Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XI V-XVII вв.) | Русин. 2010. № 4 (22).

Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XI V-XVII вв.)

В статье рассматривается возникновение в 1370-х гг. Молдавского торгового пути (как альтернативы Татарскому), типичные наборы транзитных восточных товаров (XIV - XV вв.); изменения ассортимента товаров и переход на торговлю КРС, которая составила 2/3 государственных доходов (XV1 в.); упадок торговли из-за казачьих походов и войн (1595-1612; 1648-1672), что вызвало перенесение торгового пути в Трансильванию.

Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XI V-XVII вв.).pdf Экономический фактор лежал и лежит в основании процветаниякаких-либо территорий. В экономической жизни каждой страны, всехгосударств существенную роль всегда выполняли институты обмена,занимавшиеся через торговлю дистрибуцией товаров и услуг. Зна-чительное место среди товаров все время занимали дефицитные илюксусные, которые доставлялись из других государств торговымипутями. Среди них ведущую роль для Центральной и Юго-ВосточнойЕвропы (вероятно, благодаря деятельности Владислава Опольского)занимал Молдавский торговый путь, который проходил через тер-риторию Молдавии, очевидно, не позже, чем с 1380-х гг.1 Контрольпутей давал государству доступ не только к товарам, но и доходам,составляющим основу государственной казны. Поэтому в концеХIV в. Польша, став сюзереном Молдавии, в значительной мере взялапод контроль Молдавский торговый путь.Благодаря политическим отношениям, по нашей гипотезе, ассор-тимент товаров, роль и функциональная нагрузка пути менялись современем. Если в последней трети XI V в., благодаря появлению Мол-давского княжества, которое через Буковину (Сучава - Черновцы)граничило с Польшей, восстановились предыдущие торговые контак-ты, прерванные татарами, то XVI в. запечатлелся в истории Польшии Молдавии благодаря интенсивным торговым отношениям, кото-рые проходили через Северную Буковину, граничащею с Польшей.Остановимся подробнее на значении торгового пути для Буковины (всоставе Молдавии) и Польши. Опираясь на архивные и летописныеданные (около 200 документов), а также на здешние находки (3 тыс.монет2), определим типы и объемы проданных товаров и монеты, по-ступившие на территорию Буковины в 1370-1400, 1400-1450, 1500-1550, 1550-1600 гг.1. Торговля и особенности денежного обращенияв последней четверти XIV-XV в.1.1. Утверждение Молдавского торгового пути (Via Valachica)Молдавское княжество, образованное в 1349 г., в полной мере вос-пользовалось в свое время возможностями для участия в междуна-46 2010, № 4 (22)родной транзитной торговле между Востоком (Константинополь,Трапезунд, Кафа) и Западом. В 1380 г. Краков получил ярлык от ханаМухаммада на торговлю с Кафой. Основные транзитные перевозкисоставили т. н. восточные товары (шелк, драгоценности, пряности,специи и вина), которые, несмотря на высокую стоимость при маломвесе, давали высокие прибыли (еще и при распродаже товаров по до-роге). Этому, в первую очередь, способствовало достаточно удобноегеографическое расположение, поскольку Молдавское княжество гра-ничило на западе с Валахией и, опосредованно, с торговыми тран-сильванскими городами сасов (Быстрица, Германнштадт (Брашов),что с 1364 г. имел право на ярмарки, Клаузенбург, или Клуж), наюге - с Северным Причерноморьем, на северо-востоке - с «королев-ством Руським», то есть Галицией, захваченной в 1349 г. Польшей, апо Среднему Днестру -с Подольским княжеством (под управлени-ем литовских князей Кориятовичей). Другим важным фактором былаопределенная стабилизация региона в конце 60-х гг. XI V в., имев-шая место после разгрома татар, вследствие чего возникла незави-симая Молдавия. Именно благодаря гибкой политике ее правителей-господарей возродились определенные участки старых торговыхпутей (в т.ч. Берладского), которыми с давних времен транспорти-ровались эти «восточные» товары из городов Нижнего Подунавья иСеверного Причерноморья. Освоение Молдавией важного торговогопути из Северо-Западной Европы в южные и восточные страны спо-собствовало дальнейшему развитию княжества и отделению ремеслаот сельского хозяйства.Именно новый подъем международной торговли в последней чет-верти XI V в. был важным условием для развития экономики и форми-рования государственности Молдавии, которая внесла определенныеизменения в направление международных путей. Древний «татарскийпуть», проходивший от торгового союза Ганзы по «Высокой дороге»из немецких городов (Лейпциг и др.) в Краков и / или Львов, а потомчерез Золочев, Теребовль, Каменец-Подольский, Белгород и Перекопв Кафу опустошенными землями, частично контролируемыми татара-ми3, казался не совсем безопасным (о чем свидетельствуют путеше-ствия Ж. де Ланнуа, А. Контарини и др.).