных условия проживанияграждан в жилых помещениях. ЖКХ как разно-видность национальной экономики характеризу-ется следующими ключевыми особенностями:1) сочетанием производственных и непроиз-водственных функций, связанных как с произ-водством материальных благ, так и с оказаниемуслуг;2) большой социальной значимостью, что пре-допределяет повышенный контроль со стороныгосударства;3) сочетанием в отрасли как естественных мо-нополистов (большинство ресурсоснабжающихорганизаций), так и конкурирующих субъектов(управляющие организации, товарищество соб-ственников жилья и т.д.);4) сочетание субъектов крупного, среднего ималого бизнесов;5) необходимость гарантированного обеспече-ния населения минимумом услуг независимо отих платежеспособности.Однако еще совсем недавно ЖКХ пережива-ло далеко не лучшие времена. По сути, в даннойотрасли народного хозяйства долгое время го-сподствовал экстенсивный путь развития с при-менением административных методов, в резуль-тате чего наступил период стагнации. Фактическибольшинство материальных фондов отрасли ЖКХнаходится в крайне неудовлетворительном состо-янии.С целью выхода из сложившейся ситуациивласти пошли на проведение реформы ЖКХ. Од-ним из проявлений данной реформы стало сниже-ние и оптимизация налоговой нагрузки на данныйсектор.Налогообложение представляет собой про-цесс установления и взимания налогов в стране,определение величин налогов, их ставок, а такжепорядок уплаты налогов и круга физических июридических лиц, облагаемых налогами.Основные нормы и принципы налогообложе-ния изложены в налоговом законодательстве РФ.Вместе с тем в сфере налогообложения предприя-тий ЖКХ есть целый ряд нормативных правовыхактов, содержащих определенную специфику, на-пример:- Жилищный кодекс РФ;- Налоговый кодекс РФ;- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года№210-ФЗ «Об основах регулирования тарифоворганизаций коммунального комплекса»;- Федеральный закон «О теплоснабжении» от27.07.2010 года №190-ФЗ;- Федеральный закон «Об электроэнергетике»от 26.02.2003 года №35-ФЗ;- Федеральный закон «О газоснабжении в Рос-сийской Федерации» от 31.03.1999 года №69-ФЗ;- Федеральный закон «О страховых взносах вПенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации,Федеральный фонд обязательного медицинско-го страхования и территориальные фонды обяза-тельного медицинского страхования» от 24 июля2009 года №212-ФЗ;- Постановление Правительства РФ от 23 мая2006 года №306 «Об утверждении Правил уста-новления и определения нормативов потреблениякоммунальных услуг»;- Постановление Правительства РФ от 23 мая2006 года №307 «О порядке предоставления ком-мунальных услуг гражданам»;- Постановление Правительства РФ от14 июля 2008 года №520 «Об основах ценообра-зования и порядке регулирования тарифов, надба-вок и предельных индексов в сфере деятельностиорганизаций коммунального комплекса»;- Постановление Правительства РФ от26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отно-шении электрической и тепловой энергии в РФ»;- Постановление Правительства РФ от16.04.2011 года №283 «О совершенствовании по-рядка установления тарифов (цен) на производ-ство тепловой энергии и на услуги по передачетепловой энергии»;- Приказ Министерства регионального разви-тия РФ от 15.02.2011 года №47 «Об утвержденииметодических указаний по расчету тарифов и над-бавок в сфере деятельности организаций комму-нального комплекса»;- Приказ Министерства регионального разви-тия РФ от 10.10.2007 года №101 «Об утвержденииметодических рекомендаций по разработке произ-водственных программ организаций коммуналь-ного комплекса»;- Письмо Министерства регионального разви-тия РФ от 02.05.2007 года №8166-РМ/07 «О при-менении тарифов для расчета размера платы закоммунальные услуги»;- иные нормативные источники.