Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие
В середине 40-х гг. начался один из интереснейших этапов в истории отношений церкви и государства в СССР. После периода жесткой конфронтации 20-30-х гг., советские органы переходят к сотрудничеству с религиозными организациями. Эти изменения в государственно-церковных отношениях коснулись и молдавского духовенства, после освобождения советскими войсками территории Молдавии от фашистских оккупантов весной-летом 1944 г. После изгнания оккупантов монастыри были привлечены государством к выполнению обязательных натуральных поставок, в число которых входили зерновые культуры (пшеница, рожь), мясо, молоко и шерсть. Помимо выполнения обязательств, монастыри имели возможность заключать с советскими органами контрактационные договоры, и получать таким образом дополнительный доход за счет реализации излишков своей продукции. После окончания войны была создана законодательная база, определившая статус юридического лица за монастырями и позволившая их насельникам вступать в разнообразные контакты с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Подсобные хозяйства монастырей были привлечены к выполнению государственных обязательств по сдаче натуральных налогов зерновыми культурами, мясом, молоком, шерстью. Они также вносили требуемые платежи в Госбанк. В то же время государство закупало у монашествующих в порядке контрактации овощи, фрукты, виноград и другие виды продуктов.Показательным моментом во взаимоотношениях советских органов и монастырей стало предоставление последним семенной ссуды весной 1947 г., когда в республике свирепствовал голод. Этот шаг Правительства СССР и уполномоченных республиканских органов способствовал выводу монастырских хозяйств из кризиса и их восстановлению в 1948 г. Таким образом, в 1945- 1948 гг. в ходе экономического взаимодействия советской администрации и монастырей успешно решалась задача восстановления разрушенного в период Великой Отечественной войны хозяйства Молдавской ССР в целом и монастырей в частности.
Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие.pdf В середине 40-х гг. начался один из интереснейших этапов вистории отношений церкви и государства в СССР. После периодажесткой конфронтации 20-х - 30-х гг. советские органы переходятк сотрудничеству с религиозными организациями. Эти измененияв государственно-церковных отношениях коснулись и молдавскогодуховенства после освобождения советскими войсками территорииМолдавии от фашистских оккупантов весной-летом 1944 г.К сожалению, до сих пор не появилось исследований, в которых бырассматривались вопросы взаимодействия советских органов властис церковными учреждениями. Так, в работах И. Павлинчука1, Л. Ти-хоновой2, В. Бешляги3 и др. утвердившейся аксиомой стало представ-ление, что «по окончании Второй мировой войны монашеская жизньи монастыри Кишиневско-Молдавской епархии испытали сокруши-тельный удар со стороны тоталитарно-коммунистического режима».Пристальное внимание современные исследователи уделяют харак-теристике механизмов закрытия монастырей, противоправным дей-ствиям местных органов власти и их пособников среди духовенстваразного уровня. Однако проблема сотрудничества советских органови монастырей Молдавии все еще требует своего решения.Сделать это позволяют многочисленные документы (справки, ра-порты, отчеты, заявления и пр.), отложившиеся в фондах Совета поделам Русской православной церкви при СНК (с 1946 г. - СМ) СССР,Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви приСНК (с 1946 г. - СМ) СССР по Молдавской ССР и текущего архиваМолдавской митрополии Московского патриархата.Уже в середине 1944 г. местный НКГБ доносил вышестоящим ин-станциям, что «каких-либо враждебных антисоветских проявлений состороны оставшихся на освобожденной территории МССР духовен-ства и актива верующих ... не зафиксировано. Большинство священ-ников публично высказывают свое лояльное отношение к советскойвласти»4. Эти слова можно отнести и к характеристике настроенийсреди монашествующих, которые доказывали свою поддержку совет-ским органам власти конкретными действиями. Так, весной 1944 г.Ê 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 103братия Гинкуловского монастыря Св. Параскевы (все еще находив-шегося в зоне румынской оккупации) укрыла группу советских пара-шютистов. За это монахи были арестованы и отправлены в тюрьму г.