Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника. Часть 1
Имя выдающегося русского археолога и историка Валентина Васильевича Седова (1924-2004) хорошо известно не только специалистам, но и всем интересующимся историей древних славян и Руси: на его трудах выросло не одно поколение как профессиональных историков, так и любителей науки о прошлом. Труды учёного, без преувеличения, составили целую эпоху в отечественном славяноведении. В своих исследованиях В.В. Седов реконструировал целостную картину этнического, социального, культурного и политического развития славянского мира с древнейших времён до монгольского нашествия на широком фоне общеевропейской истории. Фактически он дал науке полноценный материальный «скелет» славянской истории, на который ещё многим историкам, археологам, лингвистам, антропологам и представителям других дисциплин предстоит нанизывать конкретные факты.
Valentin Vasilevich Sedov. Parts of the Life and Writing of this Slavic Toiler. Part 1.pdf Имя выдающегося русского археолога и историка Валентина Васильевича Седова (1924-2004) хорошо известно не только специалистам, но и всем интересующимся историей древних славян и Руси: на его трудах выросло не одно поколение как профессиональных историков, так и любителей науки о прошлом. Труды учёного, без преувеличения, составили целую эпоху в отечественном славяноведении. В своих исследованиях В.В. Седов реконструировал целостную картину этнического, социального, культурного и политического развития славянского мира с древнейших времён до монгольского нашествия на широком фоне общеевропейской истории. Фактически он дал науке полноценный материальный «скелет» славянской истории, на который ещё многим историкам, археологам, лингвистам, антропологам и представителям других дисциплин предстоит нанизывать конкретные факты. Но едва ли в обозримом будущем наука о древних славянах сможет отойти от принципиальных схем исторического развития славянства, выработанных Седовым. Учёный сполна осуществил своё призвание в науке - быть исследователем истории славян в древности и в раннем средневековье. В наши непростые времена, когда славянский мир разобщён, а многие славянские народы разделены взаимными обидами, В.В. Седов веско и аргументированно показывал единство всех славян, общие истоки их истории, культуры, языков, этнографических особенностей, менталитета. Он объяснял, как постоянно происходили разнообразные схождения и расхождения различных славянских группировок, как они перемешивались и каким сложным был процесс становления современных славянских народов, каждый из которых сформировался на основе разных по происхождению славянских групп. Учёный почти не занимался публицистикой, но его спокойные, без полемического задора и резкости научные работы, где не было и намёка на какую-либо политику, всегда ставили прочный заслон на пути любых псевдонаучных спекуляций, авторы которых пытались разорвать единство славянского мира или представить славян дикарями, чуждыми европейской цивилизации и культуре. В.В. Седов, как когда-то П.И. Шафарик, споривший с немецкими учёными-националистами, которые славянам на карте Европы практически не оставляли места и либо «приводили» их вместе с гуннами из Азии, либо «помещали» в Припят-ских болотах1, убедительно показывал исконность проживания славян в Центральной Европе, где они, наряду с кельтами, германцами, италиками, иллирийцами и другими европейскими этносами, сложились на основе древнеевропейской языковой общности, археологически представленной кругом культур полей погребальных урн. К моменту образования своих первых государств славяне имели за плечами сложную историю, полуторатысячелетний опыт этнополитического и социокультурного развития и взаимодействия с соседними этносами. В одном интервью на вопрос: «Вам никогда не хотелось написать книгу по современной истории?» - В.В. Седов ответил: «Некогда! Я после окончания монографии об Изборске хочу еще написать о балтах в древности. Балты - это самые близкие славянам народы среди индоевропейцев. Это латыши, литовцы, пруссы, ятвяги. Часть балтов вошла в состав славян»2. (К сожалению, смерть помешала исследователю осуществить задуманное, и книга о балтах осталась ненаписанной). В этом, наверное, был весь Седов - человек, всецело поглощённый древней историей славян и Руси. Но нередко сугубо научные академические работы имеют не меньшую общественную актуальность, чем публицистические статьи, а подчас - и гораздо большую. Впрочем, иногда ученый всё-таки брался за «публицистическое перо». В первую очередь, тогда, когда историческим и археологическим памятникам, культурному наследию России угрожала опасность. Тогда его голос звучал столь же громко, как и в научных спорах3. Жизнь, общественная и административная работа, многогранная научная деятельность Седова постепенно становятся объектом внимательного изучения4, но осмысление его места и работ в контексте мировой и российской исторической науки ХХ ст., значения его исследований для её будущего только начинается. Немаловажна в этой связи большая доступность его работ для специалистов и широкого круга любителей истории. Эта задача может решаться двумя взаимодополняющими путями: 1) переизданием основных работ учёного, а в идеале - изданием полного собрания его сочинений; 2) оцифровкой работ исследователя. В рамках второго пункта мной было начато составление собрания работ В.В. Седова в электронном виде. На данный момент (20.10.2012) оно насчитывает более 130 единиц, в числе которых книги ученого, написанные им главы в коллективных изданиях, его статьи, рецензии, отчёты о научных мероприятиях и т. д.5 Собрание это непрерывно пополняется, так как конечная его цель заключается в создании полной подборки работ исследователя в электронном виде, что, разумеется, никоим образом не отменяет необходимости создания аналогичного собрания в печатном виде. Можно сказать, что без работ Седова представить нашу историческую науку просто невозможно, это настоящая энциклопедия славянской и древнерусской истории и культуры. Простое перечисление тем, в раскрытие которых учёный внёс свой весомый вклад, рискует сильно затянуться: тут и славянский этногенез, и пути славянского расселения, и взаимодействие славян с окружающим миром, и история соседей славян - балтов и финно-угров, и эволюция материальной культуры славян, и славянское язычество, и становление первых славянских городов, и формирование первых славянских государств и народностей, и история древнерусской деревни, и славянская антропология, гидронимика, и ещё много чего. Тем не менее, можно выделить три ключевые темы, пронизывающие всё творчество В.В. Седова, изучение которых учёным будет подробно рассмотрено ниже: 1) расселение славян по Восточной Европе и формирование древнерусской народности; 2) происхождение и начальные этапы истории славян. Много лет Седов создавал свою фундаментальную концепцию славянского этногенеза, которая по праву стала одной из основных в науке и ныне является опорной точкой в дальнейших исследованиях этой проблемы; 3) образование славянских городов. Валентин Васильевич Седов родился 21 ноября 1924 г. в городе Бого-родске (с 1930 г. - Ногинск) в семье рабочих Истомкинской текстильной фабрики (отец - Василий Васильевич, мать - Анна Фоминична)6. Будущий историк окончил школу в 1941 г. и поступил в Московский авиационный институт, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала его учёбу: летом 1942 г. он стал курсантом Гомельского военно-пехотного училища, а в ноябре попал на фронт. Боевой путь Седова начался под Сталинградом. (Сергей Григорьевич Кляшторный как-то рассказывал о том, как в рамках культурной программы конференции, посвящённой Великому Волжскому пути, они вместе плыли на корабле по Волге. Когда подплывали к Астрахани, Седов вспоминал, как здесь в 1942 г. формировалась их часть и как пешком по степи они шли к Сталинграду...) За годы войны он побывал командиром стрелкового и пулеметного отделений на Сталинградском, Южном, Степном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском и Прибалтийском фронтах и закончил ее на Дальнем Востоке, где принимал участие в разгроме Японии. Боевые заслуги В.В. Седова были отмечены такими высокими наградами, как орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги». После войны Седов увлёкся историей. «Может быть, время такое было - такое бурное, победа в Великой Отечественной войне, хотелось знать, как это началось, и глубже», - вспоминал он впоследствии7. Так фронтовик оказался в стенах исторического факультета МГУ, где уже на первых курсах увлёкся археологией, начав свой путь полевого исследователя в 1951 г. в Новгородской экспедиции, руководимой блестящим археологом Артемием Владимировичем Арциховским (1902-1978). И первые же его полевые сезоны ознаменовались сенсационным открытием - обнаружением языческого святилища Перуна под Новгородом, того самого, в котором дядя Владимира Добрыня установил в 980 г. идол Перуна8. Как совершенно справедливо констатирует А.В. Чернецов, «обращаясь к списку научных трудов В.В. Седова, не удается выделить среди них те, которые можно было бы назвать ученическими. В своих ранних публикациях Валентин Васильевич появляется на научном небосклоне, подобно Афине из головы Зевса, в полном вооружении»9. В дальнейшем Седов провёл множество полевых сезонов, раскапывая разнообразные славянские и древнерусские памятники: в 1955-1961 гг. он изучал поселения древнерусской Смоленской земли; в 1955-1968 гг. раскапывал древнерусские города Владимир, Гороховец, Суздаль, Ярополч-Залесский; в 1961-1965 гг. руководил разведками и раскопками курганов в Западной Белоруссии; в 1966-1969 гг. вёл разведки и раскопки длинных курганов и городищ Новгородчины и Псковщины; с 1970 по 1992 г. руководил археологическим изучением древнего Изборска. В ходе этих исследований им были добыты ценнейшие материалы, существенно обогатившие научные знания о славянской и древнерусской истории и культуре. По окончании университета (1951 г.) он поступил в аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР (ныне Институт археологии РАН), с которым связал всю свою дальнейшую судьбу. В 1954 г. В.В. Седов защитил кандидатскую диссертацию «Кривичи и словене», а в 1967 г. стал доктором исторических наук (диссертация «Славяне Верхнего Поднепро-вья и Подвинья»). Долгая продуктивная работа ученого была достойно отмечена как в России, так и за рубежом: в 1994 г. его избрали почетным академиком Латвийской академии наук, в 1997 г. - членом-корреспонден-том РАН, а в 2003 г. - академиком. В 1984 г. за книгу «Восточные славяне в VI-XIII вв.» он был удостоен Государственной премии СССР, а в 1998 г. за труды по славянскому этногенезу - Государственной премии РФ. Помимо этого, он - лауреат Забелинской (1994 г.) и Демидовской (1998 г.) премий. Будучи незаурядным учёным, В.В. Седов был и талантливым организатором науки. С 1974 г. он руководил сектором археологических сводов, где, как указывает А.В. Чернецов, «заложил основу гигантской картотеки и собрания паспортов на археологические памятники России»10, а с 1983 г. - отделом археологической службы, объединившим сектор сводов и отдел новостроечных работ. В 1988 г. возглавил ключевое подразделение Института археологии - отдел полевых исследований, структуру, контролирующую все археологические работы на территории России. В 1980-1993 гг. работал в Международном совете по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), а в 1992-1993 гг. был президентом Российского национального комитета совета. С 1980 г. он являлся членом Исполнительного совета и Постоянного совета Международной Унии славянской археологии (МУСА), а в 1985 г. стал членом бюро Унии. В 1997 г. учёный возглавил экспертный совет Российского гуманитарного научного фонда по историческим наукам. По словам А.В. Чернецова, «в порой непростых коллизиях академической жизни, в отстаивании своих взглядов в научной полемике Валентин Васильевич всегда являлся примером исключительной прямоты и принципиальности»11. C 1989 г. В.В. Седов был членом редколлегии журнала «Советская археология» (с 1992 г. - «Российская археология»), а с 1996 г. - членом редсовета ведущего археологического издания России. В 1990-е гг. он инициировал возобновление выхода ключевых археологических изданий, выпуск которых прервался в трудное для страны и науки время - начало 90-х: «Археологические открытия» (выпуск возобновлён в 1993 г.) и «Краткие сообщения Института археологии» (2001 г.). Седов стал ответственным редактором обоих изданий, также под его редакцией увидело свет большое количество разных книг. Ученый участвовал во множестве научных мероприятий - съездах, конференциях, симпозиумах, «круглых столах» и т д., многие из которых он сам и организовывал. Нередко Седов выступал с отчётами о них на страницах периодических изданий. В 1980 г. он основал семинар «Археология и история Пскова и Псковской земли», носящий ныне имя своего основателя и ставший крупнейшей площадкой для обсуждения разнообразных проблем истории Псковщины. В 1996 г. в Новгороде, в значительной мере усилиями Седова, был проведен VI Международный конгресс славянской археологии. В работе конгресса приняли участие учёные многих стран, его труды, обобщившие итоги археологического изучения славянства на середину 1990-х гг., вышли в пяти томах под редакцией В.В. Седова12. Этот научный форум сыграл важную роль в деле актуализации славистических исследований на постсоветском пространстве, показал важность славянской археологии как особого направления археологической науки. Из всего этого видно, сколько внимания ученый уделял организации научной работы. Он мечтал объединить в едином творческом порыве исследователей славянской и древнерусской истории разных специальностей. Многим археологам-славистам посчастливилось быть учениками Седова, войти в состав созданной им научной школы. Под его руководством было защищено тридцать кандидатских диссертаций, а шесть его учеников стали докторами наук13. В завершение этого краткого биографического очерка процитирую слова коллеги В.В. Седова по Институту археологии А.В. Чернецова: «Во всех случаях он выступал как активный и чрезвычайно ответственный работник. Валентин Васильевич самым внимательным образом знакомился с каждым поступающим в ОПИ отчетом (а их туда приходит более 1000 каждый год), тщательнейшим образом редактировал многочисленные рукописи, которые проходили через его руки как ответственного редактора. Скромный и молчаливый, В.