Особенности формирования молдавской государственности после обретениянезависимости | Русин. 2010. № 4 (22).

Особенности формирования молдавской государственности после обретениянезависимости

Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые до сих пор переживают период становления собственной государственности. Вследствие подписания пакта Молотова-Риббентропа, она вошла в состав Советского Союза, как и страны Балтии, Западная Украина. Таким образом, Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые впервые возникли именно на руинах Советского Союза, а не освободились от его «опеки». Начиная с 1990 года и до сегодня Республика Молдова проходит сложный путь становления собственной государственности. За это время в стране была принята новая конституция (1994 год), совершён переход к парламентской форме правления. Сегодня Республика Молдова переживает политический кризис, начавшийся в 2009 году и связанный с неготовностью политических сил страны направить свою деятельность в конструктивное для страны русло.

Особенности формирования молдавской государственности после обретениянезависимости.pdf Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, кото-рые до сих пор переживают период становления собственной госу-дарственности. Вследствие подписания пакта Молотова-Риббентропаона вошла в состав Советского Союза, как и страны Балтии, Запад-ная Украина. В период между двумя мировыми войнами большаячасть современной Молдовы была в составе Румынии. Именно онавпоследствии вошла в состав Советского Союза в 1940 г. Другая еёчасть - Приднестровье - уже входила в состав СССР1. Таким образом,Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которыевпервые возникли именно на руинах Советского Союза, а не освобо-дились от его «опеки»2.Становление молдавской государственности началось ещё задолгодо распада СССР. Весной 1990 г. в тогда ещё Советской Молдове со-стоялись первые относительно свободные выборы в законодательныйорган (Верховный Совет) республики. По спискам Народного фронта(национального движения) был избран 101 депутат. Всего в Верхов-ном Совете Молдавской ССР было 380 мест3.Представители национально-демократических сил, представлен-ные в Верховном Совете Молдавии Народным фронтом, взяли курсна национальную независимость республики, который с самого на-чала не устраивал оппозиционных депутатов из фракции «СоветскаяМолдавия», которые оставались на позициях сохранения СССР. Из-за формального несогласия при утверждении нового флага Молдовы,цвета которого совпадали с цветами румынского флага, сто депутатовэтой фракции оставили Верховный Совет. Эти депутаты представ-ляли в основном территорию, расположенную на левом берегу рекиДнестр (так называемое Приднестровье или Левобережье), а такжегород Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра. Историче-ски Левобережье никогда не входило в состав Румынии. Между двумямировыми войнами оно входило в состав Украинской ССР и имелоназвание Молдавская Автономная Социалистическая Республика4. В1989 г. этнический состав Приднестровья был таким: 33,5 % молда-ван, приблизительно 30 % украинцев, около 30 % русских5.В июле 1990 г. страна изменила название. Вместо МолдавскойСоветской Социалистической Республики на политической картепоявилась Социалистическая Республика Молдова, которая заявилао суверенитете. В мае 1991 г. страна официально стала РеспубликойМолдовой (РМ), а Верховный Совет - молдавским парламентом. 27августа 1991 г. Молдова вышла из состава СССР6.Однако часть Молдовы - Приднестровье - выступила против неза-висимости республики. В сентябре 1991 г. была провозглашена При-днестровская Молдавская Республика (ПМР)7. После распада СССР вдекабре 1991 г. в ПМР одновременно с референдумом были проведе-ны президентские выборы. Согласно результатам референдума, При-днестровье оставалось частью СССР (который фактически распалсяк этому времени), а президентом ПМР был избран Игорь Смирнов8.Столицей Приднестровья стал город Тирасполь9.В 1992 г. Молдова сделала попытку силой подавить сепаратизм.Однако 14-а армия Российской Федерации, которая находилась натерритории Приднестровья, поддержала сепаратистов, что сыгралорешающую роль в победе последних. 1992-1994 гг. - активная фазаприднестровского конфликта и попыток его урегулирования10.Новая Конституция Молдовы была утверждена только спустя тригода после её выхода из состава СССР - 27 августа 1994 г.11 До это-го Молдова жила по Конституции Молдавской ССР (с поправками).