Календарная обрядность в Молдове и Буковине | Русин. 2014. № 2 (36). DOI: 10.17223/18572685/36/13

Календарная обрядность в Молдове и Буковине

В статье рассматривается календарная обрядность украинцев и молдаван на Буковине и в Молдове. Отмечается, что записыванием и популяризацией народных песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок занимались молдавские ученые В. Панько, С. Келару, К. Попович, Е. Кожухарь, П. Борончук, В. Куцулима и др. В молдавских и украинских селах Черновицкой области работали такие этнографы и фольклористы, как Г. Спатару, Н. Бэешу, В. Жунгиету, Г. Ботезату, А. Хинку, Ю. Пилип, А. Мойсей, А. Курочкин и др. Исследовались новогодние карнавальные представления (хождение с козой, бугаем, медведем, лошадкой) изучались девичьи гадания во время праздников Андрея Калиты и св. Юрия, а также обряды первого выхода с плугом, ритуалы, связанные с началом и концом сбора зерновых и пр. Исследованиями были охвачены несколько десятков сел с украинским населением (Новоселицкого и Сокирянского районов), со смешанным украинским, молдавским и польским населением (села Верхние Петровцы Сторожинецкого района, Колинковцы Хотинского района), а также с романским населением (села Молница Герцаевского района, Купка Глубокского района, Чудей, Ижевцы Сторожинецкого района). Российское географическое общество еще в ХІХ в. инициировало изучение населения Бессарабии (в том числе и Хотинского уезда) с целью научного обеспечения процесса освоения новых земель, присоединенных к Российской империи. К нему присоединилось также Общество истории и древностей. В конце ХХ в. песни и поговорки были записаны в селе Подворное Новоселицкого района Буковины и в селе Медвежья Единецкого района. Известно, что оба села входили в начале ХХ в. в Хотинский уезд Бессарабии. Исследован аграрный календарь местного населения и его обрядность. Отмечается, что цикл аграрного календаря состоит из четырех этапов (зимнего, весеннего, летнего и осеннего). Начинается он зимой и включает в себя все те обычаи, которые сложились на протяжении многих веков. Таким образом, украинскими, русскими и молдавскими этнографами в ХІХ - начале ХХІ в. был собран и исследован значительный материал о календарной обрядности населения северной части Молдовы и Буковины.

The Calendar rituals in Moldova and Bukovina.pdf Важное место в духовной культуре занимает календарная обрядность, играющая ведущую роль в мировоззрении и верованиях не только украинского народа, но и других славянских этносов. Вместе с тем нужно учитывать тот факт, что отдельные структурные элементы календарных праздников постепенно стираются из памяти украинского народа. Имеются в виду не только определенные обряды и обычаи календарных праздников, но и песни, приметы, носителей которых становится все меньше. В соответствии с четырьмя сезонами года, обусловленными движением Земли и Солнца, у населения Буковины сформировалась система календарной отметки ритмов изменений в природе посредством определенных праздников и сопровождавших их обрядов. Космические ритмы они перенесли в свою духовную культуру, определив праздники: Великдень - весеннее равноденствие, Ивана Купала - летнее солнцестояние, Световид (Вторая Богородица) -осеннее равноденствие, Рождество - зимнее солнцестояние. На территории Буковины этнографические наблюдения осуществлял Р.Ф. Кайндль, почти ежегодно проводивший экспедиции в равнинную, предгорную и горную часть края. Материалы об обычаях и обрядах горцев Буковины были опубликованы в работах «Гуцулы» (1894), «Русины (рутены) Буковины» (в соавторстве с А. Монастырским (1890), «Праздничный календарь руснаков и гуцулов» (1896), «Этнографические очерки из Восточных Карпат» (1898) и др. Работа Р.Ф. Кайндля «Праздничный календарь руснаков и гуцулов» была напечатана в № 6-7 австрийского журнала «Сообщения Географического общества в Вене» в 1896 г. Уже во вступительной статье он отметил: «Возможно, в любой другой части прадавних легенд рутенов вообще, руснаков и гуцулов в частности, сохранились такие давние элементы, как в календарных праздниках»1. Р.Ф. Кайндль охарактеризовал в ней годовой цикл праздников и обрядов жителей Карпат и Прикарпатья. В отношении слов «рутены» и «руснаки» Р.Ф. Кайндль в работе «Этнографические экспедиции в Восточные Карпаты», опубликованной в отдельном выпуске журнала Австрийского антропологического общества, в 1898 г. указывает, что «руснак» - это название истинно народное, руснаками называют себя гуцулы, бойки, а также, возможно, и лемки2. В работе «Праздничный календарь руснаков и гуцулов» ученый уделил значительное внимание атрибутике зимних календарных праздников и символике. В частности, известный их атрибут - сноп-Дидух он трактовал как пережиточный элемент верований руснаков, как персонификацию злого зимнего божества, которое сжигают в конце праздников3. При этом Р.