Показатели финансовой структуры домашних хозяйств студентов финансово-учетных специальностей НИ ТГУ | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Показатели финансовой структуры домашних хозяйств студентов финансово-учетных специальностей НИ ТГУ

Представлены результаты третьего опроса студентов дневного отделения экономического факультета, заочного и вечернего отделения факультета банковского дела ТГУ. Были проанализированы типы домашних хозяйств, типы жилища, а также отдельные элементы финансовой структуры: среднедушевые доходы и эксплуатационные расходы. Рассмотрен опыт совершения финансовых операций студентами.

The household financial structure indicators of students of financial and accounting specialties of National research Tomsk state university.pdf В НИ ТГУ несколько лет проводятся исследования по направлению «Финансы домашних хозяйств», результаты которых обобщены в монографии [1], список работ составляет на данный момент более 60 работ, защищена кандидатская диссертация [2], читается спецкурс, выполняются курсовые и дипломные работы. Структура курса является одним из аспектов исследований [3], в настоящее время разрабатывается его четвертая версия. Вместе с этим мы развиваем практические аспекты направления «Финансы домашних хозяйств» - готовимся к осуществлению консалтинга, получен сертификат независимого финансового советника, разрабатываются конкретные методики финансового планирования и консультирования физических лиц по вопросам управления финансами своего домашнего хозяйства. В рамках курса «финансы домашних хозяйств», читаемого профессором А.А. Земцовым на экономическом факультете и факультете банковского дела ВШБ НИ ТГУ, ежегодно проводится опрос студентов старших курсов с целью изучения типов домохозяйств, жилища и элементов финансовой структуры [4]. В целом данный курс направлен на формирование у студентов учетно-финансовых специальностей специфической точки зрения на получаемые экономические знания -с точки зрения финансов своего домашнего хозяйства. Курс способствует повышению финансовой грамотности студентов, осознанному отношению к получаемым доходам, осуществляемым расходам и сбережениям, а проводимый опрос помогает каждому студенту проанализировать финансы собственного домохозяйства. В 2012 г. были опрошены студенты дневного отделения экономического факультета (ДО ЭФ), заочного и вечернего отделения факультета банковского дела (ЗО ФБД; ВО ФБД). Всего - 157 студентов: 71 - ДО ЭФ, 35 - ЗО ФБД, 51 - ВО ФБД по специальностям «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит». В рамках исследования студенты представили схему своего домашнего хозяйства с указанием основных элементов финансовой структуры (рис. 1, 2) (первая часть опроса), а также информацию о сумме и структуре эксплуатационных расходов на жилье (вторая часть). Для верификации данных были предъявлены оригиналы соответствующих квитанций. Правильность выполнения заданий проверялась в ходе зачета. Так как большинство студентов не ведут регулярного учета доходов и расходов, то полученные данные являются оценочными, точность которых вполне отвечает сути поставленных задач. Третьей частью опроса стали тестовые вопросы относительно финансовых планов и опыта совершения финансовых операций студентами, что в некоторой степени характеризует их финансовую грамотность и позволяет скорректировать материалы курса в соответствии с потребностями слушателей. Под домашним хозяйством мы понимаем отдельное физическое лицо или семью, обладающую имущественным комплексом, который включает жилище, имущество, финансовые активы, имеет более-менее регулярные источники доходов и расходов и находится в определенном месте (имеет адрес) [5]. Каждое домашнее хозяйство обладает финансовой структурой, элементы которой различаются по масштабам и по конкретному содержанию в конкретном домохозяйстве (рис. 1). Обязательства Финансовое администрирование -ДОХОДЫ Фонд домашнего хозяйства -РАСХОДЫ- Реальные активы (Инвестиции) Финансовые активы Рис. 1. Принципиальная схема финансовой структуры первичного домашнего хозяйства Отец - Мать - Ребенок —Д з/пл, 45+ Фонд отца —Д собст, 1+ 5 в СБ РФ, руб. Рис. 2. Конкретная схема полного домашнего хозяйства, тыс. руб. 77 кв.