К спорам о времени возникновения Молдавского княжества | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/4

К спорам о времени возникновения Молдавского княжества

В статье устанавливается, что описанные в древнерусском «Сказании вкратце о молдавских господарях» события происходили в первой половине XIV в. , в правление двух венгерских королей Анжуйской династии - Карла Роберта и Людовика. Оба они фигурируют под именем Владислав в силу сложившейся в средневековой Венгрии традиции использовать образ св. Владислава как универсальный сакральный символ королевской власти. Описанная в первой части «Сказания...» победа над татарами может быть связана с реальными событиями 1324 г. - подавлением поддержанного татарами восстания трансильванских саксов, за которым последовало переселение православных валахов из Мунтении в Марамарош. Переселение валахов воеводы Драгоша на молдавские земли могло произойти не ранее конца 1340-х гг. и было обусловлено вытеснением татар из Восточного Прикарпатья вследствие крупной победы над ними войска венгров и секеев под предводительством Андрея Лакфи в 1345 г.

For disputes about the time occurrence of Moldovan Duchy.pdf Основным источником по истории возникновения Молдавского княжества до настоящего времени остается древнерусское «Сказание вкратце о молдавских господарях», повествующее о переселении православных валахов на новые земли к востоку от Карпат, произошедшем в правление венгерского короля Владислава. Историки давно ведут споры по поводу отождествления этого короля, победителя татар и тайного приверженца православия. Ответ на этот вопрос имеет важнейшее значение для истории Молдавии, так как позволяет определить время прихода предков молдаван на берега реки Молдовы и, следовательно, время возникновения Молдавского государства. Легенда о начале Молдавской земли В заключительной тринадцатой главе своеобразного введения к Воскресенской летописи помещен текст так называемой СлавяноМолдавской летописи 1359-1504 гг., большую часть которой составляет «Сказание вкратце о молдавскых господарехъ отколе начася Молдовская земля в лето 6867»1. Текст памятника ныне известен по одиннадцати спискам XVI-XVIII вв., семь из которых - списки Воскресенской летописи, еще три - в сборниках смешанного содержания и один - в Патриаршем списке Никоновской летописи2. Памятник содержит легендарный рассказ о пришедших из Венеции Романе и Влахате, двух братьях - прародителях молдавского народа. Спасаясь от гонений еретиков, они пришли в место, называемое Старый Рим, и основали здесь город Роман. Род их сохранил верность древнему православию после того, как папа Формос принял латинство, а его последователи основали Новый Рим. Между потомками Романа - «романовцами» и латинянами началась «великая брань», продолжавшаяся до времени правления венгерского короля Владислава, племянника Саввы Сербского, тайно хранившего верность православию, хотя внешне соблюдавшего «латинский закон». В годы правления Владислава на Венгрию напали татары. Из своих кочевий на реках Прут и Молдава через горы они под предводительством князя Неймета прошли венгерскую землю Эрдель (Трансильванию) и встали на реке Мореш3. Венгерский король позвал на помощь римлян - «новых» (т. е. латинян), обратившись к кесарю и папе, и «старых» (т. е. православных «романовцев»). Новые римляне прислали Владиславу тайную грамоту, предлагая поставить православных «старых римлян» в первые ряды войска, чтобы все они погибли в битве с татарами, а тех, кто уцелеет, задержать в Венгрии, пока «новые римляне» не захватят их город и не обратят в латинство оставшихся там без защиты женщин и детей. Вскоре на реке Тиса произошла «битва великая» короля Владислава с татарами князя Неймета. «Старые римляне» первыми пошли на татар и вместе с венграми одержали полную победу над ними. «Жалуя и милуя» «старых римлян» за их храбрость, Владислав позвал их к себе на службу и показал тайную грамоту «новых римлян». Не поверив этой грамоте, «старые римляне» отпросились у короля проведать свой город и, увидев, что Старый Рим разорен, а их жены и дети обращены в латинство, стали просить Владислава дать им для проживания новые земли и сохранить их старую греческую веру. Король охотно выполнил просьбу и дал им землю в Маромаруше4 между реками Морешем и Тисой, называемую Крижи (вар. Крижетур). Здесь и поселились «старые римляне», взяв в жены венгерских женщин и обратив их в православие. Среди «романовцев» был мудрый и мужественный человек по имени Драгош. Однажды во время охоты, преследуя тура, он перешел горы и нашел за ними прекрасную пустующую землю на краю татарских кочевий. Отпросившись у короля Владислава, Драгош вместе с дружиной, женщинами и детьми перешел Карпаты и поселился на новой земле по реке Молдаве. Соплеменники выбрали его своим господарем и воеводой. И так по Божией воле началась Молдавская земля. Драгош правил два года, затем четыре года воеводствовал его сын Сас, после - сын Саса Лацко - восемь лет, а затем шесть лет -воевода Богдан. Далее следует перечень имен других молдавских правителей с указанием числа лет правления. Летопись заканчивается кратким сообщением о смерти господаря Стефана III Великого в июле 7010 г. (вар. - 7017; в действительности Стефан умер 2 июля 1504 г., т. е. в 7012-м) и переходе власти к его сыну Богдану. Все известные ныне списки Славяно-Молдавской летописи 1359 -1504 гг. находятся в рукописных собраниях Российской Федерации - Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее ранние из них датируются второй половиной XVI в. Первые публикации памятника также были сделаны в России - в 1793 и 1856 гг.5 О времени составления «Сказания...» и включения его в Воскресенскую летопись Систематическое изучение Славяно-Молдавской летописи (или Молдавско-Русской хроники) начинается во второй половине XIX в.6 Ряд специальных работ посвятили этому памятнику видные румынские историки и филологи Богдан Петричейку Хашдеу (1836-1907), Димитрие Ончул (1856-1923) и Ион Богдан (1864-1919). Хашдеу полагал, что летопись была написана в Москве в начале XVI в. кем-то из молдавских бояр (Янку, Синку и Герасим), приехавших вместе с дочерью Стефана III Великого Еленой7. Ончул и Богдан пришли к выводу, что хроника первоначально составлена в Молдавии и в готовом виде доставлена в Москву еще в период подготовки династического брака сына великого князя Ивана III Ивана Молодого, заключенного в 1483 г.8 Собственно говоря, при Иване III в Москву могла быть доставлена только первая часть летописи - «Сказание вкратце о молдавских господарях 1359 г.» (или подобное ему произведение). По мнению И. Богдана, автора специального исследования «Древние молдавские хроники до Уреке» (1891 г.), в окончательном виде летопись, доведенная до смерти Стефана III и вступления на престол его сына Богдана III Слепого в 1504 г., была составлена при дворе последнего на славянском (среднеболгарском) языке между 1504 и 1508 гг., затем, очевидно, вновь доставлена в Москву, переведена на русский язык и включена в состав Воскресенской летописи9. Этот вывод в разное время поддержали Илие Минь (1883-1943)10, Георге Брэтиану (1898-1953)11, Петре Панаитеску (1900-1967) и др.12 Впрочем, Панаитеску, переиздавший со своими дополнениями и примечаниями труд Богдана, отодвигал время написания летописи и, соответственно, доставки ее в Москву на более позднее время -первую половину XVI в.13 В новейшей румынской историографии утвердилось мнение, что анонимная Молдавско-Русская хроника была написана в начале XVI в. при дворе господаря Богдана III, возможно, под руководством митрополита Феоктиста II, и уже после этого в готовом виде была доставлена в Москву и переведена на русский язык14. По мнению Овидиу Печичана, первая часть «Сказания...» - «Деяния Романа и Влахаты» (Gesta lui Roman si Vlahata) - была написана задолго до остальных частей летописи - между 1390 и 1410 гг. Ее автором мог быть неизвестный по имени инок монастыря Св. Михаила Архангела в Пери (ныне - деревня Сэпынца (Sapan^a) в жудеце Марамуреш Румынии). Несколько столетий этот монастырь являлся главным центром Марамурешской православной епархии15, здесь создавались и переписывались славянские книги и, возможно, велось летописание16. Основанный, вероятно, еще самим Драгошем, Михаило-Архангель-ский монастырь достиг процветания при его внуках, сыновьях Саса, - Балке (умер ок. 1404 г.) и Драге (умер в 1400 г.). Пользуясь ослаблением центральной власти в Венгерском королевстве, братья стали князьями в Марамароше и распространили свою власть на соседние комитаты Угоча (Ugocea), Сатмар (Satmar) и земли секеев. 