В. Седов совершенно преображался, когда речь заходила о волнующих его научных проблемах. Таким же, полным интереса к окружающему, Валентин Васильевич представал в родной для него обстановке полевого лагеря, знакомясь с раскопками и коллекциями, в зарубежных поездках, когда ему предоставлялась возможность осматривать достопримечательности незнакомых городов»14. Жизнь Валентина Васильевича Седова оборвалась в ночь с 4 на 5 октября 2004 г. Всего на десять дней пережил он свою верную подругу жизни Марию Владимировну Седову (1930-2004), замечательного специалиста по древнерусскому искусству. Они счастливо прожили долгие годы и умерли почти в один день, словно в красивой сказке. Сын В.В. Седова Владимир Валентинович Седов (род. в 1960 г.) продолжил семейную традицию служения исторической науке. Он - известный искусствовед, археолог, специалист по древнерусской архитектуре15. Книга по истории древних балтов и многие другие, что мечтал написать В.В. Седов, остались ненаписанными. Но и того, что он успел сделать, хватит, чтобы ещё долго будить исследовательскую мысль. Кто знает, сколько ещё предстоит науке осмыслять наследие ученого? Поневоле вспоминается строчка из песни Александра Розенбаума: «''Был'' - я ненавижу это слово...». Нет, Седов не «был», он есть, он с нами. В своих трудах, научных открытиях, мыслях, чувствах, мечтах он остался с нами навеки. Лично я не знал Валентина Васильевича Седова. Но для меня он - не часть историографии, а словно живой собеседник. Когда я писал статью, посвящённую проблеме, о которой в последние годы жизни много размышлял Валентин Васильевич, - о реконструкции самоназвания славян, представленных именьковской археологической культурой16, то, пусть это не покажется кому-то странным, я видел его в качестве своего главного читателя. Я очень хотел, чтобы он прочёл эту работу, и не раз ловил себя на мысли, что мнение о ней кого бы то ни было ещё меня, в сущности, мало интересует. Но, увы, моему главному читателю этой статьи не прочесть и не поделиться со мной своим мнением. В.В. Седова нет, но удивительное ощущение диалога с учёным через его работы есть. И, надеюсь, не только у меня. В.В. Седов видел в археологии не просто науку об артефактах, извлекаемых из земли, но прежде всего науку историческую, археологические материалы рассматривались им как непосредственный источник исторических фактов. По его мнению, по археологическим данным вполне возможна реконструкция реальных исторических процессов, причём, в отличие, скажем, от лингвистической реконструкции, реконструкция их в конкретном пространственно-временном диапазоне. Ученый считал, что каждый народ имеет свои устойчивые этнографические признаки, выявляемые археологически. Это погребальный обряд, домостроительство, украшения, керамика, изготавливаемая домашним способом, и т. д. Весь комплекс этих признаков не мог радикально измениться мгновенно, он менялся плавно, и эти изменения археология вполне может проследить и отделить первостепенные этнические признаки от второстепенных, принесённых модой или влиянием соседей. Поэтому, если археологическая культура выделяется по комплексу устойчивых признаков, она обычно соответствует этнической общности, что не исключает существования полиэтничных культур. Но их неоднородность в археологических материалах заметна, а потому возможно отделить «внешние» надэтнические признаки от «внутренних» этнических и дифференцировать полиэтническую культуру на этнические ареалы. Если же археологической преемственности при смене культур не фиксируется, а видна резкая смена всех основных этнографических признаков, то это говорит о смене населения или о наслоении одного этноса на другой. Соответственно и распространение признаков одной культуры на другие территории, если речь идёт не об одном-двух типах артефактов, а об их комплексе, свидетельствует о миграциях носителей этой культуры. Поэтому археология на современном уровне развития вполне способна, по мнению В.В. Седова, восстановить сложные процессы древних миграций, ассимиляций одних этносов другими, разделения этнических групп и их сближения и т. д. И важнейшее значение в археологическим исследовании древних этапов истории того или иного народа принадлежит ретроспективному методу: продвижению от поздних, надёжно этнически атрибутированных древностей к тем, от которых они происходят, а от них ещё дальше, и так - к самым истокам, к моменту формирования этноязыковой группы (Происхождение и ранняя история славян. С. 38-43; Славяне в древности. С. 83-89; Славяне. С. 34-37). Все эти тезисы исследователя представляются совершенно справедливыми. Напротив, попытки вычеркнуть археологию из числа исторических наук, превратить её в замкнутую саму на себя науку о вещах видятся ошибочными, равно как и попытки уйти в этногенетических исследованиях от ретроспективного метода и подменить его простым анализом «сходства» разных культур, позволяющим делать разнообразные кульбиты сквозь пространство и время, не имеющим никакого отношения к реальным историческим событиям. В качестве примера такого подхода может быть названа гипотеза Д.А. Мачинского и М.Б. Щукина о происхождении первых достоверно славянских культур (пражской и пеньковской) от балтских культур лесной зоны Восточной Европы (штрихованной керамики, днепро-двинской, юхновской), между которыми нет ни территориального стыка, ни промежуточных групп памятников, ни генетического родства, которое для названных авторов подменяет определённое фактически на глазок «сходство»17. В то же время В.В. Седов старался максимально полно использовать достижения всех других наук. Он постоянно привлекал лингвистические материалы, причём корректность и системность его работы с ними была отмечена О.Н. Трубачёвым18. Учёный старался все археологические реалии последовательно сопоставить с реалиями лингвистическими и найти корреляцию между ними. Что касается антропологии и гидронимии, то Седов самостоятельно работал в сфере указанных наук: ему принадлежит ряд работ по славянской антропологии19 и первая сводная антропологическая карта славян эпохи средневековья20, а также работы по славянской гидронимии в её корреляции с археологическими данными (характерно название одной из работ учёного - «Этногенез славян по данным археологии и гидронимии»)21. К примеру, он существенно пополнил список балтских гидронимов лесной полосы Восточной Европы (Славяне Верхнего Подне-провья и Подвинья. С. 10-11). Именно стремление к междисциплинарности, к максимально полному учёту всех возможных фактов, к тому, чтобы выводы, сделанные на материалах одной науки, не входили в непримиримое противоречие с данными других наук, было своеобразной визитной карточкой В.В. Седова. К сожалению, такой подход в нашей науке - большая редкость: обычно учёные или делают выводы сугубо на «своих» материалах, не задумываясь о том, как эти выводы будут выглядеть с точки зрения других наук, или привлекают материалы выборочно и сугубо иллюстративно. Седов же работал с данными всех наук комплексно и блестяще осуществил в своих исследованиях принципы комплексного источниковедения. Нельзя не отметить и доскональное знание ученым историографии тех вопросов, о которых он писал. Б.А. Рыбаков даже охарактеризовал его знание историографии славянского этногенеза и музейных коллекций раннеславянских древностей как «исчерпывающее»22. В.В. Седову принадлежат самые полные на сегодняшний день историографические очерки по проблеме происхождения славян (Происхождение и ранняя история славян. С. 7-16; Очерки по археологии славян. С. 3-48; Славяне в древности. С. 5-59). Историографическими экскурсами исследователь сопровождал каждый свой шаг. Такое великолепное владение историографическим материалом позволяло учёному верно определять своё место в контексте развития науки и разграничивать перспективные и бесперспективные историографические линии. i. Проблемы славянского расселения в Восточной Европе и становления древнерусской народности в работах в.