Духовное возрастание и подвижническая жизнь на Галицкой Руси преподобного Иова (Железо), игумена Почаевского | Русин. 2012. № 3 (29).

Духовное возрастание и подвижническая жизнь на Галицкой Руси преподобного Иова (Железо), игумена Почаевского

Преподобный Иов, игумен Почаевский (ок. 1551 — †28 октября 1651) – святой Русской и Вселенской Православной Церкви, выдающийся подвижник благочестия, галичанин по месту рождения и ревностный борец за право руccкого населения Великого Княжества Литовского и впоследствии Польши быть всегда православными по вере и русинами по духу. Ревностный защитник Православия в тяжелое время Брестской церковной унии и господства на землях Западной Руси католической Польши своей высокоподвижнической жизнью и крепостью веры подтвердил свое родовое имя – Железо. Неутомимый борец с унией и латинством, сподвижник гетьмана Богдана Хмельницкого в его борьбе за Православие и русскость, просветитель нашего народа посредством книгопечатания – прп. Иов явил в своей жизни редкое сочетание культурной и политической работы с аскетическим отшельничеством. Ему - знаменитому игумену-руководителю и исихасту-молитвеннику, обязана Почаевская обитель своей известностью. Как первый и чрезвычайно деятельный игумен - он сыграл большую роль в становлении Почаевской обители, которую возглавлял ровно половину лет своей столетней жизни - до самой своей блаженной кончины. Его нетленные Мощи являются величайшей святыней монастыря, да и всего православного населения Западно-русского края.

Духовное возрастание и подвижническая жизнь на Галицкой Руси преподобного Иова (Железо), игумена Почаевского.pdf Преподобный Иов, игумен Почаевский (ок. 1551 — †28 ок- тября 1651) – святой Русской и Вселенской православной церкви, выдающийся подвиж- ник благочестия, галичанин по рождению и ревностный борец за право руccкого на- селения Великого княжества Литовского, а впоследствии Польши быть всегда право- славными по вере и русинами по духу. Первое жизнеописание прп. Иова составил его духовный ученик и преемник на игумен- ском служении отец Досифей (годы игуменства Досифея: 1659- 1 1666) . Его труд, впервые издан- ный в Почаевском монастыре в 1791 г., никак не претендует на то, чтобы быть научным ис- следованием в современном смысле. Биография прп. Иова изложена в нем в стиле кано- нического «жития» - душепо- учительного для христиан чтения, но это практически единствен- ный первоисточник, откуда можно почерпнуть основные сведения о преподобном2. Для нас это жизнеописание является своего рода остовом, который оживляется дополнительной информацией из других источников того времени. Данная статья представляет собой попытку такой компилятивной реконструкции галицкого периода жизни преподобного Иова в историческом контексте и, в согласии с церковной традицией, включает в себя некоторые гомилетические размышления и духовно-назидательные выводы. «земли Галицкия - светило Богосветлое...» Место рождения и детство человека играют решающую роль в его жизни. Детские годы в родительском доме имеют большое вли- яние на формирование наклонностей и всего нравственного харак- тера личности. Первый жизнеописатель святого Иова сообщает, что будущий прп. игумен Почаевский родился в 1551 г. в Прикарпатской Руси – в Покутье, краю, лежащем между Карпатскими горами и Днестром, недалеко от города Коломыи. Покутье (кут - угол) — историческая местность на западе Украины между реками Прут и Черемош. Этот самобытный регион был заселен русинами (украинцами) и мол- даванами, селившимися на малообжитых южных землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Культурным центром Покутья была Коломыя, хотя его название происходит от городка Куты. Горная часть Покутья также является и центральной частью Гуцульщины. Некоторое время Покутье, спорная территория между католиче- ской Польшей и православным Молдавским княжеством, входила в состав последнего. Научная статья в современной «Богословской 3 энциклопедии» местом его рождения - видимо, на основании на- родных преданий - указывает местечко Отыния (Отыня), известное уже с XIII в. По некоторым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с селом Угорники, на месте совре- менного урочища Новосёлки4. На интернет-сайте современного села Угорники Коломыйского района Ивано-Франковской области, которое расположено в окрестностях тогдашней Отынии, также ут- 5 верждается, что это село является местом рождения святого Иова . Интересно, что один из районов города Почаева (точнее, самого древнего поселения на его территории с первоначальным именем Юридика) носит название Кутець, которое очень схоже с назва- нием одного из главных городов Покутья – Куты у реки Черемош, на границе нынешней Ивано-Франковщины с Буковиной. Можно предположить, что сам прп. Иов дал такое название этой холмистой местности, очень похожей на его родину - Покутье в Прикарпатье. Достоверно известно, что ранее вся земля к северу от лавры явля- лась монастырской собственностью и была пожертвована первой благодетельницей обители Анной Гойской. Кроме того, этот участок земли находится между двумя