13 августа 1391 г. Драг, прибывший со своим войском в осажденный турками Константинополь, добился от патриарха Антония IV предоставления ставропигиального статуса монастырю в Пери, а также права покровительства над Галицкой церковью17. В это время, вероятнее всего, и могла быть записана легенда о предках Драгошевичей - Романе и Влахате. Уже в конце XIV в. могущество династии начинает слабеть: многие захваченные братьями Драгошевичами земли возвращаются законным владельцам18. С версией молдавского происхождения «Сказания...» не согласился А.И. Яцимирский (1873-1925), полагая, что первая часть памятника, где говорится о победе короля Владислава над татарами, была составлена в Москве на основе русских книжных источников, в частности «Повести о убиении Батыя», где также говорится о победе над татарами венгерского короля Владислава, тайно принявшего православие от Саввы Сербского. Сказание могло быть написано Пахомием Сербом, побывавшим в Молдавии по пути из Сербии в Москву и услышавшим там легенду о римском происхождении волохов и их переселении на новые земли с разрешения короля Владислава после победы над татарами19. Версию Яцимирского о московском происхождении «Сказания вкратце о молдавских государях», принятую некоторыми исследователями20, подверг основательной критике Александру Болдур (18861982). Исследователь указал на многочисленные следы среднебол-гарского языка в тексте «Сказания...» и другие приметы, выдающие работу московского переводчика (ср.-болг. «планины» с пояснением: «сии рече горы»; молд. «Молдова» и «Молдовская земля», «Александ-релъ» (уменьшительное от Александр, «Александр Молодой») и др.)21. По мнению Болдура, московский компилятор имел на руках весь текст Славяно-Молдавской летописи, читающийся ныне в Воскресенской летописи, за исключением последних десяти строк, дописанных уже в Москве и содержащих очень краткие и подчас ошибочные сведения о событиях после 1480 г. - до смерти Стефана III и вступления на молдавский престол его сына Богдана III. Летопись была составлена в Сучаве при дворе Стефана и около 1480 г. доставлена в Москву, т. е. еще во время переговоров о браке Елены Стефановны с Иваном Ивановичем Молодым. Xроника должна была использоваться для усиления влияния Елены Волошанки при московском дворе: ссылаясь на нее, Елена противопоставляла своих древних предков, вышедших из самого Рима и сохранивших верность православию, «испроказившимся» греческим предкам Софьи Палеолог22. Некоторое уточнение концепции Болдура, в целом с ней соглашаясь, предложил А.А. Зимин (1920-1980). Историк полагал, что Славяно-Молдавскую летопись мог привезти в Москву в 1485 г. вместе со знаменитой «Повестью о Дракуле» дьяк Федор Курицын, посетивший на обратном пути из Венгрии молдавского господаря Стефана III23. Нам представляется, что та часть Славяно-Молдавской летописи, которая содержит «Сказание вкратце о молдавских господарях», скорее всего, была написана в Молдавии. Помимо языковых особенностей памятника, об этом свидетельствует широкое распространение в других молдавских летописях XV-XVI вв. сюжета о Драгоше, приведшем свой народ на новые земли, найденные им после долгого преследования дикого зверя (тура или зубра) на охоте24. Определенные параллели с молдавскими летописями находит и история происхождения молдавского народа и победы над татарами при короле Владиславе, описанная в первой части «Сказания...». Мы имеем в виду известия, помещенные в «Летописи государства Молдавии» Григоре Уреке (ок. 1590-1647) одним из его продолжателей и интерполяторов Симеоном Даскэлом. Правда, в передаче Даскэла отсутствует разделение на «старых» и «новых римлян», а также связанная с ним религиозная борьба. Зато налицо другие характерные детали: помощь Рима венгерскому королю; борьба с татарами и победа над ними; переход римлян на венгерскую службу и их поселение в Марамароше и, наконец, переселение последних на новые земли в Молдавии25. Ясно, что перед нами очень близкая к «Сказанию...» версия происхождения и расселения молдаван, но, вместе с тем, содержащая весьма существенное отличие - нелицеприятный факт происхождения их предков не от благородных римлян, а от римских разбойников и тюремных сидельцев. Именно разбойников и других преступников, выпущенных из тюрем, направили римляне в помощь венгерскому королю. По-видимому, такая версия могла происходить не из молдавского, а из венгерского источника, представлявшего альтернативную картину истории Молдавии. Об этом же свидетельствует и ссылка Симеона Даскэла на некую «венгерскую летопись», сведениями которой он воспользовался. Остается открытым вопрос о времени и обстоятельствах появления Славяно-Молдавской летописи в Москве. Если она попала в русскую столицу в связи с бракосочетанием Ивана Молодого и Елены Волошанки, то неясно, почему ее содержание никак не отразилось в русском летописании и других памятниках письменности конца XV - первой половины XVI в. Если же молдавская хроника попала в Москву после 1504 г. или незадолго до составления окончательной (третьей) редакции Воскресенской летописи (составлена между 19 марта 1542 и 8 октября 1544 г.26), в которой она ныне читается, то что могло послужить поводом для этого, и зачем понадобился перевод хроники на русский язык? Истоки легенды Со времени публикации известной работы Б.П. Xашдеу о легендарном правителе Валахии Негру Водэ стало очевидным, что «Сказание вкратце о молдавских господарях» ведет повествование о происхождении молдаван не с незапамятных античных времен, как считалось ранее, а от вполне реальных исторических событий, происходивших в XIII в. Легенда о переселении предков румын и молдаван из Венеции могла зародиться в Олтении (Малой Валахии) после того, как в первой половине XIII в. здесь в Недейе, а затем и в других местах на территории современных жудецев Долж и Горж поселились венецианцы. Обнаружив близкое сходство своей речи с разговорным языком венецианцев, олтяне убедились в своем родстве с ними. Это открытие и породило мнение о приходе румын из Венеции27. Согласно Xашдеу, находит историческое объяснение и существование двух ветвей валахов - католической в Долже и православной в Романаце. В правление венгерского короля Владислава (Ласло) IV Куна в Олтянском воеводстве (наиболее сильном румынском воеводстве королевства) известны католический воевода Михаил Летин из Недейи и православный воевода Дан из Романаца. С началом правления Михаила усилилась напряженность в отношениях между католиками и православными. Среди последних самыми ревностными были жители Романаца (историческая территория Романаца (Romana^i) ныне входит в жудец Олт). «Новыми римлянами» «Сказания...» историк считал «летинов» из Недейи (Новый Рим), а православных «старых римлян» идентифицировал с жителями Романаца, на территории которого располагался античный город Ромула (Старый Рим)28. Согласно новейшим данным, город Ромула (Romula Malva), основанный на месте дакийского поселения Мальва, во II-III вв. н. э. был одним из двенадцати городов провинции Римская Дакия (после 158 г. Ромула - столица диоцеза Южная (или Мальвийская) Дакия; в настоящее время - деревня Решка в районе Добрословень жудеца Олт29. Выводы Хашдеу нашли некоторую поддержку в ходе дальнейших исследований30. Вместе с тем, новейшие румынские историки ставят под сомнение существование в Олтении XIII в. сколько-нибудь значительных противоречий в отношениях православного и католического населения, ссылаясь на отсутствие надежных исторических данных на этот счет. В частности, прозвище воеводы Михаила «Летин» может указывать не только на конфессиональную, но