Молдавская Русь
Молдавское православное княжество возникло на территорри ранее входившей в состав Древней Руси,а затем затем Галицкого княжества. В епериод образрвания молдавского княжество русины 9русское население) составляло 39,5% населения страны. Большая часть русинов со временем вошла в состав образовавшейся молдавской народности. Именно русинская составляющая привела к появлению у молдаван этнокультурных и антропологических отличий от других групп восточных романцев, в т. ч. и валахов. Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуацию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне можно назвать волошско-русским (русинским). Г.В. Вернадский обоснованно назвал средневековую Молдавию «Молдавской Русью». Русское население (русины (руснаки)) компактно заселяло северные и северо-восточные земли княжества. Длительное время оно сохраняло русскую этнокультурную идентичность. Значительная его часть так и не была ассимилирована. С момента возникновения до начала XVIII в. Молдавия оставалась двуязычным государством.
Молдавская Русь.pdf Тесные взаимосвязи между нашей историей иисторией русского народа обуславливаютнастоятельную необходимость изучения той и другой.Георге Асаки (1788-1869).Слова известного классика молдавской литературы, просветителяи общественно-политического деятеля Г. Асаки из «Напутного словак "Истории Российской империи"» И. Кайданова1 как нельзя лучшехарактеризируют роль русского населения Карпато-Днестровскогорегиона в становлении молдавской государственности, образованиимолдавских народности, языка и культуры.Упоминания античными авторами о славянах под именем венедынедалеко от Карпат и в низовьях Днестра и Дуная относятся к началуI в.2 В первой половине VI в. н.э. земли Северо-Западного Причерно-морья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (анта-ми)3. Анты, как отмечал В.В. Седов, группа славян, расселившаясяв междуречье Днестра и Днепра среди ираноязычного населения,которое было затем ими ассимилировано4. Само слово ант было за-имствовано греками у аланов и означает в переводе на русский «жи-вущие на окраине», «пограничные жители», «украинцы»5. АкадемикА.А. Шахматов еще в 1916 г. заключил, что «прародиной русского на-рода была территория антов, следовательно, область между Прутом иДнепром»6.В VIII-X вв., согласно летописи, в Карпато-Днестровском регио-не обитали племена уличей, тиверцев и хорватов - предков совре-менных русинов. Локализация расселения этих племен в Карпато-Днестровских землях, данная в «Повести временных лет», невызывает сомнений: «И живяху въ мире поляне, и деревляне, северъи радимичь, и вятичи, и хрвате. Дулеби живяху по Бугу, где ныне во-лыняне, а улучи, и тиверьци седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви;бе множьство ихъ, седяху бо по Днестру оли до моря, суть гради ихъи до сего дне, да то ся зщваху отъ грекъ Великая Скуфь»7.Слово уличи (улучи) отражает тюркскую передачу древнерусскогоугличи, улучи, то есть видоизмененное, полученное «из вторых рук»,от печенегов, древнерусское племенное название. О.Н. Трубачёв по-лагал, что угол - это район Северного Причерноморья, где сходятсяпод углом друг к другу течения трех рек: Днепра, Буга и Днестра8.Этноним тиверцы происходит от древнего названия Днестра, кото-рый в античную эпоху именовался Тирас, что в переводе с иранскогозначит «быстрый»9. Называя среди участников похода киевского кня-зя Олега на греков в 907 г. тиверцев, «яже суть толковины»10, лето-писец указывал на их род занятий - пастушество11.Великая Скифия соответствует понятию «старая, древняя Ски-фия», т. е. территория, ранее принадлежавшая скифам12.Название же соседнего тиверцам и уличам восточнославянско-го племени хорваты - от древнеиранского «пастух, страж скота»13.Современное Украинское Прикарпатье, а также район Перемышля(Польша) (т. е. большая часть образованного позднее Галицкого кня-жества - С.С.), по мнению А.В. Майорова, составляли территориюВеликой Хорватии, о которой писал Константин Багрянородный вX в.14К X в. земли тиверцев, уличей и хорватов вошли в состав Древне-русского государства, а в конце XI в. выделились в отдельное Галиц-кое княжество.В начале XIII в. древнерусское население, жившее в Северо-Западном Причерноморье, летописец назовет «галицкими выгонца-ми»15, учитывая их «государственную» принадлежность и род заня-тий - пастушество16.