Возникновение галицкой епархии в XII в.
В данной работе на основе письменных и археологических данных рассматривается вопрос о времени и обстоятельствах возникновения Галицкой епископии в XII в. Галицкая епархия возникла в середине XII ст., когда Галич стал центром обширных владений в Карпато-Днестровских землях. Однако историки до сих пор не сошлись во мнениях, когда именно и при каком галицком князе это произошло. Вместе с тем есть серьезные основания отнести это ко времени галицкого княжения Владимира Володаревича (1141-1153 гг). В его правление в городе был заложен кафедральный собор. При этом епархия в Галич была переведена из Перемышля, который прежде сам являлся важнейшим городом в Прикарпатье. И, вероятно, первый галицкий епископ был бывшим перемышльским архиереем.
The Origin of the Galician Diocese in the 12 th C..pdf Населенные хорватами1 Карпато-Днестровские земли были крещены в конце X в. киевским князем Владимиром Святославовичем. Для управления юго-западной окраиной восточнославянского мира князь основал в соседней волынской земле новый центр -Владимир, где учредил епископию2. И, как минимум, около ста лет хорватские Карпато-Днестровские земли подчинялись Владимиро-Волынской епархии. Только в середине XII в. появляются надежные сведения о существовании местной епископии, находившейся в городе Галиче. Галицкая епархия возникла в середине XII в., когда в городе утвердилась своя княжеская династия и он стал центром обширных владений. Однако историки до сих пор не пришли к единому мнению, в какие именно годы этот город обзавелся собственной епи-скопией. По мнению Я.Н. Щапова и И.Я. Скочиляса, она возникла в 1141-1144 гг.3 (в княжение Владимира Володаревича), а согласно А. Поппэ - к 1156 г.4 (уже во времена его сына Ярослава Осмомы-сла). Е.Е. Голубинский допускал возможность обоих вариантов5. Сторонники первой точки зрения Я.Н. Щапов и И. Я.Скочиляс полагают, что епископию в Галиче могли учредить по воле митрополита Михаила и князя Всеволода Ольговича6 (с последним галицкий князь Владимир Володаревич не воевал до 1144 г., а по 1142 г. даже помогал ему в походах на Польшу). А. Поппэ, наоборот, полагает, что епископию учредил уже митрополит Константин, прибывший из Византии в Киев в 1156 г., а первый вариант считает менее вероятным, указывая на неоднозначные отношения между Всеволодом и Михаилом7. При этом все ученые не допускают возможности создания Галицкой епархии в промежуточный период, с середины 1140-х до середины 1150-х гг., поскольку галицкие князья были союзниками суздальского князя Юрия Долгорукого, конфликтовавшего с тогдашним митрополитом Климентом Смолятичем. Обе эти гипотезы, однако, опираются на умозаключения исследователей, а не на показания источников. Тем более что учреждение епископии на Руси не считалось признаком некой вольности, а лишь соответствовало статусу крупного города. Более того, во время крещения Руси епископии учреждали как раз для подчинения русских земель Киеву, ибо местные епископы находились в непосредственном подчинении киевскому митрополиту. И в эпоху удельной раздробленности, полной междоусобных войн, никогда не шла речь о закрытии епископии в захваченном городе. Так что у великого князя Киевского и киевского митрополита не было основания отказывать Галичу в учреждении епископии при любом отношении друг к другу и к галицкому князю. В то же время в новейшей работе И. Скочиляса, в 2009-2010 гг8. посвятившего возникновению Галицкой епископии специальное исследование, приведены серьезные доводы в пользу возникновения епархии при Владимире Володаревиче. Так, ученый указал на тот факт, что галицкий кафедральный собор был заложен еще в первой половине XIII в. 9 На данный момент его работы являются самыми обстоятельными исследованиями по истории церкви в Прикарпатье в средневековье, а также по проблематике возникновения Галицкой епархии в XII в. Примерно в это же время, в 2010 г., мы также приводили археологические и летописные данные в пользу возникновения еписко-пии при Владимире Володаревиче10. Из письменных источников прямо следует, что Галицкая епархия была основана после Смоленской (1136 г.), но до 1156 г. Известно, что в византийском списке русских епархий 1160-х гг. Галицкая епи-скопия стоит на 11-м месте, после Смоленской, а согласно сообщению древнерусского летописания, дошедшего до нас в Московском своде 1479 г., в 1156 г. туда был поставлен епископ Косма11. (Этому сообщению есть основания доверять - как указал И. Я. Скочиляс, епископ Косма под 1165 г. назван в составе посольства в Византию, а кроме того существует сфрагистический аутентичный материал с именем и должностью этого галицкого архиерея)12. Это известие приводит и В.Н. Татищев, поясняя, что прежде епископия была в Пе-ремышле13 Данное дополнение представляется весьма интересным. В самом деле, не исключено, что еще до учреждения Галицкой епископии Галич подчинялся уже не Владимирской епархии, а существовала своя прикарпатская епископия в Перемышле. Историки справедливо отмечают, что на рубеже XI-XII вв. Перемышль был самым значимым городом в Карпато-Днестровских землях14, в нем, видимо, даже существовало тогда собственное летописание15. Я.