в. Седова Вопросы, связанные с археологией и этнокультурной историей славян Восточной Европы VI-XIII вв., занимали в научном творчестве Седова центральное место. Полностью соответствующей проблематике посвящено семь монографических исследований учёного23 и ещё пять - частично24. Число же его статей, в которых рассматриваются указанные вопросы, огромно25. Исследователю были чужды догматизм и «окостенелость», которым подвержены многие его коллеги, всю жизнь переписывающие положения первых своих работ, не считаясь ни с чем. Он постоянно находился в научном поиске и нередко корректировал и менял свои взгляды в соответствии с новыми данными, которые в археологии появляются гораздо быстрее, чем в «письменной» истории. Поэтому я охарактеризую концепцию ученого преимущественно по его последним, итоговым работам, с некоторыми экскурсами к трудам более ранним, чтобы показать становление и эволюцию его взглядов в историографическом контексте. Накануне образования Древнерусского государства и древнерусской народности Восточная Европа, по мнению Седова, была заселена представителями четырёх крупных славянских этнокультурных группировок, имевших различные истоки (Древнерусская народность. С. 25-179): 1) северная её часть была занята носителями культур длинных курганов (кривичи), новгородских сопок (словене) и браслетообразных сомкнутых височных колец (имя носителей которой в летописях не сохранилось). Вероятно, оно там фигурирует как меря. Все эти культуры образовались в результате миграции в середине I тыс. н.э. центральноевропейского населения, преимущественно из пшеворского ареала, в лесную зону Восточной Европы; 2) юго-восточная её часть была занята носителями волынцевской и ведущих своё происхождение от неё культур: роменской (северяне), бор-шевской (имя её носителей не сохранилось в летописях), верхнеокской (вятичи) и радимичской. Эта группа славян генетически связана с существовавшей в IV-VII вв. в Среднем Поволжье именьковской культурой; 3) юго-западная её часть была занята культурой типа луки-райковец-кой (дулебы русских летописей) и развившимися на её основе культурными ареалами летописных волынян, дреговичей, древлян и полян. Эта славянская группировка является одним из ответвлений пражской археологической культуры, носители которой в византийских источниках VI-VII вв. были известны под именем склавинов-славян; 4) крайний её юг и юго-запад были заняты хорватами, уличами и тиверцами, культуры которых ведут своё происхождение от пеньковской археологической культуры, носители которой, очевидно, были антами византийских источников. Рассмотрим эту реконструированную В.В. Седовым этнографическую картину подробнее, особенно в её ключевых звеньях и моментах, вызывающих дискуссии. Одно из ключевых мест в работах ученого занимает кривичская культура длинных курганов, все материалы которой, имевшиеся в распоряжении науки на начало 1970-х гг., были им опубликованы (Длинные курганы кривичей). Эта сводка сохраняет своё значение по сей день, так как, несмотря на то, что впоследствии был раскопан ряд новых памятников, качественных сдвигов в наших знаниях об этой культуре не произошло, и новая, более полная сводка её материалов пока никем не составлена. В период своего расцвета в VIII-IX вв. культура длинных курганов занимала огромную территорию: Псковщину, часть Новгородчины, Верхнее Поднепровье и Подвинье с сопредельными регионами. Имя своё культура получила по характерному типу погребальных памятников - удлинённым курганам от 10 до 100 и более метров длиной. В них иногда содержится весьма значительное число захоронений (от одного-двух до двадцати с лишним) по обряду трупосожжения, которые в большинстве своём являются безурновы-ми и безынвентарными или содержат весьма незначительный инвентарь (бронзовые бляшки, пряжки, ножи, кресала, глиняные пряслица, стеклянные бусы и т. д.). Жили носители культуры длинных курганов преимущественно на открытых селищах, хотя постепенно появляются и городища (например Изборск), дома строили чаще наземные, посуду делали вручную, без гончарного круга. В развитии культуры длинных курганов наблюдаются два этапа: на первом (V-VII вв.) она занимала преимущественно современную Псковщину и некоторые районы Новгородчины (псковские длинные курганы), а с конца VII в. начала распространяться на юг, охватив будущие Полоцкую и Смоленскую земли (смоленско-полоцкие длинные курганы), что, очевидно, отражало процесс расселения её носителей. При этом культура длинных курганов в Смоленско-Полоцких землях имеет ряд отличий от псковской. В частности, там нет очень длинных курганов, превышающих 30 м. В IX-X вв. длинные курганы постепенно сменяются полусферическими, культура длинных курганов исчезает, и занятый ею регион становится частью древнерусской культуры. В.В. Седов убедительно обосновал принадлежность культуры длинных курганов известному по летописям восточнославянскому этнополитическому союзу кривичей, приведя в пользу этого утверждения следующие аргументы: - сопоставление длинных курганов с пришедшими им на смену полусферическими, славянская принадлежность которых уже вне всяких сомнений, показывает, что они совершенно идентичны в устройстве и в особенностях погребального ритуала; - длинные и полусферические курганы обычно находятся в одних группах, образуя единые могильники, что говорит о преемственности оставившего их населения. На каком-то этапе длинные курганы сосуществуют с полусферическими, что наглядно показывает постепенную смену погребального обряда; - керамические материалы IX-Х вв. генетически связаны с керамикой культуры длинных курганов; - никакого притока нового населения в конце I - начале II тыс. н.э. в регион Верхнего Поднепровья и Подвинья, равно как и в бассейн Чудского озера, не фиксируется. Некоторые предметы материальной культуры выходят в этот период из обращения, но, во-первых, происходит это постепенно, а во-вторых, не только на территории культуры длинных курганов, поэтому говорить о каком-либо сломе культурной традиции невозможно; - ранние памятники культуры длинных курганов на Псковщине, занятой до этого финно-угорской культурой текстильной керамики, не обнаруживают с ней никакой преемственности, свидетельствуя о приходе в регион больших масс нового населения с новым хозяйственным укладом, которое и явилось создателем новой культуры; - ареал культуры длинных курганов полностью совпадает с тем ареалом, который летописи отводят кривичам; - лингвистические материалы показывают родственность смоленскополоцких и псковских говоров26. Единственный период, когда эти два региона были охвачены единой культурой, - это время культуры длинных курганов; - лингвистически древнейшие контакты славян с предками эстонцев относятся ко времени до образования древнерусского языка и датируются временем, начиная с VI в.27, что полностью соответствует археологически фиксируемым контактам носителей культуры длинных курганов с предками эстонцев; - отдельные финские или балтские черты в культуре не являются для неё основными и носят региональный характер. Они отражают ассимиляцию славянами автохтонного населения. Все эти аргументы (Кривичи; Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 91-124; Длинные курганы кривичей. С. 36-41; Об этнической принадлежности псковских длинных курганов; Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 46-58; Славяне в раннем средневековье. С. 211-217; 229-238; Древнерусская народность. С. 117-128; 140-145; Славяне. С. 354-364) никем не опровергнуты. Но, несмотря на это, постоянно выдвигаются гипотезы о неславянской этнической атрибуции культуры длинных курганов и её финно-угорской либо балтской принадлежности (С.