Ф. Кайндль до конца не понимал, что смысл Дидуха гораздо шире. Сожжением святвечернего снопа осуществлялся магический обряд перенесения посредством огня духов предков, концентрировавшихся в снопе на протяжении зимних праздников, в царство духов, то есть на небо. Ученый также не обратил внимание на то, что в древности (до начала XVIII в.) сноп-Дидух играл роль рождественской елки: его вносили в дом и устанавливали в углу в канун Святой вечери. Много внимания придавал Р.Ф. Кайндль рождественско-новогод-ним переодеваниям. Приводит он примеры переодевания в «деда», «бабу», «козу», «девушку-Маланку» и др. Истоки ритуальных игр «Маланки» во время новогодних праздников исследователь видел в дохристианских верованиях руснаков, в их мифологии. Кайндль стремился объяснить и обряды вокруг святвечерней еды - кутьи. По мнению ученого, они были связаны с гаданием на будущий урожай и с любовной магией. Последний аспект магических действий встречается в этнографических работах впервые, поскольку большинство предшествовавших и многие последующие ученые обращали внимание только на хозяйственно-магическое значение кутьи как обрядовой пищи, приносящей урожай на поле, прирост пасеки, скота и пр. По этому поводу известный этнограф А. Курочкин писал: «Отзвук глубокой архаики прослеживается в исследуемом труде, хотя основные ее факты принадлежат к последним десятилетиям XIX в. В центре внимания этнографа-краеведа не догматическое христианство и не церковная история праздников, а проблема фольклорной религиозности, так называемое бытовое двоеверие. Он стремился объективно отобразить сложные процессы контаминации дохристианских обычаев и традиций., фиксируя в первую очередь живые реликты языческого мировоззрения и ритуалистики»4. В работе «Гуцулы: их жизнь, обычаи и народные предания» Р.Ф. Кайндль, оценивая духовный мир гуцулов конца XIX в., в частности отметил: «Правда, что среди гуцулов сохранилось еще очень большое число языческих обычаев, а собственно - поганских праздников»5. Он также делает вывод, что большинство современных ему обычаев, распространенных в то время, «было когда-то связано с праздниками равноденствия и солнцестояния»6. О праздновании дня Нового года он писал: «День святого Василия (дне на сьв. Василя) празднуется в один день с праздником Нового года по ст. ст. Но для гуцулов 1-е января не является началом нового года, ибо их церковный год начинается с сентября, а их «сельский» год - с мая. Поэтому гуцулы изредка называют 1-е января Новым годом, преимущественно этот год носит название святого»7. Вопросы обрядовых гаданий и заклинаний во время календарных праздников исследовал Р.Ф. Кайндль в работе «Погодные ворожения у рутенов и гуцулов» (1894). Он отмечал, например, что «в новогодний вечер выставляют кусочки лука по количеству двенадцати месяцев и рядом с ними кладут соль. Так угадывают, в каком месяце будет дождь»8. Офицер Генерального штаба, член Российского географического общества А. Защук (1828-1905) был в 1859 г. в командировке в Кишиневе. Он записывал от местных жителей информацию этнографического характера: народные приметы, верования, предания и пр.9 Результатом его исследовательской работы стали «Материалы для географии и статистики России» (1862 г.), где автор обратил внимание на процесс взаимовлияния культур молдаван и русинов. В этом труде он описал праздничную пищу молдаван в зимние карнавальные дни, обычаи и обряды, приуроченные ко дням святых Юрия, Андрея, Фоки, предания о русалках и пр.10 Взаимовлияние культур молдаван и русинов Хотинского уезда нашло отражение в работе «Материалы для этнографической карты Бессарабской губернии» (1916)11. Факты для этого труда были собраны российским демографом В. Бутовичем в 1907 г. при помощи местных учителей народных школ и отчасти духовенства. Рядом с обычным количеством статистических данных в сборнике приводится анализ влияния традиционной культуры молдаван на русинов Хотинского уезда. Календарные обычаи и обряды стали объектом изучения в работах А. Матеевича: «Очерк молдавских религиозно-бытовых традиций» (1912 г.), «Молдавские праздники от Великодня до Пятидесятницы» (1913 г.)12, «Новый год у молдаван» (1915 г.)13 и др. В них автор называет годовые праздники, народное деление календарного года и суток, обычаи и обряды, приуроченные к «русальным» четвергам, дню св. Юрия