Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхожде-ния текстов «капитуляций») | Русин. 2011. № 2 (24).

Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхожде-ния текстов «капитуляций»)

Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхожде-ния текстов «капитуляций»).pdf ВАЛАХИЯ И МОЛДАВИЯ В СИСТЕМЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ(к истории происхождения текстов «капитуляций»)В исторической литературе общепризнанно, что, находясь в систе ме Османской империи, Валахия и Молдавия сохраняли свою госу- дарственность, пользовались до начала XVIII в. (времени установле- ния правления в княжествах господарей-фанариотов) значительными автономными правами. В румынской историографии XIX в. обосно- вывалась концепция оформления этого статуса княжеств путем яко- бы имевших место в XIV-XVI вв. договоров валашских и молдавских господарей с султанами. Тексты этих договоров выдавались за «капи- туляции» по аналогии с капитуляциями, предоставленными Портой в XVI-XVII вв. некоторым западным странам.В качестве первых «капитуляций», относящихся к Дунайским кня- жествам, приводились договоры валашского господаря Мирчи Старо го (1391 или 1393 г.) и молдавского господаря Богдана III (в одних случаях с султаном Баязидом II, в других - с Селимом I, соответствен- но, документ датировался 1511 и 1513 гг.). Оригиналов договоров нет, поэтому их тексты публиковались и использовались по разным спи- скам, копиям и часто с разной датировкой. В исторической литературе XIX в. и в дипломатической практике того времени они рассматрива- лись как реально существовавшие акты.В начале XX в. развитие источниковедения и методики историче- ских исследований поставили перед учеными вопрос о подлинности«капитуляций» в отношении Дунайских княжеств как источников XIV-XVI вв. Возникшая среди ученых дискуссия об исторической до- стоверности их текстов, фигурирующих в литературе, продолжается до сих пор, обостряясь в отдельные периоды под влиянием политиче- ских факторов.В современной зарубежной историографии преобладает точка зре- ния о реальности существования в XIV-XVI вв. султанских актов, обеспечивавших Валахии и Молдавии в обмен за уплату османам дани автономию и привилегии и гарантировавших княжествам суве- ренитет на протяжении всей истории их взаимоотношений с Портой. Проблема «капитуляций» затрагивалась и в отечественной историче-ской литературе; специально она рассматривалась в нашей последней работе1.В разрешении историографического спора о достоверности «капи- туляций» важное значение имеет выяснение истории появления первых текстов, выдававшихся за договоры валашского и молдавского господарей с султанами в XIV-XVI вв. Исследование данного аспекта проблемы возможно лишь на основе тщательного источниковедче- ского анализа этих текстов с использованием новых архивных мате- риалов и пересмотра всего комплекса относящихся к теме опублико- ванных документов. Попытка такого анализа была предпринята нами в указанной выше работе2. Но автор продолжает поиски в российских архивах материалов, относящихся к истории происхождения текстов«капитуляций», и публикует один из таких документов в приложении к настоящей статье.Прежде всего, что же представляли собой подлинные капитуля ции как документы? Известно, что османы в соответствии с нормами ислама допускали лишь терпимость к «неверным», никогда не при- знавая их равными мусульманам. Отсюда религиозная и социальная, политическая и юридическая дискриминация христиан в Османской империи3. Поэтому, устанавливая отношения с Портой, европейские правители добивались для своих подданных права экстерриториаль- ной юрисдикции и ряда привилегий, закреплявшихся капитуляциями.