Браила (Румыния), где находились до середины июня того же года5.Во время прохождения фронта в течение восьми месяцев насельни-цы Каларашовского Успенского монастыря производили стирку бельяраненых бойцов Красной Армии из трех госпиталей. Они же взяли насебя и снабжение продуктами этих госпиталей, выделив безвозмездно3000 кг картофеля. Кроме этого, монахини этой обители дали бесплат-но для советских солдат 600 пудов муки, а также передали на мясодвух волов, двух коров, четырех телят и сорок овец6. Из КушеловскогоУспенского монастыря для бойцов были направлены 50 пудов пше-ницы и 6 пудов кукурузы7. Примеру этих монастырей последовали идругие обители. Братия Гыржавского Вознесенского монастыря сдалав фонд Красной Армии 106 пудов пшеницы8. Ново-Нямецкий мона-стырь с. Кицканы предоставил для нужд советских войск 60 т карто-феля, 6 вагонов вина, на фураж животным - 4 т ячменя и кукурузы9.Припиченский монастырь Св. Троицы оказал продовольственную по-мощь пшеницей (2 т), кукурузой (7 т), ячменем (2 т), фасолью (400кг), сеном (1 т) и соломой (10 т)10. Монахи Куприяновского монастыряпожертвовали 560 кг яблок11. Даже молодой (основан в 1943 г.) и не-многочисленный Злотевский монастырь Св. Георгия передал в фондКрасной Армии 1 т хлеба12.Советские военные части, со своей стороны, также старались ока-зать всевозможную помощь монашествующим. Например, в Добруш-ском монастыре, где располагался штаб 7-го танкового корпуса подкомандованием генерала Ф. Каткова13, солдаты обработали 15 га фрук-тового сада и 3 га орехов14. В Кицканском монастыре красноармейцыскосили, обмолотили и полностью вывезли зерновые культуры15.После освобождения Молдавии от фашистов руководствоКишиневско-Молдавской епархии проводит кампанию по сборусредств приходами и монастырями на различные военные нужды,часто для конкретных адресатов. Так, в 1944 г. насельники Ново-Нямецкого монастыря пожертвовали на нужды Красной Армии15 000 руб.16 На постройку танковой колонны 8 310 руб. поступило изказны Добрушского монастыря и 1 000 руб. - из Каларашовского17. Насчет Красного Креста поступили 3 700 руб. от Фрумосовского, 1 000руб. от Каларашовского и 3 991 руб. от Добрушского монастырей18.Кроме этого, Рудевский монастырь Св. Николая в 1944 г. пожертво-вал на помощь детям фронтовиков 3 000 руб.19 Из мужских обителейв качестве военного займа в 1944-1945 гг. Припиченский монастырьвнес 2 000 руб., Кицканский - 10 700 руб., Злотевский - 6 000 руб.20104 2010, № 2 (20)Среди женских - насельницы Каларашовского монастыря заплатили11 600 руб., Кушеловского - 500 руб., Речульского - 1000 руб. (от ста-риции) и 16 800 руб. (от своекоштных монашек)21. Таким образом, нанужды фронта местными монашествующими было собрано более 84тыс. рублей.В ноябре 1945 г. епископ Кишиневский и Молдавский Иероним на-правил по случаю 28-й годовщины Октябрьской революции поздра-вительное письмо на имя И. Сталина, в котором сообщил руководи-телю Советского государства о пожертвовании Молдавской церковью200 тыс. руб. «для семей героев Красной Армии»22.Помимо добровольных пожертвований, монастыри были привле-чены к уплате военного налога. В 1944 г. Куприяновский монастырьпо этой статье внес 1 337 руб., Сербештский - 2 505 руб., а Гировскийсвоекоштный - 24 450 руб. (по 150 руб. с насельницы монастыря)23. В1945 г. в счет военного налога монахи Гыржавского монастыря выпла-тили из «братской кружки» 11 362 руб., Куприяновского - 7 650 руб.,Курковского - 7 025 руб., Припиченского - 3 500 руб., Рудевского -1 000 руб. и Гировского - 15 000 руб.24После окончания Великой Отечественной войны перед СССР вста-ла задача восстановления разрушенного хозяйства. Для ее решенияруководство страны привлекало разнообразные ресурсы, как внеш-ние, так и внутренние. Одним из источников решения проблемы про-довольственного снабжения городов Молдавии стала продукция под-собных хозяйств монашеских обителей. В результате обследованияположения монастырей 10 - 18 сентября 1945 г. инспекторами Советапо делам Русской православной церкви ими был составлен доклад «Омонастырях МССР», в котором они дали характеристику экономиче-ского потенциала монастырских хозяйств и предложили ряд меро-приятий по привлечению монашествующих к работе по преодолениюпоследствий войны и оккупации. В нем, в частности, отмечалось:«Вследствие того, что в 1940 г. в Молдавии у большинства монасты-рей отбирались либо частично, или целиком (Кицканский и Гыржав-ский монастыри) земельные участки, сады, виноградники, пчелы, умонахов нет уверенности в том, что снова не отберут их хозяйств.