Духовно-религиозное образование и воспитание в северных волостях земли Молдавской и в провинции Буковина (XVIII – первая половина ХХ в.)
Духовно-религиозное образование и воспитание в северных волостях земли Молдавской и в провинции Буковина (XVIII – первая половина ХХ в.).pdf Духовно-религиозное образование и воспитание, как и культурные традиции, являются естественной, неотъемлемой цивилизационной составляющей каждой нации, любого государства в русле идейно-ми- ровоззренческих приоритетов и морально-нравственных ориентиров социума. Указанный феномен, таким образом, прямо проецируется на просвещение, школьное образование и воспитание, которые в свою очередь формируют и определяют институциональный уровень человека в обществе. Учитывая это, можно объективно констатировать определяющую роль духовности, духовного образования и воспи- тания в процессе дидактизации стержневых основ христианского вероучения в разные исторические эпохи и периоды. Не стали ис- ключением в этом процессе и северные волости Молдавии, которые после 1775 г. вошли в состав империи австрийских Габсбургов и стали официально именоваться Буковиной. Переходя непосредственно к теме исследования, необходимо отметить следующее. На территории Черновицкой и Сучавской во- лостей, как во всей тогдашней Молдавской земле в целом, школьное образование и воспитание, будучи почти исключительно связанными с церковными структурами, служили главным образом для подготовки клириков и государственных чиновников. В первой половине ХVIII в. под влиянием идей Просвещения и с подачи воевод в администра- тивных центрах цинутов (волостей) Молдавии и отдельных крупных населенных пунктах стали открываться школы, в которых могли учить- ся дети торговцев и ремесленников. Для их содержания молдавский воевода Григорий ІІ Гика основал 25 декабря 1747 г. школьный фонд в Яссах. Все священники и диаконы Молдавского государства вносили ежегодно в этот фонд по одному золотому. В том же году вместе с Романской и Гушской епископскими школами была реорганизована школа при Рэдэуцком епископстве. Ее переименовали в воеводскую 1 и содержали за счет упомянутого выше фонда . В 1759 г. в ранг высшей воеводской школы было возведено учеб- ное заведение при Путнянском монастыре. Среди преподавателей этой старой школы, корни которой уходят в эпоху Штефана Велико- го, стоит упомянуть известного книжника иеромонаха Варфоломея 2 (Мезеряну) . В 1766 г. молдавский воевода Григорий ІІІ Гика провел школьную реформу, в результате которой к упомянутым воеводским школам добавились новые элементарные школы для мирян и сыновей священников. В северо-западной части Молдавского воеводства такие школы были открыты в Сучаве, Черновцах, Рэдэуць, Путне, Кымпулунг-Молдовенеск и Кымпулунг-Русеск (Долгополье). В этих заведениях учили чтению, письму, счету, а также церковному пению. В Северной Молдавии, наряду с воеводскими и епископскими шко- лами, существовали еще и школьные учреждения при монастырях и церквах. В школах при церквах детей обучали обычно церковные певцы - даскалы (дьяки). В 1775-1776 гг. на Буковине насчитывалось 3 86 таких заведений . После аннексии Буковины австрийскими Габсбургами школа в Кымпулунг-Русеск прекратила свое существование, но в то же время была открыта школа в Серете. Главным учебным заведением на Бу- ковине в первые годы австрийского правления стала богословская академия в Путне. Она приобрела свой статус благодаря митрополиту Иакову (Путняну), который пребывал в этом монастыре на покое. В Путнянской академии слушатели изучали Часослов, Псалтирь, Октоих, Катехизис, румынский и славянский языки, греческие песнопения, правописание, географию, риторику, историю по Евсевию от начала возникновения христианства до IX ст. и Флорентийского собора, краткую философию по Платону. В 1778 г. это заведение лишилось высокого статуса и превратилось в обычную школу, которая просу- ществовала до середины XIX в.4 «Постановление об упорядочении духовных, церковных и школь- ных дел на Буковине» от 29 апреля 1786 г. лишило православные монастыри Буковины образовательных функций, оставляя за мона- хами лишь богослужебные и молитвенные функции. Постановлением вводились нормальные - четырехклассные (открытые в Черновцах и Сучаве) и тривиальные - элементарные