Потому этот путь уступил новому, известному с конца XI V в. (1384)как «молдавский» («Via valahica), так как он контролировался Молдо-вой4. Этот путь, который стал хорошей альтернативой «татарскому»(via tartarica), проходил из Кракова через Львов, получивший в 1400г. от Владислава Ягайло исключительное право торговли с Молдовой,через Бибрку, Рогатин, Галич, Коломыю, Черновцы (или Хотин), Се-рет, Сучаву, столицу Молдовы с 1391 г. В Молдове этот путь, проходя-Вехимолдавскойгосударственности47щий из Сучавы в Краков и Гданьск через Шипинскую и Снятинскуюпограничные ярмарки, удобно расположенные на древнем Берлад-ском пути, получил название Львовский. Важным его отрогом сталКаменецкий путь, который проходил через Бояны на Хотин -Каменец-Бар и Киев. Из Сучавы путь пролегал через Яссы на Белгород, кото-рый с 1368 г. находился под контролем генуэзцев, и через территориюСеверо-Западного Причерноморья, что стало молдавским в 90-х гг.XI V в., к портам Черного моря (в т. ч. к генуэзской Кафе) и дальшена юг и восток в Индию или из Белгорода на Килию (в устье Дуная)и по суше в Константинополь5. Окончательное овладение портовымиБелгородом (между 1399 и 1420 гг.) и Килией (около 1412 и 1426 гг.),откуда шли корабли в Кафу, позволило Молдове, находившейся подпротекторатом Польши, контролировать важное звено европейскоготоргового пути. Благодаря выходу на Черное море через Белгород иобщей безопасности путей Молдавия стала одним из столпов тран-зитной торговли между Востоком и Западом. Такое геополитическоерасположение принесло княжеству, с одной стороны, экономическоеи культурное процветание, а с другой - суженные политические воз-можности, вызванные давлением государств, которые (благодаря де-мографическим показателям) были более эффективны в военном иэкономическом отношениях: Венгрии, Польши, Турции и др.1.2. Основныенаправленияторговли(поматериаламдоговоровБлагодаря удобному географическому расположению Молдавскоекняжество, ставшее связующим звеном между Востоком и Западом,имело основными направлениями торговли на юге - Северное При-черноморье, а на северо-востоке -Львов с «королевством Русским»,и, опосредованно, с Польшей. Кроме того, на западе княжество до-статочно интенсивно торговало с Валахией и Трансильванией (т. е.,опосредованно, с Венгрией).Удачное включение недавно созданного княжества в систему меж-дународной торговли обеспечило княжество (через пошлины) необ-ходимым количеством оборотных монет и серебра, значительное ко-личество которого (3 тыс. рублей = 538,5 кг Ag) воевода Петр Мушатсмог занять еще в 1388 г. своему сюзерену, польскому королю Владис-лаву Ягайлу6. Однако, как можно прочесть между строк документа,временное появление многочисленных молдавских таможен вызвалоопределенные нарекания международных торговцев. Поэтому «рад-цы и мЪстьчяны илвовсьского мЪста» (т. е. Львова, который с 1380г. получил ярлык хана на торговлю с Кафой, а с 1402 г. имел от поль-ского короля абсолютное право на торговлю с Молдовой) отправилив Сучаву посольство (в составе которого были Мычко Куликовский,48 2010, №4 (22)Никлюс Рус и др.), чтобы договориться об установлении таможен-ных сборов в четко определенных местах, которые, вероятно, раньшебыли переменными, и о снижении размера денежных поборов. В ходепереговоров воевода Александр, гениальный экономист, как потомоказалось, пошел посольству навстречу - «пошлины имь поставил иоулегчил» и тем переключил торговлю на Молдавию. Это было за-фиксировано в базовом документе от 8 октября 1408 г. -«Оуставиць-тве», который стабилизировал торговлю и ограничил число таможен.Удачному решению назревших проблем способствовали как хозяй-ственность самого воеводы, так и удобные обстоятельства, посколькуАлександр Добрый, сложив в 1407 г. во Львове вассальную присягуВладиславу Ягайлу, польскому королю, вероятно, и предварительносогласился на принятие торговых привилегий. Следующие привиле-гии 1434-1463 гг. в основном повторяют положения «Оуставицьтва».Как показывает изучение этого ключевого документа, в 1408 г. вМолдове осталось 15 таможен с постоянными пошлинами, располо-женных в волостях, через которые проходили торговые пути. Это сто-лица Сучава (упомянута в грамоте 19 раз), Яссы, Белгород (путь наКафу), Тягянякач, Берладь (на Браилов, Валахию), Баков (на Бесса-рабию и Мунтению), Байя (на Быстрицу и Венгрию), Роман и Нямц,Молдавица (на Венгрию), Тотруш (на Кронштадт), Серет и Черновцы(упомянуто 6 раз как направление на Польшу и Львов, упомянутый 5раз), Дорогунь и Хотин (путь на Каменец). Это означает, что торговля(преимущественно транзитного характера) регулярно велась с гену-эзцами (Кафа и Белгород), с Валахией и Трансильванией (Венгрией),Польшей и Литвой.По текстам многочисленных хозяйственных привилегий XV в., ко-торые передавали положение, сложившееся в конце XI V в., по всейМолдове, в противовес опасному «Татарскому пути», были налаженыдороги и построены мосты (или переправы), часто обеспечиваласьвоенная охрана караванов, которыми ехали купцы (платившие по 12грошей с воза). Однако иностранные купцы должны были передви-гаться по Молдове определенным путем, по которому были располо-жены многочисленные таможни, приносившие хозяевам, а впослед-ствии и арендаторам, значительные прибыли. Немалое их количествопосреди страны (15 таможенных пунктов в 1408 г.) свидетельствуеткак об определенной слабости торговых связей, так и о слабой со-циальной инфраструктуре пути. Этот путь обеспечил процветаниеЛьвова, который с 1400 г. имел исключительное право на торговлюс Молдовой, успешно конкурируя благодаря этому с ключевым горо-дом «Татарского пути» -Каменец-Подольским. Львовские купцы сохраной караваном вывозили товары через Черновцы, платили вывоз-Вехимолдавскойгосударственности49ную пошлину монетами, которые становились составной денежногообращения Молдавии. Товары, ввозившиеся на Буковину, облагалисьпошлиной только во владевшей стапельным правом Сучаве, где нахо-дился товарный склад-фондак львовян. В итоге транзитная торговляпряностями, зерном и рабами приносила Молдавии по 1000 рублейежегодно, а в 1450-х гг. -по 50 тыс. дукатов.