История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 года в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Русской Православной церковью) | Русин. 2011. № 2 (24).

История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 года в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Русской Православной церковью)

Несколько медалей имеют прямое отношение к истории церковной унии на землях Западной Руси. На них представлены основополагаю щие события возникновения унии и главнейшие исторические этапы воссоединения униатов-русин с Православной церковью. Интересно посмотреть, какое значение создатели медалей в честь этих событий придавали этим событиям, какую историческую память о них они пожелали оставить потомкам.

История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 года в память воссоединения карпаторус.pdf ИСТОРИЯ ЗАПАДНОРУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ УНИЙ С РИМОМ В МЕДАЛЯХ(американская медаль 1916 г. в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Русской Православной церковью)Старинные медали, как и монеты различных эпох, очень часто дают не только возможность составлять по ним более точное представление о датировке тех событий, в честь которых они выбивались, но и помогают определить значение, важность рассматриваемого исторического события, характер и степень духовности главных лиц, принимавших в нем активное участие, дух той эпохи. В этом отно- шении для истории имеют важное значение все детали изображения, отчеканенного на медали.Несколько медалей имеют прямое отношение к истории церковной унии на землях Западной Руси. На них представлены основополагающие события возникновения унии и главнейшие исторические этапы воссоединения униатов-русин с Православной церковью. Интересно посмотреть, какое значение создатели медалей в честь этих событий придавали этим событиям, какую историческую память о них они по- желали оставить потомкам.В конце 1595 г. изменники православию в Польском королевстве епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Брестский Ипатий (Поцей) были в Риме у папы Климента VIII (Ипполито Альдобрандини; годы понтификата: 30.01.1592-5.03.1605) для представления от име- ни епископов Киевской митрополии Константинопольского патри- архата акта подчинения их Римскому престолу. Папа Климент VIII для официального засвидетельствования западнорусскими иерарха- ми вступления в унию с римским католицизмом поручил киевскому митрополиту Михаилу (Рагозе) созвать собор и осуществить на нем формальное заключение унии. Как известно, такой собор был созван в Бресте в следующем 1596 г.В память о заключении унии по повелению папы в Риме выбили специальную медаль двух видов. Для высоких лиц медали изготовили из золота, но большинство медалей было из менее ценного материа-ла - серебра. Их торжественно раздавал сам папа в праздник святых апостолов в Риме.На одной стороне медали изображен сам папа с надписью: «Clemens. VIII Роnt. Мах. А. V»., а на другой стороне представлен папа, воссе- дающий на троне, с сидящим возле него на особом седалище кардина- лом, и благословляющий русских послов. Русские послы, из которых ясно виден только один русинский епископ, символизирующий Пра- вославную церковь в Речи Посполитой1, стоят на коленях пред папою, и два, вероятно, каноника находятся позади них как свидетели, когда они читали исповедание римо-католической веры. Вверху сделана на латинском языке надпись: «Ruthеnis rеcеptis» («Русские (букв. руси- ны) приняты»), внизу дата: «1596»2.Таким образом, на медали представлен победный триумф папства над православием в Малой Руси. Он изображен в полном соответ- ствии с практикой светских государей средневековой Западной Ев- ропы, которая была перенята римскими первосвященниками, а также и с католическим учением о римском папе как видимом главе всех христиан на земле. С другой стороны, на ней изображена унизитель- ная и полная капитуляция иерархии Восточной церкви на малорос- сийских землях. Это печально вдвойне, так как недостойные носи- тели епископского сана в православии стали на колени перед теми, против чьих злоупотреблений в религиозной практике выступила зна- чительная часть духовенства и паствы самой католической церкви в Западной Европе. С 1517 г. в Европе полыхало пламя протестантизма- широкого протеста против папства и латинских злоупотреблений в духовной жизни и реформации католической церкви в области вероучения, религиозной практики и устройства.