школы (в каждой общине), а для подготовки православного духовенства открывалась клери- кальная школа. Содержались все эти учебные заведения за счет Буковинского православного религиозного фонда, созданного из 5 имений монастырей . Клерикальная школа была открыта в том же 1786 г. в Сучаве, в кельях старой митрополии. Учителем назначили иеромонаха Дани- ила (Влахович), серба из Славонии, который впоследствии стал епи- скопом Буковины. В 1789 г. клерикальная школа была перенесена в Черновцы, в Епископскую палату. Ее слушатели изучали Священное писание, нравственное богословие, апологетику, церковное пение, литургику. Обучение продолжалось 3 года. В 1786 г. в клерикальной 6 школе училось только 7 учеников, а в 1804-м - уже 141 . В 1814 г. был принят проект о реорганизации клерикальной школы в семинарию. Через два года австрийские власти издали распоря- жение о прекращении приема учащихся, и к концу 1818 г. эта школа прекратила свое существование. Ее должно было заменить другое 7 учебное заведение . После долгих ходатайств нового епископа Буковины Исаии (Бало- шеску) перед правительством 4 октября 1827 г. в здании гимназии открылось православное богословское учебное заведение с курсом богословского училища, а 12 февраля 1828 г. при нем была основана клерикальная семинария8. С 1838 г. в Черновцах начала действовать 9 Епархиальная православная школа церковных певцов (даскалия) . В 1856 г. в клерикальной семинарии было введено изучение Свя- щенного Писания, церковнославянского и русинского (украинского) языков. С 1869 г. хоровое пение в ней преподавал протопресвитер - ставрофор Исидор Воробкевич – известный буковинский поэт, пи- сатель и композитор. В 1873 г. Буковинская консистория утвердила устав семинарии. В теологическое учебное заведение принимали только кандидатов, окончивших черновицкую гимназию. Из его стен вышло новое право- славное буковинское духовенство - первые интеллигенты края. По состоянию на 1843 г. на Буковине было уже 99 священников - выпуск- ников богословского заведения и 240 клириков, вышедших из старой клерикальной школы. В 1848 г. епископом Евгением (Гакманом) в Богословском институте было введено преподавание предметов на румынском языке (вместо латинского). В 1850 г. Богословский институт получил титул императорского, а в следующем году епископ Евгений задумал повысить его «в соот- 10 ветствии с духом и требованиями времени» до степени факультета . Однако желание православного владыки Буковины исполнилось лишь спустя 25 лет, когда императорским указом от 30 августа 1875 г. было декларировано создание на базе теологического ин- ститута (ликвидированного указом от 29 августа) нового греко-вос- точного богословского факультета. Тогда же был утвержден устав теологического факультета Черновицкого университета, официально открытого 4 октября 1875 г. Этот факультет финансировался из Бу- ковинского православного религиозного фонда и разместился на первом этаже семинарского корпуса в резиденции митрополитов Бу- ковины и Далмации. На факультете действовали кафедры библейской науки и толкования Ветхого Завета, библейской науки и толкования Нового Завета, догматики, нравственного богословия, истории церк- ви; церковного права, практического богословия,; восточных языков. За преподаванием богословских наук наблюдал митрополит Буко- винский. Его голос был решающим при назначении министерством образования и вероисповеданий профессоров и доцентов. Препода- вательский состав факультета пополнялся профессорами упразднен- ного Греко-восточного богословского института. Факультет пытался и самостоятельно готовить на профессорские должности людей из числа его выпускников. За четверть века он подготовил 7 кандидатов на должность преподавателей православного факультета, в частности Е. Воюцкого, В. Геину, В. Георгиу, К. Савескула, С. Сагина, Т. Тарнавского. Среди профессоров и доцентов теологического факультета было лишь 11 два украинца - Е. Козак и Д. Еремийчук, остальные были румынами . Курс обучения длился 4 года. У факультета была большая библиоте- ка. На рубеже ХIХ - ХХ вв. ее книжный фонд составлял 7 544 изданий. В 1884 г. студенты-богословы создали собственное общество, полу- чившее название «Православная академия» (в 1938 г. оно, наряду с 12 другими