Это расхолаживает их в работе и задерживает подъем хозяйства послевойны. Твердое закрепление земельных участков, садов, виноградни-ков и других земель, уяснение политики Советского правительства вотношении монастырей и их хозяйственной деятельности создадутусловия быстрого восстановления монастырских хозяйств, и онимогут стать культурными хозяйствами и давать государству немалохорошей продукции»25. Инспекторами Совета было также отмечено,что «настоятели монастырей не отказывают, а скорее охотно идут на-встречу желаниям представителей районных организаций»26.Ê 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 105Взаимные обязательства государства и монастырей были опреде-лены двумя Постановлениями СНК СССР от 22 и 29 августа 1945 г.Они узаконивали существование и функционирование на территориистраны монашеских обителей, предписывали советским органам непрепятствовать деятельности монастырей. В частности, за монасты-рями были сохранены здания, земля и скот. Монахи были освобожде-ны от уплаты налогов на землю и строения, а также на холостяков27.Им было разрешено заниматься промыслами, создавать мастерские.Еще до появления этих постановлений Управление производствен-ных предприятий Молдавпотребсоюза заключило с надомницамиРечульского, Фрумосовского, Таборского, Варзарештского и Хиров-ского монастырей договор о производстве ковров, трикотажных из-делий, вышивок и др. из государственного сырья. В соответствии сусловиями договора 170 монашек обязывались ежемесячно сдавать80 м2 молдавских ковров, 750 пар носков, 750 пар перчаток и 120 сви-теров28. Однако выполнение условий договора было сорвано из-за от-сутствия красителей29.Руководство мужских монастырей отказалось от производства то-варов ширпотреба, отдав предпочтение развитию отраслей с о б с т -венного хозяйства: хлебопашества, виноградарства и садоводства.Имевшиеся в их владении различные мастерские они передавали вовременное пользование государственным предприятиям. Так посту-пили насельники Курковского монастыря, у которого в 1945 г. механи-зированные мастерские по производству мебели арендовал местныйлеспромхоз. Кроме этого, монашествующие сдали в аренду шерсто-чесальную машину, 5 га виноградников, 30 га садов, 30 га сенокосныхугодий и 24 га пахотной земли30. Кицканский монастырь разрешилиспользовать здания водокачки и водонапорной башни на территорииобители руководству совхоза «Копанка» и местной больнице31. Руко-водство этого же монастыря с марта по июнь 1946 г. сдавало в арендусобственную пекарню Кицканскому сельпо32. На паровой мельницеКуприяновского монастыря перемалывали зерно на муку не толькоиноки, но и население округи33.В то же время молдавские монастыри пользовались различнымиуслугами государственных учреждений в целях улучшения веде-ния своего хозяйства. Так, монахи Курковского монастыря в июне1949 г. заключили договор с Оргеевской районной ветлечебницейсроком на один год. По его условиям, ветврач лечебницы был обя-зан дважды посетить подсобное хозяйство монастыря и оказыватьлечебную помощь заболевшим животным в иное время, проводитьвсе положенные ветзаконодательством профилактические меры. Мо-настырь же обязался неуклонно выполнять указания ветврача, строго106 2010, № 2 (20)соблюдать зооветправила по содержанию скота и ежемесячно выпла-чивать 300 руб. за ветобслуживание34.Неуклонное соблюдение государственными и советскими органа-ми положений правительственного постановления «О православныхмонастырях» способствовало развитию их подсобных хозяйств. Так,по имеющимся данным, доходы восьми мужских обителей Молдавиив 1945 г. составили 558 881 руб., из них 394 674 руб. (70,6 %) былиполучены от хозяйственной деятельности35. Валовой доход женскихмонастырей в этот же период выражался в сумме 296 186 руб. дляобщежительных и 203 408 руб. для своекоштных (по данным Варза-рештского и Хировского) монастырей36. Приходы от подсобных хо-зяйств составили соответственно 112 116 руб. (37,8 %) и 63 530 руб.(31,2 %)37. При этом налоговая нагрузка на обители была не очень об-ременительной. Например, Вознесенский монастырь с. Гыржавка, за-работав в 1945 г. 144 022 руб., внес в Госбанк в качестве обязательныхплатежей (подоходный налог и страхование строений) 29 167 руб.,что составило лишь 20,2 % от суммы его дохода38.