Монеты, приписываемые к чекану Савмака и Савлака, как пример диалога культур в Северном Причерноморье в понтийский период | Русин. 2022. № 67. DOI: 10.17223/18572685/67/2

Монеты, приписываемые к чекану Савмака и Савлака, как пример диалога культур в Северном Причерноморье в понтийский период

Наше внимание привлекли монеты, на аверсе которых оттиснута голова Гелиоса в профиль или анфас, а на реверсе размещены голова быка, цветок граната или крылатая молния, а также отчеканена легенда, в верхней строке которой читается «ВАН», «ВАНЛ» или «ВАНЛЕ», а в нижней - «IAY». Несмотря на многовековое исследование, до сих пор нет единой точки зрения по вопросу их атрибуции. Дело в том, что они малого размера и веса и изготовлены из сплава, подверженного коррозии. Эти монеты относят к чекану скифа Савмака, упомянутому в херсонесском декрете в честь Диофанта, а также к эмиссии гипотетического царя Колхиды Савлака, о котором ничего более не известно. Полагаем, что изучаемые монеты были отчеканены от имени Савмака. Мы попытались обосновать нашу точку зрения на иконографическом материале. Дело в том, что изображения, размещённые на лицевых и оборотных сторонах изучаемых монет, были знаковыми как для ираноязычных кочевников, так и для жителей эллинских полисов Северопричерноморского региона. Так, на их аверсе поместили изображения Гелиоса, в котором видели Митру-Гойтосира, чтимого не только в качестве общеиранского бога солнца и солнечного света, гаранта стабильности в кочевом мире, но и как одного из покровителей Митридатидов. Голова быка и цветок граната появились на монетах в знак уважения к элите Пантикапея и аристократии скифов-земледельцев, организовавших товарное производство продуктов сельского хозяйства, а также к жителям Фанагории. Полагаем, что крылатая молния являлась символом грозного бога грома и победы Веретрагны. Как видим, монеты Савмака являются ярким примером диалога культур, наблюдаемого в Северном Причерноморье и Таврике на рубеже II-I вв. до н. э., нашедшего своё отражение в религиозном и культурном сикретизме местных жителей, как эллинов, так и варваров.

Coins attributed to the Saumakos and Saulakos coinage as an example of the dialogue of cultures in the Northern Black Se.pdf Нас интересует проблема диалога культур в эпоху Античности, нашедшая своё отражение в памятниках нумизматики. Интерес к монетам в этом аспекте отнюдь не случаен. Ведь они служили не только средствами платежа, но и действенными орудиями пропаганды, предназначенными для информирования современников об идеологических новациях, а также о чаяниях правящих элит. И, в силу своей многочисленности, донести до нас исчерпывающую информацию о положении дел в выпустивших их государствах [1]. Не являются исключениями и нумизматические артефакты из Северного Причерноморья, что сделало их ценнейшим источником исторической информации. Причём есть все основания полагать, что новации в оформлении монет отражали все события не только в политической, но и культурной жизни региона. Попытаемся проиллюстрировать этот тезис на примере немногочисленной, но весьма интересной и все ещё до конца не изученной в полной мере группы нумизматических артефактов, выпущенных в Северном Причерноморье в начале понтийского периода его истории. Речь пойдёт о монетах с изображением Гелиоса в профиль и анфас на аверсе и с головой быка, цветком граната или с крылатой молнией на реверсе1 (рис. 1). В настоящее время их принято классифицировать следующим образом: Тип I Л.с.: Голова Гелиоса в лучевой короне вправо. О.