Новая Конституция в статье 1 провозгласила: «Республика Молдова-суверенное и независимое  государство», имеющее республи-канскую форму правления. Конституция закрепила демократическоеустройство Молдовы.Согласно Конституции, Гагаузия получила право на широкую авто-номию в составе Республики Молдова. В то же время статья 110 пункт2 Конституции гласит, что населённые пункты левобережья Днестрамогут получить особые формы и условия автономии в соответствиис особым статусом, установленным законом12. Последнее, по нашемумнению, свидетельствует о неготовности молдавской власти дать ши-рокую автономию данной территории, что в определённой степени испровоцировало продолжение конфликта.Парламентские выборы 1994 г. стали свидетельством провала про-румынских националистов в Молдове. В результате они и их привер-женцы получили менее 20 мест из 101 в парламенте. 56 мест получи-ла Демократическая аграрная партия Молдовы, второй стала близкаяк коммунистам партия «Единство/Социалистический блок» (28 мест).Главой парламента был избран бывший первый секретарь КомпартииМССР Пётр Лучинский. В 1996 г. он стал президентом страны13.В 1995 г. был отменён закон 1991 г., который запрещал деятель-ность коммунистической партии. На парламентских выборах 1998 г.коммунисты (официальное название - Партия коммунистов Респу-блики Молдова - ПКРМ) сумели завоевать 40 мест в парламенте истали самой большой партийной фракцией. В то же время Аграрнаяпартия, используя различные альянсы, сумела сохранить контрольнад парламентом14.Во второй половине 1990-х гг. в Молдове развернулась борьба завласть между президентом и парламентом. Аграрная партия остроконфликтовала с президентом П. Лучинским. После выборов 1998 г.расколотый парламент оказался неспособным избрать главу. В резуль-тате президент, в соответствии с конституционными полномочиями,распустил парламент и назначил досрочные выборы, которые состоя-лись в феврале 2001 г.15Однако ещё в 2000 г. парламентарии приняли поправку к Консти-туции страны, в соответствии с которой отменялись прямые выборыпрезидента. Теперь президентские выборы должны были происходитьв парламенте. Республика Молдова фактически превращалась в пар-ламентскую республику (кстати, единственную среди стран СНГ)16.Результаты выборов 2001 г. всколыхнули не только Молдову, но имеждународное сообщество. Никто не ожидал такого торжественноговозвращения коммунистов к власти, в том числе и сами коммунисты.Они получили 50,7 % голосов и соответственно 71 место в парламенте.Второе место по результатам выборов занял так называемый «АльянсБрагиша» - союз 17 левых и центристских политических партий иорганизаций (назван Альянс в честь премьер-министра ДумитруБрагиша). «Альянс Брагиша» получил 13,4 % голосов (19 мест). Изпартий, которые выступили вне блоков политических партий, кромекоммунистов, в парламент вошла только прорумынская Христианско-демократическая народная партия во главе с Юрием Рошкой (8,2 %голосов, 11 мест). Все международные организации признали выборычестными и свободными17.В апреле 2001 г. парламент избрал президента Молдовы - Владими-ра Воронина. Президент-коммунист и подконтрольный ему коммуни-стический парламент решили не пересматривать программу сотруд-ничества с МВФ и Всемирным банком. В то же время они объявилио намерении присоединиться к союзу Россия - Беларусь, ввести рус-ский язык в качестве официального (вместе с молдавским) и провестиадминистративно-территориальную реформу18.После выборов законодательная и исполнительная власть оказаласьпод полным контролем коммунистов. Такая ситуация была использо-вана ими для построения собственной вертикали власти, устраненияна практике системы сдержек и противовесов, подавления оппозициии свободы СМИ административными методами. Коммунистическиелидеры предполагали, что они пришли к власти навсегда, и делаливсё возможное, чтобы полученная ими власть не подверглась рискународного волеизъявления.В то же время им не удалось реализовать свою политическуюпрограмму. В 2002 г. коммунисты натолкнулись на многочисленныеакции протеста против введения русского языка в качестве второгогосударственного и были вынуждены отступить19. Самым важным впостроении вертикали власти оказался вопрос о реформе местнойадминистрации. Её назвали «антиреформой», потому что она восста-навливала советское административно-территориальное устройствои ограничивала местное самоуправление.