холмами и огромным оврагом за ними и представляет собой треугольник, является «угловым». «Благочестивого корене отрасль добрая...» Родителей прп. Иова звали (согласно записи, вероятно, оставлен- ной им самим в монастырском помяннике) Иоанн и Агафия6. Эти имена вместе с именами других его родных находятся в особых помянниках Почаевской лавры, называемых «синодиками», и еже- дневно поминаются священноcлужителями на каждой проскоми- дии и на заупокойных богослужениях (панихидах). Как важно то, что сделал своим священническим и иноческим подвигом для своих родителей прп. Иов, а именно «навечное» за- упокойное поминовение их на литургии, можно видеть из следую- щего случая. Перед прославлением в 1896 г. святителя Феодосия Черниговского (1630-е — 1696) иеромонах, знаменитый старец Алексий (Шепелев) из Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи святого, устал и, за- дремав прямо возле мощей, вдруг увидел перед собой святителя, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, помянуть моих родителей». И он назвал их имена - иерей Никита и Мария. До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в Вы- дубицком монастыре, где свт. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена и, сле- довательно, истинность самого видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Пре- столом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил тогда во сне иеромонах Алексий. – «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но 7 приношение на литургии сильнее моих молитв!» . Если вспомнить назидания по подобному поводу другого вели- кого старца ХХ в. - Паисия Святогорца, то становится понятным, что - вне всякого сомнения! - праведная, святая жизнь прп. Иова есть «са- мая большая панихида» по усопшим его родителям, самое великое воздаяние за все их земные труды, скорби и подвиги, понесенные ради него в этой земной жизни. Родители святого Иова были, вероятно, дворянского рода, ибо только родовитые и состоятельные люди в те времена имели при имени то прозвище, которое в наше время называется фамилией. С подобным утверждением согласна и статья о прп. Иове в «Бого- словской энциклопедии», в которой указывается, что святой про- исходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Будучи людьми об- разованными, Иоанн и Агафия научили и своего сына русинской грамоте и церковнославянскому чтению, основам православной веры и подлинному патриотизму. Уже в доме он начал читать Свя- щенное Писание, богослужебные тексты, избранные труды святых отцов церкви и учителей монашества. По словам одного из дорево- люционных исследователей жизни прп. Иова протоиерея А. Хойнац- кого, преподобный происходил из тех русских галичан, «для кото- рых православие и русская народность составляли драгоценнейшее достояние, и которые, сами будучи лучшими борцами за отеческие обычаи, умели внушать те же чувства и стремления своим детям и 8 преемникам» . В подвиге монаха или монахини часто есть часть подвига его родителей – их веры, семейного добролюбия и жертвенной отда- чи своего чада Господу. На Руси, да и во всем православном мире, существовала традиция отдавать детей в монахи для того, чтобы они становились молитвенниками за весь род. Многие благочести- вые родители готовили детей к иночеству с детства. Причем такой обычай существовал не только в крестьянских, но и в дворянских семьях. Не удивительно, что составитель акафиста обращается к прп. Иову со следующей похвалой: «Радуйся, от утробы матерния избранный на подвиг служения Царю Небесному!» В роду прп. Иова были лица духовного звания. Когда он возглав- лял Почаевский монастырь, в приходской Рождество-Богородиц- кой (Пречистенской) церкви в Старом Почаеве служил священник Иаков Железо. Испытавший притеснения от местных магнатов, он к 1642 г. был лишен этого места служения Богу и русскому народу9. Но уже в следующем году в том же селе был воздвигнут новый дере- вянный храм в честь Покрова Богоматери, перестроенный в 1746 г. и сохранившийся до наших дней. Можно предположить, что к земному роду прп. Иова (Железо) принадлежат и все нынешние представители семей Залезницких, носящих его фамилию (несколько измененную на украинско-поль- ский лад) и живущих в Почаеве и его окрестностях. «по фамилии и имени житие твое...» Благодаря проходившему 13-16 августа 1628 г. в Киеве право- славному Собору, созванному митрополитом Киевским Иовом (Борецким), и принятому на нем в защиту православия соборно- му определению, которое, среди прочих, подписал и «иеромонах Иоанн Железо, игумен Почаевский, властною рукою», мы имеем удивительную возможность знать, какова была истинная фамилия прп. Иова. Он присутствовал на Соборе, который осудил униатские воззрения епископа Полоцкого Мелетия (Смотрицкого). В послед- ний день работы Собора, 16 августа, было обнародовано соборное определение, в котором отцы Собора оповещали, что они твердо придерживаются православия, обещают бороться с унией и призы- вают к тому всех православных. Вот под этим решением и подпи- сался смиренно, без указания своего игуменства, «железный» Иов. Своей твёрдостью в вере