Капитуляции представляли собой предоставленные Портой евро- пейским государствам акты, регулировавшие отношения между ними и Османской империей, в том числе торговые связи, а также поло- жение подданных этих государств в самой империи. Согласно таким актам, их консулы получали право юрисдикции над своими согражда- нами, проживавшими на территории империи. В капитуляциях, касав- шихся торговли Османской империи с европейскими государствами, взаимно оговаривалось положение торговцев с обеих сторон. Этим ограничивался элемент двусторонней договоренности в содержании капитуляций. По существу же они являлись односторонними актами Османской империи. В XVI-XVII вв. такие капитуляции были предо- ставлены Портой ряду европейских стран, в том числе Франции, Ве- неции, Англии, Голландии.Со второй половины XVIII в. капитуляции получили широкое распространение в отношениях Порты с европейскими странами, в оформлении статуса иностранных подданных империи. В то же время в некоторых частях самой империи стало появляться стремление к получению капитуляций, к закреплению на их основе определенных привилегий. Во входивших в систему Османской империи Валашском и Молдавском княжествах такая тенденция стала проявляться с концаXVIII в. Связано это было как с внутриполитической обстановкой в самих княжествах, развитием в них национально-освободительного движения, так и с международной ситуацией, складывавшейся в Юго- Восточной Европе в результате обострения борьбы между европей- скими державами за преобладание в регионе.Углубление кризиса феодальной системы в условиях фанариотско- го господства в Дунайских княжествах, усиление социальной актив- ности народных масс и освободительного движения, которым объ- ективно способствовали русско-турецкие войны и складывавшаяся под их влиянием международная обстановка в Юго-Восточной Евро- пе во второй половине XVIII в., заставляли патриотически настро- енных представителей валашского и молдавского боярства задумы- ваться о путях дальнейшего национального и социального развития. В исторических условиях того времени идеологом национально- освободительного движения выступала часть крупного боярства и духовенства, оппозиционно настроенная по отношению к Порте и ее ставленникам господарям-фанариотам4.Со второй половины XVIII в. программой освободительной иде- ологии в княжествах стала ориентация на освобождение при опоре на феодальную Россию. Используя тягу населения к единоверной России, правящие круги Валашского и Молдавского княжеств рас- считывали направить в выгодное для себя русло освободительную и социальную борьбу масс5. В то же время эта программа давала воз- можность не только защитить сословные интересы боярства внутри княжеств, но и оградить их привилегии от посягательств Порты.Программа ориентации княжеств на Россию видоизменялась в за- висимости от расстановки сил в Юго-Восточной Европе в тот или иной период. В 30-е и в последующие годы XVIII в. представители правящих сословий Молдавии и Валахии обращались к русскому пра- вительству с просьбами от присоединении к Российской империи или о российском протекторате6.В период после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г., когда Тур- ция стала нарушать зафиксированный в договоре новый статус Ду- найских княжеств, используя под разными предлогами косвенные формы усиления своего экономического и политического господства в княжествах, а Россия выступала в роли державы-покровительницы, молдавские и валашские бояре и духовенство боролись за реализацию привилегий княжеств, утвержденных русско-турецкими договорами. Главной задачей их политической программы становится закрепле- ние автономных прав и привилегий княжеств в системе Османской империи. И здесь господствующие классы княжеств стремятся ис- пользовать в своих интересах распространившуюся в это время прак- тику предоставления Портой капитуляций.