с.: Голова быка вправо. Перед ней неясное изображение2. Над головой животного различимо «ВАН», под ней читается «IAYM» (рис. 1, 1-6). Есть основания для выделения двух подтипов этих монет. Для первого характерны частые лучи, расходящиеся от головы божества (рис. 1, 1, 2). На лицевой стороне выпусков второго выбивали голову Гелиоса с редкими лучами (рис. 1, 3-6). Для наглядности приводим реконструкции монет этих подтипов, предложенные А. фон Заллетом [44: 58] (рис. 1, 1) и П.О. Бурачковым [11: табл. XXV, 37] (рис. 1, 3). Судя по публикациям3, монеты этого типа чеканили в биллоне или бронзе. Их вес от 1,04 до 1,65 г. Монеты хранятся в собраниях Берлинского музея (рис. 1, 1, 2) и ГИМ (рис. 1, 3-6) [8: 131, № 1; 36: 88]. сі III 2022. № 67 16 Тип II Л.с.: Голова Гелиоса в лучевой короне вправо. О.с.: Цветок граната. Над ним читается «ВАИЛЕ» (рис. 1, 7, 8). Под изображением различимо «IAY» (рис. 1, 7-9). Монеты этого типа (2 экз.) известны в серебре4. Их вес 0,98 и 1,7 г. Они хранятся в собраниях Берлинского музея (рис. 1, 7, 8) и Музея Вани (рис. 1, 9) [8: 131, № 2; 37: 92]. Для наглядности приводим реконструкцию монеты этого типа, предложенную Т. и Г. Дундуа (рис. 1, 8). Тип III Л.с.: Голова Гелиоса в лучевой короне анфас. О.с.: Крылатая молния. Выше ее - «ВАН», ниже - «IAY» (рис. 1, 10, 11). Монеты этого типа чеканились из меди и, возможно, серебра5. Известные экземпляры весят 1,75 и 1,83 г. Они хранятся в собраниях Берлинского (рис. 1,10) и Британского музеев (рис. 1,11) [8:131,№ 3;37:95]. Все эти мо неты м алого р азиіе ріа веса . Каемеиого, ихізоотоеог и іо маіориалев,подооржонныхкоррозии.Такчто сыхранность большинства артефактов этой группы оставляет желать лучшего. Что крайне важно, т. к. легенда их реверса сохранилась фрагментарно. Точнее, Рис. 1. Монеты, приписываемые кчекану СавмакаиСавлака [11: табл. XXV, 37;18: табл. 1,1,2,5;26: табл. I, 1-3;36:89,92,95;41: 58]. уверенно читаются только указание на титул правителя в формах: «вАн» (см. рис. 1,1-3, 5,11), «ВАНЛ» (рис. 1, 9) или «ВАНЛЕ» (рис. 1, 7, 8). Ясно, что он был царём. Что же касается его имени, то на хо- История 17 рошо сохранившихся экземплярах различимы только три первые его буквы - «IAY». За ним следует символ, от которого сохранился только верхний уголок. Не ясно, «Л» это или «М» (рис. 1). Так что не стоит удивляться тому, что исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса об атрибуции этих монет. Ряд ученых приписывают их к чекану скифа Савмака [3: 84, № 1286а-б-в; 4: 101-102; 8: 130-140; 116: 220, № 13, табл. XXV, 37; 15: 585, табл. II, 43; 16: 2-23, рис. 2, 3; 19: 103; 20: 185, табл. XLII, 27-29; 45: 329-333], захватившему власть на Боспоре в 114/ 113 г. до н. э. [29: 135]. Он известен по херсонесскому декрету в честь Диофанта [25: № 8; 38: No. 352], которому удалось вернуть Боспор под эгиду понтийского государя. Действительно, Савмак мог организовать денежную эмиссию в период своего непродолжительного правления и задействовать монетные дворы Боспорского государства, способные выпустить художественно оформленные монеты [33: 78]. Однако столь же широко в научном мире распространена точка зрения, согласно которой их отчеканили с санкции неизвестного по письменным источникам колхидского государя Савлака [17: 69-81; 18: 199-203; 22: 203-204; 43: 150-153], царствовавшего в Колхиде во второй половине II в. или в третьей четверти I в. до н. э., одноименном государю, о котором писал Г. Плиний Секунд7 (Plin. NH., XXXIII, 52). И, действительно, паспортизированные находки этих артефактов происходят из района Сухуми [27: 6-8, табл. I, 1-3; 28: 13, № 1117]. Сразу же заметим, что не находим проблему атрибуции изучаемых монет умозрительной. Ведь ее