и на этническую принадлежность: так могли называть выходца из Литвы. Впрочем, земли Малой Валахии (Олтении) в большей степени могли испытывать католическое влияние, чем расположенные на восток от нее земли Великой Валахии (Мунтении)31. Иная ситуация складывалась на территории комитата Марамарош - северо-восточной окраины Венгерского королевства, которая долгое время оставалась малонаселенной. Венгерские короли и знать различными способами пытались колонизировать необжитые районы Марамароша так же, как и другие приграничные регионы, в том числе путем привлечения иностранных поселенцев. После монголо-татарского нашествия 1241-1242 гг., когда половина Венгерской равнины практически обезлюдела, эта тенденция колонизации распространилась по всей стране. Начиная со времени правления Владислава IV, валахи стали селиться в Венгрии в большом количестве, а в XIV в. их приток усилился. Валахи группами переселялись в Венгрию с Балкан, привлекаемые налоговыми льготами и наличием свободных земель. Однако основной поток валашской колонизации происходил не с территории Олтении и Мунтении, а из так называемой Великой Влахии (ныне в Центральной Македонии), находившейся под церковной юрисдикцией православной Вранской епархии, поэтому выходцы оттуда в основном исповедовали православие. Первые валашские поселенцы должны были появиться в Марамароше в конце XIII в., а первые письменные свидетельства о колонизационной деятельности валашских князей могут быть датированы 1326 г.32 О том, что истоки легенды о происхождении молдаван следует искать в первой половине XIII в., могут свидетельствовать имена легендарных прародителей народа Романа и Влахаты, названные в «Сказании...». В 1247 г. посол Римского папы Иннокентия IV в Монголию Джо-ванни дель Плано Карпини,покидая пределы половецких степей, на обратном пути в Западную Европу повстречал двух князей, направлявшихся на восток: «При выезде из Комании мы нашли князя Романа, который въезжал в землю татар, и его товарищей и живущего поныне князя Алогу ^ЬЬа) и его товарищей». Далее Карпини делает еще одно важное замечание: «С нами из Комании выехал также посол князя Черниговского и долго ехал с нами по Руссии. И все это русские князья»33. Приведенное известие давно замечено исследователями, у которых в целом не вызывает сомнений, что имя Aloho/Олоха, вероятнее всего, могло быть производным от этнонима волох/валах, а отнесение Романа и Олохи к числу русских князей должно означать не столько этническую, сколько конфессиональную принадлежность - к православным христианам. Все это, несомненно, позволяет соотнести князей Романа и Олоху, упоминаемых Карпини в числе свидетелей его путешествия на Восток, с Романом и Влахатой - персонажами «Сказания вкратце о молдавских господарях»34. Можно привести еще одно упоминание о валашском правителе с именем, созвучным имени Роман, встречающееся в источниках первой половины XIII в. В одном из вариантов составленной около 1215-1220 гг. пространной записи «Песни о Нибелунгах» упоминается некий валашский герцог Рамунг (Romunc): «Примчался в Тульн с дружиной из семисот бойцов // Валашский герцог Рамунг, храбрец из храбрецов»35. Исследователи в целом не сомневаются в исторической реальности воеводы Драгоша, переселившего предков молдаван на новую родину, несмотря на явные мифологические черты рассказа о вожде-герое, открывающем во время охоты новые земли для своего народа. Иногда Драгоша идентифицируют с упоминающимися в исторических документах Драгошем из Бедё (Bedo, Bedeu) или Драгошем, сыном Дьюлы (filius Giula). Впрочем, эти отождествления остаются спорными36. По-разному историками определяется и время прихода Драгоша в Молдавию, предложенные ими датировки располагаются в весьма широком хронологическом диапазоне - от второй половины XIII до середины XIV в.37 Если строго следовать хронологическим указаниям «Сказания вкратце о молдавских господарях», Драгош вместе с соплеменниками пришел в Молдавию и установил свою власть путем колонизации новых земель в 1359 г., после чего он правил здесь от лица венгерского короля в течение двух лет. 6867 (1359) г. в качестве даты прихода Драгоша приводят и другие молдавские летописи XV-XVI вв.38 Исключение составляет только написанная в 1566 г. на польском языке так называемая Молдавско-Польская летопись 1352 - 1564 гг., датирующая приход Драгоша 6860 (1352) г.39 Тем не менее именно 1352-1353 гг. признаются большинством исследователей как наиболее вероятное время правления Драгоша, поскольку такая датировка лучше согласуется с известными по другим источникам датами последующих событий, прежде всего, началом правления воеводы Богдана I и его борьбы за свержение венгерского суверенитета (1359 г.)40. Однако, опираясь на более широкий комплекс известий, относящихся к борьбе венгерского и польского королей за освобождение земель к востоку от Карпат от власти татар, а также учитывая счет лет правления потомков Драгоша, приведенный в «Сказании...», наиболее вероятным временем образования «марки Драгоша» можно считать период между 1345 и 1349 гг.41 Владислав IV Кун или Людовик I Анжуйский Вошедший в «Сказание вкратце о молдавских господарях» рассказ о переселении православных «романовцев» на новую родину после их победы над татарами в составе войска венгерского короля Владислава содержит противоречие, не позволяющее напрямую соотнести этот рассказ с историческими событиями середины XIV в. В описываемое время в Венгрии правил король Людовик (Лайош) I (1342-1382), и среди представителей Анжуйской династии вообще не было правителей с именем Владислав. Споры по поводу отождествления короля Владислава, победителя татар и покровителя православных валахов, позволившего им переселиться на новые земли, ведутся давно. Выяснение этого вопроса имеет принципиальное значение для истории Молдавии, так как позволяет определить время переселения предков молдаван из Ма-рамароша на берега реки Молдовы и, следовательно, дату основания Молдавского государства. Первым специальным исследованием по этому вопросу стала статья выдающегося румынского историка, впоследствии президента Румынской академии Димитрие Ончула «Драгош и Богдан - основатели Молдавского княжества» (1884 г.). Проанализировав все версии легенды, Ончул сделал вывод, что Владислав «Сказания...» не мог быть венгерским королем Владиславом (Ласло) IV Куном (1272-1290), никогда не побеждавшим татар, а, наоборот, потерпевшим от них тяжелое поражение. Кроме того, во второй половине XIII в. Марамарош еще не был заселен валахами. Описанные в Сказании события могли произойти только при короле Людовике I Анжуйском. Ончул ссылается на сообщения придворного летописца Людовика Яноша из Тырнова (Ioan de Tarnove) о частых набегах татар на Эрдель (Трансильвания) и земли секеев, а также об ответном походе венгерской армии под командованием Андрея Лакфи, закончившемся разгромом татар, возглавляемых неким Атламышем42. Ончул делает вывод, что венгерский король Владислав может быть отождествлен с трансильванским воеводой Андреем Лакфи43. Уже в 1885 г. другой классик румынской историографии Александру Ксенопол (1847-1920) оспорил выводы Ончула, считая, что в легенде речь идет о Ласло IV Куне. Между историками развернулась жаркая полемика. Ончул признал вывод Ксенопола ошибочным, уточнив, что Владислав в «Сказании...» - это отец трансильванского воеводы Андрея Лакфи или буквально Лацкфи (Lackfi), т. е. сына Ла(т)цка (Латцко = Владислав)44. В наиболее развернутом виде аргументы Ксенопола представлены во втором томе его неоднократно переизданной «Истории румын Траянской Дакии», где анализу «Сказания...» посвящен специальный раздел. В защиту своей позиции историк приводит грамоту Ласло Куна, датированную 1288 г., в которой король упоминает об экспедиции, предпринятой им вместе с множеством баронов и вельмож его королевства для преследования половцев, тайно бежавших из страны. По следам беглецов участники экспедиции прошли «через горы», граничащие с владениями татар, в земли, «куда не ступал ни один из предшественников короля»45. Ксенопол полагал, что именно этот поход