После изгнания оккупантов монастыри были привлечены государ-ством к выполнению обязательных натуральных поставок, в числокоторых входили зерновые культуры (пшеница, рожь), мясо, молоко ишерсть. В 1945 г. православные обители сдали государству 101 091 кгзерновых, 1 111 кг мяса, 1 984 л молока и 152,4 кг шерсти39. Помимовыполнения обязательств, монастыри имели возможность заключатьс советскими органами контрактационные договоры и получать такимобразом дополнительный доход за счет реализации излишков своейпродукции. В справках о монастырях Уполномоченного Совета по де-лам РПЦ упоминаются следующие виды продукции по контрактации:виноград, фрукты, овощи, яйца, брынза, сено, кукуруза, подсолнеч-ник, орехи и пр. Так, в том же году монастырями было реализовано5 023 кг винограда, 1 909 кг фруктов, 6 287 кг овощей, 1000 яиц, 140кг брынзы, 4 542 кг сена, 8 410 кг кукурузы, 10 412 кг подсолнечника,110 кг орехов40.В следующем году, несмотря на неблагоприятные погодные усло-вия, монастыри выполнили возложенные на них обязательства и пе-редали заготовительным организациям 53 389 кг зерновых, 2 492 кгмяса, 3 359 л молока, 102,5 кг шерсти; по контрактации ими былосдано 8 654 кг винограда, 19 487 кг фруктов, 7356 кг овощей, 200 яиц,212 кг меда, 5 079 кг сена, 1 456 кг кукурузы, 2 854 кг подсолнечника,50 кг орехов41.Зимой 1947 г. настоятели большинства молдавских монастырей об-ращаются к уполномоченному Роменскому с заявлениями, в которыхсообщают о катастрофическом положении в обителях с продуктами, оÊ 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 107нехватке семенного материала. Для примера приведем обращение Со-фии Пацевич, настоятельницы Каларашовского монастыря, в которомотмечалось: «исключительно неурожайный 1946 год […] не тольконе оправдал ожидаемых надежд, но и не дал возможности собратьто количество зерновых продуктов, которое необходимо в будущемгоду для обсеменения наших полей, не говоря уже о пропитании. […]Персонал монастыря состоит из 110 душ, из которых 76 старух, ввидупреклонного возраста нетрудоспособны, а для пропитания всего этогоперсонала нужно самое меньшее по 100 гр. на человека ежедневно»42.Как известно, в начале 1947 г. в республику из Москвы был на-правлен заместитель председателя Совета Министров СССРА.Н. Косыгин с группой ответственных работников. После их при-бытия в Молдавию было дополнительно направлено продовольствие,денежные средства, топливо, корма для животных, семена и др. Вчастности, уполномоченному министерства заготовок в Кишиневбыла направлена правительственная телеграмма, которая предписы-вала отпустить монастырям Молдавии 15 т зерновых культур (кромепшеницы) в качестве семенной ссуды, на условиях возврата из урожая1947 г.43. Таким образом, монастырским хозяйствам (по имеющимсяданным - 17 монастырей) было выдано 7 396 кг ячменя, 2 040 кг овса,2 230 кг кукурузы44. Это количество зерна позволило засеять яровымикультурами 205 га земель.В результате правительственной помощи и благоприятных клима-тических условий монастыри получили очень хороший урожай сель-хозкультур. Только Добрушский монастырь в 1947 г. собрал 73 600 кгразличных продуктов, из них 18 000 кг пшеницы, 1 300 кг ячменя, 700кг овса, 16 000 кг картофеля, 10 000 кг кукурузы, 4 000 кг подсолну-ха, 600 кг фруктов, 2 000 кг винограда45. В целом монастыри Молда-вии сдали государству по обязательствам 70 043 кг зерновых, 2 849кг мяса, 4 131 л молока, 234,2 кг шерсти; по контрактации - 8 122 кгвинограда, 520 кг фруктов, 8 400 кг овощей, 165 кг меда, 2 270 кг сена,8 111 кг подсолнечника, 30 кг орехов46.Валовой доход монастырей в этом году составил 1 413 325 руб.,поступления от хозяйственной деятельности мужских обителей со-ставили 932 831 руб., а женских - 132 573 руб. и 144 558 руб. (обще-жительных и своекоштных соответственно)47. При этом выплаты фи-норганам государства составили в целом 175 410 руб. (12,4 %), в томчисле по мужским монастырям 125 125 руб., по женским общежи-тельным (кроме Жабского) - 29 679 руб., по женским своекоштным -20 606 руб. Кроме этого, ряд обителей (Гыржавский, Куприяновский,Курковский, Сербештский, Каларашовский, Таборский и Гировскиймонастыри) подписались на государственный заем 1947 г. на общуюсумму 28 100 руб.48108 2010, № 2 (20)В следующем 1948 г. монастырские хозяйства сдали по гособяза-тельствам 123 737 кг зерновых, 2 758 кг мяса, 5 140 л молока, 355,5кг шерсти; по контрактации - 7 300 кг винограда, 43 118 кг фруктов,4 963 кг овощей49. В этом же году валовой доход монастырей составил1 790 633 руб., в том числе от хозяйств мужских обителей - 1 198 679руб., женских общежительных - 156 532 руб. и женских своекоштных- 264 152 руб. Мужскими монастырями государству было выплачено136 056 руб., женскими общежительными - 28 740 руб. и женскимисвоекоштными - 32 193 руб., всего 196 989 руб., что составило лишь11 % от поступивших в их казну доходов.