Таким образом, речь идет о сформировавшемся на территорииЮго-Западной Руси особом хозяйственно-культурном типе населе-ния. Население данного региона, наряду с земледелием, активно за-нималось скотоводством, что несколько отличало этот регион от дру-гих регионов Руси. Впоследствии общность хозяйственного уклада,а также единство веры - православие привели к установлению мир-ных контактов с волохами и совместной «волошской колонизации»(правильнее - «волошско-русинской» - С.С.) склонов Карпат17.Во второй половине XIII в. весь северный берег Черного моря ока-зался под контролем монголов. Правда, только в 70-х гг. XIII в. гра-ницы Золотой Орды достигли Нижнего Подунавья. В 30-х гг. XIV ст.в состав Золотой Орды была включена и центральная лесостепнаячасть Пруто-Днестровского междуречья18.После прекращения рода Даниила Галицкого в 1340 г. Галицко-Волынское княжество становится ареной борьбы между Польшей,Великим княжеством Литовским и Русским и Венгрией. В периодобострения католической агрессии против Юго-Западной Руси воз-никает Молдавское православное княжество. Оно было создано воло-12 2010, № 2 (20)хами и русинами. Этническая ситуация в Восточном Прикарпатье от-ражена в молдавской легенде об основании Молдавского княжества,в которой рассказывается о том, что пастухи из Марамуреша (Мара-мороша) (комитата (жупы) на северо-востоке Венгерского королев-ства. Сегодня 3/5 Марамороша находится в Закарпатской областиУкраины, 2/5 - в Румынии - С.С.) во время охоты оказались в районенынешнего города Сучава, где нашли пасеку русина Яцко19.Говоря о легендарном основателе Молдавии, Я. Головацкий на-зывает его «один из начальников мараморошских румын и русских,воевода Богдан Драгош»20. Все воеводы начального этапа молдавскойистории - Драг (Драгош), Богдан I, Лацко и другие - носили славян-ские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что прежде-временная смерть Лацко помешала основать русскую династию вМолдавии21.В XVII в. молдавский книжник С. Даскал в «предословии» к мол-давской летописи Г. Уреке указывал, что создана страна из двух язы-ков, из румын (имеются в виду восточные романцы, т.к. о началеформирования румынского этноса можно говорить только послеобъединения в 1862 г. Молдавии и Валахии в единое государство - Ру-мынское княжество - С.С.) и русских, и до сего дня половина странысостоит из русских и половина из румын22.Вначале Молдавия разделялась на Нижнюю Страну (Цара де Жос,юг княжества) и Верхнюю Страну (Цара де Сус, русинский север кня-жества). В XV в. учреждаются боярские должности великого ворника(высшего судьи государства) Нижней земли и великого ворника Верх-ней земли.В Новгородской и Воскресенской летописях перечислены рус-ские города конца XIV - начала XV в., в том числе расположенныев Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в составМолдавского княжества: «А се имена всем градом рускым, далним иближним: На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин.И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Ду-наю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколя-кра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Дне-стра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романовторг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Со-чява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше, на ДнестреХотен»23.О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша«явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и посели-лись между ними на реке Молдаве», сообщал Н.М. Карамзин24.Наличие многочисленного русского (русинского) населения в Мол-давском княжестве подтверждают результаты исследований, про-веденных во второй половине ХХ в. Опираясь на данные сельскойойконимии, Л.Л. Полевой установил, что доля представителей вос-точнославянской этнической группы (русинов) в середине XIV в. до-стигала 39,5 % населения княжества, а восточнороманской - 48,7 %25.Несмотря на многочисленность русинов в новом государстве,основными районами их расселения и в дальнейшем остались севери северо-восток Молдавского княжества: Буковина, Покутье, Хотин-ский, Сорокский, Оргеевский и Ясский цинуты. В XVIII в. молдавскийкнижник М. Костин писал, что «рутяне» (русские, русины) «заселялиЧерновицкий и Хотинский уезды и весь район Днестра, Сорокский иОргеевский уезды и по Пруту - половину Ясского уезда и половинуСучавского уезда»26.