Финансы - общественный институт | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Финансы - общественный институт

Предлагается понимание финансов как самостоятельного социального института со своими функциями в обществе. Автор считает, что финансы наряду с правом и государством являются социальным регулятором финансового поведения членов общества. Он выделяет способы обеспечения баланса финансовых интересов в обществе.

Finance - social institution.pdf Известно, что финансы в условиях командно-плановой экономики являются орудием в руках государства по управлению общественными процессами. С помощью финансов государство распределяет и перераспределяет финансовые ресурсы, а также контролирует все значимые общественно-экономические процессы. Соответственно, финансы в данной системе общественных отношений немыслимы без государства. Неслучайно, контрольная функция финансов в таком случае находится в особом почете. Финансы в современном мире - это уже не производное от государства. В нашем представлении, в системе общественных институтов финансы занимают самостоятельное место. Можно сказать, что государство и финансы в силу стремительного развития последних в течение нескольких столетий стали однопорядковыми явлениями. Финансы приобрели всеобъемлющий характер. Развитие практически любого института общества зависит от финансов и финансового подкрепления. Поэтому сегодня государство - не государство, если оно без финансов или, можно сказать, без финансового суверенитета. В условиях глобализации и смешанной экономики финансы находятся вне границ государственного господства. Государство не контролирует в полной мере финансы. В этом понимании финансы близки с такими экономическими категориями, как кредит, цена, инфляция. Всемерная «подконтрольность» финансов государству вредна, так как они теряют свою гибкость и динамичность. Поэтому финансам в современном мире больше присуща характеристика «общественные», чем «государственные». Финансы - самостоятельный институт общества, как и семья, религия, культура. Финансы ныне — это вопрос выживания общества. Финансы — это один из регуляторов общества, определяющий поведение его членов. Финансовые идеалы прочно вошли в систему общественных отношений, что в состоянии трансформировать основы человеческого сосуществования. Личное обогащение - причина и прогресса и нравственного упадка современной цивилизации. 76 По нашему мнению, финансы и право - одно-порядковые социальные регуляторы. Финансы воздействуют на финансовые интересы в обществе и финансовое поведение всех членов общества. Стоит задуматься над тем, что многие члены общества совершают правонарушения и оплачивают денежные штрафы, но не отказываются от совершения правонарушения. Это происходит потому, что выгоднее с точки зрения финансовых интересов нарушать закон, чем его соблюдать. Мотивы финансового поведения довлеют над правовыми императивами. Финансы - это единственная система распределения финансовых ресурсов внутри общества. Распределение финансовых ресурсов идет между отраслями национального хозяйства, между территориями в стране, между настоящим и будущим, между городом и селом. За всем этим идет распределение ресурсов между вполне конкретными членами конкретного общества. Человек для обеспечения личного благополучия нуждается в деньгах. Эта потребность лежит в основе финансового поведения каждого члена общества. Вместе с тем общий объем финансовых ресурсов общества ограничен. В этом заложен основной финансовый конфликт в обществе. Какая-то система должна регулировать эти процессы и снимать напряженность этого конфликта. Эта система должна иметь механизмы саморегулирования. В системе идет постоянное взаимодействие финансово сильных и финансово слабых субъектов. Механизм саморегулирования построен на самоограничении финансово сильных субъектов. Воля к жизни и степень активности финансово слабых субъектов - тоже составная часть этого механизма. Баланс финансовых интересов в обществе достигается при помощи следующих способов: - изъятия (внесения) финансовых ресурсов в общественные фонды; - предоставления финансовых ресурсов из общественных фондов; - запрета на изъятие финансовых ресурсов в общественные фонды (льготы, преференции); - приобретения на средства общественных фондов материальных ценностей и их безвозмездное предоставление; - принуждения к неэквивалентному обмену финансовых ресурсов на материальные ценности. Распределение идет в принудительном и добровольном порядке. Принудительное распределение идет через систему государственных налогов и сборов. Также оно идет при помощи государственного регулирования цен (тарифов). Там, где государство за счет одних и против их воли поддерживает других, присутствует распределение. Добровольное распределение идет через банковскую систему, страхование и благотворительность. Основная функция финансов как социального института заключается в гармонизации финансовых интересов в обществе. В современном обществе нет ни одного человека, не втянутого в финансовые отношения. Финансовые интересы в обществе можно считать сбалансированными до тех пор, пока большинство членов общества не выражают протест против финансовой системы во внеправовой плоскости. Гармонизация финансовых интересов в обществе проявляется в обеспечении сбалансированности