В 2003 г. основным внутриполитическим событием стали выборымэров и депутатов местных Советов. Несмотря на попытки оппози-ционных партий создать подобие антикоммунистического фронта,компартия победила, хотя и с меньшим перевесом, чем в 2001 г. Оназавоевала 367 постов мэров из 892, получив в среднем 42 % голосов.На выборах депутатов местных Советов она собрала 48 % голосов.Однако ей не удалось выиграть пост мэра столицы - Кишинёва. Егосохранил за собой лидер оппозиционного блока «Наша Молдова» Се-рафим Урекян20.Эти выборы ОБСЕ признала удовлетворительными, указав приэтом на ряд недостатков. Выборы продемонстрировали ухудшениекачества демократического процесса, которое может «принести вредобщественному доверию электоральному процессу». ОдновременноЦентр независимой журналистики назвал данную избирательнуюкампанию «наихудшей с 1991 года»21.Несмотря на явное отклонение от демократических принципов вовремя правления коммунистов, в Молдове в 1990-х гг. наблюдалсяпрогресс в развитии демократических институтов. По этим показате-лям РМ в указанный период уступает только странам Балтии22.В 2005 г. доминирование коммунистов в политической жизни ста-ло менее очевидным. В марте состоялись очередные парламентскиевыборы. Коммунисты победили, но без явного преимущества. ПКРМполучила 46 % голосов и 56 мандатов. Блок «Демократическая Мол-дова» набрал 28,5 % голосов и, соответственно, получил 34 манда-та. Третьей политической силой в парламенте стала Христианско-демократическая народная партия - 9,1 % голосов и 11 мандатов23.Таким образом, коммунисты потеряли 15 мест в парламенте по срав-нению с 2001 г.Для выборов президента страны коммунистам требовалось боль-шинство в 61 голос. Действующий президент-коммунист В.Воронинполучил поддержку в 75 голосов в парламенте и сохранил за собойсвой пост. Ради этого он пошёл на соглашение с оппозицией, кото-рое состояло из 10 пунктов, которые в основном повторяли требова-ния Европейского Союза по демократизации страны (так называемые«Копенгагенские критерии»). Однако этот поворот к демократии былне таким уж вынужденным. Президент и возглавляемая им ПКРМ впредвыборный год начали эволюционировать в направлении европей-ской социал-демократии, что отразилось на их политической деятель-ности24.В 2005-2009 гг. в Республике Молдова продолжается активнаяборьба за власть между коммунистами и оппозиционными (демокра-тическими) силами, апогей которой пришёлся на 2009 г. Именно тогдав стране состоялись очередные выборы, и парламент страны так и неопределился относительно личности президента страны.5 апреля 2009 г. в Молдове состоялись парламентские выборы, порезультатам которых ПКРМ получила 49,48 % голосов (60 мандатов),Либерально-демократическая партия Молдовы - 12,43 % (15 ман-датов), Либеральная партия - 13,12 % (15 мандатов), альянс «НашаМолдова» - 9,77 % (11 мандатов)25. Избирательная кампания была до-статочно жёсткой и ознаменовалась многочисленными обвинениямив адрес коммунистического руководства в преследовании оппозици-онных политических партий (в особенности внепарламентских), ис-пользовании административного ресурса и вмешательстве в редакци-онную политику СМИ, что привело к информационной войне противоппозиции. После обнародования результатов выборов в стране на-чались акции протеста, которые сначала носили мирный характер, новскоре переросли в массовые беспорядки, завершившиеся захватомзданий президентской администрации и парламента. И если 6-7 апре-ля 2009 г. полиции не удалось взять ситуацию под свой контроль, то вночь с 7 на 8 апреля в стране начались аресты участников беспоряд-ков. По мнению ряда обозревателей, тогдашний президент страныВ.Воронин превысил свои полномочия в стремлении подавить акциипротеста26. Однако «чрезвычайное положение» так и не было введено.Массовые протесты привели к досрочным выборам в РеспубликеМолдова, в результате которых ПКРМ набрала 44,69 % голосов (48мандатов из 101), потеряв при этом парламентское большинство, авместе с ним и власть. Остальные партии, получившие доступ к за-конодательной власти, приняли решение образовать коалицию противПКРМ и создали Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ ), которыйвзял на себя управление страной27. Партия коммунистов ответила наэто переходом в оппозицию и блокированием процедуры избранияпрезидента республики. Таким образом, 7 декабря 2009 г. парламентРеспублики Молдова (РМ) со второй попытки не смог избрать пре-зидента страны. Кандидат от правящего большинства альянса «Заевропейскую интеграцию» Мариан Лупу не добрал несколько голо-сов для необходимой победы. Сложившаяся ситуация ознаменоваланачало затяжного политического кризиса. Политические аналитики иэксперты как в самой Республике Молдове, так и за её пределами,рассматривают несколько возможных вариантов развития ситуации.