Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе
Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной ЕвропеГалицко-волынские князья, как и византийские императоры, а также правители славянских государств на Балканах, заботились о приобретении мощей высокочтимых христианских святых. Упомянутыми в Списке русских городов мощами Св. Онуфрия, пребывающими в Самборе, скорее всего, следует считать ту голову святого, которую в 1200 г. видел в Константинополе новгородский паломник Добрыня. Эта реликвия не досталась крестоносцам и не была вывезена ими на Запад. Следовательно, покинуть византийскую столицу она должна была еще до 1204 г. Скорее всего, константинопольская голова Св. Онуфрия могла быть привезена в Галич новой женой Романа Мстиславича, дочерью императора Исаака II, вместе с другими христианскими святынями, следы которых впоследствии обнаруживаются в Галицко-Волынской.
Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе.pdf Галицко-волынские князья, как и византийские императоры, а так-же правители славянских государств на Балканах, заботились о при-обретении мощей высокочтимых христианских святых. Далеко запределами Галицкой земли было известно о пребывании в Самборемощей св. Онуфрия Великого - знаменитого египетского отшельникаIV в., почитаемого в лике преподобных православной, католической,а также древневосточными церквами.О самборских мощах упоминается в Списке русских городов даль-них и ближних - своеобразном историко-географическом памятнике,созданном на протяжение ХIII -ХI V вв. и сохранившемся в несколь-ких редакциях в составе дополнительных статей Новгородской Пер-вой летописи младшего извода и некоторых других новгородских ипсковских летописей, а также Воскресенской и Уваровской летописейи ряда нелетописных сборников ХV-ХVII вв.1В Списке редакции Новгородской П е р в о й летописичитаем:С а м ъ боръ, ту лежить святы и Ануфреи…2В этом с о о б щ ении, очевидно, имеется в виду Свято-Онуфриевский монастырь в Лавровепод Самбором (ныне с. Лаврово Старосамборского района Львовскойобласти), существовавший здесь, по-видимому, с середины ХIII в. до1939 г. и возобновленный в 1994 г. Монастырь пользовался особымпокровительством галицко-волынского князя Льва Даниловича, кре-стильное имя которого было Онуфрий. По преданию, перед смертьюкнязь Лев принял постриг и был похоронен в этом монастыре3.Ошибочным следует признать мнение И.Б. Грекова, будто соста-витель Списка русских городов сообщал о захоронении в Самбо-ре останков черниговского епископа Онуфрия, жившего в серединеХII в. и бывшего сторонником поставления киевским митрополитомКлима Смолятича4. Нет сведений о том, чтобы этот епископ как-тобыл связан с Галицкой землей, и, самое главное, - чтобы он когда-либо был причислен к лику святых5. В честь черниговского епископане мог быть возведен Свято-Онуфриевский монастырь под Самбо-ром, а также построены многие другие посвященные св. Онуфриюмонастыри и храмы, известные на западноукраинских землях6.До начала ХIII в. мощи Онуфрия Великого пребывали в Константи-нополе. Здесь в 1200 г. в церкви Св. Акиндина голову преподобноговидел новгородский паломник Добрыня Ядрейкович:У церкви святаго Акиндина глава Ануфри7.Вместе с тем, в эпоху крестовых походов свято-онуфриевскийкульт широко распространился в Западной Европе, следы его извест-ны в Германии и Немецкой Швейцарии, Италии, Франции, Англии,Испании8.Наибольший размах почитание Онуфрия приобрело в Италии всвязи с развитием в ХIII -ХI V вв. монашеского аскетизма и появлени-ем многочисленных орденов и конгрегаций монахов-отшельников. СХIII в. на горе Морроне вблизи г. Сульмоны (область Абруццо, про-винция Аквила) существует скит св. Онуфрия, который одновременноявляется местом почитания монаха-отшельника Петра Морронского(Пьетро Анджелари дель Морроне), прославившегося своим аскетиз-мом и причисленного к лику святых. Петр Морронский был такжеоснователем Ордена отшельников св. Дамиана (Орден морронитов)и уже при жизни пользовался значительным духовным влиянием вИталии. В 1294 г. он стал Римским папой под именем Целестина V, ночерез несколько месяцев добровольно отказался от власти и вернулсяв свой скит. В память о подвижнике монахи основанного им орденастали именовать себя целестинцами9.