ассоциациями студентов, прекратило свое существование) . Во время открытия университета в зимний семестр 1875/1876 г. на теологическом факультете обучалось 39 студентов, в 1884/1885 г. их число возросло до 77. На рубеже веков количество студентов- богословов резко упало. Потом снова увеличилось. Например, в 1903 г. общее число студентов, обучавшихся на богословском фа- культете, выросло до 55 человек, а в зимний семестр 1911/1912 г. 13 их уже было 204 . Большинство студентов составляли румыны. В частности, в 1900 г. из 36 человек 29 были румынами и только один - украинцем. Это прежде всего связано с тем, что украинские юноши, хотя и учились бесплатно, имели меньше шансов на трудоустройство, чем румыны. Часто для выгодного трудоустройства им приходилось менять свою 14 национальность на румынскую . Греко-восточный богословский факультет в Черновцах играл важ- ную роль в развитии православной теологии не только в Буковине и Австро-Венгерской монархии, но во всей Юго-Восточной Европе, ведь среди его студентов были выходцы из Сербии, Болгарии, Черногории, Османской империи. Особенно много было слушателей из Румынии 15 (в 1906/1907 г.– 9 чел., в 1911/1912 г.- уже 72) . Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) занятия на те- ологическом факультете Черновицкого университета прерывались из-за боевых действий. После 1918 г. богословское образование на Буковине в связи с вхождением края в состав Румынского королевства претерпело определенные трансформации. Черновицкий университет с 24 ок- тября 1920 г. официально стал румынским учебным заведением. В 1923 г. в нем появился четвертый факультет (философский факультет был разделен на научный и философско-филологический). На тео- логическом факультете в этот период преподавали В. Тарнавский, В. Шесан, В. Георгиу, Д. Спину, М. Шесан, В. Лойкице, Н. Котос, С. Рели и др. Факультет состоял из 10 кафедр: истории Румынской церкви, всемирной истории церкви, апологетики, библейских исследований Ветхого Завета, библейских исследований и экзегезы Нового За- вета, практической теологии, моральной теологии, догматики и др. В 1925 г. на факультете обучалось 159 студентов-богословов (из них 16 23 - украинцы). В 1932 г. насчитывалось 898 теологов-лиценциатов . Характерно, что в межвоенный период международные связи фа- культета стали интенсивнее. Его теологическая школа по-прежнему считалась лучшей в Юго-Восточной Европе. Например, в 20-х гг. ХХ в. лучшие студенты-богословы университета в Белграде, слушая лекции выпускников Черновицкого университета, стремились попасть в Черновцы для завершения богословского образования. К таким принадлежал, в частности, К. Марков, окончивший теологический факультет в Черновцах в 1928 г. Позже, под именем Кирилл, он стал патриархом Болгарской православной церкви. 28 июня 1940 г. профессора, административный персонал и сту- денты богословского факультета покинули Черновцы в связи со вступлением в северную часть Буковины подразделений Красной армии. Стараниями митрополита Буковинского Тита (Симедри), быв- шего ректора И. Нистора и декана богословского факультета Н. Котоса факультет был переведен на юг Буковины - в Сучаву. Разместился он в интернате лицея для юношей «Штефан Великий». В октябре 1940 г. у богословов начались занятия. По состоянию на 1940/1941 г. на факультет записалось 388 абитуриентов и 4 студента, 183 сту- дента-лиценциата, 2 незарегистрированных студента и 1 выпускник курса докторантуры. 17 студентов были из Буковины, 30 - из Старого 17 королевства и 7 - из Бессарабии . Во время кратковременного установления советской власти в Черновцах была разворована и отчасти уничтожена (из 30 000 то- мов было потеряно 8000) библиотека теологического факультета, хранившаяся в левой части резиденции18. При отступлении Красной армии из Черновцов 5 июля 1941 г. разорен был и митрополичий комплекс. Тогда были опустошены помещения богословского факуль- тета, интернат для теологов, певческая школа и семинарская церковь, 19 повреждена мебель и другое имущество . Митрополит Буковинский и Хотинский Тит (Симедря), прибывший в Черновцы после вступления туда румынских войск, распорядился провести ремонт митрополичьего комплекса. К осени 1941 г. были от- ремонтированы корпуса митрополичьей резиденции, восстановлена школа для церковных певцов (с интернатом), интернат для теологов 20 и семинарская церковь . 