м В зависимости от количества членов, источников дохода и степени развитости фондов ден ж-ных средств выделяем следующие типы домашних хозяйств: 1. Первичное - отдельно проживающее физическое лицо, имеющее все элементы домашнего хозяйства. 2. Простое - союз мужчины и женщины, юридический или граовданский брак. Мужчина и женщина превращайся в мужа и жену, появляются разнообразные фонды денежных средств, возникают алиментные отношения. 3. Полное - это семья, состоящая из родителей и детей, появляется детский фонд. Алиментные отношения развиваются (рис. 2). 4. Полное плюс - это полное домашнее хозяйство, в котором проживают взрослые овершеннолетние дети. Дети могут иметь свои источники доходов. 5. Несимметричное, возникает в результате развода или смерти. При разводе, с одной стороны, остается неполное домохозяйство, состоящее из матери, ребенка и получаемых алиментов, а с другой - «первичное минус» домохозяйство, состоящее из мужчины-отца, у которого есть алиментные обязательства. Распределение студентов по типам домохо-зяйств представлено на рис. 3-6. несимметричное; 10% простое 7% ствнте +; (% простое 26 % Рис. 4. Распределение студентов ВО ФБД по типам домашних хозяйств, ед. несем-метреч нте 6% простое; 25% тричное 4% Рис. 5. Распределение студентов ЗО ФБД по типам жилья, ед. нзсиммзт Рис. 6. Распределение студентов учетно-финансовых специальностей по типам домашних хозяйств, ед. Рис. 3. Распределение студентов ДО ЭФ по типам домашних хозяйств, ед. 14 Таким образом, 42% студентов - это первичные домашние хозяйства (ДО ЭФ - 51%, ВО ФБД - 45%, ЗО ФБД - 14%), 26% проживают с родителями (42%, 16% и 9% соответственно), 15% имеют детей (0%, 14% и 48% соответственно), что хорошо сочетается со средним возрастом исследуемой группы (табл.1 ). Таблица 1 Средний возраст студентов по обследуемым группам группа студентов Возраст студентов Минимальный Максимальный Средний ДО ЭФ 20 22 21 ВО ФБД 20 40 24 ЗО ФБД 20 41 27 Все опро% енные студенты 2И 41 23 Тип жилья домашнего хозяйства влияет на финансовую структуру и особенно на эксплуатационные расходы, нштравляемые на его обслуживание. Были выделены 5 основных типов жилья: родительское (проживаш% вместе с родителями), общежитие, съемное жилье, собственное, служебное. с родителями; 42% съемное\ 21% общежитие; 17% Рис. 7. Распределение домашних хозяйств студентов ДО ЭФ по типам жилья Среди четверокурсников экономического факультета каждый мпятый имеет собственное отдельное жилье, другими словами, 4/5 не имеют собственного жилья (рис. 5). Среди студентов-вечерников факультета банковского дела ВШБ уже 45% имеют собственное жилье, против 55% не имеющих (рис.6). съемное; 31% Рис. 8. Распределение студентов ВО ФБД по типам жилья, ед. общежитие; 8% J служебное; 3% съемное; 9% Рис. 9. Распределение студентов ЗО ФБД потипамжилья,ед. с родителя м и; 9°%о общежитие; 9% На заочном отделении ФБД ВШБ уже 70% имеют собственное жилье против 30% (рис.7). служебное; 1% общежитие; 12% Рис. 10. Распределение студентов учетно-финансовых специальностей потипам жилья,ед. В общем, почти 40 % обследуемой группы имеют собственное жилье и 60% не имеют (рис. 10). В целом проблема обретения отдельного собственного жилья достаточно остра для старшекурсников, несколько лет получающих высшее образование. Анализ среднедушевых доходов (рис. 11-15) показал, что максимальный показатель относится к группе первичных домашних хозяйств (52 000 руб.). Средние показатели по группам свидетельствуют о том, что рождение ребенка и существование домашнего хозяйства в форме полного с детьми до 18 лет снижают среднедушевые доходы в домашнем хозяйстве. Наиболее низкие средние показатели характерны для полных домашних хозяйств -17 203 руб. и для несимметричных - 16 798 руб., гфотия 23 ЛОЗ луб. в пяляляшых и 22 690 руб. в домашних хозяйствах «полное +» (табл. 2). с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями с родителями 32 500 ] 31 667 =1 28 833 ] 28 033 27 500 27 333 25 667 25 333 25 000 Z1 24 000 23 333 ZZ1 21 667 ] 20 250 1 19 667 8 333 17 500 17 333 17 250 16 667 16 250 15 000 15 000 I 14 250 12 625 12 333 12 333 30 000 35 000 40 000 45 000 50 000 55 000 0 5 000 10 000 15 000 Рис. 11. Среднедушевые доходы вдомашниххозяйствах «полное +», руб. собствен собствен собствен собствен =127 00 ZZI27 00 27 00 26 000 25 000 25 000 4 200 000 20 000 20000 20 000 20 000 20 000 19 500 9 400 000 000 собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен Э 17 5 3 17 00 17 00 16 000 16 000 16 000 15 000 15 000 15 000 15 000 000 000 400 3 13 13 000 12 000 12 000 12 000 10 400 0 000 0 000 0 000 0 000 0 000 9 600 00 00 15 000 20 000 25 000 30 000 35 000 40 000 45 000 50 000 5 000 Рис. 12. Среднедушевые доходы в первичных домашних хозяйствах, руб. снима ю собствен собствен общежи собствен собствен собствен собствен собствен снима ю снима ю снимаю собствен родител собствен собствен собствен снимаю собствен собствен собствен снимаю собствен собствен снимаю общежи собствен 37 500 I 35 000 3 32 500 ] 32 500 Ш 31 500 J 31 000 31 000 J 29 000 1 29 000 =1 28 500 ] 26 500 =1 22 000 21 000 21 000 20 000 19 500 19 000 18 000 12 500 11 000 10 000 9 500 9 000 3 7 500 25 000 30 000 35 000 40 000 45 000 50 000 55 000 0 5 000 10 000 Рис. 13. Среднедушевые доходы в простых домашних хозяйствах, руб. собствен служе бное собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен снима ю собствен собствен собствен собствен собствен собствен собствен 20 000 19 833 19 333 ] 18 667 ] 18 667 18 667 12 000 11 667 11 667 11 667 10 000 10 000 9 900 8 000 0 5 000 10 000 15 000 20 000 25 000 30 000 35 000 40 000 45 000 50 000 55 000 Рис. 14. Среднедушевые доходы в полных домашних хозяйствах, руб. 22 250 20 000 667 I 17 500 16 000 14 500 000 10 800 9 500 8 500 с родителями с родителями со бстве н с родителями со бстве н с родителями собствен с родителями с родителями с родителями с родителями 0 5 000 10 000 15 000 20 000 25 000 30 000 35 000 40 000 45 000 50 000 55 000 Рис. 15. Среднедушевые доходы! в несимметричных домашних хозяйствах, руб. Таблица 2 Среднедушевые доходы в зависимости от типов домашних хозяйствах Типы домашних хозяйств Средний показатель по группе, руб. Полное + 22 690 Первичное 18 142 Простое 23 893 Полное 17 203 Несимметричное 16 798 Эксплуатационные расходы - это расходы, связанные с содержанием жилья: арендная плата, услуги ЖКХ (горячая, холодная вода, водо-отведение, электричество, содержание жилья и др.), телевидение, Интернет, стационарный телефон, охрана и др. По структуре коммунальных платежей родительское и собственное жилье не отличается, но на сумму расходов влияет размер квартиры. В родительском жилье площадь в большинстве случаев больше, чем в отдельном жилье студентов-старшекурсников. Собственное жилье предполагает, что студент проживает в квартире, за которую не нужно платить арендной платы, право на собственность, возможно, и не закреплено за студентом юридически. С точки зрения финансов домохозяйства принципиальным является уровень эксплуатационных расходов. Средний показатель эксплуатационных расходов в родительском жилье - 5 422 руб. в месяц, в собственном отдельном - 3 301 руб. в месяц (табл. 3). Проживание в общежитии характеризуется низким уровнем эксплуатационных расходов. Средний уровень платы за общежитие - 332 руб. в месяц (табл. 3). Наиболее распространенной практикой является оплата за проживание в общежитии в начале учебного года за год вперед. Эксплуатационные расходы за общежитие могут включать дополнительно плату за Интернет. Аренда жилья сопровождается высокими эксплуатационными расходами, вялоолюоимилряоо ную плату за жилье. Наиболее распространенной практикой распределения коммунальных платежей за съемное жилье является договоренность, в соответствии с которой