Центрами почитания Онуфрия Великого являются также Рим иНеаполь. С середины ХV в. в Риме существует церковь Св. Онуфрияна Яникуле. Строительство храма связано с деятельностью монахов-отшельников конгрегации св. Иеронима, основавших на склонахЯникульского холма свой скит, вскоре ставший монастырем. Значи-тельное содействие развитию обители оказывал кардинал ГабриэлеКондульмер, впоследствии папа Евгений IV (1431-1447), бывшийчленом конгрегации отшельников св. Августина (Орден августинцев-эремитов)10.Средневековая церковь Св. Онуфрия Старого, перестроенная в на-чале ХVII в., находится на одноименной площади в Неаполе; опреде-ление старый в своем названии храм и площадь получили от распо-ложенной рядом богадельни для престарелых11. Церкви Св. Онуфрияесть также во Флоренции и на Сицилии. В Центральной Италиибольшой известностью пользуется церковь Св. Онуфрия ХV в., рас-положенная в одноименной деревне близ г. Ланчано (область Абруц-цо провинции Кьети); храм был разрушен во время Второй мировойвойны и восстановлен в 1962 г.12Помимо головы преподобного, хранившейся в константинополь-ской церкви Св. Акиндина, еще одна его голова со второй половиныХII в. находилась в Мюнхене, куда она была привезена из крестовогопохода в Святую землю герцогом Саксонии и Баварии Генрихом Львом,избравшим св. Онуфрия своим покровителем. Генрих Лев считаетсяоснователем Мюнхена: стараниями герцога в 1175 г. он получил ста-тус города и был обнесен стенами. Свою главную реликвию - черепсв. Онуфрия - Генрих пожертвовал Мюнхену. Для хранения святыниздесь в 1324 г. п о с т р о и л и церковь Св. Л а в р е н т и я , после раз-р у ш е н и я которой в 1816 г. следы реликвии затерялись. Тем не менее, дон а с т о я щ его времени св. Онуфрий остается одним из символов и пок р о в и т е л е йМюнхена13.Какая-то часть мощей св. Онуфрия оказалась в Брауншвейге. Посвидетельству некоего брата Мартина из монастыря Шефтларн близМюнхена, когда в 1180 г. Генрих Лев, потерпевший поражение в борь-бе с императором Фридрихом I Барбароссой и лишенный им Бавариии Саксонии, покидал Мюнхен, то одну из находившихся там реликвийвзял с собой и перевез в Брауншвейг14.Онуфриевский культ распространен также в Польше, где у с. Яблеч-на гмины Славатыче Бяльского повета Люблинского воеводства до сихпор существует основанный в конце ХV в. православный монастырьСв. Онуфрия, известный тем, что за всю свою долгую историю никог-да не оступался от православия15. Значительное число православныхи греко-католических Свято-Онуфриевских монастырей и храмов су-ществовало на территории Украины и Белоруссии, особенно много-численными они были в Галицкой и Волынской землях16.О почитании преподобного известно также в древнем Киеве, Вла-димире и Новгороде. На южной внешней галерее Киевской Софии со-хранилась фреска ХI в. с изображением Онуфрия Великого17. Это изо-бражение покрыто множеством «граффити» древнерусского временис обращениями к святому: «Старче божий, Онуфрий, рабов своимИвана и Петра, грешников, помилоуй» или «Святой Онуфрий, поми-луй и меня грешника Сумеона, раба своего»18. Андрею Рублеву или,более вероятно, одному из его учеников приписывается фреска нача-ла ХV в. в Успенском соборе Владимира, изображающая отшельникаОнуфрия19. Сохранилась двухсторонняя икона-таблетка «Отшельни-ки Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский» концаХV - начала ХVI в., происходящая из Софийского собора в Новгоро-де20.Бурному развитию культа Онуфрия Великого на Западе, несомнен-но, способствовало появление его нетленных мощей, привезенных изСвятой земли и Константинополя. Константинопольские мощи свя-того, по всей видимости, оказались в Риме, будучи доставленнымисюда участниками Четвертого Крестового похода после разграблениявизантийской столицы в 1204 г.; со временем они были помещены вцеркви Св. Онуфрия на Яникуле21. Однако в Риме обнаружилась лишьчасть мощей преподобного из тех, что видел и описал русский па-ломник Добрыня, посещавший Константинополь в 1200 г. В церквиСв. Онуфрия на Яникульском холме хранились только кисть и стопапреподобного22.