Валашские и молдавские идеологи «реконструировали» «капи- туляции» с перечнем якобы полученных по договорам с султанами в XIV-XVI вв. автономных прав и привилегий, признания которых правящие круги княжеств стали добиваться у Порты при содействии России. С этой целью они продолжали обращаться за помощью к российскому правительству. К просьбам о защите автономных прав Валахии и Молдавии нередко прилагались составленные их идеоло- гами исторические материалы, призванные подтвердить законность требований княжеств. Публикуемая в приложении «Выписка истории Молдавской» является одним из таких документов. «Выписка» пред- ставляет интерес потому, что здесь содержится описание подчинения Молдавского княжества османам. Как повествует составитель, в 1509 г. по совету своего отца, Стефана и с согласия всех жителей княжества господарь Богдан направил к султану Мураду посланника логофета Тэута, чтобы страна «поддалась под протекцию турок». Результатом посольства был договор, по которому закреплялись права княжества на свободное отправление его жителями христианской религии, на выбор господаря местным населением и пожизненное его правление на основе законов и обычаев земли без вмешательства Порты; особо оговаривалось запрещение туркам поселяться в княжестве. В доку- менте отмечается, что договор, утвержденный печатью и подписью султана, был вручен Тэуту вместе с 5 тыс. пиастров, привезенных им в подарок султану, который вернул деньги логофету в качестве дара. Зафиксированные договором привилегии княжества, как пишет со- ставитель, получили подтверждение в грамоте (хаттишерифе) следу- ющего султана - Сулеймана, сохранявшейся в Молдавии до прохода через нее польского короля Яна Собеского, который сожжением гра- моты объявил об освобождении жителей «от ига турецкого». Далее описывается, как Порта, нарушая закрепленные по договору права, не только лишила княжество привилегий, но и захватила часть его земель.Итак, в «Выписке» излагается содержание договора молдавского господаря Богдана с султаном о признании османского подданства на условиях сохранения княжеством автономных прав и привилегий. Составитель относит договор к 1509 г., но вместо правившего в это время Баязида II ошибочно называет султана Мурада, владевшего турецким престолом в XV в. Допускаемые автором неточности сви- детельствуют об использовании при написании «Выписки» поздних материалов с различной трактовкой событий первой четверти XVI в. в Молдавии.«Выписка» была составлена в 1802 г. и приложена к прошению молдавских бояр и духовных чинов к русскому правительству в целяхобоснования права Молдавии на восстановление своей автономии и привилегий7. Содержащееся в документе изложение молдавско- османского договора с перечнем привилегий княжества является, на наш взгляд, одним из первых реконструированных его текстов конца XVIII в. С этой точки зрения «Выписка» представляет особый инте- рес, так как самые ранние списки договора относились в литературе к периоду после 1804 г.8На чем же основывался составитель при описании подчинения Молдавского княжества османам? В качестве исторических материалов в конце XVIII в. могли быть использованы данные молдавских летописей и сведения из сочинений Д. Кантемира «История Оттоман- ской империи» и «Описание Молдавии».Молдавская летописная традиция XV-XVI вв. относила уплату кня- жеством дани султану ко времени последнего правления господаря Петра III Арона (1455-1457)9. Хронисты XVII в., хотя и воспроизводи- ли эту традицию, считали, что в период господарства Стефана Вели- кого (1457-1504), одерживавшего победы над османами, Молдавское княжество оставалось независимым от Порты. Во второй половине XVII в. в списки летописи Григория Уреке включается народная тра- диция о посылке к султану сыном Стефана Великого Богданом ло- гофета Тэута с деньгами, которые тот получил обратно в подарок от султана, а возвратившись, основал церковь в с. Белинешти на р. Сирет в Сучавском уезде10. В этой связи важно отметить, что самая ранняя из известных копий летописи Г. Уреке, относящаяся к 1660-1670 гг., не содержит описания посылки Тэута в Стамбул11. В интерполяции ле- тописи Г. Уреке оказались совмещенными различные по времени со- бытия. Так, известно, что строительство церкви в с. Белинешти, кти- тором которой был Тэут, началось в 1490 г. и завершилось в 1499 г.12 В тексте же летописи это строительство относится к периоду правления господаря Богдана III (1504-1517), по поручению которого, находясь в Стамбуле, логофет получил от султана в подарок деньги и использо- вал их для основания церкви.