разрешение позволит уточнить наши представления о ситуации в Северо-Восточном Причерноморье в конце II в. до н. э. А, точнее, основываясь на атрибуции монет на рис. 1, можно рассуждать о масштабе восстания Савмака или о царствовании колхидского государя Савлака, историчность которого обосновывается только на спорных трактовках памятников нумизматики. Мы попытались внести вклад в разрешение этой проблемы [35]. Допустили, что дальнейшие дискуссии по вопросу о прочтении легенды реверса вряд ли являются перспективными. Полагаем, что необходимо расширить круг привлекаемых источников. Принимая точку зрения В.А. Анохина, уместно обратить внимание на нумизматические памятники того времени, происходящие из Колхиды [5: 194-215; 9: 216-237; 19: 55-102]. Добавим, что весьма важны и сведения, приведенные в античных исторических трудах. Тем более, что события, произошедшие во II-I вв. до н. э., не могли не оставить свой след в древних хрониках (App. Mithr., 103, 114, 117; Flor., III, XL, 27). Действительно, в тот период времени правители Колхиды чеканили только реплики статерам Александра и Лисимаха из золотого сплава 18 g J Ml ci ii I 2022. № 67 различной пробы, причем оформленные в нарочито варварском стиле [5: 194-215; 9: 216-237; 19: 55-102]. Соглашаемся с мнением В.А. Анохина, что монеты с «IAY» на реверсе не могут быть отнесены с учетом этого обстоятельства к колхидскому чекану. Что же касается возможности их выпуска от имени Савлака, якобы правившего в Колхиде, то сведения о нем в античных письменных источниках отсутствуют. Правда, как допустил В.А. Анохин, он мог наладить свою эмиссию в краткий момент безвластия: после оставления Колхиды Митридатом VI Евпатором (121-63 гг. до н. э.) и до утверждения в ней режима римского господства [8: 140]. Однако мы знаем достаточно много о кавказских династах, оказавших сопротивление Помпею во время его похода на Боспор. О них писали Аппиан Александрийский (App. Mithr., 103, 114, 117) и Л. Анней Флор (Flor., III, XL, 27). Но в их числе Савлак не упомянут. Зато известно, что в Колхиде тогда правили Олтак и Ороз. Приходим к выводу, что привлёкшие наше внимание монеты были отчеканены на боспорских денежных дворах в период восстания Савмака. Полагаем, что следует обратить внимание на следующее обстоятельство. На аверсе драхм Аристарха, правителя Колхиды, возвеличенного Гн. Помпеем Магном, выбита голова мужчины в лучевой короне [41: 83-95]. Но это портрет не новоявленного государя, ведь царём он не являлся, а его римского покровителя [37: 108-109]. И лучевая корона украшает его голову не как знак царской власти, а как дань религиозным традициям. Но, ad rem. Обратим внимание на оформление монет. Попытаемся выявить причины, побудившие Савмака выпустить столь оригинально и разнообразно оформленные монеты. Начнём с изображения Гелиоса на аверсе. В настоящее время принято считать, что на монетах изобразили божество, традиционно почитаемое в Колхиде [8: 138]. Этот довод подтверждает выводы тех ученых, которые вслед за К.В. Голенко [17: 69-81; 18: 199-203] готовы прочитать на изучаемых монетах имя Савлака. Но вряд ли его можно признать справедливым. Ведь солнечного бога в лучевой короне почитали в Северном Причерноморье и в Таврике. Обратим внимание на фразу из «Географии» Страбона: «ті^шаі б£ каі ''НАіоѵ, оѵ каАоиаі ШѲрпѵ» (Strabo, XV, 3, 13) - «поклоняются Гелиосу, кого они называют Митрой». Речь шла о персах. Однако есть все основания считать Митру общеиранским богом солнца и солнечного света [23: 24-27, 30; 24: 94, 95, 98, 99]. Известно, что в Ахеменидском Иране его отождествляли с Аполлоном и Гелиосом [23: 