КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ
КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ.pdf Говоря о факторах, определяющих специфику русского языка, фун-кционирующего «вне России», следует разграничивать влияние иноя-зычное и влияние инокультурное.Иноязычное влияние выражается в лексических и фразеологичес-ких заимствованиях, семантическом скрещивании слов (вроде нашего«поставь газету на стол»), фонетической и грамматической интерфе-ренции (наш «бутыль» мужского рода), в более или менее активномупотреблении средств другого языка для выражения экспрессии илисоздания игрового эффекта (таковы макаронические шутки на «рус-ско-молдавском» языке) и т.д.Инокультурное влияние может не обнаруживаться в словаре идругих внешних проявлениях языка, ибо оно формирует концептуаль-ную специфику, концептосферу диаспоры.Термин «концепт» в современной лингвистике относится к числу неочень четко определенных. Не углубляясь здесь в поиски безупречнойдефиниции дискутируемого специалистами понятия, выделим безуслов-ные и наиболее важные для предлагаемого исследования позиции.Прежде всего, концепт - это мысленный образ материального илиидеального объекта, связанный в сознании людей со словом (или сло-восочетанием, эквивалентным слову). Данная формулировка, лежащаяв основе всех существующих дефиниций, отражает близость явлений«концепт» и «понятие». Однако, как подчеркивают исследователи, «кон-цепты -отнюдь не любые понятия, а лишь наиболее сложные из них,являющиеся важными элементами концептуальной картины мира имировоззрения человека» [3, c. 251]. В качестве концептов рассматри-ваются, например, такие сложные понятия, чаще всего абстрактные,как жизнь, вечность, смерть, счастье, любовь, вера, душа, истина,добро, красота, закон, война, страх, время; из конкретных, например,- человек, дом, дорога и т.д.Ю.С. Степанов в предисловии к своему «Концептуарию» пишет, чтоколичество концептов русской культуры невелико, около четырех-пятидесятков, «а между тем духовная культура состоит в значительной сте-пени из операций с этими концептами». [8, c. 288]Поскольку концепт - явление сложное, в его структуре выделяютсяразличные компоненты: общечеловеческий, социальный, половозрас-тной, профессиональный, индивидуальный. Как один из важнейшихакцентируется этнический, точнее, национально-культурный компо-нент: «концепт является единицей коллективного знания, сознания,которая имеет языковое выражение и отмечена этнокультурной спе-цификой». [2, c. 65] То несомненное обстоятельство, что концептыотражают этническое видение мира, что они представляют картинумира, существующую в сознании конкретных этносов, имеет ключе-вое значение для нашего исследования.Концептосфера -это совокупность, система концептов. Д.С. Лиха-чев в качестве синонима введенного им терминологического словосо-четания «концептосфера русского языка» употребляет образное выра-жение «ощущение языка». [4, c. 284] Проведенное нами исследованиепоказывает, что, во-первых, «ощущения» некоторых слов, следователь-но, выраженное в слове мировосприятие русских (русскоязычных)жителей Молдавии, отличаются от концептосферы россиян в России,и отличия эти обусловлены инокультурным влиянием, и, во-вторых,концептосфера русского языка в Молдавии, очевидно, сближаясь сконцептосферой молдавского языка, не сливается с ней, не становит-ся идентичной.Речь пойдет о концептосфере вина, которая включает концепты та-ких слов, как вино, виноград, виноградник, лоза, аист, осень и некото-рых других. Нет нужды доказывать здесь концептуальный характерэтих слов для молдавского языка: они не просто обозначают важныеэлементы картины мира и мировоззрения - они являются «ключевы-ми концептами культуры» [7, c. 13] молдавского народа.