и постоянством в доброделании препо- добный Иов свою фамилию Железо (на современном украинском языке - Зализо) полностью оправдал. Она свидетельствовала о твер- дом исповедании им православной веры и усердии в любви к Богу, которые отличали его с детства. Железным по духу он был всю жизнь. Свидетельством этого яв- ляется его тело, которое по Божией воле осталось нетленным по- сле его блаженной кончины. «От долгого стояния на молитве, от беспрестанных и многолетних трудов у преподобного болели ноги. Вначале отекали, затем покрывались ранами. Со временем раны начинали гноиться и кровоточить. И вот теперь это тело, которое когда-то отставало от костей, которое прежде смерти было умерщ- влено трудами, лежит рядом с местом своих подвигов и благоухает. Его нетленную руку можно поцеловать. Она тепла, и если тебе будет страшно, то вовсе не оттого, что ты прикасаешься к мёртвому, а от- 10 того, что ты грешен, а прп. Иов свят» . В пещерном храме во имя прп. Иова в Почаевской Успенской лавре над входом в грот, где почивают его мощи, находится жи- вописный образ преподобного, впервые описанный протоиерем А. Хойнацким. Стихотворная надпись (вирши) в восемь строк под этой иконой объясняют причину нетленности тела святого: «По что, речеши, Мужъ сей тлею не снеденный? Слыши ответъ: Понеже Же- лезо реченный. В іноцехъ Іовъ, в схиме Іоаннъ званъ бяше...». На иконах он держит свиток, на котором написан стих из 15-го псалма: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему уви- деть тления» (Пс. 15, 10). «Даже, думаю, если бы и вправду было у Иова железо вместо пло- ти и костей, то истёрлось бы и искрошилось железо раньше 100-лет- него возраста. Человек слаб, но его гибкая слабость может быть долговечнее твёрдости мёртвого вещества, – пишет о преподобном Иове известный современный духовный писатель и проповедник из Киева протоиерей Андрей Ткачев. – Он очень силён, прп. Иов За- лизо. Это хорошо знают демоны. Когда святой игумен несколько раз в году покидает место своего покоя, когда он на плечах священно- служителей в праздники обносится на крестном ходе вокруг своего монастыря, демонское полчище рыдает на многие километры во- круг. Но не только поэтому силён Иов. Он силён потому, что спосо- бен пробить брешь в самой неприступной крепости — в привычном бездуховном человеческом мировоззрении. На обычную жизнь с её горестями и удовольствиями, на смысл жизни, на царствующую ныне смерть и на будущее всеобщее воскресение человек после знакомства с прп. Иовом начинает смотреть иначе. Холод умираю- щей жизни и её греховный смрад хоть ненадолго, но отступят. За- хочется тоже ожить, потеплеть от молитвы и запахнуть святостью», 11 - пишет тот же автор . Крещен прп. Иов был сразу после рождения и при крещении был назван Иоанном в честь великого Иоанна Пророка, Предтечи и Кре- стителя Господня. Возможно, родители избрали это имя как почита- емое в роду, так как Иоанном звали и его отца. А еще существовала традиция давать ребенку имя того святого, в день памяти которого он родился. Таким образом, имя ребенка определялось не грешной волей человеческой, а волей Божией. Св. Иоанн Креститель, в честь которого при крещении был наречен прп. Иов, как анахорет (от- шельник) и строгий аскет (подвижник) многими представителями восточного монашества с древних времен считается одним из пер- вых отцов-основателей иноческого жития. Выбор родителями для сына имени и небесного покровителя определил в свою очередь его собственный выбор жизненного пути и способа служения церк- ви и своему народу. В одном из вариантов акафиста прп. Иову об этом сказано так: «Радуйся, именем Иоанна, благодати тезоимени- таго, имже по рождении наречен был еси, яко печатию благодати запечатленный! Радуйся, яко приял еси имя Крестителя Господня, емуже пустыннолюбным житием добре поревновал еси!» подвижник с ранней юности С ранних лет Иоанн, как и многие русские святые, стал обнару- живать стремление к уединенной и молитвенной жизни. Наверное, по молитве и любви к Богу своих родителей он стал иноком. Та- кой жизненный выбор, по убеждению многих святых отцов церкви, предопределяется свыше. Иоанн как бы уже родился иноком, «живя как ангел Божий» в дому родителей, а в дальнейшем - среди бра- тии монастыря. Ему не исполнилось и десяти лет, как он оставил свой дом и, «уклонившись от очей любимых родителей», удалился в ближайший Спасо-Преображенский Угорницкий монастырь, где и попросил игумена «дозволить ему служить братии». «Радуйся, яко измлада услышал еси внутренний глас призвавшаго тя Господа! Ра- дуйся, яко десятолетен сый, сему гласу охотно последуй, уклонился еси от очию любимых ти родителей и во обители Угорницкой все- лился еси!» Согласно благоразумному пониманию евангельских слов самого Христа Спасителя, отрок Иоанн «возненавидел» не отца и мать (Лк. 39 14:26), а всё то, что мешает спасению души, общению человека с Богом, т. е., другими словами, он стремился не любить их более Бога. По этой причине преподобный, как сказано в акафисте ему, «дом родителей издетска оставил» (икос 1-й). Монашество – это всецелая жертва самого себя Богу. Жертвовать очень важно, и как много это человеку дает! Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную» (Мф. 19:29). Часто эти слова сбываются буквально: человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было. Угорницкая Спасо–Преображенская обитель в окрестностях се- ления Угорники, согласно сказаниям, была основана около 1280 г.: тогда там поселилось несколько монахов Киево-Печерского мона- стыря, разоренного ордами Батыя. Основанный пришедшими из Киева иноками монастырь действовал до 1812 г.12 Я.Э. Зеленина и В.Г. Пидгайко указывают, что о его местонахождении существуют различные мнения. Это не мог быть современный Угорницкий мо- настырь в селе Угорники Коломыйского р-на, поскольку последний был основан прп. Иовом (Княгиницким) только в 1603 г. и назван во имя Св. Архистратига Михаила. Версию о существовании в Угор- никах обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и современным с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.) существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский мужской монастырь, который на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как «ветхий». Историки относят его основание к середине XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне. По всей видимости, начальный период служения Иова (ок. 1561-1571) свя- зан именно с этим монастырем близ местечка Теребовля, центра отдельного староства (округа). Известны еще две обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский мужской монастырь (упоминается под 1611 г. в житии прп. Иова (Княгиниц- кого)), который находился в современном селе Старый Угринов Ка- лушского р-на Ивано-Франковской обл., и Угорский Троицкий муж- ской монастырь (находился в современном селе Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что прп. Иов какое-то время подвизался в этом Угорском Троицком мо- настыре и собственноручно выкопал там пещеры13. Сложность точ- ного установления монастыря, в котором прп. Иов стал монахом, происходит из-за того, что многие церковные и монастырские ар- хивы Западной Руси были почти полностью уничтожены местными католиками и униатами. Этим они надеялись стереть исторические следы пребывания православия на Галицкой Руси и в Почаевской обители. Маленький провинциальный Угорницкий монастырь стал широко известным и оставил след в истории только потому, что там когда-то жил в послушниках и впоследствии принял монашеский постриг прп. Иов: сведений о других подвижниках этой обители не дошло до нашего времени. Родители Иоанна могли часто посещать расположенную по сосед- ству Угорницкую обитель. Видимо, они были и её главными жертво- вателями-ктиторами, проводили в ней значительное время в посте и молитве, особенно Первую и Страстную седмицы Великопостного поприща, говели, имели там своего духовника-старца, с которым ре- шали важнейшие вопросы своей жизни. Можно допустить, что после своей кончины они были погребены на монастырском кладбище. По благочестивому примеру своих родителей и их юное чадо воспламенилось духовным огнем стремления к иноческой жизни. Святые отцы говорят, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». Такое духовное сияние ис- ходило от монашеской братии Угорницкой обители, этим небесным светом светилась жизнь родителей будущего игумена Почаевского. Он родился и вырос под благодатным покровом молитв насельников близлежащей обители. Для него это время и возможность окунуться в благодатную атмосферу непрерываемой традиции монашеского подвижничества, которая на протяжении веков живой передается из поколения в поколение, стали Божиим благословением. Обще- ние с подвижниками благочестия имело огромное значение для бу- дущего инока. Отрок Иоанн видел духоносных монахов, слышал их беседы и назидания. Их советы и наставления во многом помогли ему избрать верный жизненный путь. Таким образом, Преображен- ский монастырь, возле стен которого он родился и вырос, стал для него первым «благодатным раем». Монашеская жизнь в правильном понимании - это самый корот- кий путь к Господу и удобный способ служения Богу, церкви и сво- ему народу. Духовные наставники говорят, что каждый нормальный юноша хотя бы полгода должен иметь желание уйти в монастырь. Есть очень веский аргумент о правильности выбора в пользу мона- шеского пострига в юные годы: замечено, что такое решение надо принимать осознано в молодости, когда душа еще не закоснела. B святоотеческой литературе есть немало ярких примеров того, как с самого раннего возраста люди ощущали в себе призвание Божие и до конца остались ему верны. Митрополит Московский Иона в 12 лет был пострижен в монашество, прп. Феодор Освященный в 14 лет оставил родительский дом и стал монахом, одна из наших древ- нерусских святых - прп. Евфросиния Полоцкая, будучи княжной, в 12 лет оставила дом и родителей, приняла постриг и осталась верна 14 монашеским обетам до глубокой старости . Духовноопытный и прозорливый настоятель монастыря увидел в отроке Иоанне избранника Божия, почивающую на нем Божию благодать и с радостью благословил его на монашескую жизнь в их обители. Со