Ознакомление с торговыми привилегиями Молдавии за 1408-1460 гг. свидетельствует об определенных преференциях. При ана-лизе этих материалов вполне очевидным становится то, что в XV в.господари предпочитали в торговле экономически развитые города,связанные с Молдавией торговыми путями. Это Львов (4 привилегии1408, 1434, 1456, 1460 и 2 грамоты 1456, 1499 гг.) и Брашов, которомуярмарочное право было предоставлено с 1364 г. (6 привилегий: 1435,1437, 1448, 1449, 1452; 3.04.1472, 10.07.1475 и 10 писем к жителямБрашова и одно к саксонцам Трансильвании: 1433 г.).1.3. ЛьвовскоеиюжноенаправленияОсновной транзит Молдавским торговым путем проходил воЛьвов, в котором было развито собственное ремесленничество (23ремесленные специальности) и находились торговые представитель-ства разных государств, в т.ч. и итальянских колоний на Черном море.Город имел стабильные торговые связи в XI V - XV вв. не только сТевтонским орденом, Москвой и государствами Западной Европы,но и с итальянскими колониями Причерноморья и Крымом, Армени-ей и Персией, которые раньше -в 1-й половине XI V в. -проходили«татарским путем» через Владимир-Волынский. В 1372 г. ЛюдовикВенгерский разрешил купцам и жителям Руси свободно торговать вкоролевствах Польском и Венгерском, что несколько расширило воз-можности Львова как торгового центра7. 7 ноября 1378 г. ВладиславОпольский предоставил Львову «войтовство» на магдебургском пра-ве, после чего город получил от короля стапельное право на экспорттоваров в татарские владения, т. е. монополию на торговлю в на-правлении Молдовы. Получив ярлык на торговлю от татарского хана(1380), Львов окончательно взял торговлю на себя.Через Львов, получивший складское право, в разные направленияпоступали немецкие льняные и шерстяные ткани, янтарь, металлы(золото, серебро, медь, железо); итальянские ткани-шелка, красите-ли, индиго; польские соль и олово, разнотипные «покупные товары»;восточные товары: пряности и т. д. Особенно интенсивной была тор-говля в южном направлении, поскольку, как и львовяне, молдаване,валахи и трансильванцы имели определенные льготы.К этому времени Молдавия завершила восстановление торговогопути, развитие его инфраструктуры (дороги, переправы) в южном на-50 2010, №4 (22)правлении. Торговля Молдавским путем укрепилась после завоева-ния Белгорода-Днестровского, крепость которого еще в 1399 г. укре-пил воевода Юга. На юге установились активные торговые контактыс татарами. Для татар, поставщиков степных лошадей и живого това-ра -невольников, устраивались ярмарки не только в Белгороде, но ив Лапушне, Тигине или Килии. Мусульманам-татарам, помимо тка-ни, продавались овцы, однако без скидок. За «Оуставицтвом» 1408 г.,подтвержденным и другими привилегиями, за 100 овец «к татарскойстороне» платилось по 60 грошей в Сучаве и по 30 грошей в Яссах иТигине, а за 10 овец во Львове - лишь один грош, то есть в девять раздешевле -всего 10 грошей за 100 овец8.Торговля Молдавии развивалась и дальше в южном направлении.При активном участии Генуи она была направлена на Крым в гену-эзские колонии (Кафа) и на Константинополь. В 1380-1390-х гг. этаторговля (преимущественно невольниками, медом и хлебом) даваласущественные прибыли -до 1000 фрязских рублей ежегодно9, бла-годаря чему Петр Мушат мог одолжить в 1388 г. польскому королюВладиславу Ягайлу огромную сумму -4000 рублей «фрязьким сере-бром», то есть обращающимися в генуэзских колониях Крыма татар-скими соммами (общим весом 538,5 кг серебра).С завоеванием Белгорода молдавская торговля стала и морской,пройдя (благодаря имеющейся инфраструктуре: порты и суда) в XV в.два основных этапа торговых сношений с Югом: 1) торговля с Кафойи Константинополем и 2) торговля с Турцией и Стамбулом. Сначала,как фиксируется в документах 1430-1450-х гг., торговля Молдавии сКафой приобрела наибольший размах в 1450-х гг., во времена прав-ления Петра Арона. Благодаря этому (несмотря на междоусобные во-йны 1433-1450 гг.) ежегодные поступления в государственную казнуМолдавии достигли 50 тыс. золотых дукатов (для 180-тысячного кня-жества)10. Прибыли княжества увеличились после удачных боевыхопераций Штефана III (1457-1504) на валашских границах. Этот во-инственный воевода вытеснил валашских конкурентов на черномор-скую торговлю разрушением городов Браила и Флочь и возвращени-ем портов Килия и Белгород. Таким образом, Молдавия Штефана IIIвышла на интенсивную торговлю с Константинополем. Именно онастала, по меткому выражению Н. Йорги11, одним из легких (другимбыла Кафа) понтийской торговли, душой и сердцем которой был Кон-стантинополь, а Анатолия и Балканы -становым хребтом. Привлече-ние Молдавии к международной торговле, с одной стороны, способ-ствовало усилению ее экономики, а с другой -опосредованно связалоее экономику с Турцией. Молдавия через свои порты (служившиедля транспортировки товаров через Турцию) была изначально эконо-Вехимолдавскойгосударственности51мическим партнером, а впоследствии -в ходе военных конфликтоввоеводы -и конкурентом Турции. Именно зависимость понтийскойторговли Порты от Молдавии побудила впоследствии султана Баязи-да в 1480-х гг. отобрать порты у Молдавии.1.4. Товары основныегруппыАнализ грамот Александра от 8 октября 1408 г., Штефана от 18 мар-та 1434 г., Петра III Арона от 29 июня 1456 г., Штефана III 1460 и 1463гг., которым исследователи уделяли значительное внимание12, позво-ляет сделать интересные выводы. Предметы внутренней торговли(различные продукты питания и молдавские вина: хушское, котнар-ское, тигечское красное; водка: ракия или холерка) в договорах до по-следней трети ХVI в. отсутствуют, что означало изначальный акцентна внешней торговле.