Румынизация или депортация? Судьбы славян и гагаузов Бессарабиии Северной Буковины в планах официального Бухареста. 1941-1944
В 1941 г. Бессарабия и Северная Буковина, в отличие от Буго-Днестровского междуречья, названного «Транснистрия», были аннексированы Румынией. Большинство евреев и цыган было заключено в концлагеря и уничтожено. Официальный Бухарест проводил также политику насильственной румынизации русских, украинцев, болгар, гагаузов, разрабатывал планы их депортации и проводил практическую подготовку новой кампании геноцида.
Румынизация или депортация? Судьбы славян и гагаузов Бессарабиии Северной Буковины в планах официального Бухареста. 1941.pdf РУМЫНИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕПОРТАЦИЯ? Судьбы славян и гагаузов Бессарабии и Северной Буковины в планах официального Бухареста. 1941-1944.При всей жестокости режима, установленного правительством Антонеску в Молдавии и юго-западных областях Укра- ины в июле-августе 1941 г., оккупанты проводили дифферен- цированную национальную политику. Евреи, а затем цыгане были заключены в концлагеря и большей частью уничтожены физически уже в 1941-1943 гг.1 Молдаван захватчики объявили румынами, но обращались с ними чрезвычайно жестоко, как с этнически чуждым и политически враждебным населением2. Положение русских, украинцев, гагаузов и даже болгар, чья историческая родина являлась союзницей Румынии по нацист- скому блоку, было столь же тяжелым. Хуже того, являясь, как и молдаване, жертвами грабительской экономической политики оккупантов, они подвергались более жесткому национально- культурному давлению. Если язык молдаван румынские власти третировали как «отсталый» и «мужицкий», то публичное ис- пользование русского и других языков оккупанты запретили. Кроме того, румынское правительство разрабатывало особые планы «окончательного» решения «проблемы» национальных меньшинств оккупированных областей. Эти планы требуют специального рассмотрения.Русские и украинцы Если этнокультурные отличия между русскими (великороссами) и украинцами (потомками русинов и малорусов) были заметны, то в этнополитическом плане русские и украинцыпо существу составляли единую группу. Согласно переписи 1897 г., отмечал академик Л.С. Берг, русские составляли 27,9 % населения Бессарабии; 19,6 % из них были малорусы3. B насто-ящее время большинство исследователей, признавая, что до 1917 г. понятие «русские» включало великороссов, малорусов и белорусов4, по вненаучным причинам допускают отступление от принципа историзма, применяя этноним «украинцы» к этническим сообществам, ранее, да и позднее этой даты на- зывавшим себя малорусами либо русинами. В 20-30-е гг. ХХ в. малорусы, русины и гуцулы Бессарабии и Буковины проживали вне пределов Украинской Советской Социалистической Респу- блики, и термин «украинцы» в качестве самоназвания в их сре- де еще не утвердился; большинство их, как и прежде, считали себя частью русского народа. Исследования румынских ученых, проведенные в 20-30-е гг., показали, что молдаване не дела- ют четкого различия между русскими и украинцами, считая их«де ун ням» («одного рода»)5. Сами украинцы часто именовали себя русскими. Тому способствовало и сохранение у потомков местных русинов самоназвания «руськи люди»; свой язык они именовали «руська мова»6. По существу русский язык являлся для украинцев Бессарабии - как потомков русинов, так и мало- русов - литературной формой родной речи7.Отчасти по этой причине русское языковое сообщество Бес- сарабии значительно превосходило численность собственно русских (великороссов). Согласно переписи 1930 г., в Бессара- бии проживали 351,9 тыс. русских, и они составляли 12,3 % на- селения области; еще 331,2 тыс. чел. были учтены как «руси- ны-украинцы»8. Но формирование украинской идентичности завершено не было, русины и малорусы Бессарабии составля- ли с великороссами одну этнополитическую группу. В 1940 г. русины целыми селами записывали себя русскими9. Русским языком владела также интеллигенция, представлявшая болгар, евреев, гагаузов, немцев, другие меньшинства10. Кроме того, русский язык знали и охотно разговаривали на нем не менее30 % молдаван: молдавская интеллигенция, рабочие и другие горожане, служившие в русской армии крестьяне, жители сел с национально смешанным населением. Культурно-традицион- ных, политических либо иных причин для неприятия русского языка у национальных сообществ Бессарабии не существовало, поэтому он, несмотря на проводимую Бухарестом политику его запрета, остался в Бессарабии языком публичным и в период румынской оккупации 1918-1940 гг. В июне 1940 г., когда край был воссоединен с Россией/СССР, русский язык обрел де-факто также официальный статус.Летом 1941 г. в результате призыва военнообязанных в Красную армию и эвакуации населения в советский тыл числен- ность русского населения Бессарабии сократилась более чем вдвое. Согласно учету населения, проведенному румынски-ми властями к концу 1941 г., после депортации евреев, в Бессарабии проживали 1620,9 тыс. молдаван и румын, 261,3 тыс. украинцев, 177,6 тыс. болгар, 158,1 тыс. русских, 115,7 тыс. га- гаузов, 8,7 тыс. поляков, 8,2 тыс. цыган, 6,3 тыс. представите- лей прочих национальностей11. Угроза самому физическому существованию национальных меньшинств провоцировала криптоэтничность, но даже если принять приведенные дан- ные за истину, русские и украинцы по-прежнему составляли второе по численности после молдаван языковое и этнокуль- турное сообщество. Румынским властям результаты учета на- селения также внушали сомнения. Хотя в целом по Бессарабии69 % горожан составляли лица, назвавшие себя «румынами»12, доложил в Бухарест шеф жандармерии в Бессарабии полковник Н.