и др.14 Вопросы исследования календарной обрядности украинцев и молдаван стояли в центре внимания этнографической экспедиции кишиневских этнологов и фольклористов в северную часть Буковины. В частности, исследовались новогодние действия Маланки, путешествие с козой, бугаем, медведем, лошадкой, девичьи гадания на Андрея Калиту, празднование св. Юрия, первый выход с плугом, ритуалы сбора злаковых культур и пр. В селах Черновицкой области работали такие этнографы и фольклористы, как Г. Спатару, Н. Бэешу, В. Жунгиету, Г. Ботезату, А. Хинку, Ю. Пилип, А. Мойсей, А. Курочкин и др. Собранный в экспедициях этнофольклорный материал сейчас хранится в Центральном научном архиве Академии наук Республики Молдова (в фонде №19) под названием «Материалы научных экспедиций, проведенных в период 1946-1985 гг. на территории Молдавской и Украинской ССР»15. Это полевые исследования почти 30 сел, среди которых - села с украинским (Новоселицкого и Сокирянского районов), смешанным украинским, молдавским и польским (села Верхние Петровцы Сто-рожинецкого района, Колинкивцы Хотинского района) и романским населением (села Молница Герцаевского района, Купка Глубокского района, Чудей, Ижевцы Сторожинецкого района). Материал о календарной обрядности украинцев и молдаван хранится также в Российском этнографическом музее (Санкт-Петер-бург)16. Это описание новогодней «Маланки» и вещевой материал (одежда деда и бабы, маланочное освещение-полумесяц) из села Магалы, что в Нижнем буковинском Припрутье. Они составляют часть коллекции этнографического материала Ф. Вовка, которую ему удалось собрать по поручению Этнографического отдела Русского музея императора Александра Ill во время экспедиции на Буковину в 1904 г. В фондах музея хранится фотографический материал о праздновании зимних календарных праздников в буковинском селе Клишковцы. Он был получен Российским этнографическим музеем от Государственного института проектирования сельского и колхозного строительства УССР в Киеве в 1947 г. Следует отметить, что Российское географическое общество инициировало изучение населения Бессарабии (в том числе и Хотинского уезда) с целью научного обеспечения процесса освоения новых земель, присоединенных к Российской империи. К этому процессу присоединилось также Одесское общество истории и древностей. В Черновицком областном краеведческом музее хранятся одежда и маски народных новогодних обрядовых представлений «Верте-па-Иродов», «Маланки» (фонд «Ткани»). В фондах этого музея есть крупная партия новогодне-рождественской праздничной атрибутики (подсвечники-троицы, используемые во время Святой вечери, макитры - посуда для перетирания мака для приготовления основной рождественской пищи - кутьи, миски для еды и др.), а также экспедиционные описи календарных праздников17. В Черновицком областном музее народной архитектуры и быта (ЧОМНАБ) хранятся предметы как внутреннего обихода (свечники, миски, рюмки и др.), так и одежды участников новогодне-рождест-венско-крещенских обрядов (костюмы деда, бабы, цыгана, цыганки, ангелов, царя Ирода, пастуха, кнуты-гарапники, ритуальные макогоны-булавы и пр.)18. Особую ценность представляют отчеты этнографических разведок, проведенных научными сотрудниками музея во время календарных праздников в 80-90-х гг. ХХ в. в селах Веренчанка Заставнивского района, Подворье Новоселицкого района, в городе Вашковцы Виж-ницкого района Черновицкой области. Сбором материалов о календарной обрядности украинцев и молдаван занимался В.Д. Панько. Уроженец села Дану Глодянского района Молдовы, сотрудник газеты «Лунка Прутулуй», он собрал более 200 украинских народных песен, записанных в родном селе, и многие сотни фольклорных произведений сел Стурзовка, Петруня, Новые Лимбены, Новые Фундуры и др. Член Национального союза писателей Украины С.Ф. Келар занимался сбором и популяризацией народных песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок, которые имеют непосредственное отношение к календарной обрядности украинцев Молдовы. Следует отметить и исследования К.Ф. Поповича, который написал очерк о календарных обрядах жителей сел севера Молдовы -Стурзовки, Петруни, Дану, Кеменкуц и др.19 При этом исследователь отмечает, что речь их довольно своеобразна и немного отлична от речи украинцев Северной Молдовы. Для подтверждения своих выводов К.