Основным товаром из Львова для Молдовы было сукно. Уже на1382 г. приходится первая зафиксированная сделка этой мануфакту-ры между Львовом и Молдовой. Второй важной группой «русских»товаров для Молдовы были «покупные вещи»: штаны, пояса, шапки(1408); серпы, ножи, косы (с 1460 г.), корды (сабли) и мечи; «циновнивещи»: мысы, кувшины, плужное железо и лемеха. Через Молдавиюво Львов поступали и люксусные «татарские» или «заморские това-ры»: шелк, камка и тебенка: плотный шелк для обивки седел; пряно-сти: перец, имбирь, тимьян: тмин и ладан, греческий квас: лимоны.В южном направлении, по торговым генуэзско-молдавским доку-ментам банка св. Георгия (Banco di San Giorgio) 1457-1475 гг., из Мол-давии поступал другой товар (мед, воск, зерно и др.). Италия и Кафа(с северопричерноморскими степями) особенно нуждались в зерно-вых, поступавших морскими и наземными путями (через Польшу,Венгрию и Италию) по доступным ценам из Молдавии. По даннымOfficio от 1455 г., с Монкастро и Ликостомо поступала партия зерна -мерка за 0,7 венецианского дуката «valet in ipsis locis asperi L in LV laberbenitia et per plusvalerunt ...»13. Это зерно поступало с начала XV в.из Подолья и Красной Руси, которые были чрезвычайно заинтересо-ваны в функционировании Белгорода как порта14.Не менее важным товаром для Кафы (а впоследствии и Константи-нополя) стали невольники («русские», татарские), которые поступалииз Молдавии (преимущественно через Белгород). Их в галерах по 30или 60 человек (до 2000 в год) по цене от 30 до 150 дукатов развозилипо всей Европе и Северной Африке. Цены на любимый товар для За-падной Европы увеличились лишь за 70 лет почти втрое: стоимостьрусинок, проданных в Милан, составляла в 1367 г. 23-40 дукатов, а в1429 г. в Венецию -уже 87 дукатов15. Кроме того, эпизодически встре-чался и другой товар: обработанные кожи, медь, воск и др. Установ-52 2010, №4 (22)ление полных объемов этой торговой продукции должно стать пред-метом дальнейших поисков в архивах Генуи и итальянских городов.2. ТорговляиособенностиденежногообращениявXVI в2.1. ИзменениеторговыхакцентовПериод конца XV -начала XVI в. принес, как известно, кардиналь-ные изменения в экономическую жизнь всей Европы и Молдовы вчастности. Потеря Молдавией портов (1484 г.) и снижение товароо-борота Молдавским путем разорили не только Молдавию, но дажебогатых купцов Львова, в результате чего Львов получил от короляснижение налогов до тех пор, пока «... не вернуться под власть хри-стиан Кафа, Килия, Белгород»16. Кроме того, новые географическиеоткрытия (в т.ч. морских путей в Индию и в Америку), перенос тор-говых дорог, упадок старых и быстрый рост новых центров товаро-обмена, развитие новых способов рыночного товаропроизводствав ряде стран Западной Европы17 -все это повлияло на центрально-восточноевропейский регион. В 1550-1570-х гг. возобновилась тор-говля пряностями через Красное море и активизировалась закупказерна. Древняя колониальная торговля, проходившая молдавским пу-тем с юго-востока (Константинополь и др.) в Европу, уступила в XVIв. возможностям морских поставок Лиссабона. Португалия началапоставлять пряности (перец, тимьян и др.) морским путем из Индиив Гамбург и Гданьск. Эти оба обстоятельства привели к катастрофи-ческому уменьшению товарооборота, что нанесло ощутимый ударМолдавскому торговому пути (Сучава -Львов -Ярослав -Краков сответвлениями на Прагу, Вроцлав, Познань, Гданьск), использованиекоторого в конце XV в. -начале XVI в. для европейской транзитнойторговли (да еще в условиях контроля Турцией) стало малоперспек-тивным.В начале XVI в. Молдавский торговый путь получил, однако, хоро-шие шансы для нового, экспортного применения, поскольку со сере-дины XV в. произошли значительные изменения в пищевом рационеЕвропы, опустошенной «черной болезнью» -чумой 1343-1350-х гг.Изменение питания с помощью существенного улучшения рационамясом в послечумный период (1400-е гг.), как показал опыт, при-вело к уменьшению смертности. Поэтому в последние десятилетиячумного века (1350-1450), который опустошил тысячи поселений вЦентральной, Западной и Северной Европе, резко возросла потреб-ность в мясе, ставшем дефицитом18. В этих условиях дешевые потре-бительские цены на внутреннем рынке Молдавии и других восточно-европейских стран вызвали заинтересованность на внешнем рынке.Поэтому при активном участии южногерманского капитала (до кри-зиса 1557 г.) усилилась торговля с Восточной Европой (особенно сВехимолдавскойгосударственности53Венгрией и Молдовой), где были огромные пастбища. Из восточныхокраин Европы (Польши, Молдовы), куда поступал северогерманскийкапитал, что «лился мощной струей золота и серебра», начался им-порт крупного рогатого скота (КРС) на убой19. Этот аспект торговли,став для Молдовы (после военных кампаний 1489-1499, 1502-1513 гг.и несмотря на последующие войны 1529-1538 гг.), очень интенсив-ным с 1520-х гг., достиг своего апогея в конце XVI в.2.2. ТорговляипошлинаПоскольку основная торговля Буковины в составе Молдовы про-ходила в северном направлении -со Львовом, то остановимся на нейподробнее. После потери Молдавией портов (1484 г.) эта торговлястала составляющей польско-турецкой. По расчетам Д. Колодзейчи-ка, польско-турецкая торговля, проходившая через Молдавию, до-стигла на середину XVI в. объема 200 тыс. золотых, однако польскийдефицит составлял 60 тыс. золотых. При этом не менее 20 тыс. зо-лотых из этих потерь (в т.