Ласло IV через Карпаты против половцев и победа над ними в несколько измененном виде могли отразиться в «Сказании...», где половцы превратились в татар46. Как отмечал в 1986 г. Николае Стоическу, спор между Ончулом и Ксенополом разделил последующих румынских историков на два лагеря - сторонников одной или другой точки зрения47. Этот спор, в котором также участвуют молдавские исследователи, продолжается и в настоящее время. Первые попытки приурочить рассказ о переселении молдаван на новую родину ко времени правления венгерского короля Ласло IV были сделаны еще молдавскими летописцами. К примеру, легендарного Владислава с Ласло Куном отождествил Мирон Костин (1633-1691), синхронизировав тем самым два разных события - основание Молдавского княжества Драгошем и возникновение первого румынского княжества Негру Водэ в Мунтении48. Имя Владислава в качестве главного хронологического ориентира в легенде о Драгоше и переселении молдаван воспринимал Август Людвиг Шлёцер (1735-1809), также отождествлявший этого короля с Ласло IV, поскольку последний не только состоял в родстве с Саввой Сербским (племянник Саввы Стефан Драгутин был женат на сестре Ласло), но и подозревался в ереси католической церковью49. Среди новейших историков наиболее последовательно и широко отождествление короля Владислава с Ласло Куном аргументируют Павел Параска и Овидиу Печичан. Исследователи устанавливают, что конфликт Ласло IV с половцами возник вследствие исполнения королем требований папского легата Филиппа, епископа Фермо, касавшихся искоренения в Венгрии ересей, язычества и восточной схизмы. В 1279 г. под давлением этого легата Ласло предписал половцам, в большом количестве переселившимся в Венгрию еще накануне нашествия Батыя, перейти к оседлой жизни, строго следовать католическому обряду и поселиться на новых назначенных королем местах, в частности в Кришане, на реках Тиса, Криш, Муреш, Тимиш и в районе города Тыргу-Муреш (ныне административный центр жудеца Муреш). Примечательно, что часть этих гидронимов (Тиса, Муреш, Криш) упоминаются в летописном рассказе о победе Владислава над татарами50. В ответ на репрессии в 1282 г. венгерские половцы подняли восстание. После поражения, нанесенного им королевскими войсками в битве на Тисе при впадении в нее Муреша (еще одно совпадение с рассказом Славяно-Молдавской летописи о победе Владислава над татарами) часть половцев ушла на восток «за горы». Возможно, именно эти беглые половцы спровоцировали новое нашествие татар в 1285 г., в котором сами приняли участие51. По мнению Параски, автором Славяно-Молдавской летописи поход против половцев был перенесен на поход против татар, поскольку половцы, боровшиеся за сохранение автономии, как считали уже некоторые средневековые хронисты, бежали к татарам52. Чтобы вернуть беглецов, Ласло IV со своими баронами в 1288 г. организовал экспедицию, в ходе которой венгерские войска достигли территории Молдавии53. Тудор Сэлэгян обратил внимание, что в рассказе Симеона Даскэ-ла, продолжателя и интерполятора Григоре Уреке, есть сообщение (со ссылкой на древние венгерские хроники), что король Владислав начал сражение с татарами перед Рождеством, а освободил от них Молдавию и вернулся в свою столицу на Масленицу54. И хотя Симеон Даскэл не указывает точных дат, его описание более соответствует хронологии татарского нашествия 1285 г.: король Владислав (Ласло IV) начал войну с татарами 25 января, а завершил боевые действия на Пасху (25 марта)55. Впрочем, сам Сэлэгян приходит к выводу, что в Славяно-Молдавской летописи все же речь идет о победе над татарами, произошедшей в середине XIV в.56 Рассмотрим теперь главные аргументы в пользу такого решения. Победа Андрея Лакфи над татарами в 1345 г. В 1340-1350-х гг. в результате серии успешных военных кампаний польского и венгерского королей татары были вытеснены с территории Восточного Прикарпатья и Приднестровья. Опираясь на союз с Венгрией, польский король Казимир III (1333-1370) к 1349 г. смог присоединить к своим владениям Галицкую землю, правители которой ранее признавали зависимость от Золотой Орды57. В 1343 г. венгерский король Людовик I также начал наступление против татар, но первые столкновения с ними оказались неудачными. Тогда король назначил Андрея Лакфи, ишпана секеев и будущего воеводу Трансильвании, командовать венгерской армией, состоявшей преимущественно из секеев, пересекшей Карпаты и вступившей в татарские владения в начале 1345 г.58 Об этом походе сообщают два современных венгерских источника. Первое сообщение содержится в шестой части «Жития и деяний Людовика, короля Венгрии» («De vita et gestis Ludovici regis Hungariae») упомянутого выше архидиакона Яноша из Тырнова, придворного летописца Людовика I, именуемого также Яношем из Кюкюллё (Kukullo - ныне Тырнэвени, жудец Муреш, Румыния). Указанное известие, как и весь труд Яноша из Тырнова, дошел до нас в составе так называемой Дубницкой хроники (Chronicon Dubnicensis), составленной в Варадине в 1470-х гг. путем сведения текстов более ранних источников. Свое нынешнее название хроника получила по единственному сохранившемуся списку, происходящему из Дубницы (ныне в Словакии). Рассказ Яноша из Тырнова воспроизведен также в Будайской хронике и Xронике Яноша Туроци59. Второе сообщение - содержащий ряд дополнительных подробностей рассказ о битве венгров и секеев с татарами анонимного монаха-минорита, возможно, непосредственного очевидца событий. По некоторым данным, этим анонимным автором мог быть Янош из Эгера, также близкий ко двору Людовика I. Составленная им хроника охватывала период с 1345 по 1355 г. и также дошла до нас в составе Дубницкой хроники60. В «Житии и деяниях Людовика» Яноша из Тырнова читаем: «В то время, когда свирепый народ тартар часто нападал на Венгерское королевство, на земли Трансильвании и [земли] секеев, король послал против тартар усердного и воинственного мужа Андрея, сына Лацка (Andream filium Lachk), трансильванского воеводу, вместе с народом секеев, знатью и сильными воинами, чье большое войско вторглось в землю, где они (татары. - А.М.) обитали, и, сойдясь с ними на поле битвы, победило их вместе с их князем по имени Атламош, и этот князь был обезглавлен, и множество знамен (banderia) и пленных тартар было передано его королевскому величеству в Вышеград. После этого секеи стали часто нападать на тартар и с большой добычей возвращаться домой. А те тартары, кто уцелел, бежали в далекие приморские области к другим тартарам»61. Из сообщения анонимного минорита узнаем точную дату победы над татарами и ряд других подробностей: «В 1345 году [от Рождества] Господа, спустя три года после коронации короля Людовика, в праздник Очищения Пресвятой Девы Марии секеи с немногими венграми, оказавшимися среди них, с помощью Божией выступили против тартар и предали мечу бесчисленное множество тартар в земле их. И там очень сильный их князь по имени Отламус, второй после хана, женатый на сестре самого хана, был взят живым, а после обезглавлен; за его выкуп были обещаны огромные деньги. Но венгры отказались, заботясь о будущем; они также принесли домой их (татар. - А.