Обладают ли соответствующей концептуальной глубиной эти словадля русскоязычного населения нашей республики? Отвечая на вопрос,в качестве иллюстративного материала мы использовали произведе-ния русских поэтов Молдавии: именно в поэзии мировосприятие на-рода раскрывается не только отчетливо, но и компактно.Концепт «виноград». В толковых словарях отмечено, что в рус-ском литературном языке слово «виноград» имеет два значения: I) вью-щееся плодовое кустарниковое растение и 2) ягоды этого растения.Теперь представим различные ассоциации, вызываемые этим сло-вом в сознании жителей Молдавии, в том числе русскоязычных.Наверное, прежде всего: виноград в Молдавии - ягода не экзоти-ческая, а вполне обыденная. Гроздь винограда население большей ча-сти территории России поставит в один ряд с экзотическими, привоз-ными лакомствами вроде ананаса, апельсина, банана, киви, хурмы ит.п. В Молдавии горожане снимают урожай винограда с балкона своейквартиры. Лирического героя в цитируемом стихотворении удивляетне то, что виноград растет во дворе, а то, что за время его отсутствиялоза взобралась так высоко:... юности дворовый виноградДорос до всех пределов по наклону(Александр Милях, «Возвращение»)Виноград так органичен для сознания жителей Молдавии, что этотже поэт даже при описании хмурого прибалтийского неба использует,наверное, точные по образной сути, но концептуально чуждые питер-цам сравнения.Колдует осень Ленинграда.Все непривычно. Все чудно:И тучи гроздью винограда,И неба - пристальное дно.(«Невская осень»)Базовое значение этого растения для экономики страны отразилось,например, в таком факте: в советские времена, когда осенью горожане(студенты, рабочие, военнослужащие) направлялись на уборку уро-жая, в Молдавии это называлось «поехать на виноград» (вариант - «напомидоры»), хотя убирать могли, например, яблоки или сливы. В сред-ней части России такие поездки назывались «на картошку», украинс-кие студенты направлялись «на свеклу», а узбекские, наверное, «нахлопок».Для русскоязычных жителей Молдавии «виноград» - понятие слож-ное, многоплановое. Приехав в Кишинев, Константин Семеновскийвосхитился цветовой палитрой гроздей. Стихотворение называется«Виноград»:Я нынче дьявольски богатОсенней щедростью Молдавии,Меня встречает виноград:Зеленый, розовый, лиловый.Будущий знаменитый молдавский поэт слишком уж скупо предста-вил свое «дьявольское богатство». Гораздо лучше о цвете виноградасказал известный в республике ученый-виноградарь. Мечислав Алек-сандрович Пелях писал: «Все цвета: красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой, синий, фиолетовый и промежуточные между нимиможно увидеть, любуясь гроздями винограда. Виноград - единствен-ное растение, плоды которого окрашены во все цвета радуги.Среди сортов винограда можно найти ягоды всех оттенков белого,зеленого и желтого цветов, часто с переходами к янтарным тонам илис золотистыми отблесками, светло- и темно-розовые, дымчато-серые,красные, синие и фиолетовые разной интенсивности, вплоть до исси-ня-черной с переходом к пурпуру, коричневому загару. Краска то рав-номерно разливается по всей ягоде, то бывает более густой или пере-ходит в другой цвет на стороне, обращенной к солнцу» («Рассказы овинограде») [1, c. 21].Жители Молдавии, независимо от национальности, даже не умеятак талантливо живописать главный сельскохозяйственный продуктсвоей страны, обычно хорошо разбираются в сортах винограда, знаютмногие их названия, предназначение каждого сорта (столовый, вин-ный). Поэтому в речи русскоязычного населения Молдавии и назва-ния сортов винограда, и другие слова, связанные с культурой виногра-да и виноделием, не являются экзотизмами, они входят в активныйсловарь.