Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковиныв предрождественский период | Русин. 2010. № 4 (22).

Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковиныв предрождественский период

В статье исследуется предрождественский период зимней календарной обрядности молдаван Буковины. Обращено внимание на гадания и ворожения молодежи с целью выяснения будущей супружеской пары, счастливой семенной жизни.

Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковиныв предрождественский период.pdf Научные исследования зимней календарной обрядности восточно-романского населения Буковины проводились еще во второй полови-не ХІХ - начале ХХ в. Это исследования С.Ф. Мариана «Праздники урумын» (1898-1901), Т. Памфиле «Любовь в обрядах румынской мо-лодежи» (1916), А. Защука «Материалы для географии и статистикиРоссии, собранные офицерами Генерального штаба» (1862), П. Сырку«Из быта бессарабских румын» (1914). В конце ХХ и начале ХХІ в.исследования зимней календарной обрядности молдаван Буковиныпроводили буковинские этнологи Г. Кожолянко «Этнография Буко-вины» (2004), А. Мойсей «Магия и мантика в народном календаревосточнороманского населения Буковины» (2008), «Аграрные обычаии обряды в народном календаре восточнороманского населения Буко-вины» (2010).Молдаване Буковины в предрождественский период календарногоцикла зимних праздников особую роль отводили празднику святогоАндрея. В хозяйственной деятельности святой Андрей считался за-щитником скота от хищных зверей и других злых сил1. Поэтому кскоту относились очень бережно в преддверии праздника, а в деньпраздника даже запрягать животных в повозки было запрещено.У молдаван Буковины в предрождественский период зимней ка-лендарной обрядности вплоть до Рождества проходили молодежныегадания. Преимущественно они проводились в дни зимних вечорниц(«шезетоаре»).Особая значимость придавалось декабрьским молодежным гада-ниям в день святого Андрея. Девушки верили, что гадания на Андреяпомогут узнать свою судьбу. Буковинская пословица гласила: «НаАндрея делается девицам надежда»2. Для ворожения девчата соби-рались в одном доме. Прежде всего, они пекут пирожки-балабушки(«balabuşte»), на которые воду носят ртом. Когда пирожки испекутся иостынут, каждая из девчат метит свой пирожок цветной нитью, потомони раскладывают их на разостланном полотенце. Затем впускают кдому голодного кота, который «решает судьбу»: чей пирожок съестпервым - та девушка и первой замуж выйдет, а чей не зацепит, та бу-дет сидеть без мужа. Если кот занесет пирожок в темный угол - так исудьба занесет девушку в чужие края3.На чисто вымытый пол рассыпали семени конопли или льна, гаси-ли свет, становились на колени, призывая: «Андрею, Андрею, коно-пля сею, юбкой волочу, замуж хочу».После такой просьбы девчата языком слизывали семена. Если накончик языка прилепится несколько семечек, значит, девушка на про-тяжении года найдет себе парня. Та девушка, на языке у которой оста-нется одно или более двух семечек, замуж не выйдет4.Интересуется девушка еще и тем, кто будет ее мужем, какой будету него характера. Для этого она сыплет на пол немного пшеницы, на-ливает в мисочку воды и ставит зеркальце. Потом впускает петуха:если петух напьется воды - мужчина будет пьяницей, клюнет пшени-цы - хозяином, а глянет в зеркальце - бездельником. Гадальный обрядтакой формы и содержания отмечен и у украинцев5.Еще девчата набирают земли из дна реки и приносят к дому. Еслитам девушка найдет железо - мужчина будет кузнецом, если щепку- плотником, стекло - стекольщиком, кожу - сапожником, песок - ка-менщиком, а если, кроме земли, нет ничего - земледельцем.Если девушка хочет узнать имя своего будущего мужа, в Андре-евскую ночь она выходит на улицу и у первого встречного мужчи-ны спрашивается его имя - такое имя будет и у ее будущего мужа.Если первой встретится женщина, то девушка в этом году замуж невыйдет6. Девчата гадали и на плетеной изгороди. Ночью отсчитывалидвенадцатый кол, а утром смотрели, какой он: если гладкий и ровный,то мужчина будет красивый, стройный; если горбатый, то такой будети мужчина; если имеет отростки, то будущий муж - вдовец7.