М.) флаги, множество пленных и очень большую добычу, прежде всего, золото и серебро, ценные вещи, а также драгоценные камни и дорогие одежды, сражение между ними продолжалось три дня беспрерывно»62. Итак, согласно анонимному минориту, решающая битва с татарами состоялась на праздник Очищения Пресвятой Девы Марии (circa festum Purifications Beate Virginis Marie). В римско-католической церкви этот праздник посвящен воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. В православной традиции праздник именуется Сретением - в память о встрече в иерусалимском храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Праздник отмечается 2 февраля. Победоносный поход венгров и секеев под предводительством Андрея Лакфи против татар упоминается также в нескольких грамотах Людовика I. 29 апреля 1357 г. король пожаловал трансильванскому вице-воеводе Доминику Мачке и его брату Иванке поместье Красно в комитате Тренчен за прежние заслуги, среди которых особо выделяется (specialiter) участие вместе «со своим господином, достойным мужем Андреем, сыном Лацка, тогда комитом секеев, а ныне воеводой Трансильвании, [в походе] против тартар и рутенов» (specialiter cum magnifico viro Andrea filio Lackh, tunc comite Syculorum, nunc voyvoda Transsilvano, domino suo, contra Tartaros et Rutenos)63. Давно замечено, что Rutenos, упомянутые в этом источнике в качестве союзников татар, - это, вероятнее всего, русские жители Подолья, признававшие власть татар, платившие им дань и участвовавшие в их военных предприятиях64. «Очень сильный князь по имени Отламус» Судя по сообщению анонимного минорита, «очень сильный князь по имени Отламус», предводитель приднестровских татар, приходился шурином золотоордынскому хану и был вторым по старшинству правителем после него. Xаном Золотой Орды в описываемое время был Джанибек (1342-1357), которого, очевидно, следует считать сюзереном и свойственником Отламуса. Как устанавливает Иштван Вашари, имя Атламос (Athlamos, Othlamus) может быть отождествлено с распространенным тюркским антропонимом Атламыш (Atlam'is < atla- «шагать, пересекать, проходить») и, вероятно, имеет кыпчакское происхождение65. При этом историк не смог найти в источниках других упоминаний о хане с таким именем, разбитом и убитом венграми и секеями: «К сожалению, мы не имеем иных данных ни об Атламоше, ни о неизвестной сестре хана»66. Между тем некий «царь Атламыш» (вар. Отламыш) упоминается в так называемой Сербской Александрии - южнославянском переводе одной из поздних версий греческого романа об Александре Македонском Псевдо-Калисфена. Написанная, вероятно, на греческом языке, как и все основные версии этого романа, Сербская Александрия не позднее XIV в. была переведена южными славянами; древнейший русский список этого перевода датируется концом XV в. В отличие от эллинистического романа Псевдо-Калисфена Сербская Александрия имеет ярко выраженные особенности средневекового произведения и отражает реалии, характерные для своей эпохи67. На страницах средневековой сербской версии романа появляется рассказ о победе Александра Македонского над половцами и их царем. Обращаясь к разбитым и пленным половцам, Александр говорит, что «божиим промыслом» он привел их под «макидоньское господьство», а «царя же вашего Отламыша убих»68. Еще А.Н. Веселовский обратил внимание, что половецкий царь Атламыш/Отламыш Сербской Александрии может соответствовать татарскому хану Атламосу (Athlamos), разбитому в середине XIV в. трансильванским воеводой Андреем Лацким69. Добавим, что, помимо совпадения имен, рассказ Сербской Александрии о победе Александра над половцами и в других основных деталях соответствует рассказу венгерских хроник о победе Андрея Лакфи над татарами. В обоих случаях войско на войну отправляет действующий правитель страны - македонский царь Филипп или венгерский король Людовик; сражение длится три дня; победитель захватывает большую добычу и приводит множество пленных, убивая при этом предводителя своих врагов70. Веселовский указал также на существование наряду с сербским румынского перевода Александрии, названного им «румынской народной книгой». Выполненная с сербского перевода, румынская, точнее, валашско-молдавская версия Александрии (!ст^а лу! Александру чел маре) вместо половцев говорит о татарах, побежденных Александром71. Особая валашско-молдавская версия Сербской Александрии представлена несколькими рукописями. Одна из них -Киевский список Александрии XVI в., относящийся к кругу рукописей так называемого тырновского правописания72. Существование валашско-молдавского варианта Александрии, где Александр наносит сокрушительное поражение татарам и убивает их царя Атламыша, очевидно, может быть оценено как еще одно историческое свидетельство реального факта - разгрома в середине XIV в. татарской орды хана Атламыша, обитавшей в молдавских землях. Именуемый князем и царем Атламыш, по всей видимости, был фактически независимым татарским правителем Пруто-Днестровского региона, лишь формально признававшим власть хана Золотой Орды. Ввиду отсутствия прямых свидетельств источников спорным остается вопрос, участвовали ли в победоносной кампании Андрея Лакфи валахи из Марамароша, переселившиеся затем в Молдавию. Впрочем, современные исследователи считают такое участие вполне вероятным73. Вытеснение татар из Восточного Прикарпатья В известных ныне источниках не отразились факты, которые могли бы свидетельствовать о вытеснении татар с территории будущего Молдавского княжества ранее середины XIV в. Между тем именно разгром и изгнание татар должны были стать необходимым условием последующего переселения на молдавские земли валахов под предводительством Драгоша. Перелом в вековом противостоянии Венгерского королевства с татарами мог наступить только после 1345 г. В следующем году се-кеи, по свидетельству анонимного минорита, совершили еще одну вылазку против татар, вновь одержали победу, нанеся последним большие потери, и возвратились с немалой добычей; в результате татары отошли на юг, к побережью Черного моря74. Здесь они понесли новые потери вследствие распространения в Причерноморье эпидемии чумы, пришедшей из Италии около 1347 г.75 Об освобождении от татар земель будущей Молдавии во второй половине 1340-х гг. может свидетельствовать следующей факт. В начале 1347 г. Римский папа Климент VI (1342-1352) счел, что в результате побед над татарами наступил подходящий момент для восстано

Ключевые слова

education Moldavia, «The Legend briefly about the Moldovan ruler», Hungarian King Vladislav, венгерский король Владислав, образование Молдавского княжества, «Сказание вкратце о молдавских господарях»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Майоров Александр ВячеславовичСанкт-Петербургский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, завкафедрой музееведенияa.v.maiorov@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Песнь о Нибелунгах / Пер. и примеч. Ю.Б. Корнеева. Л., 1972 (Литературные памятники). С. 157
Spinei V. Moldavia in the 11 - 14 Centuries… P. 199
Vásáry I. Cumans and Tatars… Р. 158, n. 96
Параска П.Ф. Внешнеполитические условия образования Молдавского феодального государства. Кишинев, 1981. С. 50-62
Полевой Л.Л. «...Истого времени началась Земля Молдавская». Кишинев, 1990. С. 17-21
Cronicile slavo-române… Р. 14, 48, 60, 158, 191
Славяно-Молдавские летописи… С. 24, 35, 55, 60, 62, 68
Славяно-Молдавские летописи… С. 105, 117
Deletant D. Moldavia between Hungary and Poland, 1347 - 1412 // The Slavonic and East European Review. 1986. T. 64 (2). P. 190-191
Niculescu A. Romania Hungarica // Revista Literară Vatra. 2005. Nr. 1-2. P. 116-125
Harjula M. Romanian Historia. Norderstedt, 2009. P. 19
Brezianu A., Spânu V. Dragoş Vodă (? - ca. 1353) // Historical Dictionary of Moldova (2nd ed.). Lanham, 2007. P. 124-125
Gorovei St. Întemeierea Moldovei. Probleme, controverse, Iaşi, 1997. P. 109
Ioannis Thwrocz. Cronica Hungarorum. Ab origine gentis inserta simul Chronica Ioannis arhidiaconi de Kikullew // Scription rerum Hungaricerum / Ed. I. G. Schwandtner. Tyrnaviae, 1765. Pars I. P. 177
Onciul D. Scrieri istorice / Ed. critică îngrijită de A. Sacerdoţeanu. București, 1968. Vol. I. Р. 89-130
Documente privitoare la istoria românilor / Culese de E. Hurmuzaki și editate de N. Densușianu. București, 1987. Vol. I. Partea 1. Р. 484
Xenopol A.D. Istoria românilor din Dacia Traiană. (Ed. a IV-a). București, 1986. Vol. II / Text stabilit de N. Stoicescu și M. Simionescu. Note comentarii, prefaţă, indice și ilustraţia de N. Stoicescu. Р. 30-33
Stoicescu N. Note și comentarii // Xenopol A.D. Istoria românilor din Dacia Traiană. Vol. II. P. 51, n. 3
Stoicescu N. «Descălecat» sau întemeiere? O veche preocupare a istoriografiei româneşti. Legendă şi adevăr istoric // Constituirea statelor feudale româneşti / Redactor coord. N. Stoicescu. Bucureşti, 1980. P. 123-164
Cronicile slavo-române… P. 317-318
Schlözer A.L. Geschichte von Litauen als einem eigenen Großfürstenthume bis zum Jahre 1569. Halle, 1785 (Allgemeine Welthistorie der neueren Zeiten. Bd. 32). S. 93 f.