Приезжему россиянину многоцветный и ароматный «Рынок» Кон-стантина Шишкана покажется экзотическим, местный читатель впе-чатлится только точностью деталей (стихотворение написано в 60-егоды):Лежат в корзинах, точно в чащах,Расставленных рядами густо,Мускат, алеппо, рислинг, чаушМеж огурцов в гусиной кожеИ запеленутой капустой.Приезжему придется также объяснять истоки образности в стихот-ворении Мирославы Мятлевой:Хмельные слезы накопились к ноябрю!Стекает черный жемчуг изабеллыпо крашеному нервному лицупродрогшей осени...(«Хмельные слезы накопились к ноябрю!»)А истоки образности в том, что «изабелла» - это сорт винограда,что ягоды его круглые, почти черные и матовые, что созревает он по-здно, что это винный сорт (поэтому слезы - хмельные).Концепт «лоза». В русском языке, функционирующем в Молдавии,слово «лоза» имеет иную семантическую структуру, чем в русскомлитературном языке, В толковых словарях это - I) название различныхвидов ив и 2) тонкий, длинный и гибкий стебель, ветвь винограда инекоторых кустарников (вербная лоза). Первое значение иллюстриру-ется примером из А.К. Толстого: «Где гнутся над омутом лозы, Гделетнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоро-вод». Конечно, это значение в Молдавии реализуется, но не являетсяосновным, более того, оно отодвинуто на периферию словаря. В рус-ском языке жителей Молдавии «лоза» - это, прежде всего. стебель ви-нограда, который является растением не только сельскохозяйственным,но и, как отмечалось выше, городским.Вот строки поэта с сельскими корнями:Кусты густого виноградаУ каждой хаты пьют росу,Лозе ограда - не преградаОбнять соседнюю лозу.(Софрон Бурлака, «Стоит село»)А вот впечатления горожанки (стихотворение называется «В шестьутра на город сходит дождь...»):Глянь-ка: винограда старый куст Вот еще один год впереди,Омывает новый день слезами и тугие соки плещут в лозах, -светлыми, - сладки они на вкус ледяной вселенной посреди,(жизнь сладка, пока пребудет с нами!) стихокрылая, парит Землянад прозой!(Олеся Рудягина)Слова «лоза» и «виноград» (в значении «растение») употребляютсяу нас как синонимы; такая метонимическая замена естественна:Было ли такое в самом деле,Или я придумал этот двор -Виноград, опутавший забор,Ржавые скрипучие качели.(Рудольф Ольшевский, «Тайна»)Концепт «виноградник». Еще один концепт, характеризующийотраженную в языке картину мира жителей Молдавии, включая рус-скоязычных, - «виноградник». Для поэтов это важная деталь пейзажа,источник лирического вдохновения, какими для российских поэтовявляются бескрайняя степь, березовая роща и т.д.Не по листку, от тяжести плодов освобожденый.а всем своим нутром, Полоска виноградника за ним,корнями всеми, листвой ликуя, землю покидает.просветленной кроной И по всему, сегодня я одинорех витает в воздухе сухом, с растеньями живыми не летаю.(Сергей Пагын, «В октябре»)Концепт «вино». Концепт «вино» является центральным в рассмат-риваемой концептосфере. Словари современного русского литератур-ного языка отражают семантическую структуру слова «вино», акту-альную для подавляющей части россиян, следующим образом. Это -I) алкогольный напиток, получаемый обычно в результате брожениявинограда и 2) водка (разговорное). Второе значение в словарях иллю-стрируется цитатой из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хо-рошо»: «Откудова ни взялися две дюжие руки: Ведро вина поставили.Горой наклали хлебушка». Ср. также у К.Симонова в знаменитом «Ждименя»: «Выпьют горькое вино на помин души...» (то есть водку). Ясно,что слово в этом значении в Молдавии практически не используется.Вино в Молдавии - виноградный алкогольный напиток, с которымсвязаны культура, традиции и экономика страны. Разумеется, утверж-дение, что вино вместо воды здесь пьют все от мала до велика и дажемладенцам родители дают вкусить животворной влаги - это гипербо-ла, легенда. Впрочем, с удовольствием рассказывают следующий анек-дот.