11 ноября 1941 г. теологический факультет возобновил свою ра- боту в Черновцах. К учебному процессу приступило 347 студентов и 14 профессоров. Студентам-богословам читались курсы догматики, всемирной церковной истории и патрологии, моральной теологии, церковного права, истории Румынской церкви, катехитики и гоми- летики, литургики и пасторалии, педагогики и философии, истории румынской литературы, истории Румынии и др. В феврале 1942 г. маршал И. Антонеску предложил начать частичное преподавание курсов на русском и украинском языках на богословском факуль- тете в Черновцах, дабы должным образом подготовить будущих священников для работы среди этнических меньшинств Буковины и особенно Транснистрии, где население не понимало румынского языка. С марта 1942 г. началось преподавание курсов на этих языках в объеме два часа в неделю. Кстати, в том же году к преподаванию курса «Толкование Нового Завета» на теологическом факультете в Черновцах приступил профессор Юстин (Моисеску), будущий патри- 21 арх Румынской православной церкви . В 1944 г. богословский факультет вновь был эвакуирован из Черно- вцов в Сучаву, где возобновил работу в нынешнем помещении уезд- ной библиотеки И. Сбиери. Семинарской церковью для богословов стал старинный храм Вознесения Господня (1551 г.), расположенный в центре города. В августе 1948 г. из-за реформы в сфере образова- ния, проводившейся коммунистическим правительством Румынии, 22 факультет прекратил свое существование . О религиозном и нравственном воспитании молодежи в церкви и школе на Буковине издавна заботились представители церковного клира. Учителей Слова Божьего готовили сначала в духовных школах, а позже, после открытия в 1875 г. Черновицкого университета, - на богословском факультете и семинарии в митрополичьей резиденции. Согласно Постановлению об упорядочении духовных, церковных и школьных дел на Буковине от 29 апреля 1786 г., в открытых ав- стрийской администрацией четырехклассных школах в Черновцах и Сучаве, наряду с обучением чтению, письму, счету, предусматривалось изучение немецкого и английского языка, первой части румынского Катехизиса (для молдаван, т.е. православных) или малого Катехизиса (для немцев). В первом случае как учебное пособие рекомендовался Катехизис, изданный Карловицким Собором в 1774 г. (второе изда- 23 ние - Черновцы, 1804) . Азы религии изучались также в тривиальных (трехлетних) школах, количество которых в крае выросло в 1792 г. до 32-х. В течение 1787-1788 гг. на Буковине было открыто много партикулярных еван- гелических школ для немецких колонистов-протестантов. Евреи тоже открывали частные школы для своих детей (их обучение велось на 24 еврейском языке и носило исключительно религиозный характер) . В 1804 г. австрийские власти издали новый школьный закон, со- гласно которому в школьной программе было увеличено количество часов для преподавания религии. Начальное образование получило конфессиональный характер и требовало разделения по религиоз- ным общинам. Это усилило роль православной церкви Буковины в деле контроля над образованием, поскольку большинство учащихся, как и вообще населения провинции, были православными. Соглас- но закону, разделение по конфессиям осуществлялось только на уроках религии, остальные учебные дисциплины ученики изучали 25 совместно . В 1815 г. вышел императорский указ о передаче образовательных учреждений Буковины под контроль римско-католической конси- стории во Львове. На места православных учителей пришло много преподавателей - римо-католиков и греко-католиков (униатов). В 26 учебный процесс вошел польский язык . В 1820 г. католическая консистория издала распоряжение учителям Буковины осуществлять религиозно-нравственное воспитание по ка- толическому образцу. Поэтому половину всех школьников составляли католики или протестанты, тогда как число православных учащихся уменьшалось. В 1831 г. на Буковине православных школьников было всего 700 человек. Православные предпочитали учить детей у даскалов. Так, Ираклий Порумбеску обучался в течение 1828-1833 гг. у даскала Геннадия Платеньки из монастыря Путна по Букварю, 27 Часослову и Псалтири . Буковинская православная