МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МИССИЯ МИТРОПОЛИТАГЕДЕОНА:НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.pdf Говоря о первом в истории Молдавии прошении ее правителей о вхож-дении княжества в состав Русского государства, нельзя не упомянутьо событиях, которые предшествовали ему и делали необходимым при-нятие этого решения. После Стефана Великого (1457-1504) до началаправления Василия Лупу (1634-1653) в Молдавском княжестве сме-нился 31 правитель. Из них 9 удержались на престоле меньше года, 10побывали господарями по два раза, а Петр Хромой (1574-1577, 1578-1579, 1582-1591) правил трижды.Частая смена господарей в XVI-XVII вв. привела к ослаблению цен-тральной власти. Утвержденные турецким султаном господари былиорудием в руках Оттоманской Порты. Соседние страны - Польша,Валахия, Трансильвания - тоже пытались вмешиваться в дела княже-ства, поддерживая своих кандидатов на господарский престол. В этихусловиях возросла роль боярства. Боярский Совет (Диван) активноучаствует в управлении страной, молдавским войском командует членДивана гетман, полноправными хозяевами на местах становятся вор-ники, пыркалабы и старосты. Молдавское родовое боярство посте-пенно теряет влияние, уступая место служилому боярству, котороепостепенно захватывает ключевые посты в государстве и оказываетвлияние на внешнеполитический курс Молдавии. Попытки сброситьтурецкое иго и восстановить суверенитет страны, предпринятые вовремя правления Стефаницы (1517-1527), Петра Рареша (1527-1538,1541-1546)), Иоанна Лютого (1572-1574), оказались безуспешными.Надежда на освобождение страны от турецкого ига появилась пос-ле начала военных конфликтов России с Турцией из-за Азова в конце30-х годов XVII в. и освободительной войны в Малороссии под руко-водством Богдана Хмельницкого. Правивший в Молдавии господарьВасилий Лупу (1634-1653) устанавливает тесные связи с Россией:информирует о положении дел в Польше и Турции, оказывает содей-ствие русским послам в Константинополе, в 1642-1643 гг. принимаету себя тайного резидента Москвы А.Л. Ордина-Нащокина.Победы казацкого войска, в котором воевало много выход-цев из Молдавского княжества1, сделали реальным осу-ществление далекоидущего геополитического проекта посозданию антитурецкой коалиции. Конечной его цельюбыло освобождение православного Востока. После зак-лючения Зборовского мира с поляками в 1649 г. БогданХмельницкий сказал московскому послу Неронову: «Еслиляхи со мною договорные статьи на сейме совершат, то, сло-жась с крымским царем, с волохами, сербами и молдавана-ми, хочу промышлять над турецким царем».Инициатором осуществления проекта выступил Иерусалимский патриарх Паисий, благодарякоторому этот план был положительно встречен в правящих кругахВалахии и Молдавии. Паисий, будучи проездом из Москвы, которуюон тоже хотел привлечь к союзу против турок, встречался с Хмельниц-ким и прожил довольно значительное время в Молдавии. Здесь емуудалось склонить господарей молдавского Василия Лупу и валашско-го Матвея Басараба вступить в тесные отношения с Хмельницким иМосквой. Отсюда он убеждал московского царя начать войну с турка-ми, обещая помощь со стороны сербов и греков, ставя целью осво-бождение Царьграда2.Союз с Молдавией был также необходим Хмельницкому для обес-печения левого фланга в войне с Польшей. С целью укрепления союзас Молдавией гетман предложил Василию Лупу заключить соответству-ющий договор, скрепив его браком своего сына Тимофея и дочеримолдавского господаря Руксандры. Однако заключать такое соглаше-ние молдавский господарь не спешил: он осуществлял, как это приня-то говорить сегодня, многовекторный политический курс и вскоре на-чал переговоры с поляками. После разгрома казаками польской армиивесной 1652 г. на Батогском поле Хмельницкий поставил В. Лупу ультиматум: или немедленный союз и закрепление его свадьбой, или« сто тысяч войска к нему придут в гости»3. После этого пере-говоры прошли быстро и удачно, союз был скреплен браком.