Н. Щапов почему-то указал, что Перемышльская епископия упомянута в хронике Я. Длугоша под 1104 г.16, хотя на самом деле там идет речь о папском легате Гальоне, епископе Бове, а также о польских католических епископах17. Но интересно, что именно в Перемышле впервые на территории будущей Галичины, еще в 1120-х гг., при отце Владимира Володаревича Володаре Ростиславовиче строится каменный храм, в котором этот князь и был похоронен18. Косвенным свидетельством того, что в Прикарпатье тогда могла уже быть своя епархия, являются археологические материалы по окрестным хорватским святилищам. Известно, что они так или иначе продолжали функционировать до Батыева нашествия. Однако как раз с XII в. в их жизни наступил резкий перелом - там перестали постоянно обитать люди, исчезли следы жертвоприношений, сохранилась лишь традиция разводить костры, возле которых археологи находили черепки посуды и конские кости19. Но не ясно, связаны ли были эти костры со следами языческих культов или просто служили пиршественными или сигнальными, нагорными огнями, приносили ли коней в жертву или просто ели на пирах, подобных новгородским и псковским братчинам. Последние известны даже по Псковской Судной грамоте как регулярные общегородские пиры, на которых можно было при случае учинить общественный суд20. При этом, как показывают летописные данные о полоцкой братчине, такие городские пиры еще в домонгольское время вполне уживались с официальными церковными праздниками, например, полочане таким образом отмечали День св. Петра21. Однако в любом случае данные святилища претерпели достаточно резкие и значительные изменения, и, похоже, что край подвергся усиленному церковному влиянию. А поскольку эти земли тогда уже фактически не зависели от Волыни, вероятнее всего, это было следствием появления в этих местах собственной епархии. Поэтому замечание В.Н. Татищева заслуживает особого интереса, но из него вовсе не следует, что до Космы в Галиче епископов не было. Его можно понимать и так, что прежде, не так давно, епархия размещалась в Перемышле, но это могло быть и несколько лет назад. Тем более что, по справедливому замечанию Я.Н. Щапова, Галицкая епархия была, вероятнее всего, не выделена из Перемышльской, а перенесена оттуда. Об этом говорит отсутствие упоминания Перемышльской епископии в вышеуказанном византийском списке русских епархий22. Соответственно, Косма мог быть первым епископом, присланным в Галич из Киева. Но до этого галицким епископом мог быть, к примеру, и последний перемышльский архиерей, как предполагает И.Я. Скочиляс23. Ученый назвал даже имя этого человека. По его мнению, это был Алексий, указанный первым, перед Космой, в позднем латиноязычном списке галицких архиереев, дошедшим до нас в рукописи XVIII в.24 Однако ни одного имени из него, кроме Космы, в других источниках не встречается. Зато в списке пропущено имя епископа Арсения, занимавшего кафедру в 1230-1240-х гг25. Сам И. Я. Скочиляс объясняет это, вслед за И. Петрушевичем, тем, что у этого епископа были враждебные отношения с Даниилом Галицким26. Но в любом случае этот список требует дополнительной проверки, и его данным следует доверять лишь при сверке с другими источниками. Другое дело, что мысль исследователя, что до присланного из Киева Космы Галицкую епархию мог возглавлять бывший перемышль-ский архиерей, нам кажется справедливой. В этом контексте, по предположению ученого, вероятно, и следует понимать приведенное В.Н. Татищевым указание на то, что прежде епископия была в Перемышле, так как до Комсы никого в Галич из Киева не присылали, а его возможный предшественник автоматически перешел из Перемышля при переносе епархии в Галич27. Вместе с тем существуют определенные основания отнести возникновение епархии ко временам галицкого князя Владимира Володаревича. В сохранившемся в составе Ипатьевской летописи галицком летописном некрологе его сыну Ярославу Осмомыслу монах-летописец с восторгом пишет о любви того к церкви и монахам, но при этом не сообщает ни о каком его участии в ее развитии28. При этом в известии В.Н. Татищева, явно основанном на том же галицком протографе, упоминается, что Ярослав Галицкий «научен был языкам, многие книги читал, в церковном обряде многое исправлял и, клирос устрояя и наставляя, зловерия искоренял, а мудрости и правой вере наставлял и учить понуждал. Монахов же и их доходы к научению детей определил»29. Но все эти заслуги князя касались уже существовавшей местной церковной организации. Если бы с Ярославом связывалось учреждение местной епархии, то об этом бы в данном контексте, безусловно, было бы сказано. Важно и то обстоятельство, что кафедральный Успенский собор в Галиче был, по данным археологических исследований, заложен на рубеже 1140-1150-х гг., то есть еще при отце Ярослава Осмомысла Владимире Володаревиче30. К привлеченному И.Я. Скочилясом обширному списку литературы31 следует, на наш взгляд, добавить работу О.М. Иоаннисяна32, где тот на основе материалов собственных археологических изысканий дает этой датировке наиболее серьезное обоснование. Таким образом, нам кажется наиболее обоснованной точка зрения И.