Процессы национального самоопределения на Буковине в 1918 г., ее включение в состав румынского королевства и румынизация автохтонного украинского населения края | Русин. 2012. № 2 (28).

Процессы национального самоопределения на Буковине в 1918 г., ее включение в состав румынского королевства и румынизация автохтонного украинского населения края

Процессы национального самоопределения на Буковине в 1918 г., ее включение в состав румынского королевства и румынизация автохтонного украинского населения края.pdf Важной частью национально-освободительной борьбы и обще- ственно-политической жизни украинского народа с середины ХІХ в. было национальное движение русинов-украинцев Буковины, которое с началом ХХ в. значительно активизировалось и приобрело качественно новые черты, преобразовавшись в межвоенный период в ярко выраженное политическое движение. Вместе с тем оно имело немало особенностей, так как исторические и геополитические об- стоятельства, сложившиеся на этой украинской земле после Первой мировой войны, существенно отличались не только от тогдашнего положения Приднепровья, но и соседних Галиции и Закарпатья, и в целом были крайне неблагоприятными для сохранения этнической самобытности украинского населения и реализации политических устремлений его лидеров. Как известно, русинско-украинское население Буковины, попав под власть Молдавского княжества во второй половине ХІV в., более четырехсот лет было оторвано от остального этнического массива украинства, а с 1774 г. эта территория вместе с Галицией входила в состав Австрийской монархии как отдельная административная единица. В 1849 г. Буковина под давлением румынских сил была отделена от Галиции и провозглашена коронным краем. Украинцы Буковины стали своеобразным этническим форпостом украинского народа на юго-западе и подверглись сильным ассимиляционным про- цессам. В частности, в начале ХХ в. Буковина была ярким примером полиэтнического региона, где тесно переплетались демографические и национальные, а следовательно, и политические проблемы и крайне обострилось украинско-румынское противостояние. Именно от двух самых больших национальных групп края, румынской и украинской, которые через свои политические представительства заявили о праве на управление им, зависело будущее представителей других национальных групп Буковины и дальнейшая историческая судьба края в целом. Согласно переписи 1910 г. на Буковине, например, проживал 305 101 русин (украинец), что составляло 38,38 % населения края. Румын насчитывалось 273 254 чел. (34,38 %). По сравнению с 1880 г. украинское население Буковины увеличилось на 65 411 чел. Од- нако удельный вес украинцев среди всего населения сократился с 42,16 % до 38,38 %, т. е. на 3,78 %, а удельный вес румын вырос по сравнению с 1880 г. на 0,95 %. По материалам переписи 1910 г. десятки сел, в которых проживало немало украинцев, превратились в «исключительно румынские», а во многих смешанных селах количе- ство украинцев уменьшилось в несколько раз. Украинские политики, принимая во внимание массовость фальсификации показателей, тре- бовали даже отменить результаты переписи. Но несмотря на то, что в переписи 1910 г. оказалось намного больше фальсификаций, чем в предыдущих, даже ею было зафиксировано, что накануне Первой мировой войны украинское население было самым многочислен- ным на Буковине. Причем в Северо-Западной Буковине украинцы составляли абсолютное большинство – 283,4 тыс., или 55 % всех жителей. Однако официальный Бухарест продолжал настаивать на доминирующей и определяющей роли румынской общины в крае как важном аргументе относительно «исторического права» Румынии на всю территорию Буковины. В основе активных дипломатических усилий Румынии относи- тельно Буковины лежала концепция «Великой Румынии» – объ- единения всех «румынских исторических провинций» в «унитарное национальное румынское государство». Присоединение Буковины к Румынии было непременным условием формирования «Великой Румынии». Эта идея интенсивно пропагандировалась и в стране, и за ее пределами. Вместе с тем румынское руководство хорошо осозна- вало, что добиться присоединения всей Буковины к Румынии будет очень сложно: во-первых, национальный состав на Буковине был не в пользу румын, а, во-вторых, среди самого румынского населения не было единогласия относительно будущей судьбы Буковины. Во время Первой мировой войны Румыния достаточно успешно маневрировала