Статья посвящена этническому составу общественных организаций на начальном этапе формирования Молдавской автономии. В частности, уделяется внимание таким организациям, как комитет советской молодежи, комитет незаможных селян, профсоюзным, женским и детским союзам. В работе приводится этнический и социальный состав по отдельным населенным пунктам и районам, при этом указывается преобладание того или иного этноса в регионе.
The social organizations of the Moldavian autonomy in 1924-1926 years (the ethnic aspect).pdf Вопрос об этническом составе Молдавской автономии возникает фактически сразу же после ее образования. Эта идея принадлежала группе эмигрантов - бессарабцев, проживавших в Москве. Все же они не обладали реальной политической силой, в связи с чем проект мог быть реализован только при наличии таковой. Тогда в работу включились видные военачальники М.В. Фрунзе и Г.И. Ко-товский. Именно после этого была образована инициативная группа для подготовки обращения в ЦК партии о создании республики. Ее фактическим руководителем стал Ион Дическу-Дик. В записке говорилось: «Молдавская республика служила бы объективом привлечения внимания и симпатии бессарабского населения и дала бы еще большой повод претендовать на воссоединение Заднестровья. С этой точки зрения напрашивается необходимость создания именно социалистической республики, а не автономной области в пределах УССР. Объединение Приднестровья и Заднестровья служило бы стратегическим клином СССР по отношению и к Балканам (через Добруджу) и к Центральной Европе (через Буковину и Галицию), который СССР мог бы использовать в качестве плацдарма в военных и политических целях»1. Однако в контексте темы публикации интересен другой аспект докладной записки - состав населения: «На левом берегу Днестра в бывшей Херсонской и Каменец-Подольской губерниях живут компактной массой не менее 500-800 тыс. (а по утверждению румын - до 2 млн) молдаван, обладающих своим особым национальным бытом и говорящих на румынском диалекте, молдавском языке»2. Это подчеркивает тот факт, что состав населения будущей МАССР отличался своей спецификой. По результатам Всесоюзной переписи населения 1926 г. всего в МАССР проживали 572,3 тыс. человек, из них украинцев - 48,5 %, молдаван - 30,1 %, русских - 8,5 %, евреев - 8,5 %, прочих - 4,4 %3. Украинцы населяли в основном семь районов, в пяти из которых они преобладали. Молдаване составляли большинство в трех районах и в двух из них доминировали. В Тираспольском районе значительную часть населения представляли русские, украинцы преимущественно проживали в городах Бирзула и Ананьев, евреи - в Балте и Рыбнице4. Остановимся на пионерских и комсомольских организациях. Так, например, на начальном этапе существования молдавская пионерская организация насчитывала в своих рядах 6 230 пионеров, городских - 2 116, сельских - 4 1145. По социальному составу: дети рабочих - 1 780, крестьян - 3 200, служащих - 686, прочих - 564. По национальному составу: молдаване - 1 506, украинцы - 2 570, русские - 1 180, евреи - 974. Позже наблюдается динамика снижения численности пионерских организаций. Так, к ноябрю 1925 г. насчитывалось 4 103 человека на 140 отрядов, из них молдавских детей - 532, т. е. всего 11 %6. Достаточно интересными представляются сведения об этническом и социальном составе комсомольской организации к концу 1925 г. Они свидетельствуют о том, что внутри нее создано уже 30 молдавских ячеек. Тем не менее по сравнению с численностью всей организации в них не хватало коренного населения: молдаван -19,5 %, евреев - 20 % Девушек в организации было 13%, из них молдаванок - 30 чел., т. е. всего 1 %7. Обратим внимание на этнический состав женских организаций Молдавской автономии. К примеру, на заседании первой женской конференции Рыбницкого района АМССР (28.12.1924 г.) было четыре основных докладчика. Один (Этчин) выступал на молдавском языке, другой (Гольфельд) - на еврейском8. В Каменском районе в тот же период насчитывалось 70 делегаток-селянок и 20 делегаток-работниц, все они были членами