консистория в 1826, 1832, 1833, 1834 и 1836 гг. настойчиво ходатайствовала перед австрийскими властями об освобождении школ края от пресса полонизации и католицизма. Только в 1844 г. епископу Буковинскому Евгению (Гакману) удалось перевести школы Буковины под контроль православной консистории 28 в Черновцах . В 1865 г. на Буковине было 105 школ, подчиненных православной консистории (23 румынских, 13 русинских (украинских) и 69 смешан- ных), 38 школ католических (все смешанные) и 13 школ евангелист- 29 ских (12 лютеранских немецких и 1 кальвинистская (венгерская)) . Буковинский общественно-политический деятель и педагог Эмилиан Попович, вспоминая свое обучение в 2-классной школе с. Сторонец- Путилов (открывшейся в 1863 г.), сделал в мемуарах следующую ремарку о тогдашней системе обучения и поощрения: «Помню, как протоиерей Ганицкий приходил на визитацию школы, которая под- лежала тогда консистории, как раздавал он в конце года, по случаю экзаменов, лучшим ученикам-премиантам в подарок книги и образки 30 святых» . На основании государственного закона от 1869 г. и краевого - от 1870 г. на Буковине вместо тривиальных школ и учительской семинарии (православной «препаранды»), находившихся под кон- тролем консистории, были открыты народные школы и учительские семинарии, подчиненные уездным и краевым школьным советам, в состав которых входили также духовные лица - представители всех вероисповеданий. Например, по данным на 1894 г., в составе Буковинского краевого школьного совета наряду со светскими членами были профессор православного богословского факультета доктор Емилиан Воюцки, римо-католический священник Йозеф Шмид, председатель еврей- ского сообщества Нафтали Титтингер. В Черновицкий городской школьный совет входили школьный инспектор архимандрит Влади- мир (Репта) - будущий митрополит Буковины, экзарх Иоанн Проко- пиевич, греко-католический декан Целестин Костецкий и городской раввин д-р Йосиф Розенфельд. В совете сельского Черновицкого уезда присутствовали православный священник Артемий Берарю и греко-католический священник Теофил Шухевич; в составе школьного совета Кымполунгского уезда - православные священники Думитру Цуркан и Тит де Ончул, евангельский пастырь Карл Франкендорфен; в Кицманском уезде в школьном совете состояли православный свя- щенник Иоанн Гомивка, греко-католический священник Александр Майковский; в совете Гура-Гуморского уезда присутствовали право- славный священник Михаил Илиуц и евангельский пастырь Горгон Трауготт; школьный совет Радивецкого уезда включал евангельского пастора Мартина Декера, римо-католического декана Эдуарда Ни- стенбергера, православного священника Теодора Патраша и римо- католического священника Йоханна Кубачека; в совет уезда Серет входил римо-католический священник Йоханн Кубачек; членами школьного совета Сучавского уезда были православный священник Симеон Флоря Мариан (известный этнограф) и римо-католический администратор Йозеф Чеве; в состав Вижницкого уездного школьного совета входили православные священники Георгий Ганицкий и Иоанн 31 Осташек, а также римо-католический священник Клеменс Енцингер . В гимназиях (основанных в разное время в Черновцах, Сучаве, Рэ- дэуць и Серете), учительской семинарии и профессиональных школах религиозное обучение проводили отдельные клирики-законоучители, которые, правда, больше заботились о том, чтобы склонить своих учеников к принятию румынской национальности. Как свидетель- ствовал польский ксендз Ян Бадени, посетивший Буковину в 1891 г., в Черновицкой гимназии был «отдельный русский преподаватель православного катехизиса и отдельный румынский, а в остальных буковинских средних школах обучение православной религии ве- дется фактически на румынском языке, хотя в учебном 1890/91 году записались в учительской семинарии 92 русина и только 70 румын». Более того, «многолетний русский преподаватель катехизма Эмману- ил (Элиас Чунтуляк) ... делал, что мог, чтобы свою школу опустошить, а румынскую заполнить». Так что за несколько лет количество учащихся, 32 изучавших «русский катехизис», сократилось с 86 до 46 . Надо отметить, что в румынской части края - в Сучаве, а именно в тамошней православной гимназии, происходил другой процесс – процесс германизации учеников-румын. В частности, священник Кон- стантин Морару, уроженец с. Метока-Драгомирна, в своих мемуарах об этом заведении (открытом в 1860 г.) с удовольствием вспоминал многих своих учителей, особенно православных катехитов Бэлдяна, Воробкевича и Григоровича, и в негативных тонах изображал тог- дашнего директора гимназии Иоганна Лимбергера (назначенного на эту должность 22 апреля 1870 г.). Культуррегент германизации, он унижал достоинство учеников-румын. В качестве примера о. К. Морару описывает такой случай с малоимущим учеником-румы- ном: «Ну-ка, скажи мне, Прилипчан, - как-то спросил он [Лимбергер. - Б.