военно-политической ситуацией для достижения сво- их государственных целей в борьбе за передел сфер влияния между великими государствами. Она умело использовала противоречия и нарушенный войной статус-кво юго-западного региона Центральной Европы. В частности, в 1915 г. Россия вынуждена была согласиться на передачу Румынии почти всей территории Буковины, а в 1916 г. румынские руководители заключили политическую конвенцию со странами Антанты, которые, компенсируя предоставленные услуги, то есть вступление страны в войну против Австро-Венгрии и Герма- нии, гарантировали Румынии статус-кво ее территории и право на Трансильванию, Буковину и Банат. Когда в конце Великой войны среди многочисленных народов Австро-Венгрии усилилось национально-освободительное движение и активное стремление к государственному строительству, «буковин- ский вопрос» актуализировался в международном переговорном процессе и обострил противостояние между украинским и румынским национально-политическими лагерями Буковины. Так, 13 октября 1918 г. в Черновцах состоялась межпартийная конференция пред- ставителей всех украинских политических партий Буковины, которая в духе продекламированных президентом США В. Вильсоном так называемых «14 пунктов» провозгласила право украинского народа на самоопределение. В принятой резолюции румынскому населению Буковины как исконному доброму соседу украинцев предлагалось в мире и взаимопонимании провести этническое размежевание таким образом, чтобы северная украинская часть края вместе с главным городом Черновцами образовала отдельную украинскую область. За создание украинского автономного государства на территории Вос- точной Галиции, северо-восточной части Венгрии и северной части Буковины по р. Сирет высказывались и украинские представители от Буковины в австрийском парламенте. Наконец, с провозглашением во Львове 19 октября 1918 г. Западноукраинского государства, включав- шего Восточную Галицию, Северо-Западную Буковину и Северо-Вос- точную Венгрию, четко определялось украинское будущее Буковины. В частности, в составе избранной Украинской национальной рады 25 октября был создан краевой комитет во главе с О. Поповичем, который обладал полномочиями самостоятельно решать «местно- краевые дела» и обеспечивать деятельность украинской власти на Буковине. Комитет в Черновцах развернул широкую работу по переизбранию государственной власти. В его составе были сфор- мированы соответствующие комиссии: административная, народной обороны, финансовая, межнациональных отношений, редакционная. Активная работа украинских политиков, направленная на утверж- дение украинской государственности в заселенной украинцами северо-западной части Буковины, вызывала серьезную обеспокоен- ность в Бухаресте и в румынском национально-политическом лагере в Черновцах, их не устраивал раздел Буковины по национальному признаку. Одновременно с идеологической обработкой населения правящие круги королевской Румынии с помощью пробухарестских политических деятелей Буковины во главе с богатым помещиком П. Фльондором созвали 27 октября 1918 г. в Черновцах сборы Ру- мынского национального совета, провозгласили их «конституантой», а всю территорию Буковины – «румынской землей», которая должна объединиться с остальными румынскими краями в национальное государство. Это вызвало резкую критику со стороны украинской общественности Буковины, в частности, студенческой молодежи, которая на своих сборах 28 октября осудила эти неправомерные посягательства на украинскую часть края. Поскольку отношения между украинскими и румынскими нацио- нальными лагерями ухудшались, краевой комитет принял решение о проведении в Черновцах всенародного веча, которое и должно было решить будущее украинских земель Буковины. Буковинское вече состоялось 3 ноября 1918 г. при участии около 10 тыс. человек практически из всех городов, местечек и сел украинской части Буко- вины. На его заседаниях была выработана и в ходе итоговой мани- фестации провозглашена резолюция, в которой четко определялись требования украинцев Буковины относительно их государственно- территориального будущего. Исходя из права каждого народа на свое национальное самоопределение, вече определило отдельную от румынской части края украинскую национальную территорию, к которой принадлежали г. Черновцы, Заставновский, Кицманский, Вашковский и Вижницкий уезды, а также населенные пункты Черно- вицкого, Серетского, Радивецкого, Сучавского