Параска П.Ф. Внешнеполитические условия… С. 43-49
Parasca P. Cine a fost «Laslău craiul Unguresc» din tradiţia medievală despre întemeierea Ţării Moldovei? // Revistă de istorie şi politică. 2011. An IV. Nr. 1. P. 7-21
Pecican O. Etapele consemnării legendei lui Dragoș vodă și semnificaţia lor // Anuarul Institutului de Istorie și Arheologie Cluj. Cluj-Napoca, 1990-1991. T. 30. P. 175-178
Sălăgean T. Transilvania și invazia mongolă din 1285 // Românii în Europa medieval. Studii în onoarea profesorului Victor Spinei. Brăila, 2008. Р. 271-282
Ioannis Thwrocz. Cronica Hungarorum. P. 247
Petrus Ranzani. Epitome rezum Hungaricarum per indices descripta a I. Sambuco // Scriptores rerum Hungaricerum / Ed. I. G. Schwandtner. Tyrnaviae, 1765. Pars I. P. 624
Parasca P. Cine a fost «Laslău craiul Unguresc»… P. 17
Grigore Ureche. Letopiseţul Ţării Moldovei. P. 68-69
Григоре Уреке. Летописецул Цэрий Молдовей. С. 62-64
Sălăgean T. Transilvania și invazia mongolă din 1285 // Românii în Europa medieval. Studii în onoarea profesorului Victor Spinei. Brăila, 2008. Р. 274-275
Paszkiewicz H. Polityka ruska Kazimierza Wielkiego. Kraków, 2002
Wyrozumski J. Kazimierz Wielki. Kraków, 2004
Deletant D. Moldavia between Hungary and Poland… P. 189-211
Spinei V. Moldavia in the 11th th -14 Centuries. P. 175-176
Vásáry I. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge, 2005. P. 156
Jackson P . The Mongols and the West, 1221 - 1410. Harlow, 2005. P. 213
Sălăgean T. Romanian Society in the Early Middle Ages th th (9 -14 Centuries) // History of Romania: Compendium / Eds. I.-A. Pop and I. Bolovan. Cluj-Napoca, 2006. P. 199
Chronicon Budense / Ed. J. Podhradczki. Budae, 1838. P. 276-277
Ioannis Thwrocz. Cronica Hungarorum. P. 221
Horváth J. Die ungarischen Chronisten der Angiovinenzeit // Acta Linquistica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1971. T. 21. S. 375-377
Historiae Hungaricae Fontes Domestici (Quenque-Ecclesiae) / Ed. M. Florianus. Budapestini, 1884. Vol. III. P. 167-168
Chronicon Dubnicense. P. 151-152
Monumenta ecclesiae Strigoniensis. T. IV (1350-1358) / Ed. G. Dreska (et al.). Strigonii; Budapestini, 1999. P. 169. Nr. 137
Вашари И. Татарские походы венгерского короля Лайоша Великого // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2010. Вып. 3. С. 25
Vásáry I. Cumans and Tatars… P. 156, n. 91
Вашари И. Татарские походы венгерского короля Лайоша Великого. С. 24
Ванеева Е.И. Александрия Сербская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 1. С. 21
Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи ХV века / Изд. подг. М.Н. Ботвинник, Я.С. Лурье и О.В. Творогов. М.; Л., 1965 (Литературные памятники). С. 14
Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. Материалы и исследования. Вып. 1: Греко-Византийский период. СПб., 1886 (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. Т. 40. № 2). С. 168
Александрия. Роман об Александре Македонском… С. 13-14
Chronicon Dubnicense. P. 151-152, 167-168
Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Вып. 1. С. 136, 167
Ванеева Е.И. Киевский список Александрии ХVI в. // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 288-292
Spinei V. Moldavia in the 11 -14 Centuries. P. 177
Vásáry I. Cumans and Tatars… P. 157
Chronicon Dubnicense. P. 152
Czamańska I. Mołdawia i ołoszczyzna wobec Polski, Węgier i Turcji w XIV i XV wieku. Poznań, 1996. S. 23
Бергер Е. Е. «Черная смерть» // Средние века. М., 2004. Вып. 65. С. 335
Acta Clementis PP. VI (1342-1352) / Ed. A. L. Tautu. Citta del Vaticano, 1960 (Pontificia Commissio ad Redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. Fontes, 3rd series. Vol. IX). P. 188-189. Nr. 122
Dobre C.F. Mendicants in Moldavia: mission in an orthodox land (thirteenth to fifteenth century). Daun, 2009. P. 32-33
Acta Romanorum Pontificum ab Innocentio V ad Benedictum XI (1276 -1304) / Eds. F. M. Delorme et A. L. Tautu. Citta del Vaticano, 1954 (Pontificia rd Commissio ad Redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. Fontes, 3 series. Vol. V. Part 2). P. 59-60. Nr. 27
Papacostea S. Geneza statului in evul mediu românesc. București, 1999. P. 42-43
Dobre C.F. Mendicants in Moldavia… P. 33-34
Acta Innocentii PP. VI (1352-1362) / Ed. A. L. Tautu. Citta del Vaticano, 1961 (Pontificia Commissio ad Redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. rd th Fontes, 3 series. Vol. X). P. 14, Nr. 6
Spinei V. Moldavia in the 11 - th 14 Centuries. P. 178-181
Chronicon Dubnicense. P. 163-166
Knoll P. W. The rise of the Polish monarchy : piast Poland in east central Europe, 1320-1370. Chicago, 1972. P. 149-151
Jackson P . The Mongols and the West… P. 212-213
Chroniche di Giovanni, Matteo e Filippo Villani. Secondo le migliori stampe e correddate di note filologiche e storiche / Ed. A. Racheli. Trieste, 1858. Vol. II. P. 84, 124-125
Вашари И. Татарские походы венгерского короля Лайоша Великого. С. 27-29
Дашкевич Я.Р. Угорська експансія на золотоординське Поділля 40-50-х рр. XIV ст. // Україна в минулому. Львiв, 1994. Т. 5. С. 32- 65
Дашкевич Я.Р. Степовi держани на Подiллi та в Захiдному Причорномор’ї як проблема iсторiї України XIV ст. // Матерiали i дослiдження з археологiї Прикарпаття i Волинi. Львiв, 2006. Вип. 10. С. 112-121
Черкас Б. Похiд хана Джанiбека на Правобережну Україну 1352 р. // Україна в Центрально-Східній Європі. Київ, 2010. Вип. 9-10. С. 13-25
Gedz T. On the question regarding the location of Proslavia
Documenta historiam Valachorum in Hungaria illustrantia: usque ad annum 1400 p. Christum / Curante E. Lukinich, L. Galdi, A. Fekete Nagy et L. Makkai. Budapest, 1941. P. 178-180
Documenta Romaniae historica. C. Transilvania. 1361-1365 / Ed. M. Berza, Șt. Pascu. București, 1985. P. 398. Nr. 382
Vásáry I. Cumans and Tatars… Р. 158
Ioannis Thwrocz. Cronica Hungarorum. P. 245
Decei A. Une opinion tendencieuse de l’historiographie hongroise: les origines de Bogdan I, fondateur de la Moldavie // Revue de Transylvanie. 1939. Vol. 5. P. 289-312
Gorovei St. Dragoş şi Bogdan; Deletant D. Moldavia between Hungary and Poland… P. 190-191
Györffy Gy. Az Árpádkori Magyarország történeti földrajza. K. IV. O. 118-119
Brezianu A., Spânu V. Bogdan I (? - 1365) // Historical Dictionary of Moldova (2nd ed.). Lanham, 2007. P. 56-57
Sălăgean T. Romanian Society in the Early Middle Ages… Р. 199-200
Chronicon Dubnicense. P. 152
Klaniczay G. Holy rulers and blessed princesses… P. 173-194
Montgomery S.B., Bauer A.A. The Reliquary Bust of Saint Ladislas and Holy Kingship in Late Medieval Hungary // Decorations for the holy dead: visual embellishments on tombs and shrines of saints / Ed. by St. Lamia. Turnhout, 2002. Р. 77-85
Wetter E. Objekt, Überlieferung und Narrativ. Spätmittelalterliche Goldschmiedekunst im historischen Königreich Ungarn. Ostfildern, 2011 (Studia Jagellonica Lipsiensia, Bd. 8)
Engel P. The Realm of St. Stephen: a history of medieval Hungary, 895 - 1526. London [u. a.], 2005. P. 147
Майоров А.В. К вопросу об исторической основе и источниках Повести о убиении Батыя // Средневековая Русь. М., 2013. Вып. 11
Onciul D. Scrieri istorice / Ed. A. Sacerdoţeanu. București, 1968. Vol. I. P. 304
Cronicile slavo-române… P. 158, n. 3
Grigore Ureche. Letopiseţul Ţării Moldovei. P. 41