«Едет молдаванин по дороге, его останавливает гаишник и, учуявзапах спиртного, спрашивает:- Ты что, пил?- Пил.- А что пил?- Вино.- Как вино?- Посмотри, что справа растет?- Виноград.- А слева?- Виноград.- И ты хочешь, чтобы я пил воду?!»Обыденность, традиционность напитка - важнейшие составляющиеконцепта. Существительное «вино» у нас является, так сказать, болеевещественным (в грамматическом смысле), чем в России, ибо в созна-нии носителей языка оно представлено не рядами бутылок на мага-зинных полках, а хранимым в бочках. Написанное в рекламном букле-те для туристов является органичной частью картины мира для каж-дого жителя страны, в которой «трудно найти крестьянский двор,где рядом с домом не было бы погреба, а в нем хоть одной бочки свеселым ароматным вином. Если вы придете к молдаванину в гости,он тут же сбежит вниз по крутым ступенькам погреба и вернется сглиняным бурлуем прохладного вина и одним-единственным - сколь-ко бы ни было гостей - круговым стаканом. Первый стакан он выпьетсам, потом нальет остальным.Этот обычай сохранился, видимо, с тех давних времен, когда непро-шеными «гостями» приходили враги в дом молдаванина и, требуя отнего хлеба-вина, заставляли самого отведать первым.С вином у молдаван связано много старинных обычаев».В нашу задачу не входит описание обычаев; важно, что все это вклю-чено в концепт вина, формирует своего рода «подтекст» при употреб-лении слова. Обычные конструкции, в которых оно встречается: «уних свое вино», «умеет делать вино», «не хватило вина на зиму, при-шлось покупать у соседа», «родственники привезли из деревни канис-тру вина» и т.п.В структуру концепта «вино» у русскоязычных жителей Молдавии,как и всех остальных, входят наименования напитка на разных стади-ях его созревания.«Муст» - виноградное сусло, почти еще сок. Во времена, когда мустпо осени продавали из бочек, как квас, мужчины просили продавцовпридержать товар дня 2-3: муст превращался в молодое вино.Следующие стихотворные строки - свидетельство принадлежнос-ти слова к активной лексике.Белою рубахой в терпком мустеЯ намечу путь из темноты.(Александр Милях, «Алена»)С нашей точки зрения, образ емкий, хотя и несколько нарочитый.Муст - жидкость непрозрачная, мутная; сок винограда темных сортов- фиолетово-синий и терпкий; белая рубаха едва видна в вечернем илиночном воздухе такого цвета, напитанном осенними ароматами.«Тулбурел» - молодое, несозревшее вино. К.Шишкан в процитиро-ванном выше стихотворении «Рынок» живописует и такую картинку:Седой колхозник в кушме1 новойСидит у бочки тулбурела.Земля обрызгана лиловым,И руки густо побурели.О свойствах молодого вина автор одного из рекламных проспектовнаписал так:«He случайно молдаване играют свадьбы осенью. С виноградникаубрана последняя гроздь. Беспокойная страдная пора позади. Теперьможно отдохнуть и повеселиться. Над селами стоит щекочущий запах«тулбурела» - «смутьяна», названного так, должно быть, потому, чтоэто молодое и невинное на вид вино коварно кружит голову и валит сног, если ему легкомысленно довериться.»[5].У нас употребительны слова и выражения, обозначающие различ-ные качества вина:«шмурдяк» - невысокого качества, дешевое вино;«телебенчик» -своего рода коктейль из сухого и крепленого вина;действует сильнее, чем каждое из них по отдельности.Шампанское, о котором французская пословица говорит, что это«вино королей, король вин», наша молодежь по-свойски называет «ападе булька» (вода из булек) или «апа каре фаче «пш-пш»» (вода, котораяделает «пш-пш»).1. Кушма - шапка из овчины, вроде папахи. И молдаване, и русские вшутку могут назвать кушмой любой головной убор.