Совершенно очевидно, что широкому распространению культаОнуфрия Великого на западноукраинских землях также способство-вало появление его мощей, подлинность и чудотворная способностькоторых не вызывали сомнений.Едва ли можно согласиться с предположением И. З. Мыцко, буд-то мощи св. Онуфрия попали в Галицкую землю вероятнее всего изГермании в обмен на щедрые пожертвования Романа Мстиславичаэрфуртскому монастырю Св. Петра или при внуке Романа Льве Да-ниловиче, поддерживавшем союзнические отношения с АльбертомВеликим, герцогом Брауншвейгским и Люнебургским23. МонастырьСв. Петра в Эрфурте расположен не в Саксонии, как почему-то думаетМыцько, а в Тюрингии. В конце ХII - начале ХIII в. этот монастырьбыл главным оплотом Штауфенов в их борьбе с Вельфами: в ноябре1181 г. в монастырской церкви Св. Петра побежденный и унижен-ный Генрих Лев на коленях молил о прощении Фридриха Барбароссу,после чего был приговорен императором к ссылке на три года в Ан-глию24. Трудно допустить, чтобы потомки Генриха Льва стали бы поо-щрять галицко-волынского князя за связи с таким монастырем. Стольже призрачной, на наш взгляд, представляется возможность получе-ния мощей св. Онуфрия Львом Даниловичем от Альберта Великого.В Списке русских городов помимо Самбора, где хранились мощисв. Онуфрия, среди многих десятков упомянутых населенных пунктовподобным образом выделяется еще один город - болгарский Тернов(Тырново), поскольку там хранились мощи св. Параскевы (Пятницы):Терновъ, ту лежить святаа Пятница...25В приведенном сообщении речь идет, несомненно, о мощах св. Па-раскевы (Петки) Сербской (или Болгарской), высоко почитаемых наБалканах.Жившая в ХI в. в Византии, эта святая прославилась своим аске-тизмом. Параскева многие годы прожила отшельницей в Иорданскойпустыне, перед самой смертью вернувшись на родину. Мощи свя-той были чудесным образом обретены на городском кладбище средибезымянных могил и помещены в храм, где прославились многочис-ленными новыми чудесами. В 1238 г. по приказу болгарского царяИвана II Асеня эти мощи были перенесены в Тырново. После захватаБолгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а затем в сто-лицу Сербии. Когда в 1521 г. Белград был захвачен войсками султанаСулеймана I, в числе прочих ценностей мощи преподобной вывезлив Стамбул. В 1641 г. молдавскому господарю Василию Лупу удалосьдобиться разрешения перевезти мощи в Яссы, где они находятся досих пор26.Характер сообщений о тырновских и самборских мощах в Спискерусских городов одинаков: «ту лежить святаа Пятница», «ту лежитьсвятыи Ануфреи». В обоих случаях подразумевались мощи святыхвообще, а не какие-то их малозначительные фрагменты, разделенныемежду верующими и хранящиеся в разных местах. «Здесь лежит свя-тая/ой Параскева/Онуфрий» можно было сказать, имея в виду еслине все тело святого, то, по меньшей мере, его главную часть - голову.Ввиду высокого значения культа св. Онуфрия и статуса его мощей вРимской церкви трудно допустить, чтобы наследники Генриха Льва вБрауншвейге могли передать фамильную реликвию галицкому князю,еще труднее предположить, что он мог захватить ее силой. Кроме того,привезенный Генрихом Львом из Святой земли череп преподобногоОнуфрия, как мы видели, находился не в Брауншвейге, а в Мюнхене,где пребывание реликвии прослеживается вплоть до начала ХIХ в.В итоге мы должны признать, что упомянутыми в Списке русскихгородов мощами св. Онуфрия, пребывающими в Самборе, скореевсего, следует считать ту голову святого, которую в 1200 г. видел вКонстантинополе новгородский паломник Добрыня. Эта реликвияне досталась крестоносцам и не была вывезена ими на Запад. Следо-вательно, покинуть византийскую столицу она должна была еще до1204 г. Скорее всего, константинопольская голова св. Онуфрия моглабыть привезена в Галич новой женой Романа Мстиславича, дочерьюимператора Исаака II , вместе с другими христианскими святынями,следы которых впоследствии обнаруживаются в Галицко-ВолынскойРуси27.
