Тарифообразование как метод ценового регулирования | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Тарифообразование как метод ценового регулирования

Рассмотрены концептуальные основы тари-фообразования как одного из методов регулирования рыночной экономики с целью соблюдения баланса интересов производителей и потребителей услуг, когда рыночные механизмы не позволяют достичь желаемых параметров.

Tariffs formation as a method of regulation of the price.pdf Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, в зависимости от качества и количества груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление. Рыночная экономика предполагает свободное ценообразование на основании экономических законов спроса и предложения. Однако государство оставляет за собой право государственного регулирования тех отраслей экономики, где свободное ценообразование на реализуемые в них товары или оказываемые услуги по тем или иным причинам невозможно. Прежде всего, это услуги субъектов естественных монополий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1]. 56 Таким образом, во-первых, естественная монополия - это состояние товарного рынка, работа которого эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. Во-вторых, товары (или услуги), производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены другими товарами (или услугами). В связи с этим у субъектов естественной монополии, производящих определенные товары или услуги, возникает возможность злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, в том числе и в вопросе цен. государство не может допустить монополизации цен, и поэтому тарифы на такие виды деятельности субъектов естественной монополии подлежат государственному регулированию. К примеру, субъектами естественной монополии являются организации, осуществляющие передачу тепловой и электрической энергии. Их отнесение к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено. Тепловые и электрические сети прокладываются в населенном пункте согласно плану генеральной застройки, и договор на оказание услуг по передаче тепловой или электрической энергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией, к которой у потребителя имеется технологическое присоединение, поэтому выбора, соответственно, фактически никакого. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу энергии до потребителя, возникает монополия на данном рынке, но только в силу технологического расположения сетей. Поэтому такая монополия является естественной. государственное регулирование тарифов и цен - один из методов воздействия со стороны государства на те отношения, где услуги субъектов в той или иной степени являются монопольными и где выбор потребителя услуг определенным образом ограничен кругом субъектов. Государственное регулирование тарифов и цен в настоящее время осуществляется в отношении производящих и продающих электрическую и тепловую энергию субъектов, услуг субъектов естественных монополий (услуг связи, передачи тепловой и электрической энергии, железнодорожных перевозок, транспортировки нефти и нефтепродуктов), коммунальных услуг - водоснабжения и водоотведе-ния и других, строго определенных государством видов деятельности. В общем виде государственное регулирование цен можно определить как вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью контроля за ростом цен и перераспределением прибыли между различными предпринимателями. Прежде всего, законодатель ставит перед регулирующими органами цель защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен. Понятие монопольно высокой цены дается в ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», где указано, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (доминирующим (по общему правилу) является положение субъекта на рынке, если его доля на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»), если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами [2]. Следующей целью государственного регулирования является создание механизма согласования интересов производителей и потребителей. К сожалению, приходится отметить, что до сих пор данная цель остается декларативной. Действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов не предусмотрен механизм согласования интересов производителей и потребителей. Дело в том, что потребители не принимают никакого участия в установлении тарифов. Все полномочия по определению уровня тарифа взяло на себя государство в лице определенных государственных органов, органов субъектов РФ. Соотношение понятий тариф и цена может быть выражено следующим образом: тариф устанавливается за единицу поставляемого ресурса. Уомноженный на количество единиц потребленного товара (или услуги) образует их цену, т.е. итоговую величину, выраженную в рублях, которую оплачивает потребитель. Государственное регулирование тарифов -один из методов правового регулирования, целью которого является упорядочение отношений по ценообразованию в какой-либо сфере. Экономические основы государственного регулирования тарифов - это основные принципы, определяющие подход к государственному регулированию с экономической точки зрения. Прежде всего, это экономическая обоснованность тарифа и, соответственно, экономические принципы его формирования на основе документально подтвержденных затрат. Общий принцип ценового регулирования, выражающийся в требованиях в отношении органов государственного регулирования при установлении тарифов учитывать затраты организаций, в том числе и на обеспечение оборотных средств. Основной принцип по формированию затратной части тарифов при установлении тарифов — это необходимая валовая выручка (НВВ) организации. В НВВ организации включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: 1) на топливо; 2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); 3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; 4) на сырье и материалы; 5) на ремонт основных средств; 6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: 1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; 2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов; 3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; 4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Также в необходимую валовую выручку регулируемой организации включается сумма налога на прибыль организаций. К основному принципу государственного регулирования тарифов относятся принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей. Баланс экономических интересов поставщиков и потребителей - это основная цель государственного регулирования тарифов. При осуществлении государственного регулирования тарифов необходимо обеспечить, с одной стороны, интересы производителей, транспортировщиков и поставщиков, которым необходимы средства, например, для обеспечения технологического процесса, закупки топлива, производства ремонтных работ, содержания инфраструктуры предприятия, выплаты заработной платы работникам и оплаты налоговых платежей в различные уровни бюджетов, обеспечение развития предприятия, и, с другой стороны, интересы потребителей (населения, бюджетных учреждений, крупного, среднего и малого бизнеса, промышленных производителей и сельхозпроизводителей), которые мало заинтересованы в росте тарифов. Данная цель трудно достижима, так как при установлении тарифов необходимо принимать во внимание множество факторов: предельные уровни тарифов, определенные ФСТ России, необходимость сокращения затрат регулируемых организаций, и в то же время обеспечения доступности для потребителей, а также необходимость обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство. Вторым важным принципом государственного регулирования тарифов является принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов. Экономическая обоснованность затрат регулируемой организации подтверждается документами и расчетными формами в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России в зависимости от вида тарифа. Затратная часть себестоимости тарифа формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст. 252 НК РФ) [3]. 58 Третьим принципом государственного регулирования тарифов является принцип обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, устанавливаемыми Правительством РФ и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов власти. Доступность для потребителей информации об утверждении тарифов достаточно важна. Решение об установлении тарифов принимает регулирующий орган, но оно часто касается целого региона, многих потребителей, поэтому они как никто другой заинтересованы в получении достоверной информации о процессе установления тарифов и его результате. Так, в соответствии с п. 19 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым. Кроме того, деятельность регулирующих органов также является прозрачной для потребителей и регулируемых организаций. Если конкретных стандартов раскрытия информации по установлению тарифов Правительством РФ не разработано, то правила раскрытия информации органами государственной власти утверждены Правительством РФ. Информация о деятельности органов исполнительной власти раскрывается не только в средствах массовой информации, но и через сеть Интернет путем размещения на сайтах органов власти. Так, постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». Утвержден перечень информации, обязательный для раскрытия федеральными органами исполнительной власти, в том числе ФСТ России. Среди информации, подлежащей обязательному раскрытию федеральными органами исполнительной власти, в том числе и ФСТ России, - нормативные правовые и иные акты Правительства РФ, [4]: а) о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства РФ; б) о признании утратившими силу нормативных правовых. Акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др.) федерального органа исполнительной власти, в т.ч.: а) о внесении изменений и дополнений в акты федерального органа исполнительной власти; б) о признании утратившими силу актов федерального органа исполнительной власти. Кроме того, раскрытию подлежит информация о решениях судов о признании недействующими актов федерального органа исполнительной власти.

Ключевые слова

цена, тариф, тарифообразование, естественные монополии, государство, price, tariff, Tariffs formation, natural monopolies, state

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сорокин Максим АлександровичТомский государственный университетдоцент кафедры финансов и учета_finans_@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Петрусева Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». - Система Гарант, 2011.
 Тарифообразование как метод ценового регулирования | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Тарифообразование как метод ценового регулирования | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Полнотекстовая версия