Иван Бажанский, просветитель Буковины (1863-1933) | Русин. 2012. № 3 (29).

Иван Бажанский, просветитель Буковины (1863-1933)

В 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Николаевича Бажанского, одного из выдающихся, хотя и полузабытых педагогов, писателей и просветителей Буковины, в свидетельстве о рождении которого стояло немецкое слово Ruthenen (русин). Ппедагог и просветитель Буковины, Иван Николаевич Бажанский, в течение 47 лет педагогической жизни пропагандировавший гуманистические идеалы национальной культуры.

Иван Бажанский, просветитель Буковины (1863-1933).pdf В 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Николаевича Бажанского, одного из выдающихся, хотя и полузабытых педагогов, писателей и просветителей Буковины, в свидетельстве о рождении которого стояло немецкое слово Ruthenen (русин). Ровесник «буковинской орлицы» Ольги Кобылян- ской (1863-1940), ведущий украинский педагог и про- светитель Буковины, Иван Николаевич Бажанский, в течение 47 лет педагогиче- ской жизни пропагандиро- вавший гуманистические идеалы национальной куль- туры, родился 26 февраля 1863 г. на берегах «доброго, тихого» Днестра в с. Дорошивцы, что на Заставнивщине. Писатель оставил после себя много дневнико- вых записей и автобиографических произведений, что позволило исследователям (в первую очередь, В. Михайловскому, Н. Черкач, И. Руснаку, И. Червинской и др., в т. ч. и автору) проследить его жизнь. По словам самого писателя, он впервые увидел свет в «мокром, темном, пыльном и влажном домике»-леплянке под горой, которая заслоняла солнце, место под которым он будет добиваться всю свою жизнь. Отцом его был трудолюбивый, вспыльчивый, однако отход- чивый сельский скорняк Николай Стефанович Бажанский (1832- 6.11.1886), происхождением из Снятина, а матерью – «все веселого настроения, при том очень чувствительная» Параскева Панькив. Се- мья была очень бедная – маленькая нива (20 пражин) была заложена за водку для клаки (сельской взаимопомощи), и деньги были «очень редким гостем в доме». «Хлеба никогда не оставалось, - вспоминал в своем дневнике Иван. - Надо было у людей зарабатывать. Папу почти никогда не видел дома, лишь в воскресенье или в праздник, т.к. тот был всегда на работе во дворе (панском) или у людей». Отец работал у молотилки и соломорезки за небольшие деньги – до двух «шусток» (20 крейцеров в день, или 6 гульденов в месяц), поскольку ремесло скорняка не давало ему возможности прокормить семью. Он заработал астму, которая и свела его прежде времени в могилу. Постоянная нужда в доме заставляла и единственного ребенка в семье тяжело работать за десятый сноп и «полоть на панском поле». У парнишки с прекрасной памятью (в возрасте 2,5 лет он в де- талях запомнил призыв односельчан на австро-прусскую войну 1866 г.) было неудержимое стремление к познанию. Поэтому в ше- стилетней православной народной школе родного села, куда он по- пал восьмилетним ребенком, Ваня увлекся чтением (слезно умоляя родителей купить новые книги, которые он им восторженно читал вслух) и блестяще учился. Об этом впоследствии Бажанский писал: «Наука в школе давалась мне легко и скоро, за три года перегнал я тех, что ходили 6 лет». Тогда же, наслушавшись напевов родной матери, которая «любила все говорить в поговорках или напевать отрывки народных песен», в 4-м классе мальчик сочинил свое пер- вое стихотворение («Прилетела кукушечка и стала куковать. Выйди, выйди, хозяюшка, в садик из хаты!»), а в 14 лет - песни на народные мотивы. Ребенок очень много читал и быстро перерос возможности шко- лы. Его учитель Василий Радик, сам закончивший шесть классов гимназии (считалось, что для учителя сельской школы это очень много), и священник Евсей Андрийчук, отметив таланты Ивана, по- советовали родителям отдать его учиться в Черновцы. Тот и сам умолял их и даже угрожал: «Если не отдадите, то сам убегу в Черно- вцы». Родители