Б., М.Ч.] моего несчастного коллегу, одетого в старую и не совсем чистую одежду, - имеют гниды и крылья?» - «Нет». - «Счастье, - про- изнес Лимбергер, саркастически улыбаясь, - поскольку в противном случае они бы перелетали из грязных одежд и на чистые». Однако ученик ответил: «Вы читаете валашские газеты? Если еще читаете 33 валашские газеты, тогда поезжайте в Валахию» . Кроме православных катехитов, в высших школах занимались ре- лигиозным обучением своих духовных чад и клирики других конфес- сий. В частности, в 1904 г. в православной высшей гимназии в Сучаве на 319 учеников православного вероисповедания был один учитель религии - протопресвитер Симион Флоря Мариан. В православной реальной школе в Черновцах православных учащихся религии об- учал священник Димитриу фон Цопа, католиков - римо-католический священник Людвиг Винтер, законоучителем для евангелистов был Йозеф Фрониус, для греко-католиков - Михаил Симович, для иу- деев - Фишель Бреннер. В 5-классной школе г. Черновцы (бывший национальной «молдавской») и в православной высшей девичьей школе православным катехитом был священник Иоанн де Севескул. В императорской высшей гимназии в Черновцах православными законоучителями работали протопресвитер Калистрат Кока (пре- подавал религию для румын) и священник Евгений Семака (учил Закону Божьему украинцев). В учительской семинарии учителем религии для православных слушателей был протопресвитер Илья Бендас. В императорской высшей гимназии в Рэдэуць православным катехитом работал экзарх Иоанн Келару, а в низшей гимназии в Серете - православный священник Петру Попескул. В коммунальной народной школе в Черновцах православным законоучителем был 34 синкел Эммануил (Евгений Воробкевич) . В народных школах Буковины, которых в 1904/1905 г. насчитыва- лось 399 (к концу 1908 г. их число возросло до 492), религию пре- подавали священники тех приходов, на территории которых они на- ходились. Однако приходское духовенство не всегда добросовестно относилось к своим катехическим обязанностям, больше заботясь о собственных делах и богатстве, чем о религиозном обучении при- хожан. В частности, корреспондент из с. Вытыловка сообщал в 1905 г. в газете «Руска Рада», что работник Василий Олейник, который не умел прочесть молитвы «Отче наш», должен был дать местному священнику Василию Велигорскому 4 лева, а за заповеди - 3 лева, для чего должен был продать 2 пражины огорода. Хотя, замечает корреспондент, «Отче наш» тот сам «не учил ни в школе, ни в церк- ви, но деньги брать умеет хорошо»35. Также «Руска Рада» сообщает о жалобах на священника Драбика в Веренчанке, который скорее «просидит всю ночь за картами с господами, но не посидит и часика с крестьянскими детьми, чтобы их хотя бы опросить, как уже не на- 36 учить "Отче наш"» . В румынский период в учебных заведениях Буковины ученики также должны были изучать основы религии. На занятиях по этому предмету они, как и при Австро-Венгерской империи, делились на конфессии. В городских учебных заведениях религиозным обучением занимались духовники-катехиты. Некоторые из них оставили о себе у учащихся добрую память. Например, румынский историк Владимир Требич, уроженец черновицкого предместья Люди-Гореча, с удоволь- ствием вспоминал о своем первом православном катехите в Черно- вицком лицее «Арон Пумнул» - о. Симеоне Рели, который также был регентом церковного пения, а позже стал профессором церковной истории на богословском факультете Черновицкого университета. Другим преподавателем религии в лицее, о котором с теплотой от- зывается В. Требич, был о. Резуш - участник Первой мировой войны, человек доброго нрава, с приязнью относившийся к ученикам (в 1940 г. он был