Ф. Попович приводит слова Е. Кожухарь из статьи «Языковые особенности фольклора села Стурзовка»20: «Более века изоляция от материнской культуры и языка и его диалектов, активное контактирование с русским языком нашло отражение в местном говоре и в то же время стало фактором своеобразного языкового консерватизма, который проявляется в сохранении древних, архаичных для современного литературного украинского языка элементов». Далее автор обращается к аграрному народному календарю и его обрядности. Отмечается, что его цикл состоит из четырех этапов (зимнего, весеннего, летнего и осеннего). Начинается аграрный календарь зимой и включает все те обычаи и песни, которые сложились на протяжении многих веков. Указано, что в Молдове украинские аграрные обычаи переплетались с молдавскими. Они взаимно обогатили друг друга. Для примера взят молдавский новогодний обряд «Плугушорул» и соответствующая ему украинская песня «Плужок». Речь идет о хождении с плугом и «быком». Этот обычай отражает древние традиции, связанные с магическим ритуалом, имитирующим настоящий процесс сельскохозяйственного цикла - посева и орошения ржи и пшеницы. Тексты записаны в различных вариантах, представляющих определенный регион (города Сороки и Хотин). Песни и присказки записаны в селе Подворное Новоселицкого района Буковины и в селе Медвежья Единецкого района Молдовы. Известно, что оба они входили в начале ХХ в. в Хотинский уезд Бессарабии. С «бугаем» ходили как в украинских селах северной части Бессарабии, так и в молдавских селах Северной Молдовы. «Хождение с быком» имело место в календарной обрядности обоих этносов. Вместе со всеми сегментами этот обряд указывает на то, что он берет свое начало еще с древних времен. Наблюдается описанная в сказочной форме идеализация крестьян. Стремление к богатой жизни, хотя и в мечтах, порождало определенные гиперболизированные картины. Подобное мы встречаем в щедривках и колядках обоих народов. Наиболее древними колядками следует считать те, в которых прослеживается культ солнца и огня. Правда, исследователь сравнивает его с культом греков (Зевса) и римлян (Юпитера), как это отмечалось в научной литературе ХХ в. Современная украинская наука все более склонна видеть свои корни в культе солнца и огня, а греки и римляне только переняли его у славян. В исследовании календарной обрядности Буковины и Молдовы использован материал из села Данкауцы, что на Сокирянщине (собрал его священник В. Завойчинский), и села Стурзовка (П. Борончук, В. Куцулима)21. Сравнивая буковинские и молдавские колядки, исследователь указывает, что упомянутые материалы В. Куцулимы свидетельствуют, что украинские колядки стурзовчан больше связаны с религиозными верованиями, в то время как молдавские в большинстве своем - аг-рарно-светские. Отдельный раздел посвятил К.Ф. Попович украинским народным песням Северной Молдовы. В разделе «Календарно-обрядная поэзия» представлены колядки «Добрий веч1р вам, пане господар», «На тш гор1 золоти», «Йа у недтю ус! дзвони дзвонили», щедривки «Як в лкку, в л1ску, на жовт1м тску», маланочные песни «Маланка», «Вставай, Маланко, бо заспала», «Помагай Б1г, газда», «Йа в петр1вочку й маленька ночка», «Пане Господарю, вставай рано», «Ой на вод1, на Йордаш» и др., записанные в селах Дану, Николаевка, Петруня. Материал о календарной обрядности «Из истории бессарабских украинцев» вошел также в V том «Очерков украинского фольклора и художественной литературы Молдовы», изданных в 2008 году в Кишиневе22. В условиях глобализации, распространения «массовой культуры», трансформации народного календаря особенно актуально сохранение традиционной календарной обрядности, поскольку именно обычаи и обряды являются свидетелями прошлого. Календарные праздники населения Буковины имеют дохристианскую основу. Сквозь призму традиционных календарных праздников прослеживаются почитание предков, воспитание уважения и любви к родственникам, соседям и вообще ко всем людям, особое внимание к основным и вспомогательнымх хозяйственным занятиям - земледелию, скотоводству, пчеловодству, религиозно-ритуальной символике солнца, огня, воды. Календарные праздники сопровождались песнями, пожеланиями, угощениями, народно-театральными сценками и развлечениями. Обязательными составляющими календарной обрядности украинцев и молдаван на Буковине были почитание предков, ритуальные обходы, развлечения, песни и пр. Она отобразила основные стремления человека - желание обеспечить богатый урожай и плодовитость скота, отвести зло, предвидеть будущее и позитивно влиять на него. Праздники и обряды были теми рычагами, которыми удовлетворялись духовные и эстетические потребности, в них проявлялись верования людей, их чувства. Таким образом, русскими, молдавскими и украинскими этнографами собран и исследован значительный материал о календарной обрядности населения северной части Молдовы и Буковины.