62]. Причем скифы почитали его как Гойтосира. Имя этого божества - один из эпитетов Митры - «могучий пастбищами» [24: 88]. И что История 19 самое интересное, его чтили как гаранта стабильности в кочевом мире [23: 27]. Так что активизация почитания Митры в периоды кризисов вполне объяснима. Находим последнее обстоятельство крайне важным. Дело в том, что в Ольвии в конце III в. до н. э. были выпущены триоболы с головой Гелиоса анфас [2: № 446-448] и перечеканены тетрахалки 320-230 гг. до н. э. - на них наложены сочленённые контрамарки: изображение Гелиоса анфас и протомы коней с сокращением этни-кона8 «ОЛ» (рис. 2) [2: № 449; 7: 45; 31: 90, 128-131, № 820, 1427, 1453, 1457, 1475, табл. 50, 6, 75, 16, 77, 5, 78, 5]. В конце III - в начале II в. до н.э. в Ольвии контрамаркировали дидрахмы, драхмы и гемидрахмы. На них появились надчеканки: «голова Афины» и «голова Гелиоса» в профиль [2: № 452, 454, 455, 467; 7: 45; 31: 153-156, № 1871, 1873, 1874, 1881, 1885, 1891, 1892, 1901, табл. 87, 16, 88, 2, 3, 8]. В.А. Анохин объяснял появление этих обозначений активизацией контактов между торговыми элитами о. Родоса и Ольвии [7: 46]. Но вряд ли это побудило бы контрамаркировать разменные бронзы, обращавшиеся только в Ольвии и в её ближайшей округе. Мы же, в свою очередь, допустим, что надчеканивание монет изображением Гелиоса, которое, по справедливому мнению В.А. Анохина, не имело финансового смысла [7: 45], было проведено для умиротворения северопричерноморских варваров [12: 177-227], видевших в Гели-осе чтимого ими Митру-Гойтосира, который, как уже было сказано выше, был гарантом стабильности в кочевом мире [23: 27]. Этим же обстоятельством оіедуетобъяснятьпоявление на ольвийских монетах контромарки - протомы коней (рис. 2). Так что у жителей региона не должно было вояоаяаььсемялоий ееом,чяо онл испвльтуютмооеты с изображением почитаемого варварами божества. Опетево леоОходимым сбрптияь ситтвниочитателя я от снл-дующий аспект. Изображения Гелиоса в профиль известны на дихалках Херсонеса, выпущенных в понтийский период [2: № 804; 32: 77, рис. 1, 2]. Ранее мы предположили, что имеем дело с фактом Рис. 2. ТетрахалкОльвииснадчеканками. Нааверсе - голова Гелиоса анфас, на реверсе - двепротомыконяи«ОЛ»[39]. 20 g J Ml ci ii I 2022. № 67 распространения в регионе культа нового божества, ни ранее, ни позже не чтимого на столь высоком уровне [33: 77]. То же можно сказать и об уникальной драхме Горгиппии, на аверсе которой также выбита голова Гелиоса в профиль [2: № 1202; 33: 77, рис. 1, 1]. Эти монеты также могли отчеканить на заре понтийской эпохи [33: 77]. Полагаем, то изображение Гелиоса в профиль, в котором скифы видели Митру-Гойтосира, могло появиться также и как дань уважения Митридатидам, чтившими его как одного из своих покровителей [30: 87-89]. Так что не стоит удивляться тому, что и на аверсе монет Савмака I и II типов отчеканена голова Гелиоса в профиль. Как мы уже заметили ранее, его появление на монетах Горгиппии, Херсонеса и вышеупомянутого государя может быть объяснено их стремлением оказаться в фарватере понтийской политики. Причем Савмак рассчитывал на то, что он станет царем Боспора, зависимым от Митридата VI Евпатора Диониса [33: 78]. Но, как помним, известны монеты этого государя, на аверсе которых выбита голова Гелиоса анфас. Полагаем, что их также оформили с учетом запросов варварского населения региона. Ведь не случайно это изображение присутствует на серебре и бронзе Ольвии III-II вв. до н. э. (см. рис. 2) [2: № 446-449; 7: 45; 31: 90, 128-131, № 820, 1427, 1453, 1457, 1475, табл. 50, 6, 75, 16, 77, 5, 78, 5]. Как видим, Савмак