Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала ХIII в | Русин. 2010. № 4 (22).

Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала ХIII в

Подобно византийским императором и правителям славянских государств на Балканах древнерусские князья, а затем и молдавские господари проявляли постоянную заботу о приобретении высокочтимых христианских реликвий и прежде всего чудотворных икон.Ко времени Романа Мстиславича относится появление в Галицко-Волынской Руси особо почитаемой чудотворной иконы Холмской Богородицы, неоднократно привлекавшая к себе внимание исследователей. Ко временам Романа Мстиславича, вероятно, относятся появление в Галиче еще одной христианской святыни - византийской мозаичной иконы Богоматери Агиосоритиссы, ныне хранящейся в монастыре Ордена клариссинок под Краковом. Из Галицко-Волынской Руси происходит еще одна высокочтимая чудотворная икона, известная ныне как Ченстоховская икона Божией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой и относящаяся к иконографическому типу Богородицы Одигитрии, ченстоховская икона, ныне является одной из главных святынь в Польше, почитаемой как католиками, так и православными

Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала ХIII в.pdf Возникшее в южных пределах древней Галицкой земли Молдав-ское государство на протяжении нескольких веков оставалось надеж-ным оплотом культурно-религиозных традиций местного православ-ного населения. Молдавия долгое время также помогала сохранятьправославие на древнерусских землях, вошедших в состав соседнихкатолических держав. Каноническая связь галицкого и закарпатскогодуховенства с Молдавской православной церковью сохранялась и по-сле введения Брестской церковной унии. Вплоть до ХVIII в. многиегалицкие и мукачевские православные иерархи получали поставле-ние в Молдавии1.Подобно византийским императорам и правителям славянскихгосударств на Балканах древнерусские князья, а затем и молдавскиегосподари проявляли постоянную заботу о приобретении высокочти-мых христианских реликвий и прежде всего чудотворных икон.Вероятно, ко времени Романа Мстиславича относится появлениев Галицко-Волынской Руси особо почитаемой чудотворной иконыХолмской Богородицы, неоднократно привлекавшей к себе вниманиеисследователей2. После Второй мировой войны этот образ считалсяутраченным. Несколько десятилетий икона тайно хранилась в семьепоследнего настоятеля Холмского кафедрального собора РождестваБогородицы о. Гавриила Коробчука. В 1996 г. она в сильно повреж-денном виде поступила на реставрацию в Музей волынской иконыв Луцке, а в 2000 г. была передана в этот музей на вечное хранение3.Образ Холмской Богородицы относят к числу выдающихся про-изведений константинопольской иконописной школы, выполненныхпервоклассными мастерами. По своему художественному уровнюхолмская икона может быть сравнима со знаменитым образом Вла-димирской Божией Матери. Точное время ее создания неизвестно. ВХолм икона попала, очевидно, при Данииле Романовиче, перенесшемее сюда из Галича4.Сам Даниил Романович с еще большей энергией продолжил дея-тельность своего отца, стремясь сосредоточить в Холме - новой сто-лице Галицко-Волынской Руси - священные реликвии со всех под-контрольных ему территорий. Галицко-Волынская летопись отмечает,что построенную в Холме соборную церковь Иоанна Златоуста Дани-ил «Оукраси же иконы, еже принесе ис Киева, каменьемъ драгымъ,и бисеромъ златымъ - и Спаса, [и] пречистое Богородице, ижеемоу сестра Федора вда из монастыря [святого] Федора; иконыже прине[се] изо Оуроучего Оустретенье от отца его» (очевидно,Мстислава Удалого, тестя Даниила. - А.М.)5.Упомянутую в этом сообщении икону Пресвятой Богородицы изФедоровского Вотча монастыря в Киеве иногда отождествляют сХолмской иконой Божией Матери, полагая, что она была создана ипринесена на Русь еще в первой половине ХII в. или даже ранее и,прежде чем попасть в Холм, более столетия пребывала в Киеве6. Од-нако ряд иконографических особенностей Холмской Богородицы за-ставляет нас усомниться в этом.На холмской иконе представлен поясной образ Марии, относящий-ся к типу Богородицы Дексиократусы: Мария держит полулежащегомладенца Иисуса на своей правой руке повернутым к зрителю в пол-оборота; Иисус в свою очередь в левой руке держит свиток, а правойсовершает благословение, стопа его левой ноги обнажена и обращенак зрителю. Поза полулежащего младенца служит прообразом страстейХриста во гробе и символизирует его предназначенность жертве7.Согласно исследованиям Н.