Существовало еще много способов ворожбы - для определениястаршинства в будущей семье, в которую сторону девушка пойдет за-муж и т. п. Так, в молдавских селах Нижнего Буковинского Попру-тья девчата в Андреевскую ночь выходили из дома и, повернувшисьспиной к дому, через себя и через дом бросали сапоги. Бросая, де-вушка проговаривала: «Не сапог бросаю, суженого зазываю, пустьмоему сердцу укажет, лишь бы знала, в какую сторону направитсямоя нога»8. Потом шли смотреть: куда повернут сапог голенищем, тооттуда придет суженый9. По мнению исследователей, перебрасываниеобуви и других вещей через крышу дома в процессе ворожбы имелоцелью подняться над существующим миром и соприкоснуться с выс-шим миром - небом, которое могло, по мнению гадальщиков, указатьих судьбу10.Даже сны на Андрея считались вещими; в сне девушка надеяласьувидеть своего милого или какие-то другие желательные явления исобытия.В украинских селах Пруто-Днестровского междуречья существо-вал обычай, по которому девушка после церковной службы, возвра-щаясь домой, шла за дом и ложилась спиной на снег (села Довжок,Малиновка). Потом наблюдала: если до вечера не занесет снегом следот спины, то будущий ее муж будет добрым и проживет вместе с нейдо конца жизни. Если занесло снегом след, то жизнь будущего мужабудет короткой, а если кто-то разрушил этот след (собака, птица ипр.), то девушка замуж в этом году не выйдет11. Подобные гадальныеобряды встречались и в соседних селах с преимущественно молдав-ским населением (села Диновцы, Колинковцы).У молдаван Буковины существовал обычай накануне праздникаАндрея крестить двери и окна зубком чеснока, смазывать чеснокомрога скота, а также есть чеснок. Считалось, что таким способом мож-но обезопасить себя от злых сил-стригоев, которые ходят вечеромперед этим праздником и совершают всякое зло. В качестве защитыот них и использовали чеснок.Накануне праздника Андрея нельзя подметать дом, так как волкизаедят скот летом на пастбищах. Считалось, что на Андрея вообщелучшее не работать, чтобы уберечь скот от злых сил.У жителей Буковины существовало поверье, будто бы в ночь на Ан-дрея все домашние животные говорят. Человек, услышав их, можетумереть12.Довольно своеобразно отмечался праздник Андрея у молдаван Бу-ковины. В особенности разнообразными были гадания. Под вечер наАндрея молодежь собиралась в доме одной из девчат. Начинали во-рожбу с обряда выпекания хлеба-калача (информация от Нистрян Ки-лины Герасимовны 1921 г.р. из с. Тарасовцы Новоселицкого района),в некоторых селах Верхнего Буковинского Попрутья готовили варе-ники (информация от Дырды Веры Васильевны 1918 г.р. из с. Форос-на Новоселицкого района) и пирожки-балабушки («balabuşte») (ин-формация от Бодан Анны Пантелеймоновны 1917 г.р. из с. БалковцыНовоселицкого района)13.На праздник Андрея выпекали пирожки-балабушки и в соседнейМолдове14. Сначала насыпали в миску кукурузную муку. Потом каж-дая девушка поочередно вытягивала из колодца ведро воды, набираланемного воды в рот и выливала в сосуд с мукой. В Молдове каждаядевушка прибавляла к своей миске с водой девять наперстков муки истолько же соли. Вода у всех девчат должна была быть «непочатой»(набранной из источника до восхода солнца).О непочатой воде говорится и в тексте песни, записанной С.Ф. Ма-рианом на Буковине еще в 70-х гг. ХІХ ст.:Apă rece aducea, Студеную несла воду,Apă rece, ne-ncepută Воду непочатую, холодную,Pentru dragoste făcută. Д ля любви приготовленную15.Известен также вариант обряда гадания на варениках, когда знаксудьбы получали без посредничества пса или кота. Для удобства рас-познавания во время ворожбы девчата лепили вареники разной фор-мы. Вбрасывали их в кипяток и смотрели: чей первый всплывет, тойдевушке надо готовиться к свадьбе. Если же вареник прилипнет кодну горшка, то это считается недобрым знаком.В селе Форосна Новоселицкого района в середину вареников клалибумажки с именами парней, а один оставляли без бумажки. Потомбросали вареники в кипящую воду. Если всплывал первый вареник,его вытягивали и раскрывали, на бумажке читали имя парня - буду-щего жениха девушки. Этот обряд выполняла только одна девушка.