пребывали в затруднении, но все-таки решились на- рушить сельскую заповедь - «пусть будет мужиком, пусть пашет, как его отец» - и согласились дать ему образование. Они с трудом со- брали немного денег, на которые приобрели мальчику для поездки продукты и сапоги. Черновицкий период жизни будущего писателя продолжался с 1877 по 1886 г. В Черновцах его не приняли в немецкую лютеран- скую гимназию, поскольку Ваня недостаточно хорошо понимал не- мецкий язык. В православной народной школе, известной еще и как валашская (или румынская), 13-летний Иванко вскоре стал одним из лучших. Жил он вместе с 12 учениками, а также курами и гусями - полуголодным и в ужасных условиях. Помещением была, по его ироническому замечанию, «красная каменица» - полуразвалившая- ся станция (квартира) фирмана Иосифа Фильковского, где «ничего хорошего – ни дверей, ни окон не имелось», однако платить надо было только один лев (шестую часть родительской месячной платы). Утром он ел черствый хлеб, на обед - картофельный суп, а вече- ром – снова черствый хлеб. Даже будучи голодным, Иванко ходил рубить дрова «профессору». Родители помогали ему, но отцу было тяжело работать, и весь груз забот свалился на мать. По воспомина- ниям писателя, не раз она, зная о том, что сыну на «станции» нечем поживиться, просила богатых односельчан, дети которых учились в черновицкой гимназии, передать мешок с едой в Черновцы. Те над ней смеялись: «Хочешь иметь сына как господина - носи беса- ги (торбы), как гуцульская лошадь». И та несла мешок за пять миль от дома. Однажды она упала возле дороги и могла погибнуть, если бы не добрый фирман, который отвез ее, полузамерзшую, в Черно- вцы. Поэтому сыну, у которого обострилось чувство ответственности, надо было стараться изо всех сил... Успешно закончив народную греко-ортодоксальную школу, Иван- ко, пламенным желанием которого было «стать учителем молодежи нашего бедного народа», записался в сентябре 1880 г. против воли отца, хотевшего видеть его священником, в 5-й класс при учитель- ской семинарии. Г. Жанковский, «властитель 5-го класса», оценив огромное старание ученика, его успехи и отсутствие пропусков, вы- дал ему свидетельство и за 6-й класс. Благодаря этому за год (вме- сто двух) Иван Бажанский закончил в семинарии подготовительные курсы. Более того, увидев бедность Ивана, Жанковский способство- вал предоставлению тому помощи размером в 40 левов. 10 левов ушло за квартиру, а остальные Иван отдал дяде на откуп заложенно- го родительского поля. Впоследствии небогатые родители приобре- ли свидетельство о бедности (которое ныне хранится в краеведче- ском музее), благодаря которому в течение пяти лет юноша получал государственную «большую стипендию» (сначала 100, а затем 120 флоринов в год). С 1881 г. И. Бажанский обучался «высшим на- укам» преподавания на немецком языке в учительской семинарии (ныне - педагогический колледж ЧНУ). В семинарии в разное время получили образование украинские просветители Буковины, в т. ч. педагоги-литераторы И. Синюк (1866-1953), С. Канюк (1880-1945), И. Карбулицкий (1880-1961), И. Диброва (1881-1917), Д. Харовьюк (1883-1916), О. Вильшина (1899-1924), а также общественный де- ятель, депутат сейма Т. Иваницкий (1860-1933), оперный певец О. Руснак (1895-1960) и др. Благодаря активной деятельности этого за- ведения, готовившего учителей, количество школ за два десятиле- тия практически удвоилось – с 167 в 1870 г. до 335 в 1896-м, причем количество учащихся украинского происхождения возросло до 20 тыс. детей. Впоследствии это обеспечило существенный рост эконо- мики края в начале ХХ ст. Став студентом семинарии, Бажанский начал обучать и других. Финансовое положение его родных уже улучшилось – Иван имел «большую стипендию, хорошие частные лекции, экономил каждый грош, благодаря чему у родных и дом, и корова уже были» (рас- сказ «Добрый ребенок»). Обучение в семинарии было достаточно результативным: благодаря замене москвофила И. Глибовицкого на С. Шпойнаровского, переводчика и популяризатора творчества Т.