П. Кондакова, иконографический типБогородицы Дексиократусы происходит от Нерукотворного образаДевы Марии из церкви Пресвятой Богородицы в Диосполе (Лидде)близ Иерусалима8. По преданию, Богоматерь, пребывая в Лидде, во-шла в храм и прислонилась там к столбу, после чего ее лик чудес-ным образом запечатлелся на камне. Язычники и иудеи неоднократнопытались спилить лик Богородицы, но он вновь и вновь появлялсяна прежнем месте. Исходя из этого сказания, объясняется обратнаяиконография Марии, держащей младенца в правой, а не в левой руке9.Значительное количество образцов подобной иконографии извест-но в христианском искусстве ХIII в., прежде всего, в коллекции иконмонастыря Св. Екатерины на Синае, где, как и на холмской иконе,младенец Иисус изображен полулежащим на правой руке Богороди-цы, и его обнаженная левая стопа обращена к зрителю. На рубеже ХII- ХIII вв. такой иконогра-фический тип получает рас-пространение на Балканах,что было связано с деятель-ностью св. Саввы Сербско-го. По мнению О.Е. Этин-гоф, наибольшее сходствообраз Холмской БожиейМатери обнаруживает имен-но с сербскими иконамиБогородицы ДексиократусыХIII в.10 Исследовательницауказывает и еще одну бли-жайшую параллель - икону«Богоматерь с младенцем»из греческого монастыря Св.Нила Россанского в Гротта-феррате близ Рима, создан-ную ок. 1200 г., вероятно,одновременно с холмскойиконой Божией Матери; обеони восходят к константино-польским образцам, проис-ходящим из одной среды11.Богоматерь АгиосоритиссаНачало ХIII в. Мозаичная икона. Кон-стантинополь (?).Церковь Св. Андрея монастыря Орденаклариссинок (Краков, Польша).42 2010, № 4 (22)Ко временам Романа Мстиславича, вероятно, относится появлениев Галиче еще одной христианской святыни - византийской мозаичнойиконы Богоматери Агиосоритиссы, ныне хранящейся в монастыреОрдена клариссинок под Краковом. Согласно монастырской легенде,записанной в ХVIII в., икона была первоначально принесена в Га-лич из Константинополя и затем досталась правившему там в 1214-1221 гг. (с перерывами) венгерскому королевичу Коломану12.Точнее говоря, обладательницей иконы стала жена Коломана Са-ломея, дочь малопольского князя Лешка Белого. После смерти мужаСаломея приняла монашество и стала активным членом недавно соз-данного Ордена св. Клары Ассизской - Второго (женского) Орденафранцисканцев. С помощью Саломеи в Польше было основано не-сколько монастырей клариссинок, сначала в Сандомирце, а затем вСкали под Краковом. После смерти Саломеи в 1268 г., согласно еезавещанию, икона Богома-тери Агиосоритиссы вместес другими ценностями сталасобственностью монасты-ря клариссинок под Крако-вом13.Из Галицко-ВолынскойРуси происходит еще однавысокочтимая чудотворнаяикона, известная ныне какЧенстоховская икона Бо-жией Матери. Написанная,по преданию, евангели-стом Лукой и относящаясяк иконографическому типуБогородицы Одигитрии,ченстоховская икона нынеявляется одной из главныхсвятынь в Польше, почитае-мой как католиками, так иправославными. Из-за тем-ного оттенка лика Ченсто-ховская Богородица такжеизвестна как «Черная Ма-донна». В настоящее времяикона хранится в монастыреЯсная Гора (Jasna Góra) Ор-дена св. Павла Отшельника(Орден паулинов), расположенном в г. Ченстохова Силезского воевод-ства14.О времени создания ченстоховской иконы в литературе высказы-ваются самые разные предположения. Большинство исследователейсходятся на том, что икона создана в Константинополе в ХII - пер-вой половине ХIII в., хотя иногда предлагаются и более ранние да-тировки. Достоверно история иконы прослеживается с конца ХIII в.,когда галицко-волынский князь Лев Данилович перенес ее в городБелз. Здесь святыня прославилась многочисленными чудесами. По-сле завоевания поляками Галицко-Волынской Руси князь ВладиславОпольский в 1382 г. перенес икону на Ясную Гору около Ченстоховы,во вновь построенный монастырь паулинов. С этого времени иконаполучила свое нынешнее название15.По мнению А.И. Рогова, первоначальное появление этой иконы наРуси могло быть связано с пребыванием в Галицкой земле византий-ского императора Алексея III Ангела, бежавшего из Константинополяв 1203 г.16Нам представляется, что появление в Галицко-Волынской Руситрех упомянутых произведений высокого византийского искусстваХII - начала ХIII в. следует связывать с женитьбой князя РоманаМстиславича на византийской принцессе Евфросиние-Анне, дочериимператора Исаака II и племяннице императора Алексея III 17. При-бывшая в Галич в самом начале ХIII в. царевна Евфросиния привезлас собой богатое приданное, среди которого наряду с чудотворнымиобразами Божией Матери оказались также мощи высоко чтимого вхристианском мире св. Онуфрия Великого18.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Головацкий Я. Карпатская Русь (историко-этнографический очерк) // усин. Международный исторический журнал. 2008. № 3-4 (13-14). С. 251;
Суляк С. Русины: этапы истории (часть 1) // Там же. 2005. № 1. С. 54-56. .