Однако валашский господарь Матвей Басараб и трансильванс-кий князь Георгий Ракоци, поддерживаемые поляками, в 1653 г.свергли Василия Лупу. Не помогла помощь казачьего войска, ко-торое возглавил Тимофей, погибший в сентябре при обороне Су-чавы. Молдавский престол достался ставленнику валашскогогосподаря и трансильванского князя бывшему логофету ГеоргиюСтефану4.Вначале Георгий Стефан тщательно исполнял обязанности дан-ника Оттоманской Порты, поддерживал дружеские отношения сПольшей, Валахией, Трансильванией. Будучи зависим и от трансиль-ванского князя, и от турецкого султана, Георгий Стефан пытался лави-ровать между ними. По свидетельству современников, в октябре1653 г. «новой де волоской воевода в Ясех жить не смеет, потому чтоещо не утвердился, а живет ныне в деревне Ромне блиско венгерскойграницы. Да и для де того в Яси ехать не смеет: посулил де он турско-му салтану денежные казны 250 000 золотых червонных, а дал только50 000, а достальных дать не хочет. А посылает де многую казну квенгерскому Ракоце для того, какова де будет ему не мера, и он депобежит к венгерскому»5. Как видим, господарь в начале правленияне пользовался поддержкой населения и значительной части полити-ческой элиты.Ситуация изменилась после Переяславской рады6. 7 февраля 1654 г.Москва направляет в Молдавию и Валахию посла Гавриила Самаринас царской грамотой. В ней сообщалось о том, что «под нашею царско-го величества высокою рукою в вечном подданстве Богдан Хмельнит-цкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское з горо-дами и з землями, которые в Малой Росии належат х княжеству Киев-скому и Черниговскому, и вся Малая Русь». В грамоте царь упомянул,что, став господарем, Георгий Стефан не известил его об этом. Царьнастаивал, чтобы господарь не оказывал помо-щи польскому королю против Б. Хмельницкогои сообщал в Москву о замыслах поляков7.Георгий Стефан, вероятно, под давлением ду-ховенства и прорусски настроенных бояр завя-зывает дипломатические связи с Москвой. В нача-ле 1654 г. он заявляет русскому паломнику в ЯссахАлександру Суханову, что «рад служить царюнайпаче прежних воевод»8. После чего 18 фев-раля 1654 г. Георгий Стефан направляет в Моск-ву своего посла Ивана Григорьева. Григорьевприбыл в Москву 1 апреля 1654 г. Он передал царю грамоту, в которойгосподарь просит о царской милости и покровительстве, намекая навозможность более тесных связей. Послу И. Григорьеву господарьпоручил выступить также с устным заявлением. Он просил, чтобы царь«принял бы его под свою государскую руку, так же, как и гетмана Бог-дана Хмельницкого и все войско Запорожское, и был бы над ними надовсеми православными христианы един он благочестьивый християнс-кий господарь». В Москве Иван Григорьев добился формального со-гласия России на принятие Молдавии в русское подданство, после чего«Стефан воевода пошлет ко государю в послех ближних своих чес-тных людей и обо всем ко государю прикажет с теми своими послы»9.Одновременно Георгий Стефан направил специального посла Стро-еску к Б. Хмельницкому. Господарь опасался мести Богдана за смертьсына. Однако гетман и здесь показал себя дальновидным политиком.Молдавским послам Ивану Григорьеву, бывшему в Чигирине проез-дом в Москву, и Строеску, Хмельницкий ответил: «чтобы Стефан вое-вода от него ни в чем не опасался, хотя сын его в Сучаве убит и емуде, гетману, хотя бы и всю молдавскую землю разорить и людей погу-бить, а однако уже сына своего не воротить. И Стефан бы де, воевода,был с ним в совете и держал во всем дружбу»10.В ответной грамоте, врученной Ивану Григорьеву, царь дает согла-сие на просьбу Стефана о принятии Молдавии в русское подданство исогласие оформить этот переход. Вместе с тем московскому послу То-миле Перфирьеву, выехавшему к Богдану Хмельницкому, поручаетсявыяснить, «подлинно ли молдавский владетель Стефан ищет российс-кого подданства»11.