Г. Шевченко, Иван начал чувствовать себя украинцем, а препода- вание родного языка стало гораздо глубже несмотря на всего 3-4 часа факультативных занятий. В семинарии Иван, кроме глубокого овладения основными предметами и несколькими языками (укра- инским, румынским, немецким, а также польским, русским и идиш), начал вести дневник, изучал музыкальную нотную грамоту и запи- сывал буковинский фольклор (о Довбуше и Л.Кобылице), зачиты- вался поэзией Т.Г. Шевченко и А.С. Пушкина, посещал драмкружок. Пережив период восхищения москвофильством, именно за время учебы в семинарии Иван четко сформулировал для себя актив- ную общественную позицию, примкнув к студенческому обществу «Союз» (1875-1921). В 1886 г. И. Бажанский, успешно сдав экзамены по русинскому (украинскому), немецкому и румынскому языкам, получил диплом педагога, который давал ему возможность работать в школе. В то время в условиях угрожавшего монархии утверждения румынской национальной идеи австрийская власть начала больше заботить- ся об украинских школах, которые все чаще стали открываться в небольших деревнях Буковины. Однако «было еще много сел, где школа и не снилась, - писал И. Бажанский в автобиографии, - а мне хотелось в одном из этих последних сел учительствовать, поэтому и пошел я в Боянчук, где на тот год должны были создать однокласс- ную школу». Но в уездном школьном совете в Кицмане сказали, что «кандидату с тремя языками полагается должность в Лужанах, а не в Боянчуке». 15 сентября 1886 г. И. Бажанский перебрался в Лужа- ны и стал работать там учителем. Вместе с ним после смерти отца (6.11.1886) жила его мать, занимавшаяся хозяйством. В 1887 г. в Лу- жанах его посетил отец Е. Мартынович, уездный инспектор, который, не получив ожидаемой взятки, обвинил Бажанского в «политике» за прогрессивные взгляды и его любовь к родному языку (на провер- ке ученики процитировали стихотворение: Ой ты, наша Буковина, / Мамочка родная, / Ой почему ты, Буковина, / Такая бедная? / что ... отказываются руськите (русинские) дети от родной матери). Осенью 1887 г. Мартынович перевел его в отдаленное от Черновцов село Окно Заставновского уезда (неподалеку от родных Дорошивцов). В селе Окно Иван Бажанский был сначала учителем, потом (не- смотря на конфликты из-за открытия читальни с местными по- мещиками и священником-волохом Петрашко, который называл посетителей читальни «гайдамаками и униатами»), благодаря до- стигнутым успехам, стал старшим учителем (надучителем), а затем директором школы, в целом проработав там 24 года. В Окне моло- дой учитель женился (2.08.1889) на дочке учителя из села Черный Поток Елене Жибачинской, которая через пять лет из-за болезни сердца и дальнейшего паралича умерла, оставив ему больных сы- новей Евгения и Лонгина. После смерти сыновей лекарство от боли потери Бажанский находил в труде - сотни окнянских детей полу- чили от Ивана Николаевича хорошие жизненные уроки. Через 10 лет за значительные успехи школе позволили расширить обучение до трёх классов, а впоследствии – и до четырех. Тогда же он женил- ся (12.8.1896) на дочери дьяка из Сомушина Веронии Иваницкой (1877(?) -1947). Рождение дочерей Ольги и Натальи, как и труд, под- держали его в жизни. С 1886 по 1911 г., воспитывая детей, И. Бажанский работал и с их родителями, приглашал их на уроки, бесплатно обучая грамоте, «став любимцем и малого, и старого. Все его любили, все уважали как своего истинного друга, советчика». Для выпускников он дидак- тически применил «науку повторения»; организовал практические занятия по садоводству и пчеловодству (закончив для этого курсы пчеловодов в Сторожинце) и т.д. Опираясь на поддержку общества, И.Н.