Основными элементами налогообложения яв-ляются:1. Налог - обязательный, индивидуально без-возмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадле-жащих им на праве собственности, хозяйственно-го ведения или оперативного управления денеж-ных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальныхобразований;2. Субъект налога (плательщик) - это юриди-ческое и (или) физическое лицо, на которое воз-ложена обязанность платить налоги;3. Объект налогообложения - реализация то-варов (работ, услуг), имущество, прибыль, доход,расход или иное обстоятельство, имеющее стои-мостную, количественную или физическую харак-теристику, с наличием которого законодательствоо налогах и сборах связывает возникновение у на-логоплательщика обязанности по уплате налога;4. Налоговая база - стоимостная, физическаяили иная характеристика объекта налогообложе-ния;5. Налоговая ставка - величина налоговых на-числений на единицу измерения налоговой базы;6. Налоговая льгота - предоставляемые от-дельным категориям налогоплательщиков и пла-тельщиков сборов, предусмотренные законода-тельством о налогах и сборах преимущества посравнению с другими налогоплательщиками илиплательщиками сборов, включая возможность неуплачивать налог или сбор либо уплачивать их вменьшем размере.Действующее налоговое законодательствоРоссии не делает никаких исключений в отно-шении предприятий, осуществляющих свою дея-тельность в сфере жилищно-коммунального хо-зяйства, и распространяет обязанность по уплатеналогов на прибыль, НДС, налог на землю и не-движимость на данных субъектов, как и на орга-низации любой другой отрасли экономики.Вместе с тем налогообложение коммерческихорганизаций и индивидуальных предпринимате-лей в сфере ЖКХ обладает рядом особенностей,позволяющих их выделить из общего ряда нало-гоплательщиков.В силу того, что жилищно-коммунальная сфе-ра относится в состав социально значимых отрас-лей, государство, в лице законодателя, предусма-тривает для данной сферы особые условия нало-гообложения.Предприятия в сфере ЖКХ чаще всего явля-ются плательщиками налога на прибыль и налогана добавленную стоимость (далее - НДС).Налог на прибыль подлежит оплате не позд-нее 28 марта года, следующего за истекшим нало-говым периодом (п. 1 ст. 287 Налогового кодексаРоссийской Федерации (далее - НК РФ)). Крометого, по истечении каждого отчетного и налогово-го периодов организации в сфере ЖКХ обязаныпредоставить в налоговые органы по месту своегонахождения и каждого обособленного подразде-ления соответствующие налоговые декларации.Форма налоговой декларации устанавливаетсяПриказом Минфина РФ.В силу того, что доход, полученный предпри-ятиями в сфере ЖКХ, подлежит использованиюисключительно на проведение работ и (или) оказа-ние услуг по содержанию и ремонту общего иму-щества или предоставление коммунальныхпредназначенные для осуществления мероприя-тий целевого назначения и при расходовании ихпо целевому назначению, финансовых результа-тов деятельности обозначенных предприятий неувеличивают и при налогообложении не учиты-ваются.Согласно налоговому законодательству Рос-сийской Федерации предприятиям в сфере ЖКХпредоставлена льгота в части обложения НДС.Так, согласно п.п. 29-30 п. 3 ст. 149 НК РФ неподлежат налогообложению:- реализация коммунальных услуг, предо-ставляемых управляющими организациями, то-вариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными спе-циализированными потребительскими коопе-ративами, созданными в целях удовлетворенияпотребностей граждан в жилье и отвечающимиза обслуживание внутридомовых инженерных си-стем, с использованием которых предоставляютсякоммунальные услуги, при условии приобретениякоммунальных услуг указанными налогоплатель-щиками у организаций коммунального комплекса,поставщиков электрической энергии и газоснаб-жающих организаций;- реализация работ (услуг) по содержанию иремонту общего имущества в многоквартирномдоме, выполняемых (оказываемых) управляющи-ми организациями, товариществами собственни-ков жилья, жилищно-строительными, жилищны-ми или иными специализированными потреби-тельскими кооперативами, созданными в целяхудовлетворения потребностей граждан в жилье иотвечающими за обслуживание внутридомовыхинженерных систем, с использованием которыхпредоставляются коммунальные услуги, при усло-вии приобретения работ (услуг) по содержанию иремонту общего имущества в многоквартирномдоме указанными налогоплательщиками у орга-низаций и индивидуальных предпринимателей,непосредственно выполняющих (оказывающих)данные работы (услуги).Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за комму-нальные услуги включает в себя плату за холодноеи горячее водоснабжение, водоотведение, электро-снабжение, газоснабжение (в том числе поставкибытового газа в баллонах), отопление (теплоснаб-жение, в том числе поставки твердого топлива приналичии печного отопления).В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального за-кона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регу-лирования тарифов организаций коммунальногокомплекса» (далее ФЗ №210) под организациейкоммунального комплекса понимается юриди-ческое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатациюсистемы (систем) коммунальной инфраструкту-ры, используемой (используемых) для производ-ства товаров (оказания услуг) в целях обеспеченияводоснабжения, водоотведения и очистки сточныхвод и (или) осуществляющее эксплуатацию объек-тов, используемых для утилизации (захоронения)твердых бытовых отходов.Таким образом, коммунальные услуги, обо-значенные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляе-мые управляющими организациями или ТСЖ,освобождаются от налогообложения НДС, приусловии, что перечисленные услуги приобретают-ся ими у организаций, обозначенных в п. 1 ст. 2ФЗ №210, а также поставщиков электрическойэнергии и газоснабжающих организаций, что под-тверждено письмом Минфина России от 23 дека-бря 2009 года №03-07-15/169.Суммы НДС по коммунальным услугам,предъявленные управляющим организациям ор-ганизациями коммунального комплекса, включа-ются управляющими организациями в стоимостькоммунальных услуг и налоговому вычету соглас-но пп.1 п. 2 ст. 170 НК РФ не подлежат.Однако вплоть до недавнего времени не былоединообразия в правоприменительной практике вотношении правомерности предъявления ресур-соснабжающими организациями к управляющиморганизациям и (или) товариществу собственни-ков жилья к оплате за коммунальные услуги суммс учетом НДС.Так, до появления Постановления ПрезидиумаВАС РФ от 22.02.2011 №12552/10 по делу №А33-16422/2009 большинство судебных споров закан-чивалось тем, что общая стоимость коммунальныхресурсов, реализуемых ресурсоснабжающими ор-ганизациями в адрес исполнителя коммунальныхуслуг (управляющая компания или товариществособственников жилья), по тарифам, утвержден-ным для населения (без НДС), в конечном счетедолжна формироваться с учетом налога. ОднакоПрезидиум ВАС РФ, проанализировав и дав оцен-ку п.п. 1, 6 ст. 168 НК РФ, пришел к выводу, чтопри расчетах между управляющими организация-ми (ТСЖ) и ресурсоснабжающими организациямиподлежит применению тариф, устанавливаемыйдля граждан, и в случае, если он утвержден безучета НДС, то ресурсоснабжающие организациине вправе самостоятельно изменять цену комму-нальных ресурсов, реализуемых для потребностейграждан.В связи с этим обращаем внимание, что содер-жащееся в обозначенном постановлении толкова-ние перечисленных норм является общеобязатель-ным и подлежит применению при рассмотренииарбитражными судами аналогичных дел.Таким образом, от налогообложения НДСосвобождается предоставление коммунальныхуслуг управляющими организациями по стоимо-сти, соответствующей стоимости приобретенияэтих коммунальных услуг, в том числе с учетомНДС, у организаций коммунального комплекса,поставщиков электрической энергии и газоснаб-жающих организаций.Акцентируем внимание, что налоговое законо-дательство РФ не предусматривает освобожденияот налогообложения коммунальных услуг, работ(услуг) по содержанию и ремонту общего иму-щества в многоквартирном доме, работ (услуг) поуправлению многоквартирными домами, а такжедругих работ (услуг) выполняемых (оказываемых)собственными силами управляющей организа-ции.