В это время Стефан несколько изменяет политический курс. Он хо-рошо принимает в Яссах Самарина, который прибыл в Молдавию занесколько дней до того, как в Россию отправился Григорьев. Однакокогда Самарин не был пущен в Валахию и вынужден был возвратить-ся в Молдавию, отношение господаря к послу изменилось. Посол былзадержан и отпущен только из-за боязни казаков. Привезенную Сама-риным грамоту Георгий Стефан переслал в Константинополь и дал оней знать польскому королю Яну Казимиру и трансильванскому кня-зю Ракоци. При этом Стефан не сказал ничего о своем послании царю.В то же время в составе польской армии против казаков воевали мол-давские отряды.Хмельницкий, узнав о вероломстве Стефана, задержал молдавскогопосла, прибывшего к нему в начале мая, и вернул назад в Москву Пер-фирьева. Царю он сообщил, что «он дьяка Томила Перфирьева пово-ротил назад для того, что Стефан воевода писал к нему великому госу-дарю будто поддаючиеся под его царского величества высокую рукупрелестно, а не по истине. И как был он наперед ево у Стефана воево-ды Гаврило Самарин и он Стефан воевода и в то время против их вой-ска... запорожского ляхом на помочь людей своих посылал, также и отом ляхом обявлял о каких делех от него великого государя к немуСтефану воеводе Гаврило Самарин приезжал, да он же на помочь кляхом сверх того людей своих 20 знамен послал. И никакова добра егоцарскому величеству не мыслит и для того Томила к Стефану и неотпустили»12.Победы России в войне с Польшей вновь привели к возобновлениюпереговоров. В июле господарь сообщает Хмельницкому, что он отка-зал польскому королю в помощи, и просит гетмана о дружбе и похода-тайствовать о вхождении в российское подданство. В грамоте, напи-санной 6 августа 1654 г. и отправленной в Москву с молдавским по-слом Никифором Ивановым, господарь благодарит царя за то, что онвелел Б. Хмельницкому «бытии с нами в дружбе и приятстве и на пра-вославную нашу страну молдавскую войноу не ходил». В августе Бог-дан Хмельницкий послал есаула Демку Михайлова к Стефану, чтобы«с ним учинилось во всем дружба и на то крест целовали при есаулеДемке». 21 августа вместе с вернувшимся Михайловым к гетману при-были представители господаря: сорокский староста Строеску Лупу ипосол Никифор Иванов. Молдавский господарь просил Хмельницко-го походатайствовать, чтобы царь «изволил принять под свою рукуСтефана воеводу со всеюâî ëî ñêî þ çåì ëåé»13.Богдан Хмельницкий известил царя АлексеяМихайловича, что господари молдавский и валаш-ский, король венгерский хотят быть под царскоюрукою14. 6 сентября Иванов прибыл в Москву с грамо-той от Стефана. В ответной грамоте 25 сентября1654 г. Алексей Михайлович писал: «Милостивохвалим тебя. Посылай ближних и думных лю-дей».Однако с середины 1654 г. к Хмельницкомустали поступать сведения о том, что молдавскиеотряды все же воюют на стороне поляков. В июне1655 г. Стефан снова отправил послов в Москву, но в Хотине ихвстретил представитель Хмельницкого и возвратил назад. К концу1655 г. отношения между Богданом Хмельницким и Георгием Стефаномосложнились настолько, что речь заходила о возможном вторжении вМолдавию русских войск15.К началу 1656 г. стали оформляться союзнические отношения Хмель-ницкого с Ракоци. Последний, сколотив союз между Трансильванией,Валахией и Молдавией, пытался добыть себе польскую корону. Летом1656 г. гетман и трансильванский князь заключают договор о дружбе.Активным сторонником его заключения был Стефан. За молдавскогогосподаря ходатайствовали патриархи Антиохийский и Иерусалимс-кий16. В марте 1656 г. молдавский посол Чогол, вернувшись от Хмель-ницкого, сообщил, что гетман пропустит к царю молдавских бояр17.