Великая Отечественная война кардинальным образом измениласистему взаимоотношений Советского государства и Русской право-славной церкви. Этому в значительной мере способствовала патри-отическая деятельность духовенства и верующих, в том числе и вМолдавии. Уже в ходе освобождения республики от фашистских ок-купантов начало складываться многостороннее сотрудничество меж-ду православными монастырями края и советской администрацией.Одним из важнейших его направлений стало экономическое взаимо-действие, включавшее в себя прямую материальную помощь, постав-ки продуктов питания, выполнение требуемых работ насельникамимонастырей в пользу войск Красной Армии. Последние, в свою оче-редь, помогали монашествующим обработать монастырские угодья:пашни, сады, виноградники.После окончания войны была создана законодательная база, опреде-лившая статус юридического лица за монастырями и позволившая ихнасельникам вступать в разнообразные контакты с хозяйствующимисубъектами различных форм собственности. В условиях социалисти-ческого государства главным экономическим партнером молдавскихобителей были, естественно, различные государственные структуры.Подсобные хозяйства монастырей были привлечены к выполнениюгосударственных обязательств по сдаче натуральных налогов зерно-выми культурами, мясом, молоком, шерстью. Они также вносилитребуемые платежи в Госбанк. В то же время государство закупало умонашествующих в порядке контрактации овощи, фрукты, виногради другие виды продуктов.Одной из форм сотрудничества государственных предприятий имонастырей было привлечение насельниц женских обителей к работев госартелях по договору. Кроме того, различные предприятия арен-довали производственные мощности монастырских хозяйств (мастер-ские, различные механизмы, сельскохозяйственные угодья и пр.).Показательным моментом во взаимоотношениях советских орга-нов и монастырей стало предоставление последним семенной ссудыÊ 650-ëåòèþ ìîëäàâñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè 109весной 1947 г., когда в республике свирепствовал голод. Этот шагПравительства СССР и уполномоченных республиканских органовспособствовал выводу монастырских хозяйств из кризиса и их вос-становлению в 1948 г.Таким образом, в 1945 - 1948 гг. в ходе экономического взаимодей-ствия советской администрации и монастырей успешно решалась за-дача восстановления разрушенного в период Великой Отечественнойвойны хозяйства Молдавской ССР в целом и монастырей в частности.
Ключевые слова
Авторы
Всего: 1
Ссылки
Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.
Tihinov L. Politica statului sovietic faţă de cultele din RSS Moldovenească. Chişinău, 2004.
Beşleagă V. Cruci răsturnate de regim. Mănăstirea Răciula. 1959. Chişinău, 2006.
Цит. по: В. Пасат. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 585.
Национальный архив Республики Молдова (НАРМ). Ф. 3046. Оп. 2. Д. 346. Лл. 13, 14.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 26 (об.).
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 364. Л. 1.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 3;
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Лл. 88 (об.), 89.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 355. Л. 6.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 3.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 348. Л. 5.
Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Указ. соч. С. 221.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 11.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Л. 88 (об.).
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Л. 82.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 1; Д. 349. Л. 26.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 2. Д. 680. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 26; Д. 345. Л. 1.