Когда, по милости Божией, Брестская уния в Белоруссии, Западной Волыни и Литве была окончательно упразднена на Полоцком униатском соборе 1839 г., то это знаменательное событие православные также постарались увековечить выпуском соответствующей медали.Тогда, 12 февраля 1839 г., в Неделю Православия, в древнем русском городе Полоцке, откуда происходила православная святая подвижница Евфросиния Полоцкая, во время совместного служения Литовского епархиального греко-униатского епископа Иосифа (Семашко) с двумя другими униатскими архиереями - Полоцким Василием (Лужин- ским) и викарным епископом Брестским Антонием (Зубко) со мно- жеством священников единогласно был принят Aкт о присоединении униатской церкви к Православной. Воссоединение совершилось 25 марта 1839 г. на заседании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Члены Синода после братского целования с архиереями приняли уни- атскую Западнорусскую церковь в полное общение с собой и возвелиепископа Иосифа Семашко в сан православного архиепископа Литов- ского и Виленского. Святитель Иосиф, впоследствии получивший сан митрополита, продолжал еще много лет ревностно трудиться над уни- чтожением остатков унии. Всего в православие перешло тогда свыше1600 приходов и более 1 миллиона 600 тысяч верующих.В память радостного для Православной церкви и русского народа события воссоединения по указу императора Николая I была отчеканена памятная медаль с изображением на лицевой стороне Нерукот- воренного на убрусе образа Спаса-Христа как Истинного Первосвя- щенника и надписью на церковнославянском языке вверху: «Такова имамы Первосвященника» c указанием источника этой апостольской цитаты (Евр. VIII,1). Внизу медали выбиты великие слова о святой силе любви и единения: «Отторгнутые насилием (1596) воссоедине- ны любовию (1839)». На оборотной стороне представлен святой вось- миконечный крест, как оружие нашего спасения, в сиянии, а по сторо- нам его надпись: «Торжество Православия 25 марта 1839».На православной медали в отличие от латинской 1596 г. вместо римского папы, называемого латинским вероучением «наместником Христа на земле», Христос - «Истинный Архиерей во веки» и сияю- щий божественным светом православный крест. Здесь действительно изображено духовное торжество православия, светлая радость Не- бесного Бога-Отца и настоящая жертвенная любовь Матери-Церквио возвращении бывших на «стране далече» родных детей, ранее быв- ших похожими на блудного сына из известной евангельской притчи.Следует заметить, что сравнение двух медалей: одной - по поводу Брестской унии в 1596 г., а второй - по случаю воссоединения униатов в 1839 г. - произвело большое впечатление на всех присутствовав- ших участников Львовского церковного собора 1946 г.3 Указывая на различие этих медалей, делегат Московской патриархии протоиерей Константин Ружицкий (1888-†18.11.1964) в своем докладе на соборе воскликнул: «Так характерны эти медали! Как много, красноречиво говорят они о святом православном Востоке и гордом Западе, отсту- пившем от единства церковного...»4.Важным этапом в массовом возвращении униатов в лоно Русской Православной церкви явилось воссоединение карпаторусинских эмигрантов, которое состоялось в свободной от любых религиозных пре- следований Северной Америке в конце ХIХ и начале ХХ в. До этого присоединение униатов к Православной церкви состоялось на Холм- щине. Там 11 мая 1875 г. в православие возвратилось 236 приходов численностью до 234 000 человек.Процесс этот продолжался и в дальнейшем, по мере того как с Русью (Украиной) воссоединялись другие отнятые у нее в прошлом земли. В марте 1946 г. на Львовском церковно-народном соборе Греко-католической (униатской) церкви западных областей Украины Брестская уния была упразднена и в этих областях, ранее входивших в состав Австро-Венгрии. Однако какая-то часть невоссоединивших- ся униатов ушла в подполье и эмиграцию и агрессивно заявила о сво- ем существовании в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в.Сведений о нумизматических памятниках этих двух массовых при- соединений из униатства к православию не обнаружено.Первопроходцами, или, как говорят североамериканские русины, пионерами в этом спасительном и богоугодном деле явились отец Алексий Товт [англ. Alexis Toth] (1853-1909) и его прихожане. Про- тоиерей Алексей Товт, бывший профессор церковного права в греко- католической семинарии в Пряшеве, стал лидером карпаторусских униатов в США, эмигрировавших из Галицкой и Подкарпатской Руси, и инициатором возвращения их в православие. Он в 1889 г. прибыл в Америку, возглавил униатский приход и стал председателем собраний униатских священников в штате Миннесота.25 марта 1891 г., в Неделю Торжества Православия, в Миннеапо- лисе епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский- Автономов) из Сан-Франциско по просьбе отца Алексия Товта вос- соединил с Русской Православной церковью весь приход в составе405 человек5.