К. Лаул, ГС. Лебедев, А.Н. Башенькин, В.Я. Конецкий, Е.А. Шмидт и др.)28. Однако все эти предположения фактически не выходят за рамки догадок и не имеют серьёзной аргументации. Они, в отличие от концепции В.В. Седова, основаны не на всём комплексе данных, а только на каких-то отдельных его частях, которые абсолютизируются, а все остальные моменты при этом игнорируются. Добавим несколько исторических аргументов в пользу правоты Седова и кривичской принадлежности культуры длинных курганов: - если предположить финское происхождение культуры длинных курганов, это означает, что накануне формирования Древнерусского государства имела место мощная экспансия финского населения в Верхнее Под-непровье и Подвинье. Никаких исторических, лингвистических или топонимических подтверждений этому нет; - если предположить балтское происхождение культуры длинных курганов, то непонятно, почему она возникла вне балтского культурного и ги-дронимического ареала на Псковщине. Балтская экспансия в этот регион неизбежно оставила бы заметные следы в гидронимии, но их практически нет; - если предположить любое неславянское происхождение культуры длинных курганов, то неясным станет вопрос, с какими археологическими реалиями связывать называемый в летописях восточнославянский этнополитический союз кривичей (летописная локализация которого идеально совпадает с ареалом распространения рассматриваемой культуры), так как на смену культуре длинных курганов приходит уже вполне стандартная древнерусская культура, отражавшая процесс нивелировки славянского и иного населения Восточной Европы, его интеграции в рамках древнерусской народности. Тезис Е.Р Михайловой, согласно которому «сложный комплекс погребальной обрядности КПДК, распространившийся по огромной территории, следует трактовать скорее как явление духовной жизни и религиозных практик древнего населения, чем как отражение неких социальных или этнических структур»29, ничего не проясняет, а только запутывает проблему. Каким образом единый «сложный комплекс погребальной обрядности» мог распространиться среди разноэтничного населения на огромных территориях в условиях отсутствия государственных институтов, если не было тех, кто его распространял в ходе своей миграции? По мнению этой исследовательницы, постепенная смена культуры длинных курганов древнерусской культурой означала смену населения соответствующих регионов30. С этим утверждением совершенно невозможно согласиться, так как процесс нивелировки культур отдельных славянских этнополитий охватил в то время всю Восточную Европу, что, однако, не говорит о том, что там произошла смена населения. Просто в условиях становления древнерусской народности и формирования Древнерусского государства стирались локальные различия между культурами вошедших в его состав «племён», вырабатывалась единая древнерусская культура. Процесс этот шёл постепенно: в каких-то районах местные культурные особенности исчезли раньше, в каких-то - позже. Но нет никаких оснований трактовать процесс постепенного угасания «местных» восточнославянских культур как смену этнического лица соответствующих регионов. Таким образом, на данный момент тезис В.В. Седова о кривичской принадлежности культуры длинных курганов является наиболее фундированным и учитывающим всю совокупность фактов, а не какие-то отдельные из них, как это имеет место у его оппонентов. На данный момент нет никаких серьёзных оснований сомневаться в правоте ученого в этом вопросе. Более сложный характер имеет проблема истоков кривичской культуры длинных курганов. Уже в своих ранних работах Седов выдвинул гипотезу о приходе её носителей в середине I тыс. н.э. из Центральной Европы (Кривичи. С. 54-59; Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 195108; Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 58; Славяне в древности. С. 296304; Славяне в раннем средневековье. С. 209-211), но тогда в её пользу не было прямых оснований. Она вытекала из того факта, что исследователь не обнаруживал иных её истоков: до формирования культуры длинных курганов её будущие земли были заселены финнами и балтами, древности которых не имеют с ней генетической связи, а каких-либо существенных импульсов с юга в имеющихся материалах ученый не видел. Все местные культуры, предшествовавшие или синхронные культуре длинных курганов, в том числе и тушемлинскую, он рассматривал как дославянские (Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 29-45). В эти же годы прямо противоположную концепцию славянского заселения Восточноевропейской равнины развивал П.Н. Третьяков, по мнению которого оно осуществлялось с юга группами позднезарубинецкого населения и их потомками31. Согласно П.Н. Третьякову, смена этнического лица населения лесной зоны Восточной Европы произошла только однажды: при расселении поздних «зарубинцев». В.В. Седов же считал, что она происходила также и в период появления культуры длинных курганов, в то время как зарубинецкий импульс не имел большого значения, а сама эта культура ещё не была славянской. В ранних работах исследователь считал её носителей балтами, но впоследствии несколько скорректировал свою позицию и предположил, что они представляли собой особую группу населения, родственную как славянам, так и западным балтам. Потомки «зарубинцев» в зависимости от ситуации вливались либо в ряды балтов, либо славян32. Ныне точка зрения П.Н. Третьякова развивается Н.В. Лопатиным и А.Г. Фурасьевым, которые считают, что, начиная с III в., потомки «зарубинцев», носители киевской культуры, расселялись в северном направлении, что привело к возникновению памятников круга Заозерье-Узмень, на основе которых впоследствии формируются культуры длинных курганов и тушем-линская, существовавшая в V-VIII вв.33, после чего на её территории расселяются носители культуры длинных курганов, ассимилируя «тушемлин-цев». В последних работах В.В. Седов привёл новые веские аргументы в пользу своей позиции. Он собрал и обобщил данные о находках вещей провинциальноримских типов, массово появившихся в лесной зоне Восточной Европы в середине I тыс. н.э. (шпоры и удила, железные бритвы, железные пластинчатые кресала, пинцеты, В-образные рифленые пряжки, некоторые типы подвесок, железные втульчатые наконечники копий, новые типы серпов, каменные жернова для ручных мельниц и т д.). Учитывая стремительность и массовость их распространения, а также то, что в этот период собственно провинциальноримские культуры (пшеворская и черняховская) уже прекратили своё существование, невозможно говорить о распространении в середине I тыс. н.э. в лесной зоне Восточной Европы провинциальноримских артефактов вследствие торговых или культурных связей. Оно, безусловно, отражает мощную миграцию населения из центральноевропейского пшеворского ареала (Древнерусская народность. С. 91-117; Славяне. С. 348-354), которое только и могло быть создателем культуры длинных курганов. Причины, побудившие большие массы среднеевропейского населения к миграции, состоят в гуннском нашествии и резком похолодании, вызвавшем подъём уровня рек и озёр, увеличение площади болот, что привело к затоплению плодородных почв. Вследствие этого Среднее Повисленье опустело, и есть основания полагать, что значительная част