Комитета незаможных селян (КНС) и профсоюзов. Из них представительницы молдавской национальности составляли только 30 %, остальные, как говорится в документе, - украинки, еврейки и прочие9. В селе Рашков на заседании женского отдела не только протокол, но и все выступления велись на украинском языке. В Тирасполе на одном из заседаний женотделов говорилось о том, что среди комсомольцев наблюдается малое число представителей молдавского этноса и слабое знание молдавского языка, в связи с чем принимается решение прикрепить 15 молдавских делегаток от женотдела к трем ячейкам КСМ10. Особо в документах того времени отмечены сионистские организации. Например, Главное бюро еврейской секции представляло следующие данные об их структуре по Украине: основные группы: 1. Сионисты-социалисты; 2. СТП (Сионистская трудовая партия); 3. ССФ (Сионистско-социалистическая федерация «Дройр») (Л. 6); юношеские: 1. Сионистско-социалистическая Югент Фербанд; 2. Организация сионистской молодежи - Гистатруд; 3. Гашомер; и детские: 1. Гашомер и Гацоир; 2. Нацмол; 3. Цойфим11. Сионисты имели влияние на местечковую бедняцкую и трудовую молодежь и на еврейских детей, посещавших русские и украинские школы. В меньшей степени, но все же имело место их влияние на студенчество и советских служащих. В документе говорится и о том, что в отдельных местах сионистские организации количественно в несколько раз превышали комсомольские и пионерские. Ими издавались газеты, журналы, сборники и почти во всех городах - листовки12. В отдельных местах отмечались случаи проникновения сионистской молодежи в комсомольские ячейки и пионеротряды. На тот период основными требованиями синоистов были: - национально -персональная автономия для евреев; - свободные еврейские советы в местных, республиканских и всесоюзных масштабах; - создание еврейских отделений профсоюзов13. О большой их активности говорят и такие данные: «Сионисты стремятся своим влиянием охватить молодежь. Недавно ими в г. Балта был созван съезд, на котором были представители организаций: Рыбницкой, Каменской и Крутнянской. Руководителями съезда были розданы материалы для руководства по привлечению КСМ в сионистские организации. В м. Дубоссарах имеется организация, в которую вошла молодежь кустарей. Такая же организация имеется и в г. Тирасполе - на 160 чел.»14. Достаточно органично этнический состав МАССР представлен на примере КНС. По состоянию на 1926 г. всего членами КНС были 33 656 человек, из них мужчин - 27 954, женщин - 5 702; по национальному составу: украинцев - 21 521, молдаван - 8 116, русских - 2 020, евреев - 1 245, поляков - 406, прочих - 34815. Как мы видим, больший процент представлен украинским населением. Примерно та же картина наблюдается и в организации профсоюзов. В тот же период их членами были: украинцы - 51,8 %, евреи - 18, 7 %, молдаване - 7,7 %. Заметим, что в данной организации процент молдаван был высок. Кроме того, необходимо указать и этнический состав тех работников профсоюзов, которые трудились по найму: всего 9 286 чел. (украинцев - 4 179, русских -1 633, евреев - 2 313, молдаван -492, поляков - 219, белорусов - 107, болгар - 39)16. Прослеживается некоторая закономерность в том, что разнообразный этнический состав Молдавской автономии на начальном этапе становления республики нашел свое отражение на примере состава некоторых общественных организаций МАССР, в чем убеждают нас факты, приведенные в статье.
Ищенко Виталий Владимирович | Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко | старший преподаватель кафедры oтечествен-ной истории Института истории и государственного управления | historia83@mail.ru |
Матвейчук Евгения Афанасьевна | Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко | доцент кафедры журналистики Института языка и литературы | historia83@mail.ru |
Галущенко О.С. Население Молдавской АССР (1924-1940 гг.). Кишинев, 2011. С. 13
Архив общественно-политических организаций Республики Молдова (АСПОРМ). Ф. 49. Оп. 1. Д. 986. Л. 23
Морару А. Судьба документа // Cugetul. 1992. № 5-6. С. 59