В Москву была отправлена делегация «думных бояр». В ее составебыл 31 человек: «Митрополит Гедеон, архима(нд)рит его Иона, архи-дьякон Кирилл, казначей старец Иоарист, митрополичий брат ДавидОнтонов, племянники его бельцы 3 человека, писарь Стефан Петров,да людей их 10 человек. Боярин и логофет Григорей Ненул, племянни-ков его 2 человека, Стефан Комарик, Илья Григорьев, дворянин ПетрЯковлев, да людей их 6 человек». Никогда раньше в Москву не на-правлялась из Ясс такое многочисленное и представительное посоль-ство. Руководители делегации были избраны на специальном совете,на котором присутствовали духовные лица, бояре и служилые люди.Это повышало авторитет делегации и давало ей право говорить от «име-ни Стефана и всей земли молдавской». 8 мая делегация прибыла в Мос-кву.12 мая 1656 г. Гедеон и Нянул подписали и скрепили печатями мол-давской митрополии и логофета «Прошение государя нашего и всеймолдавской земли к благочестивому царю и самодержцу». Оно вклю-чало в себе 10 пунктов, об исполнении которых просили послы. Доку-мент подписал также Антиохийский патриарх Макарий. Он отметил,что это начинание одобряет и Иерусалимский патриарх. Макарий ру-чался за Стефана и угрожал проклятием господарю и всей молдавскойземле, если они ослушаются царя.13 мая Гедеон и Нянул были на приеме у Алексея Михайловича ивручили грамоту от Стефана, датированную 15 марта. В своей грамотегосподарь просит принять Молдавию «под высокую руку» царя и пред-ставил своих послов, как полномочных вести переговоры по этомувопросу. 15 мая митрополит Гедеон вместе с патриархом Никоном про-вожает царя на север в виду предстоящей войны со шведами.21 мая молдавские послы были приглашены в Посольский приказ.От имени царя дьяк Посольского приказа Алмаз Иванов упрекает мол-давского господаря в нелояльности, выказывая недоверие Стефану.Молдавские послы, предвидя такой ход событий, предъявили грамо-ты патриархов Иерусалимского Паисия и Антиохийского Макария. ЗаМолдавию просил Богдан Хмельницкий. Важную роль в положитель-ном решении вопроса о присоединении княжества к России сыгралаподдержка этого дела патриархом Никоном18.Летом 1656 г. было достигнуто соглашение о принятии Молдавии врусское подданство. Основными пунктами соглашения были следую-щие:1. Порядки в Молдавии будут такими, какими были до установле-ния турецкого господства.2. Господарем может быть только коренной житель страны.3. Турки и татары подлежат изгнанию из пределов Молдавии, а кре-пости, захваченные ими, должны быть возвращены Молдавскому го-сударству.4. Страна освобождается от уплаты дани, обязуясь посылать царюежегодные подарки.5. Молдавия будет принимать участие в походах русского войскапротив турок и татар.Также 29 июня царь дал молдавским купцам привилегию на правоведения торговли с Россией19.7 июля 1656 г. по государеву указу патриарх Московский и всеяВеликия, Малыя и Белыя Руси Никон привел в соборной церкви Успе-ния Пресвятой Богородицы к присяге Сучавского митрополита Гедео-на. 21 июля в этой же церкви тверской архиепископ Лаврентий и со-борный протопоп Михайло привели к присяге логофета Григория ивсех остальных членов посольства20.В Москве митрополит Гедеон принял активное участие в церков-ных делах. В то время здесь шла работа по исправлению церковныхкниг, исправлению и согласованию обрядов и обычаев с обычаями иобрядами Греческой церкви. В этот период в Москве находилось че-тыре восточных святителя: два патриарха - Антиохийский Макарий иСербский Гавриил, митрополиты - Никейский Григорий и Молдавс-кий Гедеон. Они предали проклятию тех, кто крестился двумя перста-ми. Поддержка восточных иерархов помогла Никону при проведениисобора (23 апреля-2 июня), где была проклята «Несториева ересь»21.Также вместе с Антиохейским патриархом Макарием, митрополитомНикейским Григорием Гедеон присутствует на соборе 18 мая 1656 г.Собор изрек проклятие на единомышленников Нероновых22 как непо-коряющихся церкви во всем, в чем не покорялся церкви Неронов. Сэтого собора началось действительное отделение русских раскольни-ков от православной церкви, начался русский раскол23.