Onciul D. Scrieri istorice. Vol. I. P. 395, 484, 699-700
Славяно-Молдавские летописи… С. 57
Huszár L. The art of coinage in Hungary. Budapest, 1963. Tabl. 542- 543
Pohl A. Ungarische Goldgulden des Mittelalters, 1325-1540. Graz, 1974. Tabl. 79.2,4,10
Huszár L. The art of coinage in Hungary. Tabl. 566, 572-573
Pohl A. Ungarische Goldgulden… Tabl. 112,4; D1.6; D2.52
Kurcz A. Lovagi kultúra Magyarországon a 13-14. Században. Budapest, 1988. Old. 213-215
Magyar Z. A Kolozsvári testvérek váradi kyrályszobrai // Századok. 1995. T. 129. Nr. 5. Old. 1155-1166
Lucie-Smith E. Uncollected writings: [studies of western art]. London, 2012. P. 42-44
Montgomery S.B., Bauer A.A. The Reliquary Bust of Saint Ladislas and Holy Kingship in Late Medieval Hungary // Decorations for the holy dead: visual embellishments on tombs and shrines of saints / Ed. by St. Lamia. Turnhout, 2002. Р. 77-85
Sigismundus - Rex et Imperator: Kunst und Kultur zur Zeit Sigismunds von Luxemburg, 1387-1437. Ausstellungskatalog. Budapest und Luxemburg, März - Oktober 2006 / Hrsg. von I. Takács. Mainz, 2006
Huszár L. The art of coinage in Hungary. Tabl. 597, 636-637
Pohl A. Ungarische Goldgulden… Tabl. F1-5; H2-10, H3-6
Huszár L. The art of coinage in Hungary. Tabl. 674, 676, 680
Pohl A. Ungarische Goldgulden… Tabl. K1-22; K4-2; 15.6; 161.7
Huszár L. The art of coinage in Hungary. Tabl. 1002
Грекул Ф.А. Историография славяно-молдавского летописания ХV - ХVI вв. // Летописи и хроники. 1976 г.: М.Н. Тихомиров и летописеведение. М., 1976. С. 172-188
Майоров А.В. К вопросу об исторической основе и источниках…
Потин В.М. Венгерский золотой Ивана III // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. Сб. статей к 70-летию акад. Л. В. Черепнина. М., 1972. С. 282-283
Славяно-Молдавские летописи… С. 55
Golab K. De Philippo Firmano Episcopo eiusque statutis legativis a. 1279 // Revista española de derecho canónico. Salamanca, 1961. T. 16. P. 187-200
Papacostea Ș. Românii în secolul al XIII-lea. Între cruciată și Imperiul mongol. București, 1993. Р. 162-163
Chronicon Dubnicense. P. 151-152, 167-168
Monumenta ecclesiae Strigoniensis. T. IV. P. 169. Nr. 137
Славяно-Молдавские летописи… С. 55, 56. 115
Peter von Dusburg. Chronica terre Prussie / Ed. M. Toppen and tr. K. Scholz and D. Wojtecki. Darmstadt, 1984 (Chronik des Preussenlandes, AQ 25). P. 538
Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской / Изд. подг. В.И. Матузова. М., 1997. С. 211
Pollakówna M. Kronika Piotra z Dusburga. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1968. S. 185
Długopolski E. Władysław Łokietek na tle swoich czasów. Wrocław, 1951
Włodarski B. Polityka Jana Luksemburczyka wobec Polski za czasów Władysława Łokietka. Lwów, 1935
Nowacki B. Czeskie roszczenia do korony w Polsce w latach 1290-1335. Poznań, 1987
Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. С. 216
Vetera Monumenta historica Hungariam sacram illustrantia / Ed. A. Theiner. Romae, 1859. Vol. I. P. 544. Nr. 845
Acta Clementis PP. VI. P. 191. Nr. 122b
Laonic Chalcocondil. Expuneri istorice / Ed. V. Grecu. Bucureşti, 1958. P. 31-32
Ioannis Cantacuzent Histriarum / Ed. L. Schopen. Bonn, 1828. Bd. I. P. 465
Fontes historiae Daco-Romanae. T. III / Ed. Al. Elian şi N.-Ş. Tanaşoca. Bucureşti, 1975. P. 484-485
Defremery M. Fragments de geographes et d’historiens arabes et persans inedits relatifs aux anciens peupl.es du Caucase et de la Russie Meridionale // Journal Asiatique. Paris, 1849. Vol. 10. P. 179
Pelliot P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or. Paris, 1949. P. 83-85
Laurent V. L’assaut avorte de la Horde d’Or contre d’Empire byzantine // Revue des etudes byzantines. 1960. T. 18. P. 154, 157, 160
Brătianu Gh. I. Marea Neagră de la origini până la cucerirea otomană. Ediția a II-a rev. Ed. Polirom. Iași, 1999. P. 380
Iorga N. Condițiile de politică generală în cari s-au întemeiat bisericile românești în veacurile XIV-XV // Studii asupra evului mediu românesc / Ed. Ș. Papacostea. București, 1984. P. 99
Panaitescu P. P. Mircea l’Ancien et les Tartares, în Revue Historique du Sud-Est européen. 1942. T. 19. Nr. 2. P. 439
Ciociltan V. The Mongols and the Black Sea trade in the thirteenth and fourteenth centuries. Leiden; Boston, 2012 (East Central and Eastern Europe in the Middle Ages, 450-1450. Vol. 20). Р. 275-276, n. 548
Rhode G. Die Ostgrenze Polens. Politische Entwicklung, kulturelle Bedeutung und geistige Auswirkung, Bd. I: Im Mittelalter bis zum Jahre 1401, Köln; Graz, 1955. S. 173
Spuler B. Die goldene Horde: die Mongolen in Rußland, 1223-1502. Wiesbaden, 1965. S. 97
Knoll P. W. The rise of the Polish monarchy: piast Poland in east central Europe, 1320-1370. Chicago, 1972. P. 125. n. 20
Alexandrescu-Dersca M. M. L’Expédition d’Umur Beg d’Aydin aux Bouches du Danube (1337 ou 1338), Bucarest, 1960. P. 18. 132
Jackson P . The Mongols and the West… P. 212
Binder L., Göllner C. & E., Gündisch K. Geschichte der Deutschen auf dem Gebiete Rumäniens. Bd. I: 12. Jahrhundert bis 1848. Bukarest, 1979
Popa R. Ţara Maramureşului in veacul XIV-lea / Prefaţă de M. Berza. Ediţia a II-a, ingrijită de A. Ioniţă. Bucureşti, 1997. P. 46-47
Kristó, Gy. Early Transylvania (895-1324. Budapest, 2003). Р. 125, 234
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania. Veacul XIV. Vol. II (1321-1330) / Ed. I. Ionascu (et al.). București, 1953. P. 143-144. Nr. 309
Quellen zur Geschichte der Siebenbürger Sachsen, 1191-1975 / Hrsg. von E. Wagner. Köln, 1976 (Schriften zur Landeskunde Siebenbürgens. Bd. 1). S. 43. Nr. 17
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 144. Nr. 310. 138
Jackson P . The Mongols and the West… P. 230, n. 126
Iosipescu S. Românii din Carpaflii Meridionali la Dunărea de Jos de la invazia mongolă (1241-1243) până la consolidarea domniei a toată Ţara Românească. Războiul victorios purtat la 1330 împotriva cotropirii ungare // Constituirea statelor feudale româneşti. P. 70
Drotleff D. Taten und Gestalten: Bilder aus der Vergangenheit der Rumäniendeutschen. Cluj-Napoca, 1983. S. 19-20
Roth H. Hermannstadt kleine Geschichte einer Stadt in Siebenbürgen. Köln; Weimar; Wien, 2006. S. 17
Iosipescu S. Românii din Carpaflii Meridionali la Dunărea… Р. 70- th th 71
Spinei V. Moldavia in the 11 -14 centuries. P. 128
Papacostea S. Between the Crusade and the Mongol Empire: The Romanians in the 13th Century. Cluj-Napoca, 1998. P. 284
Jackson P . The Mongols and the West… P. 212
Ciociltan V. The Mongols and the Black Sea trade… P. 274-275
Urkundenbuch zur Geschichte der Deutschen in Siebenbuürgen / Hrsg. von Fr. Zimmermann, C. Warner. Hermanstadt, 1892. Bd. I (1191-1342). S. 387. Nr. 423
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 135. Nr. 293
Documente privind istoria românilor. C. Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 132-133. Nr. 287
Параска П.Ф. Политика Венгерского королевства в Восточном Прикарпатье и образование Молдавского феодального государства // Карпато-Дунайские земли в средние века / Отв. ред. Я. С. Гросул. Кишинев, 1975. С. 46
Documente privind istoria românilor. C. Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 2-68, 71-72, 82-83, 85, 111, 119-120, 123-124. 145
Spinei V. Moldavia in the 11 -14 centuries. P. 29, 128