В концепт «вино» входит знание технологии его приготовления исвязанные с этим впечатления. То, что рождение вина воспевается по-этами, закономерно. Александр Александрович Егоров, известныйвинодел (не молдавский) писал: «Виноделие, на мой взгляд, наука по-этическая, близкая к искусству. Наука создавать редкие вина - искус-ство, и люди, овладевшие этим мастерством, конечно, поэты». Ска-занное, пожалуй, объясняет внимание стихотворцев к таинству рож-дения вина. Им ведома традиционная технология:Остыл в дубовой бочке жар броженья, Но вот струею перестояльетсяОсел осадком каменным на дне. Густо, как кровь, прозрачно,как слеза,Бунт сока усмирен. Землетрясенье В подвалах переплавленноесолнце,На время успокоилось в вине. До времени молчавшая лоза.(Рудольф Ольшевский, «Вино»)Но поэтов завораживает и промышленное производство вина:Неутомимая вчера, Дымится пенящийся сок,Сейчас все тише и бессильней В глубинах огненно бушуя.Толчется пьяная пчела Прозрачно-мудрым выйдет в срок,У бочек и чанов давильни. В осадок сбросив муть дурную.Зернистой ноши кузова Подходит луна луй кэуш2 .Ссыпают в люки самосвалы. Нальем бокалы терпкой влагиУже кружится голова, За мудрую прозрачность душ,Едва приблизишься к подвалу. За ясность силы и отваги.(Николай Савостин, «Месяц ковша»)Концепт вина включает в себя названия сортов этого напитка - сор-тов, отождествляемых именно с молдавским виноделием.«Не пой, красавица, при мне...»,налей-ка лучше каберне!(Лев Гольдберг, «Про это - 2»)Игра с цитатой из классика представляется здесь удачной не толькоблагодаря новому развитию сюжета и неожиданной рифме. «Кабер-не» - один из самых популярных в Молдавии сортов вин; в подтекстеоказывается отнюдь не романтическая, а вполне житейская ситуация.Стихотворение А.Миляха «Я открою бутылку с бордовым...» зву-чит ностальгически: в нем упоминается сорт вина, которое давно невыпускается, но десятилетия два назад было, как теперь говорят, «аб-солютным лидером продаж».2. «Луна луй кэуш» - месяц Ковша, сезон виноделия в Молдавии.Кишиневского солнца усталостьПревзойду возбужденным вином,Мне от прошлого века осталось«Роз де масэ», что пил за углом,Я в стакан не налью Из горла яВ своё горло до сердца вольюСолнца крепкого терпкую гордость,Чистоты родниковой струю./... /Я открою бутылку с бородовым«Роз де масэ» - забытым виномОчевидно, что только люди, языковое сознание которых содержитконцепт «вино» в его национальном молдавском варианте, адекватнопоймут это стихотворение и вспомнят тяжелые («противотанковые»)бутылки емкостью 0,75 литра, в которых продавалось очень дешевоеи хорошее столовое («де масэ») вино: «Роз де масэ», «Вин де масэ»,«Рошу де масэ», «Алб де масэ» (розовое, красное, белое).Пример из политически актуальных. Тот, кто писал мнение «Комсо-мольской правды» о запрете ввоза молдавских и грузинских вин в Рос-сию под именем Ксеноверонта Природного (рубрика на третьей поло-се «толстушки»), явно положил в основу сюжета личные реальныепереживания. С молдавскими винами автор познакомился в «школь-ном уборочном отряде» в совхозе под Бендерами. Опус в «КП» от 13-20 апреля 2006 г. называется «Омоем мы горючими слезами потерю«Каберне» и «Мукузани». Начало - о молдавских винах:Девятый класс. На юг мы прилетели,Свою Сибирь оставив на винте,Не отличая вкуса «Ркацетели»От «Шардонне» и от «Алиготе».Был труд на винограднике не тяжким,А после в тихих заводях ДнестраМы, расхрабрившись от глотка «Фетяски»,С тобою целовались до утра«Ркацетели», «Шардонне», «Алиготе», «Фетяска» - это белые сухиевина. Их оценка выдает человека, в концептосфере которого данныйконцепт отсутствует.Виноделие Молдавии переживает сегодня не лучшие времена. Невникая, разумеется, здесь в подоплеку «винного конфликта», выска-жем предположение, что до прилавков российских магазинов нашевино доходит, увы, не сохранив в пути своего качества. А при мысли онастоящем молдавском вине вспоминаются феноменальные подзем-ные винохранилища. Даже сухая информация о них воспринимаетсякак сказка.