Хронисты конца XVII - начала XVIII в. Николай Костин, Иоан Не- кулче, воспроизводя на основе списков летописи Г. Уреке традицию о посылке логофета Тэута с данью к султану, не упоминают о строи- тельстве церкви в с. Белинешти, но связывают это посольство госпо- даря Богдана с подчинением Молдавского княжества османам13.Версия о подчинении Молдавского княжества при Богдане, напра- вившем логофета Тэута с данью к султану, была широко распространена в летописных списках XVIII в.14 Д. Кантемир также воспринял эту версию, но дополнил ее условиями подчинения на основе хат- тишерифа султана. Подчинение княжества произошло, по мнениюД. Кантемира, на шестой год правления Богдана, т. е. в 1510-1511 гг.15Следует отметить, что эта датировка противоречит принятой Канте- миром версии о посылке Тэута, так как в 1511 г. логофет умер16.Таким образом, в конце XVIII в. в исторической литературе, касав- шейся условий подчинения Молдавского княжества Османской империи, получила распространение версия, относившая это событие к правлению Богдана III. Именно этой литературой воспользовался со- ставитель «Выписки» при описании подчинения Молдавии османам. Что касается повествования автора о подтверждении автономных прав княжества хаттишерифом султана Сулеймана I, следует отметить, что подобная версия также встречается в исторических материалах XVIII в. В документе под заглавием «Автономия Молдовы. По заметкам местного писателя XVII в.» говорилось, что грамота, утверждавшая права Молдавии, хранилась в архиве княжества до 1686 г., когда она сгорела в результате пожара во время захвата столицы Яссы польским королем Яном Собеским17.Итак, можно утверждать, что содержащееся в «Выписке» описа- ние подчинения Молдавии османам с изложением утвержденных султаном автономных прав и привилегий княжества является одним из ранних списков молдавско-османского договора, получившего в исторической литературе XIX в. название «Трактаты». Именно эти списки послужили основой для публикаций первой половины XIX в. Д. Фотино, Ф. Колсона и М. Когэлничану, представлявших договор и грамоту султана с утверждением привилегий Молдавского княжества как реальные документы XVI в.18 Появившись в конце XVII в. среди исторических материалов, связанных с идеологией освободительного движения в Дунайских княжествах, текст султанской грамоты с пере- числением автономных прав Молдавии стал фигурировать в литера- туре как реальный акт XVI в.Выписка истории Молдавской (1809 г.)Лета от Рождества ХристоваВ 5400 от сотворения мира, а до Рождества Христова за 108 лет пришед даки от востока, населили провинцию Молдавскую. Потом римляне в оной пребыли 298 лет и, будучи, наконец, прогнаты булга- рами, провинция осталась 700 лет пустою.1366 Один из князей венгерских именем Драгош пришед населилМолдавию.1457 Принял владение Стефан Вода благий и храбрый. Во дни его султан Баязет завладел крепостьми Килиею и Аккерманом.1504 Принял престол сын его Богдан.1509 По совету вышесказанного Стефана Воды с общаго мнения и согласия всех жителей в царство султана Мурата провинция, в коейзаключалась и Бессарабия, чрез посланника своего логофета Теуту- ла поддалась под протекцию турок, не назвав себя подданною оных, ниже платить никакой дани не обязалась, как из статей договора яв- ствует:1. Отправление христианской веры ненарушимо хранить.2. Князя (господаря) (Здесь и далее скобки в тексте) с общаго вы- бору жителей делать и быть ему непременным по смерть, свободным и самовластным.3. Чтоб княжество управляемо было господарем по своим законам и необеспокоиваемо ни в чем.4. Законы, права и обычаи земские сохранять в целости и ненару- шимо и провинцию ни под каким видом ни в чем не беспокоить.5. Туркам не иметь никакого входа и пребывания в княжестве Мол- давском, ниже иметь воли вмешиваться в земские дела ни под каким видом. В знак же добровольно землею сею испрошенной протекции вышесказанный логофет Теутул поднес со стороны земли султану5000 пиастров, кои султан ему же логофету подарил и, заключив трак- таты по требованию и желанию здешних жителей и утвердив оныя подписью своею и печатью, отдал ему Теутулу для вручения князю Богдану Воде.