Ряд районов, населенных русинами, долгое время обладал автоно-мией. Говоря о Русском Долгополье («рутенская провинция Кымпу-лунг» в Сучавском уезде), Д. Кантемир упоминает, что жители пятнад-цати деревень пользовались своими законами и судами. «Иногда онипринимают двух ворников (представителей уездной администрации- С.С.), поставленных господарем. Но нередко прогоняют их, еслите возбуждают недовольство жителей…». «Они уплачивают ежегод-ный налог, но не такой, какой пожелает господарь, а такой, какой ониплатили прежним господарям, - продолжает Д. Кантемир. - Если го-сподарь захочет поступить с ними более строго и пожелает наложитьновые подати, то они без долгих споров вовсе отказываются платитьналоги и уходят в труднодоступные горы». Иногда «жители гор отла-гались от власти господаря и принимали покровительство поляков»27.Молдавская государственность создавалась по образцу древнерус-ской. Крупные землевладельцы назывались бояре, денежная системав княжестве сформировалась по образцу галицкой28. Правители Мол-давского княжеств назывались господарями, воеводами. Правительокруга пыркалаб в некоторых пограничных округах в XV в. назы-вался на русский лад посадником. Сами округа именовались дер-жавами (от слова держать), в молдавских документах - цинутами(слово было образовано от молдавского а цине - держать29). В XIVXVвв. объединения сельских общин назывались воеводаты. Главыкрестьянских общин назывались кнез, жуде или ватаман. В XV в.административная единица, управляемая урядником или ворником,называлась окол. Ворник (от слова дворник) - боярский титул илипредставитель уездной администрации в селе. Слова кут, воевод,жупан, также относящиеся к социальной жизни волохов, тоже вос-точнославянского происхождения, как и государственные должностибояр: постельник заботился о покоях государя, стольник ведал кух-ней и столом, клучер управлял господарскими погребами и кладо-выми, чашник наливал на приемах господарю первый бокал вина,исправник - управитель цинута (уезда), великий хатман (гетман)- командующий войсками30.Влияние русской культуры прослеживается во многих сферах жиз-ни Молдавского княжества. «Язык наш, - писал Н.М. Карамзин, - досамого XVII века был не только церковным, но и судебным, как тосвидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей»31. Де-ловая документация и государственные акты писались на древнерус-ском языке, как и в Древней Руси. Как отмечал славист, профессорНовороссийского университета бессарабец А.А. Кочубинский, офи-циальный язык Молдавского княжества XIV-XVII ст. насквозь про-низан малорусскими (иногда явно восточногалицкими, гуцульскими)элементами32. В основном фонде современного молдавского языканасчитывается около 2 тыс. восточнославянских заимствований. Этопонятия, обозначающие земледельческие орудия, предметы быта, до-машнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструменты33.Молдавские исследователи подчеркивают сильное влияние корен-ного русского населения (русинов) на молдавскую музыкальную куль-туру. Об этом свидетельствуют названия произведений молдавскогомузыкального фольклора: русяскэ, хуцулкэ, поляндра, заимствова-ние целых мелодий и отдельных элементов музыкальной речи34. Одиниз самых известных молдавских народных танцев - молдовеняска(молдавский) - испытал сильное влияние танцев русинов35. Отмеча-ются также общие черты русинских и молдавских поэтических тек-стов36.Празднично-обрядовую культуру молдаван, по мнению Я.П. Ми-роненко, следует считать наследием древнерусской культуры, носи-телями которой в данном регионе были племена хорватов, тиверцеви уличей. Центром формирования новогодних песен исследовательсчитает Буковину и север Молдавии, т. е. регионы компактного про-живания русинов37.Русинско-молдавский этнокультурный синтез ускоряла интегри-рующая роль православной церкви, где богослужение велось нацерковнославянском языке. При посредничестве православной церк-ви, считала румынская исследовательница Маргарета Штефэнеску,«русско-рутенские элементы способствовали консолидации государ-ства»38.М. Штефэнеску приводит данные по топонимике Молдавии: вос-точные славяне оставили на территории старой Молдавии в общейсложности 548 названий с чисто славянскими корнями и 321 назва-E 650-eaoe? iieaaaneie ainoaa?noaaiiinoe 15ние с славянским суффиксом -овци, которые имели особенно широ-кое распространение в Буковине (174 названия), в Северной Молдовеи Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды).Причем и географические объекты - горы, реки, долины, холмы вэтих местах часто носят восточнославянские названия. В остальныхчастях «дако-романской территории» восточнославянские названиявстречаются в единичных случаях. В документах славянские назва-ния встречаются уже с XV в., т. е. с момента основания Молдавскогокняжества. На основании этих фактов румынская исследовательницасчитала возможным говорить о наличии восточных славян в этих ме-стах с IV в., т. е. задолго до прихода волохов39.Большая часть русинов со временем вошла в состав образовав-шейся молдавской народности. О том, что волохи стали приобре-тать молдавские черты с XIII в., благодаря смешению и проживаниюс русинским элементом, писал в 1929 г. румынский исследовательИ. Бэрбулеску40.Именно русинская составляющая привела к появлению у молда-ван этнокультурных и антропологических отличий от других группвосточных романцев, в т. ч. и валахов. Так, антропологический обликмолдаван (жителей Республики Молдова и Румынской Молдовы) име-ет явно выраженную восточнославянскую направленность. Румын-ский исследователь С. Пушкариу указал в начале XX в., что румыныЮжной Валахии отличаются от молдаван больше, чем от болгар41. Обэтнокультурном волошско-русинском симбиозе, приведшем к возник-новению новой этнической общности - молдаване и формированиюсвоеобразной молдавской материальной и духовной культуры, упо-минают и современные молдавские исследователи42.Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуа-цию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне мож-но назвать волошско-русским (русинским). Г.В. Вернадский обо-снованно назвал средневековую Молдавию «Молдавской Русью»43.Русское население (русины (руснаки)) компактно заселяло северныеи северо-восточные земли княжества. Длительное время оно сохра-няло русскую этнокультурную идентичность. Значительная его частьтак и не была ассимилирована. С момента возникновения до началаXVIII в. Молдавия оставалась двуязычным государством.В Бессарабии в начале XX в. насчитывалось не менее 250 тыс. руси-нов (более 1/8 населения губернии). Сегодня в Республике Молдова,несмотря на потери вследствие эмиграции и ассимиляционных про-цессов, проживают не менее 500 тыс. русинов и их потомков, боль-шинство из которых помнит о своем происхождении и хранит своиобычаи.Примечания1. Асаки Георге. Напутное слово к «Истории Российской империи» / Геор-ге Асаки. Исторические новеллы. Дневник молдавского путешественника.Избранные статьи. Кишинев, 1988. С. 1502. См.: Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе// Вестник древней истории. Приложение. 1949. № 2 (28). С. 278-279, 285;Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестникдревней истории. Приложение. 1948. № 2 (24). С. 232-235; Филин Ф.П. Об-разование языка восточных славян. М.; Л., 1962. С. 51; Рикман Э.А. Этниче-ская история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первыхвеках нашей эры. М., 1975. С. 327; Мишулин А.В. Древние славяне и судьбыВосточно-Римской империи // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6).3. Державин Н.С. Об этногенезе древнейших народов Днепровско-Дунайского бассейна (к постановке вопроса) // Вестник древней истории.1939. № 1 (6). С. 282.4. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 125.5. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.; Л., 1962. С. 60.6. Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исто-рический процесс образования русских племен и наречий. Пг., 1916. С. 46.«Край, который ныне называется Новою Россиею, - писал еще в серединеXIX в. Н.И. Надеждин, - в самом деле есть старая и даже самая старая Русь- колыбель орла, который теперь своими могучими крыльями осеняет седь-мую часть всего земного шара (Надеждин Н. О местоположении древнегогорода Пересечена, принадлежавшего народу уличам // Записки Одесскогообщества истории и древностей. Т. I . Одесса, 1844. С. 256).7. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентиевская и Троицкая летописи. I. Лаврентиевскаялетопись. I. Древний текст летописи Нестора. СПб., 1846. С. 5.8. Трубачёв О.Н. О племенном названии уличи // Вопросы славянскогоязыкознания. Вып.5. М., 1961. С. 187-188.9. Михайлина Л. Слов'яни VIII-X ст. між Дніпром і Карпатами. Київ, 2007.С. 178.10. ПСРЛ. Т. 1. С. 12.11. В русинском языке до сих пор сохранилось древнерусское слово толо-ка, которое обозначает пастбище. В этом значении слово толока до сих порупотребляется в ряде областей России и Украины.