Мекулеску, «большинство населения городов принадлежат к национальным меньшинствам»13. Префект Тигинского (Бен- дерского) уезда, где к числу «румын» были отнесены 59 % насе- ления14, полагал, что в действительности молдаване составля- ют всего 30-40 % жителей, а «остальные» - это гагаузы, болгары, русские15.Оккупантов, заинтересованных в национальном расколе на- селения, беспокоило то обстоятельство, что украинцы «путают себя с русскими». Как тревожный для румынской власти мо- мент отмечали они также духовную близость русских, украин- цев и болгар. «Украинцы, - отмечено в докладе полиции города Бельцы за август 1941 г. - отождествляют себя с русскими»16.«Многие украинцы, - докладывал в декабре 1941 г. шеф полиции Килийского уезда, - заявляют, что они русские»17. Украин- цы, отмечено в отчете Кишиневского инспектората полиции за1942 г., «составляют одно сообщество с русскими и болгарами, ходят в одну церковь, придерживаясь тех же обычаев и разго- варивая на том же языке»18 - на русском. Запрет разговаривать по-русски украинцы воспринимали так же, как великороссы. В селе Шофрыканы, докладывал в июле 1942 г. прокурор Бель- цкого уезда, украинская молодежь ввела в обычай петь при возвращении с полевых работ русские песни, выученные при советской власти19. «Русские, - докладывал в марте 1943 г. шеф полиции Кагульского уезда, - составляют вместе с украинцами и болгарами общность, скрепленную церковью и обычаями»20. В политическом плане украинцы и русские также были едины.«Их [украинцев] отношение [к Румынии] нелояльно, - отмечено в обзоре сигуранцы за май 1942 г. - Все сообщения относитель- но успехов наших армий на Восточном фронте воспринимаютК 200-летию присоединения Бессарабии к России 99 холодно. Сегодня все еще питают надежду, что большевики в конце концов победят»21.Заинтересованные в расколе русского сообщества румын- ские власти пытались выяснить, какая часть украинцев все еще считает себя русинами или гуцулами, а среди русских выделя- ли липован. Согласно учету населения, проведенному в октя- бре 1941 г., в Сорокском уезде компактно, с центром в Атаках, проживали 34 000 украинцев. Русских учтено было 11 000 чел. Кроме того, отдельно были учтены 3 089 старообрядцев, про- живавших, якобы, только в одном селе - в Куниче. В соседнем Хотинском уезде, включенном в состав губернаторства Буко- вина, среди 10 780 выявленных полицией приверженцев иных конфессий - речь шла преимущественно о сектантах - назва- ны 3 990 липован22. Но данные учета населения, проводимого в условиях оккупации, не всегда соответствовали публичной са- моидентификации жителей и, тем более, их действительному национальному самосознанию. Год спустя, в ноябре 1942 г., в целом на Буковине наряду с украинцами и «румынами» были учтены 21 338 гуцулов, 3 437 русских и всего 2 283 липованина23. Показательно восприятие румынскими чиновниками русских и украинцев как одного сообщества. В Кагуле кроме молдаван, судя по отчету полиции, в январе 1944 г. проживали: «Русских (украинцев) - 2 173, русских (липован) - 1 368», а в городе Леово русские, украинцы и липоване были учтены в совокупности -448 чел.24Старообрядцы оказались в положении даже более опасном, чем другие национальные сообщества Молдавии. Для Бухареста в старообрядчестве были неприемлемы три момента. Во-первых, старообрядцы принадлежали к особо ненавидимой агрессорами государствообразующей нации СССР, они разговаривали на запретном русском языке, а богослужение проводи-ли не на румынском, а на церковнославянском. Для румынских властей было нетерпимо также существование старообрядческой церкви, не подчинявшейся предписаниям Министерствакультуры и культов Румынии. Кроме того, старообрядцы были сторонниками богослужения по старому стилю и, в отличие от православных, окормляемых Румынской патриархией, отме-чали церковные праздники по юлианскому, а не по григорианскому календарю. Любое отклонение от «государственного» православия расценивалось в Румынии как сектантство, а сек-тантство, заявил «правитель» 11 апреля 1942 г., представляет собой «путь от религиозного и общественного бунта к бунту политическому», направленному «на подрыв основ государ- ства»25.Липован оккупанты зачислили в разряд сектантов. Старооб- рядческий монастырь в Белой Кринице на Буковине был уже в начале оккупации разгромлен, над липованскими общинами в городах и селах установлен особый надзор полиции26. Однако дух сопротивления в их среде сломить не удавалось. «Сектан- ты, - доложил в мае 1942 г. кишиневский областной инспектор полиции, - критикуют клир, Священный Синод, государствен- ную власть». Сопротивление это, утверждал полицейский чин, представляет политическую угрозу Румынскому государству. Большинство сект, отметил он далее, возникло в селах с ми- норитарным населением - среди русинов, украинцев, болгар и т. д.27 Как «истинно русских людей» характеризовал в 1942 г. префект Тираспольского уезда жителей большого (10 286 жи- телей), старообрядческого села Плоское близ Тирасполя: «Хо- рошие хозяева, но на праздники любят выпить, а выпив - по- драться»28.Румынские власти запретили национальным меньшинствам проведение публичных мероприятий, создание каких-либо организаций, в том числе национально-культурных. Нацио- нальные меньшинства, доложила в июле 1942 г. Бессарабская резиденция Специальной информационной службы румын- ского правительства (ССИ), лишены возможности поддержи- вать свою национальную культурную жизнь29. Единственной миноритарной организацией, отмечала сигуранца, остается старообрядческая церковь30. Декретом-законом № 927/942 от30 декабря 1942 г. помещения старообрядческой церкви и дру- гих запрещенных культов в Бессарабии и на Буковине были закрыты31. Верующим оставалось отправлять богослужение в подполье, и возглавили их лица, враждебные оккупантам. В Оргееве во главе баптистов встал русский Григорий Попов, по сведениям политической полиции, «известный своими анти- румынскими чувствами»32.