Переход прихода о. Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде. Отец Алексий неустанно проповедовал, вел напряженную миссионерскую работу среди униатов-карпатороссов. При его непосредственном участии к1909 г. было организовано 17 православных приходов и присоедине- но к православию около 20 тысяч верующих. А до Первой мировой войны с Русской Православной церковью в Америке воссоедини- лось около 120 униатских карпаторусинских приходов. В результате миссионерско-просветительных трудов протопресвитера Алексия по- сле его кончины между Первой и Второй мировыми войнами в право- славие перешли сотни тысяч униатов в Америке и на родине святого- в Словакии6. За огромные миссионерские труды отец Алексий Товт в 1994 г. Православной церковью в Америке причислен к лику православных праведников как «отец американского православия».В 1916 г. в честь 25-летия первого присоединения карпаторусинов из униатства к православию в Новом Свете были организованы торже- ственные празднования. Эти торжества послужили прямым поводом к выпуску соответствующей православной медали в честь Торжества православной веры7. Американская медаль с довольно интересными изображениями была выпущена в 1916 г. Алеутской и Североамери- канской епархией Русской Православной церкви по благословению управляющего архиерея архиепископа Евдокима (Мещерского; 1869-1935). Изготовленная из простого и относительно дешевого материа- ла (предположительно, олова), она воистину стала народной медалью.В центре этой епархиальной медали круглой формы (диаметр медали 40 мм) изображены два священнослужителя. Представители высшей иерархии - православный епископ в монашеском одеянии и католический в одежде латинского бискупа - протягивают друг другу правые руки. Вверху их братского общения изображены два ключа и два архиерейских жезла - символы архиерейской власти, на которых расположены открытая Книга Священного Писания и Евхаристиче- ская Чаша. Выше этих церковных символов помещены в сиянии глав- нейшие догматические символы христианства - треугольник (символ Божественной Троицы) с голубем - символом Святого Духа, а ещё выше на ленте надпись «Мы братья». На нижней стороне медали на фоне веток лаврового дерева - древнего символа победы - находятся слова, с которыми православные священнослужители приветствуют и лобызают друг друга во время соборного совершения Божественной литургии перед пением Символа веры: «Христос посреди нас!» Такое богослужебное единство, духовное братание возможны лишь при до- стижении единства в вере, в догматах, при неискаженном позднейши- ми вставками Никео-Цареградском Символе веры.С двух сторон на этой же стороне медали вычеканены две даты:«1649» и «1916». Первая дата, находящаяся за спиной католического священнослужителя, символизирующего униатство, является невер- ной датой заключения Ужгородской унии в Закарпатье, которая на са- мом деле была насильно навязана на несколько лет ранее - 24 апреля1646 г. На Закарпатье унию с латинской церковью заключили только63 православных священника, перешедших 24 апреля 1646 г. в Ужгороде на сторону католицизма. А Акт об унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Этим, возможно, следует объяснять разнобой в датировке Ужгородской унии. Так, на медали датой возникновения унии назван 1649 г.Простой же народ, несмотря на формальное и навязанное им униатство с католицизмом, продолжал держаться «старой веры». В За- карпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церков- нославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография. Славянское богослужение помогло сохра- нить национальную идентичность и противостоять окатоличиванию и мадьяризации вплоть до начала XX в. Процесс возвращения карпа- торусских униатов стал массовым в среде карпатороссов, эмигриро- вавших в Северную Америку.Ужгородская уния была ликвидирована самим закарпатским духовенством без епископа, как и была принята в свое время незначи- тельной частью приходского духовенства без архиерея. 28 августа1949 г., на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Николаевском монастыре в Мукачево был подписан Акт о переходе греко-католиков в православие. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются право- славными, а 35 % - греко-католиками (см.: ru.wikipedia.org/wiki/Ру- сины). Вновь появление униатства связано с распадом бывшего СССР и появлением независимой Украины.Вторая дата, расположенная со стороны православного священнослужителя, обозначает время массового перехода русинов из униатства в православие, которое совершилось в далекой от Закарпатья Америке на 270-м году фактического существования этой печальной унии среди русинского народа, крещенного в православии святым Мефодием, архиепископом Моравским, братом составителя славян- ской азбуки святого равноапостольного Кирилла Философа.Дата «1916» на медали также увековечивает год учреждения от- дельного викариатства для русинов в Североамериканской епархии Русской Православной церкви и поставления для них епископа Сте- фана (Дзюбая). Первый епископ новооснованного во втором по ве- личине городе в штата Пенсильвания Питтсбурге (англ. Pittsburgh) Карпаторусского викариатства Стефан (Александр Дзюбай) родился27 февраля 1857 г. в Калниках (Бережанец, Закарпатская Русь) в уни- атской семье. В 1880 г. окончил духовную семинарию со степенью доктора теологии. В следующем году женился на дочери священника Андрея Чичка и был рукоположен во священника. Вскоре после этого (ноябрь 1881 г.) умирает жена, и его назначают вторым священником Троицкой церкви в Ужгороде. В 1889 г. эмигрирует в Америку, путе- шествует по стране и помогает организовывать униатские приходы во многих штатах и городах. При этом у него возникают трудности, связанные с бывшим ранее бракосочетанием. В 1913 г. назначен ви- карием униатской церкви Америки. Разочаровавшись в униатской церкви, 30 июля 1916 г. он порывает с униатством и принимает ре- шение перейти в Православную церковь, в которой постригается в монашество с именем Стефан. В августе 1916 г. архимандрит Стефан хиротонисан во епископа Питтсбургского, викария Алеутской епар- хии. Чин хиротонии совершали архиепископ Евдоким (Мещерский), епископ Александр (Немоловский) и митрополит Герман (Шехади) из Антиохийского патриархата в Никольском кафедральном соборе Нью-Йорка. По плану архиепископа Евдокима его служение в сане епископа должно было подтолкнуть униатов к активному продолже- нию возвращения в православие. Однако из-за плохого отношения к клиру и преклонного возраста миссия епископа Стефана не имелазначительного успеха. В октябре 1922 г. он самочинно объявил себя главой епархии, хотя был только викарием у архиепископа Алексан- дра (Немоловского), и посвятил твердого русина-галичанина архи- мандрита Адама (Филипповского) во епископа Канадского. В связи с обидой, что на место архиепископа Александра избрали не его, а митрополита Платона (Рождественского), он после 1924 г. переходит обратно в католичество в надежде получить от Рима сан епископа униатской церкви в Америке. Униатским епископом его не назначи- ли. В результате своих неканонических действий и амбиций он ока- зался в полной изоляции. От переживаний он был вынужден уйти в римско-католический монастырь в Греймуре, Нью-Йорк, в котором в 1933 г. скончался8. Это замечательное дело по административной организации отдельного викариатства для русинов с целью продол- жения миссии среди них по возвращению в родную отеческую право- славную веру было немного опоздавшим деянием. Конец XIX в. был более благоприятным временем, а протоиерей отец Алексий Товт мог быть более удачным кандидатом в архиереи, как это и предполагал святитель Тихон (Белавин).На обратной стороне медали изображены: вверху - восьмиконеч- ный (традиционно называемый русинами трехраменным) православ- ный крест в сиянии, справа и слева - российский и американский го- сударственные флаги, внизу гирлянда из лаврового дерева с надписью«Свет Христов просвещает всех». Все надписи сделаны гражданским шрифтом согласно правилам дореволюционного правописания рус- ских слов.На медали мы видим яркую картину преодоления раскола и пре- кращения вражды между сыновьями одного народа, свидетельство их братской любви и единства в истинной православной вере святых Крестителя Руси великого князя Владимира и равноапостольной Оль- ги Киевских. Русины вновь стали родными братьями по духу, нахо- дятся в «Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви» (Символ веры), причащаются из одной Чаши Христовой, одинаково понимают Священное Писание, и Христос находится посреди них.