вступлением в монастырь начинается для юного Иоанна новая жизнь. Согласно монашеским правилам, несколько лет он пробыл в монастыре послушником. Русский термин «послушник» происхо- дит от слова «послушание». А в сербском языке послушника на- зывают «искушенцем» - от слов «искушение», «испытание». Человек находится на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются – сможет ли он жить в обители, вести до- вольно замкнутый, ограниченный пространством образ жизни. Как происходивший из духовно-благочестивой семьи, отрок Иоанн был поставлен на послушание в храме под руководством екклесиарха (греч. церковь и глава; буквально - церквеначальник, глава церкви - церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и по- рядком богослужения по уставу) и, скорее всего, исполнял обязан- ности алтарника-пономаря, обычно называвшегося в то время по- гречески «параекклисиархом». Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по оконча- нии его, помогал при выпечке просфор, приносил в алтарь вино и воду, готовил и подавал священнослужителям кадило и теплоту и, наконец, убирал храм и в алтаре. Со временем ему могли поручить читать Часы и петь на богослужении или звонить в колокола. Вполне возможно, что, по монастырскому обычаю, Иоанн, как и каждый но- воначальный насельник, должен был потрудиться какое-то время на кухне и в трапезной. Юный подвижник возрадовался, что пришло, наконец, время вполне воспользоваться теми уроками богоугодной жизни, какие получил он при чтении духовной литературы. Он пом- нил, что и прп. Иоанн Лествичник, пришедший в монастырь на 15-м году жизни, усердно служил братии и что то же самое раньше его делал прп. Иоанн Дамаскин. Юный послушник Иоанн, стараясь «угодить и послужить каждо- му из наименьших монастырских работников как Самому Христу», вскоре заслужил к себе всеобщее расположение и любовь. В ре- зультате молодой подвижник и его старец-игумен поняли: монаше- ство – его призвание, и монастырь для него - путь к Богу. Что касает- ся довольно юного возраста послушника, то здесь можно сослаться на 40-й канон VI Вселенского Собора (Трулльского, прошедшего в Константинополе), который дозволяет принимать в монастырь для подготовления к постригу 10-летних отроков. Чтобы избрать монашеский образ жизни, необходимы, в первую очередь, решительность и мужество. Эти важные качества были в душе будущего святого подвижника Галицкой и Волынской Руси с детских лет. На этом примере нетрудно заметить, что Господь из- бирает и призывает к Себе самых лучших. Среди монахов вообще всегда было и сейчас есть много молодых и красивых людей. Зачем они ушли в монастырь, такие юные, такие прекрасные? Именно по- тому и ушли, что такие! У таких душа просит большего, чем может дать обычная мирская жизнь. Воистину, как сказано в богослужеб- ных текстах, прп. Иов уже в начале своего монашеского жития был «юноша телом, но старец умом»; а в конце жизни он «состаревся же плотию, юношескую бодрость в трудех являл еси; земли копанием и древес саждением образ всем смиренномудрия подавая» (2-й тро- парь 8-й песни канона прп. Иову на Утрени). Предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться три года, для Иоанна Железо, в со- ответствии с 5-м правилом Двукратного Собора, был сокращен как для лица, очевидно расположенного к иноческому житию. Игумен, «видя добрые нравы, кротость и глубокое смирение» послушника Иоанна, с радостию и полной уверенностью в правильности своего решения принял его в число иноков. Как сказано в акафисте прп. Иову, его «отроческим подвигам удивлялись даже старцы» (акафист, икос 1-й), преуспевшие в монашеской жизни. Вскоре - на двенадца- том году жизни - усердного послушника Иоанна Угорницкий игумен постриг в монашество. При постриге в малую схиму он получил имя Иов - в честь ветхозаветнего праведника Иова Многострадального. Новое имя, которое дается монаху, свидетельствует, что монашеский постриг, в первую очередь, является «отречением от самого себя». День памяти своего небесного покровителя (день тезоименитства) новопостриженный подвижник стал праздновать 6 мая (19 мая по новому стилю). «Ревностное житие о Бозе...» Жизнь прп. Иова по принятии им монашеского пострига настоль- ко была чиста и безукоризненна, несмотря на всю тяжесть подвига иноческого, что отец Досифей в написанном им житии преподоб- ного уподобляет его ангелу: «Был он инок весьма искусный, не так летами, как добродетелями украшенный, живя посреди братии, как ангел... и с каждым днем все более и более совершенствуясь в до- бродетели». Так преподобный, несмотря на юный возраст, стал при- мером и образцом для братии, своим поведением давая им видеть достоинства и недостатки их, или, как говорит Досифей, «быв всем 15 на позор и на пользу» . По достижении канонического возраста для принятия священ- ства, в тридцать лет (вероятно, в 1581 г.), после многих духовных подвигов, как отмечается в житии, монах Иов был рукоположен во диакона, а затем - во священника. Вполне вероятно, что по своему смирению он отказывался от священного сана и принял Таинства хиротоний только по послушанию. К