В царство султана Сулеймана Богдан Вода ходил с поклоном к по- мянутому султану, находившемуся тогда близ города Софии, и под- нес ему 4 000 червонных турецких, сорок лошадей сей земли и 24 орла. Султан принял его благосклонно и почтил одеяниями и знаками царскими, как то: кабаницею, кавадом, кукою, саблею, булавою и ло- шадью великолепно убранною; а царскою грамотою (хаттишерифом) подтвердил вышеобъясненные трактаты. Оной хаттишериф суще- ствовал в Молдавии до прохода чрез оную короля польского Иоан- на Собеского, следовавшего в Вену на помощь германцам, которой, узнав, что молдавцы оною грамоту имеют, потребовал от них и, взяв, сожег, говоря, я вас освобождаю от ига турецкаго.1520 По принятии княжества господарем Негром (ошибка писца, должно быть Петром) Рарешем Водою султан Сулейман требовал от княжества дань или харачь, и когда господарь не хотел дать, то сул- тан двинулся со многочисленным войском к Молдавии. Тогда госпо- дарь бежал в Венгрию, а жители принуждены были обязаться давать ежегодно дань 10 000 червонных. Стефан Вода, названный Лакуста, избранный землею на место Петра Воды, посредством многих подар- ков уничтожил помянутое жителями учиненное обязательство, и так осталось княжество необеспокоиваемым 54 года.1591 По принятии княжества Ароном Водою бывший в то время султан паки потребовал дань, а господарь обещался давать ежегоднопо 10000 червонных с прибавкою байрама пасхане - 24 000 пиастров.Когда же начали возводить на достоинство княжеское константи- нопольских греков, то ежегодная дань сперва прибавилась до 65 000 пиастров, а байрам пасхане 60000 пиастров сверх даров, бесчислен- ных налогов и взятков, и все сие учинилось обыкновенною данью, и, день со дня умножаясь, дошло до такой степени, как ныне известно.Во дни сего князя турки отобрали от княжества Молдавскаго городБендер с окрестностями онаго.1596 Во дни Еремии Мовилы Воды даны хану крымскому семь сел около Бессарабии, чтобы не разорял княжества.1622 Во время Стефана Добы Воды султан Осман отделил от кня- жества Рени, называемое Томарово, что напротив Исакчи, вместе с другими окрестными селениями, також озеро Братешты и прочие другие озера, бывшие в цинуте (уезде) Галацком, и посвятил оныя мечети в Исакче.1715 Во дни Николая Воды Маврокордата отобрали турки от кня- жества крепость Хотин со всеми онаго окрестностьми, оставя только владельцам сел собирать обыкновенную десятину, но и то до некоего времени.1716 Во время Михайлы Воды Раковицы отобрано еще часть места около Бессарабии и отдано татарам для пастьбы скота с письменным условием давать владельцам сел десятину - засева и по 10 пар от дома. Отобрано потом еще двенадцать сел и причислено ко крепости Бендерской и многие другие части, разделяя так бедное княжество.Такие воздаяния получила несчастная Молдавия от покровитель- ства турецкаго в противность обещаний и подтвержденных издревле хаттишерифом трактатов.Архив внешней политики Российской империи. Ф. СПб. Главный архив. 1-9. 1801-1802. On. 8. Д. 4. Л. 258-259обКОММЕНТАРИИ1. Семенова Л.Е. Дунайские княжества в международных отношениях в Юго-Восточной Европе (конец XIV - первая треть XVI в.). М., 1994. Исто- риографию проблемы «капитуляций» см. на с. 11-24.2. Источниковедческий анализ текстов «капитуляций» см.: там же. С. 24-62.3. Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб.,1865; Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Осман-ской империи (османизм - панисламизм). XIX - начало XX в. М., 1985.4. Виноградов В.Н., Семенова Л.Е. Некоторые вопросы отношений между Россией и Дунайскими княжествами в XVIII - начале XIX в. в свете материа- лов советских архивов // Балканские исследования. М., 1982. Вып. 8. С. 8.5. Там же. С. 10-11.6. Семенова Л.