Если всплыл вареник без надписи на бумажке, то девушка замуж ско-ро не выйдет.Обряд ворожбы на кольях забора был и у молдаван. В с. ТарасовцыНовоселицкого района для выполнения этого обряда девушка выхо-дила в полночь к плоту, клала наугад руку на один из кольев и от-считывала от него в одну или другую сторону (на свое усмотрение)девять кольев (информация от Моисей Любови Герасимовны 1933г.р.). В молдавском селе Магала Новоселицкого района девушка клаларуку на один кол в заборе, не отсчитывая в одну или другую сторону.Избранный кол девушка перевязывала красной нитью. Ворожба с пе-ревязыванием кольев изгороди встречалось на андреевских гаданияхи в Молдове16.Утром того же дня или вечером по виду кола гадали на будуще-го жениха. В Тарасовцах, Балковцах, Несвое Новоселицкого районапрямой кол указывал на красивого, стройного жениха; согнутый - нагорбуна; с сучками - на кривого; короткий - на низкорослого; длин-ный - на высокого роста; тонкий - на очень худого парня17.Довольно разнообразными были гадания в этих же селах с исполь-зованием обуви. Ворожба с обувью предусматривала, что ее нужноперекинуть через дом. В какое направление показывал носок, в тойстороне девушка выйдет замуж.Женская обувь фигурирует еще в одном андреевском обряде, кото-рый бытует на Буковине. Так, в с. Форосна участницы коллективныхгаданий ставят свою обувь в ряд от окна к двери. Чья «дойдет» первойк двери, та девушка быстрее выйдет замуж.Обряды и гадания проводились также и с бытовыми предметами.Накануне св. Андрея девчата угадывали при посредстве кухонных ве-щей характер и зажиточность будущего жениха. Мискам в обрядахколлективных девичьих гаданий на Андрея отводили роль своеобраз-ных тайников судьбы. Девчата прятали разные вещи под большоймиской или решетом, а потом, вынимая их оттуда наугад, угадывализначения каждой из них (с. Тарасовцы, Балковцы, Несвоя). В Молдовеэтот обряд проводили в новом жилье (Братушаны Единецкого района,Молдова (информация Равло Евдокии Федоровны 1920 г.р.)).Помазок для бритья указывал на старого жениха (с. Балковцы),перец - на зажигательного и энергичного (с. Тарасовцы), игла - набедного (с. Несвоя), венок или клубок нитей - на трудолюбивого илигорбуна (с. Тарасовцы, Балковцы), обручальное кольцо - на гордели-вого (с. Магала), гребешок - на сварливого (с. Тарасовцы) или на ку-дрявого (с. Братушаны, Молдова), монета - на зажиточного (с. Мага-ла), уголек - на чернявого (с. Тарасовцы) или на бедного (с. Магала).На пьяницу указывала вода, ножницы - на трудолюбивого, зернышко- на зажиточного жениха и кроткую свекровь (с. Магала)18.Прятали под мисками разные вещи и в румынской части Трансиль-вании. Это делалось накануне Нового года. Символика вещей не-сколько отличается. Так, обручальное кольцо и ожерелье указывалина красивого жениха, точило - на злого, гребешок - на зубастого, воск- на бледного, болезненного, уголек - на чернявого, шапка - на во-лосатого жениха19. На Буковине уголек используется против темныхсил (дьявола)20.Своеобразную посредническую роль в девичьих гаданиях играликухонные принадлежности - непременный атрибут хозяйки. В мол-давском с. Магала в полночь на св. Андрея девушка выходила из домана улицу и ударами ложек вызывала «знак» судьбы. С какой сторонызалает собака, с той стороны будет жених21.Румыны и молдаване Буковины во время праздника Андрея гадалитакже на нитях. Чтобы узнать, кто раньше выйдет замуж, каждая издевушек вырывала из катушки одну ниточку. Один конец привязыва-ли к перилам рамы плиты, второй конец опускался вниз. После это-го нити поджигали снизу. У кого раньше догорала нить, той девушкебыло суждено быстрее выйти замуж (информация от Будян Анны Ко-стакиевны 1913 г.р. из румынского села Буйраки Герцаевского райо-на)22.В молдавских селах Тарасовцы, Балковцы, Несвоя на Андрея дев-чата устраивали своеобразное «привязывание улицы» (legau ulita), тоесть протягивали через улицу веревку. Затем, спрятавшись за изгоро-дью, наблюдали за прохожими. Если кто-то из парней натыкался набечевку, ему было суждено стать женихом девушки, которая «пере-вязывала» улицу. Так же перевязывали улицу веревкой девушки и вТрансильвани23.