Бажанский впоследствии построил новую школу. Реализуя накопленный опыт учительской работы, И. Бажанский активно работал в филиале общества «Руськая беседа», извест- ном как «Руськая школа». В 1888-1890 гг. он активно выступал на учительских конференциях с материалами об организации работы народных школ, которые были опубликованы в «Педагогических листках» (Pädagogische Blätter). В конкурсе на лучшее название детского журнала победило именно его наименование - «Ласточ- ка». Согласно публикации в «Буковине» за август 1899 г., именно «надучитель Иван Бажанский передал накоплений 100 гульденов обществу «Руськая беседа», фонду помощи бедным ученикам му- жицкого рода их Кицманского уезда», что составляло немалую по тем временам сумму – стоимость лошади. Активная деятельность надучителя способствовала утверждению его авторитета среди пе- дагогов. В 1904-1907 гг. в Вашковцах существовал учительский об- щественно-научный и литературно-художественный двонедельник «Проминь» («Луч»), в издательский комитет которого пригласили и И.Н. Бажанского (наряду с К. Малецкий и Е. Ярошинской). В 1904 и 1905 гг. он участвовал в совместных буковинско-галицких учи- тельских конференциях в Черновцах, посвященных созданию укра- инской национальной школы. В честь приезда владыки Владимира Репти музыкально образованный И.Н. Бажанский, который был не только хорошим вокалистом (пел в церковном хоре и участвовал в концертах музыкально-хорового общества «Боян»), но и отличным скрипачом, владевшим нотной грамотой, написал песню-ораторию «Счастливый день». Несмотря на успехи, педагог испытывал определенные пробле- мы. Открытие читальни и постоянное пребывание среди народа существенно приблизило И. Бажанского, на собственном опыте зна- комого с нищетой, к пониманию нужд и бед буковинского крестья- нина, которым он сам был по происхождению. Бажанский жаждал поделиться мыслями об улучшении жизни общества (в т. ч. и через обучение), однако чувствовал как в Лужанах, так и в Окне полную культурную изоляцию и неприязнь священников и помещиков. Оди- ночество усиливалось и из-за мнительности и нежелания неграмот- ных родителей отдавать детей в школу(«темное пятно древней не- воли»). Впоследствии он упрекнет отца в стихотворении «Ты хотел мне, отец ...» (1916): «Ты послал меня в школу ума учиться... / думая, что ученые люди лучше живут, / хлеба-соли они, скорби не знают...». Подводя итог, он отметил: «Плакал ты, отец, ты в неволе, а я на воле плачу... ты нес горе и не видел, а его вижу, но сбросить не в силах, и поэтому я плачу». Подобные рыдания от бессилия улучшить положе- ние общины (М. Лазарук) были свойственны сельской интеллиген- ции тех лет, поэтому учителю не оставалось ничего иного, как встать на путь просвещения через прессу. Приобретя опыт педагогической работы в школе, И. Бажанский начал активно выступать в буковинской прессе. Именно на середи- ну 1890-х гг. и пришелся расцвет его литературного творчества. Это произошло при активном содействии О. Маковея, редактора «Бу- ковины» (1895-1897), который воплощал в жизнь демократическую программу газеты, разработанную еще Ю. Федьковичем. Молодой редактор привлек к активному сотрудничеству более трех десят- ков новых авторов, к числу которых принадлежали Е. Ярошинская, И. Синюк, И. Бажанский и др. Многочисленные рассказы и стихи этих авторов появились на страницах буковинской прессы. И. Ба- жанский, получивший европейский опыт после посещения в 1896 г. выставок в Вене, Будапеште и Праге, активно участвовал в обще- ственно-литературной жизни. На юбилей украинского просветителя И. Котляревского, который отмечался в Черновцах, поэт откликнулся стихотворением «Надежда» (1898), проповедуя силу родного слова, называя его «водицы святой хрусталь». 