и Кимполунгского уездов, в которых украинское население составляло большинство; провозгласило верховную власть Украинской национальной рады во Львове над данной украинской территорией; пригласило представи- телей национальных меньшинств, которые проживали на украинских этнических землях, к сотрудничеству с УНР для обеспечения их прав; обязало УНР подготовить демократическую конституцию, согласно которой законодательные и исполнительные органы власти форми- ровались бы соответственно национальному составу населения на основе общего тайного и прямого голосования всех совершеннолет- них граждан независимо от пола; выразило решительный протест против румынских инспираций относительно украинских этнических территорий и намерений Румынии аннексировать всю Буковину, под- твердив одновременно отсутствие собственных претензий на земли, заселенные румынами. Лейтмотивом украинского краевого веча в Черновцах было стремление к соборности: «Вече желает присоеди- нения австрийской части украинской земли к Украине». Таким образом, исторические решения Буковинского народного веча были важным политическим актом на пути государственного самоопределения украинцев Буковины. Они стали руководством к действию для украинских политиков края, в частности, уполномочи- вали краевой комитет как составную часть УНР немедленно принять власть от последнего главы краевой австрийской администрации Й. Эцдорфа. Размах украинской политической активности, масштаб и решения всенародного веча, а также пребывание на Буковине украинских сечевых стрельцов, которые решительно начали исполнять решения веча о переизбрании власти в Черновцах и на местах, стали серьез- ным препятствием для румынских планов аннексии края и напугали лидеров Румынского национального совета. Несмотря на начатые при участии Й. Эцдорфа переговоры между Украинским краевым комитетом во главе с О. Поповичем и демократической частью Румын- ского национального совета во главе с А. Ончулом о передаче власти украинцам в северной, а румынам – в южной части Буковины, уже 4 ноября 1918 г. к румынскому правительству в Яссах руководством РНС была направлена специальная делегация во главе с В. Боднареску с просьбой прислать военную помощь для «поддержания порядка» в Буковине. А уже на следующий день 8-я румынская дивизия под командованием генерала Я. Задика получила приказ занять Ицканы, Сучаву и оккупировать Буковину до р. Прут. Мотивы оккупации Буковины королевской Румынией были сфор- мулированы в подписанной 6 ноября 1918 г. генералом Задиком прокламации, распространной 8 ноября над Черновцами с румын- ского военного самолета. В ней указывалось, что румынская армия вступает в Буковину «согласно высокому приказу короля Румынии Фердинанда І по приглашению Буковинского национального коми- тета» с целью «охраны жизни, имущества и свободы всех ее жителей без различия национальности и веры», и одновременно содержалось предостережение населению (очевидно, украинскому), что неповино- вение и неуважение к новым порядкам «будут наказываться со всей строгостью». В тот же день румынские войска вступили в с. Глыбока, которое находилось уже в собственно украинской части Буковины. Члены Украинской национальной рады были в полной растерянно- сти. Чтобы как-то сдержать продвижение румынских оккупационных войск, рада направила из Черновцов к румынскому командованию делегацию с нотой протеста. Не получив никакого ответа и учитывая отсутствие необходимых для сопротивления сил, руководство УНР начало эвакуацию. 10 ноября украинские воинские части оставили Черновцы и перешли на левый берег Прута, а на следующий день в г. Кицмань переехали и члены УНР, где на основе местного уездного комитета создали краевой комитет, который, не будучи в состоянии противостоять румынской агрессии, просуществовал немногим более двух недель. 