Ключевые слова

fall, spring, summer, folk, winter, festival, ritual, calendar, осень, лето, весна, зима, народ, праздник, обряд, календарь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кожолянко Александр ГеоргиевичЧерновицкий национальный университет им. Юрия Федьковичакандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, античной и средневековой историиg_kogolianko@ukr.net
Всего: 1

Ссылки

Kaindl R.F. Der Festkalender der Rusnaken und Huzulen. S. 123
Курочкін О. Дохристиянська основа святкового календаря українців Кар- патського регіону за матеріалами Р.Ф. Кайндля // Р.Ф. Кайндль і українська істо рична наука. Ч. 1. Чернівці-Вижниця: Черемош, 2004. С. 127
Kaindl R.F. Die Huzulen. Wien, 1894. S. 97
Kaindl R.F. Wetterzauberei bei den Ruthenen und Huzulen. Czernowitz, 1894. S. 23
Лукьянец О.С. Русские исследователи и молдавская этнографическая наука в ХІХ - начале ХХ в. Кишинев: Штиинца, 1986. С. 17
Защук А. Бессарабская область: материалы для географии и статисти- ки России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб., 1862. С. 450, 462-463, 484-494
Нариси українського фольклору та художньої літератури Молдови. Кишинів, 2007. С. 24-25
Constantin Popovici. Scrieri alese (In 15 vol.). Vol. V. Chişinău, 2008. 592 с
Співає Стурзовка. Збірка українського та молдавського фольклору с. Стурзовка Глодянського району Молдови. Кишинів, 1995. С. 25
Попович К. Із історії бессарабських українців. Віночок українських фольклорних заспівів Північної Молдови; Constantin Popovici. Scrieri alese (In 15 volume). Vol. V. Chişinău, 2008. С. 89-190
Российский этнографический музей. Ф. Вовк. Колекция № 1121; фо- тотека № 6545
Черновицкий областной краеведческий музей (ЧКМ). 32834 - ІІІ - 20789, 16462 - ІІІ - 11765, 12099 - ІІІ - 4515, 14700 - ІІІ - 11270, 12991 - ІІІ - 9293, 43118 - ІІІ - 28191, 40518 - ІІІ - 26257
Черновицкий областной музей народной архитектуры (ЧОМНАП). Фонд НФ: 01-03-08, 01-03-10, 01-03-55
Центральный научный архив Академии наук Молдовы (ЦНА АНМ). Ф. 19. Матералы научных экспедиций, проведенных в период 1946- 1985 гг. на територии Молдавской и Украинской ССР. Д. 81-86, 99-106, 238- 240, 248-274, 356
Матеевич А. Очерк молдавских религиозно-бытовых традиций // Кишиневские епархиальные ведомости, 1912. № 12-13. С. 336-347; № 22- 23. С. 746-756
Матеевич А. Новый год у молдован // Кишиневские епархиальные ведомости, 1915. № 47. С. 1325-1346
Бутович В. Материалы для этнографической карты Бессарабской губернии. Киев: Типография Х.Ю. Бурштейна, 1916. 59 с
Матеевич А. Молдавские празднования от Пасхи до Пятидесятницы // Кишиневские епархиальные ведомости, 1913. № 16-17. С. 779-818; № 18. С. 854-869; № 20. С. 938-955
Kaindl R.F. Der Festkalender der Rusnaken und Huzulen // Mitteilungen der Geographischen Gesellschaft in Wien. 1896. Heft VI-VII. S. 124-148
Kaindl R.F. Ethnographische Streifzuge in der Ostkarpaten. Beitrage zur Hausbauforschung in Oesterreich. Separatdruk aus Band XXVIII der Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft. Wien, 1898. S. 241
 Календарная обрядность в Молдове и Буковине | Русин. 2014. № 2 (36). DOI: 10.17223/18572685/36/13

Календарная обрядность в Молдове и Буковине | Русин. 2014. № 2 (36). DOI: 10.17223/18572685/36/13