Рассмотрев все три медали, касающиеся заключения и расторжения Брестской и Ужгородской уний, принесших много зла и страданий ру- синскому народу в Малой, Белой и Карпатской Руси, можно отметить, что только изображения православных медалей наиболее выражают неискаженное мирском духом христианское вероучение, основанное на Святом Евангелии, подлинную заботу об спасении заблуждаю- щихся униатов и соответствуют евангельскому духу любви к ним. Католическая же медаль 1596 г. папы Климента VIII в соответствии со средневековым учением об институте папства свидетельствует нетолько о духовном, но и о национальном порабощении православных русинов. Освобождение от этих духовных пут наши русины получи- ли только при помощи Божией благодаря братской Великой России. Многие русины подъяремной Галицкой Руси, оставшиеся вне границ императорской России, из унии смогли возвратиться в материнское лоно Русской Православной церкви только в более свободном, чем Австро-Венгерская империя, американском Новом Свете при пастыр- ской заботе о них русской церковной иерархии.В заключение повторим слова отцов-участников Львовского Цер- ковного собора 1946 г., что сравнение латинской и православной ме- далей «весьма убедительно отражает разницу двух миров, построен- ных одного - на гордости, а другого - на любви»9. Значительная часть галицко-карпатских русинов, белоруссов и малоруссов-украинцев смогла заметить это различие между двумя верами и с помощью Бо- жией смело встать с колен перед римским папой навсегда. Дай Бог, чтобы их пример и твердое стояние в православной вере открыли гла- за всем остальным!ПРИМЕЧАНИЯ1. Некоторые исследователи (напр., Карамзин Н.М. История госу- дарства Российского. Т. 10) говорят, что перед папой падает ниц ру- син. При таком взгляде коленнопреклонная фигура символизирует весь западнорусский народ.2. Согласно прим. 577 к 9 тому «Истории Русской Церкви» митро- полита Макария (Булгакова), первое изображение этой медали пред- ставлено знаменитым церковным историком католической церкви Цезарем Баронием в самом конце 7-го тома его летописей. Современ- ным изданием, в котором имеется изображение медали, посвященной заключению унии, является «Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия» в 2-х т. Т. 2. «Н-Я». 2001. С. 562.3. Хруцкий С., секретарь. Обращение Инициативной группы по воссоединению Греко-католической церкви с Русской Православной церковью // Львовский Церковный собор. Документы и материалы.1946-1981. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. С. 58.4. Ружицкий Константин, протоиерей. Доклад. // Указ. сборник. С. 95.5. Коханик Петр, протопресвитер. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.6. Православная энциклопедия. Т. 1. С. 658-659. URL: http://www. pravenc.ru/text/64636.html (дата обращения: 01.09.2011 г.).7. Высочайшая благодарность прихожанам в Миннеаполе, Минн. С. 210. // Американский Православный Вестник. 1916; На Миннеа- польское торжество (телеграммы). С. 675, 678; От Миннеапольско- го Юбилейного Комитета. С. 592; 25-летие Православия в Америке. С. 644-645; Васильев В., свящ. Юбилейные Миннеапольское Торже- ства. С. 676-679.8. См.: URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_330 (дата обращения: 01.09.2011 г.).

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Православная энциклопедия. Т. 1. С. 658-659.
URL: http://www. pravenc.ru/text/64636.html (дата обращения: 01.09.2011 г.).
Васильев В., свящ. Юбилейные Миннеапольское Торже- ства. С. 676-679.
URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_330 (дата обращения: 01.09.2011 г.).
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 10.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия в 2-х т. Т. 2. «Н-Я». 2001. С. 562.
Хруцкий С., секретарь. Обращение Инициативной группы по воссоединению Греко-католической церкви с Русской Православной церковью // Львовский Церковный собор. Документы и материалы. 1946-1981. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. С. 58. 4. Ружицкий Константин, протоиерей. Доклад. // Указ. сборник. С. 95. 5. Коханик Петр, протопресвитер. Начало истории Американ- ской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.
 История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 года в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Русской Православной церковью) | Русин. 2011. № 2 (24).

История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 года в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Русской Православной церковью) | Русин. 2011. № 2 (24).