В.И. Даль (1801-1872 гг.) в своем «Толковом словаре живого великорус-ского языка» указывал: толока (Симбирская, Пензенская губернии), толок(Курская) - пар, на котором скот пасется, выгон, поскотина. Толока (юго-западное) - скотский выгон, городское, сельское общее пастбище, пар, пари-на, паровое поле, на которое пускают скот при трехпольном хозяйстве. (См.:Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1991. С.413). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так передает одно иззначений слова толока: «В нашей черноземной полосе и, в частности, в Но-вороссийском крае толокой называется вообще ближайшая к поселку земля,находящаяся под выгоном». (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедическийсловарь. Т. XXXIII. СПб., 1901. С. 438). В украинском языке одно из значе-ний слова толока - оставленное под пар поле, которое служит пастбищем дляскота. (Словник української мови. Т. 10. Київ, 1979. С. 180).12. Майоров А.В. Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славянПрикарпатского региона. СПб., 2006. С. 40.13. Суляк C.Г. Русины: этапы истории. // Международный историческийжурнал «Русин». [Кишинев]. 2005. № 1. С. 50.14. Майоров А.В. Великая Хорватия. С. 79.15. «Выгонци Галичькыя» пришли в 1223 г. на помощь русским князьям,собиравшимся выступить против монголо-татар. Причем, по свидетельствулетописца, появление «невиданьноя рати» было полной неожиданностью нетолько для всех русских князей, но и для самого Даниила Романовича (см.:ПСРЛ. Т. II. Ипатиевская летопись. СПб., 1843. С. 164).16. Тот же В.И. Даль пишет, что выгон - пастбище, выпуск, толока, местопаствы скота; сборное место для скота, откуда его гонят на дальнее пастби-ще, по прогону (См.: Даль В. Толковый словарь… Т. I. М., 1989. С. 285). Тоесть в данном значении слова толока и выгон в русском языке - синонимы,соответственно синонимами являются производные от них толковины и вы-гонцы.17. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин»- производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятникахс X в. К примеру, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семьраз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской правде» (см.: Лаврентьевскаялетопись. Вып. 1. Повесть временных лет. ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 34-35,50-52; Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 25-26, 38, 40; Нов-городская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С.176) и т. д. Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории,входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии,Великороссии, Карпатской Руси. Тверской купец Афанасий Никитин писал в«Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца,а уведал, что яз не бесерменянин -русин» (Никитин Афанасий. Хождениеза три моря // История отечества в романах, повестях, документах. Век XVXVI.М., 1987. С. 451).К середине XIX в. этноним русин оставался широко распространеннымв качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина,Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а так-же населения севера Бессарабии и Холмщины.Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины,рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских поддан-ных). Причем название рутены - средневековое латинское название русских,а русины - неправильное образование множественного числа от единствен-ного числа русин. Сами русины называли себя в единственном числе русин,а во множественном числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ иязык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокуль-турных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, до-линяне и другие (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.Т. XXVII. СПб., 1899. С. 296-297; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очеркиэтнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 9-10).Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Кар-патской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Самослово руснак возникло как противопоставление этнониму поляк. Руснаками(русняками) называли русинов их соседи поляки, словаки, чехи. Этот дан-ный соседними народами внешний этноним был известен, по крайней мере,с начала XV в. В Чехии и Словакии русняками называли русинов, воевавшихво время гуситских войн в отрядах таборитов (Неедлы З. Гуситы и русские.