ч. таможенных, охранных) приходилось наМолдавию20.Хотя грамоты Петра III Арона и Стефана III гарантировали поль-ским купцам по уплате пошлины свободную торговлю, однако на-зрели определенные проблемы. Часть из них преодолел Стефан III ,отняв у бояр право на пошлину, сначала на больших, а затем и намалых дорогах, чем существенно уменьшил количество поборов и,следовательно, уменьшил цену на товар. Вторым его нововведениембыла защита молдавских купцов, среди которых выделялись армяне иевреи: воевода велел реквизировать товар иностранных купцов, еслиэто сделали с его купцом.В XVI в. Молдавия сохраняла заинтересованность в товарообме-не с Речью Посполитой, о чем свидетельствуют соответствующиемолдавско-польские договоры, в которых сохранены давние пошли-ны. Так, 7 февраля 1510 г. Богдан подтвердил польским купцам правона свободную торговлю в Молдавии, «заплатив правую пошлину постарому закону»21. Это повторно подтвердили в 1523 г. Стефан IV, в1569 г. Богдан Лэпушняну, в 1579 г. Петр Хромой, что свидетельству-ет о режиме наибольшего благоприятствования торговым интересамЛьвова.2.3. ЛьвовиМолдавия проблемыторговлиЛьвов характеризовался активным торговым балансом благодаряэкспорту денег и ценных металлов на восток через Молдову. Поэтомуна польской стороне по пути от Львова до Снятина появилось, учи-тывая большие прибыли, множество таможенных пунктов, которыебрали в аренду различные чиновники. В 1509 г. польский король Си-гизмунд I уладил конфликт между войтом Иваном Сененским, арен-54 2010, №4 (22)датором Коломыи и Снятина, и райцами Львова, которые считалисебя не обязанными платить пошлину, а в 1521 г. сократил количествотаможен (Толмач, Тысменица, Городиська, Васючин, Бучач, Каменец,Язловец, Куропатин, Дунаев и т.д.), которые, как грибы после дождя,появились на торговом пути из Львова в Валахию22. Коломыйскийвойт арендатор Иван принимал тогда от телеги без груза по полугро-шу, а от телеги с сушеной рыбой -по 7,5 гроша. Впоследствии арендувзял на себя Отто с Ходеча, краковский и русский воевода, львовский,галицкий, коломыйский, снятинский и любачивский староста, кото-рый облагал пошлиной купцов не только из Молдовы, но и из Львова.Только в сентябре 1537 г. Коломыя стала королевской собственно-стью, и купцы Львова были освобождены от коломыйской пошлины.Чрезмерное количество таможен побудило расчетливых купцовобходить львовский склад, и в апреле 1527 г. Сигизмунд I запретилпроезд через Каменец (под страхом конфискации товаров) купцам изТурции и Валахии, ехавшим в Литву и Московию, а московским илитовским купцам -переезд в Валахию и Турцию23. Купцы были вы-нуждены вернуться на старый маршрут.Для решения проблем было налажено еще и приграничное со-трудничество. По польско-молдавскими соглашениям и договорамот 1.04.1457, 11-12.07.1499, 17.10.1599, 1517, 7.08.1519, 12.05.1527,1538, 1546 гг. между польским королем и господарем Молдовы былпредусмотрен механизм решения как приграничных отношений, таки частно-правовых конфликтов (в т. ч. и в торговых делах). Ключевымбыл договор от апреля 1499 г., который частично повторил положениядоговора от 1457 г. Для облегчения торговли была налажена в 1510 г.паромная переправа в Перебиковцах (u Berebitkowcoch). В следую-щих польско-молдавских договорах от 1539 и 1546 гг. подтвержда-лось судопроизводство «согласно со старыми трактатами».2.4. КлючевыеярмаркиМолдовыОт транзитной торговли конца XI V -начала XV в. Молдова пере-шла благодаря общественному разделению труда к торговле соб-ственной продукцией. Торговля скотом и рыбой-визиною, продукта-ми животноводства и пчеловодства стала основной статьей доходовдля молдавских господарей. Несмотря на это, сама торговля, обеспе-чивавшая денежные поступления в казну, испытывала определенныеколебания, инициированные политикой хозяина. В 1551 г. молдавскаяторговля, например, пострадала от Стефана VI Рареша (1551-1552),однако торговая политика Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) способствовала ее возрождению. Закрытие польской границыдля молдавских купцов в 1565 г. хозяин отрегулировал запретом сво-им купцам ездить на галицкие и подольские ярмарки, после чего гра-ницы для купцов вновь открылись.Вехимолдавскойгосударственности55Ярмарки, которые проводились в Молдавии, имели специализациюи территориальную направленность: ярмарки в Тротуши и Аджудибыли ориентированы на торговцев из Трансильвании, в Лапушне иТигине - на татар. Важные специализированные ярмарки проводилисьв г. Сучава (промышленные товары, ткани), Байя, Кымполунг (мед ивоск), Килия (рыба) и др. Для Буковины ключевыми были ярмаркискота, которые, по свидетельствам А. Грациани24, проводились в Мол-дове семь раз в год. На польской границе ярмарки КРС проходили в1520-1550-х гг. в Ленцештах и в Шипинцах на полях Шипинецких(campis Szepeniensibus), затем -во времена правления воевод Алек-сандру Лэпушняну и Иоанна Жестокого в 1560-1570-х гг. -в Хотине.Впоследствии, в январе 1579 г., идя навстречу пожеланиям купече-ства, воевода Петр Хромой установил главную ярмарку и главныйсклад для молдавских товаров, следовавших в северном направлении,снова в Шипинцах. Об этом и свидетельствует письмо Петра, датиро-ванное 10 января 1579 г.25.Пограничные ярмарки - Снятинская и Каменецкая, лежавшие надвух главных дорогах к Валахии, обслуживая потребности Покутьяи Южного Подолья и, опосредованно, Львова, составляли существен-ную конкуренцию молдавским ярмаркам, принимая у себя молдав-ских купцов с их товаром (КРС, воск, мед, лошади). Попытка молдав-ских хозяев создать в 1570-х гг. конкурентную ярмарку под Хотиномимела малый успех, поскольку Каменецкая, очевидно, оказалась бо-лее конкурентоспособной.2.5. КупцыМолдовыиЛьвова(«дальнобойщикиnegotiatores»ирегиональныеторговцыmercatores) иихтоварыТорговые отношения между Львовом и Молдовой при активномучастии местного купечества и их «доверенных людей» (преимуще-ственно армянского, греческого, немецкого и еврейского происхожде-ния) отличались живостью (несмотря на немалое расстояние -300км, непростые дороги). По виду основной деятельности тогдашниекупцы делились на «дальнобойщиков-negotiatores» и региональныхторговцев-mercatores.Осуществляя стандартную коммерческую поездку в те годы,местные львовские и / или молдавские и греческие купцы-«дальнобойщики», которые сверхусилиями и с риском получали наи-большие прибыли, весной на протяжении более двух с половиной ме-сяцев перевозили товары в составе каравана из Львова или Каменцав Константинополь, имея «на вооружении» многочисленные грамотыи привилегии для перехода Днестра, границы Молдовы. Летом ониторговали в Порте, а осенью везли восточные ткани, ювелирные изде-лия и пряности через Молдову и воеводство Русское, часто в Москву,56 2010, №4 (22)где продавали их в течение зимы, чтобы приобрести российский мех(соболя, горностая, лисы, белки, рыси) и отвезти закупки весной вКонстантинополь на продажу26. Во время такой поездки только одинльвовский купец продал в 1564 г. воеводе Стефану Томша разнообраз-ного товара на 14 760 аспр.Другие же купцы-mercatores, к которым принадлежали и будущийепископ Львовский Макарий Тучапский, и большинство молдавскихкупцов, ограниченные стапельным правом Сучавы, имели более ко-роткий маршрут, поставляя скот (молдавских лошадей, крупный рога-тый скот, рыбу-визину и т. п.). К mercatores принадлежали ремеслен-ники Якоб и Штефан Бланари из Сучавы, которые в 1511 г. закупаливо Львове кожу и продавали изделия из нее. Кроме того, на междуна-родных рынках пользовались доброй славой лошади и волы из Мол-давии.Ознакомление с архивным материалом показывает, что во Львовприезжали, как во времена Александра Доброго, молдавские куп-цы «из Валахии»: Димитрий из Белгорода (1469), армянин Кокш(1472/1473), Дума Валах (1479), Кристоф Келлер (1492), Костя Валах(1493), неизвестный армянин (1500), Якоб и Штефан Бланари (1511),Тодор Валах (1526), Габбро (Абрахам: 1538), comerciatores Мисько иЕмельян Волохи (1549), которые торговали товаром (рыбой, лошадь-ми) и, создавая базу для последующих приездов, приобретали домана Руськой улице за цену от 14 венгерских золотых до 40 гривен27.Сами горожане -бюргеры Львова, часто ремесленники, которые попричине упадка своего ремесла в 1520-х гг. переходили в купечество,активно ввозили в Сучаву Молдавским торговым путем через Черно-вцы свой товар (сукно, вино, воск, косы, серпы, даже дефицитныеправославные книги), ездили на закупки КРС и рыбы в Молдавиюлибо проездом в Турцию. Согласно исследованиям28, среди этих куп-цов были не только евреи (1534-1540: 32-54 %), армяне (13-8 %), по-ляки и немцы (36-32 %), т. е. представители наций, известных своим«самоутверждением», но и русины (от 18 до 3,8 %): Григорий Стано-вич (Gregori Stanouicz), семья Бабичей и др. Судя по архивным до-кументам, львовские мещане, не только евреи, немцы и армяне, но ирусины ездили в Черновцы и Сучаву. Макар и Иван Бабич торговалибыками, последний перепродал в 1534 г. 1300 штук. Сенька Горка, ко-торый перегонял лошадей на перемышльскую или краковскую ярмар-ки, привез в 1538 г. в Габри-Валаху (Абрагаму) 30 злотых на закупкулошадей. Сукнами торговал в Молдове (вероятно, в Сучаве, котораяимела складское право) Игнат, после смерти которого (1533) остал-ся долг в 50 злотых черновицкому таможеннику Андрею (theleanatoriCzernovien Andree). Активно торговал «Ruthenus» Макар, будущийВехимолдавскойгосударственности57Макарий Тучапский, настоятель Св. Юриевського монастыря и львов-ский епископ, который в 1533 г. заказал у Грегория Становича из Су-чавы 100 волов по 4 злотых29. Поскольку те волы, приведенные «наполя Шипинецкие» (campis Szepienecensibus), очевидно, на ярмаркидля КРС, оказались не столь «элегантными и здоровыми» (elegantesat valentes), то Макар, проявив выдержку, выторговал 90 волов по 3злотых 12 грошей (per florenos tres et unoortone), а 10 отбракованных- по 2 злотых.2.6. ЦенаиобъемэкспортируемогоКРСКак свидетельствуют архивные материалы, больше доходов (сре-ди других товаров) господарю Молдовы приносила продажа КРСПольше. В 1530-1550-х гг. стоимость хороших волов составляла до 4злотых (польских)30, т.е. 2-2,4 дуката. В 1564 г., по записям А. Грациа-ни, их цена редко доходила до 3 золотых дукатов, а в 1571 г. цена заголову КРС составляла до 7 флоринов (польских злотых)31, т. е. 3,5-3,75 дуката. Это давало львовским купцам, по нашим подсчетам иныхисточников, 25 % прибыли: в 1541-1570-х гг. вол стоил в Молдове4,5 талера (3 дуката), а во Львове -6 талеров (баран, соответственно,0,75 и 1 талер). Закупленный в Молдавии скот с начала XVI в. экс-портировали через Польшу в двух направлениях - несколько меньшечерез Краков (как правило, при участии купцов Нюрнберга и с пре-обладанием молдавского скота) и больше через Познань. Объем за-купок был значительным. Львовские купцы перегнали в 1507-1508 гг.12 тыс. волов (3 505 волов через Краков и 8 500 волов через Познань),в 1532-1538 гг. в среднем по 2 2100 волов, в 1539-1541 гг. в среднемпо 18 тыс. волов и лишь 14 400 волов в 1542-1548 гг.32. Большинствоэтого скота они приобрели в Молдове (а учитывая удобный торговыйпуть, вероятно, на Шипинeцкой ярмарке).