Vetera Monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. Vol. I. P. 501-502. Nr. 772
Diplome maramuresene din sec. XIV - XV / Ed. I. Mihaly de Apsa. Sighet, 1900. P. 6-7
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania, veacul XIV. Vol. II. P. 197-198. Nr. 407
Györffy Gy. Az Árpád-kori Magyarország történeti földrajza. K. IV. O. 128
Vásáry I. Cumans and Tatars: Р. 157
Giurescu C.C. Tîrguri sau orașe și cetăți moldavene, din secolul al X-lea pînă la mijlocul secolului al XVI-lea. București, 1967 (Bibliotheca historica Romaniae. Monographies. T. 2. P. 61
Ioannis Dlugnssii seu Longini Historiae Polonicae libri XII. Lib. III // Ioannis Dlugnssii Opera Omnia / Ed. Al. Przezdziecki, Cracovia, 1876. T. XII. P. 116
Славяно-Молдавские летописи… С. 56
Bogdan I. Vechile cronice moldovenesci până la Urechia. Texte slave cu studiu, traduceri şi note. București, 1891. P. 67
Яцимирский А.И. Сказание вкратце о молдавских господарях… С. 13
Книга, глаголемая Козмография, сложена отъ древнихъ философъ, преведена с Римскаго языка // Попов А. Изборник славянских и русских сочи- нений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 462
Послание Спиридона-Саввы // Дмитриева Р. П . Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 162
Cловарь русского языка ХI - ХVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 322, 324-325
Sinor D. A History of Hungary. New York, 1959. P. 89
Kosáry D. G. A history of Hungary. New York, 1971. P. 48
Nagy B. Transcontinental trade from East-Central Europe to Western Europe (fourteenth and fifteenth centuries) // …The man of many devices, who wandered full many ways: Festschrift in honor of J’anos M. Bak / Ed. B. Nagy. Budapest, 1999. P. 348
Iorga N. Condiţiile de politică generală, in cari s’au întemeiat bisericile româneşti în veacurile XIV-XV // Iorga N. Studii asupra evului mediu românesc / Ed. S. Papacostea. București, 1984. P. 210
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 384. Nr. 434
Barbu D. Pictura murală în Ţările române în sec. XIV, Bucureşti, 1986. P. 15
Sălăgean T. Romanian Society in the Early Middle Ages… P. 194
Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reichen von 565 - 1453 / Bearb. von F. Dölger. München, 1995. T. IV. P. 141-142. Nr. 2184
Chihaia P. Despre biserica domnească de la Curtea de Argeş şi confesiunea primilor voievozi ai Ţării Româneşti // Tradiţii răsăritene şi influenţe occidentale în Ţara Românească. Bucureşti, 1993. P. 42-62
Rădvan L. At Europe’s Borders: Medieval Towns in the Romanian Principalities. Amsterdam; Boston, 2010. P. 244
Documente privind istoria românilor. C: Transil vania. Veacul XIV. Vol. II. P. 129-130. Nr. 282
Ciociltan V. The Mongols and the Black Sea trade… Р. 274
Brătianu Gh.I. Tradiţia istorică despre întemeerea statelor româneşti, Bucureşti, 1980. P. 164
Руссев Н.Д. Волохи, русские и татары в социальной истории средневековой Молдавии // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. 2005. № 2. [Кишинев]. ISSN 1857-2685. С. 94
Джиованни дель Плано Карпини . История Монгалов / Пер. А.И. Малеина // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Сост., вступ. ст. и коммент. Н.А. Шастина. М., 1957. С. 82
Györffy Gy. Az Árpádkori Magyarország történeti földrajza. K. IV: Liptó, Máramaros, Moson, Nagysziget, Nógrád, Nyitra, Pest és Pilis megye. Budapest, 1998. O. 111-121
Vásáry I. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge, 2005. Р. 157
Chihaia P. De la «Negru Vodă» la Neagoe Basarab: interferențe literar-artistice în cultura românească a evului de mijloc. București, 1976
Ursache P. Eseuri etnologice. București, 1986. P. 133-134
Ciobanu St. Istoria literaturii române vechi. P. 117
Ungheanu M. Românii și «Tâlharii Romei». P. 372-379
Petriceicu-Hasdeu B. Negru-Vodă. Un secol şi jumătate din începuturile statului Ţării Româneşti, 1230-1380 // Etymologicum magnum Romaniae. Bucureşti, 1898. T. IV. Р. CXXXIX-CXLII
Tătulea C. M. Romula-Malva. Bucureşti, 1994
Зеленчук В.С. Молдавские летописи как источник изучения ранней этнической истории молдаван // Историографические аспекты славяно- волошских связей / Отв. ред. Н.А. Мохов. Кишинев, 1973. С. 13
Левина С.А . Летопись Воскресенская // Словарь книжников и книжно- сти Древней Руси / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 40
Григоре Уреке. Летописецул Цэрий Молдовей / Ст. Е. Руссев. Кишинэу, 1971. С. 62-64
Гонца Г.В. Молдавия и османская агрессия в последней четверти XV - первой трети XVI в. Кишинев, 1984. С. 35
Славяно-Молдавские летописи… С. 24, 35, 62, 68, 105, 117
Grigore Ureche. Letopiseţul Ţării Moldovei / Ed. P. P. Panaitescu. 2 ed. Bucureşti, 1958. P. 68-69
Зимин А.А. Античные мотивы в русской публицистике конца ХV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. Сб. статей, посвящ. Л.В. Черепнину. М., 1972. С. 135
Болдур А.В. Славяно-молдавская хроника в составе Воскресенской летописи // Археографический ежегодник за 1963 год. М., 1964. С. 74-75
Мохов Н.А. Формирование молдавского народа и образование молдавского государства. Кишинев, 1959. С. 12
Gorovei St. Dragoş şi Bogdan. Bucureşti, 1973. P. 100, 106-107
Яцимирский А.И. Сказание вкратце о молдавских господарях в Воскресенской летописи. СПб., 1901
Papacostea Ş. Întemeierea Mitropoliei Moldovei: implicaţii central- şi est-europene // Românii în istoria universală. T. III. Vol. 1 / Coordonatori I. Agrigoroaiei, Gh. Buzatu, V. Cristian. Iaşi, 1988. P. 530-532
Ungheanu M. Românii și «Tâlharii Romei». București, 2005. P. 101-102, 136
Pecican O. Când a fost scrisă Gesta lui Roman și Vlahata? P. 244-252
Pecican O. Când a fost scrisă Gesta lui Roman și Vlahata? // Pecican O. Troia, Veneția, Roma, Cluj-Napoca, 1998. P. 244-245
Ciobanu St. Istoria literaturii române vechi. Chișinău, 1992. P. 117
Cronicile slavo-române din sec. XV - XVI… P. 153
Spinei V. Moldavia in the 11 - 14 Centuries. Bucureşti, 1986. P. 197
Brătianu G. Tradiţia istorică despre întemeierea statelor româneşti. Bucureşti, 1945. P. 150-151
Minea I. Letopiseţele moldoveneşti scrise slavoneşte // Cercetări istorice. Iaşi, 1925. Nr. 1. P. 29-30
Onciul D. Opere. Bucureşti, 1946. P. 311
Bogdan I. Scrieri alese. Bucureşti, 1968. P. 318
Bogdan I. Scrieri alese. P. 316-317
Руссев Е. М. Молдавское летописание: памятник феодальной идеологии. Кишинев, 1982. С. 53-56
Petriceicu-Hasdeu B. Domniţa Elena // Traian. Bucureşti, 1869. Nr. 75. P. 302
Грекул Ф.А. Историография славяно- молдавского летописания ХV - ХVI вв. // Летописи и хроники. 1976 г.: М. Н. Тихомиров и летописеведение. М., 1976. С. 172-188
Полное собрание русских летописей. СПб., 1856. Т. 7. С. 256-259
Буганов В.И., Грекул Ф.А. Введение // Славяно-Молдавские летописи… С. 6-13
Русская летопись с Воскресенского списка, подаренного в оной Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658 году. СПб., 1793. Ч. 1. С. 53-58
Славяно-Молдавские летописи ХV-ХVI вв. / Сост. Ф.А. Грекул, отв. ред. В.И. Буганов. М., 1976. С. 55-59
Cronicile slavo române din sec. XV-XVI publicate de Ion Bogdan / Ed. Revăzută și completată de P. P. Panaitescu. București, 1959. P. 158-160
 К спорам о времени возникновения Молдавского княжества | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/4

К спорам о времени возникновения Молдавского княжества | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/4