Болгары Третьим по численности, после молдаван и украинцев, национальным сообществом Бессарабии являлись болгары. Согласно учету, проведенному румынскими властями, на 1 октября1941 г. в области проживали 177,6 тыс. болгар33. Они составляли 8,2 % населения области. Свыше 90 % болгар были крестьянами. Численность болгар в горoдах (данные на 15 августа1943 г.) составляла всего 7931 чел. (2,9 % горожан)34. Болгары, по традиции причисляя к ним также гагаузов, отметил Бессарабский центр румынской контрразведки, «группируются наюге Бессарабии, где составляют 90 % населения в населенных пунктах Комрат, Болград, Тараклия, Абаклия, Хасан-Батыр, Булгэрика, Ивановка, Кот-Китай и Хасан-Кишля»35. Болгарскаяинтеллигенция была представлена несколькими десятками учителей и священников; имелось также пять врачей-болгар.В болгарских селах сбором налогов ведали функционеры-болгары, но это были люди с начальным образованием. В административные органы болгары были по необходимости допуще-ны на должности примаров сел и рядовых жандармов.Публичное использование болгарского языка было запрещено, виновных в этом румынские жандармы и чиновники избивали и предавали суду. Оккупанты жестоко «отомстили» болгарам за восторженную встречу, устроенную ими войскамКрасной армии в июне 1940 г. В июле-августе 1941 г. по болгарским селам, как и по всей Бессарабии, прокатилась волна бессудных расправ. Конкретные обвинения предъявлялисьнемногим, как правило, жандармы хватали крестьян и били их смертным боем. Крестьян села Твардица А.И. Папурова, И.З. Ламбова, Н.И. Паскова жандармы схватили и избили, а за-тем военный трибунал приговорил их к длительным срокам тюремного заключения36. 3 сентября 1941 г. в селе Хаджи-Абдул (Суворово) Измаильского уезда румынские жандармы рас-стреляли пятерых молодых людей 18-20 лет; трое из них были болгары37. Затем начались судебные преследования. Среди жителей Болграда, преданных суду в октябре 1941 г., были Евге-ний Карасевич, пытавшийся организовать забастовку рабочих агрономического пункта, и Иван Сендинов, который при советской власти «агитировал рабочих против румынского госу-дарства»38.Болгары составили значительную часть заключенных лагерей принудительного труда, учрежденных оккупантами в бывшей немецкой колонии Деневиц (ныне Светлый) и в селе Кубей,а также под Болградом, Измаилом, Килией и в селе Фриденсфельд (ныне Мирнополье, Саратский район Одесской области Украины)39. В каменном карьере у села Кайраклия, сменяяськаждые 2-3 месяца, отбывали трудовую повинность более 1000 «реквизированных» гагаузов и болгар. Как и узников сформированного из евреев Румынии «рабочего батальона», их мо-рила голодом и систематически избивала румынская охрана. Вымогая у них взятки, признал функционер прокуратуры, с «реквизированными» болгарами и гагаузами охрана обраща- лась даже хуже, чем с заключенными-евреями40. Арестованных по политическим мотивам болгар содержали также в тюрьмах Галаца (Румыния), Кишинева, в концлагерях Новые Онешты, Вертюжаны, Фриденсталь (Аккерманский уезд) и др.Публичное использование болгарского языка, как и русско- го, было запрещено. «Специальным приказом, - отмечено в Памятной записке Министерства иностранных дел Болгарии румынскому посольству в Софии от 21 июня 1943 г., - было за- прещено употребление любого языка, кроме румынского, а на- селение принуждено отдать полиции все печатные материалы на языках болгарском и русском. Немедленно после публика- ции приказа имели место обыски, а все публикации на этих двух языках, даже Евангелие и Библия, были конфискованы. Многочисленные лица, скрывавшие болгарские книги, еще не сданные полиции, были подвергнуты оскорблениям и иногда издевательствам органами власти»41.Свое будущее болгары связывали с победой России. В 1941 г. они, как и русские, гагаузы, украинцы, молдаване, отмечено в ряде донесений румынской контрразведки, «весьма холодно» встретили румынские армии, а затем так же холодно воспри- нимали известия о победах германских и румынских войск. Болгары были враждебны к политическим партиям Румынии и безразличны к событиям в Бухаресте. В знак протеста против оккупации болгары демонстративно разговаривали не только на родном, но и на русском языке. Несмотря на запрет, докла- дывал в марте 1942 г. префект Измаильского уезда, «почти во всех общественных местах употребляется русская и болгарская разговорная речь»42. «Болгары и гагаузы, - заключил в июне шеф полиции Бессарабии, - питают явные антирумынские чувства и надеются на возвращение большевиков»43. В июле1942 г. румынская контрразведка упомянула болгар наряду с русскими и гагаузами среди наиболее враждебных румынской власти национальных меньшинств Бессарабии, которые «хо- лодно и с насмешкой» смотрят на мероприятия властей, на- правленные на румынизацию населения44. Надежд на защиту исторической родины у бессарабских болгар не было. Среди населения украинского и болгарского этнического происхож- дения, отмечено в документах губернаторства за март 1942 г., продолжает сохраняться озабоченность тем, что весной они бу- дут переселены45.