наилучшим образом учел потребности жителей Северопричерноморского региона, как эллинов, так и варваров. Перейдём к изображениям на реверсе. Начнем с монет типа I. На их реверсе отчеканена голова быка вправо (см. рис. 1, 1-6). Причина её появления вполне ясна. Дело в том, что это изображение свойственно выпускам ранним Феодосии, Фанагории и Пантикапея. Но куда важнее то, что голова быка известна на аверсе тетрахалков 165-155 гг. до н. э., выпущенных в столице Боспорского государства [2: № 1070]. На реверсе этих монет оттиснуты колос и плуг, а также сокращение этникона «ПА№. Как видим, голова быка считалась одной из аллегорий земледелия. Так что ее появление на монетах Савмака может быть истолковано как дань уважения не только элите Пантикапея, но и аристократии скифов-земледельцев, организовавших товарное производство продуктов сельского хозяйства. Заключаем, что монеты Савмака с головой быка на реверсе были отчеканены в столице Боспорского государства. Добавим также, что бык был одним из символов Митры. Не случайно изображение тавроктонии размещали в каждом митреуме. Полагаем, что это обстоятельство также было учтено при оформлении монет типа I. История 21 Мы находим этот тезис весьма перспективным и плодотворным. Дело в том, что на реверсе монет Савмака типа II отчеканен цветок граната. А его в Боспорском государстве размещали только на монетах Фанагории. Причем последняя их серия, судя по низкопробности серебряного сплава, была отчеканена без поддержки понтийских властей [31: 533-534, рис. 2, 3, 4]. Полагаем, что магистраты Фанагории, поддержав Савмака, санкционировали размещение на реверсе монет знакового символа - цветка граната. Но перейдём к монетам типа III. Как уже было сказано выше, на их реверсе отчеканена крылатая молния. Да, в ней есть основания видеть символ Зевса. Однако заметим, что молния впервые появилась на царских бронзах Левкона II (240-220 гг. до н. э.). Речь идет о его тетрахалках, на аверсе которых выбита голова Афины [2: № 1268]. Но молния не являлась ее символом. Следовательно, она могла появиться на монетах Савмака как дань уважения к иной, неэллинской традиции. Действительно, древние иранцы считали молнию символом грозного бога грома и победы Веретрагны. Они верили, что тот мечет стрелы молний, уничтожая врагов и даруя царю победу. А правителей, в свою очередь, они считали земными, победоносными воплощениями этого бога [23: 53]. Полагаем, что по той же причине молния могла появиться и на монетах Савмака. Ведь ему нужно было пропагандировать не только божественную поддержку, но и свои полководческие дарования. Вполне возможно, что монеты типа III чеканили на царском монетном дворе, обслуживавшем потребности находящейся в походе армии. Итак, полагаем, что Савмак, захватив власть на Боспоре, организовал эмиссию своих денег со знаковой символикой, хорошо известной, ясной и чтимой жителями как боспорских полисов, так и варварскими народами Северного Причерноморья и Таврики. Причем было сделано все, чтобы сплотить население Боспора вокруг Савмака, который позиционировал себя как ставленник богов, готовых оказать ему действенную поддержку в борьбе с врагами, и, кроме того, как гарант стабильности в регионе. По этой причине на монетах появились не только изображения почитаемых варварами богов и их символы, но также и знаковые обозначения, характерные для полисных эмиссий9. Есть все основания полагать, что мы имеем дело с тщательной продуманной и безупречно проведённой в жизнь пропагандисткой компанией. И, определенно, Савмак воспитывался при боспорском дворе. Мы находим эти обстоятельства крайне важными. Дело в том, что в процессе обоснования этого тезиса мы изучили и т. н. монету Савла-ка, найденную в 2006 г. близ Феодосии, на территории селища Куру Баш10 (рис. 3) и опубликованную А.