См., например: М.В. Город Холм и его древняя святыня чудотворная кона Божьей Матери. Варшава, 1882; Будилович А. Холмская чудотворная кона Божьей Матери. Варшава, 1892; Гербачевский Ф. Русские древности и амятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлец- ой губерний). Варшава, 1892. С. 21-23.
Романюк О. Чудотворна ікона Холмської Богородиці: повернення з не- уття. Луцьк, 2003. .
См.: Александрович В. Холмська ікона Богородиці. Львів, 2001 (Історичні а культурологічні студії. Т. І);
Міляєва Л. Ікона Холмської Богоматері (стан береженості, іконографія, списки) // Студії имстецтвознавчі. Київ, 2004. Ч. 4
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины ХIII века в оссии. М., 2005. С. 164-169, 618-621. . ПСРЛ. М., 2000. Т. II . Стб. 844.
Петров Н.И. Альбом достопримечательностей церковно-археоло- ического музея при императорской Киевской Духовной академии. Вып. II . Южнорусские иконы. Киев, 1914. С. 13;
Пуцко В.Г. Білгородська грив- а // Старожитності Русі - України. Збірник наукових праць. До 70-річчя М. Брайчевського. Київ, 1994. С. 195-197; Квасюк А., Романюк О. 1) олмська чудотворна ікона Божої Матері, повернення з небуття // Пам'ятки акрального мистецтва Волині на межі тисячоліть. Мат-ли VІІ міжнарод. аук. конф-ції з волинського іконопису. Луцьк, 2000; 2) Перший етап еставрації та досліджень чудотворної Холмської ікони Божої Матері // Са- ральне мистецтво Волині. Мат-ли ІХ міжнарод. наук. конф-ції. Луцьк, 2002;
іляєва Л. Ікона Холмської Богоматері...
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины ХIII века в оссии. С. 167.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. II . С. 275, 277-278.
Grabar A. L'art de la fin de l'Antiquité et du Moyen Âge. Paris, 1968. Vol. . P. 529-534.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины ХIII века в оссии. С. 168-169.
Там же. С. 620.
Подр. см.: там же. С. 169-170, 622-623.
Stoksik J. Powstanie i późniejszy rozwój uposażenia klasztoru klarysek w rakowie w XIII i XI V wieku // Rocznik Krakowski. Kraków, 1961. T. XXX V; ieniarzówna J., Wyrozumski J., Malecki J. M., Mitkowski J. Dzieje Krakowa: raków do schyłku wieków średnich. Kraków, 1992. S. 124-125.
Pasierb J. St., Samek J., Michlewski J., Rosikoń J. The Shrine of the Black adonna at Czestochowa. Warszawa, 1980; Pasierb J. St., Samek J. Skarby Jasnej óry. Warszawa, 1983. S. 210.
Tomkowicz S. Obraz Matki Boskej Chęstochowskiej // Prace Komisji istorii sztuki PAU. 1930. T. 4; Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери ак памятник византийско-русско-польских связей // Древнерусское искус- тво. Художественная культура домонгольской Руси / Редкол.: В. Н. Лазарев др. М., 1972;
Biskupski R. Ikony w zbiorach polskich. Warszawa, 1991. S. 34.
Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери С. 317.
См.: Майоров А.В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко- олынской Руси: княгиня и монахиня // Древняя Русь: вопросы медиевисти- и. 2010. № 1 (39).
См.: Майоров А.В. Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Велико- о в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе // Русин. Международный сторический журнал. 2010. № 3.
 Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала ХIII в | Русин. 2010. № 4 (22).

Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала ХIII в | Русин. 2010. № 4 (22).