ГАРФ. Ф. 6991. Д. 690. Л. 3.
АРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 355. Л. 6 (об.); Д. 348. Л. 5; Д. 351. Л. 99.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 30; Д. 356. Л. 12; Д. 364. Лл. 9 - 11а.
Tihonov L. Op. cit. P. 41.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 6; Д. 360. Л. 2 (об.); Д. 363. Л. 1.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 12 (об.); Д. 350. Л. 6; Д. 354. Л. 20 (об.); Д. 355. Л. 8 (об.); Д. 357. Л. 16; Д. 363. Л. 10.
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 132.
Там же, Л. 137.
Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Указ. соч. С. 224.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 5. Л. 1; Д. 6. Лл. 4, 5.
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 110.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 354. Л. 20.
Там же. Д. 351. Л. 99 (об.).
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 22. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 46.НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 354. Л. 48.
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 687. Л. 7-8, Д. 689. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 1; Д. 347. Л. 25 (б), Д. 350. Л. 3, Д. 351. Л. 117, Д. 352. Л. 4.
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 680. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 5, Д. 358. Л. 12, Д. 363. Л. 10
Там же.
НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 25 б.
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 687. Л. 8, Д. 690. Л. 4; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 5, Д. 345. Л. 10 (об.), Д. 346. Л. 1, Д. 347. Л. 25 (а,б), Д. 349. Л. 42, Д. 350. Л. 3, Д. 351. Л. 117, Д. 352. Л. 4, Д. 355. Л. 8, Д. 356. Л. 12, Д. 358. Л. 12, Д. 360. Л. 1-2 (об.), Д. 363. Л. 10, Д. 364. Л. 3. 40. Там же. 41. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 686. Л. 9, Д. 689. Л. 3, Д. 692. Л. 9; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Лл. 39-40, Д. 346. Л. 30, Д. 347. Л. 63, Д. 348. Л. 20, Д. 349. Л. 72, Д. 350. Л. 27, Д. 351. Лл. 184 (об.), 186, Д. 354. Л. 28 (об.), Д. 355. Л. 15, Д. 356. Лл. 52-53, Д. 358. Л. 23, Д. 360. Л. 24 (об.), Д. 361. Л. 32, Д. 362. Л. 18, Д. 363. Л. 26 (об.), Д. 364. Лл. 81-82. 42. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 57. 43. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 61. Л. 5. 44. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Лл. 94-95. 45. Там же, Оп. 2. Д. 345. Л. 50. 46. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 685. Л. 6, Д. 692. Лл. 6, 9; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 59, Д. 345. Лл. 39-40, Д. 347. Лл. 63-64, Д. 348. Л. 40, Д. 349. Лл. 72, 105, Д. 350. Л. 27, Д. 351. Лл. 186, 197, Д. 354. Лл. 28 (об.), 36, Д. 355. Л. 15, Д. 356. Л. 52, Д. 357. Л. 29, Д. 358. Л. 23, Д. 360. Лл. 24 (об.), 33-34, Д. 361. Лл. 33, 43, Д. 363. Л. 28, Д. 364. Лл. 81-82, 94. 47. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 685. Л. 5, Д. 686. Л. 4, Д. 687. Л. 21, Д. 690. Л. 1, Д. 692. Л. 5; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 28, Д. 345. Л. 40, Д. 347. Л. 63, Д. 348. Л. 39, Д. 349. Л. 104, Д. 350. Л. 26, Д. 351. Л. 196, Д. 355. Л. 26, Д. 356. Л. 89, Д. 358. Л. 28, Д. 361. Л. 41, Д. 363. Л. 28, Д. 364. Л. 93. 48. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 55, Д. 349. Л. 71 (об.), Д. 350. Л. 25 (об.), Д. 354. Л. 28 (об.), Д. 360. Л. 24 (об.), Д. 361. Л. 32, Д. 363. Л. 26 (об.). 49. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 687. Л. 15, Д. 692. Л. 6; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 59, Д. 345. Л. 52, Д. 346. Л. 48, Д. 347. Л. 83, Д. 348. Л. 40, Д. 349. Л. 105, Д. 350. Л. 33, Д. 351. Л. 197, Д. 352. Л. 90, Д. 355. Л. 28, Д. 358. Л. 29, Д. 360. Л. 33-34, Д. 361. Л. 42-43, Д. 363. Л. 45, Д. 364. Л. 94-95