14/27 июля 1911 г. И. Бажанского по его просьбе переводят на должность надучителя (директора) девичьей и смешанной народ- ной школы в Вашковцах (1911-1933). Проявив себя блестящим пе- дагогом, он организовал кружок рукоделия и вышивки, которым руководила его жена Верония, курсы пчеловодства и лозоплете- ния, для девочек курсы приготовления пищи, проводил занятия для родителей и руководил филиалом «Народного университета» для взрослых, курировал вашкивецкую читальню «Просвещение» и «Народный дом». По словам А. Иваницкого, Бажанский был «вы- дающимся и образцовым работником в школе и вне школы». Он состоял во всех центральных и уездных украинских обществах. На «железный фонд» товарищества «Народный дом» в Черновцах по- жертвовал 400 крон, что в то время было очень значительной сум- мой. Он пользовался доверием обществ, его выбирали как своего представителя в уездную школьную раду и в другие представи- тельские учреждения. И в дальнейшем И. Бажанский активно уча- ствовал в общественно-политических мероприятиях (например, в 1913 г. состоялась его встреча с И. Франко в Черновцах). 80-летняя Б. Березовская из Вижницы десять лет назад в интер- вью И. Червинскому вспоминала: «Это был учитель, который знал буквально все и тому же учил своих учеников». Учитель, который исповедовал принцип народности на основе истории и традиций родного края, много путешествовал и фотографировал (был одним из первых фотолюбителей Буковины), проводил археологические раскопки в урочище Корытница, где были остатки трипольского по- селения, и в летописном Хмелеве (Карапчив) для создания школь- ного музея, записывал частушки и легенды, используя их (как и на- родные обычаи и традиции) в педагогической практике. В Вашковцах он пережил войну, которую блестяще описал в своих дневниках (часть «Война»). В 1917 г. его избрали школьным инспек- тором Вашковского уезда. В годы войны в нем еще больше крепнет мысль: «Украина встрепенется, сбросит с себя путы и покажет, что и она умеет жить свободной жизнью, как и все другие свободные народы». Благодаря хорошему знанию румынского языка, экзамены по которому сдавал еще в семинарии, Бажанский оставался инспек- тором украинских народных школ Вижницкого уезда. На этой долж- ности он проработал до осени 1926 г., до выхода на пенсию, когда возобновилась интенсивная румынизация края. Несмотря на пен- сионный возраст, в 1928 - начале 1929 г. И. Бажанский ринулся за- щищать украинскую школу. Он организовывал многолюдные вече, активно выступал перед общинами. 94 общины собрали почти 10 тыс. подписей за сохранение школ с украинским языком, благодаря чему в школах с украинским большинством учеников, согласно за- кону от 31.11.1929 г., на изучение украинского языка было отведено до 8 часов в неделю в младших классах. Отстояв язык и засеяв ниву человеческих душ умным и добрым, педагог скончался 20 мая 1933 г., оставив жену Веронию (1885- 1947), любимых дочерей Ольгу (Ляля) и Наталью и свои многочис- ленные труды. По словам А. Иваницкого, «его похороны были не будничной манифестацией в Вашковцах»: был объявлен траур, вы- вешен черный флаг, пришли ученики обеих школ с венками, вы- ступала местная интеллигенция. Пожеланием было, чтобы жила «его память, пока мы есть!».

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Огуй АлександрЧерновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Черновцы, Украинаaloguy@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Бажанський І. Сам про себе: мемуарний запис від 3.7.1916 р. // Архіви сім’ї Бажанських – Шевчукевичів. C. 1-12
Бажанський І.М. Війна. Щоденник-хроніка буковинського педагога та письменника (Вашківці, 31.8.1914-29.11.1917/1922) / Упорядник О. Огуй; коментар В. Заполовського. Чернівці, 2006. 236 с.
Іван Бажанський (Посмертна згадка) // Час. Чернівці, 1933. 2 червня
Огуй О.Д. Іван Бажанський: Життєпис та творчість буковинського просвітителя // Бажанський І.М. Війна. Щоденник-хроніка 1914-1918/22. Чернівці, 2006. С. 11-30
 Иван Бажанский, просветитель Буковины (1863-1933) | Русин. 2012. № 3 (29).

Иван Бажанский, просветитель Буковины (1863-1933) | Русин. 2012. № 3 (29).