Я. Скочиляса и других авторов о возникновении Галицкой епархии при Владимире Володаревиче. Во время правления этого князя Галич стал центром крупных владений, охватывавших все исконные прикарпатские хорватские земли. В эти же годы (с начала 1140-х гг.) положено начало галиц-кому летописанию33, а летописные записи велись только в крупных и значимых древнерусских центрах и, как правило, при епископии. Современники отмечали ключевую роль этого князя в становлении Галичины. В составленном после его смерти «Слове о полку Игоре-ве» его сын Ярослав занимает видное место среди самых сильных древнерусских князей. Но, как известно, символом его могущества назван (причем дважды) отцовский золотой трон, т. е. трон Владимира Володаревича34 При этом никто из князей такой характеристики в «Слове» не удостоился. Очевидно, что Ярослав получил от отца в наследство не только значимое и обширное княжение, но и местную епископию. Сам же Владимир, возможно, перевел епархию в Галич из отчего Перемышля. После того как в 1141 г. он переехал из Перемышля в Галич, последний приобрел столичный статус. Соответственно, и духовный центр Прикарпатья тоже в скором времени официально был перемещен туда. Но не ясно, когда возникла Галицкая епархия - возможно, тогда же, в самом начале 1140-х гг., когда появляются следы галицкого летописания. Но не исключено, что это произошло после середины этого десятилетия, когда Владимир Галицкий захватил Звенигород и Галичина охватила все исторические хорватские Карпато-Днестровские земли.
Ключевые слова
Vladimir Volodarevich,
Peremishl,
episcopacy,
diocese,
Galich,
Перемышль,
Владимир Володаревич,
епископия,
епархия,
ГаличАвторы
Несин Михаил Александрович | Новгородский государственный университет | аспирант исторического факультета Гуманитарного института | petergof-history@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 291
Слово о полку Игореве / Под. ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950. С. 23-24
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття... С. 164
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галиць- кої єпархії... С. 37
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст... С. 148
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 657
Несин М.А. Галицкое вече при Ярославе Осмомысле... С. 90. Прим. 40
Татищев В.Н. История российская. Т. 3. С. 89
Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988. С. 49
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії... С. 147-149
Петрушевичъ А. Краткое историческое известие о времени введения христианства на Галичской Руси, особенно же об учреждении святительских столиц в Галиче и Львове и о святителях, сидевших на упомянутых столицах. Львов, 1882. С. 2
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття... С. 169
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії... С. 45
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття... С. 164
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст... С. 154
Перфецький Е. Перемишльский лiтописний кодекс першоi редакцiї в складi Хронiки Яна Длугоша // Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Львiв, 1928. Т. 149
Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1971. С. 101
Щапов Я.Н. Государство и церковь... С. 41. Прим. 87
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М., 2004. С. 143, 295
Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 112
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории»... С. 148, 295
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 2007
Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота. Текст. Комментарий. Исследование. Псков, 1997. C. 47
ПСРЛ. Т. 2. М., 2000. Стб. 495
Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси... С. 51
Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae... P. 367
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття... С. 161-162
Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001. С. 199
Крип’якевич И.П. Галицько-Волинське князівство. Київ, 1984. С. 17
Татищев В.Н. История российская. М., 1964. Т. 3. С. 60
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст... С. 141-144
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії... С. 35
ПСРЛ. Т. 25. М., 2000. С. 69
Несин М. А. Галицкое вече при Ярославе Осмомысле // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. [Кишинев]. № 1(19). 2010. С. 90
Несин М. А. К истории происхождения Галича // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. [Кишинев]. № 3 (22). 2010. С. 65
Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. P. 367
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст... С. 140
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст... С. 119-156
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття... С. 160
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії... С. 32-33
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття
Poppe A. L’organisation diocésaine de la Russie aux XI-XII siecles // Byzantion. 1971. T. 40
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. I. М., 1901. Ч. 1. С. 691-695; Ч. 2. С. 306, 750-751
Скочиляс І. Галицька (Львівська) єпархія XII-XVIII ст.: організаційна структура та правовий статус. Львів, 2010. С. 147-156
Скочиляс І. Християнство у Прикарпатті та заснування Галицької єпархії в середині XII століття // Княжа доба: історія та культура. Львів, 2010. Вип. 3
Скочиляс І. Заснування Галицької єпархії в середині XII століття: спроба нової інтерпретації проблеми // Studia z dziejów i tradycji metropolii kijowskiej XII-XIX wieku / Red. A. Gil. Lublin, 2009
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 50-51
Жих М.И. О хронологии христианизации прикарпатских славян // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2009. № 3 (17). С. 21-31
Майоров А.В. Константин Багрянородный о происхождении и ранней истории хорватов: Великая Хорватия и белые хорваты // Rossica antiqua. Исследования и материалы. 2006. СПб., 2006
Майоров А.В. Великая Хорватия. Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПБ., 2006