Ключевые слова
археология,
В.В. Седов,
славяне,
этногенез,
расселение,
длинные курганы,
Slavic Studies,
Valentin Vasilevich Sedov,
Russian Archeologist and HistorianАвторы
Жих Максим Игоревич | Санкт-Петербургский государственный университет | аспирант исторического факультета | max-mors@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. С. 260
Зеленин Д.К. О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода // ДСИЯ. 1948. Т. 26. С. 93
Rospond S. Prasłowianie w świetle onomastyki // I Międzynarodowy kogres archeologii słowiańskiej. Т. I. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1968
Агеева Р.А. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1974. С. 153-185
Udolph J. Die Landnahme der Ostslaven im Lichte der Namenforschung // JGO. 1981. Bd. 29. S. 321-336
Shevelov G.Y. A Prehistory of Slavic. Heidelberg, 1964. P. 302
Stieber Z. Zarys gramatyki porównawczej języków słowiańskich. Warszawa, 2005. С. 68
Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. М., 2006. С. 342
Lamprecht A. Praslovanština a její chronologické členění // Československé přednášky pro VIII. Mezinárodní sjezd slavistů. 1978. С. 145
Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2004
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. О роли памятников III-V вв. в формировании…
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира. С. 92-103
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира. С. 11
Исланова И.В. Удомельское Поозерье в эпоху железа и раннего средневековья. М., 1997. С. 22-56, 126-129
Дыбо В.А., Замятина Г.И., Николаев С.Л. Основы славянской акцентологии. М., 1990. С. 156-159
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира в III-V вв. М., 2007
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. О роли памятников III-V вв. в формировании культур Псковских длинных курганов и Тушемли-Банцеровщины // ПАВ. 1994. № 9
Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. С. 44-48
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. С. 74-78
Третьяков П.Н. По следам древних славянских племён. Л., 1982
Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970
Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966
Михайлова Е.Р. Культура псковских длинных курганов. Проблемы хронологии и развития материальной культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПб., 2009. С. 15
Шмидт Е.А. Кривичи смоленского Поднепровья и Подвинья. Смоленск, 2012. С. 8-62
Setälä E.N. Suomensukuisten kanosojen esihistoria // SS. 1926. I. S. 160
Буров В.А. К проблеме этнической принадлежности культуры длинных курганов // РА. 1996. № 1
Моора Х.А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете данных археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. С. 128-131
Николаев С.Л. К истории племенных диалектов кривичей // СС. 1990. № 4
Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. М., 1949. С. 230-234
Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969
Седов В.В. Север Восточноевропейской равнины в период переселения народов и в раннем средневековье (предыстория северновеликорусов) // КСИА. 2005. Вып. 218
Седов В.В. Русы в VIII - первой половине X века // КСИА. 2002. Вып. 213
Седов В.В. О русах и Русском каганате IX века // Славяноведение. 2003. № 2
Седов В.В. Освоение славянами Восточно-Европейской равнины // Восточные славяне. Антропология и этническая история. М., 2002
Седов В.В. К этногенезу волжских болгар // РА. 2001. № 2
Седов В.В. Русский каганат IX века // ОИ. 1998. № 4
Седов В.В. Предыстория белорусов // КСИА. 2001. Вып. 211
Седов В.В. Белорусское Подвинье и Смоленское Поднепровье в период великого переселения народов. РА. 1998. № 2
Седов В.В. Восточнославянская этноязыковая общность // ВЯ. 1994. № 4
Седов В.В. Становление курганной обрядно- сти в раннесредневековом славянском мире // Проблемы происхождения и исторического развития славян. Киев; Львов, 1997
Седов В.В. Симпозиум «Проблема именьковской культуры» // РА. 1994. № 3
Седов В.В. Из этнической истории населения средней полосы Восточной Европы во второй половине I тысячелетия н.э. // РА. 1994. № 2
Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси // КСИА. 1993. Вып. 208
Седов В.В. Формирование восточнославянской народности // КСИА. 1990. Вып. 198
Седов В.В. Диалектно-племенная дифференциация славян в начале средневековья по данным археологии // X Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. ИКЭФСН. М., 1988
Седов В.В. Жилища словенско-кривичского региона VIII-X вв. // КСИА. 1986. Вып. 183
Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв. н.э. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986
Седов В.В. Об этнической принадлежности псковских длинных курганов // КСИА. 1981. Вып. 166
Седов В.В. Начальный этап славянского расселения в области днепровских балтов // БСИ. 1980. М., 1981
Седов В.В. Городища Смоленской земли // Древняя Русь и славяне. Сборник статей к 70-летию академика Б.А. Рыбакова. М., 1978
Седов В.В. Анты // Проблемы советской археологии. М., 1978
Седов В.В. Этногеография Восточной Европы середины I тысячелетия н.э. по данным археологии и Иордана // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978
Седов В.В. Смоленская земля // Древнерусские княжества X-XIII вв. М., 1975
Седов В.В. Ещё раз о вкладе балтов в культуру восточных славян // СА. 1973. № 3
Седов В.В. Ранние курганы вятичей // КСИА. 1973. Вып. 135
Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // СА. 1972. № 4
Седов В.В. Культура днепро-двинского междуречья в конце I тыс. до н.э. // СА. 1969. № 2
Седов В.В. Рязано-Окские могильники // СА. 1966. № 4
Седов В.В. Из истории восточнославянского расселения // КСИА. 1965. Вып. 104
Седов В.В. Курганы ятвягов // СА. 1964. № 4
Седов В.В. Дреговичи // СА. 1963. № 3
Седов В.В. Кривичи // СА. 1960. № 1
Седов В.В. О юго-западной группе восточнославянских племён // Историко-археологический сборник к 60-летию А.В. Арциховского. М., 1962
Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое ис- следование. М., 2002. С. 203-323; 348-402; 525-574
Седов В.В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода
Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 287-321
Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 68-94; 186-253; 358-384
Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. С. 101-133
Седов В.В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982
Седов В.В. Новгородские сопки. М., 1970
Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970
Седов В.В. Длинные курганы кривичей. М., 1974
Седов В.В. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли (VIII-XV вв.). М., 1960
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 218. Прим. 8
Седов В.В. Становление и этногенез славян (по данным археологии и гидронимии) // XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. ИКЭФСН. М., 1993
Седов В.В. Некоторые ареалы архаических славянских гидронимов и археология // Перспективы развития славянской ономастики. М., 1980
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 36-37