сожалению, нет документаль- ных свидетельств о том, кто и где совершил над прп. Иовом диакон- скую и священническую хиротонии. Можно предположить, что хи- ротонисавшим его святителем был выдающийся епископ Львовский и Каменец-Подольский Гедеон (Балабан; 1530 — 5 октября 1596), с 1570 г. управлявший обширной Галицкой епархией. Он до конца жизни был противником Брестской унии. Вскоре после этого прп. Иов по Афонской традиции был постри- жен в великую схиму. Новый постриг иеромонаха Иова был совер- шен «ради невместимой в сердце своем благодати Божией, которой всегда усердно горел», как пишет о том его ученик Досифей. При новом пострижении к преподобному вернулось его прежнее имя Иоанн - в память св. Иоанна Крестителя. Однако в истории Русской церкви, в церковном ме- сяцеслове и в народном почитании за ним сохра- нилось имя Иов, ибо, как говорит его житие, «не именем токмо, но и самой вещью, многоболезному оному в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов уподобился». В своей жизни он, как по- ется в тропаре, сумел объ- единить «долготерпение многострадального праот- ца» и «Крестителево воз- держание». Слава о монашеских подвигах и духовных до- Епископ Гедеон Балабан. бродетелях молодого под- вижника быстро распространилась по Галиции и Волыни. В Угор- ницкий монастырь приходило много людей, желавших взглянуть на преподобного и получить его совет и назидание для душевной пользы или же испросить у него благословения и молитв. Среди по- сетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельмо- жи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной». Прп. Иов не отказывал в просьбах и назидал всех примером вы- сокого благочестия. Добрая народная молва о галицком подвижнике дошла и до князя Василия- Константина Острож- ского, собиравшего в то время духовно- богословские силы для укрепления го- нимой римо-като- ликами Восточной православной церкви и защиты от поляков православного ру- синского населения Речи Посполитой. Князь Константин Константинович мно- го внимания уделял поддержке право- славных монастырей, Князь Константин Константинович Острожский находившихся в его (также Василий-Константин, Константин-Василий; владениях. Он и об- 12 февраля 1526 — 13 февраля 1608) — глава рода ратился к игумену Острожских, староста Владимирский и маршалок Угорницкой обители, Волынской земли (1550—1608), воевода Киевский чтобы тот направил (1559—1608), покровитель православной веры. «блаженного трудо- Младший сын великого гетмана литовского князя любца» - тридцати- Константина Ивановича Острожского (1460—1530). летнего Иова - в одну Основал Острожскую типографию, в которой работа- из фамильных обите- ли первопечатники Иван Федоров и Петр Мстисла- лей князей Острож- вец. ских на Волыни - Ду- бенский Крестовоздвиженский монастырь, известный с 1547 г. В результате этой княжеской просьбы прп. Иов из Угорницкой оби- тели был переведен в монастырь в Дубно, который находился на попечении князей Острожских. На новое место святой подвижник прибыл «для показания, - как писал князь в свое просьбе, - образа иноческих подвигов братии сего монастыря». Возможно, прп. Иов должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежитель- ный устав. Вскоре после этого перевода, в 1582 г., дубенские иноки избрали преподобного Иова игуменом, и в этом статусе он подви- зался около двадцати лет. Прп. Иов поучал братию Дубенского монастыря, подкрепляя сло- весные наставления собственным примером. Как и его покровитель, князь Константин Острожский, преподобный заботился о распро- странении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского монастыря осуществляли переводы важных святоотеческих творе- ний на церковнославянский язык. Как отмечено в житии прп. Иова, в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся». Примерно в начале ХVII в. (1604 г.) прп. Иов покинул Дубенский монастырь и поселился на Почаевской горе. Что стало причиной этого, можно только догадываться. Скорее всего, суетная слава мира сего смущала подвижника. «Сего ради, - пишет отец Досифей, - все окрестные страны начали, собираясь, служити ему честию и похва- лами». Он же, строгий прежде всего к самому себе, с ранних лет стя- жавший дух кротости и смирения, стал тяготиться мирской славой, ибо от единого только «тайнозрителя Бога желал быть славим». Ему хотелось уединенной пустынной жизни, причем не в звании насто- ятеля, а простым иноком. Оставив игуменство в Дубенском мона- стыре, прп. Иов «на гору Почаевскую уклонился» и на ней «вместо начальствования послушанию паки предался» (акафист, икос 2-й). В этом состоит «разум совершенный» (высшая мудрость) для монаха. На Почаевской горе даже игумена в то время не было, а только несколько монахов. Да еще ветхий деревянный храм, построен- ный древними иноками. И опять братия просит прп. Иова принять игуменство, и он, по своему смирению и послушанию, соглашается. Имея значительный опыт монастырского управления, он организо- вал в Почаеве, по примеру русских обителей, общежительный мо- настырь, действовавший по правилам святителя Василия Великого (†379), с