Исторический журнал. Кн. 10-11. М., 1941. С. 126, 128).В современном болгарском языке слова русин, руснак означают русский(Болгарско-русский словарь. Составил С.Б. Бернштейн. М., 1953. С. 689).18. Абызова Е.Н., Бырня П.П., Нудельман А.А. Древности Старого Орхея.Золотоордынский период. Кишинев, 1981. С. 89.19. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв.Кишинев, 1979. С. 33.20. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (историко-этнографический очерк) //Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. 1875. Июнь.С. 380.21. Iorga Nicolae. Histoires des relations russo-roumaines // Histoires desrelationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest,1995. P. 358.22. Letopisetul Tarii Moldovei. Chisinau: Hyperion, 1990. С. 28.23. ПСРЛ. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. С. 240;Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-воАкадемии наук СССР, 1950. С. 475.24. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. М.: Наука,1992. С. 174.25. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв.Кишинев, 1979. С. 33.26. Costin M. Opere. Bucuresti, 1958. P. 233.27. Кантемир Дмитрий. Описание Молдавии. Кишинев: Картя Молдове-няскэ, 1973. С. 151-152.28. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Древнерусское Поднестровье. Ужгород:Карпати, 1981. С. 126.29. Мохов Н.А. Образование Молдавского феодального государства // Мол-даване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Кишинев: Штиин-ца, 1977. С. 27.30. Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Международный историче-ский журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2).31. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. С. 174.32. Кочубинский А.А. Тура (Тирас) - Белгород - Аккерман и его новая лапи-дарная надпись от 1454 года. Одесса, 1901. С. 396.E 650-eaoe? iieaaaneie ainoaa?noaaiiinoe 1933. Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Киши-нев: Штиинца, 1979. С. 236.34. Стоянов П.Ф. Музыкальный ритм как источник изучения этническихаспектов молдавской народной культуры // Славяно-молдавские связи и ран-ние этапы этнической истории молдаван. Кишинев, 1983. С. 149.35. Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Киши-нев, 1977. С. 364.36. Мироненко Я.П. Молдавско-украинские связи в музыкальном фоль-клоре. Кишинев: Штиинца, 1988. С. 77.37. Там же. С. 124.38. Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь: Изд-во При-днестровского университета, 2007. С. 67.39. Сергиевский М.В. Топонимия Бессарабии и ее свидетельство о про-цессе заселения территории // Известия Академии наук СССР. Отделениелитературы и языка. Т. V. Выпуск 4. М., 1946. С. 335-336.40. Barbulescu I. Individualitatea limbii romine si elementele slave. Bucuresti,1929. С. 81.41. Мохов Н.А. Очерки истории формирования молдавского народа. Ки-шинев: Картя Молдовеняскэ, 1978. С. 91.42. Шорников П.М. Молдавская самобытность. С. 31-37; Стати В.Н. Мол-даване: историческое и этнополитическое исследование. Кишинев, 2009. С.75, 80, 131.43. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.: Лань, 2000. С. 146.
Ключевые слова
Авторы
Всего: 1
Ссылки
Асаки Георге. Напутное слово к «Истории Российской империи» / Геор ге Асаки. Исторические новеллы. Дневник молдавского путешественника. Избранные статьи. Кишинев, 1988. С. 150
Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1949. № 2 (28). С. 278-279, 285;
Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1948. № 2 (24). С. 232-235;
Филин Ф.П. Об разование языка восточных славян. М.; Л., 1962. С. 51;
Рикман Э.А. Этниче ская история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М., 1975. С. 327;
Мишулин А.В. Древние славяне и судьбы Восточно-Римской империи // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6).
Державин Н.С. Об этногенезе древнейших народов Днепровско- Дунайского бассейна (к постановке вопроса) // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6). С. 282.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 125.
Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.; Л., 1962. С. 60.
Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исторический процесс образования русских племен и наречий. Пг., 1916. С. 46.
Надеждин Н. О местоположении древнего города Пересечена, принадлежавшего народу уличам // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. I . Одесса, 1844. С. 256.