Ключевые слова
Авторы
Всего: 1
Ссылки
См.: Тихомиров М.Н. «Список русских городов дальних и ближних» // Исторические записки. М., 1952. Т. 40; Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // Летописи и хроники. 1973. М., 1974; Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже ХI V-ХV вв.). М., 1975. С. 341-380.
ПСРЛ. М., 2000. Т. III . С. 476. 3. Мицько І. 1) Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Львів, 1999. Ч. 6; 2) Де ж мо- гила князя Лева? // Старосамбірщина. Альманах. Старий Самбір, 2002. Т. 2.
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды С. 369-372, 377.
Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.
К примеру, существующий ныне комплекс монастыря Св. Онуфрия во Львове, созданный на месте одноименной церкви древнерусского времени (Крип'якевич І. Історичні проходи по Львові. Львів, 1991. С. 93; Памятни- ки градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев, 1985. Т. III . С. 86), а также несколько Свято-Онуфриевских монастырей ХІ V-ХV вв., из- вестных в Перемышльской и Галицкой землях (Крип'якевич І. Середньовічні монастирі в Галичині: Спроба катальогу // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Львів, 1999. Ч. 1).
Савваитов П. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце ХII столетия. СПб., 1872. Стб. 167.
См.: Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen: Sebastian Brant und Onuphrius Eremita. Wiesbaden, 2001.
Piccirilli P. L'eremo di Pietro Celestino sul Monte Morrone. Lanciano, 1901.
Caterbi G. La chiesa di s. Onofrio e le sue tradizioni religiose, storiche, artistiche e letterarie. Roma, 1858; Armellini M.S. Onofrio. Roma, 1891 (Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX).
Regina V. Le chiese di Napoli. Viaggio indimenticabile attraverso la storia artistica, architettonica, letteraria, civile e spirituale della Napoli sacra. Napoli, 2004.
Lanciano e il suo territorio fra preistoria e Alto medioevo: guida al museo archeologico di Lanciano. Lanciano, 1999; Sargiacomo F. Lanciano e le sue chiese, Lanciano, 2000.
Schinzel-Penth G. Sagen und Legenden von München. Frieding, 2000. S. 26- 28; Glötzner J. Onuphrius - Patron der Stadt München und der Hermaphroditen. München, 2008.
Stadler J.E., Heim Fr.J. Vollständiges Heiligen-Lexikon: oder, Lebensgeschichten aller Heiligen, Seligen etc. aller Orte ... Liturgische und Symbolische, in alphabetischer Ordnung. Augsburg, 1875. Bd. IV. S. 623.
Mironowicz A. The Orthodox heritage: a few academic works about the history of the Othodox Church in Poland. Suprasl, 2007. S. 29.
См.: Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.
Никитенко Н. Собор Святой Софии в Киеве: история, архитектура, живопись, некрополь. М., 2008. С. 228 (илл.).
См.: Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити ХI -ХVII вв.). Киев, 1976. С. 69-73. № 157-164.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. С. 126;
Сергеев В.Н. Рублев. М., 1990. С. 179; Брюсова В.Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 81; Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 82.
Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 301-320. № 63 (20б), 518 (илл.);
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХVI века. М., 2000. С. 65-67, 244-245. № 59.
Butler A., Burns P. Butler's Lives of the Saints. Collegeville, 2000. P. 96.
Stadler J. ., Heim Fr.J. Vollständiges Heiligen-Lexikon Bd. IV. S. 623.
Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.
Wolf G. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1975. S. 192; Hiller H. Friedrich Barbarossa und seine Zeit. München, 1977. S. 344-346, 401; Opll F. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1990. S. 133.
ПСРЛ. Т. III . С. 475.
Харбова М. Св. Петка-Параскева Търновска, всебългарска и всеправославна закрилница // Църковен вестник. София, 2004. № 18.
О браке Романа Мстиславича с византийской царевной Евфросинией
см.: Майоров А.В. Из истории русско-византийских династических связей: дочь императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси // Русин. Международный исторический журнал. [Кишинев]. 2009. № 2 (16).