Румынские администраторы понимали, что дух болгар не сломлен. Учитывая их симпатии к России, в ноябре 1942 г. окку- панты прекратили допризывную подготовку молодых болгар - так же, как и русских, украинцев, гагаузов46. Позиция болгар- ского меньшинства представлялась оккупантам враждебной делу румынизации. «Если ситуация им позволит, - предупреж- дал в июле 1942 г. шеф полиции Измаильского уезда, - они не воздержатся ни от одного действия, способного обеспечить им сохранение болгарского языка и распространение их культу- ры»47. Месяц спустя он указал на нелояльность болгар - как и русских, и украинцев, и гагаузов - Румынскому государству:«они питают антиpумынские чувства и, оскорбляя румынских граждан, разговаривают преимущественно на болгарском или русском языке»48. Это меньшинство, предупреждал в июле1942 г. префект Измаильского уезда, «никогда не сможет ис- кренне включиться в ритм нашей государственной жизни»49.«Союзные» отношения с Софией не означали отказа Буха- реста от идеи выселения болгар из Бессарабии. В июле 1943 г., после приезда И.Антонеску в Измаил и Болград, примар Изма- ила М.Г. Педекович направил губернатору Бессарабии доклад«Болгарские колонисты в Бессарабии», в котором обобщил свое понимание болгарского «вопроса». Болгары, подчеркивая глав- ные мысли, утверждал чиновник, «постоянно ненавидели и не- навидят нас. Думать иначе означало бы обманывать себя […]. Завтра все эти болгарские колонисты, если им представится подходящий случай, повели бы себя в отношении нас так, что происшедшее в 1940 году осталось бы бледной тенью. В этих ус- ловиях любая проблема имеет много решений, но здесь суще- ствует не более одного, чтобы история больше не повторилась. С помощью божьей и бравой нашей армии, если война будет выиграна, болгары должны быть окончательно и все до единого вывезены отсюда, иначе они с теми же целями останутся для продолжения своей национальной истории как серьезная и по- стоянная опасность в этой части нашей страны». Губернатор поддержал предложение о депортации болгар. 15 июля началь- ник военного кабинета губернаторства подполковник Николае Иорга направил доклад Педековича в КББТ50. К счастью для бол- гар, да и других национальных сообществ Бессарабии, именно в эти дни под Курском и Орлом завершался коренной перелом в ходе войны, и для осуществления подобных предложений у правительства И. Антонеску уже не оставалось времени.ГагаузыК концу 1941 г. румынскими властями было учтено в Бессарабии 115,7 тыс. гагаузов51, 5,1 % населения губернаторства. В Тигинском (Бендерском) уезде, где проживали 47,4 тыс. гага-узов, они составляли 17 % жителей52. Немало гагаузов проживало также в Кагульском, Измаильском, Аккерманском уездах.Действительная численность гагаузов, видимо, была больше цифры, установленной румынскими властями, ибо в обстановке террора многие гагаузы, как и лица, принадлежавшие кдругим национальным меньшинствам, предпочли назвать себя «румынами». По признанию префекта Тигинского уезда, при доле «румын» (имелись в виду молдаване), официально дости-гавшей в уезде 59 % населения, в действительности таковыми являлись лишь 30-40 % жителей, остальные принадлежали к этническим меньшинствам53, т. е. являлись гагаузами, болгарами,русскими, украинцами. Более 95% гагаузов были крестьянами. В городах, главным образом в Комрате, где они составляли 79 % жителей54, проживали всего 12,1 тыс. гагаузов55. Накану-не войны 83 % населения Комрата было занято исключительно сельским хозяйством, в городе было всего 229 рабочих56. Интеллигенция была представлена среди гагаузов немногимиучителями начальной школы, врачами и священниками.Жестокости, совершенные в 1941 г. в гагаузских селах румынскими войсками и жандармерией, вошли в историческую память народа. По свидетельствам крестьян, переживших окку-пацию, избиениям были подвергнуты едва ли не все взрослые мужчины-гагаузы, причем и люди, с общественной деятельностью никак не связанные. В Вулканештах были арестованы,жестоко избиты, а затем расстреляны местные жители С.М. Беда и В.И. Карагяур. Жандармы жестоко глумились над семьей Степана Беды; от испуга его жена Василиса тяжело заболела, а 15-летняя дочь Екатерина, подвергнутая насилию, умерла. В селе Конгаз оккупанты расстреляли членов местного Совета А.Д. Мырзу и Н.А. Хомутова, повинных в том, что организова-ли жителей на рытье окопов для Красной армии. Иван Кара был расстрелян за то, что до войны работал конюхом в милиции.В селе Гайдары передовыми румынскими частями были убиты председатель сельского Совета П.Г. Беженарь и крестьяне Н.Д. Болгар и С.М. Драган, в селе Чекур-Минжир - председательсельсовета Т.И. Гайбу, в Абаклии - заместитель председателя И.С. Дадыка. В селе Колибаш были схвачены и жестоко избиты депутат Верховного Совета Молдавии Н.И. Генчу и комсомолецПантелей Чобан; от полученных увечий последний скончался57.Сотни крестьян-участников разоружения румынских войск в июне 1940 г., учителей, служащих советских учреждений и просто «подозрительных», общественно активных людей былиподвергнуты истязаниям, многих заключили в тюрьмы, в лагеря принудительного труда Садаклия и Деневица580, отправили на принудительные работы в каменный карьер у села Кайра-клия. Их морили голодом, румынская охрана систематически избивала их, вымогая у «реквизированных» взятки59. Арестованных по политическим мотивам гагаузов содержали в тюрь-мах Галаца (Румыния), Кишинева, концлагерях Новые Онешты, Вертюжаны, Фриденсталь (Аккерманский уезд) и других.Практика беспощадных избиений мирных жителей за любую провинность, узаконенная в Бессарабии и других «губернаторствах», сохранилась до последнего дня оккупации.