В молдавских и румынских селах Буковины имели место гадания,связанные с наблюдением за поведением животных.В наше время в молдавских селах Тарасовцы, Балковцы, Несвоя со-хранились гадания, связанные с наблюдением за поведением свиньи.В ночь на Андрея девчата подходили к свиньям и поочередно обра-щались к ним: «Ходя, ходя! ин кишледжь де ярне!» (Ходя, ходя! назимние праздники!). Если самка в ответ хрюкала, то девушка должнабыла выйти замуж, если не издавала звука, то не ожидалось ей вскореиметь мужа. Этот обряд встречается и у румын Трансильвании24.Имели место и гадания, связанные с наблюдениями за поведениемдомашней птицы. Девчата насыпали в миску немного пшеницы илидругого зерна. Каждая девушка имела отдельную мисочку. Приноси-ли в дом петуха и следили за его выбором. Из чьей миски петух кле-вал зерно, та девушка первой выйдет замуж. Если же из чей-то мискипетух не клевал зерно, то девушка не выйдет замуж в следующем году(с. Магала).Также гадали с помощью овец. Вечером девчата заходили в овчар-ню, ощупью выбирали одно из животных и перевязывали краснойлентой. Если удалось поймать белую овцу - девушка выйдет замужзимой, черную - весной, серую - осенью, бурую - летом (информа-ция от Савчук Анны Николаевны 1924 г.р., с. Строинцы Новоселиц-кого района)25.Кроме коллективных гаданий, девчата угадывали свою судьбу ииндивидуально. Таким было гадание по толкованию «вещего» сна.В полночь девушка клала перед зеркалом кусок мамалыги с сольюи, расчесывая волосы гребешком, приговаривала: «Кто мой суженый,чтобы я его увидела!» После этого зеркальце, гребешок, мамалыга исоль прятались под подушку. На рассвете девушке оставалось лишьвспомнить парня, который ей приснился (такое гадание зафиксирова-но в молдавских селах Новоселицкого района (Тарасовцы, Балковцы,Несвоя)26.Индивидуально происходила ворожба с использованием зеркала. Вполночь девушка ставила перед собой зеркальце и одну свечку. Счи-талось, что она спустя некоторое время мельком могла увидеть в зер-кале будущего жениха (с. Магала).Гадали девчата и на гребешке. На Андрея девчата перед сном расче-сывали косы, а гребешок клали под подушку. Кто из парней в ту ночьприснится, тот и должен был стать суженым девушки (с. Драница).Интересным было гадание на спичках. На коробочку спичек с обе-их сторон на определенном расстоянии друг от друга устанавлива-лись две спички. Их зажигали одновременно. Если спички наклоня-лись одна к другой - молодым быть вместе, если нет, то у них разныесудьбы (с. Тарасовцы).Среди обрядов, связанных с поверьями, на Буковине были еще итакие:- на Андрея известью белили внутреннюю сторону входной двери:«Лишь бы люди девушку ("дивку") языками не порицали», а смыватьизвесть девушка должна была только на Новый год раствором из по-лыни;- завязывали старой бабке фартуком глаза -«чтобы смерть этогодома не видела»;- отец забивал на воротах кленовый кол -«чтобы чары к роду неприставали»;- корове давали из ладони хлеба с комом сахара -«чтобы на молокохорошая была»;- перегоняли свинью из одного хлева в другой -«чтобы ленивымидети не росли»;- мать девушки снимала булавку, которую дочь постоянно носилавозле пазухи, и опускала в ведро (цыбер), где были рубашки для стир-ки -«чтобы в день свадьбы дочурке злые языки не навредили»;- нагребали к стволу груши снега -«чтобы добрый холст полотналетом отбелился»;- нагребали на огороде кучки снега -«чтобы ягоды густо родили»;- парни за веревку водили по селу больного парня -«чтобы сла-бость терял»;- завязывали женщине глаза белым платком и приводили ее к ду-плистой вербе набрать глины для рассады -«чтобы не заводилисьчерви в капусте на огороде»;- на замерзших оконных стеклах окна выводили крест -«чтобысолнце и месяц силы прибавляли»27.Как в молдавских, так и в украинских селах Буковины существо-вал андреевский обычай, по которому парни делали «збытки» (вред)в ночь на Андрея возле дома родителей девушки (снимали и относилидалеко от дома калитку или ворота, заносили на крышу сарая телеги,тачанки и т. п.). Утром хозяева находили телегу на сарае или риге,ворота или калитку - на льду пруда или речки. Бывали случаи, когдапарни всю изгородь (плит) разбирали и уносили далеко от хозяйства.