уставом монашеской жизни прп. Феодора Студита (†826). По сути, прп. Иов стал первым игуменом горы Почаевской. В этом отношении его часто сравнивают с прп. Феодосием, игуменом Ки- ево-Печерским (†1074). Некое сходство двух великих строителей – Феодосия Печерского и Иова Почаевского - прослеживается и в том, что оба они активно участвовали в общественной жизни своего времени, если этого требовали их пастырский долг и игуменское послушание. На новом месте прп. Иову пришлось столкнуться с большими трудностями. После смерти первой благотворительницы обители Анны Гойской ее наследником стал внук Андрей Фирлей, который исповедовал протестантизм. Фирлей послал своего слугу Григория Козинского с воинами в Почаевский монастырь, чтобы они ограби- ли его. Грабители забрали икону, а также церковные драгоценности — золото, серебро, драгоценные камни, дорогую одежду. По преда- нию, жена Фирлея надругалась над иконой Богородицы и другими святынями монастыря, из-за чего была наказана болезнью. А муж, испугавшись, вернул икону и награбленные монастырские ценно- сти... Прп. Иову удалось не только выстоять в этих конфликтах, но и существенно расширить монастырь. Он нашел богатых землевла- дельцев-русинов, которые жертвовали на обитель. Среди них стоит выделить Феодора и Еву Домашевских - благочестивых владельцев села Бережцы под крепостным городом Кременцем, которые сдела- ли на монастырь большие денежные пожертвования. Благодаря им на Почаевской горе в 1649 г. была построена Свято-Троицкая цер- ковь, куда перенесли чудотворную икону Пресвятой Богородицы, а потом каменная ограда и еще шесть меньших церквей. При участии прп. Иова с 1618 г. на основе путешествующей ти- пографии К.Т. Ставровецкого возникла Почаевская типография, и было напечатано «Зерцало богословия». Типография Почаевского монастыря существовала, за исключением небольшого перерыва, более ста восьмидесяти лет, вплоть до 1918 г. Икона Почаевской Божией Матери, написанная в древней Свято-Успенской По- чаевской лавре (Тернопольская обл., Украина), с частицами святых мощей препо- добных чудотворцев Иова и Амфилохия Почаевских. Прп. Иов продолжал ревностно трудиться, проповедовать и пи- сать в защиту православия. До 30-х гг. ХХ в. в лавре хранилась одна из его книг, названная «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 г. она была впервые издана в типографии лавры на русском языке под заглавием «Почаевская пчела». В названии этой книги нас поражают два точных образа: с одной стороны - красноречивая фамилия преподобного - Железо (что он и подтвердил своим непоколебимым стоянием против Вати- кана и унии), с другой - слово «пчела» как символ, очень точно опи- сывающий самозабвенное духовное и хозяйственное трудолюбие этого прославленного инока, столь поражавшее его современников. Угодник Божий Иов прожил на земле 100 лет, из которых 90 был монахом. Такого игумена на Почаевской горе не было ни до, ни по- сле него! Впрочем, он и сейчас остаётся игуменом своего монастыря, и у него до сих пор можно брать благословение и просить молитв, на- деяться на его помощь. Об этом продолжающемся служении прп. Иова свидетельствует история, взятая из времен, уже близких к нам. Вот рассказ священника Н. Никитюкова, помещенный в одном из духовных журналов, издаваемых Варшавской митрополией. Он пи- шет: «В лаврской пещерной церкви прп. Иова в день его памяти (28 октября 1908 г.) служил литургию епископ Владимир-Волынский Михей (Алексеев; из морских офицеров, духовный сын святого про- тоиерея Иоанна Ильича Кронштадтского и постриженник Оптиной пустыни; скончался 3/16 февраля 1931 г. в Козельске). Богослужение происходило торжественно и чинно, при участии сонма священно- служителей и прекрасном пении хора. Наступило время освящения Св. Даров. Уже пропели «Тебе поем», а владыка стоял неподвижно и с выражением напряженного внимания смотрел вперед, как будто видел что-то необыкновенное, чего другие не видели. Наконец один из служивших архимандритов приблизился к преосвященному и тихо сказал: "Владыко! Дары не освящены’. На это преосвященный ответил: "Святые Дары освящены. Их освятил преподобный Иов. Он 16 стоял здесь с нами и молился. Я видел его"» . почитание русинами преподобного иова 7 лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Хотя, в сущности, погребено оно было для страстей и суеты мира сего ещё при жизни, словно во гробе, в той тесной почаевской пе- щерке, где святой подвизался в последние годы. Прославление прп. Иова в лике святых и обретение его нетленных мощей состоялись в 1659 г. после троекратного его явления митрополиту Киевскому Ди- онисию (Балабану; 1657 - 10 мая 1663). (В 2009 г. в лавре и по всему миру широко отмечалось 350-летие этого события). Вскоре после этого - на праздник Воздвижения Честного Креста (т. е. всего через две с половиной недели после обретения мощей) - прибыла в По- чаев на богомолье знатная и богатая паломница Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое богослужение совершается, и, к своему удивлению, увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в не- обычайно светлом одеянии прп. Иов. Обратившись к девице, он дал ей для игумена Досифея (автора жития преподобного, в это время безнадежно больного) плат, омоченный в миро. Недужный, получив этот плат, помазался им и получил исцеление. 