Гагаузский язык и культура оказались под запретом, каждое публично сказанное слово на гагаузском языке оккупанты расценивали как «оскорбление румынской нации», виновных вэтом жандармы и румынские чиновники избивали и предавали суду. Однако моральное сопротивление гагаузов сломлено не было. «Гагаузы, составляющее большинство населения Ком-рата, - докладывала летом 1942 г. полиция, - люди злые, упрямые, не повинующиеся властям»60. Румынская контрразведка ССИ причину неповиновения усматривала не в национальнойпсихологии гагаузов, а в социальных и экономических условиях. Крестьян, признано в «Бюллетене контринформации» ССИ, возвращение румын лишило плодов советской аграрнойреформы, когда безземельные крестьяне получили наделы, поэтому «национальные меньшинства на юге Бессарабии - гагаузы, болгары, липоване - встретили румынские армии холод-но»61.Даже в самые трагические для СССР периоды войны они не теряли надежд на победу России. «Болгары и гагаузы, - заключил в июне 1942 г. шеф полиции Бессарабии, - питают явныеантирумынские чувства и надеются на возвращение большевиков»62. В июле румынская контрразведка вновь упомянула гагаузов среди враждебных румынской власти национальныхменьшинств Бессарабии, которые «холодно и с насмешкой» смотрят на мероприятия властей, направленные на румынизацию населения63. Вследствие саботажа местных жителей вянваре 1943 г. румынское празднество в Комрате пришлось устраивать офицерам и солдатам расквартированного в городе румынского батальона64. Учитывая морально-политическое состояние меньшинств, в ноябре 1942 г. оккупанты прекратили допризывную подготовку славянской и гагаузской молодежи65. Гагаузов, как и других бессарабцев, мобилизованных в румын- скую армию, ее командование избегало направлять на фронт.Планы депортации национальных меньшинствСудьба гагаузов, как и русских, украинцев, болгар Бессарабии, казалось, была предрешена «кардинальной задачей» оккупационной политики, курсом Бухареста на тотальную румыни-зацию оккупированных территорий. Напутствуя 3 июля 1941 г. руководителей оккупационной администрации, вице-премьер Михай Антонеску потребовал «общего национального очи-щения отвоеванной территории»66. Предполагалась депортация не только евреев, но и других национальных меньшинств Бессарабии. 8 июля диктатор, намечая украинцев в качествеследующей - после евреев - жертвы геноцида, высказался «за насильственную миграцию [из Бессарабии и Буковины] украинского элемента»67. 5 сентября на заседании правительстваон заявил: «Приступаем к реализации грандиозной задачи по тотальному очищению [Бессарабии] и от евреев, и от всех тех, которые проникли на нашу землю: имею в виду украинцев,греков, гагаузов, евреев, которые все до единого постепенно должны быть эвакуированы». «Таким образом, - продолжил он на следующий день, - я продвигаюсь вперед, в первую очередь,с целью решения славянского вопроса»68.Приказом № 8542 от 14 сентября 1941 г. И. Антонеску распорядился все русское население Бессарабии, наравне с теми, кто «служил при большевиках», т. е. работниками государственныхучреждений, считать «подозрительным»69. Это был зловещий знак, поскольку ранее, 17 июля, находясь в Бельцах, «правитель» распорядился: «Подозрительных и тех, кто выступает противнас, нужно уничтожать»70, и это распоряжение выполнялось войсками и полицией с небывалым размахом. От оккупационной администрации диктатор требовал проведения преждевсего антирусской пропаганды71. Уже в августе 1941 г. наряду с собственностью евреев оккупационные власти взяли на учет и предприятия, принадлежавшие другим «меньшинственным»предпринимателям. Доля «миноритарных предприятий» оказалась существенно меньше доли совокупности национальных меньшинств среди населения и составила всего 30,4 % (в томчисле 20,3 % в уездах, входивших в состав Молдавской ССР и 63,7 % - в Южной Бессарабии72. Благосостояние русских, украинцев, болгар, гагаузов было подорвано еще в 20-е-30-е гг.В ноябре 1941 г. при беседе с Гитлером в ответ на его заявление: «Моя миссия, если мне удастся, - уничтожить славян», - вице-премьер Румынии М. Антонеску ответил: «… славянскиенароды являются для Европы не политической или духовной проблемой, а серьезным биологическим вопросом, связанным с рождаемостью в Европе. Этот вопрос должен быть серьезно ирадикально разрешен… По отношению к славянам необходимо занять непоколебимую позицию, а поэтому любое разделение, любая нейтрализация или занятие славянской территорииявляются законными актами». Столь полное согласие румынского гостя вдохновило фюрера. «Вы правы, - продолжил он, - славянство представляет собой биологический вопрос, а неидеологический… В будущем в Европе должны быть две расы: германская и латинская. Эти две расы должны сообща работать в России для того, чтобы уменьшить количество славян. КРоссии нельзя подходить с юридическими или политическими формулами, так как русский вопрос гораздо опаснее, чем это кажется, и мы должны применить колонизаторские и биоло-гические средства для уничтожения славян»73. Это был уже инструктаж сателлиту.Зимой 1941/1942 гг. Бухарест уточнял планы депортации национальных меньшинств Бессарабии. Согласно письму министра-государственного секретаря по румынизации от 11 декабря 1941 г., предусматривалось «перемещение» гагаузовна Украину74. Депортация гагаузского народа была увязана с осуществлением колонизационных планов румынской администрации. 11 декабря 1941 г. глава ведомства румынизации,колонизации и инвентаря при правительстве Румынии, ссылаясь на указания маршала И. Антонеску, известил губернатора Бессарабии, что в принципе решен вопрос о «перемещении»гагаузов на Украину, поскольку в их селах намечено поселить румынских колонистов из Южной Добруджи, возвращенной Болгарии в 1940 г., и арумын (аромунов) - беженцев из Македо-нии. Губернатору предписали спланировать депортацию гагаузов и определить время ее проведения, с тем, чтобы увязать их выселение с колонизационной кампанией75, а последнюю - свесенним севом 1942 г.