Молдавское посольство вернулось в Яссы в январе 1657 г. Русскоепосольство, которое должно было принять присягу у самого господа-ря, так и не выехало из Москвы. Москва не решилась на одновремен-ную войну с Польшей и Турцией24. К тому же война с Швецией начи-налась неблагоприятно для России.Однако связи между Россией и Молдавией, в том числе и церков-ные, не прерывались. 8 марта 1657 г. в Яссах митрополит Гедеон по-святил Лазаря Барановича, бывшего ректора Киево-братского колле-гиума, в епископы Черниговские. Это произошло с согласия митропо-лита Киевского Сильвестра Косова, гетмана Хмельницкого и с ведомапатриарха Никона. Митрополит Сильвестр не мог рукоположить епис-копа по причине тяжелой болезни. Никон же не счел себя вправе вме-шиваться в дела Киевской митрополии, подчинявшейся Константино-польскому патриархату, как и Молдавская митрополия. Поэтому по-святить нового епископа попросили Гедеона25.В марте 1658 г. Порта, узнав о тайных сношениях Георгия Стефанас Москвой, низложила Георгия Стефана, который вынужден был по-кинуть Молдавию. Он известил Алексея Михайловича, что «жесто-чайший и хитрый неприятель, туретчин, совет наш изведал и меня сгосударства своего изогнал».Покинув родину, Георгий Стефан обосновался в Штеттине (Поме-рания). Там он не оставлял надежду возвратить себе престол26. Низло-женный господарь пытается в июле 1667 г. создать Лигу христианс-ких государств против Турции. По поручению Георгия Стефана, швед-ского короля Карла XI и французского посла в Швеции Арно де Пом-понна Милеску Спафарий побывал с дипломатической миссией в Па-риже, где вел переговоры о создании Лиги27. Умер Георгий Стефан вянваре 1669 г.в Штеттине.Подводя итог вышеизложенному, следует отметить:1. Сближение с Россией явилось курсом высшего духовенства и зна-чительной части политической элиты Молдавского княжества. Коле-бания внешнеполитического курса были следствием борьбы прорус-ски настроенной элиты со сторонниками турецкой, польской и вен-герской ориентации. Большое количество носителей славянских имени фамилий среди представителей Молдавского княжества, упоминае-мых при описании русско-молдавских контактов, дает основание ут-верждать, что политическая элита русинского происхождения актив-но выступала за союз Молдавии с Богданом Хмельницким и Моск-вой.2. Несмотря на незавершенность переговоров 1656 г., сам факт ихпроведения способствовал развитию русско-молдавских связей. Впос-ледствии договор Дмитрия Кантемира с Петром I, подписанный ца-рем 13 апреля 1711 г. в Луцке, повторял в основном пункты соглаше-ния 1656 г.3. Впоследствии в результате многочисленных русско-турецких войн(1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878)Россия частично реализовала план Богдана Хмельницкого и Иеруса-лимского патриарха Паисия, оказав помощь православным странам восвобождении от турецкого ига. Активное участие в этих войнах врядах русской армии принимали жители Молдавского княжества.
Ключевые слова
Георгий Стефан,
Москва,
Яссы,
Гедеон,
Богдан ХмельницкийАвторы
Всего: 1
Ссылки
1 В войсках Хмельницкого еще в первый год восстания (1648 г.) при осаде Львова действовал молдавский полк, составленный из уроженцев Молдавс- кого княжества. В битве у Берестечка в 1651 г. на стороне казаков сражалось 4000 молдаван. (История Молдавии. Т I. Кишинев, 1951. С. 222). Многие уро- женцы Молдавии (волохи и русины) занимали в казацком войске руководя- щие посты: Сила Волошин, Мудренко и т.д (История Молдавской ССР. Т. I Кишинев, 1965. С. 246). В 1655 г. в Брацловском полку при полковнике Василии Дрозде, по сведению киевского воеводы, служило « много . волох (в данном случае имеется не национальная, а государственная принадлежность - выходцы из Молдавского княжества) и сербов». (Мохов Н.А. Дружба кова- лась веками (Молдавско-русско-украинские связи с древнейших времен до начала XIX в.) Кишинев, 1980. С. 115).