«В подземных штольнях в Криково, недалеко от Кишинева, обору-дованы подвалы, где хранятся государственные резервы молдавскоговина - миллионы литров! Ни одно даже самое крупное хозяйство зарубежом не обладает богатством, равным тому, что хранится на «ули-цах» криковского подземного городка, протянувшихся на десятки ки-лометров. Трассы этого лабиринта со звонкими названиями лучшихмолдавских вин - «аллея алиготе», «проспект фетяска», «улица кабер-не» - сплошь уставлены огромными дубовыми бочками и цистерна-ми, вмещающими более двадцати тысяч литров каждая. Здесь же рас-положен цех по производству шампанского классическим методом -бутылочным»[5].Теперь о том же - стихами:В подвалах Криково библиотека вин -Собранье зорь и пламенных закатовБеспечных лет и сумрачных годин.От потолка до пола - сто накатов.На вкус и цвет узнаешь каждый годПо аромату, терпкости и силе.Земля и солнце, словно в строчки нот,Сюда свои мелодии вносили.Они звучат. Там и свирель, и медь.Попробуй. Там поэзия и проза.Как на концерте: то готов подпеть,То молча будешь думать, пряча слезы.(Николай Савостин, «В Криково»)Очевидно, что в формировании концепта «вино» криковские подва-лы принимают непосредственное участие.Свойства вина, так тонко почувствованные и показанные Н. Савос-тиным, - это особая поэтическая тема. Разумеется, в творчестве по-этов Молдавии, в том числе русских, активно развиваются анакреон-тические мотивы. Однако «винный источник» образности поистиненеиссякаем. «Крепчаю бурно, как молдавское вино», - так передаетсвое эмоциональное состояние на примере фильма «Много шуму изничего» А. Милях. И совсем по-другому - у Ф. Ольшевского:Бессонницы тягучее виноКоторый век хранит тревогу нашуМне этой ночью снова сужденоИспить сию мучительную чашу.(«Бессонница»)Таким образом, представляется несомненным, что языковая карти-на мира русских в Молдавии включает концептосферу вина, котораяпо своему объему и структуре сближается с соответствующей концеп-тосферой молдавского языка. Подчеркнем, однако: сближается, но несовпадает полностью. Главное отличие, как нам кажется, состоит втом, что для молдаван это концепт диахронический, отражающий пре-емственность поколений, устойчивое понятие национальной культу-ры в историческом контексте. Это очень ярко отразилось в поэзии Бо-риса Мариана (русский поэт, молдаванин по национальности).Нас очень мало на земле осталось -одна сестра очаг тот бережетТам церковь есть,где мать моя венчалась,вино отцов хранит былую алость,седой орех дежурит у ворот.(«Дорога милая...»)Растворит земля наш облик,но в вечерний летний часнаших душ, деяний отблесквсе ж коснется чьих-то глаз.Чашу правнука наполнитвечер розовым виноми о вечности напомнит,о грядущем, о былом.(«Вечернее»)Концепт «аист». Аист - символ родного дома, мира, счастья, бла-гополучия в мировосприятии многих народов, в том числе русского имолдавского. Это отражено в русском и молдавском фольклоре, худо-жественной литературе. У Б. Мариана:Открылось мне, Я заведен, как старый патефон,что скудно я живу. верчусь пластинкой стертой,Поэт душой, повторяясь,я лишь чиновник в жизни, весь по графам анкетыразнесен,хоть средь своих неистовым слыву хотя единым целымпритворяюсьСпаси меня, Спаси меня,любовь моя к Отчизне! о, детства вольный аист!(«Открылось мне»)Как символ родного дома воспринимается аист и русскими поэтамидругих национальностей. Любопытный пример: горожанин Р. Ольшев-ский ностальгически упоминает символическую птицу, но не над сво-им, а над чужим домом (стихотворение посвящено Г. Виеру):Завидую товарищам моим,Которых ждет по праздникам деревня,Над низкой крышей аист, сладкий дым,Колодец возле дома и деревья.Однако в Молдавии аист имеет и другое символическое значение.