Е. Указ. соч. С. 29-32.7. Архив внешней политики Российской империи. Ф. СПб. Главный ар-хив. 1-9. 1801-1802. On. 8. Д. 4. Л. 159-162. Опубл.: Бессарабия на перекрест-ке европейской дипломатии. М., 1996. С. 96-98.8. Giurescu С. Capitulatiile Moldovei cu Poarta otomana. Bucureşti, 1908.P. 14.9. Cronicele slavo-române din sec. XV-XVI. Publicate de Ion Bogdan. Ed. P. Panaitescu. Bucureşti, 1959 P. 56, 168.10. Ureche G. Letopiseţul Ţării Moldovei. Ed. P. Panaitescu. Bucureşti, 1958. P. 135.11. Cardaf G. Odiseea celui mai vechi manuscris inedit al cronicii lui Grigore Ureche // Mitropolia Olteniei. 1970. V-VIII. P. 569-570; Gorovei St. Addenda et corrigenda // Anuarul Institutului de istoire si arheologie «D.D. Xenopol». laşi,1978. XV. P. 529.12. Gorovei St. Biserica de la Balineşti // Mitropolia Moldovei şi Sucevei.1976. I-II. P. 108-119.13. Cronicele României seu Letopiseţele Moldaviei şi Walachiei. De M. Kogalniceanu. Bucureşti, 1874. Vol. 3. P. 451-453; Necuice I. Letopiseţul Ţării Moldovei şi о seama de cuvinte. Ed. II. Bucureşti, 1958. P. 12.14. Biblioteca Academiei Române. Secţia manuscriselor. Mss. 115, 120, 125,233; Bianu I. Catalogul manuscriptelor românesti. Bucureşti, 1907. Vol. I.15. Guirescu C. Op. cit. P. 65.16. Gorovei St. Activitatea diplomatică a logofătului Ioan Tautu // Suceava.Anuarul muzeui judeţean. 1978. V. P. 251.17. Uricarul. Sub red. T. Codrescu. Iaşi. 1857. Т. 4. P. 225-230.18. Семенова Л.Е. Указ. соч. С. 11-13.Источник: Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхождения текстов «капитуляций») // Славяне и их соседи, Вып. 8. М. Наука, 1998. С. 148-151.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Семенова Л.Е. Дунайские княжества в международных отношениях в Юго-Восточной Европе (конец XIV - первая треть XVI в.). М., 1994. Историографию проблемы «капитуляций» см. на с. 11-24.
Там же. С. 24- 62.
Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.
Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (османизм - панисламизм). XIX - начало XX в. М., 1985.
Виноградов В.Н., Семенова Л.Е. Некоторые вопросы отношений между Россией и Дунайскими княжествами в XVIII - начале XIX в. в свете материа- лов советских архивов // Балканские исследования. М., 1982. Вып. 8. С. 8.
Там же. С. 10-11.
Семенова Л.Е. Указ. соч. С. 29-32.
Архив внешней политики Российской империи. Ф. СПб. Главный архив. 1-9. 1801-1802. On. 8. Д. 4. Л. 159-162. Опубл.: Бессарабия на перекрестке европейской дипломатии. М., 1996. С. 96-98.
Giurescu С. Capitulatiile Moldovei cu Poarta otomana. Bucureşti, 1908. P. 14.
Cronicele slavo-române din sec. XV-XVI. Publicate de Ion Bogdan. Ed. P. Panaitescu. Bucureşti, 1959 P. 56, 168.
Ureche G. Letopiseţul Ţării Moldovei. Ed. P. Panaitescu. Bucureşti, 1958. P. 135.
Cardaf G. Odiseea celui mai vechi manuscris inedit al cronicii lui Grigore Ureche // Mitropolia Olteniei. 1970. V-VIII. P. 569-570; Gorovei St. Addenda et corrigenda // Anuarul Institutului de istoire si arheologie «D.D. Xenopol». laşi, 1978. XV. P. 529.
Gorovei St. Biserica de la Balineşti // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. 1976. I-II. P. 108-119.
Cronicele României seu Letopiseţele Moldaviei şi Walachiei. De M. Kogalniceanu. Bucureşti, 1874. Vol. 3. P. 451-453; Necuice I. Letopiseţul Ţării Moldovei şi о seama de cuvinte. Ed. II. Bucureşti, 1958. P. 12.
Biblioteca Academiei Române. Secţia manuscriselor. Mss. 115, 120, 125,
233; Bianu I. Catalogul manuscriptelor românesti. Bucureşti, 1907. Vol. I.
Guirescu C. Op. cit. P. 65.
Gorovei St. Activitatea diplomatică a logofătului Ioan Tautu // Suceava. Anuarul muzeui judeţean. 1978. V. P. 251.
Uricarul. Sub red. T. Codrescu. Iaşi. 1857. Т. 4. P. 225-230.
Семенова Л.Е. Указ. соч. С. 11-13.
 Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхожде-ния текстов «капитуляций») | Русин. 2011. № 2 (24).

Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхожде-ния текстов «капитуляций») | Русин. 2011. № 2 (24).