2 Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892. С. 114-115. До избрания Иерусалимским патриархом Паисий был архимандритом Ус- пенского монастыря в Молдавии. До 1648 г. он дважды побывал в Москве по поручению Иерусалимского патриарха Феофана. После смерти Феофана был избран Иерусалимским патриархом (Воссоединение Украины с Россией. До- кументы и материалы в трех томах. Т. II. 1648-1651 годы. М., 1954. С. 499). В декабре 1648 г. Богдан Хмельницкий в Киеве обсуждал ряд вопросов с Паи- сием. В Киеве Паисий дал Хмельницкому титул светлейшего князя. Встреча с Паисием оказала большое влияние на Хмельницкого: он понял, что является защитником не только казачества, но и всего малоросского народа и должен использовать свой успех в интересах всего православия. Сам Хмельницкий называл патриарха Паисия отцом своим духовным (Макарий Булгаков, мит- рополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 27, 440-441, 34). Паисия Хмельницкий просит вести в феврале-марте 1649 г. переговоры с русским правительством о присоединении Малороссии к России. В Москву Паисия сопровождал полковник Селуян Мужиловский (Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т. II. 1648-1651 годы. С. 500).
3 Мохов Н.А. Дружба ковалась веками. С. 122.
4 Бессарабия. С. 115.
5 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех то- мах. Т. III. 1651-1654 гг. М., 1954. С. 551.
6 8 января 1654 г. состоялось собрание малороссийских казаков в г. Пере- яславле, на котором было принято решение о переходе Малороссии под по- кровительство московского царя.
7 Воссоединение Украины с Россией. С. 545-546.
8 История Молдавской ССР. Т. 1. Кишинев, 1965. С. 248.
9 Шульман Е.Б. Русско-молдавские дипломатические сношения в 1654- 1656 гг. // Ученые записки Бельцкого Государственного педагогического ин- ститута. Вып. III (Исторический). Кишинев, 1958. С. 29-30.
10 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (от древнейших времен до начала XIX в.). Кишинев, 1964. С. 334.
11 Шульман Е.Б. Указ соч. С. 32.
12 Там же. С. 34-35.
13 Там же. С. 36.
14 Бессарабия. С. 115.
15 Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 36-37.
16 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма С. 335..
17 Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 38-39
18 Там же. С. 39-42, 43, 45.
19 История Молдавской ССР. Т. I. С. 248-249.
20 Лаптева Т.А., Соловьева Т.Б. Присяга на подданство России. // Военно- исторический журнал. № 10. 1990. С. 40.
21 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 104-106.
22 Неронов Иван (1591, Вологодский уезд, - 1670, Переяславль-Залесский), один из первых вождей раскола, наставник и друг протопопа Аввакума. В 30-40-х гг. был священником в Нижнем Новгороде. Бывая в Москве, сбли- зился с царским духовником Стефаном Вонифатьевым и Ф. М. Ртищевым. При их содействии в 1649 г. переведен в Москву и поставлен протопопом Казанского собора на Красной площади. Стал одним из руководителей «Кружка ревнителей благочестия». После столкновений с патриархом Никоном в 1653 г. был сослан в Спасо-Каменный Вологодский монастырь, а затем - в Кандалакшский. В посланиях царю из ссылки Неронов обличал деспотизм Никона, указывал на превышение власти патриархом, требовал созыва пред- ставительного собора для коллегиального решения церковных дел. В 1656 г. Неронов бежал из ссылки и скрывался от Никона в Москве у С. Вонифатьева; в том же 1656 был заочно осужден церковным собором. После этого Неронов решил примириться с официальной церковью, но продолжал обличать Нико- на за его деспотизм. На соборе 1666 г. принес покаяние. В 1669 г. был постав- лен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (Большая Советская энциклопедия. М., 1974. С. 512).
23 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С.113-114.
24 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма С. 336.
25 Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С. 65-66.
26 Яцимирский А.Я. Николай Милеску Спафарий. Казань, 1908. C. III, V.
27 Урсул Д.Т. Николай Гаврилович Милеску Спафарий. М., 1980. С. 36.