17 июня 1833 г. епископ Волынско-Житомирский Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание об- ретения мощей прп. Иова. А 28 августа 1833 г. - через 177 лет после обретения - нетленное тело святого было вторично торжественно от- крыто для всеобщего поклонения после того, как было долго скры- ваемо от верующего православного народа униатами. В 1902 г. Свя- тейший Синод благословил в этот день после божественной литургии обносить святые мощи преподобного вокруг Успенского собора По- чаевской лав- ры. С тех пор праздник 10 сентября по новому стилю в честь прп. Иова является в По- чаевской лавре главным. Па- мять прп. Иова также совер- шается по но- вому стилю: 19 мая, 10 ноября, 23 октября - в соборе Волын- ских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в соборе Га- Явление прп. Иова Почаевского с ангелами девице Анне. лицких святых. Ревностный защитник православия в тяжелое время Брестской церковной унии и господства на землях Западной Руси католиче- ской Польши своей высокоподвижнической жизнью и крепостью веры подтвердил свое родовое имя – Железо. Неутомимый борец с унией и латинством, сподвижник гетмана Богдана Хмельницкого в его борьбе за православие и русскость, просветитель нашего на- рода посредством книгопечатания, прп. Иов явил в своей жизни редкое сочетание культурной и политической работы с аскетиче- ским отшельничеством. Ему - знаменитому игумену-руководителю и исихасту-молитвеннику - обязана Почаевская обитель своей извест- ностью. Как первый и чрезвычайно деятельный игумен он сыграл большую роль в становлении Почаевской обители, которую воз- главлял ровно полови

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смакоуз Виктор ФедоровичЕпископ Каширский, Кашира, Россияbishjob@telus.net
Всего: 1

Ссылки

Почаевская лавра. Приложение: Православные наместники Почаевской лавры и ее архимандриты. URL: http://drevo-info.ru/articles/15759. html и http://foto.mail.ru/mail/dedischev195413/179 (дата обращения: 1.10.2012)
Житие преподобного Иова, игумена Почаевского» на сайте Почаевской лавры (URL: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1379 (дата обращения: 1.10.2012)
Зелинский Владимир, священник. «Объятия отча». Очерки по истории Почаевской лавры. Св.-Успенская Почаевская лавра. 2000
Зеленина Я.Э., Пидгайко В.Г. Иов // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. XXV. С. 267-280. URL: http://www.pravenc.ru/text/578150.html (дата обращения: 1.10.2012)
Хавлюк М. Угорницький монастир. Коломия, 1996. С. 15
Сайт села Угорники. URL: http://www.ugornyky.org.ua/history (дата обращения: 1.10.2012)
ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2
Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/578150.html
Житие иже во святых преподобного и богоносного отца нашего Алексия Голосеевского (1840 — 1917), старца и подвижника Киево-Печерской лавры (память 11 марта). URL: http://rus-sky.com/nasledie/alexygol.htm (дата обращения: 1.10.2012)
Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/578150. html (дата обращения: 1.10.2012)
Ткачев Андрей, протоиерей. Запах святости. Знакомство с преподобным Иовом Почаевским // Православный молодежный журнал «Отрок.ua». Киев, № 6 (36). URL: http://otrok-ua.ru/sections/art/show/zapakh_svjatosti.html (дата обращения: 1.10.2012)
Сайт села Угорники. URL: http://www.ugornyky.org.ua/history (дата обращения: 1.10.2012)
Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/ text/578150.html (дата обращения: 1.10.2012)
Яворський Г. Тернопiльський енциклопедичний словник. Тернопiль, 2004. Т. IV С. 481-482
Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские губернские ведомости. 1868. № 74/75. 14
Ефременко Н. Ангелы живут на земле. URL: http://orthodoxy.org.ua/ content/angely-zhivut-na-zemle-31889 (дата обращения: 1.10.2012)
Житие преподобного Иова, игумена Почаевского (современный вариант на сайте лавры). URL: http://www.pochaev.org.ua/?pid=1379 (дата об- ращения: 1.10.2012)
Свято-Успенская Почаевская лавра. Глава 6. См.: URL: www.pochaev. org.ua/?pid=1397 (дата обращения: 1.10.2012)
Фролов Кирилл. Украинская историография против истории. URL: http://www.ruska-pravda.com/index.php/2012042917292/stat-i/nit- vremeni/2012-03-30-12-22-12.html (дата обращения: 1.10.2012)
Владимир (Иким), митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Слово в день обретения мощей преподобного Иова Почаевского (28 августа /10 сентября) // Слова в дни памяти особо чтимых святых. URL: http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-den-obreteniya-moshchei-prepodobnogoiova-pochaevskogo (дата обращения: 1.10.2012)
 Духовное возрастание и подвижническая жизнь на Галицкой Руси преподобного Иова (Железо), игумена Почаевского | Русин. 2012. № 3 (29).

Духовное возрастание и подвижническая жизнь на Галицкой Руси преподобного Иова (Железо), игумена Почаевского | Русин. 2012. № 3 (29).