11 ноября в Черновцы вступили воинские части генерала Задика, который отдал приказ о полномочиях оккупационных войск. В частности, уже на следующий день был введен комендантский час, жителей обязали сдать имеющееся оружие, определялось местополо- жение жандармерии, была организована проверка «подозрительных лиц», особенно среди украинской интеллигенции, и т. д. Таким образом, воспользовавшись сложной ситуацией в Буковине и за ее пределами, слабостью и незавершенностью нового нацио- нально-государственного образования, беззащитностью населения, Румыния при ограниченном контингенте войск (3 тыс. штыков и 24 пушки) до 11 ноября 1918 г. полностью оккупировала край, прервав в нем процесс украинского государственного строительства. Этот агрессивный акт был совершен вопреки воле украинского населения Северной Буковины, выраженной 3 ноября 1918 г. на Буковинском народном вече в Черновцах, воспрепятствовав ему реализовать свое законное право на национальное самоопределение и стремление к воссоединению со всем украинским народом. Правительство ЗУНР, чей территориальный суверенитет был нарушен оккупацией ее со- ставной части – Северной Буковины, заявило протест Румынии, но не могло помочь буковинцам, так как Западноукраинское государ- ство в то время вело оборонительные бои против польских войск. Правительство гетманской Украины, растерзанной большевиками и белогвардейцами, доживало последние дни и тоже не располагало реальной военной силой, чтобы стать на защиту своей уже фактиче- ски присоединенной территории. В то же время румынская аннексия не была в дальнейшем признана ни УССР, ни СССР. Не случайными, например, были в межвоенные годы многочисленные диверсии на территории Северной Буковины и в Хотинском, Аккерманском, Бендерском уездах Бессарабии боевиков Иностранного комитета ЦК КП(б)У, которые время от времени становились основанием для усиления репрессий румынской власти в отношении украинцев, про- живавших на этих землях. Потеря украинцами, прежде всего из-за внешнеполитических об- стоятельств – поражения Центральных государств в Первой мировой войне, контроля над территорией, которая номинально вошла в со- став Западноукраинской Народной Республики, позволила Румынии заявить и отстоять свои права на нее в длительной дипломатической борьбе на Парижской мирной конференции, которая поддержала экспансионистскую политику королевской Румынии. Сен-Жерменский мирный договор с Австрией 10 сентября 1919 г. закрепил Северную Буковину за Румынией, а Севрский мирный договор 10 августа 1920 г. подтвердил и окончательно зафиксировал вхождение всей Буковины в состав Румынии и легитимность на этой территории румынской го- сударственной власти. Государства Антанты, а также Италия и Япония признали составной частью Румынии Бессарабию, оккупированную румынскими войсками еще в январе 1918 г. В целом в результате присоединения территорий площадь и население Румынии увеличи- лись более чем вдвое, причем этнические меньшинства составляли около 30 % от общего количества населения. Уже на следующий день после оккупации Буковины члены Румын- ского национального совета создали президиум краевого правитель- ства во главе с лидером румынских шовинистических кругов края П. Фльондором, который по требованию армейского руководства объявил осадное положение в семи буковинских уездах, а также в г. Черновцы. В то же время с первых дней оккупации Буковины уси- лия румынского правительства и фльондоровского окружения были направлены на юридическое оформление акта «объединения». С этой целью 23 ноября 1918 г. Комитет буковинских эмигрантов был передислоцирован румынским правительством из Ясс в Черновцы. На срочном заседании 25 ноября в состав Румынского национального совета был кооптирован сразу весь комитет эмигрантов в составе 54 человек во главе с И. Нистором – главным официальным идеологом «восточной политики» королевской Румынии, в работах которого обо- сновывалась концепция «исторического права» Румынии на Покутье, Бессарабию и всю Буковину, а также т. н. Транснистрию (земли между Днестром и Южным Бугом). После кооптации РНС принял решение созвать конгресс буковинского народа, на котором «объединение» Буковины с Румынией было бы провозглашено в такой форме, ко- торая представляла бы собой правовую основу. Так называемый Генеральный конгресс Буковины был созван 28 ноября 1918 г. в Черновцах в Зале заседаний синода – резиденции буковинских митрополитов. Это собрание и его решения были, по мнению многих исследователей, нелегитимными, так как его делега- ты никем не избирались, а были подобраны руководством РНС «по списку», а украинцы - наиболее многочисленное население края - в нем представлены не были, хотя были приглашены руководители немецкой и польской общин, гости из Бессарабии и Трансильвании. Сам конгресс проходил с грубым нарушением элементарных про- цедурных норм, в присутствии представителей оккупационных войск, в условиях осадного положения края и внешнего давления. В приня- той резолюции, которая провозглашала «воссоединение Буковины с Румынским королевством в старых ее пределах Черемош – Колочин – Днестр», речь шла только об исключительном праве румын и не упоминалось об автохтонном украинском населении края. Именно на основе этой резолюции 18 декабря 1918 г. румынское правитель- ство издало закон-декрет о «воссоединении» Буковины с Румынией, который 31 декабря был утвержден королем. Большинство украинского населения Буковины никогда не при- знавало законным захват королевской Румынией Северной Буко- вины, считало его временным явлением и в разных формах вы- ражало недовольство, протест и даже сопротивление ненавистному оккупационному режиму в крае. Например, в петиции Украинской национальной рады от 11 июля 1927 г. в Лигу Наций, направленной «против румынского правительства по причине несоблюдения им международных соглашений относительно украинского населения и по причине невыносимого положения, созданного для этого на- селения румынской властью», были обстоятельно изложены убеди- тельные факты «постоянных нарушений основных прав украинцев и унижения украинской нации властью, которые имели место во время аннексии вышеупомянутых территорий (особенно Буковины) в пользу Румынии». По мнению современников, «украинский вопрос» стал общепризнанным дестабилизирующим фактором политики правящих кругов Румынии в межвоенные годы, так как в результате румынской аннексии украинских земель образовалась противодействующая сила, которая стала детонатором послевоенных изменений всего румынского общества. Румынский оккупационный режим в Буковине был самым суро- вым среди всех режимов, установленных на захваченных соседними государствами после Первой мировой войны западноукраинских землях, в частности, польского – в Галиции и тем более чехосло- вацкого – в Закарпатье. Все бывшие автономные права Буковины были отменены, а край превращен в провинцию Румынии. В основе начатой Бухарестом одновременно с аннексией Буковины админи- стративно-территориальной реформы было стремление румынского правительства унифицировать административную структуру и систему управления посредством ликвидации малейших признаков само- стоятельности края, а принятая в марте 1923 г. новая конституция Румынии окончательно закрепила унитарный характер государства. При этом представители оккупационных властей исходили из того, что «Бессарабия и Буковина – искусственные образования австрийского и российского происхождения… В Румынии они не имеют никакого права на существование». Вместо таких отдельных административных территорий, как Бессарабия, Буковина, Валахия и т. д., были созданы 10 цинутов (провинций). В 1918-1928 и 1937-1940 гг. на Буковине было введено непрерывное осадное положение: ограничивалось свободное передвижение граждан, запрещалось проведение собра- ний и манифестаций, вводились цензура и трибунал. В брутальной форме осуществлялась насильственная румынизация украинцев края: ликвидировались украинские школы (уже в 1920 г. в крае были закрыты 84 украинские школы, а к 1927 г. их не стало вообще) и ко- оперативы, запрещалось употребление украинского языка, названия украинских населенных пунктов в соответствии со специальным декретом румынского правительства от 21 июля 1919 г. менялись на новые – румынские, украинцев заставляли менять свои фамилии и имена на румынские, производились аресты представителей укра- инской интеллигенции и священников (сразу же после оккупации в тюрьме Черновцов оказалось более полутысячи известных деятелей украинского происхождения), были установлены жесткий контроль и полицейская слежка за «подозрительными» личностями и т. д. В новоприсоединенные украинские города и села следом за ру- мынскими оккупационными войсками из глубины старого королев- ства прибывали «проверенные румынские патриоты» - представили новой румынской администрации, руководители и специалисты, жандармы, военные, священнослужители, преподаватели лицеев, университетские профессора, обслуживающий персонал. Начался массовый процесс отстранения украинцев от должностей, которые они занимали при Австро-Венгерской империи в таких регионах, как Буковина, Мараморощина, Банат и Добруджа, а также при царской России – в Бессарабии, и их замена вновь прибывшими специали- стами из Румынии. Например, примарами, то есть мэрами городов, председателями сельских советов, государственными служащими всех рангов, руководителями предприятий и учреждений, жандарме- рии и полиции, ректорами