В. Гавриловым и И.В. Шоновым [14: 31-33; 36: 253, рис. 255]. На её аверсе оттиснута голова Афины в коринфском шлеме вправо, а на реверсе выбита развёрнутая влево лежащая птица, голова которой обращена назад. Сверху и снизу она обрамлена надписью (ВАІІ)Л(Е) IAYAAKOY (рис. 3). Как видим, монета оформлена не в стиле выпусков Савмака. Од-паввАФ. Гаврплопо С.В. Шбнппнпстаивпют нстом,етс все они Сыли отчеканены одним государем. По их мнению, Савлаком. У нас есть веские основания усомниться в подлинности этой монеты Савлака.Ведь надпись.размещённая наеё регерсм.нудя по стилистике, не могла быть оформлена в Колхиде в тот период. Обратим внимание на написание букв, особенно «К», «Л» и «Y» (см. рис. 3). На драхмах 22 g J Ml ci ii I 2022. № 67 Аристарха они переданы куда аккуратнее [37: 108-109; 41: 83-95]. Столь же неординарны и изображения на артефакте из Куру Баш.Трудно объяснить по-Рис. 3. Гипотетическая монета Савлака явление на его аверсе Афины. [8: рис. 1; 14: 31; 35: рис. 255]. А развёрнутая влево лежащая отлцо, голова которой обраще-гамнзгд, гак огновойэломмнтофэрмления реверса, не характерна для выпусков Северного Причерноморья эллинистического периода [2]. Рассуждения В.А. Анохина о том, что она появилась на монете как дась лерексертееу до Снанитле кувьтупивнодьіо и птио [Л С40], нельзя признать убедительными. Ведь, как помним, происходящие из Колхиды подражания статерам стилизованы до гротескности [5: іеО-2НО;М:А06-2Н7;ТО:5НьіС2(. Да а поив,нечиталмтогюу ултмльпо в Сванетии. Полагаем, что речь должна идти об искусно состаренном фантазийном новоделе, изготовленном для обмана незадачливых коллекционеров11. Итак, в ходе исследования были выявлены и объяснены новации п офоемлении мпнет емвнакн, что огзпппиыл ^^еші^^н нмосленить на нумизматическом материале диалог культур в Северном Причерноморье на рубеже II-I вв., но и уточнить современные представ-ооеея е оелиточеееей неоеим негиони ытегпппикн. Млк внднмште монеты Савмака являются ценнейшим источником исторической ннп^Нз^^е^ни. История 23 Список сокращений АВ - Археологические вести (Санкт-Петербург); ВДИ - Вестник древней истории (Москва); МАИАСП - Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья (Нижневартовск); МИА - Материалы и исследования по археологии СССР (Москва, Ленинград); НСб. - Нумизматический сборник (Москва); ZfN - Zeitschrift fur Numismatik (Berlin). ПРИМЕЧАНИЯ 1. Изображения монет на рис. 1 опубликованы А. фон Заллетом [44: 58], П.О. Бурачковым [11: табл. XXV, 37], А.В. Орешниковым [27: табл. I, 1-3], К.В. Голенко [18: табл. I, 1, 2, 5], а также Т. и Г. Дундуа [37: 89, 92, 95]. 2. Вполне возможно, что это монограмма или тамга. К сожалению, разобрать это обозначение на известных нам экземплярах не представляется возможным. 3. По данным В.А. Анохина, «точный анализ» сплава, из которого были изготовлены монеты этой группы, не проводился [8: 133]. Так что сведения о материале, пошедшем на их производство, неточны, и, вполне возможно, будут уточнены в обозримом будущем. 4. Проба также не установлена [8: 133]. 5. Эти данные приведены в публикациях [37: 95]. Хотя изучение состава сплава не проводилось [8: 133]. 6. А.Л. Бертье-Далагард заметил, что на реверсе этой монеты «надписи не приметны» [10: 27]. 