Такой обычай Андреевской ночи имел место как в молдавских селахНижнего Буковинского Попрутья, так и в украинских и румынскихселах Буковинского Предгорья28.Соответственно родители девчат в Андреевскую ночь стерегли всена хозяйственном дворе или заведомо ребятам давали откупного «закалитку» (водкой, пряжей для новогодних кнутов Маланки и др.).Этот шутливый обычай сохранился и по сей день. В молдавских се-лах Нижнего Буковинского Попрутья накануне Андреевского вечерахозяева, в семьях которых есть девушки, завязывают калитки и воротаразными привязками, «чтобы ребята не украли и не занесли в овраг»,или стерегут целую ночь, отгоняя возможных шутников29. Хотя из-заэтих шуток некоторые хозяева и имели проблемы с поиском и воз-вращением в усадьбу похищенных вещей, все же такое подтрунива-ние воспринимались без особых сетований, так как «Андрея же ночьныне».Таким образом, в зимней календарной обрядности у молдаван Бу-ковины отмечен целый комплекс обрядов молодежи, которые имелилюбовно-семейную направленность.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кожолянко Александр ГеоргиевичЧерновицкий национальный университет им. Ю. Федьковичакандидат историческихнаук, ассистент кафедры этнологии, античной и средневековой исто-рии Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковичаalexkozholianko@gmail.com
Кожолянко Георгий КонстантиновичЧерновицкий национальный университет им. Ю. Федьковичадоктор историческихнаук, профессор кафедры этнологии, античной и средневековой исто-рии Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковичаg_kogolianko@ukr.net
Всего: 2

Ссылки

Мойсей А. Аграрні звичаї та обряди у народному календарі хіднороманського населення Буковини. Чернівці, 2010. С. 96.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 1989. . 5. С. 34.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 1989. . 1. С. 37.
Там же. С. 38.
Воропай О. Звичаї нашого народу. Етнографічний нарис. Мюнхен,1958. . 1. С. 26.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 1992. . 1. С. 36.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 1992. . 5. С. 2.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 1998. . 2. С. 5-6.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национального ниверситета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ. 1998. Т. . С. 15.
Мойсей А. Магія і мантика у народному календарі східнороманського аселення Буковини. Чернівці, 2008. С. 177.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 998. Т. 2. С. 6.
Gorovei A. Credinţi şi superstiţii // Sezătoarea. 1901. A. 6. Р. 172.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 999. Т. 5. С. 18.
Бэешу Н. Боб де грыу ши де луминэ // Молдова. 1981. № 8. С. 33.
Marian S.Fl. Poezii poporale române. Balade, cântece bătrâneşti. Cernăuţi, 873. V. I. С. 87.
Бэешу Н. Боб де грыу ши де луминэ. С. 34.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 999. Т. 5. С. 21.
Там же. С. 22-23.
Mândrescu S.C. Literatură şi obiceiuri poporane din comuna Râpa-de-Jos, omitetul Mureş-Turdă (Transilvania). Bucureşti: Tipografia Curţii Regale, 1892. . 229-230.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 001. Т. 3. С. 5.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 999. Т. 5. С. 26-28.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 001. Т. 3. С. 8-12.
Mândrescu S.C. Literatură şi obiceiuri poporane din comuna Râpa-de-Jos, omitetul Mureş-Turdă (Transilvania). С. 230.
Там же. С. 229.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого национально- о университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ).1999. . 5. С. 29.
Там же. С. 30.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 998. Т. 7. С. 6.
Кожолянко Г. Етнографія Буковини. Т. 3. Чернівці, 2004. С. 71.
Материалы этнографической экспедиции Черновицкого националь- ого университета им. Юрия Федьковича (Этнографический музей ЧНУ). 000. Т. 3, С. 11.
 Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковиныв предрождественский период | Русин. 2010. № 4 (22).

Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковиныв предрождественский период | Русин. 2010. № 4 (22).