Черновицкого университета, директорами лицеев, гимназий и начальных школ, других культурных учреждений всех населенных пунктов регионов компактного проживания этни- ческих украинцев назначались, как правило, румыны – выходцы из Старого королевства. Так, декретом-законом короля Румынии Фер- динанда I от 23 сентября 1919 г. Черновицкий университет, начиная с 1 октября того ж года, был провозглашен румынским, и первым его ректором стал активный борец за присоединение Северной Буковины к Румынии профессор И. Нистор. В университете было внедрено пре- подавание исключительно на румынском языке, а студентами могли стать только его носители, что стало грубым актом дискриминации по отношению к украинской молодежи (в конце 1930-х гг. в университете обучалось всего 53 студента-украинца, или 2,9 % от общего числа студентов). О тотальной румынизации этого когда-то престижного высшего учебного заведения европейского уровня свидетельствует и факт закрытия в 1923 г. успешно действовавшей при Австро-Венгрии кафедры украинистики. Конкретными признаками политики румынизации в местах ком- пактного проживания этнических украинцев стали также следующие явления: введение десятилетнего (1918-1928 гг.) военного положения в Буковине и Бессарабии, что парализовало возможность какой-либо деятельности по поддержке и развитию украинской национальной идентичности в этих районах; появление в общественных местах, го- сударственных учреждениях, судах, учебных заведениях и на улицах городов и сел многочисленных надписей «Vorbiţi numai româneşte» («Разговаривайте только на румынском языке») с одновременным осуществлением румынскими властями карательных мер по отно- шению к тем украинцам, которые осмеливались говорить на родном языке; резкий перевод всей системы оформления документации на румынский и внедрение этого языка как единственного официального во всех органах власти и в учреждениях; ликвидация бывшей сети пе- риодики, в том числе и украинских печатных изданий, и учреждение новых, исключительно румынских средств массовой информации; на- значение в украинские парафии румынских священников и ведение церковной службы только на румынском языке (кстати, Румынская православная церковь благодаря своему господствующему статусу в значительной степени содействовала изменению украинской на- циональной идентичности на румынскую). Насильственная румынизация украинского крестьянства осу- ществлялась также посредством проведения начатой в 1920 г. на территории Бессарабии и в 1921 г. на Буковине аграрной реформы, главной целью которой был подрыв экономической независимости сельского населения украинского происхождения и колонизация этих районов румынскими переселенцами. Так, местным крестьянам выделялось от 4 до 6 га земли, а колонистам – до 10 га, что поощряло массовый переезд этнических румын на оккупированные территории. Кроме того, одним из условий получения земли была принадлежность крестьян к румынской нации, что вынуждало многих украинцев за- писываться румынами. О кардинальных изменениях в положении украинцев во времена Австро-Венгерской империи и в Румынском королевстве свидетель- ствует выступление руководителя делегации украинских женских организаций Буковины Ольги Гузар на Первом съезде женских обществ – представителей национальных меньшинств Румынии, прошедшем в октябре 1925 г. в Бухаресте. Так, в переданном органи- заторам съезда меморандуме отмечалось, что на территории Север- ной Буковины компактно проживало не менее 320 тыс. украинцев, которые во времена Австро-Венгрии имели 808 учебных заведений с преподаванием на родном языке, в том числе 4 украинских лицея, 3 учительских семинарии, 1 школу по подготовке специалистов деревообрабатывающей промышленности, 800 начальных школ и гимназий, а также около 1000 культурных обществ и союзов. «Эти культурные достижения украинцев, - подчеркивалось в меморандуме, - систематически уничтожал румынский режим, о чем свидетельствует следующее: во всем крае нет теперь ни одной начальной, средней или высшей школы с украинским языком преподавания… Украинской молодежи греко-католического вероисповедания, которая составляет большинство учеников, даже религия не преподается на украинском языке». А еженедельник украинской эмиграции «Тризуб» от 22 января 1928 г. писал о том, что в Румынии на то время проживало не менее 1,5 млн украинцев, в том числе в северной части Буковины – 400 тыс., на территории Бессарабии и Добруджи – 600 тыс. и на Мараморощине – 100 тыс. чел. «Сейчас, - отмечалось в издании, - на всех этих укра- инских землях нет ни одной украинской школы. Даже преподавание религии ведется на непонятном для населения румынском языке». Интересно отметить, что факт насильственной румынизации укра- инского населения в межвоенные годы признают и сами румынские исследователи. Показательной в этом плане является работа глав- ного редактора «Румынского журнала по вопросам прав человека» Г. Андреэску под названием «Нации и меньшинства», изданная в 2004 г. в Бухаресте. В ней, в частности, говорится: «В рамках кампании румынизации в начале 30-х годов румынское правительство закрыло школы, газеты и учреждения культуры украинцев. В общественной жизни украинский язык был запрещен, а нарушение соответствующе- го закона предусматривало вмешательство полиции. Украинцы были названы «румынами, которые забыли родной язык». А румынский автор украинского происхождения Д. Гренчук в своем двухтомном исследовании «Последовательность и изменения: интеграция нацио- нальных меньшинств исторической Буковины в королевство Великая Румыния (1918-1940 гг.)», изданном в 2005 и 2007 гг., утверждает, что «буковинские украинцы не согласились с объединением Буковины с Румынским королевством 28 ноября 1918 г.», и поэтому для них период 1918-1928 гг. «стал этапом глубоких преобразований в по- литическом, социальном, образовательно-воспитательном, духовном и ментальном плане, в сравнении с существовавшими реалиями в период Австро-Венгерской империи». В результате этих преобразо- ваний уже в начале румынского господства украинское население региона резко сократилось – с 38,4 % в 1910 г. до 28 % в 1919 г. Среди причин этого негативного для украинского этноса явления автор называет «колонизацию территории между Прутом и Днестром румынскими семьями», а также регистрацию гуцулов на протяжении межвоенного периода как отличную от украинцев национальность. Таким образом, румынская власть с первых дней оккупации Буко- вины осуществляла здесь системную политику румынизации, направ- ленную на принудительную ассимиляцию автохтонного украинского населения. Весь потенциал государственно-пропагандистского аппа- рата Великой Румынии, ее образовательно-воспитательной системы, церкви, средств массовой информации, правоохранительных органов, армии и т. д. был направлен на навязывание политического, эконо- мического, культурного, психологического, этнического и конфессио- нального господства титульной румынской нации над национальными меньшинствами, в частности, украинцами, центра - над регионами, столицы - над провинциями. Эта политика еще более усилилась в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в. - во времена диктатуры короля Кароля ІІ и военно-фашистского режима маршала И. Антонеску. Она последовательно осуществлялась Румынией на временно оккупированных в годы Второй мировой во- йны украинских территориях, особенно в так называемой провинции Транснистрия. Ассимиляторскую политику в отношении украинского меньшинства проводило и руководство социалистической Румынии в послевоенные годы, особенно во времена правления Н. Чауше- ску. К сожалению, процесс ассимиляции украинцев Румынии (по официальным данным переписи 2002 г. их насчитывалось 61,4 тыс. чел.) продолжается и после свержения коммунистического режима, несмотря на то, что в современной Румынии был принят ряд законо- дательных актов, которые формально обеспечивают права и свободы национальных меньшинств, а в 2007 г. страна стала полноправным членом Европейского Союза. В то же время Румыния периодически обращается к международному сообществу с жалобами на якобы имеющие место нарушения прав и свобод румынского населения в соседних государствах, в том числе и в Украине, при этом прово- дя там прорумынскую политику, граничащую с вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Виднянский СтепанИнститут истории Украины Национальной академии наук Украины, Киев, Украинаjurnalrusyn@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

 Процессы национального самоопределения на Буковине в 1918 г., ее включение в состав румынского королевства и румынизация автохтонного украинского населения края | Русин. 2012. № 2 (28).

Процессы национального самоопределения на Буковине в 1918 г., ее включение в состав румынского королевства и румынизация автохтонного украинского населения края | Русин. 2012. № 2 (28).