7. Ограничимся приведением фрагмента текста Г. Плиния Секунда, в котором упомянут царь Колхиды Савлак: «...iam regnaverat in Colchis Saulaces Aetae suboles, qui terram virginem nactus plurimum auri argentique eruisse dicitur in Suanorum gente, et alioqui velleribus aureis incluto regno. et illius aureae camarae, argenteae trabes et columnae atque parastaticae narrantur vicate Sesostri, Aegypti regi tam superbo, ut prodatur annis quibusque sorte reges singulos e subiectis iungere ad currum solitus atque ita triumphare!» (Plin. NH., XXXIII, XV, 52) - «У колхов уже царствовал потомок Ээта Савлак, который, как говорят, получив нетронутую землю, добыл много золота и серебра у племени суанов и вообще в царстве, славном золотым руном. И рассказывают, что у него после поражения египетского царя Сесотриса были золотые потолки, серебряные стропила, колонны и пилястры». То есть этот государь являлся современником и противником некого фараона Сесостриса. Очевидно, что речь идёт о собирательном образе правителя Египта, ведшего завоевательные войны. Подробнее о Сесострисе 24 рая Ml vf < ci ii I 2022. № 67 см.: [21]. Подчеркнём, что сведения о позднейшем Савлаке отсутствуют в античных источниках исторической информации. 8. Изображение этой монеты опубликовано в каталоге аукциона № 15 фирмы «Munzen & Medaillen GmbH» [42]. 9. Подобная ситуация сложится на Боспоре после гибели Скрибония (21/20-17/16 гг. до н. э.) [34: 710-733]. 10. По [8: рис. 1; 14: 31; 36: рис. 255]. 11. Полагаем, что с учётом этого обстоятельства А.В. Гаврилов, публикуя в 2010 г. нумизматические материалы из селища Куру Баш, не счёл необходимым упомянуть привлёкшую наше внимание монету [13].

Ключевые слова

диалог культур, Савмак, Боспор, нумизматика, археология, история

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чореф Михаил МихайловичНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогокандидат исторических наукchoref@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Weil R. Konig Saumakos // ZfN. 1881. Bd. VIII. S. 329-333.
SLG. J.-P RIGHETTI, TEILIVSARMATIEN. OLBIA. URL: https://www.acsearch.info/search.html?id=194212 (дата обращения: 01.07.2021).
Von Gutschmid A. Saulakes, Konig von Kolchis // zfN. 1876. Bd. III. S. 150-153.
Von Sallet A. Zur griechischen Numismatik // ZfN. 1876. Bd. III. S. 47-60, 132-140, 240-252. Tf. II.
Pataridze M. Aristarchus, the Ruler of Colchis (Numismatic Research) // Pro Georgia. 2019. T. 29. P 83-95.
McGing B. (ed.). Appian Roman History. Vol. II. Cambridge: Harvard University Press, 1912. 500 p. (The Loeb Classical Library).
Page T.E. (ed.). The Geography of Strabo. Vol. VII. London: William Heinemann; New York: G.P Putnam's Son, 1930. 410 p. (The Loeb Classical Library).
Latyschev B. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. I. Petropoli: Societatis Archaeologicae Imperii Russici, 1916. 594 p.
Dundua T., Dundua G. Catalogue of Georgian Numismatics. Tbilisi: Meridian Publishers, 2018. 395 p.
Чореф М.М. Савмак или Саулак: к вопросу об атрибуции монет с «IAY» на реверсе // АВ. 2021 (в печати).
Шонов И.В. Монетная чеканка правителей Боспора VI - I вв. до н. э. Симферополь: ИП «АРИАЛ», 2019. 478 с.
Чореф М.М. Монеты Пантикапея и Фанагории третьей четверти I в. до н. э. как источник исторической информации // МАИАСП. 2020. № 12. С. 710-733. DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00023.
Чореф М.М. Монеты боспорского и херсонесского чекана с изображением Гелиоса на аверсе как источники исторической информации // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 5. С. 75-82.
Сапрыкин С.Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. Москва; Тула: Гриф и К, 2009. 426 с.
Фролова Н.А., Абрамзон М.Г Монеты Ольвии в собрании Государственного исторического музея. Каталог. М.: РОССПЭН, 2005. 360 с.