арендатор оплачивает коммунальные платежи по счетчикам (горячая, холодная вода, водоотведение, электричество), а также Интернет и телефон, если ими пользуется, а арендодатель берет на себя платежи, связанные с содержанием жилья (услуги управляющей компании и др.). Но возможны и другие варианты. Таблица 3 Средний размер ежемесячных эксплуатационных расходов в зависимости от типов жилья Тип жилья Средний показатель по группе, руб. С родителями 5 422 Общежитие 332 Съемное 9 112 Собственное 3 301 Все типы жилья 4 776 Данные по эксплуатационным расходам в домашних хозяйствах различного типа представле-нли^а рил. 1 Л— 1Л. полное + полное + полное + полное + полное + полное + несимметр полное + полное + полное + полное + полное + первичное полное + полное + несимметр несимметр несимметр полное + несимметр полное + полное + полное + полное + полное + полное + полное + полное + несимметр полное + полное + полное + полное + простое полное + полное + полное + несимметр полное + 15 000 15 000 12 000 11 00 0 7 4 7 3 50 80 6 292 6 233 6 150 6 034 6 000 6 000 5 800 500 =1 5 5 000 5 000 ] 4 943 14 900 4 800 4 738 1 4 663 4 650 4 544 4 507 4 390 4 210 4 000 3 900 3 851 5 804 606 0 I 3 I 3 17 3 000 3 000 2 736 2 500 2 300 2 200 1 200 10 000 2 000 4 000 6 000 8 000 16 000 0 12 000 14 000 18 Рис. 16. Эксплуатационные расходы при проживании с родителями, руб. первичное0 простое' первичное первичное первичное первичное первичное _ первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное _ первичное первичное 0 500 1 000 1 500 2 000 Рис. 17. Эксплуатационные расходы при проживании в общежитии, руб. полное полное простое полное простое простое полное простое полное простое первичное несимметр первичное полное первичное полное полное простое первичное простое полное простое полное первичное полное полное полное первичное полное полное первичное полное полное простое первичное первичное полное первичное первичное простое простое первичное полное полное несимметр первичное простое несимметр первичное первичное простое первичное простое полное простое первичное первичное простое первичное первичное полное 6 760 6 000 0 5 20 5 000 5 000 5 000 4 800 4 700 =14 570 =14 500 4 442 4 348 4 055 4 034 4 025 4 000 4 000 3 930 3 911 3 910 3 850 3 808 800 505 500 00 □ 3 □ 3 3 4 3 2 3 17 79 3 123 3 100 1 3 018 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 2 913 2 912 2 900 2 720 2 712 2 692 2 613 2 600 2 500 2 500 2 177 2 160 2 084 2 015 1 950 700 626 500 500 20 1 1 1 1 1 4 1 27 1 15 6 000 0 2 000 4 000 8 000 Рис. 18. Эксплуатационные расходы при проживании в собственном жилье, руб. 15 15 2 15 00 14 350 14 200 12 д00 .................... 12 000 1 650 500 1 11 10 500 10 250 10 000 10 000 10 000 8 000 671 50 ..................................1ШШШ1Ш1Ш 7 7 4 6 500 6 500 6 000 30 30 20 0 5 20 5 000 5 000 I 1 6д0 4 750 0 2 000 4 000 6 000 8 000 Рис. 19. Эксплуатационные расходы при проживании в съемном жилье, руб. первичное первичное первичное первичное первичное простое простое первичное первичное простое полное простое первичное простое простое простое первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное первичное Одной из задач курса «Финансы домашних хозяйств» является повышение финансовой грамотности студентов, которая должна закладываться в период обучения ребенка в школе, а также на уровне финансового воспитания. Мы рассматриваем финансовую грамотность в широком понимании, которая представляет собой не только умение обращаться с финансовыми инструментами, но и подразумевает умение распоряжаться своими финансами, реально оценивать свои финансовые возможности, соотносить получаемые доходы с желаемым уровнем потребления. Базой финансовой грамотности студентов является финансовое воспитание внутри семьи. Навыки ведения домашней бухгалтерии, открытое обсуждение семейного финансового положения, совместное принятие решений о крупных покупках, вложениях средств всеми членами семьи в значительной мере влияют на умение молодого