Седов В.В. Балтская гидронимия Волго-Окского междуречья // Древнее население в Подмосковье. М., 1971
Седов В.В. К палеантропологии восточных славян // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977
Седов В.В. Славянские курганные черепа Верхнего Поднепровья // СЭ. 1955. № 3
Седов В.В. Славяне Среднего Поднепровья (по данным палеоантропологии) // СЭ. 1974. № 1
Седов В.В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода // СА. 1953. Вып. XVIII
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002. С. 439
Седов В.В. Антропологические типы населения северо-западных земель Великого Новгорода // КСИЭ. 1952. Вып. 15
Щукин М.Б. Семь миров древней Европы и проблемы этногенеза славян // Славяне: этногенез и этническая история. Л., 1989
Щукин М.Б. Рождение славян // Стратум. Структуры и катастрофы. СПб., 1997
Щукин М.Б. О трех путях археологического поиска предков раннеисторических славян. Перспективы третьего пути // АСГЭ. 1978. Вып. 28
Мачинский Д.А. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения русского государства в середине VIII - середине XI в. // ТГЭ. 2009. Т. 49. С. 472-483
Мачинский Д.А. Миграция славян в I тысячелетии н.э. (по письменным источникам с привлечением данных археологии) // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981
Жих М.И. К проблеме реконструкции самоназвания носителей именьковской культуры // История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2011 года. Пенза - Белосток - Прага, 2011
Валентин Васильевич Седов. С. 132-136
Чернецов А.В. Валентин Васильевич Седов. С. 7
Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. V: История и культура древних и средневековых славян. М., 1999
Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. IV: Общество, экономика, культура и искусство славян. М., 1998
Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. III: Этногенез и этнокультурные контакты славян. М., 1997
Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. II: Славянский средневековый город. М., 1997
Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. I: Проблемы славянской археологии. М., 1997
Чернецов А.В. Валентин Васильевич Седов. С. 5
Седов В.В. Новые данные о языческом святилище Перуна (по раскопкам Новгородской экспедиции 1952 г.) // КСИИМК. 1954. Вып. 53
Учёный до мозга костей. Интервью с В.В. Седовым
Седов В.В. Древнерусское языческое святилище в Перыни // КСИИМК. 1953. Вып. 50
Валентин Васильевич Седов (Сост. В.Е. Родникова)
Харлашов Б.Н. и др. Семинар «Археология и история Пскова и Псковской земли» имени академика В.В. Седова // ВРГНФ. 2007. № 3 (48)
Работы В.В. Седова. Часть 1. 1950-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal. com/460329.html (дата обращения: 28.10.2012). Часть 2. 1960-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal.com/461101.html Часть 3. 1970-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal.com/462580.html Часть 4. 1980-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal.com/463704.html Часть 5. 1990-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal.com/464060.html Часть 6. 2000-е гг.: http://rossica-antiqua.livejournal.com/464143.html
Гайдуков П.Г. К выходу в свет книги В.В. Седова «Изборск в раннем средневековье» // Изборск и его округа: материалы международной научно-практической конференции, 2007-2008 гг. Изборск, 2009
Макаров Н.А., Гайдуков П.Г., Лопатин Н.В., Седов Вл. В. Последняя книга академика В.В. Седова. Вместо заключения // Седов В.В. Изборск в раннем средневековье. М., 2007
Белецкий С.В. Как начинался Псковский семинар // Там же
Кирпичников А.Н. Слово о В.В. Седове // АИППЗ. Материалы LI научного семинара, посвящённого памяти академика В.В. Седова. 2006
Лопатин Н.В. Слово о В.В. Седове // АО 2004 г. М., 2005
Лабутина И.К. Об одном из последних выступлений В.В. Седова в защиту археологического наследия // Изборск и его округа. Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Изборск, 2006
Завьялов В.И. Памяти В.В. Седова // КСИА. 2005. Вып. 218
Лабутина И.К. В.В. Седов и Псковский край // АИППЗ. Материалы 50-го научного семинара. 2004
«Это был очень серьезный ориентир в нашей жизни». Псковские коллеги вспоминают В.В. Седова // ПГ. 2004. № 38 (208)
Памяти В.В. Седова: умер бессменный часовой Пскова // ПГ. 2004. № 38 (208)
Белецкий С.В., Щеглова О.А. Светлой памяти М.В. и В.В. Седовых // Stratum plus. 2005-2009. № 5
Игнатьева В.П. Слава его мало волновала... // ПП. 2004. 14 октября
Памяти В.В. Седова // Славяноведение. 2005. № 4
Седов Валентин Васильевич. Некролог. Коллеги и ученики // РА. 2004. № 4
Чернецов А.В. Валентин Васильевич Седов // РА. 2004. № 4
Валентин Васильевич Седов // Восточная Европа в средневековье. К 80-летию В.В. Седова. М., 2004
Валентин Васильевич Седов / Сост. В.Е. Родникова. Вступ. ст. Н.А. Макарова / РАН. Материалы к биобиблиографии учёных: Исторические науки. Вып. 28. М., 2004 (далее - Валентин Васильевич Седов)
Макаров Н.А. Валентин Седов // На рубеже тысячелетий. Книга о людях культуры и искусства. Псков, 2002
Седов В.В. Юбилейный вандализм // ПГ. 2004. № 38 (208)
Валентин Васильевич Седов: биобиблиографический указатель / Рос. акад. наук, Ин-т археологии / Cост. Н.В. Лопатин. М., 1999
Учёный до мозга костей. Интервью с В.В. Седовым // ПГ. 2003. № 43 (164)
Шафарик П.И. Славянские древности. Т. I. Кн. 1. М., 1847; Т. I. Кн. 2. М., 1847; Т. II. Кн. 1. М., 1847; Т. II. Кн. 2. М., 1847
Кузьмин А.Г. Учёные мнения и легенды о славянской прародине // Славяне и Русь: Проблемы и идеи. М., 2001. С. 5
Малярчук Б. Следы балтийских славян в генофонде русского населения Восточной Европы // RJGG. 2009. Т. I. № 1
Седов В.В. Русский каганат IX века
Седов В.В.Древнерусская народность. С. 50-82
Седов В.В. Русы в VIII - первой половине X века
Седов В.В. Славяне. С. 245-295
Седов В.В. О русах и Русском каганате IX века
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. С. 22-46
Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. С. 194-197
Шаскольский И.П. Известия Бертинских анналов в свете данных современной науки // ЛХ. 1980. М., 1981
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М., 2002. С. 13-38
Филюшкин А.И. Титулы русских государей. М.; СПб., 2006. С. 18-24
Сташенков Д.А. Об этнокультурных связях населения именьковской культуры // Славяноведение. 2006. № 2
Расторопов А.В. Вопросы этнокультурной истории населения именьковской культуры // Древняя и средневековая археология Волго-Камья. Сборник статей к 70-летию П.Н. Старо- стина. Казань, 2009
Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981
Матвеева Г.И. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. Куйбышев, 1986
Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV-VII вв. Именьковская культура. Самара, 2004. С. 65-74
Матвеева Г.И. К вопросу об этнической принадлежности племен именьковской культуры // Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма (сборник тезисов). М., 1988
Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV-VII вв. С. 74-78
Кляшторный С.Г. Праславяне в Поволжье // Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005
Галкина Е.С. Данники Хазарского каганата в письме царя Иосифа // СРИО. 2006. Т. 10 (158). Россия и Крым. С. 380-382
Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб.; Казань, 2011
Жих М.И. К проблеме реконструкции самоназвания…
Жих М.И. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура: проблема соотношения // Тюркологический сборник
Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. М., 1967. С. 31-32
Матвеева Г.И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. Самара, 1997. С. 98-99
Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV-VII вв. С. 77-79
Седов В.В. К этногенезу волжских болгар
Седов В.В. Славяне. С. 254-255
Баран В.Д. Давнi слов’яни. Киïв, 1998. С. 71-72
Кляшторный С.Г., Старостин П.Н. Праславянские племена в Поволжье // История татар с древнейших времен. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002
Голдина Р.Д. Исторический опыт позитивного взаимодействия народов, живших в Удмуртии в древности и Средневековье // Россия и Удмуртия: История и современность. Ижевск, 2008. С. 39-41
Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в I тыс. н.э.: Историко-археологическое исследование. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. С. 72-137
Смирнов А.П. Некоторые спорные вопросы истории волжских болгар // Историко-археологический сборник. М., 1962. С. 162-165
Приймак В.В. Територіальна структура межиріччя Середньої Десни і Середньої Ворскли VIII - поч. XI ст. Суми, 1994. С. 11
Приходнюк О.М. Пеньковская культура (Культурно-археологический аспект исследования). Воронеж, 1998. С. 75-76
Сухобоков О.В. Ранні етапи культури літописних сіверян (ще раз про пам’ятки волинцевського типу) // Восточноевропейский археологический журнал. 2000. № 3: http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/sukhobokov.htm
Сухобоков О.В. Днепровское лесостепное Левобережье в VIII-XIII вв. Киев, 1992. С. 16-36
Гавритухин И.О., Обломский А.М. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. М., 1996. С. 133, 144-147
Обломский А.М. Структура населения лесостепного Поднепровья в VII в. н.э. // Археологічний літопис лівобережної України. 2007. № 1-2. С. 5
Авдусин Д.А. Происхождение древнерусских городов (по археологическим данным) // ВИ. 1980. № 12. С. 29
Седов В.В. Древнерусская народность. С. 45-46
Моця А.П. Население Среднего Поднепровья IX-XIII вв. Киев, 1987. С. 106-107
Жих М.И. К проблеме реконструкции… С. 28-30
Жих М.И. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура…
ПСРЛ. Т. I. Стб. 10; Т. II. Стб. 8
Жих М.И. К проблеме реконструкции… С. 27-28
Трубачёв О.Н. Ранние славянские этнонимы - свидетели миграции славян // ВЯ. 1974. № 6
Григорьев А.В. Северская земля в VIII - начале XI в. по археологическим данным. Тула, 2000. С. 162-173
Жих М.И. К проблеме реконструкции… С. 30-37
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. С. 35
Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства // Славяноведение. 2001. № 4
Петрухин В.Я. О «Русском каганате», начальном летописании, поисках и недоразумениях в новейшей историографии // Там же
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 293 и сл.
Баран В.Д. Державотворчі та етнокультурні процеси в період Київської Русі // Істину встановлює суд історії: Збірник на пошану Ф.П. Шевченка. Т. II Київ, 2004
Воронятов С.В. Волынцевская «культура» и «Русский каганат» // Альманах молодых археологов. СПб., 2005
Поляк А.Н. Восточная Европа IX-X вв. в представлении Востока // Славяне и их соседи. М., 2001. Вып. 10
Свердлов М.Б. Локализация русов в арабской географической литературе IX-X вв. // ИВГО. 1970. № 4
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 172-234
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. С. 63-138
Галкина Е.С. Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н.э.). М., 2006. С. 180-270
Галкина Е.С. Этносы Восточной Европы в цикле «О тюрках» арабской географической литературы // RA. 2010. № 1
Otrębski J. Rusь // RS. 1977. Т. XXXVIII. Cz. I
Седов В.В. Древнерусская народность. С. 66-67
Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 11-50
Трубачев О.Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 2005. С. 131-186
Трубачев О.Н. Русь. Россия. Очерк этимологии названия // Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. II. М., 2005
Максимович К.А. Происхождение этнонима Русь в свете исторической лингвистики и древнейших письменных источников // Сборник в честь 60-летия И.С. Чичурова. М., 2006
Фомин В.В. К вопросу о несостоятельности скандинавской этимологии имени «Русь» // УЗ ИФ ЛГПУ. 2009. Вып. 6
Фомин В.В. Начальная история Руси. М., 2008. С. 78-162
Тихомиров М.Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // СЭ. 1947. Т. VI-VII
Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951. С. 28-68
Рыбаков Б.А. Древние русы // СА. Т. XVII. М., 1953
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. С. 56-67
Кучкин В.А. «Русская земля» по летописным данным XI - первой трети XIII в. // ДГВЕ. 1992-1993 гг. М., 1995
Рыбаков Б.А. Древние русы
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. С. 56-67
Воронятов С.В. Волынцевская «культура» и «Русский каганат». С. 201, 207
Воронятов С.В. Волынцевская «культура» и «Русский каганат»
Приймак В.В. Идеи Е.А. Горюнова в свете изучения систем расселения Днепровского Левобережья I тыс. н.э. // Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем Средневековье. СПб., 2004. С. 284
Приймак В.В. Територіальна структура… С. 26
Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства: сравнительно-исторический аспект. М., 2009. С. 150
Воронятов С.В. Волынцевская «культура» и «Русский каганат». С. 204-207
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. С. 36-37, 225
Березовец Д.Т. Про iм’я носiïв салтивьскоï культури // Археологiя. Т. XXIV. Киïв, 1970
Талис Д.Л. Росы в Крыму // СА. 1974. № 3
Николаенко А.Г. Северо-Западная Хазария или Донская Русь? Волоконовка, 1991
Галкина Е.С. Салтово-маяцкая культура и проблема Русского каганата // НТ МПГУ. 1997
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата
Галкина Е.С. К осмыслению титула «хакан русов» в арабо-персидской географии IX-XII вв. // НТ МПГУ. 2003
Галкина Е.С. «Хакан рус» в средневековой арабской географической литературе // Глобализация и мультикультурализм: Доклады и выступления. VII Международная философская конференция «Диалог цивилизаций: Восток - Запад», 14-16 апреля 2003 г. М., 2004
Галкина Е.С. Номады Восточной Европы. С. 385-441
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. С. 187-191
Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. С. 309-328
Галкина Е.С. Номады Восточной Европы. С. 427-434
Ляпушкин И.И. Памятники салтовской культуры в бассейне реки Дона // МИА. 1958. Вып. 62
Жих М.И. Древняя Русь и ее степные соседи: К проблеме Русского каганата // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. [Кишинев]. 2009. № 3 (17)
Жих М.И. О предыстории Волынской земли (VI - начало X в.) // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. [Кишинёв]. 2008. № 3-4 (13-14)
Штыхов Г.В. Древнерусская народность: реалии и миф // Этногенез и этнокультурные контакты славян
Баран В.Д., Баран Я.В. Iсторичнi витоки украïнського народу. Киïв, 2005
Меркулов В.И. Была ли древнерусская народность? // НТ МПГУ. 2006. С. 12-19
Толочко П.П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. СПб., 2005
Жих М.И. Начало истории Новгорода: http://www.ruspole.info/ node/2355
Жих М.И. Народ и власть в Киевской Руси (до конца XI века) // ВН. 2012. № 10. С. 156
Жих М.И. Славянская знать догосударственной эпохи по данным начального летописания // Социальная мобильность в традиционных обществах: История и современность. Ижевск, 2012