ПСРЛ. Т. 1. Лаврентиевская и Троицкая летописи. I. Лаврентиевская летопись. I. Древний текст летописи Нестора. СПб., 1846. С. 5.
Трубачёв О.Н. О племенном названии уличи // Вопросы славянского языкознания. Вып.5. М., 1961. С. 187-188.
Михайлина Л. Слов'яни VIII-X ст. між Дніпром і Карпатами. Київ, 2007. С. 178.
ПСРЛ. Т. 1. С. 12.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1991. С. 413). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так передает одно из Ê 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 17 значений слова толока: «В нашей черноземной полосе и, в частности, в Но- вороссийском крае толокой называется вообще ближайшая к поселку земля, находящаяся под выгоном». (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXXIII. СПб., 1901. С. 438). В украинском языке одно из значе- ний слова толока - оставленное под пар поле, которое служит пастбищем для скота. (Словник української мови. Т. 10. Київ, 1979. С. 180).
Майоров А.В. Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006. С. 40.
Суляк C.Г. Русины: этапы истории. // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2005. № 1. С. 50.
Майоров А.В. Великая Хорватия. С. 79.
ПСРЛ. Т. II. Ипатиевская летопись. СПб., 1843. С. 164).
Даль В. Толковый словарь Т. I. М., 1989. С. 285.
Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 34-35, 50-52;
Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 25-26, 38, 40;
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 176.
Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История отечества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. М., 1987. С. 451.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. СПб., 1899. С. 296-297
Суляк. С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 9-10.
Недлы З. Гуситы и русские. Исторический журнал. Кн. 10-11. М., 1941. С. 126, 128). В современном болгарском языке слова русин, руснак означают русский (Болгарско-русский словарь. Составил С.Б. Бернштейн. М., 1953. С. 689).
Абызова Е.Н., Бырня П.П., Нудельман А.А. Древности Старого Орхея. Золотоордынский период. Кишинев, 1981. С. 89.
Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С. 33.
Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (историко-этнографический очерк) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. 1875. Июнь. С. 380. 21. Iorga Nicolae. Histoires des relations russo-roumaines // Histoires des relationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest, 1995. P. 358. 22. Letopiseţul Tării Moldovei. Chişinău: Hyperion, 1990. С. 28. 23. ПСРЛ. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. С. 240; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. С. 475.
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. М.: Наука, 1992. С. 174.
Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С. 33.
Costin M. Opere. Bucureşti, 1958. P. 233.
Кантемир Дмитрий. Описание Молдавии. Кишинев: Картя Молдове няскэ, 1973. С. 151-152.
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Древнерусское Поднестровье. Ужгород: Карпати, 1981. С. 126.
Мохов Н.А. Образование Молдавского феодального государства // Мол- даване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Кишинев: Штиин- ца, 1977. С. 27.
Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Международный историче ский журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2).
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. С. 174.
Кочубинский А.А. Тура (Тирас) - Белгород - Аккерман и его новая лапидарная надпись от 1454 года. Одесса, 1901. С. 396. Ê 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 19
Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Кишинев: Штиинца, 1979. С. 236.
Стоянов П.Ф. Музыкальный ритм как источник изучения этнических аспектов молдавской народной культуры // Славяно-молдавские связи и ран- ние этапы этнической истории молдаван. Кишинев, 1983. С. 149. 35. Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Киши- нев, 1977. С. 364.
Мироненко Я.П. Молдавско-украинские связи в музыкальном фольклоре. Кишинев: Штиинца, 1988. С. 77.
Там же. С. 124.
Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь: Изд-во Приднестровского университета, 2007. С. 67.
Сергиевский М.В. Топонимия Бессарабии и ее свидетельство о процессе заселения территории // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. Т. V. Выпуск 4. М., 1946. С. 335-336. 40. Bărbulescu I. Individualitatea limbii romîne şi elementele slave. Bucureşti, 1929. С. 81.
Мохов Н.А. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1978. С. 91.
Шорников П.М. Молдавская самобытность. С. 31-37; Стати В.Н. Мол даване: историческое и этнополитическое исследование. Кишинев, 2009. С. 75, 80, 131.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.: Лань, 2000. С. 146.