Ранее на практике возникал вопрос: если соб-ственником жилых и нежилых помещений в мно-гоквартирном доме являются исключительно юри-дические лица, то подлежат ли освобождению отналогообложения НДС перечисленные выше рабо-ты (услуги) управляющей организации. Согласноразъяснению Минфина РФ от налого-обложенияНДС освобождаются операции по реализации ком-мунальных услуг, а также услуги по содержаниюи ремонту общего имущества в многоквартирномдоме по стоимости, соответствующей стоимостиприобретения этих услуг у организаций и инди-видуальных предпринимателей, непосредственновыполняющих (оказывающих) данные работы(услуги), независимо от того, кому оказываютсяуслуги управляющей организации - физическимили юридическим лицам [1].Необходимо отметить, что управляющие ор-ганизации, реализующие работы (услуги), указан-ные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться отосвобождения таких операций от налогообложе-ния. В данном случае заявления представительуправляющей организации, с надлежащим об-разом оформленными полномочиями, долженпредставить в налоговый орган по месту своейрегистрации в качестве налогоплательщика, непозднее первого числа налогового периода, с ко-торого она намерена отказаться от освобожденияили приостановить его использование (п. 5 ст. 149НК РФ).Такой отказ или приостановление допуска-ется исключительно в отношении всех осущест-вляемых управляющей организацией операций,предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ и на срок неменее чем один год. При этом не допускается, что-бы подобные операции освобождались от нало-гообложения в зависимости от того, кто являетсяпокупателем (конечным выгодоприобретателем)соответствующих работ (услуг).Согласно разъяснениям Минфина России вслучае отказа освобождения от налогообложенияНДС вышеназванных операций налогообложениеи налоговые вычеты по работам (услугам) следуетпроизводить в общеустановленном порядке [2].Не стоит забывать и об общих положениях на-логового законодательства, в соответствии с кото-рыми организации в сфере ЖКХ, применяющиеупрощенную систему налогообложения (далее -УСН), не являются плательщиками НДС. В даннойситуации, организации жилищно-коммунальногокомплекса оплачивают единый налог. В соответ-ствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ он представляет со-бой два основных коммерческих налога: налог наприбыль и налог на имущество. Особенностей,позволяющих выделить налогообложение УО илиТСЖ при УСН, на первый взгляд нет. Единствен-ное, что можно отметить, так это то, что согласноразъяснениям Минфина России денежные сред-ства, полученные управляющей организацией избюджета на проведение капитального ремонтамногоквартирного дома в рамках реализации Фе-дерального закона №185-ФЗ, не включаются в на-логовую базу по налогу, уплачиваемому в связи сприменением УСН [3].Остановимся на еще одной типичной ситуа-ции: зачастую управляющие организации на осно-вании договора управления многоквартирным до-мом принимают на свой расчетный счет платежиот населения за коммунальные услуги. Далее этисредства перечисляются управляющей организа-цией на счет ресурсоснабжающих организаций.В свою очередь, в договорах с ресурсоснабжаю-щими организациями предусматривается возна-граждение управляющим организациям за сборденежных средств с населения. Возникает вопрос:должны ли учитываться вагентскому договору или другому аналогичномудоговору, а также в счет возмещения затрат, про-изведенных комиссионером, агентом и (или) инымповеренным за комитента, принципала и (или)иного доверителя, если такие затраты не подле-жат включению в состав расходов комиссионера,агента и (или) иного поверенного в соответствии сусловиями заключенных договоров. К указаннымдоходам не относится комиссионное, агентскоеили иное аналогичное вознаграждение.В этой связи особое значение имеет письмоМинфина России от 4 мая 2009г. №03-11-06/2/77.Так, согласно разъяснениям, содержащимся в дан-ном письме, в случае, если предпринимательскаядеятельность налогоплательщика - управляющейорганизации исходя из договорных обязательствявляется посреднической деятельностью по за-купке, по поручению собственников помещений вМКД коммунальных услуг, то доходом указаннойорганизации будет являться комиссионное, агент-ское или иное аналогичное вознаграждение.