депортирован советской властью в Сибирь, откуда так и не вернулся). В. Требич также тепло вспоминает директора лицея «Арон Пумнул» протоиерея Петру Попеску, который тоже преподавал религию. Будучи уроженцем одной из деревень близ г. Серет, этот священник с длинной бородой и в очках олицетворял для учащихся типичный образ буковинского книжника былых времен, который 37 всегда находил мудрое слово для дебоширов . По состоянию на 1936/1937 г. в составе православной катехитуры черновицких лицеев были квалифицированные клирики-законоучи- тели. В частности, в лицее «Арон Пумнул» курс религии тогда читал о. Д. Воевидко, в православном девичьем лицее «Елена Домна» - о. М. Лазарюк, в православном лицее для мальчиков «Митрополит Сильвестру» - о. Э. Гостюк, в девичьем лицее «Олтя Домна» - о. В. Бока, в лицее для мальчиков «Д-р К. Ангэлеску» - д-р о. С. Рели и о. Д. Ончулеску (последний преподавал религию также в военном ли- цее «Штефан Великий»), в лицее для мальчиков «Великий воевода Михай» - о. И. Городиски. Отдельные православные катехиты были также в профессиональных и коммерческих лицеях, гимназиях, институте слепых и глухонемых в Черновцах, лицеях в г. Кицмань, Кымпулунг, Гура-Гуморулуй, Рэдэуць, Сучава, Серет, Сторожинец, гим- назиях в Вижнице, Викове де Сус и Бурдюжень, а также черновицких нормальных и начальных школах. В сельских школах религию для учеников православного вероисповедания по-прежнему читали 38 сельские священники . С приходом 28 июня 1940 в северную часть Буковины советской власти обучение религии в школах прекратилось, поскольку в Со- ветском Союзе школа была отделена от церкви. Священники или эмигрировали в Румынию, или были депортированы (как, например, о. Резуш). На короткое время религиозное обучение в северной части края возродилось в 1941 - 1944 гг. В южной части Буковины, которая оставалась в составе Румынии, Закон Божий преподавался в учебных заведениях до 1948 г., когда введенное румынскими коммунистами новое законодательство об образовании поставило крест на духов- но-религиозном воспитании детей и юношества в Сучавском уезде. Обобщая изложенное выше, можно констатировать, что на тер- ритории Черновицкой и Сучавской волостей Молдовы, а позже в австрийской и румынской Буковине на протяжении XVIII - первой половины XX ст. традиции духовного и духовно-религиозного обра- зования, как и уровень катехизации (в пределах школьного образо- вания и практики общего просвещения), носили ярко выраженный дидактически-напутственный характер. Они были направлены на формирование у детей и юношества (школьников и гимназистов) христианской мировоззренческой доминанты, идеалов гуманизма, евангельских морально-этических предпочтений и гражданского патриотизма путем реализации опытными учителями-катехитами и приходскими священниками т. н. метексиса - метафизического приобщения человека к Богу и воспитания позитивных творческих качеств характера. Сейчас данная проблема снова становится акту- альной. Благодаря задачам, связанным с практической реализацией духовного воспитания школьников, у нее есть новые исследователь- ские перспективы.
Ключевые слова
Авторы
Боднарюк Богдан | Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Черновцы, Украина | | jurnalrusyn@rambler.ru |
Чучко Михаил | Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Черновцы, Украина | | jurnalrusyn@rambler.ru |
Всего: 2
Ссылки
Ungureanu C. Învăţământul primar din Bucovina (1774-1918). Chişinău: Civitas, 2007. P. 12
Cojocaru C. Isaia Baloşescu, episcopul Bucovinei (17 iulie 1823 – 14 septembrie 1834) // Analele Bucovinei. 2000. Anul VII. № 2. Р. 325, 362-363
Ungureanu C. Op. cit. P. 12
Reli S. Facultatea de Teologie din Cernăuţi (scurt istoric, situaţie şi călăuză). Cernăuţi, 1942. P. 9
Ungureanu C. Op. cit. P. 12-14
Cojocaru C. Isaia Baloşescu, episcopul Bucovinei (17 iulie 1823 – 14 septembrie 1834). Р. 364
Ungureanu C. Op. cit. P. 14-15
Normalien der Bucovinaer gr.-or. Archiepiscopal-Diöcese von 1777-1886 / Zusammengestelt und redigit infolge des Bukowinaer gr.-or. Erzbischoflichen Consistoriums vom 13/25 Marz 1886 ad Nr. 726 vom Consistorial-Rath Myron M. Calinescu. Czernowitz: Verl. des gr. or. erzbisch. Consist. s.a., 1887. Bd. I.S. 29-67, 91-92, 105-106
Ungureanu C. Op. cit. P. 21.
Cojocaru C. Daniel Vlahovici – episcop al Bucovinei (23 aprilie 1789 – 20 august 1822) (I) // Analele Bucovinei. 2000. Anul VII. № 1. Р. 48, 54, 57-58, 60, 64-65
Ungureanu C. Op. cit. P. 31-32
Воскресенскій Г. А. Православные славяне въ Австро-Венгрiи. СПб.: Изданiе С.-Петербургского Славянскаго благотворительного общества, 1913. С. 79
Смаль-Стоцкий С. Буковинська Русь. Культурно-історичний образок // Зелена Буковина. Еколого-краєзнавчий науковий і науково-популярний журнал, № 3-4. 1996. № 1. 1997. С. 52-53
Cojocaru C. Isaia Baloşescu, episcopul Bucovinei (17 iulie 1823 – 14 septembrie 1834). Р. 380-382
Можарівський В. Православна церква на Буковині. Доба Митрополій (сер. ХІХ – 1 пол. ХХ ст.). Чернівці: б/в, 2006. С. 188
Воскресенскій Г. А. Указ. соч. С.79
Reli S. Op. cit. P.10
Смаль-Стоцкий С. Вказ. праця. С. 53
Воскресенскій Г. А. Указ. соч. С. 79-80
Reli S. Op. cit. P. 10-11
Vicovan I., Adumitroaie C. Aspecte ale învăţământul teologic superior din Bucovina româească (1918 – 1948) // Culturi şi Religii în Bucovina istorică. Retrospectivă şi perspective ale dezvoltării. Cluj-Napoca, 2011. Р. 171
Можарівський В. Вказ. праця. С.180
Турчинський Е. Значення Чернівців для православної теології у Південо-Східній Європі // Буковинський журнал. 1996. Ч. 3-4. С. 77
Воскресенскій Г.А. Указ. соч. С. 80-82
Можарівський В. Вказ. праця. С. 183
Vicovan I., Adumitroaie C. Op. cit. P. 171-174
Reli S. Op. cit. P. 33-34
Vicovan I., Adumitroaie C. Op. cit. P. 174-175
Reli S. Op. cit. P. 33-34
Moraru P. Bucovina sub regimul Antonescu (1941-1944). Chişinău, 2004. Vol. II. Р. 21, 71
Moraru P. Op. cit. P. 71
Reli S. Op. cit. P. 29, 32
Moraru P. Op. cit. P. 21-22
Vicovan I., Adumitroaie C. Op. cit. P. 188
Мордвинов В. Православная церковь въ Буковинь. СПб., 1874. С. 39
Ungureanu C. Op. cit. P. 22
Смаль-Стоцкий С. Вказ. праця. С. 34-35, 44-45
Ungureanu C. Op. cit. P. 24, 30
Ungureanu C. Op. cit. P. 26-27
Смаль-Стоцкий С. Вказ. праця. С.40
Ungureanu C. Op. cit. P. 32-33
Ungureanu C. Op. cit. P. 36-37
Смаль-Стоцкий С. Вказ. праця. С. 41
Ungureanu C. Op. cit. P. 37
Ungureanu C. Op. cit. P. 45
Попович О. Відродження Буковини // Буковинський журнал. 1992.Ч. 1. С. 125
Ungureanu C. Op. cit. P. 220-254
Бадені Я. В Чернівцях. Враження з кількаденної поїздки. Чернівці: Золоті литаври, 2006. С. 27-30
Morariu C. Cursul vieţii mele (continuare) // Glasul Bucovinei. Cernăuţi- Bucureşti, 1997. № 2. Р. 101
Schematismus der Bucovinaer gr.-or. Archiepiscopal-Diocese fur das Jahr 1904. Cernowitz: Verlage des gr. or. erzbisch. Consist. s.a., 1904. S.192-197
Чучко М. К. «И възят Бога на помощу»: соціально-релігійний чинник в житті православного населення північних волостей Молдавського воєводства та австрійської Буковини (епоха пізнього середньовіччя та нового часу). Чернівці, 2008. С. 244
Trebici V. Însemnări din memorie (1916–1999) // Glasul Bucovinei. Cernăuţi-Bucureşti, 2010. № 2. Р. 120, 122-123
Anuarul Mitropoliei Bucovinei pe anul 1937. Cernăuţi, 1937. Р. 169-171