Здесь все, независимо от национальности, знают старинную легенду,по которой аисты спасли защитников осажденной турками крепости,принеся им виноградные грозди. Легендарный аист стал символоммолдавского вина - животворящего напитка. Этот символ имеет впол-не определенное графическое воплощение: устремленная ввысь строй-ная, изящная птица, несущая виноградную гроздь. Как товарный знактакой аист присутствует на этикетке почти каждой бутылки молдавс-кого вина. Понятно, что этикеточный аист не мог не повлиять на фор-мирование концепта. Это отразилось, например, в стихотворении:Ушла любимая. Жена. Весь мир - вчера большой и светлый -С ним рядом женщина чужая. Стал и ничтожным, и чужим,Молчит, бутылку изучая, И все фальшиво, все не так,Где нет вина - и есть вина. Он вдруг увидел символ меткий - Не аист взмыл на этикетке,Жизнь воспарила в синий мрак!(А. Милях, «Искажение»)Концепт «осень». Осень в Молдавии изумительно красива. Но кон-цептуальность этого понятия связана, конечно, с уборкой винограда иизготовлением вина.Осень - заковыристая штука,Как вино, в ней есть и рай, и ад.(Виктор Сундеев, «Снова потянулись к югу птицы...»)Так естественно, что в поисках средств для создания художествен-ных образов в стихотворениях, посвященных этому времени года, по-эты обращаются именно к вину. Осень в Молдавии - это его ожиданиеи предвкушение. Вино содержит основание для сравнений, подсказы-вает метафоры, легко поддается метонимическим переносам.Финита лету... Еще покой надтреснутый с тобойНо еще тепло. и песнь сверчка отчаянная с нами.Еще паук по воздуху нисходит. Так пей же, пей напиток золотой,Еще сентябрь пресветлое вино подсиненный ночными холодами!по дня прожилкам истонченным.(Сергей Пагын, «Финита лету...»)Пала Империя Осень - лежит в руинах.В остовах скорбных ветер скулит и бормочет.Кровь ее стынет в тяжелых стреноженных винах,плоть растащили поэты - в кормушки для строчек.(Олеся Рудягина, «Пала Империя Осень»)В заключение - еще одно стихотворение с небольшим предвари-тельным комментарием к нему.Концепт, по определению, - единица ментальности, «язык связыва-ет людей в этническую общность через концепты». [6, с. 24]. Но, какпоказано в этой статье, концепты сближают и разные этносы, в част-ности, молдаван и людей разных национальностей, живущих в стра-не. Размывается ли, трансформируется ли в этом случае, так сказать,исконная ментальность последних? Русским поэтам, даже если ониродились здесь, «снятся березы», но и виноградники стали родными.Становятся ли они от этого «менее русскими»? Кажется, стихотворе-ние О. Рудягиной дает однозначный ответ на этот вопрос.Родина! Холмы, виноградники,Аисты, возвращающие веснуБудни твои, смуты и праздники,Как материнский характер, приму.Но в венах течет, никуда ведь не деться,Отцовская яркая, жаркая кровь:РУССКАЯ РЕЧЬ,И реченькой детства заветной -Вовек - неизбывна любовь.(Олеся Рудягина, «Родина! Холмы, виноградники»)
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 548
Ключевые слова
Концепт, Криково, вино, АистАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
1 Виноград и вино. Составитель М.А. Пелях. Кишинев, 1975.
2 Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1.
3 Корнеева А.Ю. О становлении когнитивной лингвистики как самостоятельной научной дисциплины // Русское слово в мировой культуре. Сб. докла- дов X конгресса МАПРЯЛ. Т. I. СПб., 2003.
4 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология. М., 1997.
5 Маклер С.Я. Песнь о виноградной лозе. Кишинев., 1976.
6 Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.
7 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
8 Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. Антология. М., 1997.

КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 2 (4).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3045