В конце 1941- начале 1942 г. ведомство румынизации и колонизации Румынии направило специальные комиссии в Дубоссарский, Рыбницкий, Балтский, Ананьевский, Ямпольский, Могилев-Подольский уезды «Заднестровья» для изучения ус- ловий колонизации на месте76. Но безлюдных территорий в румынской зоне оккупации не имелось, и 26 февраля 1942 г. И.Антонеску напомнил на заседании правительства о необхо- димости после «устранения» евреев «избавиться и от других меньшинств - русских, украинцев, болгар, гагаузов». Вопрос о том, от какой национальной группы следует «избавиться» в первую очередь, решен еще не был, но на том же заседании он продолжил: «Мы должны всеми имеющимися средствами осу- ществлять антирусскую пропаганду»77. Выступая 11 апреля 1942 г. перед румынскими чиновниками в Бельцах, «правитель» за- явил, что «депортация» евреев является лишь «началом обще- го национального очищения Бессарабии». Когда представится возможность, подтвердил он, национальные меньшинства Бес- сарабии будут «устpанены»78.Депортации, хотя и в меньших размерах, продолжались. Весной 1942 г. развернули работу комиссии по проверке эт- нического происхождения жителей области. Поскольку в ходе депортации и уничтожения евреев значительная часть их соб- ственности была присвоена румынскими чиновниками и во- енными и в государственную казну не попала, решено было провести предварительный учет собственности меньшинств. Несмотря на распространение криптоэтничности, было вы- явлено, что в губернаторстве проживают 702,1 тыс. чел., при- надлежащих к национальным меньшинствам79; позднее, в мае1943 г., их собственность была оценена в 3809 млн. леев80. Де- портация православных национальных сообществ могла по- родить в Румынии политические проблемы. Кроме того, она дезорганизовала бы экономическую жизнь Бессарабии. Буха- рест осуществлял лишь частичные депортации. Весной 1942 г. немецким оккупационным властям на Украине были переда- ны более 1400 поляков и украинцев, поселившихся в Буджаке в1940 г.; была начата подготовка депортации еще 6271 поляка и 8589 украинцев81, проживавших, как и болгары, на юге Бессарабии. В августе 1942 г. И. Антонеску распорядился об их заклю-чении в концлагеря «Транснистрии»82. В июне, как отмечено, была начата депортация в «Заднестровье» цыган Румынии. К концу 1942 г. в концлагеря на Буге были отправлены также 8400бессарабских цыган83.Тогда же, летом 1942 г., «проблему этнических меньшинств юга Бессарабии изучал аппарат румынского правительства; шла работа над планом замены этих меньшинств «румынским элементом»84. В числе прочих, как славяне, выселению подле- жали бессарабские болгары. Однако Болгария являлась союз- ницей Румынии, и «болгарская акция» не могла не ухудшить отношения между Софией и Бухарестом, и без того напряжен- ные после «уступки» Румынией Болгарии Южной Добруджи, отобранной у нее после Второй Балканской войны 1913 г. Тем не менее, Национальный центр румынизации и Министерство иностранных дел Румынии работали над составлением плана«эвакуации» болгарского населения юга Бессарабии85. Но самой крупной операцией по уничтожению, подготавливаемой оккупантами, являлось «очищение» от иноэтничного населения Бу- ковины. В ноябре 1942 г., в разгар сражения под Сталинградом, Кабинет по управлению Бессарабией, Буковиной и Трансни- стрией при правительстве Румынии (КББТ) рассматривал во- прос о выселении из Буковины 457 тыс. украинцев86.Несмотря на поражения агрессоров на фронте, планы де- портаций оставались в силе и на втором этапе войны. 12 де- кабря 1942 г., когда румынские войска уже были разгромлены под Сталинградом, глава ведомства румынизации и колониза- ции Румынии напомнил «правителю» о непременном условии проведения колонизационных мероприятий на Буковине: «С точки зрения национальных интересов, необходимо, в пер- вую очередь, удалить украинское и русинское население», как самое многочисленное. Речь шла о депортации «только» 406,5 тыс. чел.87 В ответ на письмо министра обороны К.Пантази от2 декабря 1942 г. о необходимости воодушевить фронтови- ков, посулив крупные наделы хотя бы кавалерам ордена Ми- хая Храброго, И. Антонеску указал: «Если выиграем войну, мы эвакуируем из Бессарабии и Буковины всех чуженационалов, и тогда у нас будет 700-800 тыс. га, кроме того, 3 млн. - в "Транс- нистрии"»88. Таким образом, проведение депортаций было по- ставлено в зависимость от исхода войны.Губернатор Г. Алексяну предлагал уже к весне 1943 г. закон- чить очищение от «чуженационалов» приднестровских сел, создав тем самым условия для приема колонистов. «Колония,- вдохновенно писал он «правителю», - должна быть создана из компактного румынского села, из людей, связанных семей- ными узами, ибо в противном случае румынское население, разбросанное среди другого населения, может потерять свою этническую ценность»89. И. Антонеску решил, что некоторые из этих мер могут быть осуществлены немедленно. 15 февра-ля 1943 г., после капитуляции немецких войск под Сталингра- дом, была прекращена допризывная подготовка украинцев, русских, болгар и гагаузов в Бессарабии и Северной Буковине90. В апреле по распоряжению диктатора из шести сел Рыбницко- го уезда были выселены 515 украинских семей, в общей слож- ности более 3000 чел.91 Их отправили в Очаковский уезд, где к тому времени были уничтожены тысячи евреев и цыган.