Особым субъектом налогообложения в сфереЖКХ выступает - ТСЖ. Специфика налогообло-жения данного вида юридических лиц предопре-делена следующими обстоятельствами:1) ТСЖ - это всегда объединение граждан, непреследующее коммерческих целей;2) ТСЖ всегда выступает в роли посредникамежду собственниками помещений в многоквар-тирном жилом доме и третьими лицами (комму-нальными и иными организациями), не имеетсобственных экономических интересов и всегдавыступает в интересах своих членов;3) жилищно-коммунальные платежи и иныевзносы, поступающие от членов ТСЖ, не явля-ются доходами ТСЖ и как следствие не подлежатналогообложению НДС, налогом на прибыль илиединым налогом на упрощенной системе. Данныйвывод вытекает из смысла подп. 1 п. 2 ст. 251 НКРФ и ст. 324 НК РФ и согласуется с письмом ФНСРФ от 22.04.2011 №КЕ-4-3/6526 «О налогообло-жении товариществ собственников жилья».Вместе с тем учет других платежей от членовТСЖ в адрес ТСЖ в состав доходов будет зави-сеть исключительно от содержания договорныхотношений ТСЖ и его членов. В данном контек-сте возможны две ситуации.Так, в одном случае, предположим, что Уста-вом ТСЖ на последнее возложены обязанностипо обеспечению жилищно-коммунальных услуг иТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖили от имени и за счет членов ТСЖ заключает до-говоры с исполнителями (производителями) дан-ного рода услуг. Таким образом, при данной схемедоговорных отношений ТСЖ выступает в ролипосредника между своими членами и организа-циями, оказывающими жилищно-коммунальныеуслуги. В связи с этим на основании подп. 9 п. 1ст. 251 НК РФ доходом ТСЖ будет являться ис-ключительно агентское (комиссионное) или иноеподобное вознаграждение. Вместе с тем встре-чаются случаи, когда уставом ТСЖ на последнеевозложена обязанность по обеспечению надлежа-щего санитарного, противопожарного и техниче-ского состояния многоквартирного жилого дома,включая придомовую территорию; оказание услуги выполнение работ по содержанию и ремонту об-щего имущества многоквартирного жилого дома,включая предоставление коммунальных услуг. Втаком случае ТСЖ самостоятельно и от своегоимени заключает договоры с организациями, ока-зывающими данные виды услуг и (или) произво-дящими данные виды работ, то есть фактическиТСЖ не выступает в роли посредника между чле-нами ТСЖ и третьими лицами. Согласно ст. 249НК РФ денежные средства, поступающие от чле-нов ТСЖ за жилищно-коммунальные услуги, по-ступающие на счет организации, следует считатьвыручкой от реализации работ (услуг), а, следова-тельно, должны учитываться ТСЖ в составе его до-ходов при определении налоговой базы по налогу,уплачиваемому в связи с применением упрощен-ной системы налогообложения. При этом соглас-но все тем же разъяснениям ФНС РФ, если ТСЖприменяет упрощенную систему налогообложе-ния с объектом в виде доходов, уменьшенных навеличину расходов, то оно имеет возможность,для целей налогообложения, учитывать расходы,отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1ст. 252 НК РФ. В случае если сумма исчисленногов общем порядке налога меньше суммы исчислен-ного E TН4минимального налога, то ТСЖ обязано упла

Ключевые слова

налог, жилищно-коммунальное хозяйство, налогообложение, tax, housing and communal services, taxation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Елисеев Денис ВладимировичТомский государственный архитектурно-строительный университетэксперт лаборатории экономико-правовых исследованийв сфере жилищно-коммунального и финансового хозяйства территориальных образованийlab-gkh@yandex.ru; lab-gkh@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Письмо Минфина России от 30 апреля 2010 года №03-07-07/21.
Письмо Минфина России от 23 декабря 2009 года №03-07-15/169.
Письмо Минфина России от 07 мая 2010 года №03-11-06/2,73.
 <i>Налогообложение предприятий в сфережилищно-коммунального хозяйства: вопросыфинансово-правового регулирования</i> | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Налогообложение предприятий в сфережилищно-коммунального хозяйства: вопросыфинансово-правового регулирования | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия