Русское сообщество Бессарабии и Румынское государство. 1918-1940 гг.
В межвоенный период (1918-1940 гг.) румынские оккупационные власти лишили русский язык официального статуса, а русских и другие национальные меньшинства Бессарабии - представительства в администрации и возможности легального участия в политической жизни. Однако русские создали сеть общественных организаций, которые отстаивали функциональное пространство русского языка и способствовали сохранению ориентации населения на Россию.
Русское сообщество Бессарабии и Румынское государство. 1918-1940 гг..pdf В момент революционной смуты в России, в январе 1918 г., рос-сийская губерния Бессарабия была оккупирована войсками Румынии,ее недавней союзницы. В дальнейшем Бухаресту удалось добитьсяот правительств Франции и Великобритании согласия на аннексиюпровинции. Москва, не признавая этого захвата, боролась за вос-соединение Бессарабии дипломатическими методами1. Но в областиразвернулось освободительное движение, характерной особенностьюкоторого стало взаимодействие идеологически противоположныхформирований, объединенных неприятием румынской оккупации2.Изучение процессов этого периода имеет свою историю.В 50-80-е гг. на материалах о борьбе коммунистического подпольяисториками предпринята попытка раскрыть масштабы участия раз-личных национальных сообществ в этой борьбе. В частности, уста-новлено, что в отличие от собственно Румынии, где в коммунисти-ческих организациях преобладали евреи и венгры, в Бессарабскойорганизации молдаване составляли 40 %, русские и украинцы - 35 %,а евреи - 25 % участников3. В 90-е гг. предпринята неудачная попыт-ка доказать, что против румынской власти вообще боролись толькоевреи и русские, а не молдаване4. Материалы, позволяющие судитьоб участии русских (великороссов) в легальной политической борь-бе, находим в монографиях С.К. Брысякина5 и А.Ю. Скворцовой6.Оставляя за собой право специально исследовать вопрос о об участиив освободительном движении каждого из национальных сообществ,попытаемся ответить на следующие вопросы: действительно ли рус-ское сообщество Бессарабии включало только русских в современ-ном понимании этнонима? Какова была социальная и национально-культурная роль легальных общественных формирований, созданныхв этот период? Каковы были основные этнополитические результатыих деятельности? Актуальна также задача персонификации историиБессарабии.Революция расколола русских людей не только политически, накрасных и белых, но и этнически. На малорусов и русинов румынскиевласти - как и петлюровцы, и большевики - распространили новыйтогда этноним - украинцы. Как национальное сообщество русские(великороссы) в составе «Сфатул цэрий» представлены не были. Вкачестве представителей различных общественных организаций всостав этого органа были включены всего 8 великороссов. Они со-ставили 4 % его состава. Украинцам такое представительство обеспе-чено было, и в состав «Сфатул цэрий» были включены 22 украинца,9 % членов этого органа. Запугивая их, 18(30) января 1918 г. одногоиз украинцев, входивших в состав «Сфатул цэрий», Петра Чумачен-ко, интервенты расстреляли в числе 45 чел., избранных в президиумсъезда крестьян Бессарабии. Однако расчет на их устрашение и рас-кол велико- и малороссов не оправдался.В роковой момент бессарабской истории, 27 марта 1918 г., мало-россы (в т. ч. и русины) и великороссы действовали солидарно. Боль-шинство их - русские А. Грекулов, В. Лунев и В. Немацкий и 15 мало-россов - Г. Бринич, Н. Будниченко, В. Вакуленко, Е. Кириченко, Л.Матвейчук, Олейник, И. Нагорняк, К. Савчук, М. Тихоход, Н. Чекан,В. Коваль, А. Крупенский, В. Курдиновский, К. Савчук, Т. Станевич- от участия в заседании «Сфатул цэрий» уклонились. Представительпрофсоюзов русский Иван Криворуков выступил, указав на то об-стоятельство, что «Сфатул цэрий» не полномочен решать вопрос обобъединении Бессарабии с Румынией, а затем скрылся. П. Маницкий,Г. Пономарев и В. Цыганко, протестуя против «объединения», приголосовании воздержались. Двое из шести явившихся на заседаниемалороссов - А. Осмоловский и Т. Старенький - мужественно сказали«объединению» «Нет!». Трое - Т. Никитюк, П. Полятенчук и М. Са-венко - при голосовании воздержались. За «объединение» проголосо-вали только один великоросс и один малоросс, вероятно, именно дляэтого включенные в состав «Сфатул цэрий»7.Согласно румынской переписи 1930 г., русские (великороссы) со-ставляли всего 12,3 % населения Бессарабии. Но в систему русско-го языка и культуры были вовлечены все горожане, вся образованнаячасть населения, независимо от национальной принадлежности, всерусское ассоциировалось с российским, поэтому именно русских Бу-харест считал ядром антирумынской оппозиции8. Задачи румынскойнациональной политики с откровенностью шовиниста, обладающе-го властью, раскрыл бывший резидент королевского правительствав Бессарабии историк Онисифор Гибу: «Исходя из констатации, чторусский элемент численно и размещением не представляет в этойпровинции ничего, что на языке международной политики составля-ет «национальное меньшинство», я заключил, что русское влияниедолжно быть ликвидировано часом ранее, придав городам этой про-винции румынский культурный и экономический характер»9.Борьбу с «русизмом» Бухарест начал с румынизации администра-ции. Первым инструментом этнической чистки стал перевод делопро-изводства на румынский язык. В результате этой меры были уволены117 судей и 199 служащих Бессарабского губернского суда, 137 адво-катов, а также нотариусы. На румын был полностью заменен персоналпочтового ведомства и таможен, на 80 % - персонал полиции. Сотнислужащих потеряли работу вследствие ликвидации земских учрежде-ний. Их, объяснил румынский функционер, уволили потому, что «не-возможно создать румынскую Бессарабию с русскими чиновниками».Своей собственности были лишены помещики, отказавшиеся прине-сти присягу румынскому королю. Служащие бедствовали, брались засамую тяжелую, неквалифицированную и плохо оплачиваемую рабо-ту. Подвергаясь дискриминации на рынке труда, русские, как, впро-чем, и бессарабцы других национальностей, не могли претендоватьна общественно значимые посты и представительство в администра-тивных органах. К 1930 г. 74,3 % русских Бессарабии оказались за-нятыми в сельском хозяйстве (против 41,4% в 1897 гг.), и только 3,5 %русских занимались государственной и частной службой. Десятки ты-сяч русских так и не получили румынского гражданства и, тем самым,возможности участвовать в политической жизни. Русской общине небыло разрешено создавать благотворительные организации10.Но сообщество, объединенное знанием русского языка, далеко пре-восходило численность великороссов. Кроме 351 912 русских, в Бес-сарабии проживали 314 211 украинцев11. Воспоминания о том, чтовсего несколько лет назад они именовались малорусами и русинами,были свежи, они по-прежнему называли себя «русские люди», а рус-ский язык считали литературной версией «ридной мовы»12. Русскимязыком владели также более 30 % молдаван: интеллигенция, рабочиеи другие горожане, крестьяне, служившие в русской армии. В румы-низации Бессарабии, в том числе путем запрета использования рус-ского языка, они участвовать не желали. Русский язык знали и охотноговорили на нем немалая часть болгар, гагаузов, немцев, большин-ство евреев Бессарабии. Таким образом, оценка численности русско-язычного сообщества Бессарабии в 1 млн. чел., данная в 1930 г. руко-водителем Объединения русского меньшинства Георгием Цамутали,вполне обоснованна.В начале 20-х гг. в Румынию прибыли 45 тыс. беженцев из России.Эти люди, пережившие революцию и гражданскую войну, большейчастью образованные, могли сыграть значительную роль в защите ин-тересов русского населения Бессарабии. Но политика Бухареста быланацелена на вытеснение русских и других меньшинств из страны,экономическое положение было тяжелым, и большинство эмигрантовперебрались в другие страны. В 1924 г. число эмигрантов-русских иукраинцев составляло 15 тыс. чел., а в 1936 г. российская эмигрант-ская община в Румынии насчитывала всего 11 тыс. чел.13 Многиеэмигранты проживали в Бессарабии. Они, конечно, разговаривалипо-русски, некоторые давали частные уроки русского языка, участво-вали в культурных мероприятиях русских организаций, но, занятыеповседневной борьбой за существование, мало связанные с бессараб-цами, приверженными России, независимо от установленного в ней«режима», в общественной жизни почти не участвовали.Один из главных источников «русского влияния» румынские вла-сти усмотрели в системе земств, выборных органов местного само-управления. Бессарабские земства выступили против проекта законаоб административной реформе и разработали контрпроект, предлагая,чтобы органы местного самоуправления формировались на основевсеобщего голосования, чтобы они были независимы от государства,располагали собственным бюджетом, собственностью и служащими.По существу они предлагали сохранить систему земств, унаследо-ванную от Российской империи, и распространить ее на Румынию.Мнение, что децентрализованное местное управление эффективнеецентрализованного, нашло отклик в Румынии. Но румынские чинов-ники, присланные в Бессарабию, полагали, что земства, обладающиеавтономией, будут препятствовать проведению румынизации14. Адеп-том румынизации руководство Бессарабского земства, избранное вавгусте 1918 г., охарактеризовано так: «Председателем является г-нЯновский - боярин, [] человек, мечтающий о России от Ледовитогоокеана до Адриатики и Мраморного моря; так же Качулков - русскийили, по меньшей мере, ставший Качулковым из Кэчулэ. Остальныедвое - Оганов, армянин, о котором мы поговорим по другому случаю,и Челибидаки - человек без всякого лица. Среди них находим един-ственное молдавское имя - г-н Т. Суручану, еще один боярин». Этимдеятелям автор публикации приписывал намерение «возмутить народпротив новой власти»15. Еще в 1920-1921 гг. земства оказывали фи-нансовую помощь школам, функционирующим на языках националь-ных меньшинств. Ликвидация земств пагубно сказалась на состояниисельского хозяйства, здравоохранения, образования Бессарабии; со-временники расценивали эту «реформу» как одну из самых крупныхошибок румынской администрации. А здравая идея децентрализацииуправления оставалась в Румынии в политическом обороте не тольков 20-30-е гг., но и в период диктатуры И. Антонеску.В «русизме» румынские власти подозревали и бессарабскую знать.Генеральный комиссар Бессарабии генерал Артур Вэйтояну решил за-крыть также дворянское Благородное собрание, но отказался от своегонамерения, когда был принят в его состав в качестве почетного члена.В руководство Собрания входили знаменитый врач Фома ФедосьевичЧорба и меценат барон Гейкинг, а членами являлись бывшие губер-наторы Бессарабии А.Н. Харузин и Р.С. фон Раабен, представителиисторических молдавских родов Доничей, Руссо, Суручану, Лазо,Леонардов, Кассо, Черкезов, Катакази, Катаржи, Кавалиоти, Кантаку-зинов, Семиградовых, Синадино и других. Бессарабские дворяне про-должали собираться в помещении Благородного собрания, общаясь,естественно, на русском языке. Осенью 1919 г. в павильоне Собраниявсе еще висел герб Российской империи, по мнению сигуранцы, «нетолько ради красоты»; тем самым дворяне демонстрировали надеж-ду на возрождение Российской империи. 11 октября министр-делегатБессарабии Д. Чугуряну, ссылаясь на то обстоятельство, что его чле-ны «одержимы антирумынскими чувствами и явно выступают противстраны и государственных учреждений», распорядился закрыть Бла-городное собрание. Но уже 6 января 1920 г. новый министр-делегат,Пан. Халиппа, разрешил открыть его вновь16. Впоследствии Собра-ние все-таки закрыли.Его бывшие члены оставались под негласным надзором. В дека-бре 1925 г. шеф кишиневской полиции доложил, что «вся лучшаячасть русского общества выехала из Кишинева в 1918-1919 годах.Да и вообще русских аристократов в Кишиневе было мало. Есть вКишиневе аристократы-бессарабцы, главным образом местныеуроженцы-молдаване, греки и др., как, например: семьи Крупенских,родственники Кассо, Леонарды, Мими, Катаржи и другие весьма из-вестные в городе лица»17. Список российских аристократов, состав-ленный политической полицией в том же году, также включал около30 крупных собственников, главным образом, молдаван. В их числебыли бывший член Государственного Совета Дм. Семиградов, быв-ший депутат Государственной думы П. Синадино, князья Кантакузи-но и Святополк-Мирский, бывший член Дипломатического корпусаКатаржи и др. «Относительно идей, которые питают эти государ-ственные деятели России, - полагал шеф сигуранцы, - нельзя уточ-нить ничего, но можно очень легко заключить, учитывая, что аграрнаяреформа, проведенная в Бессарабии, была для них очень несправед-ливой»18. Эти люди продолжали общаться на русском языке, некото-рые из них оказались причастны к автономистскому движению, но нароль вождя оппозиции никто из них не претендовал.Начало одному из новых общественных объединений было поло-жено 11 февраля 1918 г. в помещении женского двухклассного учи-лища на Гоголевской улице. Там состоялось общее собрание русскихучителей, созванное с целью организации комиссии при Министер-стве народного образования Молдавской Республики и выборов по-стоянного секретаря по делам русской школы19. «Клуб чиновников»,существовавший в 1901-1906 гг., возобновил свою деятельность в де-кабре 1921 г. как «Кишиневское общественное собрание». Возглавля-ли его юрист Константин Тодоровский, председатель Кишиневскогоуездного земства Федор Няга и служащий Трибунала Николай Епурь.Под названием «Клуб чиновников» действовал кружок, руководимыйполковником русской армии Горским. «Наше объединение, - разъяс-нил полиции вице-председатель кружка, - родилось из обычая нашихмест: общественный класс, мажоритарная или миноритарная нацио-нальность, группа людей, связанных интересами или дружбой, соби-рались вместе и образовывали кружок или клуб»20.Необъявленной, но главной функцией этих объединений являлосьобщение на русском языке. В 20-е гг. в Кишиневе существовал «Про-мышленный и коммерческий кружок». Фактическим его руководите-лем был русский офицер, бывший помещик Константин Богосов. В1919-1920 гг. он участвовал в гражданской войне. Возвратившись вБессарабию, зарабатывал игрой в карты. По данным полиции, «питалантирумынские чувства»21. С 1921 г. в Кишиневе существовала «Гене-ральная ассоциация служащих», созданная с целью снабжения функ-ционеров примарии продуктами путем прямых закупок у крестьян.В ней состояли молдаване и русские, а неформальным лидером былбессарабский автономист Александру Мыцу. «Что достойно быть от-меченным, - донес агент сигуранцы, проникший на заседание Ассо-циации 5 апреля 1925 г., - это то, что все дискуссии этих румынскихфункционеров (подчеркнуто в документе - П.Ш.) проходили толькона русском языке, на румынском не было произнесено ни слова»22.Одним из центров неформального общения стал клуб «Реуниря»(«Воссоединение»), руководимый бывшим адвокатом, высшим слу-жащим кишиневской примарии Виктором Глобой. В руководящийкомитет входили отставные полковники русской армии Михаил Попаи Василий Черкез. Члены клуба собрали библиотеку русских книг игазет, проводили конференции, вечера, балы, концерты. Официальноклуб объединял 160 человек, но в действительности их было больше.«Кроме членов, -отметил в марте 1931 г. квестор полиции Кишинева,-клуб ежевечерне посещают многочисленные лица с хорошей репу-тацией, особенно русские. Играют в карты. Иногда -в азартные. Этоткружок -продолжение русского кружка «Чиновников», и в нем ещецарит русская атмосфера»23.Сходная атмосфера царила в «Семейном кружке», в котором офи-циально состояли 80 чел., большей частью евреи. Руководили им врачЗайдман и Осип Бабич, крупный коммерсант. «Кружок» также распо-лагал библиотекой русских и еврейских книг24. «Члены этих клубов, -как компрометирующее их обстоятельство подчеркнул полицейскийчиновник, - общаются только на русском языке и читают газеты, жур-налы и книги только на этом языке. Привратники и обслуживающийперсонал не знают ни слова по-румынски». Оба эти кружка шеф по-лиции предложил «распустить»25. «Семейный кружок» просущество-вал до 1938 г., но легализация многих других подобных объединенийдопущена не была.В их числе - общество «Приетения» («Дружба»). Его попытался за-регистрировать в конце 1921 г. бывший полковник русской армии Се-мен Гур, уроженец села Дурлешты. В 1917 г., будучи офицером Мол-давского полка, выяснила сигуранца, он распространял среди солдат«антирумынские» книги. В 1919 г. вступил в армию А.И. Деникина ипринял участие в гражданской войне. В феврале 1920 г. возвратилсяна родину. Семен Гур, заключила полиция, нелоялен румынской вла-сти; общество не было зарегистрировано, но продолжало действовать.В 1923 г. его попытались узаконить помещик села КрасноокнянскоеОргеевского уезда Николай Руссо и полковник Константин Власов.Вопрос решался до апреля 1924 г., и также безрезультатно26. В 1929 г.в Аккермане было отказано в регистрации «Обществу русской куль-туры»27. Разумеется, эти и другие объединения продолжали работатьбез регистрации, полулегально.Крупнейшую полулегальную политическую организацию сформи-ровал бывший генерал русской армии Евгений Леонтович. В марте1917 г. он, еще в звании подполковника, возглавлял контрразведкуштаба IX Русской армии Румынского фронта28. В середине 20-х гг.Е. Леонтович, уже представитель парижской газеты «Возрождение»в Кишиневе, сплотил более 20 групп, объединявших бывших офице-ров, молодежь, предпринимателей, работников трамвайного парка,банковских служащих и т. п. Организация, названная «Союз русскихмонархистов», располагала отделениями во всех уездах Бессарабиии включала, по сведениям румынской контрразведки, свыше 10 000чел., в том числе деятелей, вряд ли веривших в возможность вос-становления монархии в России: старообрядческого епископа Ин-нокентия, главу греческой общины П.В. Синадино, членов фамилийКрупенских, Кристи и других. Молодежную группу возглавлял Ва-силий Лейдениус. Имелись у «Союза» и представители в Бухаресте- полковники Строев, Шеин и Цапиш. Двое последних служили прикоролевском дворе. Е. Леонтович ориентировался на великого князяНиколая Николаевича и обеспечивал распространение в Бессарабиипропагандистских материалов, поступавших из его штаб-квартиры вПариже.Секретный характер носили связи Е. Леонтовича с военной орга-низацией русской эмиграции - «Российским общевоинским союзом».На протяжении ряда лет Леонтович состоял в переписке с руководи-телем РОВС генералом Е. Миллером. Однако практическая работаорганизации выглядела бледно. «Деятельность генерала Леонтови-ча, - отмечено в обзоре румынской контрразведки от 29 марта 1929г., - ограничивается директивами из Парижа и выражается в сбореденег для монархических фондов, интенсивной организации монар-хических групп по общественным классам, связи этих групп с цен-тром, распространению инструктивных монархических газет и бро-шюр. Распространяет ежедневно до 500 экз. газеты "Возрождение"»29.«Русские монархисты, - отмечено в обзоре далее, - собираются в 12- 13.30 в помещении городского банка, беседуют и читают газеты. От4 до 6 появляется ген. Леонтович»30.Деятели «Союза» участвовали в движении в защиту богослуженияпо старому стилю, организовав, в частности, негласную доставку из-за рубежа богослужебной литературы. О влиянии организации свиде-тельствует панихида по великому князю Николаю Николаевичу, про-веденная 22 июля 1929 г. в Чуфлинской церкви Кишинева. Было оченьмного народа, примерно 6 000 чел., в том числе бывшие офицеры-бессарабцы, русская аристократия, служащие трамвайного депо31.Контролировать многолюдную организацию Е. Леонтовича властямбыло трудно, но ее терпели, потому что генерал располагал агентами,которых забрасывал в СССР и которые доставляли ему сведения.Более конспиративным формированием был «КрестьянскийСоюз», руководимый Акатовым, представителем парижской газеты«Последние новости» в Бессарабии. «Господин Акатов,- докладыва-ла контрразведка 3-го Армейского корпуса, - работает под прямымнадзором господина Генерального инспектора Хусареску, используяинформаторов сигуранцы. [] Генеральный штаб следит за обеимиорганизациями непосредственно, не препятствуя их деятельности»32.1 ноября 1936 г. Е.Леонтович выехал в США, и деятельность русскихмонархистов сошла на нет. По мнению сигуранцы, это произошло по-тому, что они остались «не организованы в движение политическогохарактера»33, т. е. преследующие реальные общественно значимыецели.Восстановление в России сильной власти, курс большевиков на ин-дустриализацию страны, отрицание ими «буржуазной» демократииимпонировали не только левым, но и правым кругам бывших россий-ских граждан. В.Н. Лейдениус, попытавшийся придать «Союзу рус-ской молодежи» монархический, т. е. резко антисоветский, характер,был из организации исключен. В 30-е гг. этот «Союз» руководимыйВиктором Топаловым, вел культурно-просветительную работу34. Од-нако в русском сообществе нарастала потребность в субъектности.Нужна была организация, достойная выступать от имени русских,формулировать их требования и предъявлять властям. Попытку соз-дать русскую организацию предпринял бывший офицер российскогофлота Г.М. Цамутали, в «Союзе русских монархистов» возглавляв-ший группу «лесоводов»35. В январе 1930 г. он вместе с активистамидвижения в защиту богослужения по старому стилю Павлом Митро-фановым, Михаилом Чертковым, адвокатом Василием Матвиевичем(Матеевичем) и другими учредил «Объединение русского меньшин-ства в Румынии». «Программа этого меньшинства, - доложил комис-сар сигуранцы, - заключается в создании русских школ и воспитаниидетей в русском духе и старой вере, по каковой причине это обществопользуется добрым отношением как крестьян, так и горожан»36. «Объ-единение» приняло участие в защите богослужения по юлианскомукалендарю. Ранее, в октябре 1929 г., в Измаиле был создан комитет поорганизации «Лиги русского меньшинства на юге Бессарабии»37, а вКишиневе - Союз безработных интеллигентов38.На коммунальных выборах 1930 г. была предпринята попыткасформировать единый список «Лиги бессарабских граждан», «Коми-тета русского меньшинства» и некоторых еврейских организаций. Нообъединение, видимо, вследствие вмешательства сигуранцы, не со-стоялось. Через год попытка зарегистрировать единый список быласорвана полицией39. Эти неудачи побудили русскую общественностьсоздать Комиссию по организации русского меньшинства в Румынииво главе с известным общественным деятелем доктором А.Д. Коцов-ским. В Комиссию входили лидер движения в защиту богослуже-ния по старому стилю о. Владимир Поляков, полковник Н. Сорокаи другие. Однако А.Д. Коцовский отказался возглавить Временныйкомитет по организации Партии русского меньшинства, и его пред-седателем был избран В.Н. Лейдениус40. Некоторое время Лейдениуспредставлялся журналистам и чиновникам как председатель «Союзарусского меньшинства в Бессарабии»41 и публично выступал в защитуего интересов, но создать «Русскую партию» ему не удалось.В поисках опоры за рубежом Лейдениус установил связи с княземАваловым и другими русскими эмигрантами в Германии42 и, вероятно,на деньги, получаемые от германского МИД 43, организовал в Киши-неве выпуск газеты «Воскресение». Газета обличала румынскую по-литику в Бессарабии. Вместе с тем в редакцию поступали директивыиз Берлина, а авторы «Воскресения» и другой кишиневской газеты,«Бессарабский телеграф», восхваляли Гитлера и его режим. Лейдени-ус распространял в Бессарабии издаваемые в Софии газеты «Русь» и«За Россию» - органы фашистских групп русской эмиграции44. Одна-ко в Бессарабии нацистская пропаганда отклика не нашла, создать напрогерманской основе какую-либо «русскую» организацию Лейдени-ус также не смог. Газета «Воскресение» была запрещена за публика-цию разоблачительных материалов о закрытии в Кишиневе русскойцеркви Святого Серафима и о преследовании русских священников- сторонников богослужения по старому стилю45.Единомышленников в Бессарабии искали и правые круги русскойэмиграции. В сентябре 1937 г. лидер группы русских правых радика-лов в Бухаресте Александр Ливен приехал в Софию и договорился сиздателем русской газеты «Голос России» Иваном Солоневичем о рас-пространении ее среди русских эмигрантов в Бессарабии. Представ-лять газету в области было предложено жившему в Кишиневе быв-шему полковнику А. Яковлеву. Последний, ознакомившись с первымполученным номером, от этой миссии отказался, заявив: «Хотя газетарусская монархическая, она печатается в советском стиле». Реальнаяпричина была иной: Яковлев был причастен к советской разведыва-тельной организации, раскрытой в Кишиневе в 1925 г., и находилсяпод надзором. После отъезда Е. Леонтовича А. Яковлев остался вБессарабии представителем газеты «Возрождение». Представителем«Голоса России» в Бессарабии стал сотрудник газеты «Бессарабскоеслово» Андрей Гырля. Газету - 30-40 экземпляров - он получал по по-чте и рассылал подписчикам46. По другим каналам в Бессарабию по-ступали эмигрантские издания «Православная Русь» и «Галлиполий-ский вестник»47. Эмигрантские газеты читали и поддерживали связис русскими офицерами-монархистами в Болгарии и Париже группымолдаван-бывших офицеров русской армии. О каком-либо влияниифашистских идей на политическое поведение русских Бессарабии го-ворить не приходится. Не нашла среди русских отклика и основаннаяна постулатах румынизма пропаганда кузистов48.Ирредентистские идеи продвигали в основном левые силы.В 1933 г. при участии примара Аккермана Александра Арнаутова груп-па студентов попыталась учредить движение с целью борьбы за объ-единение Бессарабии с Россией. Председателем объединения был из-бран Михаил Протопопов, а секретарем - Михаил Новиков, студентыЯсского университета. Объединение установило связи с БалканскойФедерацией революционных студентов, в свою очередь связанныхс Коммунистическим интернационалом молодежи и Коминтерном.Антикапиталистических лозунгов, дающих властям повод обвинитьих в приверженности большевизму, студенты не выдвигали, но тре-бовали покончить с практикой «numerus clausus» (процентная нормадопуска в университеты для студентов различных национальностей),обеспечения населения бесплатным образованием на родном языке,отмены в Бессарабии осадного положения, признания права народовРумынии на самоопределение вплоть до отделения. В общем, такиеже требования выдвинули руководители созданного в 1935 г. «Блоказащиты демократических свобод», руководимого Михаилом Браше-ваном, студентом Андреем Лупаном и другими49.Жесткий контроль политической полиции над общественными ор-ганизациями вынуждал многих деятелей русской культуры действо-вать самостоятельно. Выдающимся организатором русской прессыпоказал себя Марк Николаевич Бялковский. М.Н. Бялковский родилсяна станции Марандены близ Бельц, учился в Одессе. Характеристика,данная ему агентом сигуранцы, напоминает панегирик: «Известныйжурналист. Правый экстремист. Убежденный русский патриот и мо-нархист. Редактировал газеты «Одесский листок» (тиражом 70 000),«Лукоморье» и примерно 10 других. Работал в официозе «Новое вре-мя». В 1917 г. выступил против крайне левых. В октябре его газетабыла разгромлена матросами и рабочими. При Деникине Бялковскийполучает ответственный пост заместителя начальника Бюро инфор-мации и пропаганды. При отступлении деникинских войск схваченв Одессе. Освобожден ЧК, не узнавшей, кто в ее руках. Бялковскийперешел Днестр с помощью контрабандиста у Каменки. В Бессара-бии установил связь с генералом Леонтовичем и руководителямирусского национального движения. Выпускал газеты «Наша мысль»(с Б. Быркэ), «Бессарабские новости» (с Пеливаном), «Молва» (сЛ. Бога) и «Утро» (с П. Ерханом). В настоящее время -первый редак-тор «Утра». Он человек твердого характера, замкнутый. Имеет связи стой стороной Днестра (монархические круги) и с кругами эмиграцииза рубежом»50.В действительности М.Н. Бялковский поддерживал связи с редак-тором парижской газеты «Общее дело», известным разоблачителемпровокаторов охранки Вл. Бурцевым. В апреле 1929 г. Бурцев посетилКишинев, выступал на политические темы. Он пообещал Бялковско-му свое содействие в создании русской газеты. Вместе с бывшим пол-ковником русской армии Алексеем Шостаковским М.Н. Бялковскийсплотил группу сотрудников, решившую выпускать на русском язы-ке газету «День». «Бялковский, -отметила сигуранца, -пользуетсяв обществе хорошей репутацией, является абсолютно честным чело-веком, серьезным и известным в кругах писателей и публицистов»51.Весомый вклад в защиту позиций русского языка в Бессарабиивнес Всеволод Яковлевич Демченко, до революции - миллионер, гра-доначальник Киева, деятель партии «Всероссийский национальныйсоюз», депутат IV Государственной Думы52. В Бессарабию он бежал,преодолев Днестр вплавь. По данным сигуранцы, Всеволод Демчен-ко - «русский, бывший примар Киева, бежал [из СССР в Румынию] в1923 году. В 1926 г. добился в Галаце финансового успеха, занимаясьторговлей. Основал в Бухаресте «Банк общего кредита». Здесь начи-нает совсем любопытную деятельность. Под видом банка там начина-ют собираться только русские и другие подозрительные лица. Связанс Александровским, редактором «Последних новостей», и другимилицами, питающими антирумынские чувства». [] «В настоящеевремя, - отмечено в полицейской справке 1929 г., - [В.Я. Демченко -]Генеральный директор «Бухарестского банка общего кредита», связанс русскими журналистами в Париже и Берлине, ведущими кампаниюпротив Румынии»53. В.Я. Демченко инициировал и финансировал из-дание в Бухаресте на русском языке газеты «Наша речь», журнала«Иллюстрированная речь», а в Кишиневе - газеты «Утро». Обще-ственная деятельность В.Я. Демченко и М.Н. Бялковского заслужива-ет дальнейшего изучения.Политические распри времен гражданской войны теряли смысл.В 20-е гг. разрушению информационной блокады вокруг событий вБессарабии способствовал бывший королевский комиссар при шта-бе Деникина Д.А. Ростовский-Брюханов. По сведениям сигуранцы,в Румынии он являлся «главой движения монархической русской па-триотической молодежи, корреспондентом английской газеты «Дейлимейл», где пишет ругательные статьи против Румынии»54. Согласнодругой сводке тайной полиции (январь 1929 г.), «Дмитрий АндреевичРостовский-Брюхатов - русский патриот, сторонник преобразованияРоссийской империи»55. Главным редактором газеты «Наша речь»был Юрий Александрович, одним из ведущих сотрудников - Гур-лянд, якобы бывший сотрудник царской охранки, а секретарем редак-ции - Петр Алексеевич, «фанатичный русский», в прошлом активныйэсер56.Опасаясь любой организованной деятельности русских, полити-ческая полиция следила и за М. Бялковским. «Марк Бялковский, ре-дактор газеты «Молва» (2000 экз.), вместе с доверенным лицом па-рижской организации «Младороссы» Еленой Лужанской, - доложилав апреле 1937 г. сигуранца, - начали собирать в редакции сторонни-ков русской монархической организации. Центр организации «Мла-дороссы» находится в Париже, ее идеология - консервация границстарой Российской империи, организация борьбы против интервен-ции иностранных государств». Монархизм в Румынском королевствегонениям не подлежал; очевидно, поэтому автор доклада поспешилподверстать деятельность «младороссов» под обвинения в «больше-визме», заключив: «в действительности организация работает в поль-зу Коминтерна»57.Несмотря на политику вытеснения и запрета, проводимую Буха-рестом, в Бессарабии русский язык оставался языком публичным,языком массовой информации и политики. Но прекращение обученияна нем снижало уровень грамотности нового поколения. В мае 1930г. коммунистическая организация Кишинева выпустила листовку нарусском языке, написанную человеком, владеющим устной русскойречью, но изобилующую грамматическими ошибками58. Стилистиче-ски не вполне корректен русский текст листовки «Инициативной груп-пы Профессионального Синдиката частных торгово-промышленныхслужащих гор. Кишинева, входящего в Федерацию Профессиональ-ных синдикатов Румынии» с призывом прийти на собрание 20 мая1935 г.59 Все менее грамотными становились в 30-е гг. материалы рус-ских газет.Отношение украинцев Бессарабии к Румынскому государству былоаналогично отношению великороссов. «Среди сельского населения, -отмечено в Информационном бюллетене сигуранцы за 10 марта - 10апреля 1930 г., - ходят слухи, что русские займут Бессарабию. Бедныерадуются, богатые боятся.А) Русско-украинское население:Общее состояние духа - взволнованное и сомнительное. Повсю-ду говорится о близкой революции. Для населения власти не имеютникакой ценности; оно считает себя свободным делать что хочет, невстречая противодействия властей. Все верят, что пришла «Свобода»(в документе напечатано по-русски: Svoboda - П.Ш.). Отношениеэтого населения к жандармам враждебное. Авторитет последних,можно сказать, не существует. Ни жандармы, ни другие власти не мо-гут принять никакой меры и в то же время подвергаются унижениямперед лицом населения и не могут работать»60. Вскоре политическая«оттепель» в Румынии закончилась, и жандармы получили возмож-ность «работать» по-прежнему - дубинками.В 30-е гг. центр украинского национального движения в Румыниинаходился в Черновцах, там выходила газета «Час», внешне лояль-ная королю и режиму. Но ведущие деятели украинского ирредентизмапроживали в Бессарабии. По сведениям сигуранцы, в 1938 г. его ли-дерами являлись функционер села Валя Черновицкого уезда МихаилЧупрун, судья из местечка Секуряны Иван Новосивский, житель селаШабо Аккерманского уезда бывший депутат Илья Гаврилюк и аккер-манский инженер Василий Гетманченко61. Публичных мероприятийэти активисты проводить не пытались, но сигуранце было известно,что они ориентируются не на Румынию, а на Германию.Безусловную ориентацию на Россию сохраняли гагаузы. Они уча-ствовали в боях против румынских интервентов в начале 1918 г. В20-х гг. в Комрате, Чадыр-Лунге, Кирсово, где гагаузы составлялибольшинство населения, действовала сеть коммунистического под-полья. В 20-е-30-е гг. гагаузы участвовали в развернутом болгарами«движении 38 сел» за возврат им общинной собственности, отобран-ной румынскими властями, и поддерживали созданный коммуниста-ми Рабоче-крестьянский блок62. Однако попыток открытой защитыродного языка гагаузская интеллигенция не предприняла.Национальное сознание гагаузов, полагали румынские функцио-неры, находится на пути к исчезновению. «Из наблюдений над ми-норитарным гагаузским населением и из контактов с ними, - доно-сил агент сигуранцы в марте 1940 г.,- остается констатировать, чтоэто меньшинство не имеет собственного национального сознания исогласно с его отождествлением с болгарами. Так, в коммуне Дми-тровка (Аккерманский уезд), населенной исключительно гагаузами,на вопрос о том, как идут дела и получают ли они кредиты от На-ционального института кооперации, ответ гласил, что потому, что ониболгары, они не могут получить такой кредит. [] отметив их брат-ство по крови и языку с турками, я не заметил какого-либо энтузи-азма с их стороны»63. В апреле 1940 г. квестор Аккерманского уездаподтвердил «исчезновение какого-либо национального сознания» угагаузов и высказал уверенность в том, что «со временем гагаузы бу-дут абсорбированы болгарской массой»64. Воссоединение Бессарабиис Россией позволило гагаузскому этносу сохраниться.Русский язык оставался языком общения и в армянском сообще-стве Бессарабии. Приглашения прихожанам армянских церквей Ки-шинева настоятель одной из них священник Матикянц печатал толькона русском языке65. Альтернативой была румынизация. Преподаваниев немногих «украинских» и «польских» школах, созданных на севереБессарабии, уже в начале 20-х гг. велось на румынском66.Несмотря на поддержку других национальных сообществ, русскимБессарабии не удалось сохранить школьное обучение на русском язы-ке. В результате политики румынизации в 1938 г. в Бессарабии дей-ствовали всего 97 начальных и средних частных школ, и среди нихбыли только две русских и одна украинская67. После переворота 1938г. были закрыты и они. Но вытеснить русский язык из обществен-ной жизни Бухаресту не удалось. В отличие от языков других нацио-нальных меньшинств, он остался языком публичным и продолжалфункционировать во всех сферах, кроме государственных учрежде-ний. Впрочем, и здесь допускались исключения. Даже приказ коман-дующего 3-м Армейским корпусом генерала Канчулеску от 12 января1934 г. о введении в Кишиневе осадного положения был напечатан надвух языках - румынском и русском68.Курс румынских властей на запрет использования русского языкаосложнил участие русского и русскоязычного населения в легальнойполитической борьбе, но освободил русских от многих иллюзий от-носительно возможности ужиться с румынской властью. Исключитьрусских из политической жизни Бухаресту не удалось. Русское нацио-нальное движение, как и молдавское, решало не т
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 693
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
См.: Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся респу- лики. М.: Вече, 2007; Мельтюхов М.И. Бессарабский вопрос между миро- ыми войнами 1917-1940. М.: Вече, 2010. . См.: Шорников П.М. Бессарабский фронт. Кишинев, 2010. . Очерки истории Коммунистической партии Молдавии. Изд. 2-е. Киши- ев: Картя Молдовеняскэ, 1968. С. 206. Bruhis M. Rusia, Romănia şi Basarabia. 812-1918-1924-1940. Chişinău: Universitas, 1992. P. 192-228.
Bruhis M. Rusia, Romănia şi Basarabia. 1812-1918-1924-1940. Chişinău; niversitas, 1992. PР. 192-228. . См.: Брысякин С.К. Культура Бессарабии. 1918-1940. Кишинев: Шти- нца, 1978. . См.: Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии: опыт жизни в диаспоре 1918-1940). Кишинэу, 2002.
Wilhelmus Petrus van Meurs. Chestiunea Basarabiei în istoriografia omunistă. Chişinău: ARC, 1996. P. 435-448. P.435-448.
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 6.
Ghibu O. Trei ani pe frontul basarabean. Bucureşti: Fundaţiei culturale omăne, 1996. P. 51.
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 147,148, 152, 160, 162.
Recensămîntul general al provinciei Basarabia. Bucureşti. P. 6. сследователем из Нидерландов результаты переписи 1930 г. истолко- аны так: в Бессарабии проживали 314 тыс. русинов, а украинцев вообще е имелось (Wilhelmus Petrus van Meurs. Chestiunea Basarabiei în istoriografia omunistă. P. 449).
Степанов В.П. Грани идентичностей. Тирасполь, 2010. С. 44, 45 и др.).
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 141.
Там же. С. 40, 41.
Национальный архив Республики Молдова (далее - НАРМ). Ф. 679. п.1. Д. 5405. Л. 39.
Там же. ЛЛ. 43, 22, 32, 10.
Там же. Д. 5457. Л. 7. 8. Там же. Л. 9.
Сфатулъ Церий. 1918. № 32.
НА РМ. Ф. 679. Оп.1. Д. 5198. ЛЛ. 6, 10.
Там же. Д. 5195. Л. 46.
Там же. Д. 5196. Л. 24.
Там же. Д. 5650. Л. 20.
Там же. Л. 21.
Там же. Л. 23.
Там же. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5197. ЛЛ. 4, 16.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3541. Л 7 об.
Там же.. Ф. 297. Оп. 7. Д. 1. Л. 610 об.
Там же. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5458. Л. 21.
Там же.
Там же. Л. 23.
Там же. ЛЛ. 17-19, 21.
Там же. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5458. Л. 38, 43.
Там же. Ф. 3085. Оп.2. Д. 7226. ЛЛ. 23-25.
Там же. Ф. 679. Оп.1. Д. 5458. Л. 21.
Там же. Д. 774. ЛЛ. 11, 23, 28.
Там же. Ф. 680. Оп.1. Д. 3457. Л. 345.
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 153
Там же. С. 204, 205.
НАРМ.. Ф. 680. Оп.1. Д. 3685. Л. 11.
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 198, 199.
НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д. 3685. Л.11.
Копанский Я.М. Еврейское национальное движение в Бессарабии в ежвоенный период (1918-1940 гг.). Кишинев, 2008. С. 268.
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 209.
Там же. С. 204.
НАРМ. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5458. ЛЛ. 36, 37.
Там же. Л. 42. 8
Скворцова А.Ю. Русские Бессарабии. С. 209-211.
Там же. С. 206, 208. 0. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3401. Л. 200.
Там же. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5458. Л. 25.
Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия. Рож- ение и гибель Всероссийского национального союза. М.: РОССПЭН, 2001. . 16, 38.
Д. 3428. Л. 249.
Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия. С. 16, 8.
Там же. С. 349. 6. НАРМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 3428. Л. 249.
Там же. Д. 6081. Л. 6, 7.
Там же. Д. 5725. Л. 12. 9. Там же. Д. 6096. Л. 170. 0. Там же. Ф. 680. Оп. 2. Д. 49. Л. 127.
Там же. Ф. 679. Оп.1. Д. 6045. Л. 30.
История и культура гагаузов. Очерки. Кишинев-Комрат: Понтос, 2006. . 298-307.
НАРМ. Ф. 680. Оп.1. Д. 3192. Л. 519.
Там же. Л. 525.
Там же. Ф. 679. Оп. 1. Д. 5245. Л. 62.
Там же. Ф. 1477. Оп. 1. Д. 15, ЛЛ. 62, 110, 111, 150, 215, 332 и др.
Скворцова А. Русские Бессарабии. С.

Русское сообщество Бессарабии и Румынское государство. 1918-1940 гг. | Русин. 2010. № 4 (22).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2905