Антицерковная политика Советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района) | Русин. 2010. № 4 (22).

Антицерковная политика Советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района)

Статья посвящена проблеме отношений Советского государства и Русской Церкви в один из самых трагичных периодов истории XX в. - 30-х годах, временах массовых репрессий. Автор, кратко обрисовав положение Церкви после Октябрьской революции, перешел к региональной истории - истории Молдавской Автономии, при этом объектом исследования стали священнослужители Слободзейского района МАССР. На примере их некоторых биографических данных была показана тяжелая судьба служителей религиозных культов, которые за свою веру и свой народ зачастую расставались сначала со свободой, а потом в большинстве своем и с жизнью.

Антицерковная политика Советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района).pdf С победой революции и приходом к власти в России большевист-ского руководства коренным образом изменилась вся жизнь страны.Изменения не обошли стороной и отношения государства и церкви.Так, уже в ноябре 1917 г. была обнародована «Декларация прав наро-дов России», подписанная В.И. Лениным и И.В. Сталиным, в которойцерковь отторгалась из сфер гражданской и государственной жизни,отменялись все религиозные привилегии и ограничения. Основнойформой этих отношений в новой России стала антирелигиозная про-паганда. Борьба с религией представляла своеобразную «битву» задуши и умы. Хотя большевики частично и преуспели в агитации сре-ди молодежи, сломить сопротивление церкви и вековые традиции восновной массе населения стало достаточно сложной, почти непо-сильной для власти задачей.В начале 20-х гг. внутри православной церкви усилилось «обнов-ленческое движение», которое противопоставлялось официальнойцерковной политике. Оно в какой-то степени использовалось для рас-кола церкви и подрыва ее авторитета среди населения государства.В 1923-1924 гг. начинаются некоторые изменения в «религиозной»политике партии. Это было связано с отказом от политики «военногокоммунизма» и со смертью патриарха Тихона, который в своем за-вещании передал высшую церковную власть митрополиту Петру(Полянскому). Но почти сразу же митрополит Петр был арестован(9 декабря 1925 г.). Завещательным распоряжением митрополита Пе-тра заместителем Патриаршего Местоблюстителя назначается митро-полит Сергий (Старогородский).Антирелигиозная пропаганда стала усиливаться в начале 1928 г.,а осенью она переросла в антицерковный террор. Арестовывались иссылались многие видные и авторитетные деятели церкви. Так, на-пример, в 1928 г. был сослан крупнейший русский религиозный мыс-литель Павел Флоренский.На протяжении 1928-1929 гг. были закрыты многие монастыри,работавшие в тот период как образцовые сельскохозяйственные ар-тели. Процесс повсеместно принимал массовый характер. Так, уже в1928 г. были закрыты 534 церкви, а в 1929-м -1119.С середины 1929 г. антирелигиозный террор перемещается из го-рода в деревню. По-видимому, сталинская верхушка рассматривалацерковь как одно из главных препятствий в деле коллективизации,поэтому принятие в той или иной деревне решения о коллективиза-ции сопровождалось обычно закрытием местной церкви. Широкийразмах антицерковный террор приобретает к 1930 г., когда даже Ака-демия наук СССР сняла с охраны большинство памятников старины.Результатом всего этого стал массовый снос церквей и монастырей,которые являлись не просто духовными центрами, а нередко шедев-рами архитектуры. Итогом антирелигиозного террора в 1928-1930 гг.оказалось закрытие 80% всех храмов в русских деревнях.Новый этап церковного террора совпал с пиком массовых репрес-сий в стране - это 1937-1938 гг. В этот период были арестованы де-сятки православных и обновленческих архиереев и многие тысячирядовых священников. Обвинения церковникам были стандартны -антисоветская и контрреволюционная деятельность.Террор, происходивший в России, естественно, сказался и на Укра-ине, в состав которой тогда входила МАССР. Здесь все вышеперечис-ленные процессы осуществлялись с неменьшим размахом: закрыва-лись церкви, арестовывались священники, уничтожались памятникидуховности, истории и культуры. Православие пытались изгнать изсознания людей. Но такие дела зачастую наталкивались на высокуюдуховность и глубокую веру простых людей.В Молдавской автономии пострадали многие из служителей куль-тов.В данной статье автор остановится на кратких биографиях и судь-бах некоторых священнослужителей Слободзейского района.БРАЗДА Павел Федорович, 1883 г.р., уроженец с. Суклея Тира-спольского уезда Херсонской губернии. Перед арестом был старостойцеркви с. Суклея Тираспольского района. Арестован 25.12.1950 г. Во-енным Трибуналом войск МВД МССР 03.03.1951 г. приговорен по ст.54-1а УК УССР (измена Родине) к 25 годам ИТЛ. Отбывая наказаниев ИТК-2 МВД МССР, умер 16.05.1953 г.1ГОНЧА РОВ Петр Кононович, 1895 г.р., уроженец с. НечаевкаДнепропетровской области. В 1918-1935 гг. - псаломщик, затем свя-щенник церкви с. Незавертайловка Тираспольского района. С конца1936 г. работает псаломщиком и священником церкви с. ГраденицыБеляевского района Одесской области. 02.11.1937 г. был арестованБеляевским районным отделением НКВД УССР Одесской области.Особой тройкой при УНКВД по Одесской области 24 ноября 1937 г.приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 13 декабря1937 г. в Одессе2.ИГНАТЬЕВ Дмитрий Илларионович родился в 1888 г. в с. Сло-бодзея Тираспольского уезда Херсонской губернии. В 20-х гг. слу-жил псаломщиком Николаевской портовой церкви г. Одесса; в 1925-1930 гг. - диакон собора г. Одесса. Тройкой при УНКВД по Одесскойобласти в 1930 г. за попытку нелегального перехода границы пригово-рен к 3 годам высылки в отдаленную местность (Казахстан). С 1934 г.проживал в г. Одесса. Вторично арестован 10 сентября1937 г. УНКВДпо Одесской области и Особой тройкой 3 октября 1937 г. приговоренк 2 годам ИТЛ, но уже спустя 2,5 месяца (29.12.1937 г.) приговор былпересмотрен и заменен на расстрел. Приведен в исполнение 2 января1938 г.3КУРБЕТ Николай Алексеевич родился в 1899 г. в с. Незавертай-ловка Тираспольского уезда Херсонской губернии. Перед арестом ра-ботал священником церкви с. Демидово Октябрьского р-на Одесскойобласти. 30 мая1937 г. Николай Алексеевич был арестован Октябрь-ским районным отделением НКВД. Особой тройкой при УНКВД поОдесской области 27.10.1937 г. приговорен к расстрелу и 2 ноября1937 г. расстрелян4ХОДЗИ ЦКИЙ Леонид Иванович, 1878 г.р., уроженец с. Коробче-на Ново-Миргородского района Одесской обл. С 1902 до начала 30-хгг. - псаломщик, а потом и священник церкви с. Карагаш Тирасполь-ского р-на. За контрреволюционную деятельность в 1932 г. пригово-рен к 3 годам лишения свободы с высылкой на север. Перед вторымарестом проживал в г. Первомайск. Вторично арестован в марте 1938г. и Особой тройкой при УНКВД по Одесской области за пропаган-ду и агитацию, направленную на подрыв и ослабление советскойвласти, 23 марта 1938 г. приговорен к расстрелу. Спустя пять днейХодзицкий Л.И. был расстрелян5.ШВАЧ КО Пантелеймон Иовлевич родился в 1891 г. в с. Компанеев-ка Одесской области. В 1922-1934 гг. служил священником церкви с.Слободзея Тираспольского р-на, а уже перед арестом являлся священ-ником церкви с. Бецилово Раздельнянского района Одесской области.Арестован в августе 1937 г. Раздельнянским районным отделениемНКВД Одесской области. Особой Тройкой 27 августа 1937 г. пригово-рен к 10 годам ИТЛ. Через три дня для отбытия срока наказания былнаправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ НКВД СССР. В июле 1941 г.для дальнейшего отбытия наказания переведен в места лишения сво-боды Вологодской области. Умер 2 апреля 1942 г. в Отдельном ла-герном пункте № 2 Отдела исправительно-трудовых колоний УНКВДпо Вологодской области (Вожегодский районн) по причине тяжелогозаболевания, полученного во время работы в лагерях6.В статье автор привел лишь краткие биографические сведения освященнослужителях, непосредственно связанных со Слободзейскимрайоном. К сожалению, до сих пор достаточно сложно как разыскатьвсех пострадавших в 30-е гг. при проведении политики репрессий,так и рассказать более подробно об их жизни, работе или служении,положении во время следствия и нахождения в тюрьме, поэтому зача-стую приходится восстанавливать все по крупицам, начиная с самогоосновного. К этой работе надо привлекать всех заинтересованных и впервую очередь молодежь.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 Антицерковная политика Советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района) | Русин. 2010. № 4 (22).

Антицерковная политика Советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района) | Русин. 2010. № 4 (22).