Большинство местных аналитиков с самого начала не верили в воз-можность избрания М. Лупу президентом Молдовы, что подтверж-далось результатами первой попытки избрания президента в ноябре2009 г., когда названный кандидат получил всего 54 голоса при необ-ходимом для победы 61 голосе. Оказалось, что, несмотря на неодно-кратные и настойчивые попытки правящей коалиции перетащить насвою сторону кого-либо из 48 депутатов-коммунистов, сделать этотак и не удалось.По оценке наблюдателей, с момента своего формирования в августе2009 г. правящая парламентская коалиция была достаточно противо-речивым объединением, в котором присутствуют конкурирующиемежду собой интересы и политические лидеры. Единственным объ-единяющим фактором для них было противостояние партии комму-нистов во главе с бывшим президентом РМ В.Ворониным. Взаимноенепринятие и антагонистический характер взаимоотношений междуполитическими силами правящей коалиции и партией коммунистовусложняют возможность ведения ими конструктивного диалога.Имеющегося количества голосов правящей коалиции оказалосьдостаточным для избрания спикера парламента Михая Гимпу и фор-мирования правительства во главе с премьер-министром ВладимиромФилатом. Однако попытка избрать на пост президента М. Лупу бездостижения компромисса с ПКРМ была с самого начала обречена нанеудачу.Законодательство РМ предусматривает проведение внеочередныхпарламентских выборов, не указывая при этом четких сроков их про-ведения. В июле 2009 г. в РМ состоялись внеочередные парламент-ские выборы, в результате которых коммунисты потеряли большин-ство в парламенте28. Одновременно голосов коммунистов оказалосьдостаточно для того, чтобы блокировать избрание президента. В ре-зультате в сентябре 2010 г. парламент был распущен, а досрочные вы-боры парламента РМ были назначены на ноябрь 2010 г.29 Согласно ихрезультатам, ни одной политической силе не удалось набрать доста-точного для избрания президента количества мандатов (61). В то жевремя глава Конституционного Суда Молдовы Дмитрий Пулбере 10декабря 2010 г. заявил, что на протяжении десяти дней голоса как поосновным, так и по дополнительным спискам по итогам досрочныхпарламентских выборов, состоявшихся 28 ноября, будут пересчитаныв течении десяти дней30. После пересчёта голосов и формированияновой правящей коалиции коммунисты остались в оппозиции. Пар-ламент возглавил лидер Демократической партии М. Лупу. Он жеисполняет обязанности президента страны. Согласно Конституции,М. Лупу может исполнять обязанности президента РМ до следующихочередных парламентских выборов32.Провал выборов президента в 2009 г. актуализировал вопрос о необ-ходимости проведения политической реформы. Популярной остаётсяидея перехода к системе всенародных выборов президента или егоизбрания в парламенте обыкновенным большинством. Одновремен-но активизировались попытки формирования новых, альтернативныхполитических сил, что объяснялось подготовкой к внеочередным пар-ламентским выборам, состоявшимся в ноябре 2010 г.Таким образом, ситуация, сложившаяся в Республике Молдова вовремя и после завершения парламентской предвыборной кампании,может считаться свидетельством неготовности молдавской политиче-ской элиты к принятию судьбоносных для страны решений. Прези-дентские выборы 2009 г. доказали, что на сегодняшний день в РМ нетединого взгляда на стратегию будущего развития страны и её внешне-политических приоритетов. В последнее время чётко прослеживаетсявозможность ослабления связей республики с Россией (не считая тер-ритории ПМР) и Украиной в связи с тем, что правящая политическаяэлита РМ ориентирована на углубление связей с Румынией (вплоть довхождения РМ в состав этой страны).Итак, начиная с 1990 г. и до сегодняшнего дня Республика Молдовапроходит сложный путь становления собственной государственности.За это время в стране была принята новая Конституция (1994 г.), со-вершён переход к парламентской форме правления. В то же время, насовременном этапе Республика Молдова переживает политическийкризис, начавшийся в 2009 г. и связанный с неготовностью политиче-ских сил страны направить свою деятельность в конструктивное длястраны русло.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

См. Стати В. История Молдовы. Кишинёв, 2003. С. 335-381.
СССР после распада / Под общей редакцией О.Л. Маргания. СПб: Эко- омическая школа, 2007. С. 353.
Молдова // http://uk.wikipedia.org/wiki/
СССР организовал геноцид румын с целью создания «молдавского на- ода» // Румыния за неделю // http://www.regnum.ru/news/991450.html
Гизатуллина Э. Приднестровская Молдавская Республика: современная итуация и перспективы разрешения конфликта // http://geoconflict.narod/ru/ exts/gizatullina.html .
День независимости Республики Молдова // http://www.calend.ru/ olidays/0/0/1438/
Приднестровская Молдавская Республика: общие сведения // http:// ommunity-dpr.org/abou_country/pmr.php . Игорь Смирнов был переизбран президентом ПМР в 2001 г. и имеет оссийское гражданство.
Солянская К. Кишинёв проиграл Приднестровье // http://www.gazeta. u/2005/12/12/oa_181252.shtml
Там же.
Конституция Республики Молдова // http://lex.justice.md/viewdoc.php?a tion=view&view=doc&id=311496&lNG=2
Там же.
Лучинский Пётр Кириллович // http://ru.wikipedia.org/wiki/
Молдова. Парламентские выборы - 1998 // http://www.electoralgeography. om/new/ru/coutries/m/moldova/moldova-parlamentskie-vybory-1998.html 5. Парламент Модавии // http://ru.wikipedia.org/wiki/
Там же.
Досрочные парламентские выборы в Молдове 25 февраля 2001 года // ttp://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2001/
Воронин Владимир. Бывший президент Молдавии // http://www.lenta. u/lib/14164290
Брукарский В. Особенности молдавских «цветных революций». Поче- у для захвата власти в Кишинёве не надо создавать «Отпоры» и «Кмары»? / http://www.win.ru/school/4223.phtml
Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru
Nations in Transit 2004 // http:www.freedom-house.org/research/ itransit/2004/moldova2004.pdf. - P.4. 2. Там же.
Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru
Нантой О. Президентские выборы в Молдове // http://www. urasiahome.org/?/forum/2005/04/nantoi2&PHPSESSID=984f9e062eb5563680 a61e342f6b38a;
Диакону В. Президентские выборы в Молдове // http://www. urasiahome.org/?/forum/2005/04/diakonu2&PHPSESSID=984f9e062eb556368 2a61e342f6b38a
Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru
Демонстрації у Кишиневі 7 квітня 2009 року не були спробою держав- ого перевороту // http://www.golosua.com/politika/2010/05/08/demonstraciyiu- ishinevi-7-kvitnia
Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md/ru
Молдова втретє намагається обрати парламент: вибори мають покла- ти край тривалій кризі // http://news.tochka.net/ua/55570-moldova-v-tretiyraz- ytaetsya-vybrat-parlament-foto/comments/desc
Молдова розігнала депутатів парламенту // http://news.tochka.net/ a/52224-moldova-razognala-deputatov-parlamenta 0. У Молдові перерахують голоси, віддані виборцями на парламентських иборах // http://novynar.com.ua/world/145846
Результат позачергових парламентських виборів у Молдові, кі відбулися 28 листопада, навряд чи позначиться на двосторонніх ідносинах між Україною і Молдовою // http://www.nrcu.gov.ua/index. hp?id=4&listid=134464
Конституция Республики Молдова // http://lex.justice.md/viewdoc.php?a tion=view&view=doc&id=311496&lang=2
 Особенности формирования молдавской государственности после обретениянезависимости | Русин. 2010. № 4 (22).

Особенности формирования молдавской государственности после обретениянезависимости | Русин. 2010. № 4 (22).