Население оккупированных областей не знало содержания правительственной переписки, но постоянные проверки эт- нического происхождения всех и каждого, учет собственности национальных меньшинств, воспоминания о судьбе евреев и цыган создавали вокруг них обстановку обреченности. Уже весной 1942 г. в Бессарабии распространялись тревожные слу- хи о предстоящей депортации меньшинств за Днестр, а также о том, что в Бессарабию на их место будут привезены румын- ские колонисты92. Это обстоятельство помешало оккупантам выяснить действительный национальный состав населения.«Большинство местных украинцев, бескультурных и частично денационализированных, - высокомерно докладывал в мае1942 г. шеф полиции Кишинева, - как и лиц иного этнического происхождения, из страха быть подвергнутыми репрессивным мерам (увольнение с работы, лишение прав, перемещение в Заднестровье и т. п.) пытались скрывать свое этническое про- исхождение при заполнении бюллетеней учета населения или уклонялись от прописки, что особенно осложнило перепись местного населения»93. 5 октября 1942 г., когда немецкие во- йска вышли к Волге, шеф полиции Бессарабии доложил в Бу- харест: «Кишиневская квестура полиции и полиция Бендер отмечают озабоченность нацменьшинств в связи со слухами, распространенными заинтересованными лицами, будто всех их вместе с семьями вышлют за Днестр […] Среди русских в по- следнее время заметна живая тревога, вызванная страхом быть отправленными в Транснистрию. Такое настроение сложилось главным образом в результате осуществления некоторых ме- роприятий властей, как то: инвентаризация имущества русско- го населения и запрещение под угрозой наказания разговари- вать по-русски. Тем не менее, это национальное меньшинство в семейном кругу, среди приятелей и знакомых и, что самое опасное, в общественных местах, не стесняясь, разговаривает по-русски»94. Последнее оккупанты обоснованно считали ак- том морального сопротивления.Как достижение оккупационной политики сигуранца Бесса- рабии отметила в январе 1943 г.: «Поскольку недавно распро- странился слух, что меньшинства будут высланы в Трансни- стрию, замечено, что очень многие из них пытаются доказать свое молдавское происхождение»95. Отметим: все-таки не«румынское». Но «проблема» национальных меньшинств, казалось, решалась и без депортаций. Вследствие высокой смертности населения и распространения криптоэтничности совокупная численность национальных меньшинств Бессара- бии за два года оккупации сократилась почти на 10 %. В августе1943 г. она составляла всего 673,6 тыс. чел.; в наибольшей сте- пени, на 20 %, официально сократилась численность русских - с158,1 тыс. до 132,8 тыс. чел.96 Опасались депортации и болгары, но они надеялись, что их вышлют не в концлагеря на Буге, а в Болгарию. Поэтому «румынами» объявили себя только немно- гие болгары-коллаборационисты.Запретный язык, одежда, обувь…Совместная защита функционального пространства русского языка уже в 1918-1940 гг. являлась выражением духовного единства народов Бессарабии, их общего протеста против по-литики румынизации97. Но оккупационная политика, ознаменованная уничтожением целых национальных сообществ и террором даже более массовым, чем при подавлении восста-ний 1919 и 1924 гг., была призвана подавить также бессарабские традиции языкового поведения.Однако оккупанты были вынуждены считаться с языковой ситуацией. 22 июня - 22 августа 1941 г., когда на территории Молдавии шли бои, отдел пропаганды генштаба румынскойармии организовал на русском языке 138 радиопередач, 21 комме
Ключевые слова
Авторы
Всего: 1
Ссылки
Левит И.Э. Участие Румынии в агрессии против СССР. С. 242.
Dallin A. Odessa, 1941-1944. A case study of Soviet Territory under Foreign Rule. February 14, 1957. Santa Monica. California. P. 85.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4663. Л.159.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4482. Л. 405.
Basarabia. 1942. 22 iunie.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4232. Л. 497.
Там же. Д. 4485. Л. 194.
110. Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР. С.287.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне… Т. 2. С. 200.
Там же. Ф. 1354. Оп. 1, Д. 284. Л. 315.
Там же. Ф. 171. Оп. 7. Д. 61. Л. 306.
Там же. Ф. 1658. Оп. 2. Д. 4. Л. 293.
Гратинич С.А. На левом берегу Днестра. Кишинев. 1985. С. 43.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4485. Л. 471.
Там же. Ф. 1354. Оп. 1. Д. 284. Л. 68.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 520. Л. 86.
Шорников П.М. Бессарабский фронт (1918-1940 гг.). 2-е изд., перераб. и доп. Тирасполь. 2011. С. 166-180 и др.
Moraru P. Serviciile secrete şi Basarabia. Bucureşti, 2008. (1918- 1991). P. 23.
Одесский областной Государственный архив. Ф. 2249. Оп. 1. Д. 22. Л. 1.
Там же. Ф. 2249. Оп. 3. Д. 167. Л. 51.
Там же. Д.171. ЛЛ. 1-3.
Там же. Ф. 1354. Оп. 1. Д. 280. Л. 284.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 555. ЛЛ. 22,25.
Там же. Д. 517. Л. 9.
Там же. Д. 483. Л. 18.
Basarabia. 1942. 9 septembrie.
НА РМ. Ф. 679. Оп. 1. Д. 6392. Л. 321.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4485. Л. 555.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне… Т. 2. С. 150
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4482. ЛЛ. 406-408 93. Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 4477. Л. 179.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне… Т. 2. С. 125, 126.
Черновицкий областной Государственный архив. Ф.Р-307. Оп. 1. Д. 2381. Л. 20.
Там же. С. 273.
Там же. С. 273,274.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне... Т. 2. С. 570. 85. Там же. С. 127.
НА РМ. Ф. 706. Оп. 1. Д. 490. Л. 174.
Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР, С. 272.
Там же. Д. 489. Л. 505; Д. 483. Л. 746.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 484. Л. 211.
Там же. Ф.339. Оп.1. Д. 2663. Л. 26.
НА РМ. Ф. 06. Оп. 1. Д. 520. Л. 86.
Там же. С. 265.