Чореф М.М. К вопросу о дешифровке монограмм на боспорских монетах эпохи Митридата VI Евпатора Диониса // МАИАСП. 2016. № 8. С. 523-562.
Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Государство греков и варваров в Причерноморье. М.: Наука, 1996. 348 с.
Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Баку: АН АзССР, 1949. Вып. IV. 116 с.
Орешников А. Экскурсы в область древней нумизматики черноморского побережья. М.: Синодальная Типография, 1914 (НСб. Т. III). 38 с.
Кузьмина Е.Е. Опыт интерпретации некоторых памятников скифского искусства // ВДИ. 1984. № 1. С. 93-108.
Макаров И. IOSPE3 III. Надписи Херсонеса и его окрестностей. URL: https://iospe.kcl.ac.uk/corpora/chersonesos/index-ru.html (дата обращения: 25.08.2021).
Немировский А.И., Дашкова М.Ф. (ред.). Луций Анней Флор - историк древнего Рима. Воронеж: Воронежский университет, 1977. 168 с.
Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М.: Наука, 1977. 159 с.
Капанадзе Д.Г Несколько добавочных замечаний по поводу статьи К.В. Голенко «О монетах, приписываемых Савмаку» // ВДИ. 1951. № 4. 203-204.
Иванчик А.И. Античная традиция о фараоне Сесострисе и его войне со скифами // ВДИ. 1999. № 4. С. 4-3.
Зограф А.Н. Античные монеты. М.; Л.: АН СССР, 1951. 313 с. (МИА. Вып. 16).
Голенко К.В. О монетах, приписываемых Савмаку // ВДИ. 1951. № 4. С. 199-203.
Дундуа Г.Ф. Нумизматика античной Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 214 с.
Голенко К.В. Еще раз о монетах, приписываемых Савмаку // ВДИ. 1963. № 3. С. 69-81.
Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: АН СССР, 1949. 624 с.
Гайдукевич В.Ф. Еще раз о восстании Савмака // ВДИ. 1962. № 1. С. 3-23.
Гаврилов А.В., Шонов И.В. Монета Савлака с укрепления Куру Баш близ Феодосии // Пятнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция, Санкт-Петербург, Гатчина 16-21 апреля 2007 г.: тезисы докладов и сообщений. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. С. 31-33.
Виноградов Ю.Г Политическая история Ольвийского полиса VI-I вв. до н.э.: Историко-эпиграфическое исследование. М.: Наука, 1989. 288 с.
Гаврилов А.В. Нумизматический материал селища Куру Баш (лагерь) и некоторые вопросы истории Феодосии конца II-I вв. до н. э. // Stratum plus. 2010. № 6. С. 141-157.
Бертье-Делагард А.Л. Поправки общего каталога монет П.О. Бурачкова. М.: О.О. Гербек, 1907. 46 с.
Бурачков П.О. Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней Южной России. Ч. I. Одесса: А. Шульце, 1884. 261 с.
Анохин В.А. Монеты царей Колхиды (подражания статерам лисимаховского типа) // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 216-237.
Анохин В.А. Монеты Савмака и Савлака // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: Сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 130-140.
Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев: Наукова думка, 1986. 223 с.
Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 1989. 128 с.
Анохин В.А. История Боспора Киммерийского. Киев: Одигитрия, 1999. 249 с.
Анохин В.А. Кавказские подражания статерам Александра Великого // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 194-215.
Анохин В.А. Античные монеты Северного Причерноморья. Киев: Стилос, 2011. 326 с.
Анохин В.А. Дополнения к Каталогу «Античные монеты Северного Причерноморья» // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 58-92.
Абрамзон М.Г Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.: ИА РАН, 1995. 656 с.
 Монеты, приписываемые к чекану Савмака и Савлака, как пример диалога культур в Северном Причерноморье в понтийский период | Русин. 2022. № 67. DOI: 10.17223/18572685/67/2

Монеты, приписываемые к чекану Савмака и Савлака, как пример диалога культур в Северном Причерноморье в понтийский период | Русин. 2022. № 67. DOI: 10.17223/18572685/67/2