Анализ имеющихся данных показывает, что всего в начале XVI в.из Молдавии (преимущественно из Северной Буковины) в Польшупоступало до 10 тыс. голов КРС (общей стоимостью 20 тыс. дукатов),а в 1530-х гг. -около 12-15 тыс. голов скота (стоимостью 35 тыс. ду-катов). Взамен Молдавия (в первую очередь, Буковина) получала еже-годно 30-45 тыс. злотых польской монетой (в т. ч. золотыми дукатамии преимущественно серебряными полугрошами, количество которыхсоставляло от 900 тыс. до 1,5 млн. штук), что подтверждают большиесокровища (1 384 монеты) из с. Вербовцы33.Количество проданного скота из Молдавии в 1550-1560-х гг. оста-ется неизвестным. Перемышлянские таможенники, контролировав-шие один из главных «воловьих» трактов, которые сходились в Ярос-лавле, определили, что в 1555 г. только русинские мещане Львова (безучета немецких и других купцов) перегнали через таможню за год58 2010, №4 (22)20 664 волов34, большинство из которых поступило из Молдавии. Этопозволяет предположить поступление в казну господаря в виде нало-гов минимум 60 тыс. дукатов.Объем экспортируемого скота удвоился через 30 лет. В 1581 г.львовский купец Шульц приобрел у грека-хозяина на Снятинской яр-марке 1 800 волов, пригнанных из Молдавии. По сообщению очевидцаЛештара Дюлафи (Gyulafi), в 1587 г. только в Черновцах продавалось30 тыс. голов КРС (на сумму до 120 тыс. золотых дукатов35, ибо ценаза голову КРС редко доходила до 4 золотых галбинов (дукатов), еже-годно собирали 100 тыс. фл. пошлины и 80 тыс. фл. за прогон скота.В то же время в Константинополе цена на голову КРС была в 2-3 разавыше, чем в Молдавии, а в Гданьске -в 10-12 раз. Более того, из Мол-довы через Черновцы и Хотин только в Польшу ежегодно перегоняли12 000 голов рогатого скота, что лишь на Черновицком таможенномпункте давало ежегодно 100 000 флоринов прибыли за счет пошлины,ориентировочно соответствующей стоимости 14 285,5 быка.На основании архивных данных и результатов исследований из-ложим имеющиеся и реконструированные (?) цифровые величиныв таблице «Молдавская продажа КРС Польше». Ключевым показа-телем для объема торговли выступает количество проданного КРС,стоимость которого существенно, до десяти раз, превышала объемы истоимость другой экспортной продукции -проданной рыбы, воска имеда. Совокупная стоимость КРС включала как стоимость определен-Объемторговли1500/30 1531/40 1541/50 1551/70 1570 1580КоличествоКРС10-12 21 15 21 25 30(тыс)Стоимость(дукаты1 гол вМолдавии1,5-2 2 2,75-3 3 3,5 3,75-41 гол воЛьвове2,5 3 4 4 3,75Совокуп стоим 20-24 42 45 63 87,5 120КРС(тыс дукатов +? +12 +15 40? +50 +80Доходымолдавскойказны(тыс дукатов 200? 300 до400 400? 340МолдавскаяпродажаКРСПольшеВехимолдавскойгосударственности59ного количества голов, так и таможенные сборы и пошлины, а такжеденьги за охрану и перегон скота. Эти сборы, которые в основномбыли реконструированы, по имеющимся данным, соответствовали вконце XVI в. 2/5 стоимости КРС. Полученные величины были коли-чественно сопоставлены с совокупными доходами молдавской казны.Как видим, в начале XVI в. из Молдавии (преимущественно Се-верной Буковины) в Польшу поступало до 10 тыс. голов КРС (20 тыс.дукатов), а в 1530-х гг. -около 21 тыс. голов скота (42 тыс. дукатов),что составляло около 1/10 доходов государственной казны. Благо-даря увеличению торговли в 1530-1560 гг. доля ежегодных доходовот Молдавского пути дошла до 1/4 суммы (60-100 тыс. дукатов). В1570-х гг. выручка от торговли КРС увеличилась до 135 тыс. дукатов(1/3 государственных доходов), а в 1580-х гг. до 200 тыс. дукатов (2/3доходов), что подтверждает стратегическую роль Молдавского торго-вого пути для экономики княжества.Полученные данные позволяют увидеть нараставшее значениеМолдавского торгового пути. Как известно, в 1564 г., по данным пу-тешественника Грациани36, господарь получал налогами до 400 тыс.золотых, из которых, как видим, более 1/4 -от 60 до 120 тыс. дука-тов - поступали из Буковины от продажи КРС Львовским торговымпутем. Доля поступлений за счет продажи КРС продолжала расти: ванонимном донесении от 1587 г. приводилась цифра государствен-ной прибыли Молдавии как «несколько более чем 500 000 талеров»37,т. е. 333 333 золотых дуката. К тому времени продажа КРС в Север-ной Буковине (Черновцы) составила около 2/3 государственной при-были -более 200 тыс. дукатов, или 340 тыс. талеров, что подтвержда-ет стратегическую роль Молдавского торгового пути для экономикикняжества.Казацкие походы 1595-1612 гг., а затем казацкие войны 1648-1660-х гг., польско-турецкая война 1672-1699 гг. вскоре разрушилиэтот фундамент процветания Молдавии. С 1670-х гг. торговый путьдля обеспечения безопасности его функционирования будет перене-сен в Трансильванию.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Мохов Н.А. Молдавский торговый путь в ХІV-ХV вв. // Польша и Русь. ерты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши ІІ-ХІV вв. / Б.А. Рыбаков (ред.). М.: Наука, 1974. С. 298-307;
Panaitescu P. a route commerciale de Bologne a la Mar Noire au Moyen Age // Revista Istorica omina a 1933. Vol.3, 2-3. P. 172-179.