человека распоряжаться своими денежными средствами, когда он создает собственное домашнее хозяйство. Имеющиеся в литературе исследования финансовой грамотности населения включают социологические опросы. Используя материалы Национального агентства финансовых исследований [6], студентам были заданы вопросы относительно опыта свершения финансовых операций. Исследование показало, что 87% опрошенных не ведут регулярного учета доходов и расходов, и лишь 1% студентов пользуется специальным программным обеспечением для ведения домашней бухгалтерии (табл. 4). Опыт потребительского кредитования имеется у 33% опрошенных, этот показатель выше в группе студентов заочной формы обучения ФБД (60%), что вполне закономерно соотносится со средним возрастом студентов (табл. 1). Наличие сбережений среди опрашиваемых студентов разделилось почти поровну: 44 % сбережений не имеют, 56% имеют собственные сбережения или могут рассчитывать на сбережения родителей (табл.4). 20 Таблица 4 Распределение ответов студентов на вопросы относительно финансового опыта Варианты ответа Доля респондентов по группам студентов, % ДО ЭФ ВО ФБД ЗО ФБД Все 1. Ведете ли вы учет доходов и расходов? Нет 29 22 34 28 Да, иногда, нерегулярно 57 59 63 59 Да, систематически с использованием самостоятельно составленных таблиц (в бумажном или электронном виде) 13 14 3 11 Да, с использованием специального программного обеспечения 0 4 0 1 2. Пользовались ли Вы кредитами (возможно, сейчас имеете кредитные обязательства)? Нет 87 51 40 65 Да 10 47 60 33 3. Есть у вас сбережения? Нет 37 43 60 44 Да, собственные 39 39 37 40 Да, могу рассчитывать на накопления родителей 20 18 3 16 Таким образом, ежегодное обследование домашних хозяйств студентов обладает двойной значимостью. С одной стороны, является неотъемлемой частью курса и проверяет степень усвоения материала студентами. Выполнение заданий обращает внимание на вопросы управления финансами своего домашнего хозяйства, помогает сопоставить доходы и расходы, оценить уровень эксплуатационных расходов, возможно, увидеть источники экономии средств. С другой стороны, проводимое исследование и анализ собираемой информации помогают корректировать структуру курса, выработать базовые темы для освоения финансов домашних хозяйств и выявить интересные и актуальные вопросы для конкретной аудитории слушателей.

Ключевые слова

финансы домашних хозяйств, типы домашних хозяйств, финансовая структура домашних хозяйств, household finance, types of households, financial structure of household

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земцов Анатолий АнатольевичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и учетаfbd@bk.ru
Осипова Татьяна ЮрьевнаТомский государственный университетстарший преподаватель отделение банковского дела Высшей школы бизнесаtanyablink@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Финансы домохозяйства: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во Том. унта, 2012. - 334 с.
Осипова Т.Ю. Финансовое планирование в домашних хозяйствах : Дис. канд. экон. наук. -Томск, 20126. - 204 с.
Земцов А.А. Содержание и структура дисциплины «Финансы домохозяйства». Версия 3 // Проблемы учета и финансов. - 2012. - № 1. - С. 3-16.
Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Результаты опроса студентов финансово-учетных специальностей Томского государственного университета в рамках курса «Финансы домашних хозяйств» // Проблемы учета и финансов. - 2011. - №2. - С. 54-59.
Земцов А.А. Финансы домохозяйств: Материалы к лекциям. Часть 1. - Томск: ФБД, 2008. - 54 с.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) [Электронный ресурс] - URL: http://nacfin.ru/.
 Показатели финансовой структуры домашних хозяйств студентов финансово-учетных специальностей НИ ТГУ | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Показатели финансовой структуры домашних хозяйств студентов финансово-учетных специальностей НИ ТГУ | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Полнотекстовая версия