Там же. С. 242.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне... Т. 2. С. 96.
Гратинич С.А. На левом берегу Днестра. Кишинев, 1985. С. 37.
Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР. С. 191.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 517. Л. 7.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне войне… Т. 2. С. 35.
Назария С. История без мифов. Вторая мировая война: генезис, ход и итоги. Кишинев, 2010. С. 229.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне войне… Т. 2. С. 73.
Там же. С. 37.
Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против
СССР. Истоки, планы, реализация (1.IX.1939 - 19.XI.1942). Кишинев, 1981. С. 287.
НА РМ. Ф. 706. Оп.1. Д.555. Л.154.
Шевяков А.А. Экономическая и военно-политическая агрессия германского империализма в Румынии. Кишинев. 1963. С. 108,109.
Левит И.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР. С. 264, 265.
ам же. Д. 4481. Л. 452.
Там же. Л. 41.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 59. Л. 305.
Там же. Оп. 1. Д. 555. Л. 28.
Там же. Ф. 112. Оп. 1. Д. 689. Л. 31.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 481. Л. 217; Ф. 680. Оп. 1. Д. 4812. Л. 295.
Там же. Ф. 1354. Оп. 2. Д. 16. Л. 5.
Там же. Ф. 680. Оп. 1.Д. 4666. Л. 457.
Там же. Ф. 2948. Оп. 1. Д. 32. ЛЛ. 7, 216, 219.
НА РМ. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 20. Л. 39, 43, 45,94,95; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне... Т. 2. С. 43-44.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4808, Л. 153; Д. 4483. Л. 407.
Там же. Д. 4670. Л. 429.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4481. Л. 453.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4670. Л. 429.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 59. Л. 221.
Советский Придунайский край. С. 194.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4480. Л. 949.
Там же. Д. 4481. Л. 453. 118 2011, № 4 (26)
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 483. Л. 296.
Там же. Ф. 1931. Оп. 1. Д. 69. Л. 70; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Сборник документов и материалов. Кишинев, 1976. Т. 2. С. 37.
Там же. Ф. 1931. Оп. 1. Д. 69. Л. 70; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне... Т. 2. С. 37.
Там же. Ф. 706. Оп. 1. Д. 542. Л. 8.
Там же. Д. 4481. Л. 453.
Там же. Д. 4480. Л. 949.
Там же. Л. 868.
Там же. Д. 4483. Л. 41.
Советский Придунайский край (1940-1945 гг.). Документы и материалы. Одесса. 1968. С. 186.
Шорников П. Болгары Бессарабии в годы румыно-германской оккупации (1941- 1944) // Мысль. 2006. № 3 (33). С. 89-98.
НА РМ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4234. Л. 366.
Поглубко К., Забунов И. Обновленная Твардица. С. 71.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4571. Л. 164.
Monitorul oficial. № 305 din 30 decembrie 1942. P. 68.
НА РМ. Д. 4489. Л. 594.
Там же. Ф. 706. Оп. 1.Д. 555. Л. 28.
Там же. Д. 520. Л. 86.
Там же. Д. 4233. Л. 444.
НА РМ. Ф.680. Оп.1. Д. 4482. Л. 407.
Одесский областной Государственный архив. Ф. 2249. Оп. 1. Д. 760. Л. 110.
Там же. Ф. 339. Оп.1. Д. 2663. Л. 5.
Там же. Ф. 1894. Оп.1. Д. 112. Л. 35; Ф. 680. Оп. 1. Д. 4233. Л. 444.\
Там же. Ф. 680.Оп. 1. Д. 4234. Л. 518.
Там же. Ф. 2067. Оп. 1. Д. 112. Л. 13; Д. 113. Л. 4.
Табак И.В. Русское население Молдавии: численность, расселение, межэтнические связи. Кишинев, 1990. С.72
НА РМ. Ф. 706. Д.1123. Л. 444.
Там же. Ф. 173. Оп. 1. Д. 608. Л.184.
Там же. Ф. 680. Оп. 1.Д. 4659. Л. 237.
Там же. Д. 4483. Л. 41.
Там же. Д. 4480. Л. 436; Ф. 706. Оп. 1. Д. 1010. Л. 8.
Там же. Д. 4485. Л. 194.
Там же. Д. 4236. Л 4.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4236. Л. 87.
Там же. Д. 4237. Л. 51.
Там же. Ф. 680. Оп. 1. Д. 4812. Л. 295.
Там же. Ф. 112. Оп. 1. Д. 689. Л. 31.
Шорников П. Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в ХХ - начале XXI века // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. Кишинев. 2005. № 2 (2). С. 151-177.
Recensămîntul general al populaţiei Romăniei. Vol.II. Neam, limba maternă, religie. Bucureşti. 1938 // Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 121.
Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 128-132.
Recensămîntul general al provinciei Basarabia. Bucureşti, 1939. P. 6.
НА РМ. Ф. 706. Д. 1123. Л. 444).
НА РМ. Ф. 3021. Оп. 5. Д. 27. Л. 16
НА РМ. Ф. 706. Оп. 1. Д.555. Л. 28.
Там же. Оп. 1. Д. 520. Л. 86; Д. 498. Л. 170.
Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. П., 1923. С. 12,15
Абакумова-Забунова Н.В. Русское население городов Бессарабии XIX в. Кишинев, 2006. С. 11.
Leonte Ivanov. Imaginea rusului şi a Rusiei în literatura romănă. 1840-1948. Chişinău: Cartier, 2004. P. 22.
Степанов В.П. Украинцы Республики Молдова. Очерки трансформационного периода (1989-2005). Кишинев, 2007. С. 3
Назария С. Холокост: страницы истории (На территории Молдовы и в прилегающих областях Украины, 1941-1944). Кишинев, 2005.
Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007. С. 266-294.