Огуй О.Д. Монетні знахідки на Буковині: системно-квантитативне іставлення. Чернівці: Рута, 2008. - 256 с., 4 c. іл.
Грушевський М.С. Історія України-Руси. В 11 т., 12 кн. Т. VІ: ХІV- VІІ вв. Житє економічне. Київ: Наукова думка, 1995. С. 140;
Подградсккая Е.М. Торговые связи Молдавии со Львовом в ХVI-ХVII веках. Кишинев: Изд. К КП Молдавии, 1968. С. 43.
Panaitescu P. La route commerciale de Bologne a la Mar Noire au Moyen ge // Revista Istorica Romina a 1933. Vol. 3, 2-3. P. 172-179.
Котляр М.Ф. Галицька Русь другої половини XI V - першої чверті V ст. К.: Наукова думка,1968. С. 140-141.
Costachescu M. Documente moldoveneşti înainte de Ştefan cel Mare.În 2 ol. Vol. II : 1438-1456. Iaşi, 1932. Nr. 177, P. 640.
Akta grodskie i ziemskie z czasow Rzeczypospolytej Polskiej z Archivum ak zwanego Bernardynskiego wo Lwowie / Ed. A. Stadnicki. Lwow, 1868-1939. . I - XXI V/ХХХІХ. AGZ. Vol. IІІ. Lwow, 1872. Nr. 30.
Привілеї міста Львова (ХІV-ХVІІІ ст.) / М.Капраль (упорядник). - Львів, 998. № 2. С. 530.
Огуй О.Д. Історія обігу грошових одиниць та їх найменувань на уковині. Молдавський період. Ч. 1: 1370-1475. Чернівці: Чернівецький нац. н-т, 2009. С. 65.
Огуй О.Д. Там же. С. 65-66.
Iorga N. Negoţul şi meşteguriule în trecutul românesc. Formînd volumul III in istoria Rominilor în chipuri şi icoane. Bucureşti: Minerva,1906. Р. 4.
Там же. Р. 103-107.
Oberländer-Tărnoveanu E. Componenta pontică in circulaţia monetară oldovenească din vremea lui Ştefan cel Mare // Revista muzeelor 3. 2004. Nr. . P. 79.14.
Czamanska I. Mołdawia i Wołoszczyzna wobec Polski, Więgier i Turcji w I V i XV wieku. Poznań: Wydawnyctwo naukowe UAM, 1996. S. 112.
16. AGZ. Vol. 1. Lwow, 1868. С. 109.
Der Außenhandel Ostmitteleuropas: Die ostmitteleuropäischen olkswirtschaften in ihren Beziehungen zu Mitteleuropa / Hrsg. v. I. Bog. Köln; ien: Böhlau, 1971. S. 48
Außenhandel. S. III ; Подградская Е.М. Торговые связи Молдавии. С.26.
Außenhandel. S. III .
Murgescu B. Circulaţia monetară in Ţările Romăne in secolul al XV-lea. ucureşti: Ed. Enciclopedia, 1996. Р. 245.
Costachescu M. Documente moldoveneşti înainte de Ştefan cel Mare.În 2 ol. Vol.II : 1438-1456. Iaşi. Р. 474.
Центральный Государственный исторический архив в г. Львове ЦГИА Л): Материали. Фонд 131. Д. 294.
ЦГИА Л. Ф.131. Д. 350. Инв. ваг. 441/373.
Calatori străini despre Ţăriile Române in 10 volume. Bucureşti: Ed. cademiei Române, 1968-1997. (CS, 2). Vol. 2. Bucureşti: Editura scient., 1970. . 381.
ЦГИА Л. Ф.52. Оп.3. Кн. 522. Фасциц. 281. Д. 132. Л. 1. 61
Осіпян О. Соціальний портрет вірменського купця в Україні ХVІ-ХVІІ т. // Питання історії України: Зб. наук. ст. Т. 6. Чернівці: Зелена Буковина, 003. С. 61.
Огуй О.Д. Історія обігу. С. 77-78.
Крип'якевич І. Львівська Русь в першій половині ХVІ ст.: дослідження матеріали. Львів: Інст. Укр. археогр., 1994. С. 28-46.
ЦГИА Л. Ф.52. Оп 2. Д. 10. Л. 145.
ЦГИА Л. Ф. 52. Оп. 2. Спр. 10. Л. 145.
CS, 2. Р. 381.
Крип'якевич І. Львівська Русь.С. 28-29; Außenhandel. S. 144.
Огуй О.Д. Монетні знахідки. С. 76.
Грушевський М.С. Історія України-Руси. С. 97.
Calatori străini despre Ţăriile Române in 10 volume. Bucureşti: Ed. cademiei Române, 1968-1997. (CS, 3). Vol. 3. Bucureşti: Editura scient., 1971. . 209.
CS, 2. Р. 382.
CS, 3. P. 202
 Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XI V-XVII вв.) | Русин. 2010. № 4 (22).

Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XI V-XVII вв.) | Русин. 2010. № 4 (22).