объемов финансовых вливаний в функционирование тех или иных институтов, механизмов и «привычек» общества. Образно выражаясь, современное общество одинаково нуждается и в образовании, и в футболе. Кроме того, финансы удовлетворяют потребности общества в финансовой безопасности и финансовом порядке. Финансы - внутренняя и внешняя финансовая безопасность в обществе. Разрыв доходов между богатыми и бедными не должен быть запредельным - иначе общество разрушится. Финансы способны существовать и без государства. На это указывает наличие альтернативных систем перераспределения финансовых ресурсов. Одни создаются самим государством, а другие, напротив, появляются вне воли государства. К первым следует отнести банковское кредитование, страхование, благотворительность, некоммерческие организации. Ко вторым - финансовые инструменты транснациональных корпораций. К ним же денежные фонды, функционирующие вне правового пространства, именуемые в народе «черные кассы». Если государственная перераспределительная система дает сбои и перестает быть эффективной, то в недрах общества вырабатываются самодостаточные системы финансово-теневого характера. Согласимся с тем, что «финансы, как совокупность деятельностей, состоят из двух параллельных (иногда объединенных) частей - обычных и теневых...» [1]. Коррупция на бытовом уровне - одна из таких систем, объективно балансирующих финансовые интересы в обществе: «Одни вынуждены и могут дать, а другие вынуждены и могут брать». В основе появления внеправовых систем перераспределения финансовых ресурсов в обществе всегда лежит проблема утраты доверия к государственным финансовым институтам, а, в конечном счете, проблема обеспечения справедливости в этом обществе. Интересно взаимодействие финансов, государства и права как однопорядковых явлений общества. Государство не может в приказном порядке определять финансовое поведение граждан и, соответственно, движение финансов. «Приказ» влечет сопротивление. Государство способно создавать условия для формирования финансовых мотивов и идеалов. Оно способно поощрять то или иное финансовое поведение финансово сильных и финансово слабых субъектов. Каковы пределы вмешательства государства в частные финансы при организации общественных финансов? Здесь мы наблюдаем столкновение финансовой свободы и финансовой несвободы. Финансовая свобода содержит в себе серьезные риски для финансовой безопасности общества. Финансовая несвобода убивает на корню стимулы к работе по отстаиванию личных финансовых интересов и, соответственно, к развитию национальных финансов, а значит, к укреплению финансовой безопасности общества. Право регулирует финансы. Правовые идеалы придают финансовым механизмам стабильность, большую точность и морально-нравственную силу. Между тем финансы тоже регулируют право. Финансовое регулирование правовых отношений обусловлено первичностью собственности по отношению к праву собственности. Это с положительной стороны. С отрицательной стороны «власть закона» может находиться в подчинении «власти денег», что может проявляться в виде купли-продажи государственных должностей, денежного влияния на исход суда и т. п. Часто «власть закона» сама по себе по отношению к финансам не имеет осмысленных ориентиров воздействия. В результате хозяйствующие субъекты уходят в теневой сектор экономики. Порой отсутствует логика. Стоит подумать над тем, что «миллионный» бюджет какого-нибудь сельского поселения подпадает под бюджетно-правовое воздействие, а «миллиардные» денежные фонды государственных корпораций не должны подпадать. Известно, что финансы и деньги взаимосвязаны. Деньги - форма существования финансов. Деньги нужны для удовлетворения общественных и личных потребностей. Но эти же потребности могут быть удовлетворены и иными материями. Финансы могут обойтись без денежных одеяний. Так и происходит, когда деньги обесцениваются и перестают быть эквивалентом. Финансы в этих условиях не перестают «перераспределять», просто меняется форма. Задача финансов: изъятие лишних финансовых ресурсов и поставка финансовых ресурсов туда, где в этом нуждаются. Финансовый механизм можно считать настроенным и нормально функционирующим, если наиболее важные для общества потребности в деньгах удовлетворены. В настоящее время идет конкуренция между обществами за качество финансовых механизмов. Мы наблюдаем процессы экспорта национальных финансовых знаний. Финансы, безусловно, продукт эволюции конкретного общества. Слабая национальная финансовая система - это зона интервенции более сильной финансовой системы. Таким образом, финансы - это общественный институт, социальный регулятор, наряду с государством и правом обеспечивающий порядок в обществе.

Ключевые слова

финансы, государство, право, finance, state, right

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цыренжапов Чингис ДымбрыловичТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат юридических наук, руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере жилищно-коммунального и финансового хозяйства территориальных образованийlab-gkh@yandex.ru.; lab-gkh@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Финансы - общественный институт | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Финансы - общественный институт | ПУФ. 2012. № 4 (8).

Полнотекстовая версия